Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Меч короля |
английское название: |
Bastarden |
год: | 2023 |
страны: |
Дания,
Норвегия,
Швеция,
Германия
|
режиссер: | Николай Арсель |
сценаристы: | Андерс Томас Йенсен, Ида Йессен, Николай Арсель |
продюсеры: | Луиза Вест, Фабиан Гасмия, Лизетт Йонжич, Павел Мюллер, Моунс Овергор, Марианна Юль Хансен, Джессика Балак, Ида Хардер, Кристина Корнум, Тине Миккельсен, Клаус Спиннлер, Катя Лебедева |
видеооператор: | Расмус Видебек |
композитор: | Дэн Ромер |
художники: | Йетте Леманн, Йеспер Клаусен, Сет Тернер, Франтишек Вебер, Кикки Иландер |
монтаж: | Оливье Бугге Кутте |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 8000000 |
Сборы в России: | $80 885 |
Сборы в США: | $257 749 |
Мировые сборы: | $2 246 680 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 сентября 2023 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 7 мин |
Кто бы мог даже предположить, что исторический фильм о покорении датских пустошей в 18 веке (звучит уже максимально уныло) окажется интереснейшим жанровым кино этого года?
Да, фильм прекрасен не только Мадсом Миккельсеном, который, как всегда, очень красив и талантлив. К моему невероятному удивлению, «Меч короля» - это вовсе не артхаусное элитарное кино, а вполне себе увлекательный фильм для массового зрителя.
Фильм потрясающе держит вас в напряжении: идиллические картины быстро сменяются конфликтами, кажущимися неразрешимыми. Главный герой - Людвиг Каллен - капитан в отставке стремится завоевать себе дворянский титул, освоив безродные пустоши и тем самым получив благосклонность короля. На его пути стоит местный барон Шинкель, который стремится ему помешать. За внешней оболочкой простого сословного конфликта есть и философский подтекст - борьба героев сродни борьбе Хаоса и Порядка (ну, к слову, они сами об этом говорят). Каллен стремится упорядочить мир, в котором живёт и методично борется с трудностями, постоянно сталкиваясь с труднейшими ситуациями нравственного выбора. Его жизнь - постоянная борьба, борьба, борьба: с ксенофобией, с жестокостью, с датскими болотами, с социальной несправедливостью...
Но ради чего? Фильм завершается немного банально, но очень логично и правильно: иногда на пути достижения какой-то цели мы можем обрести гораздо больше, чем сама эта цель могла бы нам дать.
Очень хорошее кино: красивое, зрелищное, не поверхностное, но и не усложнённое. Рекомендую!
6 октября 2024
Редко в наше время встретишь картину, где историческая драма действительно является исторической драмой. Ощущение, что европейцы нынче лучше чувствуют, как надо понятную и интересную историю вписать в исторический контекст (привет, Ридли Скотт).
***
Родился бастардом (кстати, оригинальное название фильма «Bastarden», c нем. «Бастарды», так что думайте), вступил в армию и дослужился за 25 лет до звания капитана. Для человека низкого сословия весьма похвально, но Людвиг Кален не останавливается на этом, а желает заполучить более выгодное место под солнцем.
Он предлагает королевскому совету план по освоению и заселению болотистых пустошей в Ютландии в обмен на дворянский титул. С этого часа начинаются его попытки посадить семя цивилизации на территории, считавшейся совершенно непригодной для земледелия.
Фильм разворачивает перед нами картину тоскливой датской пустоши, на которой амбиции главного героя могут раскрыться по полной. Построив небольшой дом, прозванный скромно «Королевским», и наняв немногочисленную рабочую силу, в число которых входит пара проблемных беглых крепостных, он постепенно старается преодолеть все препятствия, которые учиняет ему природа, местная аристократия, разбойники и любовь.
***
Надо отметить, что Миккельсен создан для подобных ролей. Его аристократичная внешность, харизма и сдержанная игра как нельзя лучше подходят для того, чтобы сниматься в декорациях феодальной Европы.
Его движения идеально передают стойкость характера и силу персонажа, а холодные и отстранённые эмоции отражают замкнутость героя и амбициозность.
Поначалу персонаж Миккельсена не проявляет особого сострадания к другим, для него важна цель, поэтому он не будет достойно платить беглым крестьянам, а даст им работу лишь за скромную похлебку и место под крышей. Но по ходу исполнения своего плана он сталкивается с угрозой, которую ему не преодолеть в одиночку.
***
В неравной борьбе он терпит поражение за поражением. Работники его покидают, остается лишь одна женщина, которая из своих соображений готова и дальше помогать ему в безнадежном деле, да девочка южных кровей, которой сторонятся суеверные крестьяне.
В течение фильма происходит много драмы, смертей, грязи и предательства. В кутерьме этого безумия и быстро гаснет надежда на освоение неплодородной земли, главный герой осознаёт, что главная ценность, которую он приобретает — это верность и любовь близких людей.
Последний поворот фильма, который в кульминационной сцене выдержан в стиле Тарантино, проясняет всё окончательно — в итоге изначальная цель теряет для Калена ценность, а главной его надеждой остается воссоединение с теми, кого он по-настоящему любит.
Фильм по настроению оказался тоскливым, с несколько опустошающим концом, но подходящим для главного героя. Драма жизни — никогда не знаешь, как повернётся твоя судьба. «Жизнь — это хаос», как сказал один из персонажей, и не всем планам суждено сбыться.
Но может быть, сбудется не план, а надежда?
7 августа 2024
Казалось бы, что может быть интересного в освоении ютландских пустошей, север которых принадлежит Дании, и приспособлении их под сельхозугодья?
Во-первых, Дания прирастала этими на первый взгляд бесплодными землями, прибыль от освоения которых шла в казну. Во-вторых, два с лишним часа экранного времени пролетели незаметно.
Что важнее - дворянский титул или чистая совесть и порядочность?
«Меч короля» - о сложности выбора, амбициях, выдержке, стойкости, железной воле, верности своим принципам, о том, какое значение имеют в жизни любого человека семья и дом, об отвратительности человеческой жесткости и глупости суеверий.
Оригинальное название фильма «Bastarden». Повествование строится вокруг одного из таких бастардов - капитана Калена. Сюжеты из бунинских «Темных аллей» (кстати, взятые из жизни) существовали не только в России. Жизнь у таких бастардов была несладкая. Их отправляли с отцовских глаз долой - чтобы не мозолили их и не напоминали о прошлых грехах. Незаконнорожденное происхождение Калена многое объясняет в мотивах его поведения - если титул не достался по праву рождения, тогда нужно получить этот титул другим путем.
Мадс Миккельсен («Охота», «Еще по одной») привлекателен матеростью мужчины «бальзаковского» возраста, немало повидавшего на своем веку. Кажется, что он никого не играет, он и есть отставной армейский капитан Людвиг Кален, на изборожденном морщинами лице которого отразились все жизненные лишения, суровый климат и непростая судьба. Но, как известно, мужчину шрамы только украшают – вокруг Калена складывается целый женский треугольник из аристократки Эдель Хелены, экономки Анн Барбары и маленькой сиротки-цыганки Анмай Мус, каждая из которых старается «тянуть одеяло на себя» и «прибрать» Калена к рукам. Оно и неудивительно – уж очень он основательная натура.. Мужик сказал – мужик сделал. На уровне инстинктов, женщин всегда привлекала в мужчинах надежность. Кстати, Мадс Миккельсен награждён рыцарским орденом Даннеброг лично королевой Дании Маргрете II. А датские журналы удостоили его титула «самого сексуального мужчины Дании»
После просмотра «Bastarden» хочется лицезреть Миккельсена в другой костюмированной исторической драме – «Королевский роман».
Драма же о бастарде постепенно преображается в кровавый боевик в стиле ‘Django Unchained’. На американском ландшафте такой назвали бы спагетти-вестерном. Интересно, как можно окрестить ютландский вестерн? Не смотря на то, что действие фильма происходит в XVIII веке, посыл его актуален и сейчас - добро все же в конечном итоге должно победить зло.
Итог: смотреть, хотя своей наивной честностью и упертостью герой Миккельсена часто напоминает повзрослевшего пионера из «Честного пионерского». Про него королевские чиновники и думать забыли, а он все стоит на своем посту, повторяя: «Это земля короля!»..
9 из 10
3 августа 2024
По названию и аннотации (ее, кстати, переписали) не потоптался только ленивый. Не буду повторяться, но отмечу, что фразу 'Я - меч короля' произносит герой Миккельсена. Трагедия в том, что он верит в это, в то время, как для всего остального мира он просто 'Бастард'.
Я сильно люблю Мадса и посмотрела многое из его фильмографии. Потому, собственно, я и этот фильм посмотрела, а не из-за огромной любви к истории Дании.
И оказалась разочарована.
Мне сложно сочувствовать главному герою. Он упрям до идиотизма. Почему, и правда, не сварить 6 картофелин для спасения жизни ребенка, вместо того, чтобы резать козу? Непонятно.
Для меня было шоком узнать, что роман, экранизацию которого мы посмотрели, называется 'Капитан и Энн Барбара'. То есть, она с самого начала должна быть главной героиней истории? Но она становится такой чуть ли не в середине фильма.
Это о том, что не понравилось. А понравился конфликт между желаемым и реальным.
Мечты Людвига Калена делали из него действительно выдающегося человека. Готового идти ради этой мечты на все. Он сразу выставляет за свою работу очень амбициозную цену, которую принимают только оттого, что задуманное им - невозможно.
А невеста его главного врага, втайне соглашающаяся стать женой Людвига - дополнительный приз, чтобы он помнил, ради чего сражается. Как сказочный герой, Людвиг Кален берется за невыполнимое, чтобы получить дворянство и почти принцессу из высших аристократических кругов. Мы видим, что простой солдат Кален видит ее практически как волшебную фею, неземную женщину, о которой он не смел и мечтать.
Пока награда висит перед ним, как морковка перед осликом, рядом оказываются совсем другие люди. Простые и работящие. Разделяющие его невзгоды и указывающие на сумасбродство власть предержащих: ты точно хочешь быть с ними, а не с нами, Людвиг?
В погоне за целью, он выгоняет ребенка, которого на самом деле любит. Выставляет за дверь женщину, которая делит с ним ночи, чтобы неловко молчать со своей неземной дивой.
Он постоянно ранит тех, кто его любит, чтобы угодить тем, кому на него плевать. 'Король даже не знает о твоем существовании!' - в сердцах кричит Анн Барбара и оказывается права.
Это грустная история, которая, на мой взгляд, могла быть изложена совершенно иначе, если бы режиссер уделил больше экранного времени Эдель и кошмару, в котором она жила, и предыстории Анн Барбары, которая разрешила финальный конфликт и спасла Калена.
19 июня 2024
Вообще-то фильм называется «Бастарды», потому что в нем речь идет о противостоянии двух байстрюков. Только один вырос в сурового мужика, который пробивался в своей жизни сам, а второй - в злобного ущербного гада, привыкшего получать все, что ему пожелается, от земель и денег до жен своих крепостных. Весьма познавательный исторический сканди-фильм. Дания, 18 век, время мало отличающееся от средневековья. Отставной капитан решает освоить целинные безлюдные земли, на которые имеет виды местный олигарх. И тот начинает строить капитану козни. Скотская сущность датского крепостничества показана предельно ярко. Наша Салтычиха местному помещику в озверении и безнаказанности в подметки не годится. В конце концов, Салтычиху за издевательства над крепостными на каторгу упекли. А тут полный беспредел, абсолютно ничем не ограниченный. Места жуткие, холодные, сырые и тоскливые, похуже Гринспенской трясины. Капитан крутится, как может, превозмогает и перебарывает, а по ходу дела предает близких ему людей ради дела, но сурово сжав тонкие губы. А потом, когда он упирается рогами в стену, женщины берут и решают все его проблемы за него. Все вроде бы хорошо, и Мадс Микельсен, традиционно, великолепен. Но вот то, что все решил не герой фильма, а за него, как-то сильно портит впечатление. И дело даже не в прорезавшейся в полный рост повесточке, а именно в том, что как будто бы в оркестре струнных инструментов финальный аккорд вдруг взяла бы и поставила валторна. Диссонанс.
7 из 10
11 июня 2024
Фильм отображает нашу современность как никогда.
Избалованный нарцисс с синдромом бога, абсолютно лишенный эмпатии и милосердия, наделенный влиянием и властью с рождения, беспрепятственно делает то, что посчитает нужным. Так как наказания за его действия не последуют.
Благородный честолюбивый, солдат в отставке, с благими намерениями и желанием добиться титула и покровительства короля, идет к своим целям по правилам морали и закона.
Это история о силе духа, о выборе - 'сдаться или идти вперед', осознавая, что от твоего выбора в любой момент могут погибнуть невиновные. Восхищает стойкость, храбрость и мужество людей того времени, (относится и к женщинам!) что сейчас достаточно редко встречается среди нас.
Обозначение своих правил и принципов многим не по нраву. Это говорит о том, что мы должны гнуть свою линию, в рамках закона в сочетании со здравым смыслом.
Фильм рекомендую к просмотру. Он точно запомнится вам прекрасными холодными пейзажами, потрясающей актерской игрой и очень жестокими сценами насилия.
Однако, в параллели с этой тяжелой историей есть очень много любви! Любви к женщине, к детям, к своим друзьям, напарникам и своему делу.
Я как человек высокочувствительный, в кинотеатре пролила много слез, ощущая беспомощность перед жестоким и несправедливым миром, осознавая, что это есть и сейчас, среди нас. И конечно, как женщина, благодарю бога, если он есть, что я родилась в 21 веке, где слово женщины имеет вес.
8 июня 2024
Историческая драма об отставном офицере, который вызвался покорять дикие земли Дании, поставленная Николаев Арселем (долго он отходил от провала «Тёмной башни»), вышла весьма интригующей. Перед нами выступает Мадс Миккельсен, который не изменяет своему образу уже несколько ролей подряд. Программа «Ещё по одной» затянулась. Но для 18 века такой образ капитана Людвига выглядит вполне приемлемо.
Сюжет бросает нас в пустоши, о которых парламенту хорошо известно, но эти земли дикие, без развития сельского хозяйства и, как минимум, без поселенцев. Одни цыгане-кочевники (фраза из фильма «Большой куш»). Проблема в том, что вся остальная территория вокруг пустоши находится под владением судьи Фредерика де Шинкеля. Лента отлично показывает, что всем чиновникам плевать на то, кто будет осваивать земли, главное, чтобы король был в курсе, что земля не заброшенная.
Оригинальное название ленты «Бастард», что сразу показывает немного иной смысл всего сюжета, так как мы узнали, кто такой главный герой. Фильм ставит сначала малое противостояние судьи и Людвига, чтобы показать власть и силу. Персонаж также сталкивается с различными проблемами и трудностями, поэтому кажется, что его затея землеустройства обречена на провал.
Сила духа, грубый нрав и сложности раскрывают перед нами персонажа Мадса. Сюжет подкидывает встречу с беглыми слугами, у которых свои мотивы. Раскачивает всю смуту неугомонный Фредерик, который идёт на все методы, только чтобы прогнать Мадса. Обратной стороной земледелия выступают рабочие, которым некуда бежать, но они очень суеверны, поэтому у них свои условия труда. Чем сильнее Людовик принимает контрмеры на действия судьи, тем больше он становится более человечным по отношению к своим людям.
Всю жестокость и безумие судьи мы наблюдаем со стороны. Такие приёмы направлены на запугивание и устрашение. Зритель буквально ненавидит судью, но при этом понимает, что ему ничего нельзя поставить в ответ, а значит, попытки убрать Мадса будут всё опаснее и опаснее. Впечатляет также, как герой старается добиться урожая, показать всем, что он может основать тут пригодное для жизни поселение. Суровые погодные условия, проблемы почвы, человеческое вмешательство – каждый этап мы проходим вместе с Миккельсеном. Актёр отлично передаёт драматизм и суровость.
Кульминацией служит вершина противостояния, когда закон не может остановить то, что творится в замке судьи. Сюжет выстреливает одними важными событиями, чтобы показать, как Людвиг противостоит уже не судье, а всей законодательной системе Дании.
Историческая драма про то, как бастард желает добиться своей цели путём выполнения невозможной задачи. После всех опасных и жестоких событий картина спускает свой накал страстей, чтобы в справке перед титрами рассказать о том, что было дальше. В целом, лента вышла интригующей, интересной и жестокой. Поражает невозможность героя идти на крайние меры, при этом постоянно сражаясь за свою территорию.
30 мая 2024
По поводу локализации названия фильма и его описания - не высказался разве что только ленивый. Поэтому, я воздержусь. Можно дать только совет - посмотреть фильм, перед тем, как его локализовывать.
Середина 18 века, Дания. Отставной капитан Людвиг Каллен, испрашивает королевского разрешения построить поселение в Пустошах, богом забытом месте на севере Дании, кишащим бандитами. Людвигу за 50, он - одинок и из всех его сбережений, достаточно скромная военная пенсия. Однако ему не нужно королевское содержание, все, что его интересует - дворянский титул.
Так уж получилось, что отец нашего героя, похотливый дворянин, который не мог не пройти мимо любой, хотя бы мало мальски, симпатичной служанки. Людвиг - бастард и это - очень отравляет его жизнь.
План достаточно прост, у Людвига есть несколько мешков неприхотливой картошки, которую в Дании на данный момент не выращивают.
Получив дозволение, Людвиг отправляется в путь, где начинает работать, одновременно подвергаясь грабежам от цыганского табора по соседству.
Рядом с ним, работают за еду и крышу над головой беглые крепостные муж с женой, Йохансен и Энн, а также молодой священник - Антон, который хочет основать в этих землях приход.
Приезд колонистов, вызывает крайнее раздражение местного помещика, Фредерика Де Шинкеля.
Он - считает себя полноправным хозяином этих земель, Фредерик - очень жесток, развратен и развращен абсолютной властью. Именно от него и сбежали крепостные, которые работают сейчас на нашего главного героя.
И именно отношения Людвига и Фредерика - основная линия этого фильма.
Без обиняков и прелюдий, могу смело сказать, что это - прекрасный фильм. Он очень мрачен, он очень жесток, одновременно он очень трогательный и, временами нежный.
Мэдса Миккельсена, я считаю одним из сильнейших, на сегодняшний момент времени, актеров современности. Диапазон его ролей - невероятно широк, и это всегда - Погружение в роль.
Людвиг - мрачноватый мужчина средних лет, очень закрытый, крайне немногословный, очень последовательный и ответственный. Он кажется бесчувственным и абсолютно лишенным эмпатии. Он - никому не доверяет, поскольку никто не доверяет ему самому. Так устроена жизнь, так устроены люди.
И тем прекрасней смотреть этот фильм. Фильм о том, как на суровой земле, невзирая на препятствия, прорастает жизнь, как земля начинает благодарить за заботу. Как прорастает настоящая, истинная любовь. Фильм нетипичен для нашего времени, поскольку показывает ценность семьи. Который показывает ценность женщины, как хранительницы очага, мужчины - как защитника и ребенка - как надежды на будущее.
Повторюсь, это очень мрачное, жестокое кино. Но оно - одновременно светлое.
Отдельно отмечу роли второго плана - Аманда Коллин, играющая Энн, без затей - прекрасна. У нее была очень сложная роль, очень сложная дуга персонажа, и она - великолепно справилась с задачей. Серая мышка в начале фильма, создающая обманчивое впечатление обычной, грубой, необразованной крестьянки, превращается в прекрасную, чувственную женщину и настоящую боевую кошкодевочку. Смотреть за ней было одно удовольствие.
Нельзя не отметить Симона Беннебьерга, сыгравшего Фредерика. Антагонист - великолепен и очень неоднозначен. Это - не просто картонно-лубочный злодей. Фредерик, несмотря на все мое отвращение к нему, очень умен, ироничен, его главный грех - непомерная гордыня. В какие то моменты он даже симпатичен в своем цинизме. Прекрасно показаны сцены пыток, Фредерика забавляют пытки, однако он не получает от них никакого удовольствия. Для него, пытка - лишь забавный инструмент управления. Фредерик, не шаблонный садист, это намного более глубокий персонаж, нежели кажется сразу. По итогу, просто блестяще прописанный злодей, настолько же блестяще сыгранный.
9 из 10
Один бал я снижаю за условный хэппиэнд. Я понимаю, почему его сделали, это необходимо, возможно, по некоей сверхзадаче произведения. Однако, в реальной жизни, увы, хэппиэндов не бывает.
Великолепно. Очень умное, запоминающееся кино, которое я обязательно пересмотрю.
29 мая 2024
В прошлом обычному простолюдину было непросто добиться чего-то большего. Чтобы стать настоящим дворянином, человеку предстояло долго и упорно трудиться, совершить особый подвиг и надеяться на особое расположение монарха, что порой казалось просто невозможным. Однако главный герой фильма «Меч короля» в исполнении Мадса Миккельсена верил в свою счастливую судьбу и решился на большую авантюру, ради которой он поставил на карту буквально все, что имел.
Действие сюжета происходит в середине 18 века в Дании. В центре внимания находится отставной военный Людвиг фон Кален, сын крестьянки и вельможи, который отказался от своего ребенка и никогда его не признавал. С юных лет Кален поставил себе за цель получить титул и стать ровней местным вельможам, ради чего пошел в армию и добился там определенных успехов, став доблестным офицером и командиром. Однако этого все равно было мало для того, чтобы получить титул.
Когда Кален узнал о том, что король Фредерик собирается освоить суровые пустоши полуострова Ютландия под сельскохозяйственные цели, что является задачей очень непростой, герой прибывает в дворец для того, чтобы ему позволили взяться за столь неблагодарное и сложное дело. И если ему сопутствует успех, то Калену даруют дворянский титул. В конце концов он получает право возделывать земли Ютландии и в случае успеха там будет основана колония, а сам герой наконец-то получит то признание, о котором он всегда мечтал. Однако местный крупный землевладелец Фредерик Шинкель полагает, что не королю решать, кто в этой местности главный, а потому Людвиг фон Кален получает себе очень сильного и коварного противника, противостояние с которым будет отнюдь не простым.
Интересно то, что «Меч короля» был основан на реальной истории, по мотивам которой была написана довольно популярная историко-приключенческая книга. Так что неудивительно, что режиссер Николай Арсель («Темная башня») решил взяться за экранизацию и привлек к съемкам своего давнего товарища Мадса Миккельсена. Сам фильм вышел довольно мрачным и суровым, как раз под стать той сложной исторической эпохе и местности, в которой происходит действие. Главный герой не собирался быть доблестным защитником справедливости и бунтарем. Он просто хотел получить то, что ему полагается по рождению даже несмотря на то, что отец от него отказался. И впереди у него будет долгий изнурительный путь, возделывание земли в откровенно сложных условиях и противостояние с вельможей, которому чужды понятия чести и совести.
В истории Людвига вон Калена находится место для непредсказуемых интриг, предательства и боли. Но вместе с тем здесь также есть любовь и надежда, которые постепенно подводят главного героя к пониманию того, что титул – это конечно хорошо, однако если он может выступить против несправедливости и злой воли, то просто обязан это сделать. И вот такое его преображение стало для меня приятным и вдохновляющим открытием.
«Меч короля» получился довольно непростым фильмом со сложной проблематикой и жесткой человеческой драмой. И как раз поэтому данная история и заслуживает внимания, ведь она честным языком говорит с нами о сложных вещах, и следить за развитием событий здесь интересно до самого финала.
18 мая 2024
'Датский король отправляет своего лучшего рыцаря обуздать дикие земли, покуда простирается его длань. Но здесь, за стенами высоких замков, свои законы. Местные князья не спешат подчиняться королевскому наместнику. Они сами решают, кто будет возделывать их земли, а кто упокоится в них навсегда. Конфликт усугубляет прекрасная дева, обещанная отцом местному феодалу. Оставить ее — значит потерять честь. Спасти — обречь себя на верную гибель. Но там, где опытный политик отступает, истинный рыцарь обнажает меч.' Официальный синопсис от РФ-прокатчика.
Российские кинопрокатчики в очередной раз пробили очередной уровень дна. Мало того, что Bastarden у них это, оказывается, меч короля. Ну ок, буду знать, спасибо! Так и официальное описание сюжет напоминает бред шизофреника. Ни рыцарей (алло, на дворе середина XVIII века, камзолы, мушкеты, пистолеты), ни уж тем более мечей в кадре на наблюдается, да и остальное выглядит как набор слов из серии «слышу звон, да не знаю где он». Особенно доставило «покуда простирается его длань».
Что же касается самого фильма, то Николай Арсель снял достаточно стандартную историю по реальным событиям о противостоянии обычного человека и мерзопакостного и маньячного влиятельного помещика в духе «простолюдин против дворянина». Снят фильм по классике в духе условного «Роба Роя» 90-х: прекрасные и очень красивые съёмки на природе без всяких зелёных экранов, хорошие фактурные артисты, интересный сюжет, должное напряжение, фирменная скандинавская суровость, а ближе к финалу будет короткая экшен-сцена.
По динамике здесь всё степенно, но при этом не скучно, смотрится фильм с интересом, хоть и ничего нового в плане сценария и не предлагает. Мадс Миккельсен монументален и как всегда хорош, Симон Беннебьёрг выдал отменную скотину, причём, внешне он порой напоминал Сэма Смита — в некоторых кадрах и ракурсах будто брат-близнец. Аманда Коллин из «Воспитанных волками» прекрасна и с должным стержнем, остальные тоже в образах и глазу приятны. Особенно понравилась шкодная чернявая девчушка Мелина Хагберг — такой живой, естественный и яркий образ получился.
В общем, получилось по-хорошему типовое и ладно скроенное жанровое кино. Любителям хороших артистов и суровых костюмных постановок можно смело брать, хотя, если пропустите, то ничего не потеряете. Я посмотрел с удовольствием и ничуть не пожалел.
7,5 из 10
13 мая 2024
Только увидев наше локализованное название фильма, а также его аннотацию, я сразу подумал, что это будет красивое, эпопейное историческое кино (только я понятия не имел, о каких событиях и личностях будет идти речь, но да ладно). Соответственно, и ожидания на фильм были совершенно другие, идя на такое кино, обычно я хочу просто полюбоваться воссозданием исторических событий, и на первый план выходит картинка. Но не в этот раз… Благодаря (или вопреки) полностью несоответствующему названию фильма «Меч короля» я испытал бурю сумасшедших эмоций.
Начать конечно же следует с фигуры Мадса Миккельсена, можно было бы сразу догадаться, какого рода фильмов этот актер. Но я доверился описанию, как всегда пропустив трейлер, и аннотация этого фильма в корне неправильна.
'Датскии король отправляет своего лучшего рыцаря обуздать дикие земли. Но здесь, за стенами высоких замков, свои законы. Местные князья не спешат подчиняться королевскому наместнику. Они сами решают, кто будет возделывать их земли, а кто упокоится в них навсегда. Конфликт усугубляет прекрасная дева, обещанная отцом местному феодалу. Оставить ее — значит потерять честь. Спасти — обречь себя на верную гибель. Но там, где опытныи политик отступает, истинныи рыцарь обнажает меч'.
Во-первых никакого датского короля в этом фильме то и нет, вернее, его не показывают, что служит эффектным приемом отчужденности и холодности власти. Во-вторых, персонаж Мадса Миккельсена (Людвиг Кален) никакой не рыцарь (какие вообще рыцари в XVIII веке?!), разве что только моральный, в то время в Европе уже процветала армия и военное дело. В-третьих датский король никуда не отправлял Людвига Калена, никто из властей вообще не ставил ставок на новые земли, это волевое решение одного лишь Людвига. Итак, в чем же кроется настоящий сюжет фильма и почему название полностью ему не соответствует?
В фильме нет ни одного меча, да и моральным мечом короля назвать персонажа Миккельсена можно лишь с долей сомнения. Людвиг Кален — это бастард, сын крепостной, забеременевшей от своего помещика; от рождения он не имеет никакого социального статуса, но создает его себе сам, поднимается по социальной лестнице за счет 25-летнего срока службы в армии, дослужившись до капитана. Оригинальное название фильма так и звучит: «Bastarden», что означает «бастард», с таким названием это кино сразу обретает смысл и очерчивает тематику. Я продолжу в этом тексте называть его «Бастард».
Фильм «Бастард» затрагивает обширное метапредметное поле, это кино о классовой борьбе, сильной личности, расизме, рабстве и алчности. Но, если нужно лаконично сказать одним словом, то это фильм о несправедливости. Людвиг Кален отправляется покорять новые земли Дании полностью за свой счет, потому что королевская свита над ним смеется и не верит в его возможности. В случае успеха отставного капитана ждет дворянский титул. На пути Людвига встречается множество трудностей, начинающихся от погодных условиях и заканчивающихся человеческой жадностью. С ним попеременно будут работать люди различных социальных слоев и происхождений, но антагонистом на протяжении всей картины будет едкий помещик Фредерик Шинкель.
Предупреждаю сразу, «Бастард» это очень грузный фильм, можно даже сказать не для слабонервных, опять же возвращаемся к тому, что название все перевернуло. В фильме будет немало сцен насилия, смертей, убийств животных. Да и в целом он выдержан в очень депрессивной атмосфере, полностью соответствуя своей собственной заявленной тематике. Фильм о феодальной несправедливости не может выглядеть иначе. Я очень рад, что наконец-то сняли именно такое жесткое, грузное кино, рассказывающее о Европе XVIII века.
Мадс Миккельсен идеально вписался в этот гнетущий фильм, однозначно «Бастард» лучшее из последнего, на что я ходил в кино. И я даже не знаю, хорошо это или плохо в моем случае, что был совершенно иной настрой на фильм. Но я искренне шел на историческую картинку, и «Бастард» очень плавно меня развернул совершенно в иную эмоциональную стезю, это, действительно, сильное кино, будто катающее тебя на американских горках. Сначала фильм идет очень плавно, даже в некоторых моментах напоминал «Затерянных во льдах», тоже с Миккельсеном, я даже подумал, что это какое то бессюжетное авторское кино в исторической манере. В общем, первые 30-40 минут фильма пришлось разбираться, а какого рода этот фильм будет вообще? И как только ты начинаешь понимать всю его жестокость, начинается самое интересное…
27 апреля 2024
Фильм про то как капитан из низов пытался в поте лица выращивать картошку на пустошах Ютландии в эпоху Людовика XV и Екатерины II.
Собственно говоря сама картина выглядит также как и эта фраза - обертка интересная, но внутри только грязный картофан на выцветшем фоне прошедших столетий в поеденных молью париках.
Добротная историческая драма в классическом стиле неспешно тащит зрителя по некрутым ухабам размеренного повествования.
Мадс отлично играет почти безэмоциональное бревно с одним выражением лица. Охотно верю, что при всех тяготах жизни отставной небогатый капитан, основной целью которого было подняться из этих тягот и рваного камзола, так и выглядел. Но интереса как то не добавляет.
Общество также показано похоже достоверно, тем более, что видели такое тыщу раз.
Аристократы аристократируют на балах, охотах, с горничными, собирают оброк с барщиной, иногда варят в кпиятке недовольных общественным строем крепостных.
Те, как водится, стойко терпят или иногда нестойко сбегают в леса и разные пустоши.
Король пьянствует, его министры заняты министерскими делами и тем, чтобы отвлекать короля от отвлечения их от важных дел.
Основным достоянием в стране не победившей промышленной революции является земля и поэтому чем дальше землевладелец от центра Копенгагена, тем ревностнее он ее от этого центра охраняет.
Даже бесполезную, особенно, казалось бы бесполезную, на которой внезапно вырастает картофельный Мадс-Наполеон (или скорее, по эпохе, Потемкин) с неуемным желанием построиться на ней королевской Землей Обетованной и привнести закон в страну кустов и разбойников.
Естественно, местные крестьяневладельцы от такого не в восторге, на чем и строится конфликт.
Главный антагонист по детски жесток, мелок, эгоистичен и обидчив.
Остальные герои картофельны в разной степени.
Сюжет пересказывать не буду, он там про картофелеводство.
Поворот в сюжете посмотрел на меня вырезанным глазком ближе к концу клубня когда я добрался до него на перемотке.
===
Из интересного:
Режиссер до этого снял в том числе неплохой 'Королевский роман' с тем же Мадсом и Темную Башню, где Идрис Эльба делает эпичное пиу-пиу по Стивену Кингу.
В сценаристах числится Андерс Томас Йенсен (Рыцари справедливости, Мужчины и цыплята, Адамовы Яблоки, Зеленые мясники), но писать сценарии к своим фильмам у него часто получается лучше, чем к чужим.
Фильм снят по книге 'Капитан и Анн Барбара'. Не знаю как в книге, но в фильме история фермера-капитана изменена и не в лучшую сторону. Например, перевод сказал, что до военной службы Кален был садовников, но на самом деле он был землемером, что гораздо лучше объясняет его знание земельных законов и его назначение землемером в фильме.
Погуглив датскую википедию узнал, что в Дании есть парк с памятными камнями на месте той самой пустоши (Kongenshus Mindepark for Hedens Opdyrkere) и выглядит он на фото гораздо лучше, чем пейзажи в фильме.
В Дании до начала XIX в существовало крепостное право, но и потом до начала XX в аграрный сектор там был не очень богатый, а и прямо говоря сильно бедный.
У пустошей есть и другие герои рекультивации и пересадки вереска - Jens Jensen Stoulund. Статья в вики не хуже чем сценарий Меча короля (только на датском, перевод в помощь).
Оценка: твердая 5 из 10 за Мадса и любовь к корнеплодам.
5 марта 2024
Что наша жизнь?
Война!
Именно так можно охарактеризовать жизненный путь главных героев нового датского фильма 'Меч короля' Николая Арселя, основанного на реальных исторических событиях.
В центре внимания тут Людвиг Кален, который провел 25 лет в армии и вопреки своему низкому социальному статусу сумел заслужить звание капитана. Освободившись от воинской обязанности, мужчина создает амбициозный жизнеопределяющий план и отправляется в совет короля.
Он заявляет, что хочет получить право культивировать земли, считающиеся неплодородными. И если у него получится обуздать пустынную землю, он хочет получить от короля благородный титул и соответствующее материальное обеспечение.
Совет соглашается, хотя свою часть уговора выполнять вовсе не планирует. Так герой Мадса Миккельсена оказывается на пустоши и начинает свою войну с землей, погодой, ворами, недоброжелательным дворянином, считающим эту землю своей и прочими напастями...
В стремлении достичь поставленной цели Людвиг Кален идет буквально на все - и на убийство, и на каторжный труд, и на голод, и на перспективу абсолютного безденежья, и на расставание с единственной ценностью своей жизни - капитанской медалью. С развитием сюжета зрителям станет ясно, что этот человек настолько целеустремленно стремится преуспеть, получить титул и стать своим при дворе вовсе не случайно. Он жаждет этого, так как является незаконнорожденным сыном дворянина.
'Меч короля' раскрывается перед зрителями многогранно. Это история целеполагания и преодоления многочисленных препятствий. Это история противостояния бедняка влиятельному богачу. Это история родительства и семейственности. Это история любви и самопожертвования.
Красивый, традиционный исторический фильм. В 2012 г. Николай Арсель уже снимал с Мадсом Миккельсеном основанную на реальных событиях историю о бедняке и его попытках вписаться в королевский двор. Это была лента 'Королевский роман'. Они существенно отличаются, но ядром обеих историй является жестокость аристократии, окружающей короля, и всеми силами заботящейся о собственном благополучии. Такая эгоистичная установка оборачивается в конечном итоге вредом для короля, для развития страны и жестокими карами для всех неугодных.
Рейтинг фильма 7,8 в IMDB и 7,2 в Кинопоиске. Но если вы не смотрели 'Королевский роман', то рекомендую в первую очередь посмотреть его, а не эту новинку.
10 января 2024
Мне кажется, Миккельсен - это тот актёр, который лишь хорошеет с годами. Прекрасный датчанин и в этот раз не разочаровал.
Конечно, первое, что бросается в глаза после просмотра фильма - это несоответствие названия сути фильма. Но об этом уже говорили. Мне хотелось бы подчеркнуть хорошую операторскую работу, режиссерскую и, конечно же, актерскую. Может, потому, что фильм датский, а не привычный заезженный американский, сюжет не перенасыщен пошлыми эротическими сценами, нет масштабных баталий и герой не строит весь мил под себя а ля Уик, Железный Человек и иже с ними. Фильм о благородстве души, о нелёгком выборе, о трудолюбии, о любви, которая приходит через долгую дружбу и взаимопонимании, а не на основе одного лишь животного инстинкта.
Иногда кажется, что лицо Мадса во всех фильмах остаётся одинаковым, но нынешним актёрам бы поучиться у него одним лишь изгибом брови или проникновенным взглядом молча передать такой спектр эмоций, что от фильма нельзя оторвать взгляд. Что особо интригует и держит в напряжении - это как раз его молчание, напряженная работа мысли, когда на карту поставлено всё.
Фильм не для любителей боевиков или спецэффектов, но он для тех, кто любит хорошее кино, способное оставить глубокий след в душе и сознании.
9 из 10
6 января 2024
Думаю, пора уже организовать для наших прокатчиков кинопремию за лучшую локализованную версию иностранного фильма. То, как прокатчики лихо меняют оригинальные названия фильмов, уже никого не удивляет, а вот менять аннотацию, - это достаточно редкое явление.
29 февраля в российский прокат выходит датско-шведский исторический фильм 'Меч короля' с Мадсом Миккельсеном в главной роди. Оригинальное название у фильма 'Bastarden'. Что означает бастард, думаю, никому объяснять не надо. Согласно российской версии описания фильма, датский король отправляет своего лучшего рыцаря обуздать дикие земли, покуда простирается его длань. Но здесь, за стенами высоких замков свои законы. Местные князья не спешат подчиняться королевскому наместнику. Они сами решают, кто будет возделывать их земли, а кто упокоится в них навсегда. Конфликт усугубляет прекрасная дева, обещанная отцом местному феодалу. Оставить ее — значит потерять честь. Спасти — обречь себя на верную гибель. Но там, где опытный политик отступает, истинный рыцарь обнажает меч.
На самом деле король не отправлял главного героя покорять дикие земли. Это была полностью инициатива героя. Был призыв короля, обращенный ко всем жителям страны. Это то же самое, как в России в свое время президент Путин призывал своих граждан осваивать сибирские земли за определенную сумму денег. В фильме инициативу героя с не особым восторгом приняли придворные короля, который вообще был не в курсе происходящего. Он не знал героя и никогда с ним не в встречался. А сам главный герой был не рыцарем, а простым бедным солдатом, получивший высокую награду за храбрость в бою. Герой хотел возделывать землю, заработать на этом состояние и получить дворянский титул. Родной отец был из благородных, а мать - простушка. Само собой, родитель не признавал сына, поэтому всего добиваться герою необходимо самому. Он уехал в далекие земли и начал буквально пахать землю своим руками, но вскоре избалованному местному землевладельцу эта идея не понравилась, и он начал фактически выживать незваного гостя. Он понимал, если у бастарда получится облагородить землю и собрать большой урожай, он потеряет влияние и власть. А тем временем богатый 'мажор' пытался женить на себе дочку высокопоставленного чиновника. Но девушка категорически не хотела этого, поэтому использовала конфликт землевладельца и солдата в своих целях, намекнув, что она лучше выйдет за муж за порядочного человека после получения титула. Но в описании указано, что герой, если оставит ее, то потеряет честь. Вопрос, какую честь потеряет главный герой, который тоже использовал барышню, чтобы подняться в глазах королевской знати, если сам женится на ней? А про спасение и гибель девушки - это вообще сказочные выдумки автора. Складывается впечатление, что автор не смотрел фильм и написал текст, отталкиваясь от трейлера.
Вот перевод оригинального описания фильма: Бедный солдат Людвиг Кален прибывает в 1755 году на бесплодную Ютландскую пустошь с единственной целью: последовать призыву короля возделывать землю и тем самым самому добиться богатства и почета. Но Кален быстро наживает себе врага. Беспощадный землевладелец Фредерик Де Шинкель, единоличный правитель этой территории, считает, что пустошь принадлежит ему, а не королю. Когда крепостной Де Шинкеля убегает со своей женой Анной Барбарой и ищет убежища у Кален, помещик делает все, чтобы прогнать Кален и в то же время совершить жестокую месть. Кален не склоняется, но упорно принимает неравный бой и теперь рискует не только своей жизнью, но и связью с маленькой, неспокойной семьей, возникшей вокруг него на пустоши.
А что касается самого фильма, то я в обязательном порядке рекомендую его к просмотру. Помимо качественной постановки и шикарных актёрских работ в фильме рассказывается удивительная история героя, который поначалу следовал по одному пути, а пришел к совершенно другому финалу, который наверняка многих удивит. Это крайне захватывающая, атмосферная и убедительная история для всех поклонников исторических фильмов. К тому же это победитель Венецианского фестиваля и претендент на Оскар в категории Лучший фильм на иностранном языке. Здесь нет намека на артхаус или авторское кино. Эти стопроцентное жанровое кино для массового зрителя, который однозначно останется довольным после просмотра.
26 декабря 2023
Не могу не восхитится (в очередной раз!) искусством мастеров, локализующих названия фильмов для нас с вами, сирых, убогих, не владеющих языками иноземными... Оказывается, словечко 'bastarden' переводится как 'меч короля'!
Описание фильма - это то, что иноземцы называют guilty pleasure. 'Датский король отправляет своего лучшего рыцаря' - рыцаря? В XVIII - то веке? Герои Миккельсена - капитан в отставке, и король не подозревает о его существовании, и никуда он его не 'отправляет', капитан сам проявляет инициативу... впрочем, хватит об этом.
Николай Арсель снял редкое по нынешним временам кино, это кино о человеке с чувством собственного Достоинства. Герой фильма - человек прямостоящий, образец восходящей вертикальной мобильности, незаконнорожденный (как следует из названия), сделавший себя сам вопреки всем сословным барьерам и перегородкам. Он не революционер, он принимает существующую систему как данность (в ответ на насмешку антагониста, он говорит - 'таковы правила'). И даже в рамках подобной (сословно - иерархической) системы, герой стремится изменить своё положение в обществе.
Фильм Арселя похож на волшебную шкатулку со множеством отделений. Открываешь один ярус, а за ним следует другой. Можно рассматривать это кино как историю восходящей социальной мобильности, историю маргинала, всеми силами стремящегося к успеху. Можно увидеть здесь классовую борьбу между прогрессивным фермером, и цепляющимся за свои сословные привилегии феодалом - крепостником. Здесь есть личностный конфликт - оба героя хотят погрузить свой 'железный звон в мягкое, в женское'. Правда, мотивы у них разные. Для Шинкеля брак с родственницей норвежского короля - способ закрепить свой статус, а капитан Келлер рассматривает надушенную вагину королевской родственницы как шахту социального лифта, способную вознести его на вершины иерархической цепочки. В общем, фильм получился многоплановый.
Стихия главного героя - это борьба. Борьба с косной, враждебной природой. Борьба с носителями косного, сословного мировоззрения (Шинкель, или как он сам подчеркивает при каждом удобном и неудобном случае - Де Шинкель), борьба с мракобесием и ксенофобией немецких колонистов. Борьба Порядка и Хаоса. Неслучайно, режиссер отправляет своего героя на болота. Болото - это метафора. Это образ датского общества XVIII столетия. Удастся ли герою вырваться из его удушающих топей? Борьба, борьба, борьба...
Неторопливый, убаюкивающий темп повествования, пасторальные картины, сцены сельскохозяйственного труда перемежаются вспышками старого, недоброго, свирепого насилия. Режиссер умело нагнетает саспенс, и в нужный момент искусно разрядит обстановку самым неожиданным образом. Катарсис гарантирован.
Лицо Мадса Миккельсена стало похожим на какую - то продубленную ветрами и штормами маску. Рельефно обозначились многочисленные кожистые складки, буграми выступают продольные морщины, волосы поседели. Неизменным остаётся одно - умение актера сохранять невозмутимость в самых экстремальных ситуациях. Капитан Келлер - сложный персонаж, ежеминутно попадающий в ситуации морального выбора. Небольшие тактические победы героя оборачиваются стратегическими проигрышами, жизнь постоянно испытывает его на прочность, и к концу фильма создается впечатление, что материал из которого создан персонаж, вот - вот не выдержит, и даст трещину...
Итог.
Прекрасное кино, лучшее из увиденного мною в этом году.
Прозт!
24 декабря 2023