Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Заппа |
английское название: |
Zappa |
год: | 2020 |
страны: |
США,
Великобритания
|
режиссер: | Алекс Уинтер |
сценарий: | Алекс Уинтер |
продюсеры: | Джон Фриззелл, Алекс Уинтер, Ахмет Заппа, Глен Зиппер, Джейд Аллен, Иван Эсквив, Девора Де, Роберт Холми мл., Eileen Kwon, John Morzen, Майк Николс, Damir Omic, Джим Рив, Марко Скаринджи, Джейд Аллен, Дуглас Блаш, Сет Гордон |
видеооператор: | Ангел Декка |
композитор: | Джон Фриззелл |
монтаж: | Майк Николс |
жанры: | документальный, музыка, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $4 556 |
Сборы в США: | $15 502 |
Мировые сборы: | $213 633 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 октября 2020 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 9 мин |
Имя Фрэнка Заппы слышал каждый культурный человек в России. Но его музыку мало кто знает. Ещё меньше культурных людей эту музыку любят, и в основном это даже не гики-меломаны, а профессиональные музыканты. Заппа, в отличие от других великих, не просто раздвинул границы дозволенного в музыке, а начисто стёр их. Но в фильме практически нет музыки. Фильм не о музыке Заппы, и даже не о музыканте Заппе, а о Заппе-человеке.
На экране будут мелькать кадры хроники: юный Фрэнк и его семья, потом взрыв ядерной бомбы, потом Фрэнк за барабанами, и сразу Годзидла, а потом вдруг Спайк Джонс, и снова Фрэнк. Этот клиповый монтаж подчиняется некоей логике, ритмичные коллажи чередуются с длинными планами и интервью с музыкантами, которым посчастливилось играть с Фрэнком. Посчастливилось ли? После фильма остаётся уверенность в том, что Фрэнк играл не «вместе с ними», а «на них», как он в последние годы жизни играл на Синклавире, первом в мире полноценном секвенсере. Люди служили Заппе инструментами, а он выбирал лучшие из них. На Ютьюбе есть, например, рассказ Стива Вая про прослушивание в группу Заппы, и очень похоже, что Фрэнк испытывал своих будущих музыкантов в экстремальных режимах, как проверяют сложный и навороченный аппарат, от которого многое зависит.
Основу фильма составляют архивные видео и современные интервью с постаревшими участниками «Mothers of invention» и поздних составов. Да, Фрэнк использовал музыкантов, но не эксплуатировал их, поэтому мы слышим с экрана лишь слова благодарности. Да, тем, кто играл с ним, без сомнения посчастливилось. Гейл Заппа, единственная жена и соратник Фрэнка, раскрывается, как истинный менеджер и единственный друг, которому можно доверить и детей, и деньги. Особенно трогательно слушать «бабушку» Рут Андервуд, в прошлом безбашенную перкуссионистку, внесшую неоценимый вклад в звучание заппиного театра марионеток.
Не понимая текстов песен, трудно оценить тот вклад, который Заппа внёс в мировое искусство стёба. А ведь этот вклад не меньше, чем тот, что внесли Монти Пайтон! Впрочем, ведь песен в фильме почти нет.
Что удивляет, так это порядок и дисциплина, которые, оказывается, царили вокруг Фрэнка! Они заметны с самых первых кадров, когда он проводит нас по собственному архиву: все пленки сортированы, подписаны и разложены по полочкам. К слову сказать, даже в развязные 60-е и 70-е годы среди музыкантов Фрэнка не замечено ни разудалой пьянки, ни мрачных наркотиков, ни других саморазрушающих привычек! Порядок вокруг него был прямым следствием порядка внутри. Заппа с юных лет точно знал, к чему он стремится, используя для своей цели все подручные средства.
Эта цель, озвученная в конце фильма, звучит ошеломляюще, словно ответ на «главный вопрос жизни, вселенной, и вообще». Я бы сказал, что эта цель достойна маниакального интраверта, или даже человека с аутическим расстройством, но никак не эксцентрика, которого знал весь мир.
После фильма хочется плакать от мимолётного прикосновения к одинокому гению, записавшего сотню альбомов и всего один хит, сочинявшего сложнейшую музыку, которую иногда невозможно исполнить, и изменившего музыкальный ландшафт, не меньше, чем взрыв ядерной бомбы.
Нам не хватает тебя, Фрэнк.
6 августа 2021