Москвы не бывает
6.5
2020, фантастика, триллер, комедия
Россия, 1 ч 38 мин
18+

В ролях: Иван Федотов, Ольга Старченкова, Анатолий Горячев, Павел Сборщиков, Виталий Абдулов
и другие
Постоянное безденежье, аварийное жилье, усатая стервозная подруга – так проходит жизнь разнорабочего Лехи в маленьком провинциальном городе Улетное. Он давно со всем смирился и просто плывет по течению. Все меняется, когда в городе появляется человек из столицы. Во что бы то ни стало он хочет снять разваленную квартиру умершего поэта-бомжа, который писал сумасшедшие стихи о том, что Москвы не бывает. Между тем, Леха знакомится с девушкой Машей. У нее на фотоаппарате герой обнаруживает свои снимки 4-дневной давности. Однако ни снимков, ни саму Машу Леха почему-то совсем не помнит, билетов до Москвы – никогда не бывает в кассе, столичный гость – совсем не тот, за кого себя выдает, а их провинциальный город – не совсем провинциальный и даже не совсем город..
Дополнительные данные
оригинальное название:

Москвы не бывает

год: 2020
страна:
Россия
слоган: «Некоторые тайны сводят с ума. Ты узнаешь все, если вспомнишь!»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Ян Вороновский
композитор:
художники: София Сладкова, Игорь Широков
монтаж:
жанры: фантастика, триллер, комедия
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $1 522
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, триллер, комедия

Постер фильма «Москвы не бывает», 2020

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Москвы не бывает», 2020

Оригинальная сказка для взрослых

Для начала хочется сказать, что у создателей получилась действительно оригинальная картина с четкой идеей, определенным посыл и оригинальным подходом, которая однозначно производит впечатление.

В декорациях безнадежной жизни захолустья, начинает развиваться, на первый взгляд, типичная криминальная история локального масштаба, однако буквально на каждом шагу в поле зрения зрителя попадают мелочи, которые по началу никак иначе как особенностями съемки низкобюджетного кино объяснить невозможно, однако постепенно становится очевидно, что тут сильно все непросто.

А вот с этим самым «непросто», к сожалению, все непросто.

Чтобы не спойлерить сюжетные твисты, коих тут не мало, буквально разбор пролога – к квартире умершего поэта, точнее тому, что в ней находится проявляют интерес гость из Москвы и команда фанатов, плюс у главных героев обнаруживаются провалы в памяти.

Да это фентези, да автор может заявлять что угодно, но заявленное должно укладываться во внутреннюю логику истории, тут же когда становится понятен весь расклад, выясняется, что фанатов не могло быть в принципе из-за особенностей творчества поэта, а даже если махнуть на это дело рукой, то никакого смысла в интересе у гостя из Москвы тоже не было.

Второй принципиальный для истории момент – провалы в памяти. С ними ровно такая же ситуация - объяснение их появления никак не сходится с их реализацией, в виду чего страт истории, как и все дальнейшие причинно-следственные связи здесь весьма условные.

Заложенная базовая идея про культурный код, тоже, скажем так, очень сильно субъективное авторское видение. Лично мое отношение к этому делу сильно отличное, но это тот случай, когда «я художник, я так вижу» вполне уместно.

Из-за подобных «нюансов» удовольствие от просмотра можно получить исключительно при условии отключения критического мышления, просто наслаждаясь просмотром оригинальной сказки.

В режиме сказки же, получилась очень самобытная, оригинальная и законченная история в не менее колоритном графическом исполнении с очень колоритными и запоминающимися образами.

В результате, хоть по проработанности и реализации лента объективно вызывает вопросы, но учитывая насколько это редкий жанр, бесспорно заслуживает обратить на себя внимание, да и в принципе подобным экспериментам надо давать шанс.

8 из 10

13 июня 2024

Замкадье, но... не совсем.

Классический вход в сюжет, чтобы показать всю тупиковость повседневной провинциальной жизни рабочего класса: разговор на обшарпанной кухне. Усатая тётка пилит мужа – Алексея (он же Лёха), а тот вяло обещает заработать больше… всё это так знакомо по современному артхаусу.

«Дурак», «Однажды в провинции», «Миннесота», да фильмов с похожей завязкой десятки можно насчитать.

Кстати, почему женщина усатая? Вы не задумывались? Кажется, такой приём режиссёр Дмитрий Фёдоров применяет для того, чтобы наглядно показать всю степень запущенности, когда женщине даже на свою внешность наплевать. Хотя здесь, как мне кажется, крен получился в сторону патологии. Всё-таки чтобы показать разнузданность и нежелание женщины следить за собой, существует куча других действенных приёмов. А усы – это какой-то перебор. И не смешно и уродливо.

Тем более, что в семье Лёхи есть весьма симпатичная дочь подросткового возраста, которая, впрочем, по сюжету никак себя не проявляет. Появляется она буквально в паре сцен, да и то, стоит в тени и молчит. Жаль! Очень жаль что из такого персонажа получился типичный рудимент, поскольку вокруг дочери главного героя может быть завязано немало интересных сюжетных решений. За это фильму сразу минус.

В остальном 'Москвы не бывает' продолжает развиваться, как типичная провинциальная утопия. Помимо Лёхи и его коллеги-собутыльника в кадре появляется некий бандитский авторитет у которого всё вокруг схвачено и за всё уплачено. Тоже весьма предсказуемый и привычный персонаж.

Не добавляют остроты сюжету и исписанные какими-то каракулями обои, которые на деле оказываются стихами. И за стихами этими охотится какая-то невнятная маргинальная троица то ли музыкантов, то ли поэтов, то ли диссидентов. На этом этапе история начинает давать крен в сторону чёрной комедии. Поскольку троица эта начинает активно кривляться в кадре, вызывая немалое сомнение в своей адекватности.

И вот, неожиданно в этот чернушно-алкогольный уик-энд, развернувшийся на экране врывается первая сюжетная замануха: местная журналистка, Маша, узнаёт Лёху по фотографиям на своём аппарате, а он про эти фотографии ни сном ни духом.

Здесь сразу вспоминается подобный приём в завязке сериала «Чернобыль. Зона отчуждения», первый сезон, которого вышел на несколько лет раньше, чем стартовали съёмки фильма Дмитрия Фёдорова.

Там главные герои, ставшие жертвами квартирного вора, тоже были немало огорошены, увидев, вдруг, себя на одной фотографии с этим самым вором.

Так что приём уже известный, но при этом действенный. Первая зацепка поставлена. И зевающий к тому моменту зритель, без сомнения, прильнул к экрану с ожившим интересом.

Увы, но в дальнейшем замануха эта не сработала. Более того, она оказалась типичным киноляпом, поскольку стала жёстко расходиться в заявленными в сюжете обстоятельствами.

В чём именно? Говорить не буду, поскольку тогда неминуемо получатся спойлеры. Попробуйте догадаться сами, в чём там кроется сюжетный дефект.

Дальше история покатилась по своей колее напоминая некий симбиоз криминальной драмы, чёрной комедии, утопии и ничуть не претендуя ни на триллер, ни на фантастику.

Зацепки, разбросанные по сюжету регулярно поднимали интерес, напоминая, что в городке этом происходит что-то не так. Некоторые из них выглядят вполне удачными.

Например, поведение столичного гостя, который, к тому времени, уже стал потенциальной жертвой местного авторитета, поведение его в одну минуту поменялось до неузнаваемости.

Кульминацией же сюжетных загадок, во всяком случае для меня, стал лес, который на деле оказался совсем не лесом, а… стеной. К этому времени «Москвы не бывает» уже уверенно выходил в лидеры по степени загадочности сюжета. И так хотелось увидеть необычную и непредсказуемую развязку. Но… всё испортилось в один миг. Героев как будто подменили. Войдя в иную сферу действительности, они резко утратили все свои качества и стали какими-то бесформенными и бесхарактерными. А новые авторитеты, выведенные сюжетом на передний план, стал поражать своей примитивностью и заштампованностью поведения.

И покатилась тогда история в тар-тартары. Все набранные фильмом баллы были растеряны и утрачены безвозвратно за оставшиеся минуты хронометража.

Всё вдруг стало таким банальным и предсказуемым, что даже стало обидно за первую половину фильма, которая, словно бы, создавалась другой командой.

Печально, что такая талантливая задумка разбилась вдребезги. А ведь развязку можно было сделать совсем иной. Без типичных ментов, автоматов, серебристых скафандров и высокопарных речей.

Тем не менее фильм Дмитрия Фёдорова получился зрелищным!

Не смотря на то, что творческая группа испытывала серьёзный дефицит в финансировании проекта, о чём наглядно говорит длительный срок изготовления фильма: съёмки стартовали в 2017-м году, а премьера только в 21-м, этот момент не режет глаза.

Да, здесь нет дорогой компьютерной графики. Здесь нет сложных декораций или сцен с большим количеством массовки. А надо ли это?

Кажется уже много раз наглядно доказано, что большой бюджет – вовсе не показатель того, что фильм получится достойным и по настоящему интересным. Скорее большие деньги - свидетельство обратного. Об этом не перестаёт говорить в своих выпусках блогер Евгений Баженов (автор и ведущий ютуб-канала BadComedian).

А здесь ребята подсчитали выделенные копейки и сняли в общем-то неплохой артхаус, который, разумеется, не имел впоследствии ни громкого пиара, ни широкого проката.

Жаль, конечно, что не дотянули и запороли финал фильма. Но посыл был дан достойный!

Поэтому хочется надеяться, что Дмитрий Фёдоров в дальнейшем сможет порадовать нас зрелищными фильмами с закрученным сюжетом.

15 января 2024

Россия впадает в фантастические миры

Вы заметили что произошло с российским кинематографом с конца 2010-х?

Он начал активно и массово осваивать фэнтезийные и фантастические жанры, вплетая мистические и магические сюжеты в свои повествования. Если раньше это были единичные проекты, то сейчас зрителей бомбардируют альтернативными мирами. 'Разрешите обратиться', 'Ампир V', 'Библиотекарь', 'Этерна', 'Карамора', 'Последний богатырь', 'Вампиры средней полосы', 'Пищеблок', 'Наследие', 'Два холма', 'Аванпост', 'Черновик' и др. - это лишь часть российской фантастики и фэнтези последних лет.

'Москвы не бывает' 2021 г. - нашумевший фантастический проект, получивший широкий интерес публики, несмотря на очень скромный бюджет и отсутствие громких звезд.

История начинается со знакомства с незадачливым главным героем. Он ленив, беден, подрабатывает на стройках, а чтобы не жить с мамой в коммуналке, живет с усатой страшной теткой...

Герой отправляется устанавливать оконные рамы в квартиру скончавшегося писателя. На полу разбросаны бумаги, а на ободранных обоях куча каких-то надписей. Одна из них попала в заглавие фильма - 'Москвы не бывает'.

Вскоре сюжет начинает походить на британский сериал 'Утопия' - окажется, что куча людей охотится за записями писателя, так как в них есть какая-то зашифрованная тайная информация.

А следом сюжет эволюционирует практически в 'Шоу Трумана' - герой вместе с новой подругой попытаются выбраться из своего депрессивного городка, сядут в автобус, но уехать никуда не смогут. Автобус застрянет, а вместо леса впереди окажется стена...

Короче, 'Москвы не бывает' - это фильм с сюрпризом. Если вы любитель фантастики, то наверняка вам этот сюрприз не покажется новым и оригинальным. Но увидеть российскую версию этого сюжета все-таки довольно интересно.

В целом 'Москвы не бывает' - очень бюджетный фильм. И это бросается в глаза. Более того, он кажется дебютной работой, хотя по факту это далеко не первый проект режиссера Дмитрия Федорова. В сценарий создатели фильма попытались засунуть побольше легких шуток и забавных абсурдных персонажей. Из-за этого у них получилась весьма затянутая бытовая завязка, которая на самом деле мало соотносится с фантастической развязкой.

Рейтинг фильма в Кинопоиске - 6,5 баллов. Это легкий одноразовый фильм, который вполне достоин просмотра, но от которого не стоит ждать каких-то серьезных идей и профессионализма.

Обилие альтернативных фантастических и фэнтезийных миров в современном российском кино, включая 'Москвы не бывает' - это безопасный способ посмеяться над реальностью или сбежать от нее. На критику реальности даже в таких проектах мало кто осмеливается, хотя фантастика в истории мирового кино всегда использовалась как удобная форма для препарирования актуальных проблем.

28 ноября 2023

Очарование безысходностью

Разбитые дороги, безлюдные дворы, утопающие в грязи, мрачные хрущевки, на которые давит пасмурное, темно-сизое небо - типичный пейзаж, умирающего поселка. Да что поселка - во всех городах России можно найти такие уголки. Часто ли мы видим такое - практически, каждый день. Но часто ли мы любуемся такой картиной и можно ли ей вообще любоваться? Я считаю, что можно, а кто-то покрутит у виска и предпочтет любоваться альпийскими лугами. Но режиссер фильма, думаю, со мной солидарен. Весь фильм - это пейзажи какого-то, богом забытого, городка вперемешку с бедным, даже сейчас наверно, с нищенским бытом героев. Здесь не построят новых домов, сюда не будет переезжать молодеж: город обречен, но даже в таких трущебах, находятся дельцы, живущие под стать олигархам. Кто-то критиковал фильм, дескать, такие бандиты были в 90-е, сейчас все по-другому. А вот и нет, все именно так. Я часто бываю в одном из населенных пунктов Воронежской области и наслышан о подобных историях. Более того, главный злодей в фильме - точная копия бывшего главы упомянутого городка, недавно, кстати, почившего. Схожи они во всем: в манере общения, в темных делах, даже авто было такое же. (Новый глава города, кстати, еще хуже - ворует внаглую, никого не стесняясь).

У фильма неожиданная концовка, сюжет которой давно замусолен в старых американских картинах. Но после того, как ты недовольно восклицаешь 'О, да это же было в этом...', наверно даже позже, уже после титров, понимаешь, что фильм-то был совсем о другом и смысл тут совсем не буквальный. Но в отличие от банальных притчей и драмм, у зрителя не остается большой симпатии к одним и антипатии к другим: ты понимаешь и принимаешь ход мыслей всех сторон конфликта.

В общем, любителям неспешных реалистичных картин, плавно перетекающих в сюрреализм, граничащего с артхаусом, рекомендую к просмотру.

14 сентября 2023

Так не бывает

Удивительно, что такие фильмы еще снимают, им дают прокатное удостоверение и их можно совершенно легально посмотреть. Хотя, стоит признать, что некоторые верные догадки научились весьма эффективно дискредитировать. В том числе частым повторение. Так что в стирание памяти уже никто не верит.

Сюжет про стирание памяти далеко не нов. Да, в предыдущих рецензиях уже упоминались Люди в черном, Вспомнить все... И про Шоу Трумена тоже вспомнили.

Мне же фильм больше напомнил сюжет прочитанной в юности более тридцати лет назад повести (жаль, не помню ни автора, ни названия) про парня, который просыпается утром на пляже и обнаруживает, что, в отличие от него, жители города не помнят вчерашний день. Оказывается все они - клоны погибших в атомном взрыве, ежедневно живут свой последний день, а ночью им стирают память, чтобы тестировать на них рекламные технологии.

Вот, собственно, об этом и 'Москвы не бывает', извините за спойлер. Точнее о том, что бывает, если не помнить - деградация и упыри в илите (да, я знаю, как пишется элита, но это другое). Причем, капитан, на мой взгляд, от Трофимыча отличается только образованием... а может, это просто диплом и всепоглощающая гордыня и жажда власти, которая просто нашла себе социально одобряемый ход (помните, как в 'Заводном апельсине' было?)

Очень органично, как мне кажется, в фильм вписались российские панки. И не только из-за моих юношеских воспоминаний (такими, кстати, они стали уже, когда их разрешили), а еще и потому, что у панк-культуры есть один важный феномен: она внешне настолько безумна, что позволяет сохранять разум, когда миллионы уверенных в собственной правоте леммингов стройными рядами движутся к краю пропасти.

28 февраля 2023

Кажется, что авторы пытались снять винегрет из разных жанров и стилей, но в итоге не определились и не смогли качественно реализовать ни один из них. На всё не хватило проработки, сформулированности. Поэтому по итогу тут нет ни фантастического сюрреализма, ни постмодернистской деконструкции, ни социальной драмы. Сюжетный поворот в концовке заимствован из одного известного российскому зрителю фильма с Джимом Керри и чуть менее известного нуарного триллера, который был снят за год до Матрицы в тех же декорациях. Причем это даже не отсылка, а просто плагиат. И все бы ничего, если бы эту идею удалось гармонично вплести в сеттинг российской глубинки, но проблема возникла именно с гармоничностью.

Первая часть фильма была неплоха, нагоняла саспенса, сценарий был адекватный и даже актерская игра была лучше. Со второй части фильма в происходящее просто перестаешь верить, герои начинают вести себя картонно, туповато. Диалоги написаны нереалистично, драки выглядят смешно. У актрисы, играющей журналистку, мастерство на уровне плохих детективных сериалов (в одном из них она даже снималась). Хоррор-сцена с похоронами просто не пугает (она не нелепая, не фантасмагоричная, она просто не работает, как и многие другие сцены), поездка через глушь на пазике под ремикс Летова не создает ни чувства аутентичности, ни ироничности. То есть нельзя вырезать какую-то сцену фильма и залить её на ютуб в качестве запоминающегося отрывка. В общем, все снято как-то дешево, сценарно плохо, а ещё слишком камерно - этой камерности не объяснить даже развязкой (но можно объяснить бюджетом, которого видно хватило только на сцену с полицейской облавой).

Сама развязка может удивить тех, кто не смотрел тот самый похожий на Матрицу триллер, который я упомянул. К тому же к ней неплохим образом подводит тематика увлечений героев и телевизионных новостей. А ещё тут есть немного политической философии, отсылающей к нынешней ситуации в нашей стране, и выражена она вроде бы неплохо и позволяет самому подумать и встать на одну из сторон.

4 из 10

6 января 2023

Завышенные ожидания не приводят ни к чему хорошему.

Фильм, увы, не оправдал ожиданий и оценки на КП. Всё-таки казалось, что будет более-менее качественный сюрреализм с особенностями русской культуры и ментальности, но, к сожалению, концовка и объяснение всего происходящего в фильме меня сильно разочаровали. Мне кажется, что в рамках конкретной и относительно реалистичной задумки события фильма должны неким образом соответствовать заданному жанру и не быть какими-то слишком банальными и лишёнными красиво и грамотно изложенной глубины.

Если говорить без спойлеров, то концепция фильма скудна и не соответствует ожиданиям, которые появляются при просмотре начала картины. Ну можно же было прописать всё как-то более складно и менее сумбурно, раз авторы закладывают такую, наоборот, несумбурную и простую концовку. Вспоминается 'Омон Ра' Пелевина, где есть некоторые параллели с этим фильмом, но книжный сюжет воспринимается более органично и философски ненаивно, чем данная картина.

Отдельное недовольство вызвала главная героиня-фотограф(ка) - её актёрская игра ужасна, и даже если такой образ специально был придуман режиссёром, он всё равно как-то режет глаз. Всё-таки бОльший уход в сюрреализм и некий фарс этому фильму не помешали бы, а то всё действие в итоге выглядит довольно наивно. Но отдельные образы доставили удовольствие (как комедийные, так и метафоричные).

5 из 10

28 октября 2022

В духе 'Левиафана' и 'Дурака'

Для меня этот фильм оказался иллюстрацией серой и не очень приглядной жизни на периферии. Стереотипные персонажи, разговоры которых можно слагать в анекдоты. Но сам дух фильма для меня из вселенной 'Левиафана' и 'Дурака', когда не можешь определиться, вдохновляет тебя увиденное на экране или только отвращает. Всё настолько типичное, что пытаешься вспомнить, где же ты видел раньше эту вахтёршу из общежития? Точно, в моём общежитии ровно такая же и была!

Мистические нотки в сюжете добавляют новизну в жанр 'российской чернухи', повышая градус саспенса и предвкушения развязки, а вот концовка стала для меня очень неожиданной и, пожалуй, немного 'слишком'.

Резюмируя, это один из тех фильмов, которые я советую к просмотру многим знакомым, но пересматривать повторно сама не готова категорически. Тем не менее, ставлю картине высокую оценку.

8 из 10

26 января 2022

Неудачно реализованная идея

Однажды у какого-то студента-сценариста родилась в голове идея-метафора. Идея хорошая, интересная, вызывающая дополнительные вопросы и желание поразмышлять.

И начал этот студент снимать кино по своей идее. Детали, сплоченность и логичность сюжета, интерес к повествованию и даже игра актёров оказались не важны. «И так пойдёт» — думал студент. Ведь главное — идея!

По крайней мере, такое ощущение у меня сложилось от просмотра.

Неплохие декорации — да. Гражданская оборона в саундтреке кому-то понравится. Но зато первую половину фильма саундтрек — однотонная пищалка какая-то, призванная нагонять жути и саспенса, но не справляющаяся с этой задачей.

Хотите сэкономлю вам время? Просто посмотрите первые 10 минут фильма и последние. Этого достаточно, чтобы уловить идею авторов, но не скучать в ожидании развязки.

Всё, что тут есть реально — это завязка и развязка, иллюстрирующие идею.

Сама идея неплохая — есть что обсудить. Но кроме неё, к сожалению, в фильме особо больше ничего нет.

Есть люди, которые думают, что им понравился фильм. Но если побеседовать с ними - становится понятно, что им понравилась только идея. И они просто согласны простить фильму вообще все косяки, из которых он состоит просто потому что им понравилась сильная метафора.

Я считаю, что фильму не хватило цельности и проработки. Глубины подачи той самой идеи. А также — качества исполнения. Понимаю, что бюджета нет. Но блин, можно было сделать лучше даже с этим. И не делать дешевые компьютерные эффекты. Лучше было обойтись вообще без них.

Ну правда, смотришь на этот огонь, горящий в бочке и невольно вспоминаешь игры года так 2000-го. Уровень графики такой же. И думаешь, ну ведь они старались! А потом думаешь: «А зачем?». Если уж тебе нужна бочка с костром в кадре — ну поставь бочку и разожги в ней костёр! А если нет, то вопрос — нужна ли тебе эта бочка вообще тут? Ну не играет она никакой роли от слова совсем. Зачем тогда?

В общем, плохо всё, кроме основной идеи. Но саму идею можно услышать в явном виде в последние 10-15 минут фильма. Для антуражности — глянуть первые 10.

11 ноября 2021

На букву 'Х'- Хорошая.

Тот самый любимый тлен, он только у нас может цвести ржавчиной труб теплотрассы, да пылать выцветшим обоями гостинок. Мы здесь живём, и очень любим вот это вот все. Леха главный герой, он как я, как мой кент, как тысячи жителей промышленных городов, живёт от зарплаты до шабашки, и радуется, что выжил. Депрессия это норма жизни, когда жизнь это один мир в масштабе спального района, а ты в нем не герой- а строитель по найму. И никогда это не закончится.

Но есть момент метафизических радостей, писанные на тех самых обоях текста вовлекают героя в мир приключений, куда до этого доступ был закрыт. Хотя и здесь все насквозь прозаично, чёрные риэлторы, странные покупатели, и традиционные русские панки с милым духовным топливом в виде пива. Так почему бы этому трипу в красках былинного настоящего не стартовать?

Честно сказать сразу и выкупить что смотришь. Да, безусловно тлен жизни есть, пятиэтажки, район, серое, не меняющееся небо, ржавые качели и теплотрассы, а ещё исконно русский антагонист, с традиционной водкой. Но, как водится чем дальше в дебри тем интереснее, отчасти. Положение ленты держится на колорите персонажей, и элементе тайны, совершенно метафизической. Не зря же повсюду мелькают образы города Москвы, который здесь имеет от простого смысла до мистического. И этот градус мистицизма накаляется, развивается совершенно милый, и не разу не чернушный арт-сюр, где участвуют икона панк андеграунда Жабер, и более медийный Сергей Пахомов, вот если бы их не было, то на странствия Лехи-разнорабочего было бы не так интересно смотреть. Ах да, к счастью для искушённых метафизиков, музыкальная часть обширно нашпигована здоровым, и вечным пением Егора Летова, что рождает определенную атмосферу. Ну вы знаете, эта вечность пахнущая нефтью, да солнце с мыслями за горизонт, из далей коробки бетонной, да в прорубь. Пардон, это для атмосферы, а она есть. Правда смысл её совершенно не так удручает, а скорее рождает надежду на лучшее, ту самую, что как свет в конце тоннеля светит утром каждого нового рабочего дня над бетонным покрывалом безымянных районов. Где не бывает Москвы.

4 ноября 2021

Сатира на провинциальную русскую жизнь или фильм-притча?

Добрый артхаус о вечном дне, выход из которого ищут единицы. Как и в жизни.

Действие фильма происходит в жалком провинциальном городке и крутится вокруг разнорабочего Лехи. Его положение внезапно меняется, когда в город приезжает некто из столицы, Леха знакомится с девушкой Машей, и на ее фотоаппарате оказываются их совместные снимки.

Череда совпадений, надписи на обоях квартиры, где умер поэт — все кажется очень странным.

В окончательный ступор ты впадаешь, когда Леха с Машей не могут уехать из города, потому что билетов в Москву нет.

Создатели фильма шикарно передали идею, сначала введя в заблуждение зрителя обо всем и потом заставив его искренне удивиться. Кроме того, при просмотре нет ощущения, как часто бывает в русских фильмах, что на что-то не хватило денег и ума — картина абсолютно гармонична.

Хочется отметить актеров, которых лично я, за исключением некоторых, в том числе и моих любимчиков Анатолия Горячева и Виталия Абдулова, вообще увидела впервые в жизни. В частности, исполнителей ролей Лехи и Маши. Ребята играли так, словно они действительно эти люди.

Персонаж Маши — самый натуралистичный. Если других еще можно назвать собирательными образами, эта героиня полностью закончена, и у таких как она всегда есть шанс и будущее, о котором они мечтают.

Смотреть этот фильм однозначно стоит. Это самая настоящая притча.

8 из 10

2 сентября 2021

Лайтовое арт-хаусное роуд-муви

Достаточно неплохой в своём жанре фильм. Есть густая атмосфера российской глубинки, родная разруха кругом. Большинство актёров играет хорошо, некоторые нарочно карикатурно, как тот же Пахом. Как он вообще ещё может играть?

Сюжетно фильм интригует до последних кадров. В сюжете нашлось место и охоте за мак-гафином, и дорожному, пусть и непродолжительному, приключению и социальному комментарию.

Главный герой картины — работяга Лёха, который во время работы на одном объекте обнаруживает кое-что, что интересует сразу несколько персонажей. Вокруг обладания мак-гафином крутится половина фильма, далее сюжет делает крутой поворот и выходит на совершенно другой уровень. До определенного момента кажется, что в сюжете замешана временная петля, но объяснение, к сожалению или счастью, другое.

В фильме играет множество добротных советских и российских актёров. Большинство актёров играет хорошо, некоторые нарочно карикатурно, как тот же Пахом. Как он вообще ещё может играть?

Постановка кадра и цветокоррекция приятные, даже российская глубинка благодаря видению режиссера выглядит уютно, а не безнадёжно, как у тех же Быкова или Балабанова.

Музыкальное сопровождение колоритное. За картину мы услышим ни одну песню Игоря Фёдоровича Летова, особенно запоминается кавер на «Всё идёт по плану».

Большую часть картины сюжет действительно держит в напряжении. Но срыв покровов и итоговое разъяснение происходящего лично меня разочаровали.

«Москвы не бывает» не стыдно российское кино. Может не такое глубокое, которым хочет казаться, но самобытное и интересное. Если любите около-артхаусные картины, можете посмотреть. Скорее всего понравится.

7 из 10

16 августа 2021

Похож на короткий метр, но посмотреть стоит.

Рецензия будет достаточно краткая. Сразу к минусам — игра многих актеров невысока, типаж съемки похож на короткометражные фильмы, иногда хочется обсмеять ту или иную сцену ибо смотрится она очень надуманно и плохо отыграно, быстрое развитие доверительных отношений и не полное раскрытие мотивации персонажей, тем не менее фильм в целом оставил приятное ощущение и держал в напряжении (хотя сразу из описания было понятно, что фильм частично будет похож на «Тёмный город» и «Шоу Трумана»). Плюсы — начало фильма очень увлекательно, хорошо подобран антураж и музыка, интересно читать надписи на стене, веет рассказами Стругацких или Пелевина. В целом комичные сцены с большой долей пародией и сатирой на глубинку и желание многих попасть в «МААСКВУ». Достаточно глубокая мысль про важность миссии сохранения культурного «русского кода» и про то, что фактически эта миссия провалена, что общество пришло к массовой деградации и оно абсолютно не похоже на то, коим первоначально являлось. Фактически автор показывает аллюзию на современную Россию, на то, что как такового истинно русского народа с его культурой в целом и не осталось, полная деградация нации погрязшей в нищете и алкоголе не даст «потомкам великих русских переселенцев» осуществить возлагаемую на них миссию — заново основать свой дом Россию/Землю 2.0.

16 августа 2021

Замах на рубль…

В большей своей части, это очень хороший фильм: он умело интригует, его персонажи живы интересны, его атмосфера затягивает, он рисует яркую картину происходящего, пусть и серым цветом. И всё это под замечательную музыку, что попеременно копирует немало известных российских групп (у чего даже может быть сценарный подтекст, но это не столь важно). Это фильм вызывает у зрителя улыбку, грусть, смех и желание захлопать в ладоши. В большей своей части перед нами ещё один шедевр Российского кино, самобытный, но снятый в характерном и узнаваемом стиле. 9/10.

Но есть у этого фильма и вторая часть, она существенно меньше, где-то 2—3 эпизода ближе к концу, где нам скажут что это было, зачем, как, кто виноват и почему. Здесь, когда напряжение на максимуме, а до разрешения интриги остаётся лишь шаг, фильм резко сменяется другим, где декорации шаблонны и начисто лишены фантазии, где персонажи идеально плоские, а диалоги топорны и нужны только для скорейшего озвучивания экспозиции и произнесения простых как молоток мыслей. Ладно актёры в камеру не смотрят, и то благо. В этой своей части перед нами ещё один представитель российского кино, не очень самобытный, и, к сожалению, снятый в характерном и узнаваемом стиле.

10 августа 2021

50 оттенков реальности.

Фильм «Москвы не бывает» далеко не дебютанта Дмитрия Фёдорова («Ведьма») — кино презанятнейшее: дикая смесь из чернухи 90-х, «Города Зеро», «Левиафана» и авторской российской фантастики за три копейки. Удачно подмеченные и сыгранные сцены провинциальной жизни чередуются с какими-то совершенно ученическими «нереальными» (особенно в первой половине ленты). Потом «маразм закрепчает», реальность окажется не реальностью, а многослойными вариантами реальности. И всё действие, как выяснится, происходит не в какой-то одичалой провинции, живущей отдельно от Москвы в каком-то открытом космосе, а как-раз таки в космосе — на огромном корабле с остатками землян, летящими спасаться к далёкой планете.

Концовка напоминает бред сумасшедшего и реально пугает. И кино становится «дикое, но симпатичное». Убедителен главный герой работяга Лёша (Иван Федотов) и его маргинальное окружение — сожительница, товарищ по работе, мама (все, за исключением новой подружки-журналистки, слишком уж наивно-легковесной (Ольга Старченкова), убедителен местный криминальный авторитет в исполнении Александра Воробьева и псевдо-гость из Москвы (Анатолий Горячев). Совершенно в тему саундтрек. Ещё поражают кассовые сборы — 373 доллара. И это обнадёживает — нашлись таки люди, рискнувшие выпустить фильм в прокат. Который, возможно, окажется важнее для отечественного кино, чем мега-блокбастер «Холоп».

7 из 10

4 августа 2021

Будущее… настоящее… мотивация…

Создатели российских фильмов последних 10ти лет сильно грешат тем, что пытаются склонить зрителей к той или иной политической позиции, давая прямой посыл, что у нас всё плохо или наоборот заставляя зрителя гордиться страной. Этот фильм исключение и уже этим здорово выделяется на фоне всего остального. Идеология тут безусловно присутствует тоже, но авторы держат нейтралитет до финальных титров. В виде аллегорий в фильме представлен политический спектр современной России. Зритель может спокойно выслушать и сравнить разные точки зрения и понять их плюсы и минусы. Нельзя сказать что кто-то не прав или прав, в чем-то правы и неправы все. Инструменты, которыми достигается этот эффект заслуживают только похвалы, это умеренно черный юмор, без перегибов, музыка в тему, реализм декораций.

Если сравнивать с фильмами таких режиссеров как Звягинцев и Быков, которые однозначно склоняют зрителей к определенной идеологической позиции, чем вызывают восторг у уже поддерживающих ее зрителей, то здесь этого восторга наверное не будет, даже если в начале он может возникнуть, то монолог капитана в конце фильма будет как холодный душ.

В общем классный, редкий по концепции фильм, с прекрасной реализацией отличного сценария.

3 августа 2021

Хотели как лучше, а вышло как всегда.

Российское кино на подъёме, потому безумно интересно открыть в нём для себя что-то новое и нетривиальное. Отзывы об этом фильме разные, но преобладают всё же положительные, да и сравнение отчасти с таким шедевром как 13 этаж весьма заинтриговало.

Снят он в жанрах фантастики, комедии и триллера. Что касается первого, то это открывается только в самом финале. Комедией его назвать можно точно, правда слеплена она крайне убого, дёшево и скучно. Даже позиционируя этот продукт как «кино не для всех», ничего особо смешного я в нём не увидел. Это сплошное кривляние и юмор такого уровня, который удовлетворит разве что совсем недалёкого и неразвитого зрителя (мягко говоря). А триллера я в нём не увидел вовсе. Сценарий в принципе очень слабый. Идея не плоха и потенциально очень интересна, но её воплощение, к сожалению, оставляет желать не просто лучшего, а совсем другого уровня. Из всех персонажей сильно выделяется местный «пахан», который не лишён разума, да прекрасно исполненный Горячевым загадочный москвич. Все остальные участники действия смотрятся настолько нелепо, (именно нелепо, а не смешно), что порою вызывают даже отвращение. Главная героиня (да не обидится Ольга) напоминает продавщицу из деревенской продуктовой лавки, которой неожиданно предложили роль в кино. А главный герой как был кретином по жизни, так им и остался. К чему и зачем он шёл, осталось загадкой. И весь этот дурдом происходит в весьма классно подобранной и великолепно запечатлённой оператором постсоветской натуре. Браво! Музыкальное сопровождение у фильма также весьма интересное и вызывает лишь положительны эмоции. При том особенно странно смотрятся пара кровавых сцен, вовсе не понятно зачем и для чего втиснутые на экран. Кроме дополнительных возрастных ограничений это ничего не принесло.

В целом же фильм получился крайне слабым. Нельзя всё-таки брать такую серьёзную тему и пытаться произвести достойный продукт на уровне самодеятельности начальных классов. Как мне видится, здесь требовался совершенно другой, намного более сильный и продуманный сценарий, в первую очередь. Если говорить о жанре, то стоило бы сменить его либо на качественную драму в духе работ Быкова, куда безусловно вписалась бы такая великолепная натура, либо, если уж и делать из этого сатиру, то её уровень должен быть на порядок, а то и два выше, дабы кино не сваливалось в банальный, обыденный и скучный ширпотреб. Лично меня оно разочаровало, ибо я ожидал увидеть что-то более глубокое, пронизывающее сознание, дающее толчок к серьёзным размышлениям, а увидел дешёвую и жалкую поделку, не претендующую на хоть какую-нибудь положительную оценку, увы.

1 августа 2021

Америки не бывает

Вероятно, такого кино, как «Москвы не бывает», не может да и не должно быть много, но когда такое попадается, получаешь глоток свежего воздуха. В пространстве фильма встречаются Салтыков -Щедрин и Тарковский, Оруэлл и Кубрик, концепции Мира Дикого Запада и Звездного крейсера Галактики, атмосфера фильмов Звягинцева и Быкова — все сконцентрировано в полуторачасовом действии, в котором развязка отвечает на некоторые вопросы, но только для того, чтобы в голове зрителя родились новые вопросы, над которыми создатели фильма предлагают поразмышлять самостоятельно. В отношении жанра я бы в целом определил этот фильм как социально-философская фантастика, но и с жанром все многопланово и неоднозначно: фильм несет хороший заряд сатиры с элементом черного юмора и даже трэша, элементы классического триллера, панк-культуры в ее российской версии скоморошества или даже юродства.

Нет смысла пересказывать содержания, — кино делается, чтобы его не пересказывали, а смотрели, но «Москвы не бывает» — кино из разряда «не для всех».

Каждый зритель, помимо того, что сказал режиссер, выуживает из фильма что-то свое. Лично я разглядел знакомую и актуальную для меня тему настоящего и ненастоящего: часть действующих лиц фильма пытаются жить по-настоящему, не зная правды. Другая часть знает правду и имеют возможность жить по-настоящему, но вместо этого она подчиняет себя «великой идее» и становится частью какого-то гигантского механизма. В этом отношении фильм выходит за рамки российской действительности: пространство фильма можно сопоставить со всем современным человечеством, живущим на Земле, в котором есть «золотая тысяча» рулевых, а остальные стоят перед выбором: стать частью системы или остаться самими собой)

Фильм демонстрирует и еще один факт, который относится ко всему кинематографу в целом: идея — первична, сознание определяет бытие. Фильм по меркам мирового кино малобюджетен, но в нем есть мощный заряд смысла, его проблематика актуальна и, вместе с тем, она вне времени и географических границ, потому что настоящий ответ на вопрос: «Кто ты?» выводит человека, который ищет на него ответ, за пределы конкретных времени и пространства.

По этой причине, некоторые недостатки сценария и съемок (если они действительно есть — я не профессионал в области кино) второстепенны и я не буду писать о них здесь вовсе.

9 из 10

10 июня 2021

«Шоу Трумана» с персонажами «Бумера»

Можно ли снять хорошее кино с небольшим бюджетом? Этот фильм — еще одно доказательство, что можно. Начинается всё как беспощадная сатира на российскую провинциальную жизнь, которая не менялась с 90-х. Работяга Лёха живёт с некрасивой усатой женой и дочкой, постоянной работы нет — перебивается нечастыми заказами по установке окон. В городе заправляют всем бандиты. После череды неудач Лёха решает сбежать в Москву вместе с местной журналисткой — но оказалось, что… Москвы не бывает. Только в конце фильма жанр перерождается в научную фантастику.

К достоинствам картины можно отнести неизвестных актёров (да — это достоинство в российских реалиях), хорошую режиссёрскую работу и музыку. К недостаткам можно отнести халтурные сцены убийств и плохую постановку драк. Но главное — сохранён темп повествования и соблюдён шаткий баланс между драмой и сатирой. А финал настолько необычен, что мысленно пожимаешь руку сценаристу.

4 июня 2021

Выйти за рамки

Главный герой фильма — работяга Лёха, который хочет заработать денег и перестать крутиться, как белка в колесе. Однако это невозможно в его провинциальном городе, где вся власть в руках беспринципного Толяныча. Лёха знакомится с журналисткой и они решают вырваться, уехать из своего города в Москву, потому что лишь там возможна другая жизнь. Вот только это оказывается не так просто, потому что поезда и автобусы туда не ходят, а гениальный земляк перед своей смертью не просто так писал на стенах своей квартиры стихи о том, что Москвы не бывает.

Сперва о плюсах: великолепно выбраны локации для съёмок, саундтрек из песен «Гражданской обороны» очень в тему, удачны некоторые второстепенные герои (хоть и не все), а резкость твистов по-хорошему шокирует.

Но и критиковать фильм можно за многое: это и местами слабая игра ведущих актёров, и провисание темпа, из-за чего начинаешь скучать на некоторых сценах, карикатурность ряда персонажей. Бросается в глаза и недостаток бюджета, не позволивший полностью раскрыть потенциал сценария.

Но при всех своих минусах фильм — настолько яркое и смелое высказывание, что критиковать его не хочется. При кажущейся простоте и камерности — фильм многослойный и позволяет разные прочтения, поднимает разные темы. После просмотра остается ощущение, что это кино скрывает больше, чем показывает, побуждая зрителя размышлять и выискивать новые смыслы, самостоятельно достраивать картину.

Метафора фильма проста, но наглядна — в провинции невозможно жить, нужно перебираться в Москву, которая стала для героев синонимом рая, но вот Москвы не бывает, в неё нельзя попасть, а попавшие — не вернутся назад, или вернутся совсем другими. И приходится вновь и вновь пытаться выйти за рамки, изменить себя, чтобы изменить мир.

Рецензия вышла сумбурной, как и местами сумбурен сам фильм. Но я рекомендую его посмотреть и постараться понять.

24 мая 2021

Фантастика Москвы не бывает на большом экране с 2020 года, его режиссером является Дмитрий Федоров. Кто снимался в кино, актерский состав: Иван Федотов, Ольга Старченкова, Анатолий Горячев, Павел Сборщиков, Виталий Абдулов, Елена Ворончихина, Наталья Платонова, Александр Аблязов, Ирина Гавра, Денис Яковлев, Сергей Пахомов, Александр Воробьев, Михаил Крылов, Рося Росновская.

Страна производства - Россия. Москвы не бывает — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.