Историческая драма итальянского режиссера Марко Беллоккьо «Похищенный», основана на реальной истории католического священника еврейского происхождения Эдгардо Мортара, который в возрасте шести лет был насильно отобран у родителей и воспитывался в школе при католической церкви. Фильм повествует о том, как родители мальчика боролись с католической церковью, пытаясь вернуть ребенка в семью и привлечь к ответственности виновных за его тайное крещение.
1858 год. Болонья, Италия. Ночь. В дом к многодетной еврейской семье стучатся люди из Святой Инквизиции и требуют отдать им ребенка, крещенного по католическому обряду. Зритель дезориентирован, как и семья мальчика. События фильма разворачиваются стремительно. Эмоции накалены до предела. Едва удается понять, что происходит, ведь режиссер не торопится вводить в курс дела, приглашая для начала прочувствовать страх ребенка перед неизвестным. Сполна проникнувшись детскими страданиями, режиссер постепенно превращает фильм в унылую судебную драму и беготню отца по разным инстанциям, в попытках добиться справедливости, пока его сын сам того не замечая забывает о родителях и привыкает к новой жизни.
Непревзойденная игра итальянской актрисы Барбары Рончи откровенно передает материнское горе и боль от потери ребенка, ни на секунду не утихавшую на протяжении всей ее жизни. Сцена ее первой встречи с маленьким сыном после похищения настолько пронзительна, что перехватывает дыхание и на глаза наворачиваются слезы. Актриса заслуженно получила итальянскую кинопремию «Серебряная лента» за роль в этом фильме. В прошлом премии удостоились такие великие итальянские актрисы как Софи Лорен, Клаудия Кардинале, Джина Лоллобриджида и Анна Маньяни.
Последняя треть фильма, показывающая повзрослевшего Эдгардо кажется скомканной и слепленной наспех. Режиссер не уделяет достаточно внимания взрослению молодого человека. Зрителю не понятна его мотивация и жизненная позиция и от этого его действия в некоторых сценах кажутся хаотичными и неясными. Временами создается впечатление, что он не уверен в выборе своей веры, совершая довольно дерзкие и немотивированные ничем поступки, которые вызывают много вопросов. В следующих же сценах приверженность Эдгардо христианской вере находится на грани фанатизма, и режиссер выставляет его как неблагодарного предателя еврейской семьи, которая столько сделала для того, что вернуть сына домой. Вероятно, режиссер хотел показать несостоятельность католических священников, которые неправильно воспитали ребенка, сделав его черствым религиозным фанатиком, не нашедшего в себе долю сострадания, чтобы попрощаться с умирающими родителями. В финале фильма зритель остается таким же потерянным, как и Эдгардо Мортара. Для придания драматичности повествованию режиссер опустил некоторые факты из жизни священника и выставил его в не самом лучшем свете. Хотя его отношения с семьей не были идеальными они все же присутствовали в его жизни и обе стороны ни один раз пытались наладить отношения и оставить трагическую историю похищения ребенка позади.
Фильм задает высокую планку, но не выдерживает собственного заданного ритма и спотыкается, запутавшись в посыле фильма, так и не определившись кто же является главным героем повествования — похищенный мальчик, его убитый горем отец или католическая церковь. «Похищенный» поражает кинематографичностью и размахом, но кажется из-за желания режиссера выставить католических священников и папу Пия IX карикатурными злодеями, а отца мальчика и евреев, желающих помочь делу слишком упертыми и мягкотелыми, сделало фильм недостаточно серьёзным и поверхностным, несмотря на тяжелую, но заслуживающую внимания тему.
6 февраля 2024