Сказка
7.1
6.6
2022, фантастика, фэнтези
Россия, 1 ч 18 мин
В ролях: Фабио Мастранджело, Лотар Деег, Тим Эттельт, Вахтанг Кучава, Александр Сагабаши
и другие
На том свете Сталин встречает Иисуса, Гитлера, Черчилля, Муссолини и Наполеона.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сказка

год: 2022
страна:
Россия
продюсеры: ,
композитор:
художник: Вячеслав Черепанов
жанры: фантастика, фэнтези
Поделиться
Финансы
Мировые сборы: $27 648
Дата выхода
Мировая премьера: 6 августа 2022 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 18 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, фэнтези

Видео к фильму «Сказка», 2022

Видео: Трейлер (Сказка, 2022) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Сказка», 2022

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сказка», 2022

Сон разума порождает чудовищ

«Nel mezzo del cammin di nostra vita mi ritrovai per una selva oscura», – эти стихи, с которых начинается «Божественная комедия» Данте Алигьери, появляются в «Сказке», последнем фильме Александра Сокурова, и если в произведении флорентийского гения именно Данте проходит с Вергилием через ад, чистилище и рай, то Сокуров входит в нечто, напоминающее чистилище вместе с одними из наиболее важных политических деятелей 20-го века, а также с другим тираном 19 века – Наполеоном и самим Иисусом Христом.

Используя архивные изображения, и хотя трудно поверить, что не была использована технология Дипфейк или искусственный интеллект, российский режиссер воссоздает разговоры между лидерами (а иногда и между различными изображениями самих же себя). Пытаясь очеловечить персонажей, он предлагает поразмышлять о жажде власти и жадности, которые превратили XX век в самый кровавый в истории.

Как я указывал ранее, действие, похоже, происходит в Чистилище, но есть также отсылки к картинам Иеронима Босха, особенно когда к группе главных героев приближается море жертв. Здесь Сокуров акцентирует внимание на немецком диктаторе, который произносит речи и беседует с людьми так, как будто Сталина в фильме уже нет, упуская возможность показать приписываемую последнему фразу: «Смерть человека – это трагедия. Смерть миллионов – статистика».

Продолжая использовать Гитлера в качестве центрального персонажа, в конце фильма дважды исполняется похоронный марш из оперы «Зигфрид» Рихарда Вагнера, любимого музыканта немецкого диктатора. Хоть это и спорная тема, я всегда считал несправедливым рассматривать Вагнера, одного из великих новаторов оперы и автора произведений неповторимой красоты, только в одном контексте с Гитлером.

Подводя итог вышесказанному, перед нами экспериментальный, философский и гуманистический фильм. Аутентичное артхаусное кино, где Сокуров в очередной раз демонстрирует, что он лучший наследник своего друга Тарковского, настоящий художник, идущий за светочем:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

(«Поэту». Отрывок – А.С.Пушкин)

20 января 2024

Много чести из ничего

Фильм Сокурова содержательно очень слабый, хотя он оказался лучше, чем я предполагал. Сначала отмечу его достоинства. Картина в художественном смысле получилась весьма выразительной. Была проделана кропотливая работа по созданию атмосферы чистилища, в котором пребывают герои. Лучше всего показан образ Гитлера. Меня особенно впечатлила сцена общения фюрера с немецким народом в загробном мире. Очень выразителен образ молодой жены немецкого солдата, сами погибшие воины вермахта. В некоторых сценах чувствуется дух музыкальных произведений Вагнера - любимого композитора Гитлера. Вообще немецкая составляющая фильма - самая сильная, она вытягивает весь фильм. Без неё картина Сокурова не имела бы никакой содержательной ценности. Образное осмысление феномена нацистской Германии режиссёру удалось.

Но на этом достоинства кинопроизведения заканчиваются. Наиболее бездарно и искажённо изображена фигура Сталина. В фильме вообще не видна связь Сталина с советским народом, хотя при жизни он многими простыми людьми воспринимался как живое божество. Непонятно, как этот серый и примитивный человек мог осуществить такие грандиозные преобразования в стране. Сокуров не удосужился даже упомянуть о Великой Отечественной войне, о погибших советских солдатах. А ведь в то время именно Сталин руководил и Государственным Комитетом Обороны, и Ставкой Верховного Главнокомандования. Как будто ничего этого и не было. Да и жестокая репрессивная политика Сталина рельефно в фильме не отображена. Сталин в фильме вообще никакой. Более того, Сокуров отказывает Сталину в какой-либо связи с Россией. Весь фильм Сталин говорит на грузинском языке, хотя доподлинно известно, что в преклонном возрасте он говорил почти исключительно по-русски и называл себя русским человеком грузинского происхождения. А здесь складывается впечатление, что войну с фашистской Германией вела Грузия.

Непонятно зачем в фильме появляется Иисус Христос. Евангельский Иисус - личность очень деятельная. Христос постоянно занимается проповедями, ведёт споры, обличает, оказывает помощь страждущим и заблудшим. Сокуровский Христос абсолютно пассивен и беспомощен. Зачем спасителю человечества гнить рядом с ушедшими в мир иной диктаторами? Неужели в этом его миссия? В фильме вполне достаточно образа двери, ведущей в высший мир.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, почему этой откровенно слабой картине русского либерального режиссёра Сокурова не выдали прокатное удостоверение. В условиях новой холодной войны и жёсткого противостояния с Западом антисталинская чернуха (а это именно чернуха с писсуарами) властями не поощряется. Нужен более многосторонний взгляд на роль Сталина в нашей истории. Сейчас ведь не перестройка. Да и чувства верующих могут быть задеты совсем не евангельским изображением Христа. Но за немецкую часть фильма Сокурову всё же надо сказать спасибо.

8 декабря 2023

Злодеи в аду

Свою рецензию хочу привязать к интервью Сокурова. Я сплоховал, и посмотрел интервью на канале Собчак. Тот самый случай, когда не нужно знать, что именно вдохновляет автора, и что он пытался сказать своим фильмом. Фильм мне и так не понравился, а после интервью появилась неприязнь к самому Сокурову. Автор мёртв, важен только непосредственный опыт зрителя с контентом - это всем известно, не повторяйте мою ошибку. Но черт, Сокуров много наговорил лишнего про роль диктатуры в истории и народ, который 'сам дурак виноват, что за таких голосует'. Накануне нового, не особо радостного 2024 года слышать такое, как минимум кринжово.

В интервью Собчак упомянула 'Барби', видимо противопоставляя 'Сказку' как вещь более глубокую и серьёзную. Но сравнение с первым фильмом - очевидным поп-продуктом, идёт явно не в пользу 'Сказке'. Фильм про куклу и на эмоции пробивает сильнее, чем натужная сказка Сокурова, с гитлерами, сталинами, и криповатым Иисусом в гробу.

Забавно, но эти два фильма имеют больше общего, чем это кажется. Оба, несмотря на комедийность, претендуют на нечто большее, со вторым дном. Даже в этом случае, 'Барби' выглядит намного интереснее. Здесь есть и социалка, и новый взгляд на массовую культуру, которая конечно розовая и легкомысленная, но может и вдохновлять. 'Сказка' остаётся верна старой оптике на 20 век, которую сколько мы уже видели, устали переосмыслять. На фоне того мрака, что происходит сейчас во всем мире, пафосный фильм Сокурова выглядит жутко оторванным от действительности.

'Сказка' пытается в юмор, видимо, чтобы сбить пафос, возвеличивающий героев фильма. Начало так вообще как из бородатого анекдота: собрались как-то Гитлер и Сталин на прием к создателю. Но псевдо-остроумных диалогов и загробных унитазов (есть там и такое) явно не достаточно, чтобы выдавить даже слабую ухмылку. Оторванность Сталина и прочей тусовки от остальных 'простых' смертных, наоборот, словно возвышают злодеев. Образ жертвы как бескрайней волны словно намекает зрителю: а вот тут нужно грустно вздохнуть. Но бесчисленный поток жертв обезличен, словно они важны только как список грехов диктаторов или сухой перечень погибших. Реки загубленных душ вызывают не трепет, но зевоту. Замученный народ неинтересен ни Иисусу, ни режиссеру.

Усложненный до гротеска визуал также напоминает подход у 'Барби'. Только Гервиг запарилась с костюмами и кукольный домиками, а Сокуров с головой закопался в историческую хронику, чем и похвастался в интервью. И да - старания в прорисовке ада с анимированными диктаторами для меня равнозначны крафтовым домикам для Кенов и розовыми сарафанам. Ради справедливости, если зачем и смотреть 'Сказку', то ради картинки. Многие вещи и правда впечатляют, но мне этого была недостаточно. Тут уж дело во вкусовщине, я видимо отдаю предпочтение розовому, а не сумрачно-серому.

Думаю, мне правда было обидно за коммерческое попкорновое кино. Артовые вещи я уважаю, но фильм Сокурова из другого теста. Во многом это довольно конвенциональная, даже устаревшая картина, которая не предлагает нового. Анимацией пытались освежить фактуру фильма, но образы скучны и топорны. Фильм наперекор всему остается тяжеловесным со своим религиозным обвесом, дайте уже библии перерыв. 'Сказка' пыжится, но все равно показывает старые истины, ничего не значащие, словно для скучного классного часа. Диктатура - зло, столько народу полегло ни за что, и даже бог всего этого видеть не хочет. И опять к интервью, у Сокурова сумбурные и очень сомнительные взгляды на веру, наш социум и историю. Невольно начинаешь замечать подтверждение сказанному автором. После интервью я уверен, что Сокуров восхищается своими героями: вот ведь величины, потопили все в крови, и даже в загробном мире на особом положении. Христос может и простит такой взгляд на наше прошлое, но зритель - сомневаюсь.

Как итог: пластиковый мир победил, а мнение автора не всегда нужно знать.

8 декабря 2023

'Сказка' - новый паноптикум Сокурова, в котором он ставит точку в своем почти полувековом исследовании природы власти

Важный дисклеймер. 'Сказка', которая на самом деле ближе всех фильмов Александра Николаевича к мифу, не зависит от тетралогии власти. 'Молох', 'Солнце', 'Телец' и 'Фауст', хоть и позволят лучше понять контекст самого главного рассуждения в творчестве режиссера, к просмотру 'Сказки' не идут комплектом. Новое полотно - самодостаточно, в отличие от всего снятого раньше на порядок смешнее, и безнадежно фаталистично.

В околодантевском пургатории собираются копии Гитлера, Сталина, Муссолини и Черчилля. Общаясь то ли друг с другом, то ли с самими собой, тени бывших властителей блуждают по монохромному пространству. Лишенные тьмы, как в раю, и не видящие света, как будто попали в ад. Чистилище похоже на суетливую рябь сломанного кинескопа. В нем бродяжничают души, но не могут зайти внутрь. Врата открываются редко и впускают лишь избранных по, видимо, божественно заданному алгоритму.

Сокуров создает пожизненную тюрьму, но снимает 'Сказку' не для этого. И не для размышлений, чей грех хуже. В конце концов, герои фильма встречают в своей одиссее по пургаторию и Наполеона, над которым потешаются из-за его трусости и 'гуманности' к врагам, и даже Иисуса Христа, лежащего рядом со Сталиным и постоянно причитающего о скором приходе Отца. 'Сказка' создана совсем не для этого.

Дискурс Сокурова вновь смещен не в вопросы 'почему', 'за что' и 'что будет'. Он путешествует от 'как устроено' до 'в чем природа'. 'Сказка' переполнены отсылками к мировому искусству и затейливым разговорам о главном - причинно-следственных связях в историческом процессе. Сокуров - историк по образованию, оживляя байки вроде 'Муссолини - бОльший социалист, чем Сталин', вторгается не в пространство постмодернистского фикшена и, боже упаси, научной компаративистики. Российский режиссер изучает объект в гипотетической ситуации. Он вновь больше ученый, чем художник.

Великий трюк 'Сказки' в том, что актеры лишь озвучивают героев, но не играют. Титаническая работа команды привела к тоннам архивных материалов, видеохроник, откуда часто грубо и нарочито искусственно вырезают нужных персонажей. Сталина играет реальный Сталин, а Черчилля - реальный сэр Уинстон. При этом властители говорят на своих родных языках. Товарищ Джугашвили на грузинском, Иисус - на арамейском, а дуче - больше на эмилиано, чем на тосканской норме.

Парадокс 'Сказки' в том, что это одновременно и аттракцион для историков, и глубокая философская рефлексия. Мне показалось, что именно в ней Сокуров достиг какой-то особенной личной бездны. Он опять режиссер, о котором говорят, но не понимают. Знают, но не смотрят. Уникальный эпитет для художника, столько лет общавшегося с властью с позиции обратной точки.

Нашел ли он ответ, на столь мучающий его всю жизнь вопрос, или нет, знает лишь он сам. Если нет, то 'Сказкой' фильмография мастера точно не закончится. А если все же закончится, то, значит, этот путь был пройден не зря

17 октября 2023

Фантастика Сказка на большом экране с 2022 года. Кто снимался в кино, актерский состав: Фабио Мастранджело, Лотар Деег, Тим Эттельт, Вахтанг Кучава, Александр Сагабаши, Паскаль Сливански.

В то время как во всем мире собрано 27,648 долларов. Страна производства - Россия. Сказка — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.