| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.6 |
IMDb
|
6.3 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Степной волк |
| английское название: |
Дала қасқыры |
| год: | 2023 |
| страна: |
Казахстан
|
| режиссер: | Адильхан Ержанов |
| сценарий: | Адильхан Ержанов |
| продюсеры: | Ольга Хлащева, Нурым Айдингали, Алия Мендыгожина, Александр Роднянский, Максим Акбаров |
| видеооператор: | Еркинбек Птыралиев |
| композитор: | Галымжан Молданазар |
| художник: | Ермек Утегенов |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
31 января 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 42 мин |
«Дала каскыры» Ержанова
Любому художнику необходимо работать со временем и быть современным. Время — материал, с которым сталкивается каждый, в каком бы медиуме он ни творил. Ержанов в каждой своей картине фиксирует взгляд на события вокруг, и «Дала каскыры» не исключение. Экспозиция фильма это его рефлексия на январские события, переходящие из анархии в личную нео-нуар драму. Он намеренно сгущает краски и не идет на компромиссы впрочем, как всегда. Его фильмы экспрессивны, порой скатываются в брутализм и графику, но не избегают и академизма.
От этого возникает двоякое ощущение: визуальная эклектика, вероятно, станет со временем одной из опорных точек казахского кинематографа, своеобразной методикой. Но его «насмотренность» иногда мешает. Визуальные нарративы слишком явно адаптированы из классики 50-х и последующих десятилетий, из разных жанров. Любимые сцены он настойчиво «пережевывает», словно школьный отличник, доказывающий, что решил задачу, где полкласса споткнулось. Иногда от этого устаешь понимаешь, что часть образов просто слизана, пусть и с любовью.
Кажется, что Ержанов так погружен в кино, что воспроизводить сцены других для него источник драйва и энергии. Но за этим не всегда чувствуется он сам. Раскрывается он скорее в персонажах тех, кто не «вписывается в общую социальную структуру» (если мыслить стереотипами). В своем Каратасе он дает им приют. И за это ему стоит отдать должное: в его мире для таких людей есть место, и оно важно.
Структура повествования «Дала каскыры» условна и рвана. Режиссер не дает расслабиться, будто старший брат, который постоянно толкает в спину, мешает играть в песочнице, дразнит. Это держит в напряжении, но и раздражает. Ержанов тут — ученик, который срывает уроки, швыряется бумажками, а звонок на перемене у него заменен синтвейвом. Музыка, кстати, часто звучит для пущей пафосности и хотя Моладаназар старался, тональность не всегда совпала.
На протяжении фильма зрителя намеренно провоцируют — визуально, монтажно, структурно. Когда хочется погрузиться в жизнь героев, тебя словно бьют по голове и смеются в лицо. Оправдывать это можно фразой «режиссер так видит», но все же фильму не хватает собранности. Слишком многое условно, слишком многое оставлено за кадром, как будто зритель должен сам додумать отсутствие кусочков «жанровая особенность». Впечатление от этого похоже на сборку конструктора Lego без инструкции: похоже, местами увлекательно, но разрозненно.
В итоге картина с очевидными прелестями, за которые можно хвалить. Но режиссерски ей не хватает самодостаточности и новых смелых решений. Ержанову пора пересобрать свой богатый багаж в собственный вкус, а не оставаться заложником фестивальных душнил, которые больше всего любят бесплатный кофе. ?
16 сентября 2025
Ержанов последовательно деконструирует европейскую культуру. В 'Черном, черном человеке', он цитировал Монтескье, и развенчивал идею справедливости. 'Голиаф' основан на идеях Макиавелли, и посвящен борьбе с тиранией в антураже казахских степей. Теперь, режиссер взялся за Германа нашего Гессе, и его 'Степного волка'. Вышло удачно - волк вывернут наизнанку, и жалобно скулит.
Брайюк (главный герой) больше похож на ницшеанского сверхчеловека, нежели на героя романа Гессе. Он не аморален, он внеморален. Никакой рефлексии, никакой жалости, презумпция виновности для всех и каждого. Все виноваты, и все умрут.
Брайюк - бывший сотрудник, а ныне, сиделец на 'красной зоне', один из тех, кто выбивает из заключенных чистосердечные признания. Он не знает жалости, сострадания, он - палач, пыточная машина, бездушный механизм. Во время протестов в Казахстане, судьба свела его с Тамарой, чьего сына похитили с целью продажи на органы. Брайюк помогает ей найти сына, при этом, у него своя мотивация в этом деле, эмпатии по отношению к женщине у него нет.
Как и в романе Гессе, Тамара просит Брайюка убить её по завершении поисков. Режиссер берёт романную форму, сюжет, и наполняет её новым содержанием. Роуд - муви перерастает в греческую трагедию о мести, в притчу о невозможности добра, в чернющий нуар. Берик Айтжанов (Брайюк) очень свободен в кадре, расслаблен, пластичен и жесток. Он немногословен, но прекрасно владеет языком насилия. Убить старика, женщину, ребёнка? Никаких проблем. Жизнь человека не стоит ничего, человек лишь средство на пути к достижению цели. Отрезанные пальцы, раздробленные кости, расстрелы, горящие заживо люди - всё, как вы любите, честное садистское, я гарантирую, что вы неоднократно испытаете чувство злобной радости, кровожадные мои, этот фильм - услада очей для тех, кто устал от депрессивной нудятины, заполонившей экраны, от всей этой психоаналитической жвачки, и рассказов о ценности человеческой жизни.
Тамара (мать похищенного мальчика) вызывает раздражение. Она какая-то примороженная. Вечно бормочет что-то несвязное, терпит скотское отношение бывшего муженька, и производит впечатление юродивой. Так и хочется дать ей ногой по спине, чтобы взбодрилась. За ней надо следить внимательно, она не так проста, будет финальный твист, который изменит ваше отношение к ее героине.
'Степной волк' - это цинично, это жестоко, это очень хорошо. Плохим будет плохо, а хороших здесь нет. Тень чернеет, и поглощает Аниму, диалектика смерти..
2 января 2025