Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.2 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Маржела: Своими словами |
английское название: |
Martin Margiela: In His Own Words |
год: | 2019 |
страны: |
Германия,
Франция,
Бельгия
|
режиссер: | Райнер Хольцемер |
сценарий: | Райнер Хольцемер |
продюсеры: | Райнер Хольцемер, Амината Самбэ |
видеооператоры: | Райнер Хольцемер, Тун Иллегемс |
композитор: | Деус |
монтаж: | Хелмар Джангманн |
жанры: | документальный, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $78 223 |
Мировые сборы: | $93 206 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 ноября 2019 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Мартин Маржела — человек-загадка, бельгийский дизайнер, имя которого никогда не ассоциировалось с его лицом, лишь с его коллекциями. Бывший ассистент Жан-Поля Готье создал особенный стиль, отражавший дух 90-х, став одним из наиболее значимых дизайнеров деконструктивизма вслед за вдохновлявшими его Ёдзи Ямамото и Рэй Кавакубо.
Документальный формат фильма «Мартин Маржела: Своими словами» позволил его создателям строить действие в традиционно-хронологическом порядке. Опорными точками послужили коллекции Maison Martin Margiela и «отвлекаясь» на историю Маржелы-человека, мы знакомимся с тем, каким дизайнер ощущает себя сам. Запуская Maison Martin Margiela, он выбрал не появляться перед объективами и не общаться с прессой. И несмотря на то, что мы видим только руки, мы знакомимся с ним, или скорее с его восприятием себя, чуть более лично.
В этом фильме Мартин рассказывает о детстве, он хорошо помнит, как увидев показ Андре Куррежа по телевизору, он спросил маму, что это такое. «Какой-то модный дизайнер из Парижа», — ответила она. С тех пор мальчик осознал, что хочет стать именно «модным дизайнером в Париже». Он показывает бережно сохраненные его матерью архивы: кукол, одежду и парики для них, рисунки и записи.
Кроме самого Маржелы, знакомящего со своими воспоминаниями, которые хранятся в тщательно подписанных коробках, зрителям о гениальности дизайнера и работе с ним рассказывают Пьер Ружье, Жан-Поль Готье, Оливье Сайяр, Карин Ройтфельд, Кристина де Конинк и другие знаковые фигуры мира моды «эпохи Маржела».
Атмосфера «рефлексирующих» 90-х, расцвета арт-хаусного кино и гранжа, элегантно подчеркнута идеально-белым оформлением пространства в мастерских и шоу-румах Margiela, а сам дизайнер ощущается не столько бунтарем, сколько педантом, превратившим протест в новые правила.
Фильм получился таким, каким его хотел видеть сам Мартин Маржела: в нем не было критики или сомнений в статусе дизайнера, его положении на модном Олимпе. Здесь он сам объясняет свою «анонимность» нежеланием объяснять смысл каждой коллекции и попыткой оградить себя от груза известности, которая по его опасениям, не позволила бы сделать так много в качестве дизайнера, художника и творца. После расставания с миром моды он сосредоточен на творчестве, осенью 2021 запланировано открытие выставки его арт-работ в Lafayette Anticipations в Париже. На финальный вопрос «Сделал ли ты все, что хотел?», его ответом было «Нет». Что ж, нам остается только ожидать следующих шагов Мартина Маржела в моде или искусстве.
14 февраля 2022
Фильм повествует о творческом пути кутюрье Мартана Маржелы. Повествование условно можно разделить на три плана. Первый — исторические кадры, киноленты с первых показов, фильмы, которые снимал сам Мартан. Такая хроника добавляет фильму привкус тоски по ушедшей эпохе. Мы ностальгируем по Парижу 80—90 годов и восхищаемся им вместе с авторами. Также эти части фильма помогают нам лучше понять обстоятельства, в которых совершалась революция моды, и то, как Мартан это видел и воспринимал.
Второй план — это современные интервью, взятые у друзей и знакомых кутюрье. Если первый план можно сопоставить с точкой зрения безликого повествователя — истории, в целом, то второй — это точка зрения рассказчика от третьего лица. Все эти люди произносят реплики… или лучше сказать так: при монтаже фильма были оставлены только лаконичные слова людей из окружения Мартана о нем. Они восторгаются его талантом и говорят о нем с любовью.
Третий план — это, конечно же, повествование от первого лица. Мы слышим голос кутюрье, но, очевидно, не видим его лица. Все, что попадает в поле зрение камеры — это руки. Руки, которые достают архивные папки с детскими альбомами будущего покорителя парижского мира моды. Руки, которые держат ткань. Руки, которые просто жестикулируют во время интервью. Руки Мартана — это то, на что в фильме обращают внимание модели, которые работали с ним. Они запомнили, то, как он прикасался к ним, поправлял одежду на них. Его движения были не грубыми, а осторожными. Они не были похожи на манеру работы большинства кутюрье. Руки — это метафора. Маржела построил свой модный дом в Париже, свою блестящую карьеру и отчасти этот фильм своими руками.
Стоит также отметить отличную режиссуру. Райнер Хольцемер, уже ранее работавший с другим бельгийским кутюрье и снявший успешный документальный фильм о нем, справляется с задачей и во второй раз. Ему, несомненно, удается сделать одновременно и фильм про путь Маржелы, и вдохновляющее на творческое развитие и раскрытие зрителя кино. Поэтому после просмотра остается легкое чувство и желание творить, но никак не зависть к Маржеле.
Советую посмотреть этот фильм на большом экране кинотеатра, пока он еще показывается в российском прокате, всем, кто интересуется миром моды или хорошим документальным кино.
14 июня 2021