| Рейтинг мультсериала | |
Кинопоиск
|
6.7 |
IMDb
|
6.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Красный Марс |
| английское название: |
Mars Red |
| год: | 2021 |
| страна: |
Япония
|
| режиссеры: | Синъя Садамицу, Кохэй Хатано |
| сценаристы: | Буно Фудзисава, Дзюнъити Фудзисава, Дзюнъити Фудзисаку |
| видеооператоры: | Дзюнъити Фудзисава, Хидэнори Манака |
| композитор: | Тосиюки Муранака |
| художники: | Хироси Като, Хирофуми Сакагами |
| монтаж: | Риэ Мацубара |
| жанры: | боевик, фэнтези, мультфильм, аниме |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
29 марта 2021 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Современные сверхъестественные аниме иногда уходят в чистый хоррор, иногда же, наоборот, авторы создают драйвовую историю с обилием экшена, где «дети ночи» предстают положительными персонажами. В нашем случае всё выглядит вполне стандартно, но с толикой самобытности: имеются как высшие существа, так и безмозглые низшие, сравнимые с дикими зверями. Есть и те, кто даже после «смерти» не оставил служения родине и продолжает отдавать ей долг, а также самые особенные — те, кто не отказался от былой человечности и ведут себя подобно обычным людям.
Что же до сюжета?.. Мир вокруг изобилует разнородными событиями, активных действий тут предостаточно, ибо перед нами разруха после русско-японской войны. Однако стиль повествования вырывается за рамки «обыденности» и прямо кричит о своём желании быть «живым», тем самым уникальным «живым кино». Жанр крайне специфичен — речь о подходе, когда берётся конкретный временной отрезок, а от него уже развивается сюжет, который в любое мгновение может прерваться, оставив зрителя наедине со своими мыслями. Внутренняя глубинная идея показана тонкой нитью, требуя вдумчивости не «до», не «вовремя», а уже после просмотра. Перед нами, по сути, случайный период чьей-то случайной жизни, но создаётся магическое чувство, будто мы находимся рядом и принимаем участие во всём происходящем. Вот так бы я кратко охарактеризовал «Красный Марс», но пора поведать о нём детальнее.
Начну с главной проблемы, что встречает зрителя с первой же минуты, — нарушения композиции. Экспозиция как таковая отсутствует: нас сразу бросают из огня да в полымя, не давая ответов на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?». Сюжет уводит нас в потёмки, не давая даже намёков на местное мироустройство. Центральные персонажи из-за туманности своего происхождения воспринимаются столь же неясно — их чувства и взаимоотношения рождают лишь вагон вопросов. В надежде прояснить ситуацию я полез на сайт проверить, не является ли «первый сезон» продолжением какой-нибудь предыдущей работы или скромного OVA-эпизода. Но тщетно: ничего такого не оказалось (чиби-ONA на пять минут не в счёт).
Зато ближе к середине «Красный Марс» обзаводится боле понятными ответвлениями, отчего, наконец, появляется полноценный интерес к просмотру. Ежели ране внутри пылало исключительное желание лишь докопаться до истины вступления, то серии к шестой полноценная драма запустила шестерёнки, и сюжет включился в игру. Пусть используются примитивные рычаги воздействия на подсознание, но они работают. Жаль только, что такие моменты крохотны и, по сути, добавлены для галочки: радуют в процессе, но в финале не находят практического применения. Убери их — и ничего не изменится, разве что число эпизодов сократится.
Ещё одна жирная проблема — «злодеи». По существу, их двое: генерал-майор с красивыми идеями и вампир среднего звена, рвущийся к власти. Первый раскрыт смутно, местами его мотивация вообще неясна: творит бессмыслицу, сам того не ведая, но при этом сохраняет невозмутимость. Второй — своеобразный безумный учёный (по крайней мере, на бумаге). Руфус представлен как гений-кукловод, но его «гениальные» решения раз за разом оборачиваются несусветными глупостями. Например, пытаясь избавиться от сильнейшего противника, он сам вручает ему все карты, позволяя выжить, дабы позже получить от него же нагоняй по самое не балуй. Оправдание подобной нелепости простое: сценарюга — чёртов лодырь и попросту не желает работать, вот и лепит всюду «сюжетный щит», спасая героев в любой безвыходной ситуации.
Когда речь заходит о кровососах, всегда любопытно узнать механику их вампирского народца: в чём их сила и слабости? какими способностями они обладают? каким законам подчиняются? К сожалению, местное устройство крепко страдает от всё той же сценарной дурости. Нам показывают одно, а потом перечёркивают и делают вид, будто так и было. Например, сначала низшие дикари уничтожают всё вокруг, а затем внезапно не могут прорваться сквозь сёдзи (буквально — через бумажную хилую перегородку), максимум — бьют стёкла. Притом я бы легко поверил в сверхъестественную крепость окон и дверей, будь она обусловлена магическим заветом: нечисть не может войти в чужой дом без разрешения. Будь мир построен по классическим ёкайским правилам, можно было бы принять столь дивную околесицу за чистую монету, но тут явно налицо сценарная лень. Подливает масла в огонь заявление центрального персонажа о том, что крестов, оберегов и чеснока он не боится.
Напрашивается вопрос: зачем же тогда было всюду громоздить «сюжетные условности»? Они ведь там, где вообще не нужны. Возьмём чудо-спасение матери с ребёнком: парочка для истории — пшик в бесконечность, никакой не важный её двигатель. Дуэт мгновенно исчезает из повествования и лишь один раз мелькает в течение четверти секунды в виде воспоминания — и всё. Видимо, в головах у творцов «зрелищная» сцена спасения проецировалась непревзойдённым велелепием, обязанным непременно попасть в эпизод. Эдакая невероятно «важная» сюжетная крупица, что в будущем сыграет ключевую роль в осознании вампиром его человечности. Да? Я ведь правильно уловил ход мысли авторов?
Из мелких придирок отдельно отмечу два момента. Во-первых, совсем не чувствуется дух эпохи: действие разворачивается будто не в 1923 году, а где-то в середине XIX века, максимум — в его конце. Во-вторых, название выглядит взятым с потолка. Причём тут вообще «Марс»? И почему он «красный»? Ежели как следует погрузиться в хаотичный, али точнее идиотский, ход мысли создателей сея «вкуснятины», то местные «упыри» автоматически превращаются в уроженцев «красной планеты» — благодаря своим вампирским глазам (идеально круглым, как Луна, да кроваво-красным, как Марс). Или же перед нами тонкая аллюзия на бога войны Ареса, коего римляне величали Марсом? Тоже сомнительно. В нашем случае в очередной раз ничего непонятно, логику каждый раз приходится выцарапывать по крупицам, будто пытаешься разгадать головоломку, в коей и ответа-то, может, не заложено. А может, я просто недостаточно умен, дабы уловить истинный смысл?
Собирая всё вышесказанное воедино, хочется завершить рассказ на мажорной ноте: при всех проблемах «Красного Марса» его интересно смотреть. Осознание всей несуразицы, сумбура и глупости приходит в самом конце, когда остаёшься один на один с финальными титрами. За плечами остаётся пачка недосказанностей, вызывающих неприкрытое удивление, кои выливаются в закономерный вопрос: «Зачем они все были нужны?» До кучи накатывает грусть-тоска, ведь никаких прямых ответов уже никогда не последует. Всё, аниме закончилось, сюжет подошёл к полному завершению. «Ничего не нашёл? Ищи внимательнее!», — говорят нам авторы, эдак намекая да подсовывая «открытый финал», где каждый решит сам, как понимать последние кадры и события ленты в целом. На словах звучит заманчиво, а на деле — нет. Подобный хитроумный подход не работает, когда вместо внятного, последовательного развития зритель получает ложку запутанной каши, плодящей очередной вопрос за вопросом.
30 марта 2025
Отличный сериал, по-моему лучший за последние года три-четыре. Да, сейчас анимапром не часто балует нас оригинальными тайтлами, но, даже не учитывая такого «безрыбья», «Красный Марс» выдержит конкуренцию с сильнейшими представителями классики. Уж, в вампирской тематике так точно.
Сериал про вампиров. И показал данный жанр самым правильным, я бы сказал, образом: чересчур манерно, элитарно, неторопливо, в декорациях модерна, сплетая быт простых людей с пафосом угасающей на фронтах мировой войны аристократией на фоне побеждающего замшелые предрассудки технического прогресса. История о принцах ночи прекрасно резонирует с эпохой фин-де-сьянс, ей как нельзя лучше подходят двадцатые годы прошлого века.
Можно сказать, что частые театральные монологи, превращение места действий в подмостки, огни рампы военных прожекторов, сцены пафосных диалогов — это дань оригиналу, ведь «Красный Марс» изначально был камерной постановкой 2013-ого года, но, думаю, это не вся правда. Скорее всего, сам сценарий вампирского сюжета заставил автора обратиться к шедеврам драматической классики за референсами, и, лишь увидев результат, его решили реализовать как пьесу. Потому что театр в данной теме смотрится очень органично. Напрашивается сам собой.
Я особо не фанат вампирского эпоса, смотрел вроде только «открытие Диареи сумерек» и «Выживут только наркоши», хотя из детства помню, что девяностые полны были всякими драк(ул)ами блейдов с Кейт Бекинсейл, так что сравнить антураж различных киноадаптаций этих вампирских хроник могу. Им всем чего-то не хватало. «Красный Марс», наконец-то, эту брешь закрыл.
И да — в отрыве от вампоэпики сериал смотрится превосходно, как самостоятельный продукт. Две прекрасные истории любви, сводящая с ума жажда власти, минусы безоговорочной веры, торжество наивности, как трезво выбранного оружия против окружающего цинизма, который губит мир, невосприимчивость дружбы ко времени, превращение машины репрессий в генератор чудовищ, грех государства и так далее.
Прекрасно показано, как ввергшее мир в хаос возрастание мощи государств было неправильно истолковано самими государствами так, будто у них есть право этот хаос подавить. Естественно, что всё зло власть предержащие видели в своём населении, а не в безграничной силе, которую они держали в руках. Прогресс развязывал руки титанам с душами домохозяек, так что всё вокруг превращалось в кровавую кашу. Нет, народ, вам так делать нельзя — и тыдыщ ракетами. Солдаты отрядов подавления вооружались дьявольски разрушительными дубинками, и оставаться преданным болванчиком режима оказывалось преступлением против совести.
Такие вот иллюстрации показаны в истории десятка обаятельных персонажей, за духовным путешествием которых очень интересно наблюдать. Довольно актуальная история с этими «вирусом Аскры», землетрясением, гибридной войной и так далее. Однако предупрежу, что даже я, которому очень понравилось, смотрел дюжину серий в три захода. Ты получаешь удовольствие от просмотра, тебе интересно, тебя затягивает фабула, ты сопереживаешь, умиляешься, пугаешься плот-твистами, переживаешь, и тебе постепенно становится трудно смотреть. Хочется передохнуть. Возможно, это только у меня так, но порой слишком хороший контент перегружает твою эмпатию, и требуется разрядка. Однако, бросить недосмотренным «Красный Марс» я не смог, всё-таки это очень хороший сериал с не крышесносной, а вполне логичной развязкой и замечательной сценой после титров.
Сериал делали с душой, здесь отличная анимация и чертовски стильная рисовка. Аниме — жанр очень консервативный, и выделяться стилем — значит не испугаться, бросить вызов, значит быть вполне уверенным с своих силах. Прекрасное произведение, просмотр которого рекомендую всем совершеннолетним.
27 августа 2021