Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последние и первые люди |
английское название: |
Last and First Men |
год: | 2020 |
страна: |
Исландия
|
режиссер: | Йохан Йоханнссон |
сценаристы: | Олаф Стэплдон, Йохан Йоханнссон, Хосе Энрике Масиан |
продюсеры: | Армин Хаджич, Торанна Сигурдардоттир, Стурла Брандт Грёвлен, Tim Husom, Владимир Васильевич |
видеооператор: | Стурла Брандт Грёвлен |
композиторы: | Яр Элазар Глотман, Йохан Йоханнссон |
монтаж: | Марк Букдаль |
жанры: | фантастика, фэнтези, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $8 965 |
Мировые сборы: | $13 475 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 февраля 2020 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
Короче, я посмотрел «Последние и первые люди».
Этот фильм, являясь частью мультимедийной постановки исландского композитора Йохана Йоханнссона, основывается на одноименном колоссальном и культовом визионерском романе британского футуролога Олафа Стэплдона, в котором описывается захватывающая и печальная одновременно история всего человеческого рода на протяжении долгих двух миллиардов лет. Будучи скорее сжатым пересказом первоисточника, фильм Йоханнссона предстает перед зрителем медитативной аудиовизуальной постановкой, своим скромным хронометражем в семьдесят минут больше напоминая откровение пророка, который собрал всех внемлющих ему, чтоб максимально ясно и вдумчиво нести свою весть. «Наберитесь терпения и слушайте».
Медленный, сухой, отточенный голос единственной актрисы фильма Тильды Суинтон словно механически повествует о трудно поддающейся представлению необозримой судьбе человека. О событиях настолько далеких, что жизнь каждого из тех, кто слушает обращение невидимого рассказчика, меркнет маленькой частичкой пыли на фоне гигантских пылающих звезд. В сопровождение голосу, словно утонувшие в безвременье артефакты давно исчезнувших цивилизаций, выступают бетонные обелиски, запечатленные на черно-белой шестнадцатимиллиметровой пленке фильма. Как кости древних животных они возвышаются мрачной и безжизненной громадой над пустыми степями, безликими снегами и редкими тонкими деревьями. Все их гротескные брутальные формы выглядят навеки погруженными в анабиоз, будто эти исполины, не созданные никем и никогда, были еще до того, как появилось время, будто эти два миллиарда лет жизни человечества были для них таким же мгновением, такой же краткой вспышкой, что и для бездонного космоса.
Под аккомпанемент громогласного эмбиента, пугающего и гнетущего своим величием, порой наполняемого траурным хором человеческих голосов, эта бессильная мольба о помощи, этот некролог по последним и первым людям, звучит одновременно и как приободрение о далеком будущем, и как фатальное предостережение о неминуемом конце всего сущего. Картина Йоханнссона словно лично обращается к каждому зрителю, на час и десять минут напоминая о нашем месте в этом беспредельном времени и в этой бесконечной вселенной.
8 из 10
30 марта 2021
Книга «Последние и первые люди: История близлежащего и далёкого будущего» была написана британским фантастом Олафом Стэплдоном в далеком 1930 году, а до русскоязычного читателя роман смог добраться лишь в 2004 году. Это масштабное научно-фантастическое произведение оказало большое влияние на творчество других фантастов, в том числе и на авторов моего любимейшего сериала «Грань» (2008 — 2013), в котором упоминался некий таинственный самиздат «Первые люди», рассказывающий о древней цивилизации, которая существовала миллионы лет назад, еще до эпохи динозавров. Собственно говоря, именно из сериала я и узнал о настоящем романе Олафа Стэплдона, который в скором времени и прочел. Однако, некоторая футуристическая фантастика тех лет отличалась наивностью и обладала примитивным слогом повествования, создавая ощущения не серьезной научной работы или же простого увлекательного чтива, а обычной детской фантазии. Ведь на полном серьезе читать о людях будущего, отрастивших крылья и научившихся летать, просто невозможно.
Тем не менее я был очень обрадован, узнав о грядущем фильме «Последние и первые люди», срежиссированным известным исландским композитором и музыкальным продюсером Йоханом Йоханнссоном. На его счету саундтреки к фильмам «Вселенная Стивена Хокинга», «Прибытие», «Мэнди». К превеликому сожалению, Йоханнссон ушел из жизни за два года до премьеры своего дебютного полнометражного аудиовизуального творения. Но «Последние и первые люди» привлекают внимание не только таким трагическим стечением обстоятельств, но и самой фигурой исландца, человека родом из и по сей день загадочной и малоизученной ледяной страны, находящейся где-то на периферии мира, а также закадровым голосом абсолютно космической Тильды Суинтон, которая как никто другая с легкостью ассоциируется с нашими далекими потомками Восемнадцатыми людьми, обращающимися к нам Первым людям со своим посланием. Но все-таки, главными и единственными действующими лицами, приковывающими к экрану взгляд зрителя, становятся рукотворные архитектурные памятники, расположенные на территории бывшей Югославии. Весьма занимательно, конечно, что в фильме о человечестве, того самого человека и нет. Но, возможно, именно в этом и кроется успех данной картины.
«Последние и первые люди» — черно-белая медитативная арт-постановка, нежели полноценное кино в его привычном понимании. Такой фильм придется по вкусу далеко не каждому, но современное фантастическое кино, переживающее далеко не самые лучшие времена (любопытно, но ведь наши потомки из романа тоже не сразу достигли просветления, они бывало опускались на самое дно цивилизованности, а порой и вовсе были на грани вымирания), нуждается как в новых идеях, так и в новой форме. Плавные движения камеры и магия монтажа роднит «Людей» с такими документальными кино-симфониями без слов, как «Кояанискатси» Годфри Реджио или «Барака» Рона Фрике, фантастическим фотороманом «Взлетная полоса» Криса Маркера (послужившим позже основой для «12 обезьян» Терри Гиллиама) и разумеется «Космической Одиссеей» Стэнли Кубрика. Но еще все эти фильмы так или иначе говорят о человеке и его крошечных размерах в масштабах бескрайнего космоса, о понятии времени и о вечности, о самой жизни и о неминуемой смерти. В связи с этим не таким уж и удивительным, а куда более символичным кажется то, что «Последние и первые люди» стали и последним и первым режиссерским творением для исландца Йохана Йоханнссона. Теперь эта картина живет своей собственной жизнью, и кто знает, доживет ли она до следующего поколения людей будущего.
23 декабря 2020
Первая и последняя работа исландского кинокомпозитора Йохана Йоханнссона в роли режиссёра и сценариста, вышедшая через два года после его смерти.
Созданное предельно минималистично, произведение представляет собой необычайную научную фантастику, повествующую о судьбе человеческой цивилизации голосом женщины, одной из последних представителей человеческой расы. Голос, будто бы записанный для фиксации её настоящего, служит попыткой сохранить информацию о человеке, как о существе обречённом на вымирание.
При всей своей простоте, фильм создаёт ощущение монументальности и одновременно опустошения. Человеку не подвластны ни время, ни пространство в полной мере. И когда-то, через несколько тысячелетий, где-то в высоком замке умрёт последний человек. «Вся наша цивилизация от её зарождения и до нас — это всего лишь вспышка в масштабах вселенной». Если провести параллели с Кубриком, то здесь тоже речь заходит о перерождениях человека в нечто новое, приспособленное к дальнейшему существованию, однако Йоханнссон допускает то, что всем этим перерождениям когда-то наступает предел. Последние люди — уже восемнадцатый вид, отсчитываемый от современного человека. Стоит отметить, что все эти домыслы насчёт будущего, похожи больше на прогноз, нежели на фантазию автора. Это добавляет картине оттенок документальности и побуждает к принятию сказанного за истину, хотя мы этого все равно не узнаем.
Природа данного произведения исключает из себя человека как субъект, оставляя лишь запись и обломки антропогенного, коим и уделено всё время. Красота формальной стороны «Последних и первых» не менее обворожительна. Статичная черно-белая съёмка, выполняющая плавные приближающие и вращательные движения создаёт медитативную атмосферу, схожую с фильмами «Сатанинское танго» или «Человек, который спит». В плане аудио-, как и в плане визуальном, «Последние и первые люди» создан на высоком уровне, и также прекрасно дополняет монументальный образ фильма. Единственное, что показалось достаточно неумелым — это монтаж: некоторые моменты склеены в местах, где нет плавного перехода цвета кадров. Из-за этого некоторые переходы выглядят рваными, а это не совсем подходит под медитативный стиль съёмки. В остальном же, картина без сомнения прекрасна, и представляет собой ценность, как редкий представитель медленной авторской кинофантастики.
9 декабря 2020
Фильм шедевр! Он меня реально зацепил. А ведь я киноман и книжный червь, думала уже ничего нового не увижу, еще как увидела.
Мне уже много лет и никакие фильмы ужасов меня не пугают, я их просмотром после работы расслабляюсь. Но от этого фильма меня пробрало. Атмосфера, картинка, музыка, голос рассказчицы, сама суть и масштабность происходящего, от всего этого реально страшно, тревожно и очень интересно, чувствуется грандиозность событий. Если вы любитель серьезной фантастики, вам повезло, этот фильм для вас, это глоток свежего воздуха. И бюджет у фильма при этом «3 копейки», вот ведь как бывает, не в бюджете значит дело то.
После просмотра, я стала выяснять откуда фильм взялся, кто автор сюжета и тому подобное и обнаружила клад! Оказалось, что фильм снят по мотивам произведения Олафа Степлдона «Последние и первые люди: История близлежащего и далекого будущего», которое он написал в 1930 году! В фильм вошел лишь основной сюжет, малая часть из книги, но и этого хватило, фильм шикарен, а уж книга, она просто мегакрута! Всем кому понравился фильм книга обязательна к прочтению, так же как еще одна книга автора «Создатель звезд», в ней действие происходит в той же вселенной, что и в фильме, но масштаб и размах просто всеобъемлющ. Вообще Степлдон написал все что можно в мире фантастики, вот просто все, кто не верит, прочитайте и вы с удивлением обнаружите все идеи современной фантастики у него и это в 1930 году! Он несомненно гений и как это часто бывает забытый.
Я нахожусь под впечатлением до сих пор, запоем прочитала обе эти книги, а фильм меня просто завораживает. Собственно и рецензию эту пишу, чтобы как можно больше людей узнали об авторе сюжета этого фильма, он этого заслуживает!
10 из 10
8 сентября 2020
включил случайно и внезапно залип, вглядываясь в перетекании градиента между тревогой и упованием.
(можно иронизировать, что актёрская игра так себе, ведь у монументов так себе мимика, но) моментами становится невероятно густо и зыбко. Будто бы просвечивает разница между смертью, которой боимся мы — обычные люди, и Смертью как тотальным ничтожащим Ничто, к войне с которым готовили мировые религии и титаны духа. Иногда складывается ощущение, что люди для того и создают монументы и великую архитектуру, чтобы вырвать с помощью кусочка пространства себя из Времени.
Внутри самого фильма и протекает эта работа — переработки времени просмотра в пространство экрана — травинки на кинокамере хочется смахнуть как реальные, и глаз касается текстура бетонных статуй. Так и наоборот, чёрно-белое пространство позволяет перемещаться во времени на сотни тысяч лет вперёд, а потом увидеть это воззвание назад, чтобы почти поверить, что слышишь голос оттуда — из глубины ещё не наступивших веков.
Когда же начинаются титры со скандинавскими фамилиями, веришь, что спускаешься с духовного драккара вместе с межгалактическими братьями, и теперь у вас одна на всех тоска навигаторов и шрамы от пересечённых парсеков.
PS при написании отзыва, прочёл, что автор фильма скончался, и фильм оказался автоэпитафией. И нейтральность отзыва оставляю только, чтоб остаться в сером градиенте тревоги и упования.
27 августа 2020
Задавались ли вы когда-нибудь вопросами: «А что, интересно, будет с человечеством лет эдак через пятьсот? Или через миллион? Как тогда будут выглядеть люди? Где они (они ли или те же мы?) будут жить? Что в нас добавит неумолимая эволюция, происходящая без нашего участия, или что заберёт? И когда, в какой момент, человек перестанет быть человеком и перестанет ли вообще?»
На этих вопросах полностью строится самая масштабная из созданных когда либо историй будущего — роман Олафа Степлдона «Последние и первые люди: История близлежащего и далёкого будущего». А произведение (более видеоарт, чем классическое кино) Йохана Йоханнссона, основанное на романе, является экранизацией лишь частично. Во-первых, огромный масштаб жизни и смерти восемнадцати условных поколений людей передать на экране даже и за несколько часов невозможно. Во-вторых, Йохан Йоханнссон, который и адаптировал книгу, не интересуется подробностями колонизации планет и внутривидовой борьбы (первое — область рефлексии фантастов, про второе неплохо рассказать может и классический учебник по биологии девятого класса). Область метафизических исследований автора есть в первую очередь даже не суть человеческого существования во Вселенной, а духовная составляющая бытия целого вида — единственного, который может хотя бы попытаться осмыслить своё бытие. Поэтому в «Последних и первых людях» Йоханнссона опущены и все остальные проявления жизни во Вселенной, с которыми сталкивался человек за свою долгую жизнь, упоминавшиеся в романе — и ничего уже не отвлекает от судьбы человека.
Иаков, брат Христа, писал: «ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». И хотя даже и мифология фильма основывается на теории эволюции, тем более исчерпывающим получается доказательство приведённой выше цитаты. И пусть описываемые магическим уже просто от невероятной временной отдалённости голосом события и происходят два миллиарда лет спустя от нашего времени, и каждый представитель последнего — восемнадцатого поколения людей и сам может существовать миллионы лет, человеческая жизнь остаётся мгновением — «мигом в жизни космоса», как провозглашает рассказчик.
Итак, последнее поколение людей делает страшное открытие: фантастическое ускорение жизненного цикла звезды, которое даёт начало последовательности взрывов звёзд, в результате которой человечество, живущее к тому времени на Нептуне, уничтожается окончательно. Перед смертью люди создают капсулы, благодаря которым жизнь, возможно, сможет вспыхнуть где-нибудь в другом месте — но это, как говорит и сам рассказчик, крайне маловероятно. Человечество с гордостью ждёт своей неизбежной смерти и со страхом смотрит на свою судьбу.
Голос безымянного рассказчика исходит из небольшой зелёной точки в центре экрана — примерно из такой точки, следуя теории большого взрыва, произошла Вселенная — пустая и безжизненная, — и примерно в такую же точку наш мир когда-нибудь сойдётся — уже без нас. Мрачный фатализм случайной эволюции человеческого рода без предназначения Йохан Йоханнссон преодолевает пафосом существования «Духа человечества», который, в отличие от нас самих, останется во Вселенной навсегда. Этим «Духом» человек и победил вечность, заключённую в холодном сиянии всегда мёртвых звёзд. Величайший подвиг человеческого Духа, по мнению автора, заключается в нашей преданности жизни перед натиском смерти.
Обширное философское поле фильма Йохану Йоханнссону помогают передать большею частью два человека: оператор Стурла Брандт Грёвлен и Тильда Суинтон — голос внеземного рассказчика. Визуальный ряд «Последних и первых людей» состоит из удлинённых кадров с архитектурными сооружениями странных форм на фоне природы: именно в них, наверное, и останется навсегда Дух человечества. Голос рассказчика подобран настолько точно, что трудно даже предложить хотя бы один другой вариант — внеземная эстетика самой личности обладательницы этого голоса не оставляет альтернативы.
Автором «Последних и первых людей» выступил Йохан Йоханнссон — композитор четырёх фильмов Дени Вильнёва, а также недавнего артхауса с Николосом Кэйджем «Мэнди», «Марии Магдалины» с Хоакином Фениксом и Руни Марой и «Вселенной Стивена Хокинга». Как раз работа над последним, похоже, и подтолкнула композитора к созданию собственной теории о Вселенной, которая и стала единственной режиссёрской работой Йохана. Исландский композитор был найден мёртвым в своей берлинской квартире 9 февраля 2018 года, он умер от передозировки кокаином на фоне лечения прописанными препаратами. Ожидал ли знаменитый исландский композитор смерти в сорок восемь лет? Вряд ли. Был бы он горд своею судьбой или боялся её? Никогда не узнаем. Задавался ли он когда-нибудь вопросом «А что, интересно, будет с человечеством лет эдак через пятьсот?» Задавался. И даже дал свой собственный ответ. Где теперь его дух? Наверное, соединился с Духом человечества и наблюдает теперь вечный ход истории — как бессмертные звёзды.
26 августа 2020
Будущее. Человечество давно забыто, на его месте образовались новая цивилизация, которая тоже в скором исчезнет. Последней надеждой остаётся просьба о помощи у первых людей на Земле, прибегнув к скачку во времени и пространстве.
Актёры: Невидимая рассказчица, детально описывает будущее поколение, знаки предшествующие скорому исчезновению нормальных людей. При этом, голос (Тильды) который выступает от имени всех головоглазых и мохнатых обитателей Нептуна, пытается не напугать, не взбудоражить умы простых смертных, а попросить о помощи. Но о какой? Если нельзя менять ход событий прошлого, то можно оставить послание, в надежде что оно дойдет до представителей внеземной культуры, и те найдут выход.
Всё остальное: фильм выглядит как документальный жанр, но на самом деле пытается представить, что именно произойдет в будущем, и что хотят попросить потомки от нас. Выглядит так, будто постановщик пытается воссоздать атмосферу «Прибытия» Вильнева, но в упрощённом варианте. Оператор Стурла Брандт Грёвлен покажет необычные архитектурные сооружения, памятники выдавая их за: звездо-искательные башни, навигаторы межзвездных путешествий. Пейзажи возвышающиеся на одном уровне с небом — просто восхитительны. Погружаясь в этот мир, не думаешь о том, кто сделал эти монументы, как символ эпохи будущего самовыражения.
Впечатления: после вечернего сеанса «Знаков» Шьямалана, захотелось ещё чего-то внеземного. Наткнувшись на эту картину, я не подозревал, как интригующе будет смотреться голос Суиндон, описывающий ландшафт и культуру людей-пришельцев. Впрочем, поводом для просмотра этого фильма, также стала книга «Пляж» в её экранизации также играет Тильда — основательница коммуны. Может действительно, на такой же планете есть я, такие же вы, и мы также пишем рецензии на космический фильм Йоханнссона, надеясь что когда-нибудь знак свыше, нас объединит. И мы встретимся.
Памяти Йохану Йоханнссону
25 августа 2020
Интересное творение Йохана Йоханнссона увы далеко не идеальное. Вот вроде какие-то необычные строения, умные слова рассказчика, наверняка тут есть что-то умное, подумали многие, но на самом деле всё далеко не так. Если в некоторых сценах поменять ракурс камеры, показать другой монумент или же вообще вырезать некоторые сцены, то фильм ничего не потеряет. Нам показывают 1—2 минуты как камера приближается к небу, такое же можно сделать за 3 секунды, при этом смысл останется такой же, но в итоге этот фильм просто тратит экранное время впустую.
Трудно сказать вообще, что тут кроется какой-либо посыл, потому что вместо фильма, которые использует максимум визуального повествования, мы получаем аудиокнижку. Именно из книги были вырваны эти фразы, которые произносит Тильда Суинтон, которые так же никак не адаптировали под сценарий фильма. Сценаристы просто взяли книжку, вычеркнули цитаты, и всё. Видимо на этом заканчиваются их сценарные способности. Да и даже трудно сказать, что они взяли самые нужные слова, потому что большую часть занимает лишь некий ворлдбилдинг.
Всё же мне трудно назвать этот фильм бездарностью, ведь музыка в нём просто поражает. Даже с закрытыми глазами я представлял эти постройки, эту туманность, одинокие локации. Пускай в данном проекте это реализовано не до конца осмысленно, но я уверен, что такой эксперимент даст волю чему-то новому, что сможет поменять весь кинематограф в будущем. Ведь умирая легенды создают больше новых безумцев, способных изменить мир
20 августа 2020
Это объект искусства. Вы испытаете страх, разочарование, любопытство, желание узнать развязку, а может и еще другие оттенки и нюансы чувств, которые свойственны именно вам.
Этот фильм не для попкорна и колы. Не для того, чтобы посмотреть на яркие спец эффекты (хотя, у меня всё время был вопрос «это декорации или компьютерная графика?») и динамичный сюжет. И этот фильм явно не для того, чтобы в конце испытать удовлетворение от завершенности.
Никто не разложит по полочкам. Нужно это работу проделать самому.
Собственно для этого он и есть. Запустить мышление. Взглянуть на природу человека под другим углом. Развить в себе навык смотреть на кино как на вид искусства. Постараться понять. Наполнить своим смыслом. Насладиться.
18 августа 2020
Эту работу сложно назвать полноценным фильмом, по сути это часовая презентация с повторяющимися картинками и закадровым голосом. Голос вещает нам трагическую историю последнего поколения людей. Через два миллиарда лет, человечество уже не живет на земле, из-за возрастающей активности солнца человечество переселяется на Нептун.
Фильм рассказывает нам свою история тремя способами, зрительным, через голос диктора и через музыку. В основном в фильме показываются сменяющие друг друга пейзажи футуристичных построек, сама картинка выполнена в виде старой, зернистой, с округленными краями, киноплёнки. Фильм снят в сером цвете и не меняется, такой цвет подчеркивает настроение картины, мрачное, безнадежное. Еще особую роль играет музыка, она монотонна и добавляет нотку грусти. Периодически она усиливается, а потом ослабевает и наоборот. В купе с серой картинкой и безжизненными постройками на экране, все это дает эффект увядания, гибели.
Смотря эту картину, ты невольно задумываешься о том что тебе важно, о будущем. Хотелось бы только поругать короткие текстовые вставки, слов в этом фильме наберется, наверно столько же, сколько в этой статье, а фильм идет час и между ними большие пробелы где мы просто смотрим на постройки под завывания скрипки. Я порекомендую картинку к просмотру, если вы достаточно терпеливы для такого кино.
17 августа 2020
Единственный экшн в этом фильме — дерево в окружении изваяний, немного покачивающее ветвями на ветру.
Нарисованных на компьютере бетонных монументов не хватило и в последней четверти фильма они начали повторяться.
Все повествование фильма, которое монотонно зачитывает в кадре Тильда Суинтон, уместилось бы в примерно в 10 минут, если убрать гигантские паузы.
Депрессивный звукоряд рождает фантазии о двухметровых смычках, которыми возможно извлекать так долго звучащие на одной ноте монотонные скрипичные звуки.
Основная мысль произведения выражена совершенно ясно не двусмысленно — «Мы все умрем, ибо все тлен и ничтожество по сравнению со звездами, которых неизвестно сколько, но у нас есть дух…».
1) Что может привнести в судьбу человечества знание количества звезд?
2) Что такое дух и какой в нем смысл, если все его носители исчезли как будто их никогда и не было?
Связь монументов в видеоряде с повествованием осталась невыясненной.
Фильм длится примерно 1 час 12 минут… осознание никчемности этого кусочка времени, вырванного из и без того не слишком длинной и осмысленной жизни, вполне экстраполирует с основной идеей этого фильма.
Рейтинг ленты имеет смысл поменять на 18+, имея ввиду выраженный суицидальный эффект от просмотра.
16 августа 2020
Первый и последний полнометражный фильм композитора Йохана Йоханнссона — это простое, но монументальное аудиовизуальное эссе о предстоящей гибели и переосмыслении человечества.
Успокаивающий голос Тильды Суинтон — голос будущего: бестелесный рассказчик из высокоразвитого «восемнадцатого вида» человечества, тянущегося к нам после 2 000 000 000 лет нашей эры. У него есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая, с моей точки зрения, даёт нам понять, что у нас впереди ещё 2 миллиарда лет развития и выживания, с рядом глобальных изменений; Плохая же, наоборот, заключается в том, что она говорит со времен, когда вся жизнь на земле скоро будет уничтожена. Она хочет, чтобы мы знали, что человечество обречено и будет спасаться каждый раз, кроме последнего.
Снимая в ч/б, Йохан и Стурла Брандт Грёвлен удачно визуализируют этот прогноз через серию безлюдных дублей, в которых люди заменяются брутальными монументами коммунистической эпохи в Балканских горах, по заказу бывшего президента Югославии.
Под аккомпанемент ярой партитуры Йоханссона, камера Грёвлена медленно исследует жуткие формы камня и бетона, как будто они являются природными чудесами. Именно благодаря музыке, покойный Йохан оказывает значительное эмоциональное воздействие на фильм.
Это серьезная работа, но не унылая: она требует рассмотрения того, как и когда наш вид закончится.
21 июля 2020