Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
12 могучих сирот |
английское название: |
12 Mighty Orphans |
год: | 2021 |
страна: |
США
|
слоган: | «Based on the true story of the team that inspired a nation.» |
режиссер: | Тай Робертс |
сценаристы: | Джим Дент, Лэйн Гаррисон, Кевин Мейер, Тай Робертс |
продюсеры: | Брайнтон Брайан, Анжелика Мадрид, Майкл Де Лука, Хьюстон Хилл, Тай Робертс, Екатерина Бэйкер, Мэтт Барр, Доминик Кансилла, Энн Флейтас, Лэйн Гаррисон, Дж. Тодд Харрис, Райан Р. Джонсон, Райан Росс, Camille Scioli Mcnamara, Томас Петтинелли, Кайл Страуд, Мартин Шин, Mike Barr, Rhett Bennett, Scott Helbing, Greg Mccabe, George Young Jr |
видеооператор: | Дэвид МакФарланд |
композитор: | Марк Ортон |
художники: | Дрю Боутон, Брайан Н. Блэнтон, Скотт Колкитт, Juliana Hoffpauir, Брайан Венегас |
монтаж: | Джеймс К. Крауч |
жанры: | история, спорт |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $3 689 637 |
Мировые сборы: | $3 713 294 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 июня 2021 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 58 мин |
Американские спортивно-драматические байопики - это отдельная тема для разговора. Чаще всего в основу сюжета закладываются реальные истории, где спортсмены пробиваются через тернии к звёздам. Для этого порой приходится всё класть на алтарь победы, превозмогая боль и усталость, поступаясь собственным эго, воспринимая командную философию. И, конечно же, в финале должен быть феерический матч, где заведомо команда аутсайдеров на морально-волевых качествах обыгрывает грозного фаворита. И у особо чувственного зрителя такие моменты вполне способны вышибить слезу. Навскидку можно назвать пару десятков фильмов жанра схожих по сюжету, например, 'Тренера Картера' (2005), 'Игру по чужим правилам' (2006), 'Тренера' (2014) и ряд других. И это не патриотически ностальгическое кино по типу 'Легенды №17' (2012), 'Чемпионов: Быстрее. Выше. Сильнее' (2016) и 'Движения вверх' (2017) - в американских соратниках по спортивно-драматическим байопикам заложены несколько иные вещи. И как раз это может наглядно демонстрировать различия нашего и заокеанского мировоззрений.
И в летом 2021-го года в полку подобных фильмов прибыло - именно в это время на экраны вышла лента '12 могучих сирот' с Люком Уилсоном в главной роли. Время действия - период Великой депрессии в США. И школьный тренер Расти Расселл, прошедший поля сражений Первой мировой войны, вместе с семьёй переезжает в дом по близости с приютом, где сам когда-то воспитывался. В этом же приюте он находит для себя работу, став воспитывать сирот, прививая им любовь к спорту, в частности к американскому футболу. В этом ему помогает школьный врач по фамилии Холл (приятно видеть на экране Мартина Шина), у которого есть определённые проблемы с алкоголем. И он-то знает насколько это будет сложно, ведь воспитанники приюта - это дети, лишённые родительской любви, а поэтому зачастую агрессивные и озлобленные, а значит будет немало конфликтов, но Расти Расселл с невозмутимостью создаёт свою команду. Впоследствии многие тактические приёмы и хитроумные задумки совершат переворот в общих представлениях про американский футбол, а сам тренер будет введён в Зал славы...
Люк Уилсон - актёр известный, но назвать его звездой первой величины довольно сложно. Он очень часто появляется в специфических фильмах своего друга детства Уэса Андерсона, приглашают Уилсона и в другие проекты, но вот как-то не заладилось у него дело с громкими образами, благодаря которым об актёре можно сказать, что у него есть своеобразная 'визитная карточка'. Но с другой стороны и нельзя сказать, что у Уилсона есть провальные роли или где он плохо играл даже в проходных фильмах. И вот Люк Уилсон весьма уверенно воплощает образ футбольного тренера в '12 могучих сиротах', где хочется похвалить его героя за стойкость духа, умение вносить корректировки в тактику, а также за то, что он смог найти общий язык с весьма сложными детьми. Но он дал им надежду, помог им сдружиться и стать настоящими бойцами на футбольном поле. И можно сказать так, что на этот раз Люк Уилсон заставляет говорить о себе, как о сильном исполнителе, который готов приковывать внимание. И если бы больше было таких ролей у Люка, то картины с его участием котировались бы выше.
Как уже было сказано выше, что было приятно видеть на экране Мартина Шина. В последнее время его карьера несколько пошла на спад, но всё равно он вызывает уважение и восхищение. В '12 могучих сиротах' он ярко воплощает образ человека, которому не всё равно на ребят, воспитывающихся в приюте. Но до этого он был в одиночестве, поэтому и запил, но с появлением Расти Расселла он почувствовал, что именно тренер готов всё изменить, поэтому он пошёл за ним, став соратником и помощником. И дуэт Уилсона и Шина оказался очень убедительным и трогательным. Весьма удивил Уэйн Найт, который больше запомнился по комедийным ролям ('Космический джем' (1996), 'И в бедности, и в богатстве' (1997), 'Крысиные бега' (2001)), но в '12 могучих сиротах' Уэйн Найт воплотил образ нахального куратора мальчишек, который не только забирает себе деньги, перечисляемые детям, но ещё и использует методы телесных показаний, которые воплощает в жизнь с каким-то садистским удовольствием. Эта роль Найта безусловно запоминается. А ещё несколько раз на экране мелькнёт Роберт Дюваль, но здесь он больше в качестве приглашённой звезды.
И всё же спортивно-драматический байопик '12 могучих сирот' не вошёл в ряд классики жанра, хотя по многим характеристикам он соответствует правилам и законам жанра. Но всё же главный постановщик фильма Тай Робертс, который до этого был неизвестным режиссёром и ставил неизвестные фильмы, не смог покорить с данной лентой каких-либо вершин, по одной причине - глубины драматургии всё же не хватило. Да и совсем не впечатлила операторская работа Дэвида МакФарланда, но это можно списать на небольшой бюджет '12 могучих сирот', отчего порой фильм смотрелся как продукт, созданный для телевидения. Но всё же поклонникам жанра можно рекомендовать данный фильм с Люком Уилсоном в главной роли.
6 из 10
25 января 2022
«Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Форрест Гамп» — какие классные фильмы снимали в 90-х. Но почему же сейчас не делают ничего подобного? Погодите ка... кажется делают. Относительно недавно я наткнулся на спортивную драму под названием «12 могучих сирот», созданную в 2021 году, но полностью сделанную по известным лекалам родом из 90-х или даже еще более древних времен. Лента имеет стандартный сюжет и действительно очень похожа на фильмы прошлого. Давайте узнаем, чем же она хороша.
О чем фильм?
США, конец 30-х годов. Расти Рассел, ветеран Первой мировой войны и успешный школьный тренер, приезжает вместе с женой в подростковый приют, чтобы сделать из сирот-голодранцев настоящих спортсменов. Вскоре на поле, на котором еще совсем недавно пасли коз, начинаются тренировки, которым суждено стать отправной точкой для глобальных изменений в спорте, известном под названием американский футбол.
И что же это за фильм такой?
Странно, но об этой киноленте в нашей стране мало кто знает — на «Кинопоиске» на нее даже нет рецензий. Я же давно ее заприметил, однако зачем-то постоянно откладывал просмотр. Зря.
Оказалось, что этот любопытный фильм, основанный на реальных событиях, полностью создан в стилистике и сюжетной структуре кинолент 90-х годов. В нем есть хриплый закадровый голос, хорошие парни, которые пройдут огонь, воду и медные трубы, карикатурные антагонисты, которых обязательно поставят на место, и даже такие привычные сценарные ходы, как укрощение талантливого бунтаря и приобретение веры в себя сначала командой с помощью тренера, а затем и тренером с помощью команды. Все правила соблюдены, все акценты расставлены так, как требуется.
В киноленте даже чернокожих персонажей нет. Как такое вообще возможно? Лишь в массовке замечены темные лица — их не пустили ни на футбольное поле, ни в тренерский состав. Просто потому что в конце 30-х годов чернокожих не могло быть рядом с белыми. Справедливо? Нет, конечно. Но зато исторически достоверно. Такие были времена, что поделаешь.
Окей, но у фильмов 90-х была проблема — зачастую они очень долго раскачивались. Пока дело дойдет до сути, зритель успеет сходить раз 10 за чаем на кухню. Тут тоже так? Нет, не так. Лента быстро переходит к движухе, минуя длинные предыстории. Хорошо ли это? В данном случае явно да.
А есть ли у фильма минусы?
Без недостатков всё же не обошлось. Во-первых, мне не понравилось, что авторы «12 могучих сирот» почему-то забыли показать нам, как персонажи-подростки полюбили футбол. Сначала нам демонстрируют то, как тренер заставляет сирот играть, а через некоторое время они уже жить не могут без этого жестокого вида спорта. А где же момент с влюбленностью, где молнии и раскаты грома? Про них нет ни слова.
Во-вторых, антагонисты. Они тут похожи на мультяшных злодеев и по уровню никчемности стоят друг друга. Опасность от них не исходит — хотя бы из-за карикатурной внешности, — и будьте уверены, оба получат по заслугам — кто-то больше, кто-то меньше. Мы будто в мире «Диснея» очутились. Не самый плохой мир, но предсказуемый до жути.
В-третьих, голливудская сказочность, присущая кинолентам 90-х годов, зачем-то присутствует и тут. Видимо, для отчетности. Нереалистичный звонок президента США, который разрулит ситуацию («Ало, царь? У нас проблемы»), таинственные преображения персонажей, искры в глазах и вдохновляющие речи — всё это смотрится наивно, странно и глуповато. Было ли такое в фильмах 90-х? Да, но стоило ли дублировать эти клише? Не уверен.
Что в итоге?
Несмотря на минусы, «12 могучих сирот» реально позволяют прочувствовать дух 90-х годов. Стереотипы тут в целом оборачиваются плюсами, а мужское братство, давно исчезнувшее из современного кино, выглядит той первобытной силой, способной сворачивать горы. Сразу вспоминается школа, встречи за гаражами и гулянки с пацанами-братьями, которые придут и наваляют за тебя любому. В век смузи и подписок на пиццу такое выглядит дико, однако вспоминайте это, ведь оно находится где-то в подсознании и рано или поздно проснется.
«12 могучих сирот» вдохновляют, трогают и, самое главное, дают то самое ощущение волшебства 90-х годов, когда главными проблемами были не трагедии каких-то меньшинств, не угнетение конкретных социальных групп, а глобальное расслоение общества и банальная человеческая несправедливость, можно сказать, библейская — основанная на жадности, зависти и злобе. Тогда боролись с этим, как и учил Владимир Маяковский, а не с делением на своих и чужих. Что важнее, что правильнее? Не будем спорить, а вместо этого просто скажем о том, что это кино явно не на стороне современного кинематографа.
20 января 2022