| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.4 |
IMDb
|
7.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
О сухой траве |
| английское название: |
Kuru Otlar Üstüne |
| год: | 2023 |
| страны: |
Германия,
Швеция,
Франция,
Турция,
Катар
|
| режиссер: | Нури Бильге Джейлан |
| сценаристы: | Акин Аксу, Эбру Джейлан, Нури Бильге Джейлан |
| продюсеры: | Оливье Пере, Mehmet Zahid Sobaci, Нури Бильге Джейлан, Марен Аде, Реми Бура, Кристина Борьесон, Йонас Дорнбах, Карлос Герстенхауэр, Янина Яковски, Александр Малле-Гай, Энтони Мьюир, Беттина Риклефс, Барыш Йылдирим, Nadir Perli, Себастьен Беффа, Медиха Дидем Тюремен |
| видеооператоры: | Krsat Resin, Cevahir Sahin |
| композитор: | Philip Timofeyev |
| художники: | Glsah Yksel, Мераль Актан |
| монтаж: | Oguz Atabas, Нури Бильге Джейлан |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в США:
|
$118 955 |
Мировые сборы:
|
$2 305 695 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
19 мая 2023 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
3 ч 17 мин |
Для фильмов Нури Бильге Джейлана характерны очень сильные диалоги, которые превращаются в споры об истине. Работа «О сухой траве» не исключение. Здесь ставится вопрос уровня «Быть или не быть», а именно нужно ли участвовать в социальной жизни или лучше занять позицию индивидуалиста. Однозначного ответа нет, но мы можем близко рассмотреть разные точки зрения.
В этом фильме рассказывается история учителя рисования средних лет по имени Самет, который по распределению министерства образования Турции попал в глухой провинциальный поселок, где можно только помереть со скуки. Самет вроде выполняет свои обязанности, но каждый день мечтает только о том, как уберется отсюда, лучше всего в Стамбул. В общем, он досиживает положенные четыре года, а потом намерен немедленно уехать. Однако в школе у него возникают проблемы. Две ученицы, затаив обиду, обвинили его и еще одного учителя в приставаниях. Этого, разумеется, не было, но теперь для Самета могут быть серьезные последствия. Вроде бы школа и чиновники на его стороне, но Самет испытывает беспокойство от поползших слухов. Однако для сюжета это, пожалуй, вторичная история. Главный вопрос режиссера в другом. Как вообще жить в этом несправедливом мире? Нужно ли стремиться к равенству и братству или это иллюзорные идеалы? На эти вопросы Самет будет пытаться отвечать в своих напряженных беседах с Нурай — коллегой-учительницей, которая потеряла в теракте ногу.
Самет противоречивый человек. Часто он не может сдержать негативных эмоций из-за того, что прозябает в дыре, и выплескивает их на детей. Он почти проклинает себя за неверный выбор профессии и говорит, что пасти овец интереснее, чем обучать детей. С другой стороны, он задумывается о высокой миссии учителя, который должен нести цивилизацию. В общем, он находится в тупике. Жениться не спешит, его отец болен, а идея поехать в Стамбул мало похожа не то что на реальный план, но даже на абстрактную мечту. Есть все основания полагать, что Стамбул не вытащит его из подавленного состояния, о чем ему намекает и Нурай. Но Самета может увлечь искра жизни и любви, правда, увлечение это оказывается несколько двусмысленным, что составляет настоящую загадку этого фильма, заставляя читателя гадать по поводу ее толкований.
А между тем поселок, где происходит действие, представляет собой крохотный мирок, где все всех знают, и местный учитель вполне может забежать в полицейский участок на чай. Не только Самет, но и вообще многие хотят так или иначе отсюда уехать, потому что делать здесь нечего. И на этом фоне удивительно независимой колонной выглядит фигура Нурай, которая выступает за активную социальную позицию и хочет остаться — просто потому, что остаться должен хоть кто-то.
Одновременно в этом крохотном мирке так много большой и маленькой несправедливости. Самет не понимает, почему девочка его оклеветала, ведь он ничего плохого ей не сделал. В кругу знакомых часто случается мелкая, но неприятная ложь, а весь поселок живет сплетнями, причем слова, сказанные другими, могут быстро настроить человека на тот или иной лад. В такой атмосфере неустроенность в жизни часто приводит к весьма агрессивному отношению к окружающим. Самет беспокоен, и такое беспокойство может родиться только в душе человека, чья уязвимость проистекает из глубокой неудовлетворённости.
Самое главное прячется в спорах Самета с Нурай. Эти споры затеваются не для того, чтобы поссориться, а для того чтобы лучше понять свое место в мире. Герои ищут и не могут найти это место. В этих простых бытовых разговорах открывается горькая истина о жизни, состоящая в том, что все мы несчастны. Как говорит Нурай: все прекрасное в этом мире вязнет в паутине, которую мы плетём сами. Дискуссия же о том, нужно ли пытаться изменить мир или лучше бездействовать, здесь по своему накалу не отличается от монолога Гамлета.
8 июня 2025
Нури Бильге Джейлан - один из самых прославленных режиссеров современности. Этот турецкий кинематографист вот уже почти 20 лет выпускает ленты, которые одна за другой шокируют и восхищают зрителей. Вслед за 'Отчуждение', 'Однажды в Анатолии', 'Зимняя спячка', 'Дикая груша' вышла лента 'О сухой траве'.
'О сухой траве' - это медленно разворачивающая история, сосредоточенная на мужчине, работающем учителем в провинциальной деревушке. Это нищая пустынная местность, в которой все покрыто огромными сугробами. А жизнь закостенела и подчинена обычаям.
Герой, преподающий уроки рисования, чувствует себя угнетенным и мечтает поскорее выбраться из этой депрессивной местности. Он попал туда по распределению и должен был провести там несколько лет, прежде чем получить право отправиться работать и жить в столицу.
Обычный распорядок дней прерывается двумя обстоятельствами - с одной стороны героя подталкивают к знакомству с женщиной. А с другой стороны он оказывается в центре скандала. Две школьницы обвинили его и еще одного учителя в неподобающем поведении.
И если в кинопродукции большинства стран такая история превратилась бы в скандальные разборки со вскрытием всевозможных тайн и выяснением деталей, картина Нури Бильге Джейлана не теряет своей сонной поступи. Скандала так и не случится. Подробности останутся невыясненными. Более того, эта история даже отойдет будто-бы на второй план, сменившись конфликтом любовного треугольника.
Зрителям покажут достаточно для того, чтобы у них сложились представления о характерах всех главных героев. Но, также как в голливудском 'Сомнении' 2008 г., уверенность и убежденность в правоте своих представлений окажется недостижимой целью.
Главный герой 'О сухой траве' - закрытый человек, в котором легко увидеть эгоизм и злость. Но в то же время легко увидеть чувственность и доброту. Чего в нем больше - загадка, которую зрители будут пытаться решить на протяжении просмотра всего фильма. Ведь сопереживать ему очень сложно. И лишь в конце герой сам расскажет, почему его киноистория называется 'о сухой траве'. И почему в нем, также как в этой траве больше смерти, чем жизни.
Рейтинг в IMDB - 7,8. И это безусловно достойный просмотра фильм, впечатляющей и своей визуальностью и своей историей. А если вам понравится эта трехчасовая картина, то смело беритесь за просмотр других произведений Нури Бильге Джейлана. Этому 65-летнему режиссеру удивительным образом удается держать планку очень высоко и создавать глубокие разговорные ленты. Они рассказывают камерные истории, в которых раскрывается универсальные неразрешимые печали жизни современного общества.
17 мая 2024