Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Запретная зона |
год: | 2020 |
страна: |
Беларусь
|
слоган: | «Здесь каждый сам за себя» |
режиссер: | Митрий Семенов-Алейников |
сценаристы: | Александр Демьянков, Митрий Семенов-Алейников, Андрей Курейчик |
продюсеры: | Максим Максимов, Андрей Липов, Павел Черненков, Георгий Малков |
видеооператор: | Павел Скакун |
композитор: | Алик Мхоян |
художники: | Анастасия Павлишина, Виталий Григорович |
монтаж: | Татьяна Грызунова |
жанр: | триллер |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $50 903 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Плохой режиссёр проговаривает, хороший – показывает. Здесь очень многое показано действиями и предметами. Например: фарцовщик не говорит о торговле, он приносит товарищу импортную футболку. Или: афганец не истерит, научен действовать эффективно, без сюсю-мусю – действует. Даже когда девушка после танца его отвергает, он сохраняет самообладание. Когда надо показать опасность места, в кадре видны уместные острые предметы: то острые грабли, то топор, то капканы. Некоторые персонажи раскрыты слабо, но имеют что-то кроме внешности, например, гитару музыканту подарил его отец – это кусочек закадровой жизни персонажа, о которой часто забывают в других фильмах.
Хорошая работа с символизмом: фонарик брата, как символ жизни брата – прекрасно; умыть лицо как бы смывая наваждение – прекрасно! И показано это без пафоса, очень естественно. Даже опоры моста становятся подобными вратам в мир мёртвых (кстати, в целом картинка приятная). Одичалые псы: сначала про них говорят (байка-пугайка), потом след (опасность существует), потом вой (опасность рядом), встреча с одним (ещё можно разойтись), встреча со стаей… Нарастание опасности позволяет поверить, что надо очень постараться, чтобы следующая встреча не стала смертельной. Сцена встречи в ночном лесу – прекрасно.
Нет дурацких резких звуков!
Идеален ли фильм? Нет, в нём есть недостатки. Персонажи иногда говорят тихо. Ничего не стоило показать, что оружие оставляется, потому что патроны закончились. Возможно, стоило чуть больше раскрыть персонажей. Возможно, нужно было больше поработать с игрой актёров. Но по работе с деталями, смыслами, историей этот фильм на голову выше многих выходящих сейчас (как у нас, так и за рубежом). Финал закрытый, но оставляющий поле для обсуждения: можно ли так поступать?
Хочется верить, что в будущих работах режиссёру удастся справиться с недостатками и сохранить желание возиться с деталями, предметами, сценами.
24 мая 2023
1989 год. Компания ребят, среди которых правильная девочка, девочка-оторва, ботаник, волосатый гитарист, доблестный рыцарь, плохиш и скользкий тип, отправляются на выходные за город, чтобы на плоту отправиться в путешествие. Вот только ночная пьянка на самодельном судне приводит к тому, что ребята в ночи сворачивают не туда и оказываются в зоне отчуждения. И естественно, это событие оказывается поворотным в их жизни, тем более, что жить некоторым осталось не так уж и много.
Удивительно, что киношники с постсоветского пространства так мало обращали внимание на тему Чернобыля. Тем более, что в мире существует вполне удачная компьютерная игра, а Запад предлагал несколько низкорейтинговых проектов, не блещущих оригинальностью и качеством. Своя история о том, что может таить в себе Зона отчуждения, была бы очень кстати и это действительно была бы жуткая страшилка, ведь это не паханное поле для фантазии. Главное с толком и расстановкой подойти к самой идее и продумать то, что будет внутри. Оболочка то понятна — зловещие пустоши, мертвая Припять, возможные мутанты, отравленная навеки почва и вода…
На моей памяти еще не вышло ни одного действительно классного фильма ужасов, в котором события развивались бы на фоне Чернобыля, Припяти или хотя бы отсылали к ним как к прототипам. «Запретная зона», увы, стала лишь еще одним фильмом, просматривая который хочется поскорее увидеть финальные титры.
В «Запретной зоне» уникальным можно назвать только место, где разворачиваются события. Все остальное — взято с любого фильма ужасов, в котором компания куда-то отправляется и там что-то начинает происходить.
В принципе было бы неплохо увидеть что-то наподобие фильма «Жесть» - чтобы в повествовании были различные опасности, которые подстерегали бы героев. Например те же собаки-людоеды, оголодавшие за несколько лет и утратившие черты домашних псов, люди с уродствами, сошедшие с ума и-за пережитого ужаса, сталкеры-мародеры, жесткие военные, которым нужно во что бы то ни стало сохранить втайне какой-нибудь секрет. Но это могли бы быть лишь
Тем более, что события разворачиваются лишь спустя несколько лет после аварии на Чернобыльской АЭС, а значит, каждая из таких опасностей была бы актуальна. Однако создатели «Запретной зоны» пошли по несколько иному пути. Для начала пошла байка про собак, которые вроде как были не такие как раньше (ну то есть пошел намек на каких-то мутантов), а потом появился таинственный убийца, решивший исподтишка начать выкашивать одного персонажа за другим. А еще в фильме вдруг сплывает тема вражды внутри компании, что лишь усугубляет ситуацию, ведь в «Запретной зоне» оказывается намешано столько всего, что режиссер в первую очередь теряет нить повествования и выдает неоднородную массу, в которой толком ничего не доведено до ума.
Собаки теряют актуальность почти сразу после того, как про них упоминается впервые, тем более, что у них нет ничего противоестественного кроме дикого голода. А вот вражда героев друг с другом и таинственный убийца становится чем-то наподобие Харви Двуликого и Джокера в «Темном рыцаре»: эти два сюжетных элемента стараются поровну делить звание главного антагониста, но ничего хорошего из этого не выходит. Попытка режиссера сделать так, чтобы одного человека из компании подозревали в том, что он повинен в смерти других, могла бы стать классным решением, если бы была реализована хорошо. Но саспенс в этом плане в «Запретной зоне» оказался ну совсем никаким и был крайне неубедителен в попытках создателей картины превратить сюжет в марафон выживания в условиях дикой природы на фоне повышенной радиационной опасности.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра.
5 из 10
15 ноября 2021
Белорусский триллер на околочернобыльскую тематику, судя по рейтингу киносайтов, получил довольно прохладный приём у зрителей. Фильм по большей части ругали за слабую актёрскую игру и невразумительных персонажей, хотя были и разгромные отзывы тех, кому был совершенно не интересен сюжет. У меня будет по этому фильму очередное «особое мнение», не совпадающее с мнением большинства. Но есть моменты, с которыми я, тем не менее, согласна. Я в принципе готова поддержать претензию об актёрской игре и нечётко прописанных персонажах — из всех шести основных героев запоминаются, по сути, только персонаж Александра Головина и бывший военный с посттравматическим синдромом.
Причём, как ни парадоксально, самый яркий персонаж тут как раз этот военный, но сыграна роль не на высший балл; а самая таланливая актёрская игра, Головина, пришлась на не самого раскрытого персонажа. Дарья Мельникова вообще разочаровала — помню её в «Стальной бабочке», там она хорошо раскрылась как актриса; тут же словно и не Дарья совсем, а ученица старших курсов театрального, только пробующая профессию на вкус. Остальные герои показались совсем проходными, и когда с ними что-то случалось, особого сопереживания они не вызывали. Это конечно большой минус фильму, так быть не должно, тем более на такую тематику.
Теперь к плюсам. Вот тут я как раз назову сюжет и умение авторов картины показать настоящий триллер. Вспоминаем, что фильм белорусский, а в их арсенале я и пары известных успешных фильмов так сходу не назову. И тут прямо удачный выстрел. О чём история? Шестеро бывших школьных выпускников решают отправиться вместе в поход. Уснув при переправе на плоту, по утру они обнаруживают, что их «судно» конкретно отклонилось от курса, и их занесло в зону отчуждения. Ребята решают как можно скорее покинуть заражённую местность, но теряются в лесу. Перемещаясь по зоне отчуждения, они внезапно осознают, что за ними началась охота. Более того, теперь под подозрением каждый участник похода, и кому действительно можно доверять, непонятно.
Что мне понравилось в фильме — тут есть хороший саспенс и множество непредвиденных сюжетных поворотов. Кроме того, отлично раскрывается человек в экстремальных условиях — когда твоей жизни угрожает опасность, всё, что у тебя внутри, сразу же выбирается наружу. И становится понятно, и какие у тебя ценности, и насколько тебе на самом деле дороги друзья и любимые. Финал меня шокировал — я могла предположить практически любой иной вариант кульминации, но никак не этот.
У меня в голове не укладывается, как можно было так поступить с тем, кто тебе дорог. Даже если допустить страх, отчаяние и пульсирующий инстинкт самосохранения. Это была не та ситуация, в которой нет выхода. Я была возмущена персонажем до глубины души и надеялась, что ему не удастся выбраться из Чернобыля живым, ибо не заслужил. Отсюда ещё два плюса — жизненность поведенческой линии и яркие эмоции, которые она вызвала. Для меня все эти плюсы перекрыли указанные выше минусы, поэтому ставлю фильму высокий балл.
9 из 10
30 ноября 2020
Ни для кого не секрет, что российские кинематографисты уже давно пытаются угнаться за американским кинематографом. Охотно вкладываясь в масштабные и крупнобюджетные блокбастеры, пытаясь адаптировать аналогичного рода фильмы ужасов и таких примеров можно выделить внушительное количество. Не говоря уже об относительно недавно заявленном первом фильме российского кинематографа в космосе, анон которого состоялся как раз таки после анонса аналогичного фильма с Томом Крузом. Очередной попыткой, но уже в освоении жанра сурвайвл триллера и стал данный фильм режиссера Митрия Семенов-Алейникова.
События данной ленты развиваются в далеком 1989 году. Компания друзей отправляется в поход. Во время сплава по реке молодые люди сбиваются с маршрута и попадают в зону отчуждения. Волею случая ребята оказываются виновниками чужой смерти и решают прикарманить внушительную денежную сумму погибшего. Однако вскоре их начинают убивать один за другим, а дружба героев начинает трещать по швам.
Сюжет данной ленты очень шаблонен и карикатурен. Фильмов про то как группа молодых людей оказывается не в то время и не в том месте снято огромное количество, а также становится жертвой неизвестного убийцы снято внушительное количество. Однако плохо нисколько то, что авторы данной ленты используют затертую до дыр историю, плохо то, что они даже не попытались максимально выигрышно преподнести эту самую историю зрителям. Вместо этого, представляя нечто максимально примитивное и даже несуразное.
Главный недостаток сценария в том, что авторы данной ленты сами не понимали, какую историю и о чем они хотят рассказать. С одной стороны, авторы развивают идею таинственного убийцы, который охотится за главными героями. С другой, пытаются преподнести идею «золотой лихорадки», которая толкает их убивать друг друга из-за жажды наживы. При этом, пытаясь усидеть сразу на двух стульях одновременно, авторы данной ленты даже не попытались довести какую-либо из сюжетных веток до логического конца. Что и создает впечатление достаточно неопределенного сценария.
Аналогичным образом построена и режиссура Митрия Семенов-Алейникова. С одной стороны, режиссер пытается обыграть типичный слешер про таинственного убийцу. С другой, преподнести нечто в духе сурвайвл триллера с элементами выживания в опасных природных условиях. Однако аналогично сценарию, желая усидеть на двух стульях одновременно, режиссер лишь добился того, что картину разрывает на две части одновременно. Добиваясь того, что атмосфера саспенса и напряжения вроде бы и есть, но вот она быстро сдувается. Вроде бы есть и элемент драмы, но и тут картина оказывается слишком поверхностной.
Актеры сыграли достаточно бедно и скудно. Особенно Даниил Вахрушев, который как всегда охотно переигрывал, кривлялся и просто не попал под свой образ. Исключением можно отметить лишь Александра Головина и Павла Чинарёва. Но и их двоих оказывается недостаточно, что бы вытянуть этот фильм на своих плечах.
4 из 10
Запретная зона — это откровенно слабый и проходной сурвайвл триллер, который пытается угнаться за голливудскими фильмами, но проваливается на уровне реализации своих идей. Не смотря на то, что перед нами максимально затертая до дыр идея, при желании её можно было бы грамотно подать зрителю. Однако желая усидеть на двух стульях одновременно, авторы данной ленты не смогли развить данный фильм ни в качестве слэшера про таинственного убийцу, ни в качестве сурвайвл триллера. Создавая впечатление максимально проходного и откровенно скучного фильма, который кажется затянутым даже при столь скромном хронометраже в полтора часа экранного времени.
5 ноября 2020
Так устроен наш народ, что видеть правду с экранов телевизора в наше время неприемлемо. Люди боятся касаться тем войны и катастроф детально. Изучая историю аварии на Чернобыльской АЭС и её последствия, являясь ядерным туристом, скажу — это один из лучших фильмов в рамках трагедии 1986 года.
Для малопросвящённых в истории людей важно знать, что Чернобыльская зона это не только Украина, американские фильмы ужасов и игра STALKER, это тысячи гектар на территории Украины, Беларуси и России непригодные для проживания. Беларуси досталось гораздо больше выбросов, чем другим и тема мародёрства так же остаётся чёрным пятном в истории 80—90х.
Несмотря на главную идею фильма — показать сущность человека обладающего деньгами, режиссёры основательно подошли к фоновому воспроизведению того времени и последствиям аварии на ЧАЭС. Не стоит искать схожесть локаций с белорусской зоной, все действия снимались далеко за её пределами и это здесь далеко не главное.
Это не типичное кино про молодую компанию, попавшую в неприятности, это как раз такие и есть смысловой клондайк проблемы мародёрства тех времён. Люди были жадными и тащили из зоны всё, что представляло ценность, но ввиду своей тупости не осознавали вреда для здоровья от радиации. Кстати о тех самых фактах, которые трепещут сознание на протяжении фильма, можно быть благодарным ликвидатору последствий аварии на ЧАЭС, который консультировал этот фильм. Ребята ответственно подошли к подаче и не стали импровизировать.
Кино достойно просмотра, но понять его смысл без малейших знаний в истории трагедии не выйдет, для остальных это будет ужастик на один раз. Помимо жадности, в фильме показана проблема необразованности людей, которая вскрывается в конечное сцене с деньгами.
Учитывая все недостатки и плюсы фильма, он однозначно заслуживает уважение, как достойное кино белорусского кинематографа.
9 из 10
24 сентября 2020
Довольно странно, что имея прямое отношение к проблеме Чернобыля, белорусская сторона не так часто обращается к этой теме. Десятки документальных кинолент, рассказывающих о последствиях аварии на ЧАЭС для природы, усилия учёных по её ликвидации, наконец, судьба тех, кто отказался от выселения и остался в родных местах до конца — обо всём этом снято довольно много. В то же время полнометражных художественных кинолент, посвящённых Чернобылю, в белорусской киноиндустрии совсем не много. На память приходит разве что «Я помню» (2005) с неподражаемым Анатолием Котом, да работы мэтров Вячеслава Никифорова «Рейнджер из атомной зоны» (1999) и Виктора Турова «Чёрный аист» (1993). Поэтому этот фильм восходящей звезды — молодого кинорежиссёра Митрия Семёнова-Алейникова ждал с нетерпением.
Ещё пару лет назад, когда проект победил на Республиканском конкурсе кинопроектов в направлении фильмов на социально значимую тематику — пристально следил за судьбой картины. Кинолента была полностью готова ещё в январе 2020 года, должна была выйти в широкий прокат в конце апреля (к очередной годовщине аварии на ЧАЭС), однако по понятным причинам премьера постоянно переносилась и в итоге дошла до зрителя лишь спустя четыре месяца.
Потрясающий успех накануне американского сериала «Чернобыль» породил новую волну интереса к тематике катастрофы 1986 года. Поэтому внимание и к данному фильму со стороны зрителя было вполне ожидаемо. Впрочем, среди массы однотипных сюжетов выделиться чем-либо оригинальным довольно трудно. Вот и создатели «Запретной зоны» пошли уже по проторенной тропе. Сюжет во многих моментах повторяет американский аналог 2012 года. Заброшенные дома, та же кукла на полу, ночёвки в автобусе, бешеные собаки и злобные сталкеры, неизвестные, преследующие группу одиноких туристов буквально по пятам. Даже завязка с путешествием главных героев в зону отчуждения полностью совпадает с одноименной кинолентой Брэдли Паркера. С той лишь разницей, что наши персонажи оказались там абсолютно случайно.
Из минусов заметил и непродуманность историй героев, которая явно бросается в глаза внимательному зрителю. Что за криминальное прошлое у Лёхи? Почему Лида не знает о младшем брате Артура, хотя уже давно с ним встречается? Каким образом, бредя от сторожки по направлению к городу, герои в конце концов вновь выходят назад? и т. д. Всё это несколько портит впечатление при просмотре.
Так или иначе, фильм стоящий. Несмотря на довольно неестественную игру актёров в начале, уже с 27-й минуты, когда с шестёркой друзей начинают происходить странные вещи, и они гибнут один за другим, — происходящее держит в напряжении вплоть до финальных титров. Кто же тот самый охотник: посторонний маньяк или один из самих закадычных друзей? Лично для меня разгадка оказалась шокирующей.
Неплохо смотрелась операторская работа: потрясающие съёмки природы с высоты птичьего полёта, плавные движения камеры. Никаких резких движений, способствующих расфокусировке или смазанным кадрам. Чего, к сожалению, немало в работах современных молодых белорусских режиссёров.
Фильм не только и даже не столько про Чернобыль, сколько про людей в критических ситуациях. Как они ведут себя, когда сталкиваются с неприятностями, какие нелицеприятные стороны порой раскрывают. Будь то жажда внезапной наживы или страх расплаты за содеянное, желание помочь своим близким или жажда мести. Об этом подчеркнул в своём интервью и сам режиссёр: «Мы снимаем триллер. Это вымышленная история, а не документальная лента о последствиях аварии на ЧАЭС. Зона отчуждения лишь фон, на котором разворачиваются события. Мы говорим о мародёрах, но это не основное в фильме. Главное то, как обстоятельства могут изменить людей, взаимоотношения между ними. Важны поступки, психология героев».
Каждым из героев движут собственные чувства. Недавно вернувшийся из армии Лёха пытается вернуть свою бывшую девушку, хотя и озлоблен на весь окружающий мир. Его друг и новый парень Лиды Артур намеревается помочь своему тяжело больному младшему брату. Весельчак Моня подумывает о свадьбе с проституткой Жанной. И для каждого из них — неплохо бы завладеть долей соседа. Я не очень понимаю действие главной героини ближе к концовке, учитывая её окончательное решение. Однако нельзя предугадать то, на что способен человек, загнанный в угол. Возможно, именно этим и сильна «Запретная зона».
Некоторые интересные моменты:
Бюджет картины составил 1,298 млн. белорусских рублей (около 600 тысяч долларов).
Фильм — победитель Республиканского конкурса кинопроектов. По условиям конкурса 910 тыс. рублей выделило Министерство культуры РБ, остальное — средства частных компаний.
Съёмки фильма заняли чуть больше месяца и проходили на площадке станкостроительного завода имени Кирова в Минске, на натурной площадке «Беларусьфильма» в Смолевичах, на реке Припять в октябре 2019 года.
Поиски локаций для фильма вели ещё с апреля 2019 года — за полгода до съёмок.
Рабочее название киноленты — «Отражение».
В качестве консультантов к киноленте привлекли белорусских ликвидаторов, работавших в зоне отчуждения.
Во время съёмок фильма было снято три альтернативных концовки. Окончательный финал был решён уже на стадии постпродакшена — совместно с творческой группой и представителями Министерства культуры, поскольку они выступали заказчиками картины.
7 из 10
5 сентября 2020