Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Маша |
год: | 2020 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Анастасия Пальчикова |
сценарий: | Анастасия Пальчикова |
продюсеры: | Лариса Блажко, Владимир Пермяков, Денис Дубовик, Валерий Федорович, Евгений Никишов, Рубен Дишдишян, Анастасия Пальчикова, Иван Голомовзюк, Ольга Куренкова |
видеооператор: | Глеб Филатов |
художники: | Ася Давыдова, Анна Чистова |
монтаж: | Иван Барышев, Мухарам Кабулова, Мухарам Кабулов |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 50000000 |
Сборы в России: | $65 420 |
Мировые сборы: | $66 309 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 сентября 2021 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Каждый росший в 90-е годы хранит в своей памяти особые воспоминания о том времени. Также и с кино: каждый новый фильм выходящий с темой о том времени моментально просматривается, вызывая непередаваемое чувство ностальгии. Поймёт не каждый, только те, кто на своей шкуре прочувствовал всю тяжесть и при этом кайф того времени. Я пусть и не полноценно захватил этот период, но многое помню и перенёс через свою жизнь, так что с гордостью могу вспоминать и рассказывать истории о своём детстве.
Фильм повествует о девчонке, которая растёт в бандитской семье, постоянно сталкиваясь своими наивными глазами с жестокостью, насилием и прочим криминалом. В силу возраста она трактует эти действия несколько иначе, чем например её мать, воспринимая всё это как игру. Её мечта стать исполнительницей джаза, поэтому она использует свои певчие умения везде, хоть на криминальной разборке, хоть на похоронах друга.
Фильм хорош. Возможно, за меня говорит детство, но я доволен. Каждый кадр пропитан тем духом, каждое действие героини знакомо и понятно. Её любовь к скромному мальчику, разворачивающаяся на фоне всех криминальных событий, окружающих её жизнь, выполнена в блестящем стиле. В этом я бы и заключил весь смысл картины. В любви. Не только к парню, но и к матери, к другу, к крёстному. Её наивность и простота осмысления ситуации показывают нам мир 90-х её глазами, её видение того времени, которое для многих до боли знакомо.
Кем может вырасти ребёнок, повидавший в нежном юном возрасте много крови и боли? Вероятнее всего таким же бандосом. Но когда у человека есть цель, есть мотив, есть повод стать лучше, стать светлее и душевнее. И пусть не чураются люди: мол, снова о лихих 90-х с её чернухой. Это кино лишь косвенно об этом: это история подростка, которая взрослеет проходя через это. Это волнительное кино, напомнившее всем нам о том времени, которое и любят, и ненавидят одновременно.
«- Это были 90-е, мы выживали как могли!» — так многие говорят о своём тёмном прошлом. Это, конечно, не оправдание, но так и было. Если не ты, то тебя! Об этом постоянно твердит Крёстный, мол, время такое. Дабы не погибать в нищете, приходится пачкать руки. Но при этом стоило ребёнка максимально отгородить от этой жести, дабы твои потомки не росли такими же тварями. Тогда никто не знал что лет через 10—15 мир заполонят роботы, гаджеты и прочая компьютеризация, всё будет проще и быстрее. Все жили одним днём, который был поход на каждый предыдущий. И ребёнок, снова и снова видящий всё это, неуклонно скатывается к такому же беспределу.
Фильм пролетает незаметно, жаль что не раскрыли по детальнее некоторые аспекты картины, думаю ещё минут 20—25 хронометража не помешали бы картине. Хотя и так вышло довольно убедительно и правдиво. Фильм содержит много пугающих кадров, про которые современная молодёжь знает только понаслышке. В это вся жесть того времени, можно иметь продуктовый ларёк, и в одночасье его потерять. И не как нынче, по закону, налогам и прочей бумажной канители, а с битами, поджогами, разбитыми носами и т. д. Вся чернуха ушла, но память осталась, особенно в глазах и голове ребёнка…
8 из 10
1 мая 2021
Модная ностальгия по девяностым через призму восприятия наивного подростка — так уже который год выглядит фестивальное кино нашего времени. На этот раз исповедь главного героя — флешбек героини Ани Чиповской в отроческие годы, где боксерская секция мирно соседствовала с джазом, а самые искренние чувства — с мгновенной смертью на разборке.
«Маша» (2020) — девичья версия становления новой России под крылом авторитетного родственника. Главная героиня, чьим именем назван фильм, самый лучезарный ребёнок на свете — широкая улыбка, огненные волосы и звонкий смех. Ее родители развелись, а отец, владелец местный ларьков, упорно отказывается прописать дочь в квартиру. Воспитанием девочки занимается дядя, глава спортшколы и местный авторитет по прозвищу Крестный. Ее друзья — взрослые ребята из боксёрской секции, которые вот-вот норовят перейти грань между игрой и влюбленностью в хохотушку Машу. Но она и не думает о чувствах — больше всего на свете девочка любит джаз.
Несмотря на всю чистоту помыслов героини, окружающая ее действительность делает своё дело — вокруг погибают вчерашние друзья, смерть вообще кажется неотъемлемой частью действительности, привычной игрой, непонятной и стремительной, поэтому на похоронах Маша не плачет, а поёт недавно заученные песни.
По вечерам в темных коридорах между спортзалом и раздевалкой можно увидеть многое, услышать ненужное и осознать страшное. Спасает лишь музыка, громкие песни на незнакомом языке как мечта о сказке, другом мире, в котором никому никогда не бывать, но без грёз о его свежем ветре тут просто не выжить. Да, музыка смогла перевесить жестокий спорт, но насилие, происходящее повсюду, с такой силой впиталось в детское сознание, что желание кровавой мести даже спустя годы стало единственным путём к прощению.
Да и сама Маша, примеряя модные лосины, стала феей из потустороннего мира, Танатосом в юбке, ведь любой, кто был близок этой доброй колдунье, оказался мёртв.
Не смотря на весь трагизм истории, фильм переполнен тёплыми красками и наивной неловкостью ситуаций, которые могли произойти лишь однажды. По сути бандитское кино смешалось с подростковой драмой о первой любви, но не потеряло своей жестокости. Будто смешливый ребёнок подсматривает сквозь едва приоткрытые ресницы и с высоты своего затуманенного мечтами рассудка не до конца способен понять, что такое смерть, ведь больно — это когда меня обидели.
Но есть причины, делающие этот фильм уникальным. В отличие от не менее пубертатной драмы «Середина девяностых» (2018) история про разбалованную Машу рассказана более мягким языком, но о более суровых вещах, оттого — доступнее и масштабнее. А в сравнении с нашумевшей «Теснотой» (2017) Кантемира Балагова — искреннее и светлее. Ведь не смотря на все стремление к реализму и достоверности авторов стоит не забывать о трепетных зрителях, чей на первый взгляд критический ум на самом деле стремится к прекрасному, доброму и наивному, издалека напоминающее о собственном детстве.
26 апреля 2021
Собираясь смотреть фильм, заранее не питала особых иллюзий, просто хотела посмотреть картину, затрагивающую время, в котором прошло моё детство. И фильм, на удивление превзошёл все мои ожидания. Браво режиссёру Анастасии Пальчиковой за такую скрупулёзную работу над своим первым фильмом. Совершенно потрясающе показаны время, антураж, образы людей и ситуации, раскрывающие всю суть того страшного периода нашей страны. Смотрится невероятно реалистично, все персонажи яркие, живые и запоминающиеся, даже те, кто играет третьестепенные роли. Это настоящая драма, затронувшая многие семьи моего поколения, и каждый её кадр отзывается внутри.
Девочка, живущая с мамой и её братом, криминальным авторитетом. Шайка вооружённой уличной шпаны, прикрывающая свою деятельность боксёрской секцией. Совсем юный мальчик, имеющий неосторожность подружиться с этой девочкой и влиться в ряды «боксёров». Один из пацанов-«боксёров», искренне симпатизирующий девочке. Бывший муж мамы девочки, держащий несколько торговых ларьков в переходах. Джазовая певица, дающая уроки вокала девочке. Все эти герои тесно переплетены в одной страшной истории, обернувшейся трагедией для каждого персонажа. За 1,5 часа на экране ломается столько судеб, что сердце сжимается. А ведь это наше совсем недавнее прошлое, вот так вот проходившее катком по реальным жизням людей. Порой совсем молодых, мало что успевших в своей жизни.
В своей тематике фильм практически безупречен. Безупречен даже постер с повзрослевшей главной героиней в треснувших розовых очках. Не могу назвать ни одного существенного косяка в картине. Да и не хочется их искать. Хочется сказать спасибо за такой серьёзный подход к работе над кинолентой и за то, что даже на такую, казалось бы, избитую тему всё ещё снимают сильные истории, остающиеся в памяти. Рекомендую к просмотру.
9 из 10
20 апреля 2021
На сцену выходит тридцатилетняя певица. Немного мешкает, делая паузу и даёт сигнал оркестру. Но никто не знает, как сложилось её судьба до этого момента, её детство, ведь оно прошло в девяностые
… думаю, как и у всех.
Актёры: главная роль отведена вовсе не Ане Чиповской, которая за весь фильм появляется всего 23 минуты, а Полине Гухман, тринадцатилтеней актрисе, известной по фильму «Иван». Её юная Маша в каждом кадре вызывающе выглядит и старается петь в любом случае. В поле кукурузы, во время похищения. Она одевает розовые очки, лосины и чем-то привлекает, не только своего дядю, но и других мужчин. А тут ещё переходный возраст и испытывает первые проблемы в менструации. Теперь девочка, стала женщиной, которая поёт совсем как опытная певица — в лице Чиповской.
Суханов превратился в делового дядю Игоря, нажившего состояние в лихие годы и который всём твердит, что «время неправильное» пришло. А ведь его экранная сестра была права, время разное — все от людей зависит. Стоило бы прислушатся.
Стоило бы прислушатся и остальным машиным парням: Трешка, который влез не в то дело или Серёжа, с виду вменяемый парень, ухаживает за Машей ставит ей «Ворона» с Бренданом Ли и пытается добиться её расположения с помощью тренировок в спортзале, чтобы впредь она не видела рядом с собой слабака. И вот сказать бы этим парням, ищущим ключик к сердцу Маши: «Время разное, все от тебя зависит», глядишь их участь была бы иной. Но, как сказал неизвестный поэт — чьи стихотворения слушала Машка — про таких вот людей: ».. а вы остались с золой».
Все остальное: Анастасия Пальчикова написала сценарий и поставила. Её картина не стала заметной шахматной фигурой королевы на доске «Кинотавра 2020» (потому что её место заняло «Пугало», что справедливо) зато завоевала внимание зрителей, хоть мы все давно знаем какое тяжелое было время, о котором идёт речь в фильме.
Впечатления: сложно воспринимать этот фильм. Кажется мы не по наслышке знаем про лихие 90-е. И при фразе сестры Игоря, сразу вспоминается «Бумер». «Не мы такие. Жизнь такая». А ведь не поздно изменится в лучшую сторону заранее, верно. Но на сцене, при свете огней славы, когда зрительный зал забит битком и певица выжидательно кивает оркестру, понимаешь, какую знаменательную паузу та сделала, окончив своё яркое выступление. Поставлена точка.
13 апреля 2021
На дворе 90е. Маленький городок, нищета, братва, разборки. Среди всего этого в семье криминального авторитета растёт Маша. Она мало понимает, что происходит. Она носит яркие лосины, розовые очки и мечтает стать певицей.
Все мы привыкли видеть 90е в кино глазами Данилы Багрова. Чем мрачнее, тем привычнее. Иногда я думаю, что те, кто не застал 90е уверены, что мы жили в аду. Настолько безысходно изображают их киношники. Но нет, ребята, у нас было детство! В «Маше» предлагаю взглянуть на то сложное время глазами подростка. И я увидела в этом себя.
В прошлом году на Кинотавр привезли «Быка» Бориса Акопова. Бандитская драма все о тех же 90х. В этом году туда повезли «Машу». Не отпускают нас 90е, как зудящая рана, которую так приятно ковырять. Ностальгия или что? Почему нам так нравится смотреть на это? «О, у меня такой же плеер был!» или «да, тяжело было тогда». И все равно мы смотрим, получая какую-то щемящую сердце эмоцию.
Отличие «Маши» от череды ностальгических фильмов про беспросветный русский мрак в том, что эта картина не мрачная. Как Тарантино лихо и задорно льёт реки крови, не вызывая страха и негативных эмоций, так Маша смеясь и весело напевая прорывается по жизни сквозь суровый мир братвы.
У фильма было две альтернативные концовки. Та, что вошла в окончательную версию фильма, кардинально поменяла суть и сущность главной героини.
9 из 10
11 апреля 2021
Ощущение дежа — вю возникло у меня практически сразу. Где — то я уже что — то подобное видела… В тот момент, когда на экране появился Трёшка (Двойников), и кто — то за кадром завыл: А я нашёл другую, пусть не люблю… В этот момент всё стало на свои места. По своей стилистике, «Маша» очень похожа на «Быка». Что неудивительно, учитывая, что фильмы сняты Глебом Филатовым, вдохновенным певцом «святых девяностых». Ностальгический, вызывающий рвотные позывы саундтрек, дегенеративные бандитские рожи в кадре, стыдливый увод камеры в сторону в тех моментах, когда герои занимаются членовредительством — эти детали кочуют из одного фильма в другой. А это значит, что у Филатова есть свой, неповторимый, «бычий» стиль.
Маша живёт в провинциальном городке в эпоху первоначального накопления капитала. Живёт Маша припеваючи. В буквальном смысле. Уже в 13 лет девочка чётко определилась со своим призванием — я буду певицей! Есть у Маши некоторые проблемы: развод родителей, половое созревание, но в целом, девочке живётся хорошо. Ещё бы. Ведь её родной дядя широко известен в узких кругах творческой интеллигенции под погонялом «Крёстный». «Крёстный» пользуется авторитетом не только среди патриотически настроенных предпринимателей, но и среди романтически настроенной молодёжи. Он руководит секцией бокса, участники которой (с интеллигентными лицами вчерашних ПТУшников) выполняют при нём роль бандитской пехоты. Пушечное мясо, гибнущее в разборках ради того, чтобы «Крёстный» мог заполучить ещё пару лакомых кусков собственности. «Крёстный» (прекрасная роль Суханова) — настоящий душка. Он подл, хитёр, изворотлив, гибок в выборе средств (где надо, он действует нахрапом, столкнувшись с сопротивлением, он умело ведёт переговоры, и выражает готовность к компромиссу). У него есть одна слабость — он любит племянницу Машу, и ее мать Надю. Чем в итоге обернётся для Маши дядина любовь? Конечно же хэппи — эндом, и задорной песенкой в финале фильма.
Режиссёр пыталась показать «святые девяностые» глазами ребёнка. Ребёнка, взрослеющего в атмосфере бандитских разборок (ой, а что случилось с Трёшкой?), в атмосфере похоти (ой, дядя жёстко трахает певицу, у которой я хотела взять автограф!) и семейного разлада. Можно рассматривать этот фильм как историю взросления. А можно и не рассматривать.
Можно попытаться перекинуть мостик между девяностыми и современностью. Глуховский (автор сценария «Топей») в беседе с Быковым назвал 90 — е «прививкой свободы». Блестящая оговорка, старик Зигмунд радостно потирает ладошки, и гадко хихикает. Смысл прививки в том, чтобы пациент перенёс заболевание в легкой форме, и выработал иммунитет. Глуховский считает свободу болезнью, от которой нашу страну вакцинировали с помощью расстрела парламента, приватизации и бандитских разборок. 90 — е годы Глуховскому нравятся, а двухтысячные нет. Нынешнюю Россию Глуховский изображает символическими «Топями» из которых нет выхода. А не является ли происходящее в России двухтысячных, прямым следствием того, что происходило в России девяностых? Не являются ли нынешние респектабельные бизнесмены, пообтесавшимися, и облагороженными бандитами из девяностых (что очень хорошо показано в фильме «Маша»)? Чем же вы не довольны? Вы получили то, что хотели. Воздух свободы потому такой сладкий, что пахнет гниющими трупами.
Кто — то недовольно скривит лицо — опять эта чернуха про девяностые! Кто — то увидит в этом фильме трагедию античных масштабов. При желании, с большой натяжкой, здесь можно проследить аллюзию на Еврипида и его «Ифигению в Авлиде». Те же мотивы: Рок, фатум, мщение, невозможность сопротивляться ударам судьбы.
90 — е открыли широкие возможности перед людьми с эластичной совестью. Люди, с удовольствием убивавшие, и грабившие в погоне за жирным куском, придумали себе оправдание. «Крёстный» неоднократно, словно мантру, повторяет: время такое. Или ты, или тебя. Несколько столетий назад, один проповедник сказал — мы и есть времена. Каковы мы, таковы и времена.
Суханов велик, прекрасна Полина Гухман, исполнительница роли маленькой Маши. Режиссёра можно похвалить за грамотно распределённый между исполнителями хронометраж. По моему нескромному мнению, Чиповская полностью заслуживает своих пяти минут славы.
11 апреля 2021