Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мира |
год: | 2018 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Денис Шабаев |
сценарий: | Денис Шабаев |
продюсеры: | Ульяна Савельева, Наталья Мокрицкая, Мила Розанова |
видеооператор: | Ирина Шаталова |
композитор: | Михаил Ножкин |
художник: | Валерий Архипов |
монтаж: | Денис Шабаев |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
По мнению автора рецензии, несколько неправильно снимать подобное кино, когда на полках магазинов продают гуманитарую помощь вместо того, чтобы бесплатно ее раздавать; когда заработная плата в добившемся «независимости» псевдо-государственном образовании не позволяет даже сносно нищенствовать, а муниципальный аппарат по отношению к своим «избирателям» холоден и чужд; когда 90% мужского населения пополнили ряды гастарбайтеров других стран, а их дети растут без отцов, остальные же 10% служат в полуголодной насквозь пропитой оборванной армии; когда тебя обязывают за нелегитимный для всего мира паспорт ездить на учения на полигонах; когда ты каждый четверг слушаешь канонаду, доносящуюся с этих самых полигонов и почему-то должен гордиться этим; когда местная власть изо дня в день делит территорию и ресурсы совершенно деморализованного национально населения, устраивая бандитские разборки с приветом из лихих 90-х прямо в центрах городов…
Перечислять, к сожалению, можно еще очень долго, но больше не хочется. Также и фильм не хочет просто рассказать историю судьбы одного человека — за тонкой завесой истории якобы честного перед собой сумасшедшего приверженца (только вот чего? социализма? анархии? русофильства? украинофобства? ксенофобии, наконец?) и последователя неясных, зачастую абсурдных идей, прячется явная потуга попытки политологической полемики с целью убедить зрителя, что всё в новообразованных республиках происходит как должно, не смотря на некоторые «временные трудности». Если фильм претендует на объективность и непредвзятость, то ему явно не хватает маломальской логики сюжетного основания, если же картина является высказыванием (от чего автор максимально старается откреститься, дабы добавить фильму фестивальности), тогда к чему эти нелогичные противопоставления в психопортрете главного героя: когда один из персонажей, молодой парень наивен и бессвязен, и не видит резона в восстановлении идеологического оправдания братоубийству, то резонно его толкать «на передовую, пусть привыкает к жизни», но вот зато из армии сам протагонист уволился, потому что встретился лицом к лицу с бессмысленностью гражданской междуусобной бойни. Это же явная шизофрения, ну или попытка ввести в один портрет две различные идейно личности.
Зрителя постоянно либо пытаются запутать слабыми попытками эмоциональной манипуляции, либо авторы развивают бессвязную полемику, спеша этим заглушить сюжетные дыры и скрыть неустойчивость портрета протагониста очередным бледно-серым кадром бывшего когда-то местом боя шахтного ствола или, например, монологом одного из персонажей оправдывая вступление в ряды добровольцев странными причинами, дескать, папа работал на фабрике одного из выжженных совместными усилиями обеих армий городов. Для дополнительного подчеркивания настроения картины в кадре перманентно присутствует еще один неявный персонаж, а именно зима. И при этом территория, на которой происходят события, снегом покрыта меньше двух месяцев в году, и вся эта бледная омертвелость вторящей как бы опустошенной душе героя природы это ну очень притянутая за уши параллель; зачем тогда давить на документалистскую основу фильма совсем непонятно. Все вышеперечисленное прямо свидетельствует о том, что автор если и жил в Донбассе, то строго с целью съемок данного неправдоподобного кино, и его погружение, мягко выражаясь, трудно признать особо удавшимся.
Однако более всего вызывающей является сама фабульная основа картины, огранить идею которой предпочли мало того что скупо, так еще и прикрыли ею нарочито неестественную пустотелость и картонность персонажей, якобы за ее аллегоричностью и глубиной скроются все эти недочеты, когда зритель свяжет свои еще живые фиксации из советского прошлого с мотивами протагониста и за его попыткой восстановления идеологического внешнего они вместе со зрителем нацелятся на внутреннее отнюдь не бестревожное душевное состояние целой выпавшей из культурного кода нации, которая «не русские или украинцы, а из Донбасса». И где это осталось в фильме? Насколько скупо это реализовали?.. В своих интервью режиссер Денис Шабаев сделал акцент на непрофессиональности актеров и отсутствии цельного сценария как такового, однако такое импровизационное положение вещей явно не пошло на пользу картине. Собственно, тот же перегиб с окружающим персонажей отчаянным опустошением пространств рвет на лоскуты эту наспех сшитую белыми нитками материю фабулы… Что можно найти в серой, промозглой, ухающей взрывами за горизонтом будничности, какую такую идею? И зачем тогда об этом вообще вести речь? Вопросы без ответа, даже пусть надуманного…
Как итог, пытаясь рассказать обо всем, фильм получился ни о чем, очень сырая поделка, определить жанр которой ни рамками авторского кино не выйдет, равно как не получится назвать произведение художественной попыткой интерпретации рефлексии ставших вдруг никому не нужными в этом геополитически разваливающемся на части мире миллионов людей. Пусто о пустом. Зато с какой претензией и переворачивающим сам главный посыл финалом, деконструирующим вложенные в картину идеи! Абсурдно, но факт. Лицемерие погоняет сумасшествием, главный герой не находит утешения, все попытки тщетны, работа грузчиком в этих ваших Лондонах важнее попыток обрести душевный покой, пусть там всё обнесено стенами и недружелюбно к человеку… Интересно, спонсоры остались довольны?
25 августа 2019