'Людей пугает то что когда-то их не будет, но совсем не волнует, что когда-то их не было', примерно так сказал один умный, или не очень, человек.
Именно данной теме, что было ДО жизни и посвящен данный камерный фильм. Тема это действительно довольно нечастая, хотя и нельзя сказать чтобы не исследованная вовсе, например фантаст Филипп Фармер в 'Внутри и снаружи' про тренировочный полигон для нерожденных душ или даже недавний мультфильм Душа, прямо сталкивающий 'уже умершего' и 'еще нерожденным' (и с этим мультфильмом у Девяти Дней немало общего).
Итак, имеется главный герой Уилл, который весьма лаконично называется себя 'винтиком в машине', 'интервьером' и занимает некий пост в индустрии 'Человекостроения', а именно - отбирает достойных среди кандидатов на жизнь. Сам Уилл - мертвец, т.е. уже пожил и должен (очевидно) вносить в свою работу опыт своей жизни. После успешного отбора существование Уилла сводится к постоянному мониторингу и протоколированию жизни отобранных им людей. У него, конечно есть некие атрибуты жизни- дом, кухня, диван, но по сути все это лишь декорации даже для него самого, т. к. ни в чем из этого он не нуждается. Уилл, естественно не один такой, имеется некая 'организация' (за неимением лучшего слова), в которой он просто выполняет поставленную задачу. Влиять ни на что кроме отбора кандидата Уилл не может.
Души-кандидаты - откуда берутся они никто не объясняет (хотя ясно дается понять что они буквально 'только что изготовлены'), не объясняется так же что с ними будет в случае провала отбора. Вообще, практически вся атмосфера фильма построена на непонятности и таинственности. Что происходит примерно ясно, но правила - не раскрываются. Ближе к последней трети впрочем становится ясно ЧТО ищет Уилл в кандидатах и, наоборот, чего стремится избежать и это слегка нарушает атмосферу таинственности, хотя вероятно избежать этого не было возможно.
Кандидат конечно же будет отобран. Будут драмы, будут слезы, мольбы, оскорбления. Весь спектр эмоций. Ведь нет ничего обиднее чем как бы пожить несколько дней, посмотреть на то что могло бы быть твоим и получить вежливое, но безапелляционное 'Вы не подходите'. Уилл по своему пытается смягчить удар (хотя и не обязан), но тут тот факт что он всего лишь винтик в машине сортирующий полуфабрикаты на конвейере становится особенно очевиден.
Поговорим о плюсах и минусах, но сначала - пару слов о камерности фильма.
Снято все, разумеется, в примерно полтора локациях (если считать Дом за одну и окружающий его безжизненный солончак за половинку). Для камерного кино это нормально, в некотором смысле даже 'просторно', т. к. есть множество фильмов снятых в более стесненных условиях, например 'Экзамен' или 'Круг'. Сюжет развивается традиционно для такого кино неспешно, обстоятельно. Тут правда вылезают некоторые минусы. Обычно камерное кино вытягивает либо оригинальной идеей, либо хорошей драматургией либо даже довольно неожиданным поворотом сюжета. Не могу сказать что у Девяти Дней имеется такая уж мощнейшая драматургия (хотя концовка порадует), резчайших поворотов сюжета так же не наблюдается. Незаезженность идеи есть, хотя она и не 100% нова.
Из плюсов - упомянутая концовка. Независимое кино все таки может позволить себе не скатываться в банальные 'хэппи-энды', поэтому Уилл в конце принимает логичное, но не 'греющее душу' решение. Это оставляет довольно горьковатый привкус, примерно как когда в сложной игре с глубоким сюжетом вам сообщают что 'True Ending' вы не открыли.
Меня лично порадовало, пусть и неявное, но отображение круговорота жизни как довольно таки бездушного (вот так каламбур) индустриального конвейера. Безразличная реальность, исполнители потерявшие намеки на человеческие чувства, ирония судьбы, ведь принимать решение разрешено только тем кто уже 'нюхнул пороху' в 'реальном мире'. На самом деле замени они подобных Уиллу летающими скелетами из фильма 'Southbound' мало что изменилось бы.
Мне правда не совсем понятно вот что - если когда человек умирает на его места начинается 'шоу талантов' среди душ, то как же они решают вопрос неуклонного роста населения на Земле?
Не могу ничего сказать про актеров, которые в массе своей мне оказались незнакомы, но вот Бенедикт Вонг глаз радует. Люди играют хорошо, но большинство из них 'приходит и уходит', без возможности что-то особо понят в их персонажах.
Каков же итог? Хорошее ли это кино? Да. Понравится ли оно любителям камерного кино? Да. Будет ли оно интересно любителям 'нетрадиционных' трактовок мироздания (вспоминается как ни странно непонятый AfterDeath 2015-ого года) - определенно да.
Неидеальное, безусловно, но очень хорошее.
23 августа 2022
Представьте, что у вас есть душа. И чтобы попасть именно в ваше тело, ей пришлось пройти суровый отбор, который длится 9 долгих дней. Те души, которые не прошли отбор, исчезают навсегда и теряют шанс родиться на Земле человеком. В итоге, из нескольких претендентов по истечении нескольких суток останется только один. Такую фабулу нам предлагает режиссер и сценарист картины Эдсон Ода.
Есть отдельное место, существующее не то в Чистилище, не то на краю Земли - посередине пустыни стоят дома, в которых сидит персонал. В каждом доме несколько телевизоров, в которых отображается жизнь людей, которые находятся под наблюдением того или иного 'специалиста'. И когда кто-то из подопечных умирает, персонал должен выбрать новую душу, которая получит шанс пожить на Земле.
Казалось бы, историй об ангелах-хранителях достаточно, вспомним хотя бы произведения Вербера. Но здесь, вместо мудрых наставников или ангельских сущностей перед нами предстают обычные, казалось бы, люди. Со своими слабостями, недостатками. И кандидатов они выбирают не только исходя из объективных факторов (у всех у нас есть любимчики).
И пока я смотрела это кино в зале, мне все больше и больше начинало казаться, что перед нами - обычные собеседования на соискание работы. Вот кому-то отказали из-за того, что он слишком несерьезный, а вот, казалось бы, идеальный кандидат, столкнувшись с отказом, будто бы превращается в другого человека и начинает ругать всех и вся. Только вот эти души борются не за рабочее место и не за зарплату, а за шанс оказаться в мире людей. Ощутить вкус пищи, увидеть листву весной, зарыться пальцами в мокрый песок на пляже. И от осознания того, что для них поставлено на карту, начинаешь сопереживать им еще больше, параллельно думая о том, что нам уже повезло: мы чувствуем, мы живем и, если у нас и есть души, то они победили в этом отборе.
Об этом фильме я узнала еще на стадии производства, и вот, спустя такое долгое время, мне удалось его посмотреть. И мне кажется, это самое человечное кино, которое я смотрела за последнее время. То, как режиссеру удалось передать ощущения людей с помощью съемки поразительно. Вот кадры с пляжа, вот ребенок рисует что-то на бумаге и проводит пальцами по мелкам, по бумаге. И ты словно сам вспоминаешь как рисовал в детстве, как разглядывал все вокруг, как впервые увидел море и пляж.
Еще одна мысль, которая посетила во время просмотра: как бы я поступила на месте Уилла, главного героя. Какую душу выбрала бы: легкую, доверчивую и прямолинейную или же закрытую, умеющую приспосабливаться к обстоятельствам и практически лишенную творческой фантазии? Как бы я выбирала: того, кто близок мне по духу или же того, кто справится с этим миром, кому в нем есть место? До самого конца, кажется, Уилл не может определиться, и мы, зрители, тоже. Мы выбираем между теплыми и холодными тонами, между оптимизмом и реализмом, между неподчинением и следованию правилам игры.
После просмотра, мне кажется, каждый сделает собственные выводы и по-новому взглянет на обыкновенные вещи. Ведь нам повезло, наши души уже прошли отбор. Так что не теряйте время и идите смотреть фильм, 'Девять дней' и правда заслуживает вашего времени.
28 октября 2021
Перед вами сидит женщина лет сорока на вид. Красивая, стройная, с седыми прядями. Вежливая и спокойная. Её возраст — всего лишь четыре часа. Она отвечает на вопросы и проходит тесты. Ей только что временно присвоили имя. Она участвует в отборе на жизнь. И у неё есть девять дней, как и у остальных кандидатов.
Посреди нигде стоит одноэтажный симпатичный дом. Где-то между небом, землёй и миром людей. Из ниоткуда к его крыльцу приходят люди — точнее, души, которым выпала возможность попытать счастья и прожить жизнь на земле среди людей. Их ждут собеседования, тесты, общение и жёсткий отбор, за который отвечает Уилл. Некто, когда-то проживший человеческую жизнь. С виду он максимально бесстрастен и по очереди общается с каждым из кандидатов, понимая заранее, кто пройдёт испытание, а кто так и останется посреди нигде. И отбор идёт по плану, выделяется несколько наиболее подходящих душ. Вот только последняя оказывается настолько необычной, настолько не похожей на всех прочих, что Уилл впадает в ступор: делать выбор становится всё сложнее, особенно когда на каждом шагу любопытная девушка задаёт вопросы и удивляет своим поведением, а главное — отказывается следовать правилам…
Эту девушку по имени Эмма играет потрясающая Зази Битц. Она настолько трогательна и красива, что с ней не хочется расставаться ни на минуту экранного времени, и когда она периодически пропадает из кадра, вдруг ощущаешь дискомфорт. Ещё один кандидат — Кейн, его играет Билли Скарсгард, обаятельный симпатяга, который смотрит с экрана прямо в душу. Кейн не похож на Эмму-почемучку, зато он спокоен, рассудителен, силён. Александр (Тони Хейл) — гедонист, Майк (Дэвид Рисдаль) — чувствительный юноша, Мария (Арианна Ортиз) — откровенна и при этом сдержанна. Есть и другие кандидаты, и каждый из них по-своему прекрасен, но от них так легко отвлечься, когда в соседней комнате проходит тест Кейн, а на кухне жуёт персик Эмма. Уиллу трудно выбирать, но кроме него никто, даже его добрый и понимающий напарник Кио, не решит, кому суждено родиться.
Совершенно оригинальный сюжет и волшебная игра актёров — это ещё не всё, чем радует картина «Девять дней». Вот именно, что картина. Красивая, завораживающая, вдохновляющая. Два часа на одном дыхании. Это невероятно интересное рассуждение о том, что есть после смерти — и до жизни. О том, что есть в жизни хорошего и плохого, и насколько по-разному каждый из нас воспринимает происходящее. О том, что невозможно за кого-то что-либо решить, и о том, что предугадать свои действия, если вдруг окажешься на месте другого, невозможно. О том, что открытым и добрым быть страшно в этом безумном мире, но это единственный способ прожить эту жизнь с любовью. О том, что красота кроется в каждом мгновении, но мы этого не замечаем, потому что за дни, месяцы и годы взгляд замылился, и практически любое маленькое чудо мы воспринимаем как обыденность. Но если есть только девять дней — сколько всего можно заметить!
Эта картина учит любви — к миру, к жизни, к людям, к простым повседневным вещам. Аккуратно и деликатно, незаметно, не вбивая идею в лоб очевидными банальностями. И не оставляя неприятного осадка.
27 января 2021
Так звучала первая фраза, сказанная целому залу «известным критиком», имя которого я, конечно, не помню, на сеансе (психотерапевта) фильма «Nine days» в Каро11 «Октябрь».
Всем знакомый «Октябрь» перенял у погибшего «Соловья» репертуар и цены, и теперь «центральный кинотеатр всея России» доступен к посещению студентами. А с середины октября до начала ноября там проходит 15-ый фестиваль Американского кино, на котором крутят те киноленты, которые в Российский прокат вряд ли когда-нибудь попадут. (Так что — не упустите свой шанс). Мне повезло, и я попала именно на фильм «Девять дней», который смёл к чертям всю мою осенне-коронавирусно-административную-четверокурсную хандру и поставил на ноги не хуже имбирного чая с печенькой.
Что же такого было в этом фильме, что заставило меня, жуткого, придирчивого критикана, восхититься и проплакать, расстрогавшись, от самого начала до выхода из зала? Постараюсь объяснить без спойлеров, но будьте бдительны — меня может занести.
Почему же это НЕ фентези?
Чтобы ответить на этот вопрос достаточно просто прочитать описание фильма на КиноПоиске: «Отшельник живёт в доме, расположенном за границами обычной реальности. Там он общается с разными кандидатами — олицетворениями человеческих душ. Один из этих кандидатов будет удостоен права быть рождённым». Сухо, кратко, но по факту. Ещё этот дом окружает что-то по типу пустыни и свалки. Рядом с ним стоят другие дома, где тоже живут отшельники. Внутри этих домов есть телевизоры, за которыми наблюдает главный герой и другие подобные ему герои. Остальное уже будет «забеганием вперёд».
Кстати, центральный персонаж сыгран Уинстоном Дьюком, тем самым M`Baku из «Чёрной пантеры», а ещё там есть Билл Скарсгард aka клоун Пеннивайз и Зази Битц aka Софи Дюмонд (соседка Джокера в одноимённом фильме). Довольно звёздный состав и не менее звёздный, как мне кажется, фильм.
Идея фильма: «Жизнь даётся нам один раз, так не упусти свой шанс».
Банально? Тупо? Вы уже слышали и видели это сто миллиардов раз, «а Робин Уильямс после своих светлых фильмов вообще повесился — и что?».
Нет. Фильм этот о том, что мы боремся за жизнь ещё до рождения, что это такое редкое, такое тонкое чувство, время, такая возможность — жить. Это не просто монолог о жизнелюбии (хотя — спойлер — он там тоже есть) и не подбадривающее «держись» подруги/друга, которые никогда не поймут нашей ситуации до конца (если сами в такой же не были). Этот фильм — голос со стороны, который кричит тебе: «Ты не один это чувствуешь, приятель! Я — абсолютно левый человек, Эдсон Ода, японский бразилец, американский режиссёр-сценарист — понимаю тебя. Я тоже вижу эту красоту и чувствую острую боль от того, что не могу разделить её с теми, кто рядом. Так давай же нести их в мир, потому что — если не здесь, то после смерти, а если не после смерти, то точно когда-нибудь, мы найдём родственную душу, стоит только верить».
И больше не хочется ничего добавлять. Разве что… Это не фентези, ребята, нет. Это фильм о том, что правда существует. Да, может, всё не совсем так, может вообще совсем не так. Главное: живите и чувствуйте.
Лучше меня скажет фильм. Поэтому последнее, что добавлю — у вас есть только один шанс посмотреть его: 23 или 29 октября в 20:00 в кинотеатре «Октябрь». Тащите всех, кого знаете, тащите себя, пишите комменты, делитесь этой статьёй — вещь того стоит.
20 октября 2020