Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 4.9 |
IMDb | 4.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Не дыши: Начало |
английское название: |
Old Man |
год: | 2022 |
страна: |
США
|
слоган: | «У страха есть глаза» |
режиссер: | Лаки Макки |
сценарий: | Джоэль Вич |
продюсеры: | Кэмерон Бёрнс, Эшли Снид, Шон Е. ДеМотт, Дэвид Гульельмо, Аарон Б. Кунц, Боб Порталь, Эмбер Дженева, Джоэль Вич, Бобби Кэмпбелл, Жиль Даус, Пол Холбрук, Md Young, Марк Сентер, Луис Дж. Драбкин, Алекс Ютинг, Катрин Дюмонсо, Стивен Лэндерс, Пегги Шпигель, Джей Вич, Марк Тодд Брунер |
видеооператор: | Алекс Вендлер |
композитор: | Джо Крэймер |
художники: | Лили Теплан, Майкл Бевинс, Джеремайя Венуту |
монтаж: | Зак Пассеро |
жанр: | триллер |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $430 757 |
Мировые сборы: | $425 113 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 октября 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Жуткая и абсолютно нереалистичная предыстория некогда нашумевшего малобюджетного триллера, рассказывающая о прошлом сурового слепого деда Нормана Нордстрома.
Из первой части, фильма «Не дыши», мы знаем, что Норман – ветеран войны в персидском заливе. Всё это время я полагал, что ужасы войны и травма глаз превратили старика в то, чем он стал: безжалостную машину убийства, со своим особенным пониманием справедливости и железными принципами. Но сценаристы то ли намеренно не захотели акцентировать внимание на послевоенном ПТСР, то ли перепили вискаря на посиделках глубокой ночью, решив окунуть зрителя в прошлое старика, откопав не скелет в шкафу, а целое кладбище похороненных воспоминаний.
Ловил себя на мысли, будто и не сморишь фильм, а читаешь книгу. И в самом деле, можно вообще не смотреть на экран, занимаясь своими делами, просто слушая жуткие мрачные истории, на грани фантастики и белой горячки. С самого начала фильма всё то, что происходило на экране, казалось мне абсолютно нереалистичным: странный путник Джо – полная противоположность Нормана, я подумал, что специально таких персонажей посадили вместе пить кофе и разговаривать о жизни, чтобы создать контраст. И это удалось, ведь Джо общается будто услужливый оператор колл-центра со стажем, а Норман привычно пребывает в своём амплуа циничного надменного атеиста социопата. Чем дальше, тем история казалась всё более мутной и надуманной.
К середине разговора начинают закрадываться смутные сомнения. Что за дичь? (висит на стене). Паззлы мозаики, которые складываются в одну угрюмую картину только в самом конце. Как итог, создателям фильма удалось снять нечто необычное, но слабо соотносящееся с двумя предыдущими частями, в которых показаны последние лихие годы жизни старика.
5 из 10
6 июля 2023
История поведает о сумасбродном и подозрительном старике, проживающим в одиночестве в хижине посреди глухого леса. Однажды к нему забредает заплутавший недотепа, сбившийся с пути. Старец ловит легкую паранойю и наставляет на незнакомца ружье, начиная свой допрос...
Во-первых, прокатчики фильма вводят зрителя в заблуждение переводом названия: лента не имеет никакого отношения к дилогии «Не дыши», это название сугубо для пиара. Во-вторых, следует быть готовым к тому, что перед вами камерный триллер, выстроенный на диалогах, где все действие происходит в дряхлой избушке, а в центре внимания всего два действующих лица, не считая парочки других в коротких эпизодах.
Сюжет предполагает неожиданную финальную развязку, но не стоит ожидать эффекта «вау», ведь идея не столь новая, хотя явно ощущается влияние Сартра и Кафки. При этом радуют проработанные диалоги, особенно для малобюджетки: в философских разговорах старика и проходимца проскакивают мысли, о которых можно и нужно задуматься. А за словесной битвой просто интересно наблюдать, теряясь в догадках является ли кто-то из присутствующих злодеем. И здесь же следует обратить внимание на одежду-подсказку главных героев, выделяющуюся на общем сером фоне: красные кальсоны старика, излучающие агрессию, и желтая куртка незнакомца, подчеркивающая его трусость и нерешительность.
Мораль: стоит опасаться деда с ружьем, особенно который проиграл во дворе в домино последние подтяжки.
В итоге маленький триллер на разовый просмотр для любителей разговорного кино, для нетерпеливых же картина скорее всегда покажется скучной.
6 из 10
18 февраля 2023
Зная о моём интересе к фильмам с непредсказуемыми развязками, коллега порекомендовал мне посмотреть один фильм, недавно вышедший в мировой прокат - как в кинотеатральный, так и в цифровой. Оригинальное название - Old Man (то есть 'Старик'), но у нас его обозвали... 'Не дыши: начало'. Столь бессовестного обмана я не припомню со времён 90-х, когда все фильмы со Стивеном Сигалом назывались 'Нико' (по имени главного героя самого первого фильма с участием данного актёра), а комедию с участием Джима Керри 'Dumb and Dumber' то и дело продавали на видеокассетах как 'Маска 2: Тупой и еще тупее'. До сих пор помню, как пошёл на эту самую 'Маску 2' в видеосалон летом 1995 года, и на протяжении всего фильма ждал, когда герои обнаружат маску Локи, наверняка обретающуюся в том самом чемодане, с которым они таскаются... Но тогда-то и пришло понимание того, что в погоне за лёгкой прибылью релизеры могут бессовестно обманывать зрителей, заставляя их платить деньги за фильмы, не имеющие между собой ничего общего, кроме присутствия одного и того же актёра в главной роли. Вот и в случае с 'Не дыши: начало' наши прокатчики решили заманить зрителей в кинотеатры якобы на предысторию слепого ветерана, защищавшего своё жилище от юных грабителей. Ну а что - актёр тот же самый (Стивен Лэнг), играет роль человека преклонного возраста, персонаж - со всеми признаками социопатии. А зрители у нас типа совсем дураки - не разберутся. А даже если и разберутся и будут плеваться от того, что их обманули - да и пофиг, прибыль-то получена!
Но самая большая проблема такого обманного маркетинга в том, что фильмы, де-факто рассчитанные на совершенно другую аудиторию, зачастую проходят мимо неё. Дилогия 'Не дыши' - это молодёжный триллер с элементами слэшера. А 'Старик' - драматико-психологический триллер, целиком и полностью построенный на диалоге двух действующих лиц, до самого конца сохраняющий напряжение и интригу 'будет ли здесь применена физическая сила, и если да, то кто кого убьёт и по какому поводу?' К счастью, я заранее узнал о том, что к 'Не дыши' этот фильм не имеет никакого отношения, и посмотрел его как самостоятельное произведение.
И увиденное меня впечатлилo! Полтора часа хронометража пролетели незаметно, за которые я попеременно 'влезал в шкуру' каждого из двух главных действующих лиц, очень живо представляя себе, как бы я сам повёл себя на месте каждого из них. Угрюмый и нелюдимый дед-отшельник, живущий в хижине посередине леса и уверенный в том, что случайно набредший на его обитель путник - не тот, за кого себя выдаёт (вплоть до мыслей о том, что путник - скрывающийся от закона маньяк-убийца)... и собственно сам путник - молодой человек, называющий себя Джо, и уверяющий, что он - простой путешественник, сбившийся с дороги, но при этом уклоняющийся от ответов о своём прошлом (аргументируя фразой 'Вы мне всё равно не поверите'). Чем же закончится эта встреча? Оправданы ли подозрения старика? Совершил ли Джо роковую ошибку, постучавшись в дверь затерянной в лесу хижины? А может, герои в итоге найдут общий язык и станут лучшими друзьями до конца своих дней? Ну или в худшем случае - просто убьют друг друга, как Томас Уэйк и Эфраим Уинслоу из фильма 'Маяк'?..
Раскрывать детали концовки я не буду. Скажу лишь, что по мнению моего коллеги (высказанном за день до того, как я посмотрел сей фильм), она 'и непредсказуемая, и непонятная'. Мол, 'фильм обрывается на очередном диалоге - может, это действительно какое-то 'начало', и надо посмотреть другие фильмы, что бы понять, что там будет дальше?'
Коллега оказался неправ. 'Других фильмов', якобы продолжающих сюжет этого 'приквела', не существует, и концовка здесь абсолютно понятная, но по непредсказуемости лично для меня - на 7 баллов из 10. Ибо во время просмотра 'Старика' я попросту не думал о том, что происходящие в картине события могут завершиться именно таким финалом, но подобное завершение - само по себе не ново, и встречалось мне в нескольких других фильмах (в том числе и в одном творении Дэвида Линча). И это отнюдь не недостаток: фильм рассчитан не только на то, что бы удивить зрителя финальным 'твистом', но и заставить задуматься о том, что ни один поступок не проходит бесследно для того, кто его совершил. Можно успешно убежать от ответственности перед обществом, от закона, от расплаты 'по общепринятым статьям'... но от своей совести - никак. Даже если в какой-то момент искренне поверить в то, что повода для угрызений этой самой совестью нет никаких, она всё равно напомнит о себе спустя несколько дней, месяцев или лет. Напомнит с тем, что бы в дальнейшем либо принять последствия содеянного, либо продолжать убегать по кругу вплоть до самой смерти. А то и - возможно - и после неё. Но лучше всё-таки задумываться об этом сейчас, пока ты ещё жив, и способен не только продолжать ходить, дышать, есть, спать и смотреть фильмы, но и нести ответственность за совершенные поступки, не скрывая их за ширмой вымышленной реальности.
12 января 2023
Представьте, что вы отправились в долгожданный поход на дикую природу, составили точный маршрут и готовитесь насладиться длительным отдыхом от мегаполиса, работы и бесконечных пробок. Но вот в какой-то момент вы то ли сворачиваете не туда, или же неправильно читаете карту и оказываетесь в отдаленной глуши, где не ловит мобильная связь и вообще некого позвать на помощь. Тут любого человека может накрыть паникой, как опытного исследователя, так и простого туриста. Но даже если вы отыщете чей-то домик, в котором можно отдохнуть, перевести силы и даже перекусить, то это не значит, что все будет очень даже хорошо…
Главный герой триллера «Не дыши: Начало» как раз оказался в той непростой ситуации, которая была описана мною выше. Он оказался на дикой природе и потерялся в непроходимой чаще. Единственным ориентиром для него стал дым из трубы небольшого дома, на который парень решил пойти. Когда же он отыскал долгожданную хижину, то рассчитывал, что здесь ему помогут, но все вышло ровным счетом наоборот.
Оказывается, что хозяином тут является некий старик, который недавно потерял свою собаку и пребывает в растрепанных чувствах. Мужчина вроде бы и не прочь приютить у себя неожиданного гостя, но ведет себя откровенно странно. Он выпытывает у парня всякие вещи и далеко не всегда знает, когда нужно остановиться. Вскоре становится окончательно понятно, что старик не дружит с головой и является самым настоящим психопатом, от которого нужно бежать без оглядки. Но как же сложно это сделать, если ты не ориентируешься в округе, а у твоего преследователя мало того, что не все в порядке с головой, так еще и есть оружие, с которым он управляется предельно хорошо.
На самом деле фильм увлекательный и держит зрителя в постоянном напряжении. Ты каждый раз думаешь, лишь бы парень, то есть главный герой, не выкинул какой-то опрометчивый фокус, ведь старик буквально ожидает, когда можно пойти на полнейшую конфронтацию и устроить настоящую экзекуцию своему гостю. Это настоящая психологическая игра, причем один человек словно ходит по минному полю, а другой эти самые мины то и дело расставляет. Напряжение будет нешуточное даже при том, что локации фильма ограничиваются небольшим домиком и лесам вокруг него.
Конечно же, несмотря на то, что он тут не главный герой, Стивен Лэнг крадет этот фильм и делает его своей собственностью. Вот сколько бы он злодеев не сыграл, а все равно смотришь на него и не можешь оторвать взгляд. Лэнг словно получает несказанное удовольствие от того, что может испытать на прочность очередного молодого человека, который попал в его зловещие сети, и самое главное то, что ты буквально чувствуешь исходящую от него опасность. А это значит, что он выполнил свою задачу и снова порадовал своих поклонников, к которым причисляю себя и я.
«Не дыши: Начало» вышел реально напряженным фильмом. До конца ты не знаешь, сможет ли парень выбраться из дома и что ждет его дальше. Такие фильмы стоит смотреть очень внимательно и не отвлекаться, ведь атмосфера и саспенс тут действительно решают все.
8 из 10
15 ноября 2022
Вот заблудился ты в какой-то глуши, набрёл на одиноко стоящий домик, а там старик – живёт отшельником, топит печь дровами. Ну и что тут такого? А то, что у режиссёра Лаки Макки из этой вроде бы банальной истории получился крепкий психологический триллер «Не дыши. Начало» (оригинальное название «Old man») со Стивеном Лэнгом в главной роли.
Старичок оказался весьма непрост, и вроде бы и бояться его нет причин, но одинокому путнику - а вместе с ним и всем зрителям с каждой минутой становится почему-то всё тревожнее.
Всё действие происходит в одной комнате, но атмосфера, созданная режиссёром и оператором, не даёт заскучать. Каждой новой реплики действующих лиц ждёшь с напряженным нетерпением, но угадать в какую сторону повернётся сюжет практически невозможно. И типажи героев подобраны под стать – совершенно безобидный путник (его роль сыграл молодой актёр Марк Сентер) и старик, который «не всегда был таким». Каждый в чём-то подозревает другого, до конца боясь даже самому себе признаться, в чём именно – и градус недоверия подскакивает до предела.
Мне лично то, что происходит в кадре, напомнило атмосферу мрачного сна – вроде и надо проснуться, но еще сильнее хочется узнать, чем же всё кончится. И когда кажется, что фильм окончательно перенесёт нас в эстетику ночного кошмара (под стать «Твин Пиксу»), нестандартные сценарные решения авторов картины возвращают нас… Нет, не к реальности, конечно, потому как в мире «Не дыши» реальностью и не пахнет, а к совершенно иному восприятию действительности.
Конечно же, Стивен Лэнг как и всегда предельно хорош. У него очень яркая отрицательная харизма и очень круто, что режиссеры продолжают ее грамотно использовать. В «Не дыши: Начало» Лэнг сразу показывает свою суть и хотя а первых порах он не делает ничего плохого своему неожиданному гостю, но одного взгляда на отшельника достаточного, чтобы понять простую истину: от него ничего хорошего ждать не приходится. И может образ вышел не самым глубоким, но запоминающимся точно.
Фильмов такого жанра немало. Зачастую они страдают слабой игрой актёров, непродуманностью действий, явными провалами сценаристов. Но всё сказанное – точно не про «Не дыши. Начало». Отдельно хочется отметить работу художника картины. Тщательно выписанный антураж не даёт усомниться в реальности полузаброшенной хижины, быта её обитателя.
Фильм получился удивительно гармоничным – именно таким, который и заставляет учащенно биться сердце каждого настоящего любителя фильмов ужасов – даже когда ничего откровенно страшного на экране и не происходит.
8 из 10
5 ноября 2022
Новый триллер со Стивеном Лэнгом «Не дыши. Начало» погружает в атмосферу в чём-то схожую с фильмами Линча.
Заблудившийся турист попадает в хижину старика-отшельника. Казалось бы, что можно выжать из такого сюжета? Но с первых минут начинается напряженное психологическое противостояние, не отпускающее в течении всех полутора часов картины. Зритель как завороженный следит за каждой фразой героев, проникаясь их почти маниакальным недоверием друг к другу, с каждой минуты тревожные ожидания только усиливаются, чтобы в финале достичь своей высшей точки.
Актёрская игра – а она особенно здесь важна, так как действие фактически происходит в одном помещении – выше всяких похвал не только у маститого Стивена Лэнга, но и у его молодого коллеги Марк Сентера. Когда веришь персонажам, поневоле ставишь себя на их место – а как бы я сам действовал в похожей ситуации? – и не находишь ответа.
Потому что, сложно представить себя героем фантасмагории, в которую оказываются втянуты действующие лица. Кто же он – этот странный старик с его странными вопросами? А одинокий путник – тот ли он, за кого себя выдаёт? До самого финала вопросов больше, чем ответов, но от этого интерес к действию только возрастает.
И когда кажется, что авторам так и не удастся (к разочарованию зрителя) довести это действие до какого-то логичного завершения, удачно найденный сюжетный поворот (конечно, не вполне обыденный, не абсолютно «земной», но ведь так и положено по законам жанра) придаёт истории необходимую свежесть и законченность.
Удивительно, что режиссёру и оператору удалось создать такую цельную ленту в пространстве, не превышающем площади маленького домика, затерянного в лесу. Это как раз тот случай, когда понимаешь, что и без гигантского бюджета можно создать классный фильм.
Сложно точно определить жанр этой картины. Она будет интересна и поклонникам триллеров, и ценителям классических «ужасов». Одно можно сказать точно – и те, и другие получат от просмотра истинное удовольствие.
8 из 10
30 октября 2022
Смотрю я, значит, трейлер к фильму 'Не дыши. Начало' и что вижу? Слепой старик не всегда был таким и всё в этом роде. Всё понятно, это 100% приквел 'Не дыши'. Но не тут было, оригинальное название у данной картины 'Old man', что никак не переведёшь как 'Не дыши. Начало'. Видимо, раз снимается в фильме Стивен Лэнг, то наши прокатчики этим и решили воспользоваться. Тогда предлагаю все фильмы с Тобином Беллом называть 'Пилой', почему бы и нет.
Поэтому ещё раз, данный фильм не имеет ничего общего с дилогией 'Не дыши', кроме актёра Стивена Лэнга. Но смотреть его все равно стоит. Сейчас объясню почему.
Начну с сюжета. Фильм нас сразу знакомит со стариком, который живёт в своём доме в какой-то очень отдалённой глуши. Дедок топит печь, пьёт самогон(да-да, не шутка) и живёт вполне обычной жизнью, пусть и немного странной. Только вот незадача, у нашего героя пропала собака(не Люси, а Рэскл).
Дедок ищет собаку, а находит человека. Точнее этот человек сам находит хижину нашего героя, так как он заблудился в лесу и случайно заметив дым из трубы, натыкается на этот домик.
Вот и тут начинается самое интересное. Дедок начинает вести себя как учитель и задаёт вопросы, молодой человек послушно на них отвечает, но периодически задаёт свои вопросы. У обоих к друг другу серьёзные подозрения, периодически градус подскакивает до предела. Чем же закончится эта борьба нервов?
Знаете, очень тяжело держать динамику фильма в ограниченной локации, да ещё по сути на одном разговоре. Но создателям это прекрасно удаётся.
Актёры играют прекрасно, за их репликами действительно крайне интересно наблюдать и ты такой уже ждёшь, так, а что этот скажет дальше, а что этот. Прекрасно делает свою работу и оператор, который показывает нужные ракурсы и кадры.
Я боялся, что фильм в процессе развития начнёт скатываться в паранойю и откровенную мистику. Да, отчасти так и есть. Но это не портит картину, а лишь добавляет ей шарма. Кстати, за несколько минут до конца фильма, я уже понял, каким кадром он закончится. Почему-то это само мне лезло в голову, так на деле и вышло. Но это вовсе не плохо, именно так и следовало завершать данный фильм по моему субъективному мнению.
Всем советую к просмотру данную картину. Тут нет ничего выдающегося, но фильм постоянно держит в психологическом напряжении, играя на нервах не только героев, но и обычных зрителей. И да, ничего страшного в картине по сути нет, это точно не фильм ужасов. Триллер с элементами мистики и психологии - это да.
Что ж, можно провалиться с огромным бюджетом, а можно снять добротный фильм на 40 квадратных метрах. 'Не дыши. Начало' - пример такой работы.
7 из 10
19 октября 2022