Глубинки Татарстана
2022, документальный
Россия
Дополнительные данные
оригинальное название:

Глубинки Татарстана

год: 2022
страна:
Россия
слоган: «Это наше культурное наследие...»
режиссер:
видеооператоры: Михаил Киселёв, Егор Исаев
жанр: документальный
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано

Постер фильма «Глубинки Татарстана», 2022

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Глубинки Татарстана», 2022

«Веретенце: глубинки Татарстана» о запустении сел, об утрачивании культурных ценностей

Документальный фильм об опустевших селах затронул острую проблему современности. В наши дни люди стараются все чаще переехать в более крупные и развитые города, поэтому с каждым годом деревни пустеют, а с ними забываются уникальные традиции, фольклор народа. Режиссер Вячеслав Иванчук знакомит зрителей с малочисленными жителями глубинок Татарстана. Раскрывает их быт, традиции, то чем живут эти люди. Фильм не только сохраняет народное наследие, но и раскрывает причины малочисленности глубинки. Благодаря кому села пока остаются живы? «Нас город душит. Мы здесь живем» – отвечают пожилые жители.

Кинолента построена из рассказов местных жителей. Таким образом ощущаешь весь колорит провинций со своими диалектами и выражениями. Из историй жителей узнаешь о том, как менялся образ жизни со временем, чем занимались люди раньше, чем жили. На протяжении всего фильма нас сопровождают захватывающие кадры природных просторов: зеленые поля, перелески, луга, широкий голубой небосклон. Дух захватывает от таких простых, но невероятно красивых и близких сердцу пейзажей. Отдельно хочу отметить аудио сопровождение, а именно народные песни жителей, пение птиц, шуршание травы, деревьев. Сильно погружаешься благодаря этому в уютную атмосферу деревенского лета.

Акцент в картине сделан не на отдельных личностях, а на людях в целом: зрителям напрямую не сообщают как и кого зовут, ведь это и не важно. Значимо лишь прочувствовать широкую душу сел, человека, осознать, что нужно помнить и чтить память, культуру, конечно, не забывать о своих предках. В каждой деревне, селе своя история, свои народные костюмы, свои национальные блюда, изделия, промыслы и, даже языки. Герои увлеченно делятся воспоминаниями, памятью о прошлом. При просмотре замечаешь основные проблемы общества. Они касаются, как и глубинки, так и развитых городов. Например, духовное оскудение новых поколений. Уже не так ценится история, традиции, душа. Постепенно мы уходим в зацикленность над материальным. Эта проблема затрагивается в сюжете с деревенским кладбищем, где, к сожалению, слабый уход за могилами погибших на войне. А сам музей участникам Отечественной войны часто некому показать.

Как решается проблема запустения? Медленно: «Знаете, жизнь, наверное, так устроена. Обеспеченные выходцы из этих сел, к сожалению, реагируют на восстановление своей родины скупо. С энтузиазмом восприняли идею восстановления больше пожилые». Остается совсем немного тех, кто что-то делает для решения наступающей беды. Денег, средств нет. Работу найти в поселке сложно, инфраструктуре не на что развиваться, поэтому так много уезжающих в города. Проживать в глубинке становится сложнее и сложнее, культурные памятники сносятся для засевов полей, дома пустуют – одним словом жизнь в поселениях постепенно затухает, а если всего этого не остановить, то она и вовсе замрет. Что же будет, когда уйдет старшее поколение?

Фильм «Веретенце: глубинки Татарстана» несмотря на печальные прогнозы, прозвучавшие в нем, заканчивается на положительной ноте: женщина воодушевленно говорит о том, что все-таки есть те, кто болеют душой за развитие своей родины. Однако, речь воспринялась мною контрастно, потому что до этого мужчина рассказывал о том, что помощи, финансовой поддержки ждать не от кого и, что делать ему все приходится самостоятельно на свои средства. Здесь и показана вся «изнанка» настоящих причин запустения деревень, отчего чувствуешь острую несправедливость. Осталось так мало неравнодушных людей, готовых помочь не только словами, но и делом.

Напоследок документальный фильм дает надежду на возрождение поселений. Финальная сцена – громкая, задушевная песня татарских бабушек: «Кто мне сказал, что надежды потеряны? Кто это выдумал вдруг?»

26 октября 2023

Рецензия на фильм 'Глубинки Татарстана'

'Глубинки Татарстана' является документальным фильмом. Создано некоммерческой организацией 'Кино наизнанку'. Съёмки велись 3 дня. Показ был закрытый, и в интернете это произведение не найти. Основная мысль данного произведения, что деревня вымирает. Дополнительной музыки не наложена, лишь добавлено много фольклорных песен, а на фоне их иногда можно увидеть пейзажи тех мест, что помогает прочувствовать атмосферу поселений, отделенных от окружающего мира и давно забытых им. Где каждый стремится выбраться наружу, потому что считает, глубинку пережитком прошлого, в котором не найти будущего ни своего, ни своих близких. (Ну молодёжь уезжает... Молодёжь не хотят жить с родителями, они хотят отдельно жить') Хочется идти про проторенной дорожке, а не пытаться жить тяжелее.

Фильм начинается с давней традиции, каравая. К нему по очереди подходят и отрывают по кусочку и кладут себе в рот. Действие происходит в двух сёлах и одной деревне, начинается всё с села Селенбуше, далее нам рассказывают про деревню Белкино, а завершается всё деревней Бессоново.

Дальше на фоне поля девушка рассказывает об особенностях данного поселения. Например, о создании села Селенбуше, первая версия основания с помощью каторжников, которых перевозили из одного места в другое, но, они захворали, и им разрешили обосноваться. Вторая версия же гласит, каторжники работали на стекольном заводе, видят, Екатерина II проезжает, они устраивают митинг, она их слушает, говорит, стекольный завод закрывается, мол вы свободны, вот они там и остались.

Также у жителей этого села есть особенность речи, они 'окают или даже экают'.

Далее показывают женщин, которые создают кукол из травы. Обычно такие носят замужние, но, как рассказывает респондент, в деревне не осталось парней, они все уехали. Бабушка говорит свою историю и что 'в корыте везли' её 'тёщю'.

Далее показывают приготовление традиционных блюд, тем, кто снимал, очень понравилось.

Потом показывают депутата, который сожалел о состоянии деревни, что у них не хватает финансирования.

Далее рассказывают, о молитвах, иконах.

Потом ищут святой родник. Дальше дедушка рассказывает о своей жизни и, что ему не нравятся однотипные новые дома, он предпочитает зарисовывать старенькие обветшие домики, которых в селе, как подмечает рассказчик, осталось мало.

Дальше рассказывается про деревню Белкино, её назвали так, потому на этой территории было много белок. Говорят, что нет работы.

Также есть эпизод, где бабушки жалуются на уезд молодых мол никто не хочет оставаться там, потому что нет перспектив, на будущее развитие. Из-за этого они грустят ('Мы сегодня живы — завтра нас нет.'), что у деревни нет будущего.

Очень запоминается момент с кладбищем, где человек преклонного возраста рассказывает о состоянии этого места, что половина крестов обвалилось, но некоторые заменяют, у кого родные не далеко. Звонили военкомат, просили, чтобы у военных заменили кресты, но им ответили, что подобным занимались в девяностые, но не сейчас.

После этого мы перемещаемся в село Бессоново, легенда его появления гласит, что мордва в один день решила перебраться в другое место и так получилось это село.

Далее показывают традиции, что люди кричат: приходи,, приходи! Бабушка рассказывает, что нигде такого не видела и ей нравится.

Жители глубинок в этом фильме часто проталкивают мысль про то, что в городе жить плохо, в деревне лучше. ('В городе шум, дым, а здесь воздух чистый — в общем хорошо.')

В заключение хочу сказать, что фильм сделан на очень высоком уровне.

30 сентября 2023

Рецензия на документальный фильм 'Глубинки Татарстана'

Документальная картина 2022 года 'Веретёнце. Глубинки Татарстана' спродюсированная Вячеславом Иванчуком посвящена трём местам, сохранившим народные традиции. Сёла Селенгуши и Белкино, а также деревня Бессоново представляются в этом фильме. Произведение в подробностях раскрывает обычную сельскую жизнь и некоторые её особенности.

Как живут люди под Татарстаном? Не хотят ли они переехать в город? Некоммерческая организация 'Кино наизнанку' нашла ответы на эти вопросы, посетив все эти места и проживая там в течение четырёх дней. Проект был снят при поддержке благотворительного фонда “Татнефть”. Консультантами выступили специалист по фольклору Культурного центра имени Александра Сергеевича Пушкина, заведующий Центром русского фольклора г. Казани Василиса Филатова и фольклорист, председатель татарстанского регионального отделения общественной организации «Российский фольклорный союз» Наталья Кондратьева. Картина длится 58 минут.

Фильм начинается с татарских бабушек, которые поют национальную песню. Сначала действия проходят в Селенгушах. По одной из легенд, это село так называется, потому что селение находится в глуши. Съёмочная группа спокойно взаимодействует с героями, например: операторы попробовали традиционное блюдо. После этого показывают кадры невероятной красоты природы: деревья, поля, животные.

С практической точки зрения всё выполнено хорошо. Стиль фильма проявляется в его простом построении, передаётся искренность в глазах добрых бабушек и дедушек. Работа операторов и сценаристов заслуживает достойной похвалы, акцентируется особое внимание на мелких деталях, что сильно завораживает зрителя. Постановка кадра и цветокоррекция передают всю суть тихой, сельской жизни. За просмотром этого документального фильма, человек может поставить себя на место деревенских и ощутить изысканность тех мест, что показаны, всю суть проживающих там людей. Также присутствует скрытая съёмка от операторов, где можно наблюдать за простым разговором Вячеслава Иванчука и обычного огородника на фоне большого поля.

Данная картина должна вызвать большой интерес не только среди тех, кто из самих глубинок, но также и среди городских, не близких к деревенской жизни людей. Это здорово, что молодая съёмочная команда пытается показать и тем самым сохранить память о блюдах, играх и традициях, которые веками передаются из поколения в поколение сельских жителей.

Сам режиссер со своей группой часто взаимодействуют и проверяют некоторые необычные способы от местных, например мужчина рассказывает, что можно найти родник, используя всего 2 проволоки, сближая их друг к другу. Вячеслав сначала сам не поверил в это, пока сам не проверил, после чего сильно удивился.

Несмотря на то, что всё так замечательно, конечно же есть и минусы. Кинокартина красиво показывает как и хорошие, так и не очень стороны такой жизни. Происходит урбанизация, также довольно высокая смертность, но поселенцы сильно не отчаиваются, они продолжают поддерживать свою культуру, проводят обряды и всё это делается по сей день. Народ живёт обычной жизнью, праздники, поминки, бытовая деятельность и служба Богу, им этого вполне хватает для жизни.

На мой взгляд, фильм поднимает очень важную тему сохранения традиций и культурного достояния родных сельчанам краёв. Огромная работа была проделана группой во главе Вячеслава Иванчука, которая смогла раскрыть с разных сторон жизнь глубинок Татарстана. Просмотр фильма точно заставит многих задуматься: А не стоит ли переехать загород?

30 сентября 2023

По-простому о простом

Кинолента 'Глубинки Татарстана' относится к документальному кино. Стиль документального кино – наблюдательный. В нем широко раскрывается и показывается культура народов Татарстана, их история и традиции. По сюжету фильма рассказываются истории двух сёл Селенгуши, Бессоново и деревни Белкино.

В самом начале фильма демонстрируется давняя традиция - встречать гостей с караваем и солью. Именно так встретили жители съёмочную группу. Далее рассказывается исторические и культурные особенности села Селенгуши – 2 легенды основания и своеобразный диалект «поволжское Оканье или даже Еканье». При дальнейшем просмотре этого фильма мы полностью погружаемся в деревенскую обстановку, местную культуру и традиции. Коренное население всеми силами старается сохранить свою культурное наследие. Даже старое, почти разрушенное кладбище и заброшенная мельница - ценность. А что же город? Ведь можно же уехать? Старожилы отвечают нет: «Моя жизнь здесь вся прошла, была возможность уехать в город, но не нравится», «Вольным себя чувствуешь здесь», «Город на нас давит».

Но не все так прекрасно. Глава одного из сел отрицательно отзывается о дальнейших перспективах села: «Перспектив никаких … через 10 лет бурьян будет повсюду». Именно этот момент ярче всего раскрывает главную тему фильма – потеря памяти о прошлом и о его исторических и культурных связях. Жители поселений часто упоминают об этом. А ведь и правда «Мы сегодня живы, завтра нас нет».

В фильме использован интересный прием: рассказ ведется как бы от частного к общему. Через рассказы отдельных личностей выстраивается цельный образ и история поселений. Можно отметить, что при движении участника фильма камера следовала за ним, съемка велась от первого лица, складывалось ощущение присутствия, это помогает еще сильнее почувствовать особенности быта и жизни этих народов. Фильм наполнен многообразием пейзажей, тех бескрайних полей и завораживающая обстановка сельской местности, снятые на дрон, что еще больше погружает нас в атмосферу деревенского лета. Уникальность люфтов и лайфов, присутствующая в фильме, отражает культурные ценности, которыми так дорожат местные, а именно их традиции, народные песни и наряды. Жители с большим энтузиазмом рассказывают про это все, про их жизнь, сразу видно, что они это ценят.

Фильм прост также, как и люди в нем. Дополнительного музыкального сопровождения в фильме нет, лишь только те песни, которые поют сами жители. Это подтверждает их простоту и душевность.

Песня в конце фильма, во время титров как будто отражает девиз жителей этих поселков: «Трудное-трудное все забывается, светлые звезды горят … Кто мне сказал, что надежды потеряны, кто это выдумал, кто?» Эта песня – отражение надежды жителей поселений на их светлое будущее

30 сентября 2023

Рецензия на фильм 'Глубинки Татарстана'

'Глубинки Татарстана' является документальным фильмом. Создано некоммерческой организацией 'Кино наизнанку'. Съёмки велись 3 дня. Показ был закрытый, и в интернете это произведение не найти. Основная мысль данного произведения, что деревня вымирает. Дополнительной музыки не наложена, лишь добавлено много фольклорных песен, а на фоне их иногда можно увидеть пейзажи тех мест, что помогает прочувствовать атмосферу поселений, отделенных от окружающего мира и давно забытых им. Где каждый стремится выбраться наружу, потому что считает, глубинку пережитком прошлого, в котором не найти будущего ни своего, ни своих близких. (Ну молодёжь уезжает... Молодёжь не хотят жить с родителями, они хотят отдельно жить') Хочется идти про проторенной дорожке, а не пытаться жить тяжелее.

Фильм начинается с давней традиции, каравая. К нему по очереди подходят и отрывают по кусочку и кладут себе в рот. Действие происходит в двух сёлах и одной деревне, начинается всё с села Селенбуше, далее нам рассказывают про деревню Белкино, а завершается всё деревней Бессоново.

Дальше на фоне поля девушка рассказывает об особенностях данного поселения. Например, о создании села Селенбуше, первая версия основания с помощью каторжников, которых перевозили из одного места в другое, но, они захворали, и им разрешили обосноваться. Вторая версия же гласит, каторжники работали на стекольном заводе, видят, Екатерина II проезжает, они устраивают митинг, она их слушает, говорит, стекольный завод закрывается, мол вы свободны, вот они там и остались.

Также у жителей этого села есть особенность речи, они 'окают или даже экают'.

Далее показывают женщин, которые создают кукол из травы. Обычно такие носят замужние, но, как рассказывает респондент, в деревне не осталось парней, они все уехали. Бабушка говорит свою историю и что 'в корыте везли' её 'тёщу'.

Далее показывают приготовление традиционных блюд, тем, кто снимал, очень понравилось.

Потом показывают депутата, который сожалел о состоянии деревни, что у них не хватает финансирования.

Далее рассказывают, о молитвах, иконах.

Потом ищут святой родник. Дальше дедушка рассказывает о своей жизни и, что ему не нравятся однотипные новые дома, он предпочитает зарисовывать старенькие домики, которых в селе, как подмечает рассказчик, осталось мало.

Дальше рассказывается про деревню Белкино, её назвали так, потому на этой территории было много белок. Говорят, что нет работы.

Также есть эпизод, где бабушки жалуются на уезд молодых мол никто не хочет оставаться там, потому что нет перспектив, на будущее развитие. Из-за этого они грустят ('Мы сегодня живы — завтра нас нет.'), что у деревни нет будущего.

Очень запоминается момент с кладбищем, где человек преклонного возраста рассказывает о состоянии этого места, что половина крестов обвалилось, но некоторые заменяют, у кого родные не далеко. Звонили в военкомат, просили, чтобы у военных заменили кресты, но им ответили, что подобным занимались в девяностые, но не сейчас.

После этого мы перемещаемся в село Бессоново, легенда его появления гласит, что мордва в один день решила перебраться в другое место и так получилось это село.

Далее показывают традиции, что люди кричат: приходи,, приходи! Бабушка рассказывает, что нигде такого не видела и ей нравится.

Жители глубинок в этом фильме часто проталкивают мысль про то, что в городе жить плохо, в деревне лучше. ('В городе шум, дым, а здесь воздух чистый — в общем хорошо.')

В заключение хочу сказать, что фильм сделан на очень высоком уровне.

29 сентября 2023

Рецензия на фильм 'Глубинки Татарстана'

Во время просмотра документального фильма 'Глубинки Татарстана', созданного некоммерческой организацией “Кино наизнанку”, зритель погружается в завораживающую атмосферу сельских просторов, знакомится с уникальными народными традициями и обрядами и прикасается к истории, которая скрывается в забытых практически всем миром деревнях.

В фильме ярко выражен колорит деревенской жизни. Местные жители охотно делятся своими личными историями, рассказывают о своем совершенно непривычном для городского жителя быте. Местные говорят на 'простом языке', в их речи прослеживаются характерные для сельской местности особенности и слова, например, можно заметить уникальные диалекты и окончания слов. Сельчане с грустью делятся своим сожалением о том, что деревни постепенно вымирают, хозяйственные и культурные связи теряются, а молодежь уезжает в город, который “душит” деревенских старожилов.

Особенно ярко выражены местный фольклор и традиции, передающиеся из поколения в поколение. У каждого поселения свои легенды, свои история появления, свои особенности одежды, уникальные праздники и традиции, например, плач невесты – обряд, проводящийся перед свадьбой или шествие с самодельной куклой, сделанной из соломы. Несмотря на крайне большую культурную ценность, которую хранят в себе деревни, их истории со временем забываются и пропадают. Деревни полны заброшенных домов и построек, многие могилы на местных заросших сорняками кладбищах брошены и забыты, а в музее, посвященному участникам Великой Отечественной войны в одной из деревень нет отопления.

Во время просмотра фильма, зритель невольно приходит к мысли о том, что на сегодняшний день, с такими перспективами, деревням и их культурному наследию грозит полное забвение, понимает всю важность следа, который многочисленные села и деревни оставили на истории нашей страны.

С технической точки зрения фильм выполнен впечатляюще, картинка красочная и красивая, камера часто захватывает просторные деревенские пейзажи и старинные дома. Используется съемка с воздуха, позволяющая в полной мере прочувствовать просторность сельской местности. Кроме того, проведена хорошая работа со звуком, помогающая передать даже самые незначительные особенности нахождения в деревне, например, шелест листвы, шум колышущейся пшеницы. Часто применяется лайф, например, в моменты пения местных жительниц. Кроме этого присутствует много интервью с местными и перебивок. Также в некоторых моментах есть незапланированная съемка. Фильм сделан на высоком уровне, отлично справляется с поставленной задачей донести свою мысль до зрителя. Был использована высококачественная техника, картинка и звук не вызывают недовольства.

29 сентября 2023

Документальный фильм Глубинки Татарстана на большом экране с 2022 года, его режиссером является Вячеслав Иванчук.

Страна производства - Россия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.