Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гайя: Месть богов |
английское название: |
Gaia |
год: | 2020 |
страна: |
ЮАР
|
слоган: | «Пока не останется последняя из нас» |
режиссер: | Яко Баувер |
сценарий: | Тертиус Капп |
продюсеры: | Тертиус Капп, Йорри ван дер Вальт, Ян дю Плесси, Луис дю Приз, Нкатеко Мабасо, Карен Мейринг, Йолиса Паль, Аллан Спелинг, Никола ван Никерк, Кэй Энн Уильямс, Yolisa Phahle, Allan Sperling, Яко Баувер, Викус дю Ту |
видеооператор: | Йорри ван дер Вальт |
композитор: | Пьер-Анри Викомб |
художники: | Рокко Пул, Маричен Вослу |
монтаж: | Леон Виссер |
жанры: | ужасы, фэнтези, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $14 819 |
Сборы в США: | $17 530 |
Мировые сборы: | $47 863 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 марта 2021 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Если честно, поначалу я воспринимала фильм, как красивую примитивную страшилку. Все, как обычно: пара недалеких цивилизованных исследователей приперлась в джунгли, вооружившись одним простеньким квадрокоптером, одним смартфоном на двоих, парой примитивных раций без гидрозащиты и одним на двоих ножиком. Типичные цивилизованные люди, которые считают, что смартфон в джунглях - это главное.
Естественно, квадрокоптер навернулся, ножиком пользоваться не умеем, одна рация сдохла (вместе с ее обладателем), смартфоном героиня пользуется только для фоток.
Так и хотелось сказать 'Гы-ы-ы-ы.' Но дальше стало интереснее. И понятнее, почему главная героиня такая... хм... на всю голову цивилизованная. Она на самом деле - олицетворение современного хомо смартфонуса. Мир она видит только через фотки, цивилизация в ее голове заключается в получении информации из интернета (и, наверно, телевизора), любовь - это какая-то путаница между материнскими чувствами и эротикой. И вообще в цивилизации главное - наличие девушек для южноафриканского Маугли.
С момента появления Маугли-Стефана и его отца стало интереснее. К гомо-смартфонусам присоединились фанатики. Идею-фикс фанатика я так до конца и не поняла. Кажется, он предрекает конец света, навеянный токсинами летающих вокруг плотоядных спор грибов. Но приближать этот конец не спешит. И даже, как мне показалось, пытается оградить мир от апокалипсиса, хотя бы на время.
Сам Стефан - интересный персонаж. Я так поняла - нулевой пациент заразы постапокалипсиса, который единственный выживет, благодаря перекошенному пониманию любви гомо-смартфонуса в юбке и иммунитету.
Да, есть минусы.
1. Мальчику Стефану по сюжету тринадцать лет, но выглядит он на все 25. И ведет себя так же.
2. Принцип захвата мира грибами я так и не поняла - он недостаточно продуман с научной точки зрения. И грибные монстры особой роди в этом процессе сыграть не смогут, как ни будут головой об стенку биться. Разве что кто-то устроит в этот заповедник плотоядных грибов туристические туры миллионов гомо-смартфонусов.
3. Грибы и лишайники - это разные организмы. Большая часть показанных грибов - на самом деле лишайники.
4. Эротики бы поменьше. Человеческой. Она сильно отвлекала от грибов.
Идея фильма, как я ее поняла, меня полностью устраивает. Мир, в котором понятия человеческих ценностей (любви, дружбы, сочувствия) подменяются примитивными эмоциями - не выживет. Потому что, считая такую 'любовь' единственно правильной, гомо-смартфонус на самом деле из благих побуждений вымостит для цивилизации дорогу в апокалиптический ад.
Фанатизм может стать предупреждением миру. Но никак не спасением. Однако, просто игнорировать его нельзя - это лакмусовая бумажка проблем всей цивилизации.
Вывод: если вы собрались в джунгли, не полагайтесь только на смартфоны. И под ноги смотрите.
2 июля 2023
Какие мысли посещали вас при поедании шампиньонов? А когда срезали подосиновик в подмосковном лесу? А когда пинали ногой мухомор? Посещала ли вас мысль, что эти существа и ответить могут? Со всей беспощадностью объёмного мицелия!!!
Мысль эта однозначно посетила режиссёра Яко Баувера. И привела его в прекраснейшие леса родной Южной Африки, где Яко поселил своего героя - съехавшего с катушек на почве личной трагедии ученого. Ученый хорошенько взболтал научные материалы, манифесты Греты Тунберг, библейские тексты и окружающую действительность, изобрел из получившегося смузи собственный культ и живёт теперь в полной гармонии с природой, наслаждаясь сыроедением и игрой в прятки на выживание с населяющими округу антропоморфными недоброжелателями.
А ещё Яко Баувер обладает отличным чувством прекрасного и поэтому роскошно заснял (да, рейтинг R здесь не обманывает, в фильме не только курят и нецензурно выражаются) Моник Рокман в роли заглянувшего к учёному на огонёк специалиста по изучению дикой природы.
Фильм громко назван эко-ужастиком, намекая на то, что зрителю неплохо бы задуматься про то, что мы делаем с планетой. По мне - так очень сомнительный приём. Наблюдая грибную вакханалию хочется покончить с этой самой дикой природой раз и навсегда. А за то что эта тварь сделала с Моник, я готов удвоить количество блюд из трюфелей в своём рационе.
14 марта 2022
Фильм любопытней, чем кажется. Стоит смотреть через небольшую экологическую призму - сразу станет интересней.
Предисловие к рецензии: возможно, стоит читать после просмотра фильма, а может быть и нет.
Дело в том, что фильм сделали немного занудным, включив одни идеи, и, можно потерять из виду очень познавательный нюанс для размышлений, рекомендующий фильм к просмотру.
Просмотр фильма после прочтения данной мини-рецензии может стать интересней. Ведь вовсе не факт, что у всех нас сейчас хватает времени на прочтение научно-познавательных статей и просмотр научно - популярных фильмов.
По ходу просмотра меня одолевала определенная скука, так как основные идеи фильма не являются новыми, более того, не так давно был похожий фильм про учёных и грибницы. И даже не один.
Но меня терзали сомнения, что я что-то упускаю, так как кино-проекты ЮАР обладают своей изюминкой. Так что сходу я фильм забраковала по обоснованным причинам: в фильм включили занудную тему хиппарей-любителей теории Гайи (Земля - единый организм, нужно быть ближе к хиппи-взглядам и все такое). Лично я не имею какой-то выраженной точки зрения на придерживающихся подобных взглядов, в связи с чем могу прокомментировать это только с точки зрения кинематографа: затянуто и нудно. Подобные идеи стоят просмотра только с новаторским экшеном в сюжете и поп-корном.
Так что, не смотря на невозможно-красивые кадры, аудио-сопровождение, и действительно стоящую просмотра игру актеров (персонажи получились органичными, игра - на высоте) фильм не был мной оценен сразу.
Но спустя пару дней я вспомнила один научно-познавательный факт, и подвергла переоценке смысловые коннотации фильма.
Жизнь в джунглях очень разнообразна и насыщена, там где тепло - многообразие видов флоры и фауны нам, жителям северного полушария, и не снилось.
В числе прочего, там имеется одна форма паразитического гриба, облюбовавшего насекомых. Или скорее, гриба, на этапе размножения, прибегающего к паразитизму на разных видах насекомых. На каждый вид насекомого (съедобного грибу, видимо) этот гриб развил свой подвид. Гриб заражает насекомое через споры, образуя внутри него свою систему (оплетает), и влияет на поведение особи. Далее, особь, найдя по требованию паразита, наиболее выгодное место на рельефе, 'оседает', подвергается более агрессивному воздействию со стороны паразитирующего гриба, и, как пишут, 'мумифицируется'. После чего, гриб-паразит вступает в фазу распространения себя путём спор, чтобы заразить как можно большее число сородичей погибшего насекомого. В итоге, этот гриб-паразит может уничтожить целую колонию конкретного вида насекомых. Таким образом, помимо своих причуд, в числе прочего, (возможно) природа держит ' баланс', сдерживая численность и замедляя рост конкретных видов. Видимо, в связи с этими идеями, в фильм и включили теории Гайи. Но, возможно, специалисты-микологи, просмотревшие фильм, смогут сказать больше.
Фильм - это философическое осмысление функционирования данного гриба, размножающегося через паразитирование в системе 'Земля - единый организм'. Что было бы, перейди подобная грибная система видовой барьер? Являлось бы это местью природы за то, как человек ведёт свою деятельность? Разумеется, на данный феномен сначала натолкнулись бы традиционные жители определенной местности, а затем естествоиспытатели. Что в фильме и изображено.
Ну и немного религиозных отсылок тоже присутствует, но их трактовка - это уже не так интересно и они не занимают центральную часть сюжета, скорее дополняя его и оставляя пищу для размышлений после просмотра.
Изюминку привнесла концовка фильма, так что рекомендую досмотреть до конца. Как минимум, немного расширить кругозор.
В общем, целостность, ярко-выраженное новаторство фильма и работа над ним заслуживают достаточно высокой оценки, как ни странно:
7 из 10
15 января 2022
Скажу честно, пишу это из-за странного количества положительных рецензий. То есть, мои мысли о фильме изначально были, как я опишу далее, но высказать меня заставили, по моему мнению, неоправданно положительные рецензии.
К фактам, грёбаная жизнь, люди, одумайтесь, он ведь жесть какой скучный и затянутый! Не ну серьёзно, весь сюжет можно уложить в пару предложений и я сразу уточню - нет, фильм не нагоняет атмосферу всё свободное время, а зачастую просто показывает красивые планы. Как будто они хотели снять короткометражку, отсняли, уехали, но оператора забыли в лесу и он отснял кучу красивых планов, которые решили оставить потому что они реально классные (об этом позже). Это первый фильм на котором я реально просто ушёл спать, а времени было 18 часов и это многое говорит о фильме. Я как бы посмотрел в бодрости неплохую такую пачку 'тяжёлых' фильмов, которые любят время тянуть, а это грибное чудо меня срубило.
Как и обещал, поговорим про красивые планы. Ну чтож, они реально красивые. Оператор постарался прям на все деньги. Если вам хочется просто посмотреть на красивые планы полтора часа, то этот фильм для вас. Мне правда, не смотря на минусы, захотелось посоветовать этот фильм нескольким людям чисто из-за красивых необычных планов. Это красиво, что есть - того не отнять.
Лор. Не раскрыт. За полтора часа фильма хотелось бы узнать побольше инфы, чем 'под землёй есть огромный охеренно старый гриб, который подобен богу'. Не знаю, где здесь некоторые могли увидеть экологическую повестку и прочее. Да, проскакивала пара фраз, но это просто ничто и никак колоссально не меняет взгляд на фильм. Для короткометражки это было бы нормально, а для полного метра так себе (моя теория про забытого оператора выглядит всё более реальной).
Мне понравилось заигрывание с концепцией приквела к The Last of Us, которым этот фильм, вроде, не является, но при этом упорно пытается ем казаться. Типа, камон, они натурально взяли модельку щелкуна из игры и пару раз гримировали под него. Если это воспринимать, как приквел, то игра приобретает такой наркоманский лор, что аж смешно. На чём строится игра без фильма - гриб кордицепц (или как-то так) мутировал и научился заражать людей, что спровоцировало подобие зомби-апокалипсиса - просто, лаконично, реалистично и немного страшно. На чём строится игра, если фильм предыстория - апокалипсис спровоцировал гигантский подземный гриб, который заставил людей самих стать грибами, чтобы мега-гриб мог властвовать на земле - заберите у авторов кокс.
Хочу сравнить фильм с Аннигиляцией, где было что-то похожее но лучше. В Аннигиляции произошло некоторое непонятное явления и главные героини отправляются исследовать его и по пути зрителю раскрывают тонну лора, показывают конфликты, задают вопросы, заставляют задуматься и на некоторых моментах просраться от напряжения и при этом много красивых планов. Если хотите похожий, но ХОРОШИЙ фильм - посмотрите Аннигиляцию.
Итог - изредка красивая пустышка, которая может затащить только своей красотой, да и то только если не заснёте.
24 декабря 2021
Когда дело касается комфорта и прочих благ цивилизации, люди готовы пойти на все и им нет совершенно никакого дела до того, как их деятельность отобразиться на тонком природном балансе, опоясавшем нашу планету. Начиная с возникновения первых поселений и продолжая дальнейшим развитием культурно-общественных отношений, люди стараются отобрать у Земли как можно больше ресурсов, не обращая при этом внимание на возможные последствия своих деяний. Постоянная, неуклонная вырубка деревьев, истощение полезных ископаемых, а также ненормированное убийство живых организмов постепенно приводит к том, что наша планета превращается в испещренный ранами шар, излечить который будет весьма непросто. К точке невозврата мы вплотную приблизились с наступление 20 века, когда повсеместная индустриализация вступила в свою наиболее активную фазу и с каждым годом только лишь и набирала обороты развития. Стремительное изменение климата, повышение средней атмосферной температуры, а также вымирание множества видов животных является наиболее отчетливым свидетельством всего того кошмара, что сотворили люди на Земле. Но несмотря на все эти факты, человечество продолжает исповедовать культуру потребления и даже не думает отказаться от минимальных благ ради того, чтобы сохранить будущее для своих наследников. А все потому, что пока что никто до конца не верит в наступление грядущей глобальной катастрофы, ведь мы привыкли жить по сути одним днем, здесь и сейчас, опрометчиво при этом полагая, что все проблемы жизни и экологии каким-то образом решатся сами по себе. И тем не менее несмотря на всю печальную картину, которую мы уже сейчас наблюдаем в мире, радует хотя бы то, что на Земле есть определенный процент людей, которые прекрасно понимают, куда мы движемся и чем это все рано или поздно обернется. Свои предостережения касательно надвигающейся беды стараются донести до общества как серьезные ученые, так и кинематографисты, чьи инструменты влияния на массы порой даже более эффективны, нежели научные труды и отчеты. Среди наиболее примечательных картин, демонстрирующих непростое отношения общества с нашей планетой, готовой нанести жесткий ответный удар, можно выделить хоррор «Руины», фантастическую драму «Явление», напряжённый триллер «Опасная природа», а также экзотическую ленту производства ЮАР «Гайя», получившую в отечественном прокате подзаголовок «Месть богов».
Непосредственно сюжет «Гайи» разворачивается в лесах реки Цицикамма. В данных местах человек еще не успел усугубить ситуацию своей индустриальной деятельностью, однако за раскинутой здесь флорой и фауной все равно необходимо неусыпно следить, ведь браконьеры, а также прочие незаконные элементы уж точно не упустят возможность посетить реку и забрать себе то, что не положено. Стараясь исполнять свою работу совестно, сотрудники лесной службы ЮАР Габи (Моник Рокман) и Уинстон (Энтони Осейеми) находятся в постоянном движении и неоднократно исследовали реку для того, чтобы знать о столь ценном природном объекте все, что необходимо. Отправившись в очередное путешествие по Цицикамме, герои запускают в небо дрон, чтобы рассмотреть те участки леса, которые недоступны их глазам, одного механический аппарат пропадает, и Габи решает разделиться с Уинстоном и отыскать пропажу, обломкам которой в дикой природе совсем не место. Отправившись прямо вглубь леса, Габи никак не ожидала, что попадет в некую ловушку, невесть кем оставленную прямо посреди чащи, и у нее не остается иных вариантов, кроме как пробраться в расположенную неподалеку деревянную хижину, где явно кто-то живет. Вскоре оказывается, что владельцами скромного жилища оказываются отец и сын, Баренд (Карел Нель) и Стефан (Алекс ван Дайк), которые уже довольно давно покинули цивилизацию и окопались на дикой природе, где нет совершенно ничего лишнего и отвлекающего от истинного бытия. Из-за полученной травмы не имея возможности вернуться назад к Уинстону, Габи вынуждена продолжить свое знакомство с новыми товарищами и в особой степени женщина сближается со Стефаном, который по всем признакам попал под сильное психологическое влияние своего отца, верующего в некое древнее божество, уникальный организм, возможно наистарейший на всей планете. Казалось бы, что все это не более, чем плод поврежденного воображения Баренда, однако блуждающие по лесу монстры, а также странные грибы, способные пробираться прямо в человеческое тело и произрастать на нем, как на ферме, заставляют Габи поверить в то, что леса в действительности таят в себе нечто опасное и если человек сунется сюда, то скорее всего прежним уже никогда не станет.
Проникнув в глубь диковинных лесов, где жизнь является отнюдь не такой привычной, какой мы ее знаем, режиссер Яка Баувер и сценарист Тертиус Капп вовсе не думали о том, что создать очередной предсказуемый кассовый хоррор, заигрывающий с идеями «Зловещих мертвецов» или «Хижиной в лесу». Создатели хотели первым делом представить зрителям жуткое, атмосферное зрелище, выстраивающееся на философских идеях и верованиях, которые уходят своими корнями в давнюю дохристианскую эпоху. Оказавшись в лесах, и притянув себя как героев фильма, так и зрительскую аудиторию, авторы «Гайи» отчетливо показали, сколь много отличий у природы и каменных джунглей современных мегаполисов. Человек сколько угодно может думать, что он подлинный властитель планеты, однако есть велика вероятность того, что природа подготовила для него особенный сюрприз, который не разрушить бульдозерами и асфальтными катками. И только он сунется не на ту территорию, то последствия будут ужасающими. Вместе с этим Баувер и Капп обращают наше внимание и на опасность слепой веры, которая затуманивает рассудок и может привести к непоправимым, катастрофическим последствиям для тех, кто становится невольным заложникам прогрессирующего религиозного безумства, на которое никто не в силах повлиять. Это еще одна крайность, которую нам во что бы то ни стало необходимо избегать самим и бороться с ней, если есть такая возможность. Оказавшись в ситуации, когда ты и сам не знаешь, что делаешь, находишься в смятении и расстройстве, проще простого довести свои идеалы и принципы до абсурда, и в таком случае даже искренняя приверженность заветам дикой природы может оказаться настоящим злом, которое в разы страшнее чем та или иная форма жизни, собравшаяся раскинуть свои зловещие щупальца едва ли не по всему миру.
Примечательно в «Гайе» и то, что авторы фильма вовсе не намерены устрашать свою аудиторию привычными приемами наподобие резких звуков после продолжительной тишины и отражений, в которых то и дело появляется нечто жуткое. Основная ставка здесь сделана все-таки на планомерное поднятие уровня саспенса, а также зловещую атмосферу, которая постепенно приближает встречу с неизбежным. При этом камера неоднократно фиксирует все натуралистические ужасы преображения человеческого тела под воздействием таинственных природных сил, а это явно зрелище не для слабонервных. Но порой такие нюансы также очень важны, ведь зрителей необходимо эффектно предостерегать от возможных будущих проступков.
6 из 10
28 октября 2021
Двое смотрителей величественного реликтового леса отправляются по реке на традиционный маршрут осмотра вверенной им территории. В свой работе они используют дрон, с которым внезапно пропадает связь. Смотрители разделяются: девушка отправляется искать сломавшееся устройство, а мужчина – остается ждать ее возле лодки. Казалось бы, традиционная завязка для тупого подросткового ужастика, где герои по собственной глупости разбредаются в разные стороны и попадают в смертельно опасные ловушки. На самом деле, то, что произойдет потом, имеет куда более глубокий смысл.
Вдохновлялись ли авторы картины серией культовых компьютерных игр The Last of Us или нет, однозначно сказать трудно. Есть некоторые схожие элементы, но есть и принципиальные различия. Хотя, в целом фильм действительно выглядит так, словно это приквел той истории. Условно его можно разделить на две части. Первые две-трети – это достаточно изобретательный хоррор с отличным гримом и неплохими визуальными эффектами, а последняя треть – это больше фэнтезийная притча с предапокалиптическими мотивами.
Именно эта заключительная часть и вызывает определенные вопросы. Нет, то, что хотели сказать авторы вполне понятно и логично, но сделано это уж больно витиевато, рвано и быстро. Если уж уходить в серьезные дебри, то надо было все делать капитально. А если придерживаться чисто жанрового подхода, то лучше было бы упростить финал.
Однако все равно получился нетривиальный, очень красивый, драматический хоррор с хорошей актерской игрой (особенно удалась роль фанатичного папаши), а также с интересными визуальными и смысловыми решениями.
6 августа 2021
Мы все знаем имена или бренды, которые не дают хоррорам пропасть с радаров массового зрителя в наши дни. Но истинный вклад в копилку жанра делают совершенно другие проекту и авторы.
«Последняя из нас» (отечественный прокатчик явно оценил присутствующие в фильме отсылки к игре «The Last of Us», оригинальное название короче и уместнее — «Гея») — это наглядный пример современных представителей своего семейства, не направленных на массы, но которые стремятся как можно эффективнее упражняться в жанре. Тут нет ничего лишнего, выверенная манера повествования с самого начала даёт зрителю новые факты и за полтора часа не сбавляет темп, лишь слегка оступаясь в финале.
Учтите, что «Гея» — хоррор в первую очередь физиологический. Авторы используют минимум скримеров, зато хорошенько отыгрывают выбранную ими тему. Синтез человека и природы показывается с самых разных ракурсов. Главные звёзды фильма — камера и звук, работа с которыми проделана на высочайшем уровне с применением впечатляющего разнообразия технических и творческих приёмов. Именно они обеспечивают необходимую связь киноленты с аудиторией, где-то нагоняя саспенса, а местами создавая жуткие дискомфортные ситуации.
Фильм южноафриканца Жако Бауера не столько стремится напугать, сколько вогнать своего зрителя в некий транс, завязать с ним диалог, в котором потом без сглаживания углов будут подниматься обозначенные темы. В свою минуту зелёный посыл звучит весьма агрессивно, но не становится стержнем фильма, иначе мы смотрели бы совершенно иное кино.
«Гея» же это хоррор новой волны. Он куда ближе к авторскому кино, нежели к мейнстримовым страшилкам, отчего имеет все шансы не завоевать внимание и признание масс. Зато он в полной мере даёт своим авторам точечно использовать инструментарий жанра во всей красе, тем самым вдыхая в этот самый жанр новую жизнь.
29 июля 2021
Начавшись как добротный и весьма свежий по сюжету хоррор, фильм родом из ЮАР режиссера Якоба Бауэра выгодно отличается от современного Голливуда и незатасканными на экране лицами, и неожиданными ракурсами съемки, которые порой заставляют удивиться, добавив избитое «А что, так можно было?», и прекрасными ландшафтными съемками.
Постепенно картина все больше отдаляется от жанра фэнтезийного ужастика и переходит в лоно драмы или точнее экологической драмы, сопровождаясь робкими, но при этом постоянными попытками порадовать зрителя статическими кадрами природы в глубине которой таится нечто инфернальное и никак не меньше.
Во второй половине своего хронометража картина начинает все больше и больше напоминать ленты Гильермо дель Торо или раннего Питера Уира, особенно его третий фильм «последняя волна». Однако данной ленте, к сожалению, не хватает глубины и, если хотите, философии, чем так в свое время взяла меня за душу та самая «Последняя волна».
В целом фильм показался мне интересным, он стал своего рода глотком свежего воздуха в серийно-франшизной вакханалии. У него, несомненно, есть недостатки, обусловленные скорее всего отсутствием большого опыта у авторов ленты, но тот посыл идея, заложенные в сценарии, позволяют закрыть глаза на эти недостатки и с удовольствием потратить полтора часа своего времени. Один раз точно с удовольствием. А будет ли еще просмотр, покажет жизнь.
26 июня 2021