| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.2 |
IMDb
|
7.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Не ждите слишком многого от конца света |
| английское название: |
Nu aștepta prea mult de la sfârșitul lumii |
| год: | 2023 |
| страны: |
Франция,
Румыния,
Люксембург,
Хорватия,
Великобритания,
Швейцария,
Канада
|
| режиссер: | Раду Жуде |
| сценарий: | Раду Жуде |
| продюсеры: | Адриан Ситару, Ада Соломон, Дьяна Каравия, Адрьен Кеф, Клер Дорнуа, Анкица Юрич-Тилич, Йоргос Карванас, Констандинос Контовракис, Серж Лалу, Андреас Ролд, Ioanna Stais, Паул Тилтджес, Дэн Уэкслер, Джамаль Зейнал Заде, Раду Жуде, Валентино Рудольф |
| видеооператор: | Мариус Пандуру |
| композиторы: | Юра Ферина, Павао Михольевич |
| художники: | Кристиан Никулеску, Андриа Поупэ, Раду Жуде |
| монтаж: | Каталин Кристутиу |
| жанры: | комедия, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в США:
|
$73 983 |
Мировые сборы:
|
$92 360 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
4 августа 2023 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
2 ч 43 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Довольно занятное европейское кино, действие которого разворачивается в Румынии. Главная героиня — молодая женщина, подрабатывающая водителем Uber и одновременно ассистентом продюсера в телекомпании. Фильм начинается буднично: она просыпается, собирается и отправляется по делам — выполнять поручения, связанные с подготовкой телесюжета. История, над которой она работает, — социальный ролик для австрийской корпорации о важности соблюдения техники безопасности на производстве.
В течение фильма она ездит по разным людям, берет у них интервью, оценивает кандидатов для съемок — и всё это подано как обыденная, изматывающая рутина. Постоянная переработка, недосып, бесконечные поручения — и, чтобы хоть как-то снять напряжение, она записывает короткие селфи-видео, где появляется в маске персонажа по имени Бобица. Этот образ — её полная противоположность: дерзкий, грубый, матерящийся парень, не стесняющийся ни в словах, ни в позах. Через этого виртуального двойника героиня выпускает пар, выражает всё то, что в обычной жизни вынуждена подавлять.
На фоне этой линии в фильме мелькают и современные реалии — война на Украине, экономические трудности, общественная апатия. Всё это упоминается ненавязчиво, но ощутимо формирует контекст, в котором живут герои.
Когда же дело доходит до самих съемок корпоративного ролика, для участия выбирают мужчину, пострадавшего на работе: он получил травму головы из-за неокрашенного шлагбаума и стал инвалидом. Сначала проект подается как история о важности безопасности, но вскоре руководство компании понимает, что в этой аварии есть и их доля ответственности. Начинается цензура, правки, согласования — и весь процесс превращается в абсурдный спектакль бюрократии и самоцензуры.
Фильм нарочно показывает всё это предельно натуралистично, почти без монтажа — длинные сцены ожидания, бессмысленные разговоры, протоколы согласований. Зритель оказывается в том же вязком состоянии неопределённости, что и герои, и невольно задаётся вопросом: зачем всё это, какой в этом смысл?
Постепенно картина складывается в довольно мрачный, но и ироничный портрет современного общества, где люди превращаются в винтики корпоративной машины, где всем всё безразлично, и каждый просто плывёт по течению.
Ближе к финалу есть забавная сцена — героиня снова снимает ролик с Бобицей, где тот в привычной хамоватой манере обрушивается с проклятиями на Зеленского. Эпизод смотрится одновременно гротескно и символично, как бы высказывая коллективно подавляемое желание.
А финальные титры — вообще отдельный штрих: они написаны от руки на листе бумаги, снятой крупным планом. Простое, но выразительное решение, которое как будто подчеркивает и низкобюджетность проекта, и его общее настроение — искреннее, немного кустарное, но очень человеческое.
5 октября 2025
Со времён начала «румынской волны» каждый фильм, добирающийся до русскоязычного зрителя из Румынии – обязательно отвал чего-нибудь. От «Не ждите слишком многого от конца света» может отвалиться и то, и другое, в зависимости от того, насколько нежный котичек его посмотрит.
Главная героиня картины, помощница продюсера Анжела, пропадает на работе днями и ночами. Чтобы быстро снимать стресс, она придумала себе альтер-эго – пошляка-женоненавистника Бобито. Включив камеру и поставив фильтр, любительница Марселя Пруста, Мюриэл Спаркс и Салмана Рушди за секунду перевоплощается в лысого мужика с одной бровью и вываливает поток ругательств, которые в жизни можно услышать разве что на пьянке филологов с медиками.
Превращение доктора Анжелы в мистера Бобито – самый яркий, но отнюдь не единственный контраст в фильме. Работодатели женщины – богатые австрийцы, использующие румын как практически бесплатную рабочую силу. Румынский лес давно распродан, румынские фабрики работают на экспорт, румынские рабочие калечатся на производстве, остаются без социальных выплат, и даже после этого с радостью соглашаются сняться в австрийском фильме о том, что сами виноваты в своих увечьях. Это всё нисколько не мешает экранным румынам заглядывать в рот более богатым соседям, ненавидеть венгров или смеяться над цыганами и албанцами.
Ещё один контраст рождается из композиционного устройства картины. В нём фрагменты жизни помощницы продюсера переплетаются с фрагментами типичного румынского фильма 1980х «Анжела едет дальше», посвящённого женщине, водящей такси. Подцензурная производственная драма, как водится, содержала в себе любовную линию, и Раду Жуде в «Не ждите...» решил рассказать, что было с героями после титров, не забыв упомянуть: возлюбленный Анжелы-старшей, «орумыненный» венгр, обожающий Виктора Орбана.
Я, конечно, как обычно, недовольна хронометражем, но зато теперь верю, что у современной сатиры ещё не всё потеряно, и ищу фильтр с маской для своего бородатого матерщинника Виссариона.
9 октября 2024
Знаете что такое 'У-вэй'?
Это концепция из Китая. Дословно переводится как 'неделание' и предлагает взаимодействовать с миром, не противостоя ничему. Просто течь по течению и принимать все, что происходит вокруг. Ничего не должно вызывать раздражение, вы должны гармонично вписываться в имеющиеся реалии.
'Крепче за баранку держись шофер', короче говоря.
Новый фильм румынского режиссера Раду Жуде 'Не ждите слишком многого от конца света' 2023 г. анализирует именно такой подход к жизни и демонстрирует, что он свойственен абсолютно всем. При этом именно он является причиной всех проблем, существующих в обществе. Эти проблемы все знают, все о них говорят, всех они раздражают. Но никто не несет за них персональную ответственность и никто ничего не делает, чтобы хоть что-то изменить. Все просто подстраиваются и делают свои собственные дела.
В центре внимания тут молодая женщина, работающая водителем Убера. Но вместо обычного развоза она сотрудничает с производящей кинопродукцию компанией и выполняет их поручения. Движение в Бухаресте ужасное, девушка постоянно за рулем и буквально боится отключиться в любую минуту - ей не дают отдохнуть и нормально выспаться.
При этом задание у нее непосредственно связано с переработками - она ездит и записывает интервью с людьми, которые получили серьезные травмы на производстве из-за несоблюдения рабочего графика и требований к безопасности.
Сложно пересказать сюжет этого фильма. Но если вы смотрели другую ленту Раду Жуде - прогремевший провокационный фильм Безумное кино для взрослых' 2021 г. - то уже знаете, чего можно ожидать.
Тут множество острых диалогов, затрагивающих актуальные проблемы. Множество отсылок к историческим событиям. Постоянное перескакивание от цвета к черно-белой реальности и сосуществование двух временных отрезков. А также жгучая печаль от осознания, что личная жизнь, человеческое общество и государственное устройство в реальности могли бы быть намного лучше.
'Не ждите слишком многого от конца света' - это кино о нашей лживости, конформизме, зашоренности, пошлости и высокомерии. Это кино об обычной жизни обычных людей, в которой нет места киношным героям, протестам и победам. Есть только люди с их мелкими жизнями, в которых они все следуют заветам 'У-вэй'. Даже если понятия не имеют об этом термине.
Одно очень популярное российское интернет издание сделало своим лозунгом слова 'Все всё понимают'. Это преподносится и видимо воспринимается абсолютным большинством как что-то позитивное. Типа мы то вот собрались все умные, мы видим правду, скрытую за ложью. Мы не быдло тупое... Раду Жуде плюёт на людей с их высокомерным 'всепониманием'. И говорит о том, что мы все такие же пассивные ничегонеделальщики, просто бубнящие своё недовольство, за которым абсолютно нет никакого деятельного начала. Держитесь дальше за свою баранку, смотрите тиктоки, шутите, бубните, работайте. И не ждите, что что-то вокруг изменится.
Рейтинг фильма - 7,5 в IMDB. И да - это комедия. Забавная. Только главное не разглядеть в ней самих себя.
P.S. А еще в 'Не ждите слишком многого от конца света' снялся режиссер Уве Болл.
5 июня 2024