Искушение
Benedetta
6.5
6.7
2020, мелодрама, драма, биография
Франция, Нидерланды, Бельгия, 2 ч 11 мин
18+

В ролях: Шарлотта Рэмплинг, Ламбер Вильсон, Оливье Рабурден, Дафна Патакия, Клотильда Куро
и другие
Италия, начало XVII века. Монахиню Бенедетту, которую ещё в детстве определили в обитель города Пеша, посещают религиозные видения. Когда в монастыре появляется новая послушница Бартоломея и начинает проявлять к Бенедетте недвусмысленный интерес, видения становятся всё более реалистичными, а у монахини на руках и ступнях проявляются стигматы.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Искушение

английское название:

Benedetta

год: 2020
страны:
Франция, Нидерланды, Бельгия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , , , , , , , , , , , , ,
видеооператор: Жанна Лапуари
композитор:
художники: Катя Вышкоп, Эрик Бурже, Пьер-Жан Ларрок
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, биография, история
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $89 758
Сборы в США: $354 481
Мировые сборы: $4 265 353
Дата выхода
Мировая премьера: 9 июля 2021 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 11 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, биография, история

Видео к фильму «Искушение», 2020

Видео: Трейлер (Искушение, 2020) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Искушение», 2020

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Искушение», 2020

Отличительной изюминкой Пауля Верховена всегда была непосредственность в изображении эротических сцен. Этой пикантной составляющей не были лишены даже его голливудские блокбастеры, хоть впоследствии и подвергались цензуре в ряде пуританских стран. В «Бенедетте» же эта составляющая выходит на передний план, но каким-то образом автору удалось и здесь представить её в качестве фона, из-за чего эротические сцены, по большей части, разочаровывают, уступая даже «Жизни Адель».

Что же касается центральной темы повествования, то её можно выразить одним словом: «переосмысление», и именно оно является главной причиной бурления говн в консервативном секторе общественности. Мало того, что тут беззастенчиво показывают будни лесбиянок, так ещё и с обилием христианской символики, служащей декорациями для самого возмутительного кощунства, о чём, собственно, и повествует сюжет фильма. Если просто перечислить все многочисленные сексуально окрашенные сцены «видений» молодой послушницы, суть которых сводится к тому, что любой грех можно выдать за чудо, то уже одного этого достаточно, чтобы спустить на фильм всех собак. Да, верующему человеку, действительно, будет неприятно смотреть эту ленту, и единственным утешением для такого зрителя может служить лишь то, что в средние века такие «духовные» практики с самобичеванием, экзальтированным экстазом и сексуальными видениями действительно процветали в католических монастырях. Главная героиня срисована с двух реально существовавших монахинь: Терезы из Лизьё и Терезы Авильской. Последняя всерьёз и взаправду объявила себя супругой Иисуса, отчего была прозвана Терезой Иисусовой. Обе Терезы получили титул Учителей Церкви, что является предметом жёсткой критики со стороны православных богословов. И Пауль Верховен, вроде как, даже оказывается на их стороне, вовсе не возражая против того, что все эти «божественные» знаки и видения — не более чем кощунственная мистификация. Однако этот тезис приобретает совершенно иное прочтение в контексте нынешнего нового времени и новой морали: всё есть мистификация, в том числе и «истинные» догмы. Данный постулат оказывает очень сильное влияние на «разгибание скреп», отчего может вызвать отторжение даже у нейтрального зрителя. Положение о том, что «всё-не-так-однозначно» в этом фильме цветёт и пахнет, и грешниками в итоге оказываются все и каждый, так что в качестве выводов несчастному зрителю остаётся только развести руками…

Увы, либерально настроенные зрители также могут оказаться не удовлетворены этой картиной, потому что история получилась мелковатая и довольно блёклая. В этом фильме всё понятно с самого начала, и весь этот спектакль со святостью смотрится довольно наивно и глупо (не даром фильм начинается со сцены в монастырском театре). Это и не удивительно, учитывая явно сатирический характер ленты, чем Верховен всегда был славен. Режиссёр показал нам ужасный невежественный мир средневековья, где все базовые христианские понятия настолько искажены, что никто уже в принципе не способен ни во что верить, даже если бы действительно этого захотел. Абсолютно всё, что здесь говорится и делается в плане духовной жизни — сборник того, как делать не надо. Однако, повторю, тогда это было нормой (которую, впрочем, никто не осудил). Что же до мирской составляющей фильма, то хотелось бы, чтобы картина целиком была сугубо об этом, но так уж вышло, что Пауль Верховен никогда не умел в романтику, и это ещё одна его фирменная черта. Романтические сцены представлены слишком прямолинейно, почти топорно, в них мало изящества и красоты. Что грязь, что искреннее чувство сквозят где-то фоново, а центре — Иисус Христос в образе призрачного мачо, в каждой второй сцене заставляющий главную героиню сбрасывать с себя платье.

В итоге, фильм оказывается слишком незначительным, чтобы стоило за него бороться и оправдывать перед брызжущими кислотной слюной скрепоносцами, ибо и то, и другое — всего лишь белый шум.

13 июля 2022

В огне традиций

В начале марта состоялась цифровая премьера «Искушения» Пола Верховена. Полгода назад фильм не пустил в прокат Минкульт, но вот пробил час и занавес поднят. Какой вышла очередная провокация великого голландца?

Для своего рассказа Верховен выбрал Италию начала 17 века. Страна охвачена чумой и богобоязненной истерией. Молодая монахиня Бенедетта (Виржини Эфира) с самого детства служит монастырю в Пеше, там ей порой является образ бога, которому она предназначена. Видения усиливаются и опошляются с появлением новой послушницы Бартоломеи (Дафна Патакия).

Верховен любит обращаться к прошлому в своем творчестве, еще до американского периода карьеры, он снимал средневековую Европу в «Плоть + кровь». И там, и здесь чума становится тем иррациональным страхом, парализующим общество. Страх поддерживает традиционалистические порядки. Режиссер же, вводя отношения, выходящие за рамки привычные обществу, смеется над ним.

Бенедетта поддастся искушению и в нем найдет свою силу. Приобретая стигматы в ходе видений, она начинает бороться за власть, которая опьяняет ее и теперь даже фигура божья для нее лишь инструмент самоудовлетворения.

«Искушение» сложно назвать прорывной картиной для Верховена. Голландский режиссер обращается к темам привычным для него, не делая никакого прорыва в качестве исполнения. Это по-прежнему очень крепкое, провокационное и интересное авторское кино, но как будто бы лишенное яркой «верховенской» искры.

22 марта 2022

«Решает Церковь, и Церковь решила.»

Триллер про одержимую монашку из 17-го века с Шарлоттой Рэмплинг от Пола Верховена?

Yes, please.

Режиссеру уже 83, а значит закончилось время рамок, правил и приличий - искусство их отменяет.

Кроме него, так неустанно понять загадочную женскую природу через творчество, старается похоже, только Альмодовар. «Она» Верховена, которую удалось посмотреть в Торонто в 2016-м, оставила в недоумении весь зал, но сегодня говорим о попавшей в основной конкурс Канн, «Бенедетте».

Несмотря на темные века Средневековья, фильм красив, как ожившие фрески Микеланджело: грехом тут считается почти все, доказать ничего невозможно, но всегда можно использовать имя Христа, дабы избежать последствий. Искупление, как мы помним из учебников истории, получить можно, но через костер, а значит, воспользоваться им в этой жизни, увы, уже не получится…

Этот фильм - эмоциональные «американские горки», выпущенные в Нидерландах, на французском языке: смерти, воскрешения, кометы, самоубийства, пророчества, нагота, одержимость, чума и адские пытки (да, их современники были исключительно изобретательны).

Актриса, взвалившая на себя роль Бенедетты (а создатели заявляют, что это еще и реальная история) совершает актерский подвиг: она настолько пластична в переключении противоречащих друг другу эмоций, насколько и устрашающа в каждой из них. Бесстрашно она идет до конца: видимо, только с такими может работать Верховен. Результат сносит башню: сравнить, и правда, не с чем, а финал погружает в хаос вместе с проигравшими…

И только ВЕРА, пусть даже и в неправду, способна и спасти, и сохранить.

16 марта 2022

Провокационная эротико-историческая драма о страсти, снятая со страстью

Помню негодование, когда «Искушению» Пола Верховена отказали в выдаче прокатного удостоверения, и в итоге большое кино от большого мастера так и не вышло на больших экранах в России. Зато уже доступно на малых.

Прошлая работа Верховена, представленная в тех же Каннах в 2016 году, «Она» беззастенчиво нарушала культурные табу, и «Бенедетта» продолжила традицию. Прием тот же — сильная женщина восстаёт против системы, — вот только теперь размах поистине библейский.

Антирелигиозный памфлет, повествующий о кризисе христианской веры, сосредоточен на реально живущих в XVII веке монахинях Бенедетте Карлини и Бартоломее. Наш Минкульт сделал все, чтобы мы считали главной темой картины запретную любовь (сцены секса двух девушек действительно выглядят нарочито провокационно, впрочем, как и всегда у Верховена, ведь провокация — неотъемлемая часть его авторского киноязыка), но прелюбодеяние далеко не основной грех в этой истории.

В первую очередь, «Искушение» — это про обличение церковных институтов, про царящую в них фальшь и лицемерие. Режиссёр намеренно проводит сеанс экзорцизма не с присущей проблематике академической точностью, он использует нарочито кричащие приёмы. Дешевая графика, пафосные диалоги, юмор ниже пояса — словом, маскарад и буффонада — диссонируют с великой красотой эпохи Возрождения, но Верховен на то и Верховен, потому что только ему под силу говорить смешно о страшном.

Не будь фильм таким затянутым и претенциозным, можно было бы однозначно рекомендовать его к просмотру.

Для кого?

Для тех, кто ценит нестандартный подход.

6 из 10

8 февраля 2022

2021-ый ознаменовался выходов в свет долго ожидавшего своей очереди нового фильма Пола Верхувена. Ожидаемо, художник-провокатор добраться до России, боящейся огня как саму себя, не смог, в другой же части света даже желание пошуметь не взыскало громкости - побузили, согласились, в противоречиях не бушевали, так как бушевать, кроме чумы, в принципе некому.

В центре картины - некогда документированная история, в которой монахиня Бенедетта Карлини из небольшого тосканского монастыря помимо достижения успехов посреди догм католицизма предаётся обычным человеческим чувствам и похотям к своей послушнице. Окромя вопросов веры и крепости религиозных основ, картина пытается быть острой за счёт изображения секса и эксплуатации религиозных идей, старается идти на провокации, однако так и вылезает за пределы выбранного нарратива.

Причины шёпота, с которым была встречена картина, всего две. Во-первых, эпатировать уже некого. Раскрепощение добралось до зрителей раньше, и кому как режиссёру этого не знать. Сам же принимал активное участие в раскрытии секретов человеческого тела. Любили друг друга две монахини, и бог, как говорится, с ними. На обнажённые тела уже насмотрелись, всё-таки согласно всем синусоидам нужно наделять их обратно чувствами.

Во-вторых, состарился Верхувен, нет в нём самом никакой божьей искры. Его зритель, прежде всего, идёт на режиссёра, всем своим прошлым трудом он заслужил такое отношение. Однако, поддерживать своё реноме всё сложнее, особенно, в условиях первой причины. Если не выходит на злобу дня, то лучше сгладить углы и остановиться на иллюстрации, где у Верхувена действительно всё потрясающе. Эпоха во все слои через экран, симметрии и горизонты уже перед портьерами истории, краски ярче, чем до возникновения опасностей экологических катастроф. Ныряй внутрь и обживайся.

Только что можно получить, оказавшись внутри картины?

Обнажённую правду, что сила в любви, равномерно распределённой между платоническим и физиологическими проявлениями. Что девушку люби, что святого духа - всё к одному. Способность выжить только в ней.

Но страшно, что вот эта витающая два часа над монастырём простая непреложная истина, кроме как сегментировано вложиться в уста и ладони героинь, больше ни на что не сподобиться. Идея не имеет глубины и привязанности, поскольку режиссёр занимается откровенной фильтрацией ещё на этапе творческого процесса, отмеряя баланс между словами, картинками и эпатажем. Поэтому секс-игрушка здесь действительно символ, только не возможного проявления любви, а единственного панчлайна за два часа экранного время.

Более толково получается с верой, ибо в константе присутствия Иисуса, она прозаически трансформируется от отношения к общепринятому чуду к чуду самостоятельно продуцированному. В конце концов, к финишу картины в живых остаётся только оно. Персональная вера в достижение успеха через эксплуатацию религиозных основ оказывается гораздо сильнее и осмысленнее, чем безрассудное помыкание ими направо и налево. Другое дело, что положительных характеристик такая диспозиция не добавляет: как не было никого живого, кому можно было бы доверять, так и не появилось. Разве что пришедшая чума справилась без теорий заговора, и, стоя на двух ногах, избавила ленту от концентрации негатива, вкраплённого в живших торжеством мифологии предков, расчистив дорогу только для сильных, свободных и любвеобильных.

Коими спустя столетия должны были оказаться все мы с вами, однако ступая через “чуму”, проходя через толпы столкнувшихся лбами еретиков и святцев, самостоятельно вложивших на себя такую обязанность, всё равно оказываешься в чём-то слаб, внутренне зажат и получаешь удовольствие исключительно из мечты о чуде.

8.12.2021

8 декабря 2021

Смутные времена

Новый фильм Пола Верхувена - жизнеописание Бенедетты Карлини, монахини из Средних веков с которой связана не одна необычная история. Привычно для себя, мэтр, которому уже за 80 лет, задает провокационный тон стараясь вызвать интерес как можно у большей группы зрителей.

Например, двусмысленная история взаимоотношений Бенедетты с другой монахиней, которая ранее в мирской жизни подвергалась сексуальному насилию, вполне вписывается в модные у продюсеров европейские тренды о нетрадиционной сексуальности. Это позволяет Верхувену рассуждать об этом эпизоде расширительно - 'смотрите, что творилось в Средние века'. Это получает свое паблисити и вызывает некий резонанс - картину достаточно тепло встретила фестивальная публика.

Однако я считаю, что все это не слишком искренне. Вся эта 'однополая' тема на поверхности и, похоже, Пол взялся за нее исключительно в угоду нынешним 'смутным временам'.

Гораздо интереснее то, что на заднем плане и о чем, автор лишь намекает. Тут перед нами предстает социальная фреска о жестком социальном неравенстве в обществе и тотальном отсутствии социальных лифтов. И вправду, уже не так важно, что в монастыре происходит, если в этот монастырь можно попасть исключительно за большое пожертвование. Да и беспорядки, связанные с несправедливостью инквизиции меркнут перед тем, что позволяет себе вытворять в ленте так называемая элита.

Дополнительный сюжетный штрих в части 'напавшей' на всех пандемии чумы дает повод в полной мере признать, что Верхувен снял иносказательную притчу о современности.

При всем этом, множество сюжетных противоречий, которые заметны при более внимательном просмотре, дают простор о размышлениях о вере и чуде.

Так что, сложно судить это произведение. Зритель получил нетривиальный многоплановый материал. Верхувен опять сделал красивое полотно и еще на шаг приблизился к тому, чтобы его сравнивали с Босхом. Ну а зрителю решать.

На мой взгляд, некоторые вопросы чрезмерно упрощены, да и от фиксации на связи между женщинами можно было бы вполне отказаться.

При этом сложно не заметить талант Виржини Эфира. Под руководством Пола Верхувена она стала в одночасье в уже немолодом возрасте настоящей европейской звездой

7 из 10

2 декабря 2021

Религия и основной инстинкт

Наверное, только ленивый не писал, что, взявшись за вполне реальную историю Бенедетты Карлини, описанную историком Джудит Браун в своем труде «Нескромные деяния. Жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Ренессанса» еще в 1986 году, голландский провокатор Пол Верховен нашёл в ней свои любимые темы – секс, насилие и природа религиозного экстаза. Назвать «Искушение» opus magnum прославленного постановщика не получится – кино далеко от идеала, оно затрагивает слишком много идей и персонажей, диковато замешивает эксплотейшн, китч, эротику и историческую драму, зато обладает солидной долей черной иронии, оно увлекательно и сочно срежиссировано и провоцирует зрителя на обильные размышления, чем уже заслуживает внимания.

Предсказуемо вызвав массу скандалов, обвинений в оскорблении чувств верующих и богохульстве, картина представляет собой типичный фильм-перевертыш от Верховена, который провокационной формой предлагает совершенно иное содержание, категорически не принимаемое негативно настроенной частью аудитории, «застрявшей» на стадии шокирующей подачи – именно поэтому «Основной инстинкт» и «Шоугелз» обвиняли в порнографии, а «Звездного десанта» в пропаганде милитаризма. Для начала, необходимо понимать, что, будучи атеистом, Верховен глубоко уважительно относится к фигуре Иисуса Христа, пускай не с религиозной точке зрения, а как к исторической личности. По личному утверждению режиссера, он крайне положительно относится к поднятым им темам, считая их абсолютно верными и правильными, однако вместе с этим Верховен вносил ремарку: человечество физически не может следовать постулатам Христа, что оно успешно доказывает уже 2000 лет. И именно здесь кроется ключ к пониманию смыслов всей картины, отнюдь не ставящей своей целью оскорбить или высмеять конкретно Веру в её наиболее чистом и философском понимании.

Абсолютно неверно подобранное локализованное название фильма вместе с трейлером ведут зрителя по ложному следу – «Бенедетта» это вовсе не кино о плотских искушениях или запретной страсти в стенах монастыря. Имя главной героини, вынесенное в заглавие фильма, предлагает рассмотреть прежде всего несовершенство человеческого существа вкупе с религиозной экстатичностью через ярко выписанный образ, когда в одной личности парадоксальным образом сочетаются полностью животные инстинкты и доходящая до экзальтации Вера, рождающая противоречивый портрет женщины, о которой невозможно со стопроцентной точностью сказать – была ли она талантливой манипуляторшей, обладающей даром убеждения, либо это действительно исключительно духовная персона, странным образом оправдывающая собственное греховное поведение.

Вместе с этим портрет Бенедетты оказывается одновременно и макгаффином, и лакмусовой бумажкой, обеспечивая вокруг себя постоянное действие и раскрывая второстепенные характеры через взаимодействие с ними. Ничего концептуально нового Верховен не предлагает, благо все это мы уже читали и у Дени Дидро в «Монахине», и у Умберто Эко в «Имени Розы» - человеческая плоть слаба, понятие греха идет с ней рука об руку и потому монастырские стены не всегда способны подавить желание, отчего тамошним обитателям свойственна не только похоть, но и алчность, и интриги, и отчаянная борьба за власть, а понятие Чудес свыше не поддается однозначной трактовке, как и внезапно посланная кара в виде чумы, в чем легко можно заметить гротескные аллюзии на современную пандемийную ситуацию, где точно так же встречаются охоты на ведьм.

Небольшая проблема заключается в том, что в вопросах отвлечения зрительского внимания от тем, которые постановщика волнуют по-настоящему, Верховен недостаточно тонок как художник, отчего «Бенедетта» порой выглядит несколько грубым зрелищем, часто балансирующим на грани дурного вкуса. Но все спорные моменты легко перекрываются блестящим актерским перформансом и стопроцентным попаданием в образы: фантастически самоотверженная, смелая и лишенная малейшей скованности Виржини Эфира, идеально вливающаяся в строй роковых «верховеновских» блондинок наряду с Рене Саутендейк и Кэрис ван Хутен, бесподобно умеет как принимать облик непорочного ангела, в чьей чистоте сомневаться невозможно, так и надевать маску развратной блудницы с горящими глазами. Дафна Патакия в образе Бартоломеи – другая несомненная удача, поскольку трудно представить на ее месте иную актрису, столь же искусно предстающую в образе воплощенного греха, заставляя поверить, будто под личиной хрупкой девушки прячется сам Дьявол, ну а величественная Шарлотта Рэмплинг, сыграв строгую аббатису, наверное, вообще исполнила свою лучшую роль со времен «45 лет». Что же касается самого фильма, олицетворяющего постоянную борьбу Верховена за творческую свободу, то есть один аргумент, ставящий под сомнение какие-либо претензии в оскорблении чистых взглядов и помыслов: обратите внимание, ведь, не смотря ни на что, главное, что помогало Бенедетте все это время, была как раз именно Вера.

21 ноября 2021

«Искушение»- скандальная картина одного из главных провокаторов мирового кино, легендарного режиссера Пола Верховена («Основной инстинкт», «Шоугерлз», «Она»), и главная «запрещенка» этого сезона, вымарананная из российского прокатного репертуара.

И опять в центре сюжета женский дуэт: пара эффектных монашек, на сей раз запутавшихся в паутине собственной сексуальности и религиозной чувственности. Если честно, воспринимать картину Верховена всерьез не получается. С одной стороны в этом угадывается фирменный почерк творца, умеющего исподволь троллить и довольно завуалированно глумиться над всеми и вся. Но с другой стороны на сей раз все выполнено и подано как-то уж топорно, впопыхах и скомкано.

Верховен постановочной скороговоркой вываливает на голову зрителя массив визуальных образов и сюжетных перипетий. Реализовано это, по моему скромному мнению, слишком неуклюже, слишком уж в лоб и без должного чувственного драйва, несмотря на обилие откровенных сцен.

В истории не ощущается волнующего эротизма лучших высказываний мэтра, того эмоционального базиса на котором Пол выстраивал самые броские и бескомпромиссные картины. Все столь дежурно и без должного огонька, что смотреть в определенный момент становится скучно. Сюжетный сумбур и повествовательные метания рассеивают внимание, не позволяя в должной мере сконцентрироваться ни на религиозной амбивалентности, ни на провокативной любовной составляющей фильма. Даже женский актерский дуэт не вызвал во мне никакой эмоций и не возымел должного эффекта (честно, моментами еще и раздражал).

21 ноября 2021

Незастенчивый порнограф

Творческое кредо Поля Верхувена, автора незабываемых «Робокопа», «Вспомнить всё» и «Основного инстинкта» - яркие провокации за гранью фола. «БЕНЕДЕТТА» (она же «Искушение») снята по (документальной) книге «Жизнь монахини-лесбиянки в Италии периода Возрождения» с явным расчётом на скандал. Каннский фестиваль показательно включил её в программу, российский Минкульт ожидаемо отказал в прокате.

О ЧЁМ РЕЧЬ. Бенедетта Карлини (Виржини Эфира) – послушница женского монастыря в Тоскане XVII века. Молодая женщина испытывает сильные видения (с эротическим подтекстом), что нравится местному церковному начальству, которое продвигает её в настоятельницы вместо прежней аббатиссы (Шарлотта Рэмплинг). Бенедетта с пылом отдаётся радостям физической любви с симпатичной монахиней, и со временем слухи достигают ушей Ватикана. Папский нунций (Ламбер Вильсон) вынужден оставить свою наложницу на сносях, чтобы начать следствие…

ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ. Жив курилка! Верхувену пошёл уже 84-й год, но он не утратил ни задора, ни веры в свои силы (снимать ТАК бесстыдно осмелится сегодня не всякий молодой режиссёр). Сцены телесной близости потребовали, вестимо, изрядной смелости от обеих актрис, и, судя по всему, они исполнили их без помощи дублёрш.

ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ МЕНЬШЕ. Репутация, увы, предписывает образ действия – целый час история даёт нам надежду, что будет она не ОБ ЭТОМ, но нет: Верхувен разом пускается во все тяжкие, насыщая сцены любви сладострастием категории XXX. Чума, инквизиция, народные волнения выглядят при том необязательным нагромождением над основной темой. В фильме об Италии (и снятом в Италии) не видно ни одного местного актёра.

ВЕРДИКТ. Ревнители чувств верующих могут выдохнуть, если фильм кого и оскорбляет, то прежде всего поборников хорошего вкуса (выструганная из фигурки Девы Марии и упрятанная в Библию дилда – всяко перебор будет). Верхувен последователен в намерении искать посредством эффектных и сомнительных шалостей своё греховное удовольствие. Ирония судьбы в том, что «Основной инстинкт» 30 лет назад заставил кривиться щепетильных критиков, но сорвал поистине бешеную кассу. Сегодня «Бенедетта» - в основном конкурсе Канн, а в зале, в родной режиссёру Голландии – лишь горстка зрителей.

5 из 10

15 ноября 2021

Запретный плод всегда сладок

Нахожусь под впечатлением после фильма «Искушение». Не такие события я ожидала увидеть, это кино меня несказанно удивило. После просмотра даже заинтересовалась реальной историей, по мотивам которой сняли картину.

Сюжет знакомит зрителя с молодой монахиней Бенедеттой. Девушка искренна в своей вере, она неистово молится день и ночь, и в какой-то момент у нее начинаются религиозные видения. В них она общается с самим Господом. На ее руках и ногах появляются стигматы и шрамы на лбу, как от тернового венца. Мистика? Она действительно избранница Христа или это обман? Дальше становится еще интересней. В монастыре появляется новая послушница – Барталамея, жизнерадостная и яркая девушка, пришедшая с улицы, и они с Бенедеттой влюбляются друг в друга.

Кино довольно необычное и оставляет после себя странные ощущения. В нем много достоинств, но найдутся и недостатки.

Из достоинств, в первую очередь хочется отметить актерский состав. Виржини Эфира и Дафна Патакия восхитительны. Они завораживают своей красотой и молодостью, своими идеальными формами тела. Провокационные сцены, коих в фильме достаточно, исполнены безупречно. Эротика в чистом виде. Красивая и изящная. Также создатели отлично постарались воссоздать быт и атмосферу VIII века. Декорации и костюмы превосходные, чувствуется дух времен инквизиции. Качество съемки шикарное, никакого темного экрана, действие развивается стремительно, музыка добавляет атмосферности. Временами становится жутко, местами страшно, некоторые моменты вызывают шок, а в целом очень интересно, фильм увлекает прямо с первых кадров. В общем, можно получить весь спектр эмоций.

Также отмечу, что кино довольно провокационное. Оно может вызвать искреннее негодование у определенных людей с завышенными моральными ценностями. Режиссер снял смелую картину, используя запретную тему. Я лояльно отношусь ко многим вещам, но одна сцена меня просто поразила... В общем, здесь уже каждый должен будет судить самостоятельно.

«Искушение» совершенно нетипичный фильм про монахинь. Это не ужасы и не мистика. В картине много драмы, любви и страсти. Увиденное захватывает, держит в напряжении до самых титров. Финал предугадать невозможно. Ты одновременно и веришь, и сомневаешься. Осуждаешь и оправдываешь. Понимаешь и недоумеваешь. Да уж, режиссер Пол Верховен умеет взбудораживать зрителей.

8 из 10

27 сентября 2021

Искушение или просто… основной инстинкт?

Если в нашем современном мире до сих пор с неприятием и предрассудками относятся к однополой любви, то что можно говорить о семнадцатом веке, а тем более о женском монастыре? Конечно, подобное было не то что неприемлемо, а греховно, стыдно и жестко караемо законом. Поэтому влюбиться в девушку в те времена, будучи служительницей монастыря — это настоящее проклятие. Такое «несчастье» настигло молодую девушку Бенедетту Карлини. С самого детства она чувствовала в себе божественное начало и была готова полностью отдать себя служению Господу. Но в один прекрасный (читай: ужасный) день все изменилось, когда к ним в женский монастырь попала новая девушка. Она совсем не фанатична в плане религии, в отличии от других послушниц, она более раскрепощенная, смелая и открытая в своих чувствах и эмоциях. Живя в постоянных условиях запрета, Бенедетта искушается запретным плодом и просто сходит с ума от этой девушки. И это далеко не просто платоническая любовь, речь идет о настоящем эротическом наслаждении. Вот только в монастыре ничего не может остаться незамеченным, и вскоре все узнают о связи двух служительниц. Как бы сильно в монастыре не любили Бенедетту, а закон для всех один, и любой, кто его нарушен — будет сожжен на костре. Справиться ли с искушением девушка, сдастся под гнетом общества или докажет всем, что действует по божьему наставлению?

Если честно, я не любитель исторического кино, а уж тем более про события в монастырях 15—17 веков. Но «Искушение» совсем не похоже на все фильмы подобного жанра, которые я до этого смотрела. Дело в том, что это, наверное, самый нетипичный сюжет для исторической драмы. С одной стороны, фильм вроде как о достаточно современной теме, но при этом основан на реальных событиях. Как по мне, то это вообще высший класс: объединить в фильме одновременно актуальность для современности и историю прошлого. Меня больше всего удивило скорее то, что удалось передать именно атмосферу прошлого, то есть сохранить историческую подлинность. Очень часто сталкиваюсь с проблемой, что абсолютно в исторических фильмах абсолютно недостоверная игра актеров и, допустим, какие-то элементы быта. Но в этом фильме каждая деталь соответствует времени разворачивающихся действий.

Ничего менее крутого от Пола Верховена я даже не ожидала. Несмотря на то, что это историческое кино, но я понимала, что фильм будет далеко не о мушкетёрах или рыцарях. За что я люблю режиссера так это за то, что в его фильмах нет пошлости у вульгарности: снято со вкусом и сумасшедшей интригой. Кстати, название «Основной инстинкт» этому фильму тоже подошло бы) Мне очень понравились актеры: это все совершенно незаурядные лица, интересные и привлекательные. Отыграли невероятно профессионально, как будто действительно семнадцатый век снимали.

Я думаю, что Полу Верховену удалось разбавить однообразный современный кинематограф. Он удачно смог реализовать сочетание исторической и эротической драмы в фильме «Искушение». Здесь не было ни одного затянутого скучного момента, все детали имели значения, даже просто за выражением лица главной героини было интересно наблюдать. Действительно качественное кино, которое смотреть не просто интересно, но даже захватывающе, хоть, казалось бы, это же просто историческая драма.

9 из 10

15 сентября 2021

Религия, сексуальность и амбиции во времена веры и чумы

Всеобщая слава и признание порой слишком быстротечны. Еще вчера вас могут почитать в качестве святого, но стоит вам единожды оступиться, и те, кто наделил вас властью, будут готовы в сию же минуту зажечь костер и предать бывшего кумира забвению. Нечто подобное мы неоднократно наблюдали на протяжении всей долгой и порой очень жестокой человеческой истории. Как мировые лидеры с незыблемой репутацией, так и люди от мира искусства и религии на самом деле не являются неприкасаемыми. Даже малейшие их ошибки стоят очень дорого, а расплата уж точно не заставит себя долго ждать. И как никто иной познала на себе все устрашающие прелести человеческого почитания и ненависти главная героиня культовой книги Джудит К. Браун «Нескромные поступки: жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения», которая наконец-то получила достойную экранизацию, созданную при участии неподражаемого Пола Верховена.

Итак, сюжет фильма переносит нас в непростой, насыщенный событиями, поразительным откровениями и вместе с тем подлинной жестокостью 17 век. Эпоха Возрождения постепенно подходит к своему логическому завершению. Цивилизованное сообщество старается смотреть на мир под несколько иным, более просвещенным углом, однако даже в столь прогрессивные (если сравнивать с мрачным Средневековьем) времена любой человек находится под пристальным вниманием окружения, и если его подозревают в чем-то нечестивом, с большей долей вероятности судебный вердикт для него будет совершенно неутешительным.

Во главе истории находится молодая монахиня Бенедетта Карлини (Виржини Эфира), обитающая в одном из женских монастырей Тосканы. С самого детства Бенедетта знала, что ей уготовлена особенная судьба, а потому, когда родители отправили ее на служение Господу в обитель невинных дев, то она приняла это, как должное. В своих снах девушка видит самого Иисуса, который раскрывает перед ней свои истины в несколько необычной, откровенной форме, однако в реальной жизни Бенедетта отнюдь не безгрешна, а ее видения на самом деле несут в себе иллюстрацию того, что на самом деле происходит в сознании монахини. Героиню влечет душой и телом к новоприбывшей послушнице Бартоломее (Дафна Патакиа) и эту связь очень сложно разрушить. Бенедетта не может противиться искушению и поддается ему сполна. Однако лишь на этом хитросплетение жизненных троп неординарной Бенедетты не оканчивается. На ее теле обнаружены следы, которые можно трактовать, как появление божественных стигматов, и теперь слава о ней расходится далеко за пределы монастыря. Бенедетта получает признание и власть, к ней прислушиваются и стараются ей угодить. Но стоит девушке оступиться, как на нее обрушится гнев тех, кто не прощает ошибки и сделает все возможное для того, чтобы указать зарвавшейся героине ее истинное место…

Теперь, когда фильм снят и был представлен публике, становится понятно, что его не мог снять никто иной, как Пол Верховен, который будто был рожден для того, чтобы радовать публику колоритными, наполненными энергией и страстью эротическими триллерами, в которых фигурируют сильные женские образы, а также мораль, которую можно трактовать самым разным образом. В «Искушении» Верховен остается верен своему фирменному режиссерскому стилю, который мы могли наблюдать в «Основном инстинкте» и «Шоу-герлз»: от экранного действия невозможно оторвать взгляд, в кадре присутствуют ослепительные, но далеко не простые красотки, а ближе к финалу нас ожидает сложное драматическое откровение, заставляющее задуматься о многих вещах.

В «Искушении» довольно много откровенных сцен и сняты они изысканно. Режиссер умеет показывать женское тело филигранно и совершенно не пошло. Помимо этого в фильме присутствуют две важных сюжетных составляющие, которые условно делят повествование на две части. С одной стороны мы наблюдаем за яркой, насыщенной любовной линией двух девушек, а с другой наблюдаем становление Бенедетты в качестве католической иконы, которая постепенно меркнет. И обе эти составляющие становятся двумя сторонами одной медали, которую ни за что нельзя разделить.

В итоге хочу сказать, что «Искушение» в полной мере оправдывает высокие ожидания. Пол Верховен создал фильм, который способен поразить и уж точно надолго задержаться в памяти. Так что советую обратить на «Искушение» особое внимание, так как эта история достойна того, чтобы зрители с ней ознакомились.

8 из 10

2 сентября 2021

Богохульство Пола Верховена или искушение Святой Бенедетты

«В постели чудес не происходит — можете мне поверить!». старая аббатиса

«- Вы что, не знаете свои собственные чувства? — Кажется, нет»

«Я знаю, что Бог хочет, чтобы мы страдали!». Бенедетта Карлини

«Искушение» (в оригинале «Benedetta») именитого режиссёра Пола Верховена («Основной инстинкт», «Шоугёлз») это религиозно-эротическая драма, основанная на биографии Бенедетты Карлини — настоятельницы монастыря Богородицы в итальянском городе Пеша XVII века. Фильм участвовал в программе Каннского кинофестиваля, но лавров победителя не снискал. В основу сценария легла научно-популярная книга Джудит Браун «Нескромные поступки: жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения». Похоже, что актрисе Виржини Эфира самим именем — Virginie Efira можно прочесть как целомудренная нимфа — была предуготовлена главная роль в этом кинопроекте. На самом же деле, нельзя не оценить притягательность её красоты и харизматичность образа.

Бенедетта ещё в юном возрасте была отдана в престижный монастырь Богородицы девы Марии. Условием её принятия стал солидный добровольно-принудительный донат от её семьи на нужды монастыря. Коммерция в святых стенах — первый, но далеко не последний (и, стоит также сказать, не самый глубокий) укол христианскому мировоззрению в рамках этой кинокартины. Чувственная и прелестная Бенедетта слишком буквально восприняла монашеский обет — быть невестой Христа. Девушку в экстатически-религиозных видениях (столь похожих на приступы височной эпилепсии, которую нейрофизиологи уже неоднократно ассоциировали с мистическим опытом) посещает сам Жених. Во время театрального представления успения Богородицы, Бенедетта исполняет роль девы Марии. Никогда ещё Богородица не была столь откровенно сексуальна! Оксюморон девы и богоматери, вся эта иудео-христианская волнительная фантазия о непорочном зачатии посредством внутриматочной инсеминации девы Святым духом — чувственным образом осмысливается Бенедеттой. Истерическая театральность героини получает развитие в тот самый момент, когда в монастырь прибегает к Отцу небесному — в поисках спасения от отца земного — молодая и красивая простолюдинка Бартоломеа. По протекции Бенедетты, сразу ощутившей духовную близость со страждущей, Бартоломею также принимают в обитель. Между девами устанавливаются особенно близкие взаимоотношения. Непослушная послушница Бартоломеа провоцирует в Бенедетте развитие истерических и нарциссических черт личности. Шаловливый укол пальцем первой открывает во второй «очи духовные», так что она становится то ли одержимой чёртом, то ли сам Бог беседует с ней. «Искушение» показывает становление Бенедетты как мистика и визионера (переживающего личную встречу и общение с Господом), а также развитие её отношений с Бартоломеей. Вскоре невесты Христовы обнаруживают, что для осуществления акта любви, им уже не нужно посредничество Иисуса Христа…

«Искушение» состоит из многих кощунственных образов: скабрезности балагана, наполненных прелестью и эротизмом визуализаций религиозных откровений Бенедетты, иронии над суевериями, цинизма и лицемерия церковных функционеров, лесбийской близости монахинь, религиозных чудес и их интерпретаций, параллелизма церковного правосудия и бубонной чумы… Но самым запоминающемся образом фильма является выстроганный из деревянной статуэтки Богородицы фаллоимитатор. Воистину, богохульство в Бенедетте зашло слишком далеко!

8 августа 2021

Дамский монастырь гораздо симпатичнее монастыря мужского

Могут ли холодные монастырские стены два часа удерживать внимание зрителей? Казематы сумрака в вечном застое воздуха. Из столетия в столетие здесь одно и тоже каждый день. Люди словно тени в балахонах одеяний без вырезов, без выточек, без малейшего намёка на фигурную архитектуру тел… Постные лица, опущенные глаза, вечный шёпот себе под нос то ли считалок, то ли причитаний в стихотворном размере. Бу-бу-бу, бу-бу-бу… И опять — бу-бу-бу, бу-бу-бу! Чего Вы там бормочете? Ах псалмы-молитвы нашёптываете без счёта. Что ж, не смеем мешать… Каждый сходит с ума, как ему заблогорассудится… А хохот, веселье, смех, игривость шалости Вам тут позволительны? Радость и счастье от соприкосновения с миром. От того что ты есть! Что ты существуешь! Да Боже упаси от таких вольностей! Здесь Храм, а не Институт Благородных девиц. Тут Устав и Правило для всех едины. Ни шагу вправо, ни шагу влево…

Два часа на это? Скушно же! Скушно! А вот и нет… Совсем даже наоборот.

… И вот Вы снова рветесь в бой,

Сначала за билет входной

Потом в поход по головам —

Автограф крайне нужен Вам.

Мы измотались просто вдрызг,

зато в руках заветный диск..

Кусок подошвы и шнурок,

со знаменитых ног!

Восьмидесятилетний голландский мэтр решил потешить мировое киносообщество вульгарными откровениями из ХVII века. Плотская любовь в лоне церкви. Плотская любовь за монастырскими чертогами. Лесбийские страсти о которых не принято говорить во всеуслышание. Крепчающая телом молодость жаждой сладостных утех для пальцев, рук, губ, вспомогательных вибраторов… Женские тела без стеснения, на показ. Голышом во весь рост, от «самых кончиков, до самых кончиков» на экране. И не единой нитки «обёрточной бумаги» в местах впадин, ложбин… Вот даже как! Эпатаж? Откровения? Искусство.

Набожность это хорошо. Набожность это прекрасно. Но такие понятия как деньги никто не отменял. И с этого, собственно, режиссёр и берёт разгончик в картину. Иронично смакуя во сколько же золотых дукатов ежегодного подношения, плюс натуральных харчей — плодов фруктов и овощей можно оценивать новую послушницу, «подружку» Иисуса Христа. Заплатили требуемое — Вы «в ТОПЕ». Не нашли нужной суммы — проваливайте подобру-поздорову. Нечего здесь к милости взывать! Нищенки нам не нужны!

А дальше — всё интересней и интересней. Девочки то, растут. Девочки то, взрослеют. Желания, природой заложенные, как заглушить? Есть средство? Зуд, он, знаете ли, весьма-весьма нестерпим. И там чешется, и там свирбит и там-там тоже… И везде! И каждый день! А «чесальщиков» мужского пола в женский монастырь почти не допускают. Ну, разве что совсем-совсем «плохоньких». Никчёмных. Вот и приходится с утра до вечера молитвам придаваться, а по вечерам с «сёстрами» баловаться… А как иначе погасить огонь пламени?

… Ритмы и стили друг с другом сражаются

Так, что трясет эфир!

И посмотрите как вот он рождается

Новый, наш новый кумир.

Что же теперь разводить антимонии

Пущен печатный станок.

И вот уже с новой физиономией

Клею, я клею листок…

Костюмированная фреска и иронична, и лаконична одновременна. Чем жив человек спрашивает автор улыбаясь нам из «свистопляски» кадровой круговерти? Что движет всеми нами в этом мире? Если не всеми, то многими. Очень многими. Жажда власти? Жажда признания? Наместничество? Какие демоны туманят порой головы? Тут власть переплетается со страстью. В каждом возрасте свои прерогативы. Вопросы веры увязываются с чудачествами избранничества. А ревущий голос из чрева выдаётся не много не мало за трубу выходца из Назарета! Вот даже как…

Себя вознося над остальными на что только не идут люди. И в дырки-гляделки шпионят, и руки-ноги ковыряют до крови стигматами щеголяя… Для чего всё это? Зачем? Ради преклонения? Чтобы первенствовать?

… Стены домов и заборы досчатые

В пестрых листах афиш.

Мы не добрались еще, пожалуй

Только, только до крыш.

Мода меняется, люди меняются

Чуть ли не каждый день-

Вот от того-то всегда прибавляется

Дел у людей, дел у людей…

Путь от простой послушницы, ещё совсем маленькой девочки до аббатисы перед нами. Он тернист. Он витиеват. Реальная история имевшая место быть рассказана доступным, понятным языком. Мало того, откровенность ряда сцен под улыбки, под охи воздыхания. Вот ведь как жили! Вот ведь как чудили! Женские тела топлес (полный-полный топлес), прелесть как хороши… Тут даже сцена соперничающая с «Основным инстинктом» (Шарон Стоун тоже снималась в своё время у Пола Верховена), предусмотрена.

Хорошо ещё, что мы не в мужском монастыре на прогулке… На пузатых, бородатых святош в «чём мать родила» было бы смотреть невыносимо. Опять же все эти «колокольчики-бубенчики» без набедренных повязок с диких нудистских пляжей, вряд ли бы доставили столько удовольствия от созерцания… Фигуры то, явно не Аполлона! А тут, совсем другое дело.

Но инквизиция, между тем, не дремлет… Чем всё это дело закончится? Закончилось? Шутки в средние века вещь неприемлемая. Костёр был скор на расправу.

Два часа с Виржини Эфира пролетели совсем незаметно. Два часа на покладистость Шарлотты Рэмплинг не утомительно. А Ламбер Вильсон автором припасён аккурат на десерт. В результате получилась весьма симпатичная, не лишённая оригинальности мелодрама радующая глаз и находящая отзыв в сердце.

… да уж — дамский монастырь, гораздо симпатичнее монастыря мужского.

7 из 10

23 июля 2021

Мелодрама Искушение на большом экране с 2020 года, его режиссером является Пол Верховен. Кто снимался в кино, актерский состав: Шарлотта Рэмплинг, Ламбер Вильсон, Оливье Рабурден, Дафна Патакия, Клотильда Куро, Кентан Д’Эйно, Луиз Шевильот, Сатья Дюсаги, Перо Радичич, Антуан Леланде, Эрве Пьер, Николя Бегино, Гаэлль Женте, Давид Клавель, Николя Гаспар.

В то время как во всем мире собрано 4,265,353 доллара. Производство стран Франция, Нидерланды и Бельгия. Искушение — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.