Операция «Неман»
6.3
2023, драма, военный, история
Россия
16+

В ролях: Александр Яценко, Алексей Кравченко, Алексей Макаров, Андрей Смоляков, Сергей Маковецкий
и другие
Оперативно-розыскная группа Управления контрразведки фронта под руководством капитана Алехина разыскивает диверсионную группу под кодовым названием «Неман». Группу диверсантов возглавляет, хорошо знакомый Алехину, немецкий агент Мищенко, в задачу которого входит сбор разведданных, необходимых немецкому командованию для определения направления главного удара Советской армии. Алехин и его группа, в ходе широкого поиска, отрабатывают одну версию за другой, но каждый раз Мищенко удается уйти.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Операция «Неман»

год: 2023
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: , , , ,
продюсеры: , , , , , ,
видеооператор: Алексей Федоров
композитор:
художник: Мавлодод Фаросатшоев
жанры: драма, военный, история
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Другие фильмы этих жанров
драма, военный, история

Постер сериала «Операция «Неман»», 2023

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Операция «Неман»», 2023

Слишком сильно «по мотивам», чтобы считаться экранизацией

Знаете, я порой даю шанс очередным современным экранизациям, не проявляя ревности по отношению к старым версиям. Всё потому что кино не стоит на месте, технически продолжает развиваться. Другое дело актёрская игра, которая показывает разный уровень актёрских школ и поколений (и то, всё довольно субъективно). Но вот зачем понадобилось кому-то переснимать роман Владимира Богомолова «Момент истины» при наличии блестящего фильма 2001 года, я всё же понять не могу.

Вообще сам роман писателя-фронтовика Богомолова читать довольно трудно. Но ещё труднее представить его на экране. Ведь в книге так много монологов от первого лица, документов (радиограммы, шифровки), рассуждений, что показать всё это в кино ну просто нереально. В своё время Михаил Пташук попытался экранизировать роман, но автору настолько конечный результат не понравился, что он даже попросил снять своё имя из титров. Хотя я скорее готов заступиться за «В августе 44-го», поскольку на мой взгляд в нём плюсов гораздо больше минусов. Сюжет практически тот же, актёры играют хорошо, работа офицеров СМЕРШ показана так как нужно (сей факт признают даже в рядах ФСБ). Однако нашлись и те, кто захотел в очередной раз попытать счастья, сняв очередную экранизацию романа Богомолова с довольно оригинальным названием - «Операция «Неман». И лучше бы не пытались.

В сущности перед нами даже не экранизация романа и не ремейк фильма 2001 года, а сплошная отсебятина. Полнейший бред, снятый «по мотивам». И знаете, я видел очень много различных экранизаций с подобной припиской. Однако они и то были сюжетно гораздо ближе к первоисточнику, чем данный мини-сериал. Причём настолько здесь всё по-другому, что замени фамилии персонажей на другие, зритель и не догадается, что это те самые герои, выискивающие тех самых немецких диверсантов в белорусских лесах.

Главными особенностями данной версии стало введение антагониста - агента Мищенко (Алексей Кравченко) уже в первые минуты 1 серии, а так же обилие экшен-сцен в каждой серии. Причём из-за появления в кадре Мищенко напрочь убивается основная интрига произведения (всё равно что в детективе показать кто на самом деле убийца), а экшен-сцены для «Момента истины» вообще не нужны. Ведь там самая суть работы контрразведчиков - вести наблюдение, проводить «мозговые штурмы», пытаться предугадать ходы противника. А тут я как будто смотрю очередную часть сериала «Диверсанты» - чуть что, сразу стрельба, погоня, взрывы, трупы с плохо нарисованными на компьютере пулевыми ранениями… Неужели дело в зрителе, который по мнению создателей, настолько отупел, что не будет воспринимать фильм должным образом, если там не будет подобных сцен? Мне кажется что нет.

А если не отталкиваться ни от книги, ни от фильма 2001 года? Может ли мини-сериал «Операция «Неман» восприниматься как самостоятельное произведение? Я думаю что да, может. Но и как независимый продукт он весьма и весьма слаб. Глядя на то, как топорно работают главные герои, постоянно упускающие диверсантов во главе с Мищенко, невольно можно усомниться в их профессионализме. И та интрига, что хотели ввести создатели, введя в сюжет предателя, сотрудничавшего с немцами, раскрывается на раз-два, едва этот неизвестный показал в кадре свои глаза и заговорил.

К актёрскому составу так же имеются вопросы к создателям. Особенно неприятно было видеть 50-летнего Алексея Макарова (который когда-то удачно сыграл в эпизоде «В августе 44-го» майора-танкиста) в роли 25-летнего старшего лейтенанта Таманцева. Я конечно могу предположить, что ужасы войны могли оставить отпечаток на лице молодого человека, внешне состарив его. Однако всё равно это великовозрастной актёр для такой роли. К Александру Яценко меньше всего вопросов (если не считать проблемы с сердцем у его героя, зачем-то показанные именно в 1 серии, на что впоследствии как-то забили сценаристы, разрешив его Алёхину бегать и прыгать без труда). А вот Александр Дуденков хорошо подошёл под образ молодого лейтенанта Блинова, но раскрыть героя своего так и не сумел. Да и Андрей Смоляков своего персонажа генерала Егорова сыграл на одной ноте - оря на подчинённых.

Увы и ах, мини-сериал Сергея Виноградова оказался плох практически по всем показателям: и как экранизация, и как детектив, и как фильм о Великой Отечественной войне. Звёздный актёрский состав лишь способен привлечь на себя внимание. Но и на нём одном далеко не уедешь. Учитывая тенденцию последних 20 лет снимать лёгкие военные пострелушки, приправленные антисоветчиной, удивляться подобным качеством данного продукта не приходится. Но отрицательный пример, это тоже пример. И в данном случае доказывающий, насколько же труден и крут роман Богомолова, что его до сих пор не могут нормально экранизировать. И насколько хорош «В августе 44-го» с Мироновым и Галкиным в главных ролях.

4 из 10

26 августа 2023

Бабушка не приехала

Операция «Неман» - 6 из 10

Минисериал по мотивам - именно по мотивам! - Момента истины Богомолова. Ни в коем случае не римейк «В августе 44-го», хотя герои те же, события те же, но сюжет радикально разный. Поначалу был склонен поставить семерочку, но потом зажал балл. Там, где поначалу шло близко к тексту Богомолова и фильму, было вроде ничего и даже неплохо, хотя и с огрехами. Но чем дальше начали отходить от оригинального сюжета и фантазировать, там больше полезло косяков. Сценаристы попытались придать героям, в том числе и второстепенным, дополнительные черты характера и мотивы, чтобы сделать их глубже, но получилось строго наоборот, потому что черты эти придавались по шаблону. Расширение сюжета так же было проведено шаблонно, по калькам, как шаблонными получились и дополнительные герои. Большой минус, на мой взгляд, это навязчивое стремление каждому гаду придать некий бэкграунд, едва ли не оправдывающий его мотивы быть гадом. Опять же, в плане психологической схватки сюжет был радикально упрощен в угоду детективной составляющей, и это тоже сыграло в минус. Того саспенса, что случился в эпизоде «прокачки» Алехиным диверсантов в «августе 44-го», и близко не получилось достичь с помощью беготни по лесу и стрельбы. Сильно резали уши анахронизмы и обороты из современной речи и современные мемчики типа «хочешь сделать хорошо, сделай это сам». По актерской игре больших претензий нет. Да и актеры подобраны хорошие. Яценко в роли Алехина более чем органичен. Макаров пытается косплеить Галкина и это заметно. Очень удивило, как сидит мундир на Макарове. Вроде здоровый мужик, постоянно играет военных, фигура атлетическая, а поди ж ты - будто он гимнастерку поверх ватника носит и еще за пазухой килограмм пять картошки таскает. Отдельно по Маковецкому - в сценах, где требуется дать драму, он как всегда хорош. Но когда его выводят на режим ниндзи… Ой-вэй, рука-лицо…В общем, изначально я был настроен к фильму лояльно и брюзжать на тему «как всегда все испортили» не собирался, как и сравнивать сериал с фильмом. Но, увы, бренд «Пиманов и ко» подтвердил свою репутацию шаблонщиков, да и уйти от сравнений не удалось. Отвращения работа не вызвала, восторга тоже.

21 июня 2023

Дежурное прочтение

Я начал смотреть не с титров, а с уже первых кадров. Услышал знакомые фамилии персонажей и подумал: 'Неужели! Осмелились на сиквел или приквел...' Но нет - у сценаристов оказалась кишка тонка: воспроизведена фабула известной повести.

Основная претензия - отсутствие элементарного саспенса. Идёт иллюстрация основных сюжетных линий книги, как и в предыдущей киноверсии, с изменением акцента на ту или иную историю героев второго плана. Конфликты между диверсантами, их пособниками и смершевцами, создающее было напряжение, быстро разрешаются практически в той же серии. Просто парадокс: в книге саспенс есть, а в фильме его нет, хотя всё богатство изобразительных средств, плюс звук, даёт неоспоримые возможности.

Экранизация такого остросюжетного боевика-детектива требует чётких жанровых рамок. Конечно, автор самой повести был против любого прочтения, кроме как в жанре соцреализма, но сейчас-то возможности другие. Это мог бы быть солдатский лубок, нуар, суперэкшн а-ля Голливуд или истерн, наподобие экранизации Желакявячуса, как о ней отзывались участвовавшие в ней артисты.

Что касается работы актёров, игравших основную троицу героев, то переиграть Миронова из предыдущей экранизации очень трудно. Если делать Алёхина 'таким умным', то можно было изобразить его совсем конченным 'ботаном', попадающем в опасные ситуации на ровном месте, о безопасности которого заботятся его коллеги-волкодавы. Таманцев показан недостаточно жёстким и умелым, а Блинов - тот, вообще, ни рыба, ни мясо, играет только на своём психическом дефекте.

Из ляпов можно отметить смакование сапёрной лопатки с 'супесью'. Закапывали рацию в чистом песочке, а на лопатке демонстрируется налипшая плодородная земля. Ни первое, ни второе не имеет ничего общего с супесью, которая, как мы узнаём из разъяснения Алёхина, является смесью песка с глиной.

1 июня 2023

Очень жаль...

Может потому, что роман Богомолова произвёл на меня очень хорошее впечатление, я ждал от фильма слишком много. Экранизация 'В Августе 44-го' мне понравилась, но конечно невозможно было вместить в одну серию всё то, чем так увлекает роман. Я надеялся, что данный сериал раскроет множество интересных моментов, которые так прекрасно отразил автор книги. Увы, этого не произошло. Почему-то съёмочная группа решила всё переписать! Зачем? Получилось бездарно, неправдоподобно, а самое главное - совсем теряется логика! В такие моменты мне искренне жаль артистов. Появилось множество перестрелок (в которые не веришь), интриги (которые раскрываешь сразу) и т.д. Возникает вопрос 'ЗАЧЕМ'? Зачем переписывать то, что полюбилось такому огромному числу читателей? Тонкая, интеллектуальная работа контрразведчиков заменена на дешёвый экшн! Взять хотя бы эпизод с умалишённой, которая шпионила на железной дороге! Один этот момент стоит целого детектива (как её раскрыли, как проводили медэкспертизу и т.д.)! Разочарован! Других слов нет. Хотите получить удовольствие - читайте книгу! В крайнем случае посмотрите фильм 2000 года.

16 мая 2023

Третье прочтение

Роман «Момент истины» относится к разряду неэкранизируемых. И это доказано не только лентой «В августе 44го», где очень многие вещи оказались просто утрированны и не имеют силы. И речь не только о кульминации с засадой — эпизод с Таманцевым среди убитых немцев в книге очень сильный, а у Пташука просто пшик.

Первая же попытка от режиссера Жалакявячюса и вовсе не вышла в свет. И теперь некто Виноградов решив, что Бог любит троицу, рискнул нас чем-то удивить.

Ну в начале получилось — с ходу раскрыв все карты. В самом начале сериала нам показывают главного антагониста. Если бы это было другое произведение не имеющее с романом Богомолова ничего общего. В книге была интрига, а тут нам с ходу все выдают. И главное — маэстро постановщик заявил, что он снимает боевик.

И тут другая проблема — боевика-то не получилось. Перестрелки, погони сняты крайне невыразительно. Опять-таки большой привет «маэстро» Виноградову, которому доверили такую картину при наличии крайне сомнительного опыта. Я уже не говорю о взрывах, на которых явно сэкономили. Про историческую матчасть я просто тихонько промолчу, дабы не переходить на мат. Но главное это два момента: 1) Общая нереалистичность, когда диверсанты творят что хотят в глубоком тылу; 2) Складывается впечатление, что герои именно немцы, а не наши контрразведчики, которые ведут себя, как полные идиоты. По поводу первого я напомню авторам, что такую группу «слонов в посудной лавке» расстреляли бы на раз-два и посоветую им пересмотреть советские фильмы, где развед-группы действовали гораздо более филигранно и по военной науке. Что до следующего пункта, то тут отдельный разговор.

Начнем с того, ну какой из Яценко герой боевика? Ну серьезно, что ли? Совершенно не тот типаж, совершенно неспособный играть в боевике, а в совокупности с историей про осколок это просто фарс. Макаров? Ну то, что он давно уже толком нигде не снимался, уже говорит о многом — потерял он в мастерстве и сильно. Ну и апофеоз несуразицы — Дуденков. Я думал, что хуже Колокольникова в ленте Пташука сыграть невозможно. Нет! Очень возможно. Тут человек вместо заикания показывает какую-то потугу на психическое расстройство (без конкретики, так как не хочу оскорблять людей с проблемами сравнением с этим недоразумением). Откуда его такого взяли? На этом фоне Кравченко смотрится просто безупречно.

Итого — абсолютно проходная бездарность (называть экранизацией совесть не позволяет) с претензией на любимые ААА.

10 мая 2023

Операция «Мищенко»

Мищенко и только Мищенко ищет группа СМЕРШовцев 2-го белорусского фронта. Мищенко и только Мищенко требует поимки их вышестоящее начальство, почти сразу от начала фильма, ломая интригу заложенную в лит источнике и воспроизведённую в предыдущей экранизации.

Так для чего же был снят этот римейк вполне ещё свежего фильма? Вероятно чтобы показать, привнести, в постановку нечто новое, своё, отличное от предыдущей постановки.

Поищем это новое - сначала картины это превью о подготовке диверсантов и их пути к зоне активных действий. Вероятно, это полезно увидеть зрителю незнакомому с классическим представлением об этих вещах по другим фильмам, ставшими классикой жанра - 'Щит и меч', 'Вариант 'Омега' и т.д.

И правда, если судить по фильмам на тему столкновения современной молодёжи с реальностью ВОВ - 'Закрытый уровень', 'Мы из будущего', 'Рубеж', 'Туман' - можно увидеть, что юность в нашем гос-ве, не обременена пониманием произошедшей в то время трагедии, в лучшем случае зная основные даты - не более. Поэтому пояснение контекста, вероятно и требуется - кто, что, откуда и почему.

Вот последнее - почему, очень ярко раскрыто в этой картине - подробно раскрыты причины работы на немцев всех анти-героев. Но послушайте - такие ли это анти-герои, если их нелюбовь к власти полностью оправданна личной историей, семейной трагедией, потерей близких? А как чувственно они встречаются со своими, давно не виденными любимыми! Как мужественно они противостоят системе, государственной машине, умно и хитро обыгрывая её аппарат принуждения и насилия! Такое изображение героя не тянет на анти-, особенно если нет столь же подробного пояснения мотивов противоборствующей стороны - а они размытые - 'Наши' - и всё, без пояснений. Но это понятно зрителю, видевшему весь спектр картин о ВОВ советского периода от 'Иди и смотри' до 'Мерседес уходит от погони'. Это понятно зрителю, находящемуся в курсе исторического диспута о ВОВ в настоящем. Но если юному большинству требуется разжевать пред-историю диверсантов, как это мы выяснили абзацем ранее, то не менее, а я уверен, что для полного понимания происходившего в ВОВ и более, необходимо раскрывать мотивы советских воинов. Хотя, вероятней всего это будут пресловутые булочка и трамвайчик из 'Зои' или менее известные ' - Ну уж точно не за советскую же власть' из 'Закрытого уровня' - настолько, насколько простираются познания в облаке идей нынешних творцов.

По игре актёров - Смоляков привычно из фильм в фильм орёт на подчинённых, Яценко - сумасшедший Шерлок обглоданного вида. Макаров - почти на своём месте - но уже староват - нет резкости в движениях, Кравченко - тоже уже не тянет на героя боевиков из-за возраста, Маковецкий - та же история - по фильму 50 лет по факту - 64, остальные персонажи выглядят блекло и плоско.

По сюжету - полностью убив интригу, переработали в военный боевик, но тоже неудачно - боёвка очень нереалистичная. Также 'В августе-44го' разбавили очевидным дополнением из 'Кодовое название «Южный гром»' - вполне верное решение. Отвратительная музыка - кто-то натрынькал на синтезаторе нечто минорное.

Ненужный римейк неплохого фильма с убитой интригой (но за счёт этого с прокаченным таймингом!), отсутствием психологизма работы оперативника контразведки (в предыдущей экранизации тоже не очень - но там хоть пытались, по сравнению с этой...). Но зато с прекрасно преподнесёнными, почти лирическими и сопереживательными, историями пособников фашистов - диверсантов. Отсутствие пояснения мотивации советских бойцов вполне объяснимо непониманием самими авторами идей и смыслов конфликта - подсвечивают в сюжете что могут понять и принять - шкурные интересы предателей и врагов прогрессивного общества.

Зачем нужен был этот фильм?

2 из 10

10 мая 2023

Драма Операция «Неман» на большом экране с 2023 года, его режиссером является Сергей Виноградов. Кто снимался в кино, актерский состав: Александр Яценко, Алексей Кравченко, Алексей Макаров, Андрей Смоляков, Сергей Маковецкий, Александр Дуденков, Артур Харитоненко, Сергей Иванюк, Александр Никольский, Роман Гайдамак, Денис Бондаренко, Леван Мсхиладзе, Александр Высоковский, Евгений Березовский, Александр Абрамович.

Страна производства - Россия. Операция «Неман» — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.