Императрицы
6.8
2023, драма, история
Россия, 1 ч 50 мин
12+

В ролях: Юлия Пересильд, Иван Колесников, Игорь Гордин, Ксения Утехина, Анастасия Талызина
и другие
Петр I пообещал маленькой дочери Елизавете, что выдаст ее замуж за Людовика XV, и она станет королевой Франции. Но все планы, в том числе договоренности с французским королем, рушатся вместе со смертью великого монарха: Петр I уходит из жизни, не успев назначить наследника. Так начинается безжалостная и беспощадная эпоха дворцовых переворотов — время интриг и борьбы за власть. Устоит ли построенная Петром империя и ее новая столица Санкт-Петербург? Какую цену придется заплатить Елизавете Петровне, младшей дочери великого монарха, чтобы занять свое место в истории? И что могут дать России женщины на престоле?

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Императрицы

год: 2023
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: , , , ,
продюсеры: , , , , , , , , ,
видеооператор: Морад Абдель-Фаттах
композитор:
художники: Мария Турская, Екатерина Шапкайц
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $1 643 701
Мировые сборы: $424 489
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Постеры фильма «Императрицы», 2023

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Императрицы», 2023

Можно ли изучить в полной мере историю России конца 17го – первой четверти 18го века по полудокументальному полуигровому фильму «Пётр I: Последний царь и первый император»? А по советской дилогии Сергея Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел» (оба – 1980 год)? А по антогонистическому критическому взгляду Мережковского, о личности которого вообще нужно читать отдельно, чтобы понять кто это и что это, выраженному в работе Виталия Мельникова «Царевич Алексей» (1996)? Во всех случаях ответ будет один и тот же – нет, нельзя. Банально потому, что не хватит хронометража, чтобы отразить все аспекты той или иной исторической личности, того или иного знакового события. И просто потому, что официальная история – это взгляд правящего класса на прошлое, а авторское видение – всего лишь частное субъективное мнение конкретного человека. Так чего ж тогда некоторые транслирующие свои мысли в массы посредством соответствующих блогов отечественные историки прицепились именно к Андрею Кравчуку и его работе?

Конечно, Кравчук наломал исторических дров своими прошлыми фильмами «Адмиралъ», «Союз спасения» и особенно «Викинг», которые ему ещё долго не смогут простить люди с противоположными взглядами, поборники чёткого следования фактам в любом художественном высказывании. И будут во многом правы (не буду сейчас вдаваться в подробности перечисленных кинолент, поскольку это надолго). Однако в случае с «Петром I» хотелось бы заступиться за режиссёра. Да, это госзаказ к знаменательной дате – 350-летию со дня рождения первого названного российского Императора. Ну и что? Практически все советские фильмы на исторические темы являлись государственными заказами, что не мешало им быть качественными кинотеатральными и телевизионными продуктами, многие из которых до сих пор с удовольствием смотрим и ссылаемся на них. И да – в работе Кравчука нет ничего существенного нового, чего бы мы не знали раньше. Вместе с тем, прелесть «Последнего царя и первого императора» заключается в том, что это не документалистика в прямом смысле данного слова. Авторы поступили хитро, объединив документальный жанр (исторический экскурс через интервью с историками и некоторыми известными людьми), игровые сцены и анимацию! И получилось, надо сказать, оригинально и весьма интересно. Визуальная же часть – просто блеск! Стильная компьютерная графика, эффектные цветовые решения в съёмке, костюмы, причёски, декорации, массовка… в общем всё то, что в целом создало эстетику на экране.

Кто-то, наверное, скажет: а причём тут вообще новинка прошлого года «Императрицы», про которую, собственно, и должна идти речь. Дело в том, что «Императрицы» – прямое следствие и, если угодно, – сиквел «Последнего царя и первого императора», наследующий от предшественника практически всё: от визуальной стилистики до методов повествования. Причём, уже в большей степени коммерческое продолжение за успешно брошенным пробным камнем, нежели сомнительный, но обязательный к исполнению госзаказ. Здесь также перемежаются интервью деятелей культуры и игровые эпизоды, и также присутствует анимация. И да – по «Императрицам» вряд ли получится выучить к экзамену историю, если кто-то на это надеялся (что само по себе странно). Взгляд Кравчука сотоварищи на эпоху во многом идеалистический, однобокий, но не побоюсь повториться: ничего вредного и тлетворного в сюжете фильма нет! А смотреть данное кино стоит в первую очередь из-за красивого визуала, отличного музыкального сопровождения, уверенной игры актёров (мне даже больше понравилась не Пересильд в роли Елизаветы Петровны, а Анна Уколова, исполнившая Анну Иоанновну), качественно переданных духа и атмосферы эпохи. А ещё – в качестве дополнения к сериалу «Романовы» (2013) и десяткам других фильмов и книг, ведь только в общей совокупности разнообразных работ может быть создано цельное впечатление об истории вообще и её отдельного периода в частности. Поэтому, конечно, кто как, а я остался вполне удовлетворён новинкой прошлого года и без сомнения внёс в лист ожидания следующую часть зарождающегося сериала – «Екатерина Великая». Главное, чтобы не переборщили с Ольгой Лерман в роли Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, ибо доверить ей эту роль – мягко говоря, не слишком удачная идея.

18 февраля 2024

Женщины стали основным триггером продолжения реформ Петра I

Это историко-документальный фильм, где главная роль уделена дворцовым переворотам. Здесь показана судьба Екатерины I (её играет Утехина), Анны Иоанновны (её играет Уколова) и Елизаветы Петровны (её играет Пересильд). Много интересных фактов узнал про жизнь императриц. Что такое власть? Это сила, опирающаяся на военных. Преображенский полк всегда стоял за птенцах гнезда Петрова. Фильм очень захватывающий. Режиссёр Андрей Кравчук делает историко-документальные фильмы про историю России. И все они сделаны в жанре трагической драмы. Режиссёр Кравчук снял фильм «Пётр I: Последний царь и первый Император» в 2022-м году. Эта серия чем-то мне напомнила сериал «Российская империя» (2000-2003). Привели в восторг компьютерная анимация и исторические факты. Ещё плюсом считаю, что фильм вышел на школьные каникулы. Подросткам 13-14 лет будет интересно посмотреть эту серию из цикла режиссёра Кравчука. Главная роль у Пересильд. Она играет Елизавету I, как женщину, любящую балы и театры.

Елизавета I была бездетна. Меня этот факт поставил в тупик. Пётр III, за которого вышла замуж Екатерина II, приходился племянником Елизавете I. В фильме есть интриги, есть красивые платья, есть властные женщины, есть верные мужчины. Эпоха дворцовых переворотов – это эпоха становления новой Российской империи. Российская империя превращалась в мощное государство, где русский солдат защищал и укреплял страну. Режиссёр Кравчук фильм назвал провокационно – «Императрицы». Он как бы выделил всю суть: «Что такое женщины на престоле?». Простой народ будет боготворить женщину, находящуюся на вершине власти? Ответ прост: «Сильная армия – сильная власть». Пётр I был великим монархом. Теперь только любимые женщины могут поддержать его реформы. Показано время, когда Россия снова могла стать боярской. Мне фильм понравился идеей государственных переворотов.

Женщины стали основным триггером продолжения реформ Петра I. Показано то время, когда Санкт-Петербург мог стать обычным городом, а не столицей Российской империи. Елизавета Петровна – это императрица, которая усилила военную мощь России, и которая много уделяла внимание балам.

Мне понравился фильм Кравчука. Здесь есть шик, есть мощные спецэффекты, есть интрига. Драматическая линия борьбы за власть раскрыта на все 100 процентов. Пётр I был великим монархом.

25 декабря 2023

Настолько ли идеальны наши «Императрицы», или односторонний взгляд на историю.

Посмотрела сей 'шедевр кинематографии' в кинотеатре, дабы в полной мере ощутить всю суть, однако шла со скептическим настроем. На это повлиял не один фактор. Во-первых, государство имело к этому фильму отношение, а значит все снова покажут какие монархи были хорошие. Во-вторых, фильм, который вышел почти ровно на год раньше - 'Петр 1. Последний цари и первый император'. Своеобразный фильм, в котором присутствуют моменты, когда домыслы (опровергнутые многими историками) подаются как свершившиеся факты. Ну и третья причина крайне субъективная - актриса, которая сыграла Елизавету Петровну. А именно Юлия Пересильд.

А теперь по порядку.

Как и в прошлой работе этого режиссера, мы видим только положительное о героинях картины, а именно о Екатерине 1, Анне Иоановне и Елизавете Петровне. В СССР пытались максимально демонизировать и обесценить наших монархов, мол от них один вред и всем все монаршее правление жилось плохо. В наше же время - все хорошие, и никаких проблем не было, все были золотыми, добрыми, понимающими и все хвалебные слова, которые есть в нашем могучем русском языке используются для описание наших монархов. Даже удивительно, что империя пришла в упадок в итоге. Однажды мы найдем эту золотую середину. Ведь нет ничего критичного, что исторические личности, даже великие, совершали ошибки. Они тоже люди. Но тут, как обычно, всё слишком вылизано. И съемки, как-бы не пытались показать ту эпоху, больше мне напомнили сериалы 2000-2010, чем что-то около-документальное.

Визуал приятный, но он все же больше отдает художественностью современных фильмов, а не чем-то историческим. Понимаю, что Авторы пытаются совместить информативность с красивой картинкой. Но пока получается не очень хорошо. Взрослым зрителям это не так важно, а детям всё еще не очень интересно (сужу по тем классам, которых в воскресенье повели на этот фильм, на тот же сеанс, на котором была я).

Известные актеры. Это исключительно личное отношение к документальным фильмам, но мне сложно воспринимать документалистику с известными актерами из художественных фильмов. Снова был грим для состаривания Петра 1, который выглядит как тот, что делали Александру Реве в 'Бабушке легкого поведения'. Смотрится нелепо и неправдоподобно. В то время, как императрицы выглядели более достойно.

Юлия Пересильд. Возможно дело в том, что ее последнее время очень много, возможно потому, что мне попадались фильмы с ней, которые мне ужасно не понравились, а может в ней нет того самого аристократизма. Честно говоря ее Елизавета получилась глуповатой и нелепой. Особенно, когда она идет 'отбирать' свое звание императрицы и дворец у Анны Леопольдовны и падает запутавшись в юбке или поскользнувшись. Насколько помню, есть версия, что она просто не успевала за ними. Но даже сцену выбранную режиссерами можно было сыграть более достойно, а не в стиле дешевой мелодрамы, а-ля простая девушка спешит к любимому и драматично подскальзывается. Но так как, возможно, это во мне говорит личная неприязнь к актрисе, а не здравый взгляд, то это не будет влиять на оценку.

Понимаю, что Анна Леопольдовна фактически не была императрицей, а просто регентом и о ней не собирались много говорить, но можно было бы показать ее дальнейшую судьбу и ее сына. Который в итоге провел всю оставшуюся жизнь в крепости, вдалеке от родителей. Но решили не очернять Елизавету. Хотя даже этот поступок можно было понять, она боялась, что ее смогут свергнуть, если оставить ребенка при дворе.

Так же стоило упомянуть почему Анна Иоановна и Елизавета Петровна просто не родили наследников. Ведь этот вопрос часто встает, когда начинаешь изучать этот период правления. Есть как официальные версии, так и домыслы, которые при озвучивании можно обозначить, что 'это всего лишь версия'. Ведь до сих пор многие вещи в истории стоят на хрупком 'скорее всего было так'. Сейчас уже не проверишь.

Пётр 3 это, конечно, мда. Но мы не присутствовали в тех временах... Как и авторы. Очень сложно поверить, что Петр 3 был настолько дурачком. Известно, что в какой-то момент Елизавета возлагала больше надежд на его жену, которую сама же и выбрала. Хотя даже скорее на его сына, воспитанием которого сама занималась. Но он показан прям слишком глупым.

Если вы дочитали до этого места, то безусловно ждете плюсов, потому что нет отметки 'отрицательно'. Что ж, визуал я уже отмечала. Безусловно хорошо, что наш кинематограф занимается историческим просвещением населения разных возрастов. Плохо, что качество пока не так высоко как хотелось бы. Но велика вероятность, что одни люди, которые это увидели начнут это изучать глубже сами и начнут понимать больше, в особенности узнают о неточностях фильма, но зато больше будут разбираться в истории страны. Те кто просто захочет обсудить фильм, вполне вероятно узнают о неточностях и деталях от оппонентов. Ну а остальные просто поднимут свой патриотический дух тем, что все великие монархи были такими идеальными. Можно их за это осуждать? Нет. Патриотизм во все века часто был основообразующим в настроениях народа и великих открытиях и делах.

Однако никогда не изучайте историю только-лишь по одному источнику. В одном будут говорить какие все плохие, в другом - какие все хорошие. И так прочитав источников 10-20 картина будет более настоящей.

Спасибо за внимание!

6 ноября 2023

'Императрицы' - еще один бессмысленный костюмный комикс с, мягко скажем, странным взглядом на историю страны

Это уже пятая попытка Андрея Кравчука поработать с российской историей. Первой была монархически однобокая, но глобально неплохая апологетика про Колчака 'Адмирал'. Второй - довольно глупая политагитка про князя Владимира, та самая с пафосным Козловским и голой Ходченковой. Дальше - 'Союз спасения', комментарии о котором давать излишне, и 'Петр Первый' - еще более проходной фильм со странной анимацией внутри богатых кадров из Петропавловской крепости.

Теперь очередь дошла до Эпохи Дворцовых переворотов. Весь каркас истории выстроен через парадигму, что 'царь Пётр построил молодую империю, а три императрицы этот дом чисто по-женски приукрасили'. В роли трех госдизайнерш - Екатерина I, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна (играет главная актриса страны Юлия Пересильд).

Фильм разбивают анимационные куски, отрисованные в еще более диковатом стиле, чем в эпосе о Петре, и внезапные документальные вставки от экспертов по этому историческому периоду. В числе знатоков каким-то удивительным образом оказывается, к примеру, Ирина Винер, рассуждающая о том, как правильно воспитывать девушек, чтобы они становились такими же сильными, как будущая императрица Елизавета.

При всей красоте съемок, а специально для них перекрывались Зимний дворец, Смольный, Екатерининский дворец в Царском селе, картинка выглядит постановочной и напоминает исторические доки из 2009-го, массово включавшиеся в сетку Первого канала. Где-то к середине фильма начинают подбешивать нарочито карикатурные образы тех, кто режиссеру не особо нравится.

Почему-то из сонма императриц совсем исключена Анна Леопольдовна. Почти все интриганы эпохи - от Меньшикова и Долгоруковых до Остермана и Разумовского - показаны лишь глупыми инструментами. Пётр III просто идиотом, даже большим, чем Петр II. Выброшены на помойку истории линии сына Петра I Алексея, Ивана VI Антоновича. Фридрих II, Антон Ульрих и Людовик XV вообще показаны серыми, блеклыми правителями, слабо повлиявшими на ход мировой истории в сравнении с протагонистами из молодой империи Петра.

Сколько угодно можно спорить о смысловом содержании фильма, где все три (довольно спорные!) императрицы показаны чуть ли не святыми (признаюсь, что впервые видел такой положительный образ той же Анны Иоанновны), но открытым остается вопрос, а для кого это всё?

Для сдающих ЕГЭ? Так упущена половина важнейших фактов, а информация о первых печах Донбасса вряд ли поможет на экзамене

Для школьников и учителей? Так им и так показывают похожие, хоть и сделанные хуже, фильмы. Разницу в этом возрасте просто не заметят

Для просто интересующихся историей? Так слишком базовый уровень, обычно таким нужен левел попродвинутее

Для случайно зашедшего в кино? Так не зайдет, а если зайдет, то выйдет уже после первого скучного замечания директора Царского села

В итоге, 'Императрицы' потерялись в жанре, в смыслах, которые они несут, и своей задаче. Что это, для кого и почему так - не ясно даже после титров. Если целью было просто рассказать о важной эпохе в истории страны, то к чему попытки выстроить всё через личную драму (Пересильд, кстати, молодец, она реально старается именно сыграть Елизавету). А если целью всё же было сделать кинопродукт, то тогда, почему не вырезали всю скучную часть фильма, которую профессорским голосом зачитывает Хабенский?

В итоге вышло ни то, ни сё. Хотя по несправедливо сложившейся историографической традицией именно к этим словам обычно и сводят всю эпоху Дворцовых переворотов.

4 ноября 2023

Только ради ЕГЭ посмотреть и можно

Пойти с сыном решили спонтанно, гуляли на каникулах. Не посмотрела аннотацию и не знала, что фильм не художественный, а документальный с вкраплениями актерской игры и анимации. Но минус не это, а редкостная нудность. Это фактически лекция, пусть и озвучиваемая прекрасным голосом Хабенского и расцвеченная сценками с актерами.

Просто чтобы оживить сухие строки учебника и уложить в голове подростков порядок царствования всех этих дам, в принципе, пойдет.

А так смотреть не стоит, фильм откровенно скучен и затянут. Причем затянут не чем-то полезным и интересным, к сожалению.

На ерунду, на эпизоды примерки платьев, долгое избиение различных лиц, стянутых с кровати в подштанниках, на спящего актера театра и прочее подобное ушло много экранного времени. Зачем, к чему, впихивать исторические анекдоты в заявленную вроде бы документальную ленту глупо.

Лучше бы в этот хронометраж больше именно государственных дел поместили, рассказ про военные кампании, политические успехи/провалы, знаковые события каждого правления и т.п.

Комментарии экспертов в массе своей ничего не дают ни для понимания этих исторических личностей, ни для обогащения памяти какими-то полезными фактами, это просто внезапно прерывающие повествование врезки с оценочными общие суждениями про силу личности, лидерство и прочее.

Актрис с подтяжками лица и обколотыми скулами для изображения исторических персон брать не нужно, просто неприятно было смотреть на взрослую Елизавету. Петра III не стоило изображать совершенным идиотом, как в большинстве отечественных кинолент, к сожалению. Он все же не настолько невменяемый был, иначе несмотря на умную жену, Елизавета бы его наследником престола просто не оставила. Екатерина Первая и ее маленькие дочки понравились, Анна Иоанновна тоже показалась убедительной.

Плюс этого фильма в том, что он позволяет окунуться в атмосферу дворцовых переворотов и в давно прошедшую эпоху, по которой снято мало, разве что сериал Дружининой можно вспомнить. Минус - в затянутости, в принудительном вырывании зрителя из этой атмосферы из-за врезок малосодержательных комментариев экспертов, в откровенных перекосах в сторону плюсов каждого правления, без упоминания провалов и неудач, в малом количестве упомянутых исторических событий и фактов в ущерб зрелищности, которая все равно не удалась.

Такое чувство, что собирались делать художественный фильм, потом передумали и набрали экспертов для документального, потом передумали еще раз и решили сделать лекцию, но при этом хорошенько плюнули на фактологию и достоверность, а потом поняли, что не выходит ни то, ни то, и перемешали в надежде, что кому-то зайдет и так. В итоге это и не документалка, и не художественный фильм, и не лекция, и на какую целевую аудиторию это чудо рассчитано - неясно.

1 ноября 2023

Драма Императрицы на большом экране с 2023 года, его режиссером является Андрей Кравчук. Кто снимался в кино, актерский состав: Юлия Пересильд, Иван Колесников, Игорь Гордин, Ксения Утехина, Анастасия Талызина, Мария Пересильд, Анна Уколова, Александра Велескевич, Коля Ноекёльн, Павел Ворожцов, Евгений Шварц, Эдуард Орлов, Роман Каун, Ярослав Петрашко, Вячеслав Харчёв.

В то время как во всем мире собрано 424,489 долларов. Страна производства - Россия. Императрицы — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.