Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Крецул |
год: | 2023 |
страны: |
Россия,
Молдова,
Турция,
Литва
|
режиссер: | Александра Лихачева |
сценаристы: | Александра Лихачева, Виталий Глигор |
продюсеры: | Анна Шалашина, Кестутис Драздаускас, Максим Рыбаков, Александр Жигун, Артем Васильев, Вячеслав Муругов, Ольга Ажнакина, Олег Шашков |
видеооператор: | Мариус Пандуру |
композитор: | Илья Рубинштейн |
художники: | Елена Порумбеску, Наталья Вакарчук, Лилия Иксарь |
жанры: | драма, биография, спорт |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $28 415 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 44 мин |
Хочется сказать всё и не говорить ничего вообще, потому что мне кажется, слова слишком тяжелы чтобы описать эту работу. «Крецул» – не очередная спортивная драма, тут спорт будто бы вообще отодвинут на второй план. Это история о крепком дружеском плече, которое просто будет рядом и не даст упасть, что бы ни случилось. Будто сотканная из шёлковых нитей, таких же нежных, как прикосновения любимых рук.
Байопик про молдавского дзюдоиста Олега Крецула и его тренера Виталия Глигора – дебютный фильм выпускницы ВГИКа Александры Лихачёвой. Алесандра отмечает, что позволила себе вставить некоторые события, которых не было в реальности. Судьба у спортсмена тяжёлая: едва поднявшись на олимп, Олег попадает в аварию, теряет зрение и жену, а былая уверенность в блестящую карьеру становится призрачной надеждой. Но любящий друг Виталий, сам с проблемами в жизни, помогает Крецулу стать Крецулом – многократным паралимпийским чемпионом.
Это совсем не массовое кино. Сначала меня немного возмутило, что «Крецул» вышел в ограниченном прокате, но на самом деле это не удивительно, потому что вероятность заскучать и ничего не понять больше, чем когда-либо. Сама несколько раз переключала внимание даже на собственные мысли и упускала некоторые важные для понимания происходящего детали (при этом отмечу, что сюжет ясен даже без особой подготовки к просмотру). Сразу после сеанса хотелось много к чему прицепиться: мне не хватало мотивировки, развития действия, а композиция казалась хрупкой, потому что каждая поворотная точка сюжета зиждилась на мимолётных событиях, слишком не убедительных, чтобы подвинуть действие дальше. Но уже после, обдумав весь фильм целиком, поняла, что смотреть надо в другую сторону.
Это картина ощущений, с длинными одноплановыми кадрами и тишиной вместо движения. В своей работе Александра обратилась к тесной чувственной связи, окутывающей двух друзей. А утончённая камера Мариуса Пандуру отобразила сложные перипетии внутреннего мира персонажей. Всё что происходит снаружи – призма их душевных переживаний. Поэтому внешнее сильно уступает внутреннему. Картина полностью погружает в себя. Мне нравится, как режиссёр превращает форму (обстановку, мизансцены, движения, взгляды, диалоги, монтаж, звуки) в мелодию, которая так охотно открывается слуху, нужно лишь обратить внимание на каждый звук. И что до самих взаимоотношений героев: зрители отмечают, что Александре удалось соединить Крецула и Глигора в единый организм. Мне же показалось, что между героями, при их взаимосвязанности, всё же прочерчена грань. Олег – это Олег, а Виталий – это Виталий. Они друзья. Они друг для друга помощь, поддержка и опора. Но не пластилин, которым можно заполнить пустоту, не предмет, который закроет твои потребности. Это тоже личность, а не отражение. И единственной благодарностью за жертвы, на которые идёт твой друг ради тебя, может быть только безусловная любовь и внимание.
Не могу не отметить великолепную работу Никиты Волкова (Олег Крецул), Сергея Волкова (Виталий Глигор) и Владимира Гарцунова (Слон). Их игра выше всех похвал. Вся съёмочная группа подошла к своей работе с невероятно нежной любовью к реальной истории и желанием показать её на экране. Считаю, у них получилось.
Не хочется как-то оценивать фильм. Будто эту картину нужно почувствовать. Может излишне сентиментально, но мне показалось, что эта работа прошла через меня и оставила какое-то приятное призрачное ощущение. Я просто получила невероятное удовольствие от того, как это сделано. И ждала просмотра точно не зря.
10 марта 2024