| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
6.3 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Банель и Адама |
| английское название: |
Banel e Adama |
| год: | 2023 |
| страны: |
Франция,
Сенегал,
Мали,
Катар
|
| режиссер: | Рамата Тулайе Сай |
| сценарий: | Рамата Тулайе Сай |
| продюсеры: | Andrey Samoute Diarra, Souleymane Kb, Оливье Пере, Oumar Sy, Эрик Нивё, Margaux Juvnal |
| видеооператор: | Амин Беррада |
| композитор: | Башар Халиф |
| художники: | Mariam Diop, Рафаэль Мате, Oumar Sall |
| монтаж: | Венсан Трикон |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в США:
|
$49 503 |
Мировые сборы:
|
$165 366 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
20 мая 2023 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 27 мин |
Чаще всего до европейского проката добираются те африканские фильмы, в которых говорится о людях, бросающих вызов традиционным ценностям и выбирающих свободу. В этом плане фильм «Банель и Адама» смотрится несколько нестандартно. Здесь конфликт строится тоже вокруг выбора между свободой и традицией, но преимущества свободы неочевидны. Более того, непонятно возможна ли вообще свобода, если человек по своей природе воплощает зло.
События этой картины разворачиваются вдали от цивилизации в каком-то африканском поселении. Здесь неожиданно умирает вождь и его старший сын, поэтому титул должен перейти к его младшему сыну Адаме. Адама женится на вдове своего брата по имени Банель, и это счастливый брак. На самом деле, пара была влюблена еще до того как Банель вышла замуж за брата Адамы. Самому Адаме всего 19 лет, он занимается тем, что весь день пасет скот, а в свободное время выкапывает из песка дом на окраине деревни, где хочет поселиться вместе с женой. Что касается Банель, то она работает на земле — помогает пахать и сеять. Беда в том, что давно не было дождя, поэтому все мужчины возносят молитвы к Аллаху с просьбой полить всходы и напоить скот. Однако Банель чужды проблемы деревни, она думает только о личном счастье. Как далеко она зайдет в стремлении освободиться от оков традиции и что за голоса из прошлого преследуют ее?
К счастью для зрителя, «Банель и Адама» далека от феминистического и либерального памфлета. Взгляды Банель нельзя развить в стройную критическую систему, направленную против патриархального уклада. Ее протест исключительно личный, и он никому не навязывается. Девушка просто не понимает простой вещи. Если утром ты стираешь одежду тети, днем пашешь землю, а вечером сидишь с ребенком, когда же тогда жить? Она просто хочет больше времени проводить с любимым Адамой и жить подальше от остальных в отдельном доме. Ей не нужны ценности общества, ей нужны ценности ее собственной семьи. Она не хочет рожать мужу детей, но и второй жены у него не допустит — Адама должен принадлежать целиком ей одной. Однако построить счастье трудно. В отличие от Банель, Адама не может поставить личные потребности выше общественных. Как он может думать о ночах с Банель, когда скот умирает от засухи?
Жители деревни в этом фильме всецело зависят от воли Всевышнего, потому все обставлено ритуалами. Если нет дождя, люди начинают искать у себя грехи, за которые их мог бы наказать Аллах. Смерти людей и скота, засуха и желание Адамы и Банель жить на отшибе — разве это все не связано? Банель, казалось бы, выше этих предрассудков и не верит в проклятия. Но все же есть и в ней глубокая уязвимость. Вся ее жизнь держится на любви к Адаме, а без этой любви у нее ничего нет, никакой уверенности и опоры. По большому счету, она потерянный человек, к тому же по намекам мы понимаем, что есть за ней великий грех, который вполне мог бы объяснить все бедствия деревни. Между тем, Банель, кажется, вообще не понимает, что голод всей деревни важнее ее личной любви. Одновременно девушка открыта каким-то трансцендентным переживаниям, и все это вводит в фильм мягкое мистическое измерение.
Слабой стороной фильма является его недосказанность. Он как бы обрывается на середине без пояснений. Есть лишь намеки, по которым вроде и можно что-то понять, но как-то обрывочно и неоднозначно. Впрочем, главное высказывание звучит четко и ясно, пусть и из все того же трансцендентного измерения: люди - зло, а мир разваливается на части.
10 июня 2025