Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Союз спасения. Время гнева |
год: | 2022 |
страна: |
Россия
|
режиссеры: | Никита Высоцкий, Илья Лебедев, Андрей Кравчук |
сценаристы: | Никита Высоцкий, Олег Маловичко |
продюсеры: | Виктория Демидова, Анна Асриянц, Александр Плотников, Елена Мельникова, Максим Махорт, Татьяна Прожико, Константин Эрнст, Анатолий Максимов, Игорь Мишин, Сергей Ерофеев, Алексей Марченко |
видеооператоры: | Иван Гудков, Игорь Гринякин |
композитор: | Дмитрий Емельянов |
художники: | Сергей Тырин, Павел Копаев, Екатерина Шапкайц, Дмитрий Андреев, Сергей Агин |
монтаж: | Илья Лебедев |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 50 мин |
В сериале, как и в фильме (2019г), совершенно не раскрыты программы, цели и задачи движения декабристов, хотя сериал давал для этого больше возможностей. Кого и от кого спасает 'Союз спасения' для неподготовленного зрителя осталось за кадром.
Где творческие муки Пестеля, работавшего над программой 'Русская правда' несколько лет? Где, хотя бы намек на воззрения Муравьева, Трубецкого, Рылеева на переустройство органов власти? Где жаркие споры о будущем свободной России?
Вместо этого, туманные намеки на 'наше дело' и разговоры об убийстве монарха на фоне веселых пирушек с фокусами и рекой льющегося шампанского. На Пестеля вылили ушат грязи, изобразив его как деспотичного вымогателя и финансового мошенника!?
Подготовка выступления на Сенатской площади показана как наспех составленное событие лишь нескольких заговорщиков. Этот важный момент противоречит историографии, которая знает поименно всех, кто и в какой полк направлялся и что должен был предпринять, а их было немало. И число осужденных это подтверждает. Другое дело, что не у всех получилось, а некоторые не решились исполнить задуманное. Но это другая история.
Финальная серия - восстание Черниговского полка - поставило грязную жирную кляксу на все движение декабристов, выставляя их бандитами и насильниками в лице вымышленного персонажа - Буланова. Впечатление, что его специально придумали, чтобы опорочить декабристов и саму идею патриотизма, которая была сутью участников тайных обществ. После выхода фильма в 2019г. ситуация в стране существенно поменялась в сторону, именно, патриотического подъема, о чем говорил президент России в своем последнем послании. Российская общественная мысль прошлого и настоящего высоко оценивает историческое значение восстания декабристов в общественно-политической жизни России. В нем проявились тенденции патриотизма, служения России во имя ее прогрессивного развития, подав прекрасный пример для передовой части общества.
Ничего этого ни в фильме, ни в сериале нет.
11 марта 2024
Сериал на самом деле получился очень интересным и увлекательным. Наконец-то были раскрыты те рамки сюжета, которые не соизволил раскрыть господин Кравчук в фильме. Например, по каким причинам капитан Вятского пехотного полка Аркадий Майборода написал на высочайшее имя донос на полковника Павла Пестеля и иных заговорщиков из Южного общества. Говоря об Северном и Южном обществах, то если в киноленте вообще не объяснили причину раскола 'Союза спасения', то в сериале хотя бы на поверхностном уровне это было продемонстрировано - всех офицеров Лейб-гвардии Семеновского полка сослали в Малороссию. Остальные же причины раскола единой тайной декабристской организации зритель может подчерпнуть уже в ходе просмотра самого сериала.
Известно так же, что лента снималась с использованием компьютерной графики. Стоит заметить, что в сериальной версии ленты графика была подтянута на достаточно хороший уровень. Не скажу, что на 'отлично', ибо есть в сериале моменты, где графика очень хорошо заметна. На графическом уровне замечательно была проиллюстрирована сцена потопа в Санкт-Петербурге 7 ноября 1824 года, и сама сцена, как и последствия самого потопа, выглядят довольно зрелищно.
Не захромала так же и актерская игра. Хотелось бы отметить игру Павла Прилучного, исполнившего роль полковника Павла Ивановича Пестеля. Прилучному отлично удалось продемонстрировать хладнокровие Пестеля - 'плевать на всех, все и вся. Главное - исполнить мечту, ради которой живу'. Павлу Валерьевичу превосходно удалось передать зрителю то мерзкое и в то же время высокомерное отношение Пестеля ко всем его окружающим, его корыстность и лицемерие.
Не подкачал так же и Антон Александрович Шагин, исполнивший роль отставного поручика-поэта Кондратия Федоровича Рылеева. Антон Александрович прекрасно сыграл внешне довольно добродушного, образованного, но внутри - чем-то озлобленного, и малость сумасшедшего поэта.
Про актеров 'старой школы', таких как Александр Домогаров, Сергей Безруков, Максим Аверин, Роман Мадянов и т.д., думаю, и говорить нечего. Свои роли они исполнили превосходно. Домогаров - честный, душевный, верный Отечеству и цесаревичу Константину генерал-губернатор Михаил Милорадович, Безруков - прямолинейный, открытый и верный своему долгу и Родине князь Петр Михайлович Волконский, Аверин - умный и расчетливый Михаил Михайлович Сперанский, и Мадянов - ищущий собственной выгоды, корыстный, соперничающий со своими 'коллегами' по службе, и лицемерный Алексей Андреевич Аракчеев.
Сериал, к сожалению, не смог избежать исторических несостыковок. Например, во время сцены подавления восстания Черниговского полка пред зрителем предстает поручик Черниговского 29-го пехотного полка Михаил Алексеевич Щепилло в исполнении Кирилла Витальевича Кузнецова. Дело в том, что во время восстания полка, сам полк был обстрелян картечью, от которой, согласно исторической справке, и погиб поручик Щепилло, но в сериале был продемонстрирован лишь обстрел полка ядрами, без предшествовавшего обстрела картечью, да и сам поручик Щепилло после прекращения обстрела стоял со своим полком живой и невредимый.
Итог: несмотря на все равно имеющиеся максимально микроскопические недочеты, сериал получился намного интереснее, красивее, и масштабнее, нежели предшествовавший ему фильм.
10 из 10
23 января 2023
Насколько мне пришелся по душе полнометражный 'Союз спасения' (и это было для меня неожиданно), настолько мне не понравился сериал.
Многие эпизоды из полнометражки отсутствуют здесь, все бы ничего, но от них остались хвосты! Яркий пример - про 'сына Наполеона'. Одного эпизода нет, другой остался. И так в нескольких местах.
Художественной отсебятины тут уйма. Про постановку 'Гамлета' хотя бы отчасти забавно. Про Везувий... Это редкий эпизод в сериале, который добавляет положительные черты моему любимому персонажу полнометражки, сериала и реальной истории декабристов: Николаю Павловичу. В сериале он и его мотивация скомканы, не рассказано толком о следствии, о Бенкендорфе, о подозрениях в адрес придворных, в адрес запада...
А фокус авторов весь ушел в непонятные фантазии о восставших. К сожалению, к пояснению их мотивации сериал немногое добавил. Всэтом есть и плюс. Мотивы у них были смутные, они и сами были друг с другом несогласны. А зачем тогда это мутить?
Конечно, красивую картинку Трубецкого, Пестеля и некоторых других авторы зачем-то дали. Зачем?
А потом скатились в привычную для западного и западнического кино картинку подлого и отвратительного простонародья (в первую очередь, это компашка Баранова). Прям как будто Вайда какой-то снимал.
В общем, хорошо, что нам не пришлось доплачивать за это кино, так как уже была подписка...
П. С. Всякие персонажи вроде похожих на типаж сенаторов в сознании просто ссыпаются в кучу. Видимо, не такой уж плохой была идея полнометражки с подписями...
6 декабря 2022
Сразу назову то главное, что выделила для себя при просмотре. Первое - сериал очень многое объяснил, 'разжевал', подробнее рассказал о героях и хитросплетении сюжетных линий. Второе - формат фильма понравился мне больше. Там меня прошило 'навылет'. Здесь - добротно, зрелищно, интересно, закончено. Мне действо оказалось чуть затянутым. Но это его ничуть не испортило.
Итак, русская армия покорила Париж. Но сами офицеры остались покоренными воздухом свободы, витающем на улицах французской республики. Молодые, хорошо образованные люди не смогли остаться к этому равнодушными - 'Перемен требуют наши сердца...'. Но в России, как и много сотен лет до этого, есть лишь один закон - высшая воля. И менять этого никто не намеревается.
В сериале опять же очень поверхностно показана история возникновения Южного и Северного обществ, но принципы их работы уже более-менее ясны. Немного более раскрыты и характеры главных героев. Например, Павел Пестель предстает совсем иначе, нежели в фильме. Экранного времени ему явно не хватило. Понятными становятся и поступки других героев, например, капитана Майбороды. В сериале появляются герои, которых в фильме можно увидеть лишь мельком - члены южного общества, брат Сергея Муравьева-Апостола Ипполит. Есть и совершенно новые герои - Михаил Сперанский, Гавриил Державин, граф Аракчеев.
Что еще понравилось? Зарисовки дворянского быта, будни офицеров. Как я понимаю, на съемках скурпулезно подходили к самым мелким деталям, включая элементы обмундирования.
Углубили и любовную линию, что, впрочем, не пошло проекту на пользу. Ибо выглядит эта линия неловко и неправдоподобно. Софья Эрнст при всех своих достоинствах не смотрится ни юной, ни влюбленной, ни способной на жертвы. Бичевина в больших чувствах тоже заподозрить трудно. Разве что к товарищам по заговору.
В целом - сериал получился отличный. И хотя личности и помыслы декабристов сплошь раскрашены позитивными красками, выводы об их ошибках также можно сделать весьма однозначные.
8 из 10
25 ноября 2022
Поскольку я в своё время (боже, тогда о коронном вирусе даже и не слышали, не говоря уже о позднейших событиях, как в другую эпоху было!) писал отзыв о полном метре, то тезисно изложу свои впечатления и от сериала.
Во-первых, видно, что авторы внимательнейшим образом изучили критические отзывы на фильм и, самое главное, постарались максимально их учесть. Поэтому из сериала пропали все титры и подписи по ходу повествования, события развиваются строго в хронологическом порядке без перескоков во времени туда-сюда, сюжет стал максимально (насколько это возможно) связным и раскрывающим большинство персонажей, в том числе и новых, которых не было в фильме. Наконец-то появился Константин, пусть и в паре эпизодов и несколько смазано, но хоть что-то. Ну и полностью выкинули крайне странный эпизод с Наполеоном в пансионе из самого начала полного метра.
Во-вторых, матчасть по-прежнему превосходна, а вот картинка, как ни странно, стала заметно хуже, очень бросались в глаза явная нарисованность некоторых сцен (особенно наводнения в Петербурге) и то, что актёры расхаживают в павильоне на фоне задника, а не на открытом воздухе (прям отчётливо пахнуло фильмами 30-50-х годов).
В-третьих, меня крайне удивило то, что, как минимум, некоторые эпизоды либо доснимали позднее, либо вообще переснимали заново с другими актёрами. В частности в фильме эпизодические роли Чернышёва и Дибича играли какие-то не шибко известные актёры, а в сериале же их заменили Чурсин и лично сценарист данного творения Мыкыта Высоцкий соответственно. И по этой причине, например, сцена доклада Дибича Александру о доносе Майбороды была полностью переснята, причём с изменениями в диалогах.
Далее, по поводу актёрских работ. Сначала пару слов о новых персонажах. Мадянов играл опять типичного Мадянова, к тому же он по типажу категорически не подходит на Аракчеева. Персонаж Безрукова оказался совсем не раскрыт и по сюжету вообще непонятно, что с ним стало в будущем, его ведь в кино даже не арестовали. Лучше всех выглядел Воробьёв в роли далеко не самого известного декабриста Батенькова.
Что касается актёров «из полного метра», то снова отмечу Шагина (и отдельное спасибо сценаристам, что они подчеркнули роль Рылеева в РАК, а то об этом все как-то забывают), неожиданно понравился Кищенко, хоть он (как и Мадянов), совершенно не похож на Александра, и очень прилично отыграл Петренко, а его персонаж был полностью раскрыт, в отличие от крайне невнятной пары появлений в фильме.
Топ-тройка худших работ же безоговорочна: 1. Янковский-внук – просто ужасен и невероятно бездарен, как только он открывал рот, просто хотелось выключить звук, до такой степени фальшиво это было. 2. Колесников в роли Николай Палыча, ровно как и в фильме постоянно ходил с одним-единственным выражением на лице в стиле «а чёй-то вы здесь делаете, а?!». 3. Прилучный (Пестель) просто дичайше кривлялся и переигрывал, хотя в полном метре мне так не казалось, но в сериале зацвело и запахло по полной программе.
Выводы: работа над ошибками проведена, многие недостатки фильма в сериале исправлены, авторы постарались выступить максимально объективно, местами сглаживая углы, но не опускаясь до вранья. Но по-прежнему требуется хотя бы минимальное знание предмета, если вы о декабристах не знаете вообще ничего – могут быть проблемы с восприятием повествования.
7 из 10
22 ноября 2022
Фильм «Союз Спасения» в своё время в кинотеатре посмотреть мне не удалось, а вот сериал «Союз Спасения. Время гнева» я посмотрела и с большим интересом.
О декабристах, об их восстании в 1825 году я, конечно, знала. В советское время всё это проходили в школе, а декабристы считались по сути первыми революционерами, вступившими в схватку с царским самодержавием. Их имена всегда были на слуху, ими восхищались, о них был снят телефильм «Звезда пленительного счастья»…
Однако впервые так глубоко и подробно я погрузилась в их историю только сейчас. Понятно, что данный сериал – это художественная версия тех событий, но всё-таки вполне достоверная версия. После того, как я посмотрела 8 серий этого фильма, я обратилась к соответствующим источникам: историческим, архивным, научно-популярным и могу сказать, что в целом Никита Высоцкий и Илья Лебедев основывались на реальных фактах. При этом даже в наше время, несмотря на то, что прошло почти 200 лет, остаётся очень много неясного и даже тайного в вопросах восстания декабристов и событий, ему предшествующих и за ним последующих.
Я считаю, что сериал «Союз Спасения. Время гнева» по содержанию получился захватывающим и интересным, а снят красиво и масштабно. Сразу хочется отметить огромную работу художников по костюмам: это сколько же надо было сшить, воссоздав в историческом виде, военной формы, причём для разных чинов и разных родов войск, от высших военачальников до рядовых.
Понравилась музыка, звучащая на экране, как оригинальная, так и необычная оркестровая аранжировка песни Вячеслава Бутусова «Прогулки по воде».
Что касается актёрского ансамбля, то в сериале он очень сильный. Из главных героев-декабристов наибольшее впечатление на меня произвели образы, талантливо созданные Леонидом Бичевиным (Муравьёв-Апостол), Антоном Шагиным (Рылеев) и Даниилом Воробьёвым (Батеньков). Мощно сыграли своих персонажей Сергей Колтаков (сенатор Мордвинов), Максим Аверин (граф Сперанский), Роман Мадянов (граф Аракчеев). Восхитила работа Сергея Безрукова, сыгравшего князя Волконского. Жаль, что у этих персонажей было намного меньше экранного времени, чем того хотелось.
Относительно женских образов в сериале, то все они (за исключением героини Ксении Кутеповой) чисто внешне показались мне похожими друг на друга: невысокого роста, темноволосые, скуластые, с одинаковыми причёсками. Порой трудно было отличить их друг от друга.
Что касается героини любовной линии Муравьёва-Апостола – Анны Бельской в исполнении Софьи Эрнст, то, на мой взгляд, в некоторых сценах она казалась старше своего возлюбленного и уж никак не выглядела юной девушкой на выданье, которую играла.
В целом, мне понравилось, что сериал не даёт однозначных оценок как поступкам декабристов, так и ответной реакции на них властей. В действиях и тех, и других можно увидеть и белые, и чёрные стороны, и собственную правду. Чисто по-человечески если не сочувствие, то понимание в разные моменты вызывают обе противоборствующие стороны. Так же, как и злодеяния совершаются и теми, и другими. И ведь именно об этом говорит Муравьёв-Апостол Николаю Первому: «И у вас, и у нас цели правые, а способы преступные».
А до этого в другой сцене он произносит фразу, что «ради мечты умирать можно – убивать нельзя». Хотя все дальнейшие исторические революционные события в нашей стране показали, что ради мечты люди всегда убивали людей…
Что же помешало декабристам осуществить свою мечту? Чрезмерное благородство и романтизм одних, нерешительность и трусость других, неспособность договориться и прийти к единому чёткому плану действий, заставший их врасплох политический момент? Ответить на этот вопрос трудно, как и представить, что ждало бы Россию в случае, если бы декабристы оказались победителями тогда на Сенатской площади… Думаю, что каждый зритель, посмотревший «Союз Спасения. Время гнева» задумается об этом.
Спасибо всем создателям этого глубоко впечатлившего меня фильма, который я рекомендую к просмотру.
18 ноября 2022
Фильм 'Союз Спасения' многих разочаровал, а флагманский обзорщик России разнёс его в пух и прах. И было за что: несмотря на запоминающийся визуал, костюмы и операторскую работу, рваный скомканный сюжет фильма не давал ему остаться в памяти. Да и в принципе сложно уместить событие такого размаха в пару часов киноленты.
К счастью, 'Союз Спасения' восстал из пепла, но уже в виде сериала, как изначально и задумывался, ибо сериальная форма - единственная, которая подходила для истории Декабристов.
Сериал 'Время Гнева' в сумме на две головы лучше фильма. Это уже не нарезка красивых, но невразумительных диалогов и событий, мундиров и бакенбард безымянных героев, а полноценное последовательное повествование, развитие сюжетных линий. Наконец раскрываются характеры и мотивы героев, а действующих фигур, в свою очередь, становится в несколько раз больше.
Герои перестают просто мельтешить и принимать хаотичные решения: теперь зритель может видеть становление их взглядов, возрастание внутреннего бунта в декабристах, и наоборот - чем мотивируются представители реакционного государства (хотя мотивы у вторых раскрыты слабее).
Повествование в сериале совершенно не скомканное, визуальная составляющая держит планку фильма, особенно костюмы и интерьеры - мой поклон создателям. В сериале играют хорошие актёры: Мадянов, Безруков, в роли Сперанского Максим Аверин смотрится отлично.
Спецэффекты раз на раз не приходятся: то мыльные, то на самом достойном уровне. В любом случае, их тут очень мало, а вот с пейзажами и операторской работой всё в полном порядке.
Актёрская игра, надо сказать, сильно разнится: Милорадович, Александр, Сперанский, Аракчеев и ещё ряд актёров старшего поколения играют хорошо и на совесть. Группа Декабристов в плане актёрской игры - среднячки (лучше всех даётся роль Леониду Бичевину, он же Мурьавьёв-Апостол, Прилучный-Пестель играет от серии к серии, Рылеев переигрывает всё время, кроме первого появления), женские роли почти все слабые.
Некоторые персонажи упрощены и показаны очень плоско. Брат императора Константин предстаёт в образе дёрганого невротика. От всей неоднозначности исторической фигуры Павла Пестеля оставили одну-единственную идею - он фанатик, крут нравом и готов на жертвы, всё. Далее это мусолится из серии в серию.
Унаследовал сериал от фильма и тягу к ненужным и неинтересным персонажам, сюжетные линии которых ни к чему не ведут и имена которых ты забываешь через пять минут после их представления, даже если таковое было. Любовной линии Муравьёва-Апостола уделили больше времени, чем в фильме, но про неё всё так же забываешь, вне, собственно, сцен признаний и поцелуев.
От фильмы остался также и изъян в виде слабой контекстной части, исторического экскурса. Ничего не сказано о разных манифестах декабристов, где идея конституционной монархии Трубецкого соседствовала с прото-социализмом Пестеля), почти не показаны условия жизни в Империи в те времена (действие почти не показывают вне разных дворцов и казарм, весь сериал - мундиры, эполеты и нарядные залы). То есть, весь сериал декабристы твердят, что всё надо менять, что 'страна больна' и жить так больше нельзя, а что менять и как именно нельзя жить - не ясно, потому что абсолютное большинство главных героев живёт более чем хорошо, а лапотные просторы показаны только в первой серии мельком.
В сумме сериал искупил огрехи фильма и пополнил современный российский кинематограф совсем неплохой экранизацией Декабризма.
23 октября 2022