Рейтинг фильма | |
![]() |
6.2 |
![]() |
6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Планета Джанет |
английское название: |
Janet Planet |
год: | 2023 |
страны: |
США,
Великобритания
|
режиссер: | Энни Бэйкер |
сценарий: | Энни Бэйкер |
продюсеры: | Энни Бэйкер, Эндрю Голдман, Дэн Джанви, Деррик Тсенг, Челси Барнард, Роуз Гарнетт, Майкл Готтвальд, Ivan Lafayette, Rebecca Wyzan, Эва Йейтс |
видеооператор: | Мария фон Хаусвольф |
художники: | Тереза Мастропьерро, Томас Слэттери, Лиззи Донелан, Дэника Чипмэн |
монтаж: | Люсиан Джонстон |
жанр: | драма |
|
|
Финансы | |
![]() |
$5 468 |
![]() |
$793 638 |
![]() |
$805 694 |
Дата выхода | |
![]() |
1 сентября 2023 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
18+ |
![]() |
1 ч 53 мин |
Эта предельно камерная семейная история с минимумом персонажей в финале оборачивается грандиозной эпопеей «Освобождение». В «Планете Джанет» нет никаких громких событий: ни смертей, ни скандалов, ни интриг, ни загадок. Между тем, вся картина о бесконечной цепи потерь без приобретений. Ряд бытовых полуанекдотов соединяется в полотно, наполненное предельной печалью. Энни Бейкер радикально меняет нарратив повествования: заглавной героине на экране отдано времени существенно меньше, чем персонажу просто центральному – ее 11-летней дочери Лейси. Личная жизнь молодой женщины, увиденная глазами ее взрослой дочери – распространенный мотив в книгах и кино, оборачивается коллизией «Мама (не) вышла замуж». Именно так – скобки каждый волен снять или оставить. То ли вышла, то ли нет. Постоянные поиски спутника каждый раз завершаются титром «Конец Уэйна» (или очередного друга – подруги). Здесь безмолвные куклы в домашнем театрике Лейси получают больше заботы и понимания, чем реальные живые люди, которых судьба забрасывает в этот дом. И которые тихо исчезают и из дома, и из жизни Джанет и ее взрослой дочери Лейси. Здесь люди стремятся стать куклами, обряжаясь в гигантские маски неведомых зверей. И, говоря не от своего имени, пытаются через выдуманные судьбы найти объяснение своей. « Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь». По сути, весь фильм – это монолог Ольги из чеховских «Трех сестер», реализованный в жизни глубинной Америки рубежа 20-21 веков.
Для режиссера Энни Бейкер – этот фильм дебют. Для драматурга Энни Бейкер – естественное продолжение работы по адаптации чеховского «Дяди Вани» для американской сцены. Абсолютно чеховский метод – за внешней бессобытийностью происходит самое главное – жизнь проходит в пустых надеждах, в кукольных хлопотах, в высокопарных монологах.
«Мое освобождение зависит от моей готовности видеть правду за гранью самовосприятия» - это в дом очередное мамино увлечение принесло. Сектант – не сектант, режиссер – не режиссер, мыслитель – не мыслитель, манипулятор – не манипулятор. Лежал на коленях у Джанет, произносил все эти псевдофилософские мысли, а затем просто исчез, как исчезали все до него. Что там увидела Джанет? Правду ли или очередное заблуждение? Только правда эта оказалась пуста, скучна и печальна. Это киноэпопея «Освобождение» для людей, живущих в мире тотальной свободы. Голодная смерть не грозит. Карьерный рост для мастера акупунктуры невозможен, да и нежеланен. Все родные – люди взрослые и здоровые, опасностей никаких, обязательств – минимум. Освободившись от всех базовых пут, планета Джанет оказалась почти необитаемой. Там только один постоянный житель – дочь Лейси, которая и хотела бы навсегда остаться маленькой дочкой, да только так не бывает. А все остальные – лишь краткие посетители. Прилетели – улетели. Вышли за грань самовосприятия, освободились, а теперь не знают как освободиться от свободы, которая неизменно оборачивается пустотой.
Для того, чтобы ходить на танцы в сельский клуб, не обязательно уметь танцевать. Сюда не танцевать ходят, а знакомиться. Такова правда. Джанет – вся в танце. Лейси – среди зрителей, наблюдает за «освобожденной» мамой. Крутятся в американской кадрили дамы и кавалеры, постоянно сменяются пары. И ни одна не задерживается. «Музыка играет так весело, так радостно, и кажется еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем. Ах, если бы знать, если бы знать!» 123 года прошло. Чеховский текст современен как никогда.
9 сентября 2024