| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.3 |
IMDb
|
6.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Планета Джанет |
| английское название: |
Janet Planet |
| год: | 2023 |
| страны: |
США,
Великобритания
|
| режиссер: | Энни Бэйкер |
| сценарий: | Энни Бэйкер |
| продюсеры: | Энни Бэйкер, Эндрю Голдман, Челси Барнард, Роуз Гарнетт, Майкл Готтвальд, Ivan Lafayette, Rebecca Wyzan, Эва Йейтс, Дэн Джанви, Деррик Тсенг |
| видеооператор: | Мария фон Хаусвольф |
| художники: | Лиззи Донелан, Тереза Мастропьерро, Томас Слэттери, Дэника Чипмэн |
| монтаж: | Люсиан Джонстон |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$5 468 |
Сборы в США:
|
$793 638 |
Мировые сборы:
|
$805 694 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
1 сентября 2023 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 53 мин |
Этот дебют режиссера Энни Бейкер отлично вписывается в собрание инди-фильмов о неудавшейся жизни. На вершине какое-нибудь «Солнце мое», уже сейчас неизбежно входящее во все топ-списки века. Где-то рядом с «Планетой Джанет» плюс-минус похожие по ритму «Камон, Камон» или «Задира». Отличие Бейкер в том, что она добавляет в кино, фиксирующее мимолетность жизни и ее строгий реализм, кое-что от условной Рорвахер. Элемент магического в повседневной рутине. Как и итальянка, Бейкер находит его в соприкосновении с природой и миром рурального
Джанет — женщина бальзаковского возраста, у которой нет ни одного постоянного человека в жизни. Фильм условно разделен на главы, названные в честь то парня, то подруги, то еще одного парня. За ними следует эпизод с тем же именем, но уже со словом end в конце. В жизни Джанет всё конечно, кроме дочки, глазами которой мы и видим всю эту историю. Лейси — 11, и у нее нет друзей. Кроме мамы. Свой экранный путь она начинает со звонка ей с грустной фразой, что если та не заберет ее, то Лейси убьет себя
История про Джанет легко свести к рассуждениям о неправильных решениях и матерях. Однако кризис главной героини куда глубже. Джанет живет жизнью, которую она сама выбрала, потеряв все развилки для других решений. Даже Лейси, которая, как любой ребенок, подсознательно копирует ту реальность, где живет мама, это не просто зеркало. Она скорее операторское решение. Мир глазами ребенка родителя, который не очень-то и хочет им быть. А если и хочет, то не знает, как и зачем
При этом «Планету Джанет» нельзя сводить к поиску лишь близкого человека, парня или подруги. Героиня ищет женское счастье и поэтому постоянно пробует ладить с людьми часто посторонними. Сначала это Уэйн, молчаливый трудяга, у которого вечно болит голова и едва находятся слова даже для собственной дочери. Потом это подруга, которую Джанет не видела дюжину лет, но приняла у себя на диване после ее побега из секты каких-то хиппи-театралов. Наконец, это гуру той самой секты, развлекающий героиню рассказами о Большом взрыве во время осеннего пикника. Не помогает даже акупунктура. А тем временем Лейси не может засыпать без части мамы
«Планета Джанет» может легко показаться липсинком реальности. Нам поставили камеру (то есть ребенка) и просто фиксируют то, что происходит. Никакой выдумки. Никакого фикшина. Никаких финтифлюшек. Шанталь Акерман. Но беда, что сама идея очень нарочита. В объективе мелькают ракурсы с наклейками Free Tibet, а потом Лейси лежит в позе эмбриона на лесной опушке. И это не несет почти никакой логической нагрузки, чаще идет в довес к художественному приему. Операторский и режиссерский выпендреж, что, конечно, абсолютно нормально для дебюта. Но как же, черт побери, все хотят быть Шарлоттой Уэллс
Еще истории про Джанет вредит предельно замедленный ритм повествования. В этот фильм нужно войти, синхронизироваться с его состоянием, иначе велик шанс отвлекаться при каждом общем плане. Социальной остроты при этом у картины нет вообще. Бейкер вкладывает в голову Джанет мысль, а почему бы не поговорить с 11-летним ребенком об эмансипации, но это скользит фоном. Всерьез обижаться на это не стоит. Наверное, на развилке смыслов фильм мог свернуть куда-нибудь в «Проект Флорида», но режиссер выбрал другого персонажа центральным. Да и в мире Бейкеров изобретательнее пока не Шон, а не Энни
Как итог, «Планета Джанет» — это метафора вяло уходящей жизни, где нет ни своих, ни чужих. Как сложится судьба Лейси, мы можем предположить, но хотелось бы, чтобы она все-таки оказалась с другой планеты. На той, что живет ее мама не будет ни счастья, ни покоя, ни искупления
26 сентября 2025
'Планета Джанет' попала в многочисленные авторитетные англоязычные списки лучших фильмов 2024 года. Критики одаривают фильм восторженными оценками, а вот зрители лишь скучают и зевают. Кто из этих двух групп прав?
Правы вторые. 'Планета Джанет' - яркий пример фильма, который прославляют за имя его создателя, а не за содержание на экране.
Содержание у 'Планеты Джанет' довольно типичное для фестивального интеллектуального кино. Зрителям демонстрируют обыденную жизнь матери и дочери, их ночные разговоры друг с другом и взаимоотношения с прочими людьми, которые появляются и исчезают в их доме и жизни.
Никаких явных конфликтов, никакого перелома в жизни героинь, никакого переосмысления себя и своих жизней. Собственно за это 'Планету Джанет' критики и расхваливают. За то, что он не соответствует нормативам стандартного киноповествования. За то, чем этот фильм не является.
Однако даже если вы прочитаете десяток восторженных рецензий на 'Планету Джанет' вы вряд ли найдете ответ на вопрос чем этот фильм все-таки является. На него никто не отвечает, потому что единственно правильный ответ - 'ничем'. Просто теплый разговорный фильм с разрозненными темами и беседами, с погружением в уютный лесной летний мир 90-х. В нечто, что выглядит полутуманным воспоминанием о прошлом. Два года назад все восторгались фильмом Шарлотты Уэллс 'Солнце мое' за то, как искусно она воплотила ощущение оживших воспоминаний. 'Планету Джанет' хвалят за это же погружение в неуловимый омут памяти.
Для того, чтобы понять, почему 'Планета Джанет' имеет настолько позитивные оценки профессионального сообщества, нужно обратить внимание на биографию ее создательницы. Этот фильм - полнометражный дебют Энни Бейкер. Женщина является прославленным автором и постановщиком театральных пьес. У нее множество наград, включая премию Пулитцера и награду Макартура.
На театральной сцене ею восторгаются именно за умение переносить реальную жизнь на театральные подмостки. Так что нет ничего удивительного, что первый фильм такой прославленной дамы получил особый интерес и почитание.
К тому же Энни Бейкер - родственница самой значимой и распиаренной женщины режиссера современности Греты Гервиг. Их мужья - Ноа и Нико Баумбах, фильммейкеры из влиятельной семьи писателей, издателей и кинокритиков.
Так что смело можете пропустить просмотр 'Планеты Джанет'. Хотя в ней есть своя притягательная странность. В центре сюжета тут оказалась жутко страшная (в смысле очень некрасивая) и крайне неприятная девочка, которая не проявляет никаких эмоций, постоянно врет, манипулирует, выдает какие-то странные фразочки типа 'Вся моя жизнь ад', в 11 лет размышляет о своей сексуальной ориентации и выглядит максимально эгоцентричным человеком. Но судя по всему к этой маленькой героине нужно испытывать симпатию и вслед за ней решить, что правильное поведение именно такое. А не как у ее мягкой и доброй матери, стремящейся нравится окружающим и быть открытой всему новому.
30 января 2025
Эта предельно камерная семейная история с минимумом персонажей в финале оборачивается грандиозной эпопеей «Освобождение». В «Планете Джанет» нет никаких громких событий: ни смертей, ни скандалов, ни интриг, ни загадок. Между тем, вся картина о бесконечной цепи потерь без приобретений. Ряд бытовых полуанекдотов соединяется в полотно, наполненное предельной печалью. Энни Бейкер радикально меняет нарратив повествования: заглавной героине на экране отдано времени существенно меньше, чем персонажу просто центральному – ее 11-летней дочери Лейси. Личная жизнь молодой женщины, увиденная глазами ее взрослой дочери – распространенный мотив в книгах и кино, оборачивается коллизией «Мама (не) вышла замуж». Именно так – скобки каждый волен снять или оставить. То ли вышла, то ли нет. Постоянные поиски спутника каждый раз завершаются титром «Конец Уэйна» (или очередного друга – подруги). Здесь безмолвные куклы в домашнем театрике Лейси получают больше заботы и понимания, чем реальные живые люди, которых судьба забрасывает в этот дом. И которые тихо исчезают и из дома, и из жизни Джанет и ее взрослой дочери Лейси. Здесь люди стремятся стать куклами, обряжаясь в гигантские маски неведомых зверей. И, говоря не от своего имени, пытаются через выдуманные судьбы найти объяснение своей. « Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь». По сути, весь фильм – это монолог Ольги из чеховских «Трех сестер», реализованный в жизни глубинной Америки рубежа 20-21 веков.
Для режиссера Энни Бейкер – этот фильм дебют. Для драматурга Энни Бейкер – естественное продолжение работы по адаптации чеховского «Дяди Вани» для американской сцены. Абсолютно чеховский метод – за внешней бессобытийностью происходит самое главное – жизнь проходит в пустых надеждах, в кукольных хлопотах, в высокопарных монологах.
«Мое освобождение зависит от моей готовности видеть правду за гранью самовосприятия» - это в дом очередное мамино увлечение принесло. Сектант – не сектант, режиссер – не режиссер, мыслитель – не мыслитель, манипулятор – не манипулятор. Лежал на коленях у Джанет, произносил все эти псевдофилософские мысли, а затем просто исчез, как исчезали все до него. Что там увидела Джанет? Правду ли или очередное заблуждение? Только правда эта оказалась пуста, скучна и печальна. Это киноэпопея «Освобождение» для людей, живущих в мире тотальной свободы. Голодная смерть не грозит. Карьерный рост для мастера акупунктуры невозможен, да и нежеланен. Все родные – люди взрослые и здоровые, опасностей никаких, обязательств – минимум. Освободившись от всех базовых пут, планета Джанет оказалась почти необитаемой. Там только один постоянный житель – дочь Лейси, которая и хотела бы навсегда остаться маленькой дочкой, да только так не бывает. А все остальные – лишь краткие посетители. Прилетели – улетели. Вышли за грань самовосприятия, освободились, а теперь не знают как освободиться от свободы, которая неизменно оборачивается пустотой.
Для того, чтобы ходить на танцы в сельский клуб, не обязательно уметь танцевать. Сюда не танцевать ходят, а знакомиться. Такова правда. Джанет – вся в танце. Лейси – среди зрителей, наблюдает за «освобожденной» мамой. Крутятся в американской кадрили дамы и кавалеры, постоянно сменяются пары. И ни одна не задерживается. «Музыка играет так весело, так радостно, и кажется еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем. Ах, если бы знать, если бы знать!» 123 года прошло. Чеховский текст современен как никогда.
9 сентября 2024