Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Идеальная ложь |
английское название: |
De grandes espérances |
год: | 2022 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «Как далеко ты зайдёшь, чтобы сохранить свою тайну?» |
режиссер: | Сильвен Деклу |
сценаристы: | Сильвен Деклу, Пьер-Эрван Гийом |
продюсер: | Флоренс Борелли |
видеооператор: | Жюльен Хирш |
композитор: | Флоренсия Ди Консилио |
художники: | Valrie Faynot, Элиза Инграссия |
монтаж: | Изабель Пудевин |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $89 612 |
Мировые сборы: | $1 601 745 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 августа 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
'Когда я сказала отцу, что поступила в ENA, спросил - а что это?'
Что такое ENA (Высшая Административная Школа), фильм Деклу объясняет даже слишком хорошо. В этом, замечу в скобках - главное достоинство качественных французских триллеров нового времени: их авторы сознательно стараются не халтурить в социальной и бытовой фактуре, изучая и отражая её с похвальной дотошностью, для внешнего наблюдателя порой скучноватой (что ему, если положить руку на сердце, за дело до поправок в законопроекты и особенностей жульнических ликвидаций предприятий мелкого и среднего бизнеса). Не в этом, однако, случае: элитарное образование в принципе вызывает пристрастный интерес у причастных и отчаявшихся равно, а элитарное образование, дающее прямой доступ в эмпиреи европейской политики, и вовсе разверзает хляби любопытства, вожделения, обесценивания.
ENA - это самое легендарное французское заведение послевузовского обучения и повышения квалификации, давшее стране четырёх президентов, девять премьеров, а также министров, послов, евродепутатов без числа. ENA гордится своим меритократическим духом, поступить туда может выпускник любого вуза, пройдя через горнило выматывающих, с конкурсом в двадцать человек на место, вступительных, деньги формально не решают при этом ничего. Впрочем, ещё в 1964 году, через двадцать лет после основания школы, Пьер Бурдьё и Жан-Клод Пассрон в своей книге 'Наследники' упрекали экзаменационные комиссии ENA в 'негласном сговоре' с влиятельными французскими семьями, в отборе студентов по принципу соответствия их 'знакомому сочетанию внешнего вида с образом мыслей', в потворстве социальному детерминизму именно там, где они должны были бы, по идее де Голля, с ним бороться - но всё это так тонко, так непонятно, так недоказуемо извне, правда?
Начало фильма Деклу застаёт парня и девушку, готовящихся к экзаменам в ENA, на Корсике - они уже окончили факультет политологии Лионского университета, уже разделались с письменной частью вступительных, и теперь купаются, загорают, зубрят между поцелуями сборники поправок к Конституции, ожидая результатов о собственном допуске (или недопуске) к устной, решающей части - вполне, надо сказать, безмятежно. Она - отличница из простой и даже проблемной (рано умерла мать, непонятно, какими заработками перебивается отец) семьи, он - отпрыск привилегированного клана, невротичный, неуверенный в себе, сидевший до того, как правильно влюбился, на антидепрессантах. Тандем взаимовыгодный, его поначалу очень одобряют и родители юноши ('там' с головой обычно всё-таки дружат, умеют ценить неогранённые алмазы, видеть настоящую, долго играющую, а не зыбкую-сиюминутную выгоду - и не хотеть для чад невозможного), однако истовая серьёзность девушки видимо беспокоит и их. Потому что серьёзность, вера, безудержная вовлечённость - это именно то, в чём парвеню всегда будет превосходить пресыщенного (а какого ещё?) мажора, цельность сознания - это единственный ресурс, который безвозвратно теряется в поколениях безбедного, правильно социализированного существования. Если в этой цельности есть сила - её не сломить ни предательством, ни запугиванием, ни стыдом. Это чувствуют, этому завидуют, этого побаиваются - особенно когда есть чего побаиваться и без метафизики, по одной совокупности фактов. Потому что кто его знает, чего вне поля удобного себе социального детерминизма можно ожидать.
Все детали в этом фильме достоверны, все на месте: и прагматичный идеализм юношеской левизны, с одной стороны страстный, с другой - конформистский, и формы переживания нервного срыва во время экзамена, и доверие женщины-министра такой же, как она когда-то, помоечной кошке, и отстранение, когда протеже попадает в беду, и понимание оставленной этого отстранения как необходимости выкручиваться самой, третьего, самого главного тура вступительных испытаний в карьере политика, и TGV, и атмосфера в экзаменационной аудитории, и холод церкви, и жара в заводском цеху. Собственно детективная интрига там нужна лишь для того, чтобы в концентрированном виде показать цинизм и безжалостность привычных в той среде взаимодействий между теми, кто должен входить в неё праву лучшего, и тех, кого она втягивает по семейной инерции, когда сломать чужую жизнь для устранения собственного дискомфорта - милое дело, да и вообще окружающие мыслятся лишь как функции для обслуживания себя, любимого. Здесь отличницей быть - мало, в эту систему нужно внедряться как паразит, как вирус, как рак - и тогда, может быть, что-нибудь изменится.
9 июня 2024
Мадлен (Ребекка Мардер) и Антуан – пара влюбленных, отдыхающих на роскошной вилле на море. Красота, достаток, отдых. Оба юристы, оба должны на днях сдавать экзамен в престижную государственную академии для элиты, где получают образование будущие министры и политики. Оба собираются отстаивать права простого народа. Это начало. Почти сразу становятся понятны характеры героев. Антуан – сын богатых родителей, «золотая молодежь», Мадлен – из низов. Она умница-отличница, безупречная студентка, готовая целиком посвятить себя идеям социальной справедливости. Именно поэтому ей нужны знания и власть – реформировать общество. Очень цельная и сильная натура. Антуан же слаб и полностью ведомый в этой паре. Еще нас знакомят с родственницей Антуана – Габриэль, бывшим министром, чьими так и не осуществленными планами реформ так восторгается Мадлен…
Это сегодня. А завтра их мир рушится. Мелодрама превращается в триллер. Они попадают в беду по вине Антуана, но Мадлен, пытаясь спасти жизнь своего трусливого возлюбленного, а потом уже и свою, совершает убийство. Все происходит мгновенно – если б она не выстрелила, то, почти наверняка, оба бы погибли. Мадлен хочет пойти в полицию и сознаться – у нее множество смягчающих обстоятельств, но Антуан активно настаивает на том, чтобы скрыть преступление. Так они и поступают.
В день экзамена Антуан на него не явился, а Мадлен ушла с середины своего выступления – не это было для нее важным в тот день. Антуан вместо поддержки и любви, которую должен дарить своей спасительнице просто исчез. Через несколько лет он появляется. И, надо сказать, что он эгоистичен и омерзителен. Мадлен к тому времени работает с той самой Габриэль, они готовят новые социальные реформы, ее вклад в дело огромен. Целый ряд проблем и неприятностей причиняет отвергнутый Антуан Мадлен. Самая маленькая на взгляд зрителя – это разрыв с Габриэль. Последняя в итоге, во многом благодаря Мадлен, стала все же министром и… снова отложила пакет реформ. Еще раньше она отреклась от своей помощницы. Ложь, снова ложь. Большая политика. Мадлен в ужасе – дело ее жизни рушится. Причем, мы явно видим, что ее это волнует едва ли не больше, чем собственная судьба, которую планомерно рушит Антуан.
В итоге ситуация складывается таким образом, что теперь, вроде бы окончательно загнанная в угол Мадлен, может легко решить все свои проблемы разом. Просто надо соврать. Обмануть Закон. И это будет идеальная ложь. Я ликую в предвкушении, я рад за героиню, потому что «по понятиям» она не виновата, а по сути – хороший человек. Но мое ликование – это первая реакция, потому как с другой стороны я понимаю, что если Мадлен солжет, то будет попран Закон. Обманут той, которая фанатично борется с несправедливостью, которая в итоге дорвется до власти во имя своих справедливых реформ. Т.е. той, которая сама будет писать и олицетворять Законы! Не бомба ли это замедленного действия? Или иногда все же можно – для хороших людей мимо закона? Я не раз думал над этим вопросом. Страшно признавать, но «иногда мимо» - это очень скользкая дорожка. Тем более для людей, одержимых идеей (даже не важно какой – светлой или темной).
Как же она поступит?
Игра актеров превосходна. Режиссер Деклу выше всяческих похвал, а он новичок в этой профессии. Фильм несколько раз меняет жанр, несколько сумбурен… и это превосходно сделано. Думаю, надо смотреть.
7 из 10
14 ноября 2023
Тяжеловатая, особенно по началу, полижанровая смесь, в основе которой психологическая драма. Очень не стройная череда этих жанров, настроений. Игра главной героини тоже не ровная, хотя и оригинальная, и интересная. Доверие вызывает. Сюжет сумбурный, но интересный. Начинается всё, как мелодрама, потом психологический триллер, драма, политическая драма, периодически триллер, семейная драма и в финале психологическая драма с налётом семейной, капелькой феминизма и мягковатым но хорошим финалом в духе криминального детективного триллера. Даже с чем-то жизнеутверждающим. И это правильно, а то получилось бы мучение. Героиня и так настрадалась. Общее впечатление от фильма хорошее. Эмоциональные качели вышли удачными.
Сюжет. Молодая женщина учится на политика и встречается с сыном богача, который тоже учится на политика, хотя и выглядит менее смышлёным. У женщины либеральные и социалистические взгляды. Она так же знакомится с другой старшей женщиной, которая бывший министр и очень крутая. Героиня со своим парнем отдыхают на Корсике и там, во время конфликта с местным, героиня местного убивает. Это они с парнем решают скрыть и жить дальше. Потом они как-то отдаляются друг от друга и героиню берёт под крыло крутая бывший министр. Но прошлое просто так не отпускает и чёрная полоса неумолимо надвигается.
Посыл у фильма не очевидный. Типа, в первую очередь надо надеяться только на себя. Близкие люди могут и предать, и помочь. Но решать проблемы надо самому. Ну или контролировать процесс. Немного всё же смутила игра главной актрисы. По сути, это её фильм. Актёрское кино с хорошим сюжетом. В какие-то моменты, она будто немного не доиграла. Но сама отрывистая манера, в целом выглядела захватывающе. Сопереживание она точно вызвала.
Кино несколько монотонное по динамике, но не скучное. Рекомендую любителям психологических драм.
9 августа 2023
Вообще, корсиканцы весьма гордый народ, которые традиционных французов, мягко говоря, недолюбливают. Если уж вздумал любой житель Лиона, Бордо, Парижа и других городов материковой Франции качать права свои на средиземном острове, то пусть готовится к 'сладкому' приёму с обязательным участием в конфликте настоящего огнестрельного ружья. Наверное, этот свободолюбивый народ напоминает местами каталонцев или басков. Независимость хотели бы получить, да вот просто так правительства крупных стран не предоставят им её. К чему всё это, не спросите вы? Да просто завязка сюжета связана с ужасной трагедией на Корсике, когда высокомерие и глупость одного недотёпы привели к непоправимым последствиям, из-за чего он и его подружка окажутся связаны навсегда.
Четвертый по величине остров Средиземноморья — Корсика — за свою долгую историю много раз переходил из рук в руки, служа лакомым куском для правителей всех близлежащих государств: Корсикой управляли и греки, и римляне, и пизанцы.
Либо почти навсегда. Приготовьтесь, в фильме Сильвена Деклу вы не обнаружите слезоточивые этюды о тяжёлой жизни нелегалов, преступном мире среди эмигрантов или об угрозах свободе, равенству и братству всей страны. Всё более приземленно и учтиво. Есть группа буржуа, которым нравится жить в своём идеальном мире, особо не думая о тех, кто ниже статусом, и есть группа пролетариев, которым надо бороться за права, честь и просто нормальный заработок. По обе стороны баррикад оказываются главные герои - те самые молодой мужчина с молодой женщиной на Корсике, когда случился поворот не туда. После логичного расставания в связи с той мутной историей им вновь придётся столкнуться на социально-политической арене, чтобы показать, у кого где раки зимуют. И тут вы в предвкушении триллера с шантажом и сексом.
На поверку же всё довольно стерильно и просто. Без лишних пафосных сюжетных поворотов, масштабных сцен и интригующих утех французский подданный преподносит маленькую историю о том, какие же всё-таки мужики парнокопытные существа с рогами. По сути, тот конфликт на Корсике разгорелся из-за напыщенного папенькина сынка, который потом ещё и за себя постоять не сумел, когда началась агрессия со стороны задетого за живое корсиканца. Но он оказался спасённым. И вот спустя небольшое время он начинает поступать подло по отношению к своей экс-гёрлфренд, начиная распускать жареные подробности о её прошлом. Девушка начинает терять всё: положение в обществе, работу, доверие. И когда казалось, что дальше только смиренное существование в местах не столь отдаленных, возрождается надежда. Конец.
Но уже в 1768 году независимости наступил конец, и Корсика вошла в состав Франции — как оказалось, надолго. Вошла, но бороться за свою независимость не прекратила — отношения с метрополией у острова вот уже больше двух веков остаются напряженными, а жители Корсики все еще надеются зажить отдельно от большой земли.
Соврёшь разок - прокатит. Соврёшь дважды - опасно. Соврёшь трижды - готовься к поражению. Локализованное название 'Идеальная ложь', возможно, рисует в голове образ остросюжетного процедурала, когда до конца не знаешь, что произойдет. А вот в оригинале фильм-то называется 'De grandes esp?rances' - 'Большие надежды'. Да, больше надежды были у главной героини на свою жизнь, да только пришлось им рухнуть под тяжестью мужской слабой натуры. Комедии не ждите, боевика в помине нет, а вот человеческой драмы хватит с лихвой. Не слишком яркий, чтобы запомниться, и не слишком амбициозный, чтобы восторгаться, проект пока что безвестного Сильвена Деклу может легко занять ваш вечерок, но не более. Главное, можно заинтересоваться конфликтом корсиканцев с французами.
7 августа 2023
О фильме: Хит проката во Франции.
Сюжет: Мадлен и Антуан – пара влюбленных, перспективные представители власти. Во время совместного отдыха на Корсике они ввязываются в конфликт с местным жителем, который приводит к трагедии, которую они решают скрыть. Но оказавшись по разные стороны в политической гонке, каждый из них начинает использовать общую тайну в своих целях.
Мнение: С чем у вас ассоциируются французские фильмы? У меня – с лиричными фильмами Вуди Аллена, сатирическими картинами Франсуа Озона, с Шарлоттой Генсбур в мелодраматических ролях, с комедиями, в конце концов. Фильм Сильвена Деклу отличается от всего этого.
Во-первых, нужно время, чтобы привыкнуть к сыплющейся с экрана политической терминологии на французском языке. Это необычно. Во-вторых, это политический триллер. Некая демо-версия сериала «Наследники», где в политической гонке все средства хороши.
Фильм поднимает острые вопросы: насколько далеко вы готовы зайти в своих профессиональных амбициях; карьера или отношения; как жить со страшной тайной.
Операторская работа, сценарий, музыкальное сопровождение – всё на уровне. Даже не верится, что это работа новичка в режиссерском кресле. Оригинальный злободневный сюжет о человеческих страстях и погрешностях законодательства. Прекрасная актерская игра главного дуэта, героям веришь, вместе с ними переживаешь и проживаешь неприятные события, вместе с ними гуглишь лазейки в неидеальной судебной системе.
Да, возможно, где-то не хватает глубины и проработанности отдельных состояний, например, чувства вины, как в «Преступлении и наказании», закулисных интриг, как в тех же «Наследниках». Режиссер, к сожалению, осторожничает.
В итоге: Для любителей непредсказуемых сюжетов и политических игр.
8 из 10
6 августа 2023