Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мыржакып. Проснись, казах! |
английское название: |
Міржақып. Оян, қазақ! |
год: | 2023 |
страна: |
Казахстан
|
режиссер: | Мурат Есжан |
сценарий: | Мурат Есжан |
видеооператор: | Жанат Омирали |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 сентября 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 11 мин |
Хотелось бы отметить, что здорово видеть, что в период бума казахстанских эскапистских комедий и романтичной ностальгии по понятным братским понятиям, находится место и фильмам недавнего и мрачного периода нашей истории.
О чем? Фильм охватывает десятилетия национальной истории, трагедии и травмы – недостаточно рассказанной, пережитой и проработанной. Фильм говорит от лица исторической личности – знаменательной, отважной и трагической.
Немного уходя от фильма... Фильмы об истории как минимум бывают двух видов. Первые рассказывают маленькие истории на фоне больших событий, то, как события меняют, ломают и вдохновляют судьбы. В таких фильмах герои это обычно вымышленные люди, которые олицетворяют множество судеб: жертв войн и разрушений, героизм защитников родины, страдания детей, несправедливость общества, надежду влюбленных, преданность друзей. События неизбежны и непреодолимы, а персонажи лишь переживают его последствия и не могут изменить ход истории. Но эти истории помогают осмыслить эпоху через взгляд одной локальной судьбы. Эти истории идут от большого к малому, от нации к семье, от корабля к двери, от катастрофы до выживания одного героя. Примеров таких фильмов множество: Пианист, Мальчик в полосатой пижаме, Титаник и прочие.
Другие фильмы, наоборот, рассказывают о реальных личностях, которые участвуют, влияют и создают большие события – то есть активные участники своей эпохи. Волевое решение, прочерк пера, титульный бой, отважный поступок - этим они вписывают свое имя в общую историю, чтобы сохраниться в памяти тысяч людей на долгие годы…. как герои, победители, гении, таланты, либо как злодеи, лузеры, или глупцы. Такие истории идут от малой истории к глобальному – от рождения человека до начала мировой войны, от одной идеи к технологиям, изменившим мир, от мечты до полных стадионов. Иногда бывает, что их влияние и значимость осознаются спустя годы, и сами личности не узнают о своем общем признании. Это фильмы – Наполеон, Ван Гог, Стив Джобс, Железная леди, Список Шиндлера.
Возвращаясь к фильму... После фильма (сериал не просмотрен) о Міржакып Дулатове остается спорное ощущение, о чем же этот фильм, какой в нем посыл и история. С одной стороны, это фильм о сильной личности, который бескорыстно и искренне болел за свой народ, который сумел вдохновить и пробудить в людях человечность и сострадание, который не сдавался несмотря на отказы чиновников или заточение в тюрьме. С другой стороны, сюжет о простом парне, который мечтал, влюблялся, воспитывал детей и жил в большинстве в рамках, которые у него были.
Фильм постарался рассказать многое из жизни человека, и его амбиции для Казахского народа и его мирную жизнь парня, но фильм по итогу не сумел раскрыть ничего из этого.
Художественный фильм словно пошел по страничке Википедии, чередуя его события в хронологическом порядке. Однако одного фильма мало чтобы охватить многогранную жизнь человека. Фильмы о реальных личностях ведь могут не только пересказывать биографию, но и нести посыл, особенно если это отражает характер человека – к примеру, любовь к народу или силу духа. Вопрос лишь состоял в акцентах сценария, где лично мне не хватило раскрытия национальной значимости и наследия Міржақып Дулатова, которое безусловно сохраняется и через сотню лет. Как его книги повлияли на умы его народа? Как его героизм вдохновил его соратников? Почему мы должны помнить и гордиться им? Ответы вроде повисли в воздухе где-то совсем рядом. Ведь этот человек безусловно больше чем просто жертва советской системы, которую к радости его состарившейся дочери, оправдали в финале. Ведь на самом деле история могла бы быть гораздо больше, чем бумажка, подписанная кем-то чужим и где-то далеко. И ощущение от фильма могло бы не про жалость от чувства несправедливости, беспомощности или выбивания слезы от вида доброй апашки, а оставить нас как активных вершителей своей судьбы, и своего народа несмотря на любые сложности.
Но все же, фильм хороший и я рад, что он есть. Если мое мнение где-то правдиво, то надо помнить, что казахстанский кинематограф довольно молодой – менее 100 лет. А рассказывать правдивые истории о политических лидерах трагических и долгое время игнорируемых десятилетий мы только учимся, поэтому возможно и создатели фильмов, и политики, и зрители только сейчас начинают просыпаться.
27 октября 2023