Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Монстр |
английское название: |
Kaibutsu |
год: | 2023 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Хирокадзу Корээда |
сценарий: | Юдзи Сакамото |
продюсеры: | Кэндзи Ямада, Гэнки Кавамура, Минами Итикава, Рё Ота, Киёси Тагути, Хадзимэ Усиода, Тацуми Ёда, Эидзи Ватанабэ, Хисаси Усуи, Таити Ито, Хидзири Тагути, Мэгуми Бансэ, Хирокадзу Корээда, Тору Ота |
видеооператор: | Рюто Кондо |
композитор: | Рюити Сакамото |
художники: | Кэйко Мицумацу, Кадзуко Куросава, Со Хён-сон |
монтаж: | Хирокадзу Корээда |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $434 585 |
Мировые сборы: | $20 659 050 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 мая 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 6 мин |
«Монстр» автора великолепных «Магазинных воришек» Хирокадзу Корээды, боровшийся в прошлом году за Palme d'Or и взявший приз за «Лучший сценарий» – фильм-ребус, полностью решить который можно, только посмотрев всю картину. Каждый другой взгляд на ситуацию не только дополняют повествование, но и иногда полностью меняют отношение зрителя к истории. Видно, что Корээда бегло конспектировал великий «Расемон» Куросавы, чтобы постепенно дать право голоса всем героям, а самому отстраненно, с печальной улыбкой показать, каковы могут быть ужасны последствия душевной глухоты взрослых. Каждая новая глава снята немного по-другому, к концу истории взгляд камеры становится настолько интимным, что зритель буквально оказывается рядом с детьми, которые вот-вот совершат роковую ошибку под давлением серьезных внешних обстоятельств.
«Монстр» во многом экранизация известной японской пословицы – «Дэру куги ва утарэру» (торчащие гвозди забивают). Так говорят о людях, которые выделяются среди других, и как общество реагирует на них. Традиция быть как все часто приводит к печальным последствиям, молоток общества будет бить по торчащему гвоздю-человеку до тех пор, пока не сравняет шляпку с уровнем остальных. И будет ли он после этого прежним и сохранившим рассудок – большой вопрос. Закрытое японское общество – общество жесткого контроля, но его неписаные правила напоминают обоюдоострый меч, который ранит и детей, и взрослых. Корээда поднимает тему буллинга в школе (кто именно страдает от него раскроется ближе к концу картины) и семейного насилия. Жестокость направлена на детей, которые сильно отличаются от остальных и справиться с ней общество почти не предпринимает попыток, боясь потерять лицо.
Это маленькая круговая порука – молчаливое бездействие учебного заведения, которому просто невыгоден публичный скандал, что приводит к бесконечным вежливым и пустым извинениям, насилие в семье, когда ребенка из-за его странностей считают чуть ли не дегенератом. Дети могут противопоставить жестокости и безразличию старших только удивительную нежность. И хотя сам режиссер в интервью отрицает суть природы слишком тесной дружбы ребят, но она явно противоречит традиционным японским ценностям, «превращая» одного из мальчиков в публичного монстра. И Корээда делает все возможное, чтобы дать своим маленьким героям надежду, что они смогут выстоять и быть услышанными взрослыми. Защититься от излишней строгости мира старших им помогает заброшенный вагон поезда – надежный уголок детства, пропитанный духом приключений, скрытый от любопытных взоров посторонних. Главные герои напоминают маленьких инопланетян, которых все разглядывают с враждебным любопытством и спрятаться можно только в своем небольшом «космическом корабле».
А временами давление на мальчиков оказывается поистине колоссальное. Минато грустит об отце, отчаянно пытаясь решить для себя головоломку – пытаться соответствовать идеальному в глазах матери образу мужчины (покончившему жизнь самоубийством) и найти себя в глухом к его чувствам мире, подружившись с общительным, но странным Йори. Он, в свою очередь, страдает от тирании отца, пытающегося «исправить» непохожего на всех ребенка, что еще сильнее надламывает психику мальчика и приводит к страшным последствиям. Но Корээда всегда добр к своим персонажам, его взгляд теплый и дает надежду, что мальчики в итоге смогут победить внешних монстров и изгнать внутренних. В фильме главные герои часто мечтают о реинкарнации. Синтоизм верит в это таинство, а ставшие свободными от внешних предрассудков и внутренних страхов дети обязательно сохранят свои самые лучшие качества в новых жизнях.
10 марта 2024
На первый взгляд, история представляется собранной из осколков: подросток-сын невпопад отвечает на вопросы матери-одиночки, заставляя её беспокоиться насчёт его конфликта с учителем, и это беспокойство ещё больше усиливается после встречи женщины с пожилой директрисой школы, о которой ей потом доброхоты нашепчут кое-чего в уши, создавая у неё впечатление, далёкое от действительного положения дел, проистекающего из общения двух мальчишек, вызывающего агрессивную реакцию у их одноклассников и отца, недовольного поведением своего парнишки, а поднятая женщиной волна возмущения накрывает и виноватых, и, очевидно, безвинных.
Поспешные выводы оказываются ложными, скороспелые решения ошибочными, а само слово «монстр» (чудовище) несёт нарицательный смысл, прилагающийся к персонажам, названным таковым, ищущим его в себе, либо даже не допускающим мысли о том подумать – сложение неверия, духовной слепоты и обыкновенного страха, над которыми подспудно витают вопросы: «Как с этим жить? И можно ли?», получающих в ответ несколько разных по человечности версий, соединяющих недетский психодраматизм сценариста с прощальными фортепианными аккордами маэстро Рюити Сакамото, проливающими несказанный свет на столкновение гордости и предубеждения, в котором открывается путь к постижению истины.
16 января 2024
Хирокадзу Корээда уже почти 20 лет по праву считается одним из самых ярких режиссеров Японии. Широкая мировая аудитория хорошо с ним знакома по триумфатору Каннского кинофестиваля - 'Магазинные воришки' 2018 г.
В 2023 г. Хирокадзу Корээда выпустил ленту 'Монстр'. Он традиционно собрал награды и получил восторженные отзывы у зрителей. Рейтинг фильма в IMDB 8,1.
'Монстр' начинается как история зловещих отношений между школьником и молодым учителем. Мать начинает замечать странности в поведении своего сына. Он неожиданно стрижет свои волосы, приходит домой в одном кроссовке, ведет себя нетипично, пропадает в лесу, напевает песенку про монстра и в конце-концов сознается матери, что учитель сказал ему, что у него мозги свиньи, а не человека. Что он монстр... Более того, учитель его ударил.
Естественно любящая мать не оставила все это без внимания. Она отправляется в школу и требует от руководства учебного заведения предпринять меры. Несколько встреч с руководством школы и этим учителем приводят к ожидаемому результату - учитель приносит извинения и уходит из школы.
Следом мы возвращаемся к уже произошедшим событиям и наблюдаем их с точки зрения самого учителя и ученика. В итоге выяснится, что точка зрения, с которой все происходившее видела мать, очень сильно отличается от того, что происходило на самом деле.
'Монстр' станет ярким фильмом о субъективности восприятия действительности и неспособности людей видеть мир таким, каким его видит другой человек. Мы не видим самих себя со стороны, а наблюдая за окружающими очень легко делаем неверные выводы.
Но это лишь половина фильма. Другая половина оказывается мало связана с интерпретациями реальности и расскажет историю дружеских отношений между двумя мальчиками. Причем дружба имеет явный нетрадиционный характер, а 'Монстр' плавно превращается в историю о нетрадиционной любви.
За последние годы кинематографисты так часто и так упорно снимали истории об однополых школьниках, которые осознают любовь друг к другу, что этот сюжет 'Монстра' кажется невероятно вторичным и излишним. На месте современных школьников после просмотра череды фильмов с таким сюжетом, я бы начала опасаться проявлять сильную дружбу - а то судя по фильмам крепкая дружба будто не существует, а является именно любовью...
К тому же плавное превращение истории о трактовках действительности к истории детской любви справедливо разочаровывает - изначально 'Монстр' кажется куда многограннее и интереснее, чем он оказывается в итоге.
10 января 2024
'Монстр' - школьная квир-драма большого современника от японского кино Хирокадзу Корээды. В какой-то момент кажется, что бельгийский 'Близко' и датскую 'Охоту' поженили в стране восходящего солнца под дождем куросавовского 'Расёмона'.
Однако сухость таких описаний и сравнений вредит пронзительности фильма, лихо раскрученного с трех разных точек. Это не история взросления в обычном понимании; несмотря на квир-приз Канн и эта тема не самая важная; да и школьная драма здесь просто работает как каркас.
Центральным же топиком здесь является перерождение. Недаром все три таймлайна начинаются с одного и того же пожара - как символа полного избавления, возможности начать с чистого листа. Получится ли - финал каждому даст свой ответ.
30 сентября 2023