Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Виновный |
английское название: |
Den skyldige |
год: | 2017 |
страна: |
Дания
|
слоган: | «Le polar danois qui emballe la presse et le public.» |
режиссер: | Густав Мёллер |
сценаристы: | Эмиль Нюгор Альбертсен, Густав Мёллер |
продюсеры: | Лина Флинт, Мадс-Аугуст Граруп Херц, Хенрик Зейн, Mads August Grarup Hertz |
видеооператор: | Яспер Спаннинг |
композиторы: | Карл Коулмэн, Каспар Хесселагер |
художник: | Густав Понтоппидан |
монтаж: | Карла Люффе Хайнцельманн |
жанры: | триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $207 140 |
Мировые сборы: | $4 598 051 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 января 2018 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
С удовольствием посмотрел по ТВ датский триллер 2017 года 'Виновный'. Сценарий - просто мечта продюсера: всё действие происходит в помещении колл-центра, один главный герой - диспетчер - все остальные говорят с ним по телефону. Но такой формат - и вызов режиссёру: даже имея на руках отличный сценарий, как снять кино так, чтобы зритель не заскучал? К счастью, у режиссёра Густава Мёллера на руках козырь - актёр Якоб Седергрен. Никакой эксцентрики, никакого переигрывания - перед нами целеустремленный профессионал-полицейский, который временно вынужден сидеть на телефоне спасения. Его герой - нарочито положительный, привыкший оперативно давать оценку ситуации (а потому легко вешающий ярлыки). Ему поступает звонок от перепуганной похищенной женщины. Герой передаёт всю информацию в полицию и может забыть об этом, перейдя к следующему звонку. Но он пытается помочь 'сверх инструкции'.
Проактивность - замечательное человеческое качество, присущее людям деятельным и неравнодушным. К сожалению, иной раз благими намерениями выложена дорога в ад... так что же делать герою: самоустраниться, сказав 'от меня не требуется большего', или... действовать? Но правильно ли он сориентировался в ситуации по тем обрывочным сведениям, которые у него есть? И как связана с этим история его отстранения от работы патрульного?
Судя по призам, полученным фильмом, и голливудскому ремейку с Джейком Джиленхоллом, у авторов все получилось, и 'Виновного' можно смело поставить в ряд с такими минималистическими триллерами, как 'Телефонная будка', 'Лок' и 'Погребенный заживо'. Рекомендую!
7 марта 2024
Что можно было адаптировать в фильме, в котором человек полтора часа разговаривает по телефону? Не знаю, но Нетфликс, как маг-некромант, откопал бесславного героя прошлого и вдохнул в него новую жизнь. Для этого потребовались всего лишь душа и тело Джейка Джилленхола. Теперь этот фильм про то, как всемирноизвестный высокооплачиваемый актер полтора часа разговаривает по телефону. Но сегодня поговорим о том самом павшем датском герое-воине, чьи подвиги были преданы забвению. Вот его история.
Полицейский с мрачным прошлым вынужден работать диспетчером в службе спасения. В конце смены он получает звонок от женщины, которую похитил НЕИЗВЕСТНЫЙ и увозит в НЕИЗВЕСТНОМ направлении. Герой начинает расследование. Нужно разобраться 'че происходит' и найти женщину (желательно живую). На час мы станем свидетелями остросюжетного триллера: человек разговаривает по телефону с другими людьми. Не просто разговаривает, а НАПРЯЖЕННО. Мы узнаем о прошлом полицейского и о будущем похищенной девушки. Вместе с героем будем распутывать клубок хитросплетенного сюжета, который каждый раз преподносит новые сюрпризы.
Конечно, по МАСШТАБУ САСПЕНСА это не 'Остров проклятых'. Из коллег по цеху камерно-триллерного ремесла 'Виновного' можно сравнить с 'Коллектором'. При том, что он менее захватывающий, чем 'Погребенный заживо' и 'Телефонная будка', но лучше нудного 'Лока' с Харди. Сложным 'Виновного' тоже не назовешь. Этот фильм не из задачника по математике за третий класс с тремя звездочками: не нужно знать язык Линкос или иметь диплом помологии и оологии. Тут всё просто и без безумного твиста в финале, что делает фильм ближе к зрителю. Факты мы узнаем вместе с героем, мыслим с ним примерно одинаково и выводы делаем схожие. Единожды можно глянуть. Или сразу переходите к адаптации. Без разницы.
16 февраля 2023
Читаешь рецензии и во многих главной точкой отправления критики становится тезис 'Не Голливуд'. То есть нет перестрелок, погонь, искрометного юмора, особо опасных и особо везучих героев, и беспредельного пафоса. А есть камера, зависшая в 4 стенах, напряженное лицо работника службы спасения и звонки в стиле 'сейчас я испытаю твои нервы'. Но я бы не стал сравнивать раздутый героизм американского кинематографа, кстати есть версия 'Виновного' с Джилленхолом, с тем, что сделал скандинавский режиссер.
Датчанин пошел по пути реализма. Показал полицейского, который любит помогать людям, ценит дружбу с напарником и совершает непоправимую ошибку, за которую его будут судить. Но он такой же, как и любой, кто находится между молотом и наковальней. Нервничает, унывает и пребывает в моральном падении, пытаясь хоть как-то с собой бороться. В это же время ему приходится работать в службе спасения и помогать людям. Ситуация патовая. Требующая мобилизации последних сил и самоотдачи, несмотря на дальнейшую судьбу. Ведь для оправдания в суде напарнику виновного придется соврать, что также мучает героя.
В одном из звонков на проводе плаче девушка и говорит, что ее похитили. Бывший полицейский делает все, что от него требуется и даже больше: дает советы диспетчерам, руководит патрульной службой, пытается вести расследование. Но ситуация только усложняется. Герою предстоит выбор: положиться на профессиональное чутье и пожертвовать своим временем, силами и даже судьбой, или бросить излишние переживания, спокойно доработать смену и пойти домой. На следующий день у него суд.
Любовь к ближнему берет верх и тут начинается самый триллер.
Несмотря на короткий хронометраж, всего полтора часа, считаю, что некоторые сцены были подзатянутыми. Но смотреть стоит. И вспоминать искусство героизма без пуль, драк и трясущейся камеры.
8 из 10
15 октября 2022
Асгер Хольм - полицейский оперативник, которого на время разбирательства некоего инцидента отправили работать оператором в службу спасения 112. Один из звонков заинтересовывает его. Женщина, которую компьютер идентифицирует как Ибен, разговаривает по телефону как будто с ребенком. Асгер понимает, что её похитили и начинает процесс поиска и спасения Ибен.
Этот скандинавский триллер любопытен тем, что действие происходит в двух локациях и у нас на экране на экране практически только гг. Он созванивается с жертвой похищения и сопутствующими полицейскими службами. Камерные фильмы вообще выигрышная тема для кинематографистов не имеющих больших бюджетов.
Для режиссёра и сценариста Густава Мёллера эта картина стала дебютом. И получилось удачно. Недавно вышел американский римейк с Джейком Джилленхолом. Здесь Мёллер хорошо нагнетает напряжение, сценарий подкидывает несколько сюрпризов, а Якоб Седергрен по сути в соляного тащит актерку.
И всё бы ничего, даже хорошо, но один момент меня смущал по ходу просмотра. Неужели опытный полицейский не подумал, что при похищении и впоследствии у жертвы не отняли телефон. Как-то странно для похитителя. Это, конечно, допущение, но несколько бросалось в глаза при просмотре.
Качественный камерный триллер. Скандинавы могут, ещё раз убедился.
7 из 10
23 февраля 2022
Пока американский ремейк датского «Виновного» с Джейком Джилленхолом тихонько захватывает зрительское внимание, оставляя в основном довольно смешанные впечатления, захотелось в полной мере оценить оригинальную картину, вышедшую всего несколько лет назад.
И она действительно хороша. Душный, гнетущий офис колл-центра службы спасения. Ночь. Временно отстраненный из-за странного дела полицейский вынужден отвечать на звонки случайных людей, которым срочно требуется помощь: кто-то звонит из-за своей беспомощности, кому-то хочется повеселиться, а иногда поступают вызовы, от которых бросает в дрожь. Стандартный будничный день работника, чьи нервы должны быть закалены так, словно они из стали. Казалось бы, его дежурство вот-вот закончится, но внутреннее спокойствие прерывает волнительный женский голос из телефона, пытающийся намекнуть, что она находится в заложниках у мужчины.
Повышенное чувство справедливости хранителя правопорядка выливается в то, что он никак не может отпустить ситуацию и пытается всеми силами помочь девушке, попавшей в беду. Но он даже близко не подозревает, чем эта роковая ночь может для него закончиться.
В тишине, прерываемой звонками и голосами главных действующих лиц, разворачивается настоящая драма изломленной личности, которая пытается выплыть из моральных дилемм, преподнесенных жизнью. Тяжелые нравственные вопросы то и дело всплывают на поверхность, оставляя с нелегким послевкусием из-за своей двойственности. С одной стороны, прекрасно понятно, что Асгер Хольм, аутентично сыгранный Якобом Седергреном, скорее всего, человек сугубо хороший, а его плохой поступок, из-за которого над ним нависли судебные тяжбы, — это путь справедливого человека, уставшего жить в мире, где зло зачастую побеждает и получает далеко не равноценное наказание за свои поступки. С другой — он определенно виновен, но лишь в том, что оступился на один миг и перестал быть правильным.
Его попытка помочь похищенной женщине — это яркая терапия признания. Признания того, что в жизни всё бывает не так однозначно, как кажется на первый взгляд. И, конечно же, признания себя виновным в попытке спасти такую же заблудшую душу, которой так же нужна помощь, как и главному герою.
Закрученный триллер, чей основной сюжетный поворот, возможно, и может поставить кого-то в неловкое положение в силу своей лёгкой непредсказуемости, берет даже не столько своей локальной историей, повествующей о вещах, знакомых каждому, а сколько вязкой подачей, нашпигованной напряженной атмосферой, раскачивающей душевное равновесие протагониста. Но и эти два компонента не смогли бы сделать «Виновного» столь увлекательным, если бы не Асгер Хольм. Он — глыба, пропитанная актерским талантом. В его глазах, движениях, поведении считываются все необходимые эмоции, ярко демонстрирующие, как происходит излом личности под гнетом ситуации.
Девяносто минут эмоциональных качелей, которые придутся по душе всем любителями хороших камерных фильмов. Сложно сказать, насколько сильно нужен был этому проекту ремейк, но одно можно утверждать с уверенностью: эту картину нужно смотреть.
5 октября 2021
Виновный — по-настоящему хороший камерный фильм, с холодной, напряженной, замкнутой атмосферой.
О чём фильм? Фильм повествует о сотруднике службой спасение, который тщательно пытается спасти похищенную женщину, путём звонками в разные адреса. Действительно, фильм только и состоит из тревожных звонков, и хорошо поставленных диалогов. Мы не видим что происходит, а лишь слышим происходящее, предвкушений, и в ожиданиях с главным героем. Но шаги по её спасению с его стороны становится всё хуже и хуже, чуть ли ни сделав героя — виновным.
С первых сцен может показаться, что это очередной криминальный триллер, с очевидным итогом, но под конец фильма зрителя ждёт неожиданный сюжетный твист, который резко меняет весь горизонт событий. Я очередной раз убедился в том, что даты реально умеют снимать годные фильмы, которые привлекают, интригуют, впечатляют.
Всем поклонникам камерного жанра, хороших диалогов, и напряженного атмосферы советую ознакомиться с данной картиной.
8 из 10.
30 августа 2021
Какой же аморфный фильм.
Хотите достойную рецензию? Пожалуйста.
Фильм спланирован по мотивам американского аналога «Тревожный вызов». Если же американский старший брат был весьма интересен и действительно смотрелся на одном дыхании, то младший брат (родом из Дании) проиграл старшему по всем критериям.
Данная картина была мной досмотрела исключительно из принципа и спортивного интереса с мыслью «Ну а вдруг?».
Создатели фильма полагают, что чем слаще и дольше пауза в каждом просвете диалога героев, тем круче. Это ни черта не так. Одно дело — когда такая пауза сменяет ранее быстрый темп фильма, другое дело — когда такие паузы на протяжении всего фильма, в котором лишь однажды проскакивает моментом быстрый темп. К этому добавьте ещё тот факт, что фильм выстроен в одной локации. Я Вам гарантирую, что во время ночного просмотра, при лицезрении датского сокровища, Вы можете уснуть — чего не будет при просмотре американского фильма «Тревожный вызов».
Когда фильм перевалит за середину, придут усталость и апатия. История станет предсказуемой. Зритель уныло вздохнет: «А я так и думал». Бесконечный словесный водопад с экрана начнет раздражать. Ловить каждую фразу надоедает, ты отвлекаешься, начинаешь разглядывать изображение. Хотя разглядывать там, как уже я сказал, нечего. Если вы счастливый фетиш-фанат актера Якоба Седергрена, у вас редкий шанс разглядеть его голову со всех ракурсов, да еще и крупным планом.
В будущем я не планирую возвращаться к повторному просмотру данного триллера. Если у меня проснётся желание вновь ощутить эмоции от подобного сценария, то я снова обращусь к «Тревожному вызову».
5 из 10
6 мая 2021
Не совсем понимаю, почему данный фильм получил такую оценку. На мой взгляд, он вполне дотягивает до 7,2—7.3. История крепкая, интересная, и подана весьма неординарно. По сути это детектив «в закрытой комнате», только вот в этой комнате, кроме вас, никого нет. Вы не ослышались: исключив персонализацию главного героя, протагонистом в этой истории оказываетесь вы. И вы, полностью изолированный от остального мира в своих четырех стенах, вынуждены распутывать сложную детективную линию, имея лишь телефон в руках у главного героя. Вы ничего не видите, не знаете людей, но слышите то, что они вам рассказывают, и руками оператора выстраиваете этот сложный и противоречивый детектив. И параллельно, точно так же, как и история за стенами, перед вами раскрывается детектив жизни главного героя, оператора Асгера Хольма. Эта история очень гармонично складывается в общую канву, и к концу фильма у вас не остается никаких вопросов. История полностью рассказана. Дело раскрыто.
Мне очень понравился подход режиссера. Это абсолютно бюджетное кино, однако своей подачей оно работает на иные рычаги нежели любой голливудский блокбастер: оно заставляет ваши мозги работать. По сути все то, что творится за кадром — кино в вашем воображении. Исходя из того, что вы слышите, вы достраиваете недостающие картинки в собственной голове, и я считаю, что данная находка — гениальна. Этот подход позволяет полностью отдать суждения о правильности или неправильности поступков героев на ваше субъективное мнение. Обезличивая их, кино дает вам объективно посмотреть через свою призму на собственную жизнь. Поставить себя на место любого из действующих лиц и задать себе вопрос: а что бы я сделал на месте этого человека? Именно в этом контексте я считаю данный фильм — хорошим примером современного кинематографа.
7,5 из 10
3 февраля 2021
Сразу скажу, почему моя рецензия серого цвета. Потому что, на мой взгляд, это радиоспектакль. Очень хороший, но радио. Я в середине просто перестал смотреть на экран, но с интересном дослушал до конца.
Сюжет на первый взгляд выглядит незамысловатым. Оператор службы спасения получает звонок от похищенной женщины. Меня лично сразу насторожило наличие у жертвы телефона, но все-таки наживку я заглотил. А вот дальше самое интересное спрятано между строк диалогов. Постепенно выясняется, что оператор на самом деле полицейский, который должен вернуться на работу завтра. После суда. Опять же очень постепенно выясняется, над кем именно будет суд, и тогда только — ближе к концу повествования — слушателю станет ясно, о чем речь. О повторении собственных ошибок и о возможности исправить хотя бы что-то, даже если чью-то жизнь уже не вернуть. Понятно, что похищение тоже понадобится рассмотреть под иным углом. И тогда становится интересно, как выкрутится виновный из новой ситуации, им же самим и созданной.
Это было не только интересно, но заставило задуматься, насколько быстро мы имеем право принимать решения, не зная ситуации до конца.
26 июля 2020
Асгер Хольм, временно разжалованный из патрульного в диспетчера службы спасения по делу о превышении полномочий, дорабатывал смену с серийными звонками от разных потерпевших, когда получает необычный звонок от женщины Ибен, очень похожий на похищение. Для расследования этого случая Асгеру потребуется не только экстра-время, но и очередное превышение полномочий.
Моно-спектакли — дело довольно интимное, мало того что требующее большого таланта действующих лиц и проработки от автора, но и усидчивого зрителя, которого либо затянут детали сюжета, либо это окажется попросту в тягость. Всё данное кино вы проведёте в компании практически одного датского диспетчера и его абонентов, и вряд ли можно сказать, что Скандинавия — родина людей с душой нараспашку. Суховатая подача — так сказать, их привычка.
Но вообще, оно даже кстати, так как «Виновный» как раз обращается к дуальности вопроса о профессионализме. Как можно заметить, работа диспетчера Сл. Сп. — не телефон доверия. Это область близкая полиции, и работа обязывает к механичности и строгости действий. Принял звонок, роботизированно вытянул из обращающегося подробности и адрес, перенаправил куда надо. Этот нехитрый комплекс действий суть рамки службы с главным гарантом — беспристрастностью. Непрофессионализмом в данном случае как раз является обострённое чувство справедливости, проявление сострадания и инициатива.
Асгер уже был ранее замешан в грехопадении по первому пункту и не может оставаться просто автоответчиком в телефоне на новой должности, с ушами и по самые ноздри впрягаясь в дело о похищении. Однако ж правила появились не на пустом месте, а получены методом проб и ошибок, да и инициатива, как известно, наказуема. Сойдёт ли в этот раз главному герою с рук его добросовестность? Узнаете из фильма, а заодно решите, чем правильнее руководствоваться.
5 из 10
22 апреля 2020
Порой человеческое воображение может преподнести нам поразительные и увлекательные вещи. Думаю, многие из нас слышали историю о пари, где знаменитому итальянскому писателю потребовалось придумать сценарий к фильму длинной в 10 секунд, что ему успешно удалось.
В данном случае вопрос стоит так: «можно ли снять интригующий и волнительный фильм в одной локации и с одним актёром?»
Конечно можно! Густав Мёллер и Якоб Седергрен (главный герой) это доказали. Фильм воистину цепляет с первых минут завязки сюжета. Мы вместе с Асгером можем проникнуться тяжестью всей ситуации и сопереживать ему. Хорошо играет на погружении в действие и тот факт, что мы, как и герой, далеки от передового края событий. Всё что мы, как и Асгер, имеем перед собой — это офис, телефон, голоса да наша фантазия. Это не может не сковывать, что создаёт дополнительное напряжение картине. Но отнюдь не монотонное и растягивающее, нет. В перерывах между звонками зрителю, как и Асгеру даётся время перевести дух и обдумать происходящее.
Отдельное слово стоит сказать об операторской работе. Хоть действие фильма разворачивается двух скромных комнатах, закрытость и камерность не ощущается вовсе. А большое количество разносторонних кадров и плавных переходов придают картине дополнительного действия.
Есть ли у него недостатки? Среди таковых можно выделить некоторые действия главного «преступника». Однако фильму это можно простить. Логично залатать эту дыру сюжет позволяет.
В заключении, могу только горячо посоветовать вам этот фильм. Любители триллеров, детективов (да, детективный жанр здесь тоже присутствует, хоть и не указан) и необычного кино будут впечатлены этой картиной и его двоякой игрой с названием. Рекомендую смотреть вечером. Вы будете поглощены и сможете отойти от этого приятного, волнительного и задумчивого впечатления только когда уснёте.
8 из 10
Приятного просмотра
29 января 2020
При всей своей многозначительности и претенциозности этот фильм совсем не является шедевром или образцом моральных норм. Этакая милая история об оступившемся полицейском, который вынужден коротать время в качестве оператора службы спасения. Яркая криминальная история, в которой он пытается разобраться по телефону в течение нескольких часов — это просто повод для того, чтобы нам сделать свой вывод об этом человеке. И это главная притягательность сценария — зритель вовлекается не просто в осмысление ситуации. Зритель должен дать этому парню оценку, стать судьей. Нужно просто оценить — прав или нет этот человек, хороший он или плохой, преступник или нет.
Благо дело, финал расставит все по своим местам. Зрителю покажут лишь, что он не одинок, а судей много. Человека оставят наедине с грузом его поступков. Останется лишь повод для размышлений о личной ответственности.
Если же обсуждать техническую сторону ленты, то самых высоких оценок заслуживает сценарий, операторская работа, постановка. Весь фильм действие будет происходить в пространстве двух небольших комнат. Действие будет вести по сути один актер. Это был неимоверный риск. Между тем, фильм сложно не досмотреть до конца. При его просмотре сложно заскучать. Это большой вызов для многих представителей индустрии теряющих крупные бюджеты ради неимоверно посредственных, скучных опытов. А тут — реальный учебник, практическое пособие
7 из 10
27 декабря 2019
Типичный скандинавский нуар с минимальным количеством декораций (точнее, с их полным отсутствием), равно как и с полным отсутствием красок. Все действие от начала и до конца происходит в помещении в одной комнате и с участием одного актера. Еще пара человек для массовки, но по сути это — театр одного актера. Фильм о бессилии полиции, о том, как тяжело однажды оступившемуся человеку изменить систему и о том, как остаться неравнодушным. И о праве на самосуд /правомерности самосуда.
Сюжет — провинившийся офицер полиции сослан в наказание на Notrufzentrale (служба 112), где вынужден большую часть времени принимать звонки от алкашей, наркоманов и прочей шушеры. Полицейский Оскар совершил должностное преступление и до завершения расследования снят с патрулирования и переведен на мало кем любимую работу на телефоне. Сегодня его последний вечер, на следующий день должно пройти формальное разбирательство и Оскара снова вернут на старое место. Нужно только досидеть до окончания смены. И вот он принимает звонки — кто- то наглотался дряни и ему плохо, кого- то обокрали в районе красных фонарей, кто- то просто дурака валяет. Скучно, неинтересно, неэффективно. Оскар моментально решает возникающие ситуации и считает часы до окончания смены.
И вдруг поступает звонок от женщины, которую выкрали и куда-то везут… И нужно понять, как, куда, почему и как спасти.
А дальше происходит самое интересное. Камера почти полтора часа показывает исключительно крупный план. Лицо Оскара. Все эмоции, всю палитру ты считываешь исключительно по лицу и по голосу — больше-то никакого действия не происходит. Капли пота, упавшие на лоб волосы, сжатые кулаки с побелевшими костяшками, иногда метание по комнате — это когда камера чуть отъезжает назад. Все остальные действующие лица находятся по ту сторону телефонной трубки. Ты слышишь только голоса — плачущей женщины, похитителя, ребенка, напарника Оскара, коллег из региона…
Иногда звук чуть хуже — помехи — и надо вслушиваться, иногда звук лучше, иногда из трубки слышится крик и ты вжимаешься в кресло. При этом ты не видишь ни преступления, ни преступников. Только голоса и твоя фантазия. Полтора часа, когда невозможно оторваться от экрана.
5 ноября 2019
К датскому полицейскому, который отбывает дежурство на телефоне службы спасения, поступает звонок от женщины. Она говорит, что ее похитили. Полицейский пытается ей помочь. Такова завязка сюжета.
Для меня фильм был очень интересным и держал в напряжении до последней минуты. То, что другим фильмам не удается достичь со множеством актеров и разнообразием декораций, здесь достигается одним актером, практически не выходя из одной комнаты. Понятно, что есть и другие подобные фильмы, но, на мой взгляд, это все равно многого стоит. При этом то, что главный герой разговаривает по телефону и не видит происходящего, оказывается еще и важным для сюжета.
Понравилось, что главный герой не просто принял звонок, а постарался помочь в этой ситуации, хотя это и не входило в его обязанности. Причем его не остановили препятствия и нежелание коллег ему помогать. Многие бы так поступили в жизни?
Не знаю, насколько заранее читался сюжетный поворот, но для меня он оказался неожиданностью. История оказалась еще более драматической, чем это можно было предположить с самого начала.
Мысль, которая возникла после просмотра фильма, довольно проста. Что именно за мысль не буду говорить, чтобы не раскрывать сюжет фильма. Но разве в фильме обязательно должны быть какие-то особо сложные мысли, выраженные языком метафор и ссылками на историю мирового искусства? Почему это не могут быть простые и понятные мысли, выраженные простым и понятным языком? Как говорится, все нужное не сложно, а все сложное не нужно. Поэтому
9 из 10
3 октября 2019
Не могу не написать о датской киноленте «Виновный», которая меня приятно поразила. Притом, что с первых минут фильма, увидев ухо с гарнитурой, хочется на этом закончить просмотр. И неудивительно — ну что интересного может произойти в одной комнате, практически, с одним героем? Однако, скандинавские кинематографисты, как и прежде, смогли минимальными визуальными средствами сделать превосходное кино.
Конечно, в этом основная заслуга шведского актёра Якоба Седергрена, безупречно сыгравшего главную роль. Не возникает никаких сомнений, что он — настоящий полицейский, неравнодушный ко всем проявлениям зла и хорошо знающий своё дело. Собственно и сюжет фильма в моральном и психологическом плане не прост: в течение короткого времени главному герою придётся стать спасателем и защитником, обвинителем и судьёй, а затем, поняв, что всё не так просто, суметь вовремя справиться с негативными эмоциями, чтобы в последний момент сказать правильные слова.
В общем, это замечательный фильм, заслуживающий войти в категорию лучших мировых кинолент.
9 из 10
24 сентября 2019
Полнометражный дебют датского режиссёра Густава Мёллера придётся по вкусу любителям камерных триллеров. Весь фильм мы проведём всего в одном помещении (и двух комнатах), где главный герой временно работает диспетчером службы спасения. Хотя, благодаря, характеру его работы, мы побываем и в других местах — телефонные разговоры сделаны таким образом, что создаётся ощущение, будто мы находимся по ту сторону трубки. Это позволяет развеять скуку от серых офисных интерьеров, а крепкий сюжет держит в напряжении до самого конца. Вообще, подобного рода истории для кинодебюта самое то, поскольку не требуют больших затрат и, что немаловажно, дают простор творческому подходу и оригинальности, причём как для режиссёра, так и актёра. Главную роль здесь сыграл Якоб Седергрен, чья работа заслуживает наивысшей похвалы, у него очень фотогеничная голова, в том числе и затылок.
Сюжет располагает к сюжетному повороту, но не строится на нём, средний зритель без труда разгадает его по истечении половины фильма, здесь важно понимать то, что в первую очередь это история о принятии. Фильм так и называется «Виновный», здесь же кроется проблематика картины. Это не фильм-загадка, это в первую очередь история о людях, о том, что все мы ошибаемся, и все мы хотим чтоб всё было по справедливости, но далеко не всегда всё выходит так, как мы того желаем. Порой мы слишком опрометчиво верим в свою правоту и подводим тем самым себя и окружающих нас людей. И всё-таки это ни в коем случае не призыв к бездействию, напротив, эта история о том, что надо уметь отвечать за свои поступки. Не всегда то, что кажется нам правым делом, является таковым.
Фильм привлекает своей свежестью. История вышла психологической, личной. Но, при просмотре сразу бросается в глаза, как Асгер (главный герой) закрыт и груб, то же самое можно сказать и о его коллегах, и даже тех, кто оказывается по ту сторону трубки. Если бы меня обслужил такой диспетчер, я бы не остался доволен. В начале действия Асгера выглядят механично и отстранённо, лишь по мере продвижения истории у него проявляются яркие и живые эмоции. Неужели в Дании люди такие отстранённые? Об этом мне сказать нечего, но в фильме читается именно такой комментарий создателя. Однако, следуя посылу картины, может правда и отличается, а я просто решил, что это так, руководствуясь исключительно своей точкой зрения, ограниченной обстоятельствами. Что ещё касается свежести: у фильма будет голливудский ремейк с Джейком Джилленхолом в главной роли, ведь, как известно, американцам проще переснять, чем сделать профессиональный дубляж. Но главное, что фильм выделяется из числа подобных картин (навскидку можно вспомнить «Тревожный вызов», «Лок» и даже российский «Коллектор»), это кино иного порядка и в девяти случаях из десяти ремейк будет на голову ниже.
Резюмируя можно сказать, что удовольствие от этой картины получит человек, который не будет играть в угадайку, но который будет готов к свежему взгляду со стороны, где предметом рассматривания выступает человеческая драма. Это по-настоящему крепкий и умный фильм, которому под силу как развлечь, так и задать несколько важных вопросов на актуальные темы. Такой фильм будет приятно пересмотреть самому, а также порекомендовать к просмотру друзьям и близким.
8 из 10.
3 марта 2019
Давненько я не смотрел подобного. И что самое удивительное, сложно ожидать, чем может удивить фильм, где все действие разворачивается в одной комнате и с одним человеком. Но чтоб идея удачно воплотилась, ее нужно грамотно реализовать.
Диспетчер Асгер принимает звонок и тут все началось. Будь это стандартный триллер, главный герой сразу же побежал всех спасать, устраивая пальбу, а под конец выяснилось, что тут замешаны сильные мира сего. Тут же все наоборот: Асгер старается контролировать ситуацию не сходя с рабочего места. И что самое главное все действие ни разу не скучно. Что остается зрителю, кроме как смотреть на персонажа да телефонные звонки слушать. Но спустя несколько минут осознаешь, что внимательно следишь за переговорами, рисуя воображением картинку того, как где-то там страдает похищенная женщина, в другие полицейские делают свою работу. Ты переживаешь за них, ты напряжен, ты чувствуешь опасность, но видишь перед собой только офис да оператора. На мой взгляд блестяще снять все это так, что бы никто не заскучал. И таких примеров не мало, взять хотя бы упомянутый фильм «Погребённый заживо».
Конечно все зависит от действующих лиц, и актёр Якоб Седергрен тут главное лицо. На нем должен держаться весь фильм, он или облажается или вытянет на себе его. Не могу сказать, что сыграл он шедеврально, но свою работу выполнил. Претензий особых к нему нет. Персонаж сам по себе интересен, имеет свою историю, и даже хочется узнать, чем же там все кончилось у него.
В общем смело могу рекомендовать данный фильм к просмотру, но с одним большим НО! Если вы ждёте увлекательный аттракцион, то проходите мимо. Вас может отпугнуть камерность действия и отсутствие вообще какого-либо привычного действия. При том, что длительность фильма вполне короткая, и лично для меня время пролетело незаметно. А это на мой взгляд одно из главных составляющих хорошего кино.
1 марта 2019
«Виновный» — датский триллер, снятый Густавом Меллером, для которого это дебют в полнометражном кино. Этот фильм — представитель жанра «театр одного актера». В нем рассказывается об Асгере Хольме, полицейском. На время судебных разбирательств вокруг какого-то таинственного дела (позже выясняется), в котором замешан Хольм и его напарник, главного героя перевели в диспетчеры службы спасения. И вот, под конец рабочего дня, когда со спокойной душой после нервной смены можно отправиться домой, раздается звонок, в котором женщина сообщает о своем похищении. Это влечет за собой бессонную ночь за разгадыванием детективной истории с помощью только одного телефона на рабочем месте.
Как и полагается, кинофильм, который происходит в закрытом помещении, получился интерактивным, держа в напряжении посредством взаимодействия с воображением зрителя. Вся информация поступает к нам, как и к персонажу, из телефонной трубки. В своем сознании мы создаем собственный фильм в фильме. Учитывая, что всё экранное время мы наблюдаем только за одним человеком, возникает сложная задача поддержки огонька интереса к происходящему. Во многом помогает исполнитель заглавной роли Якоб Седергрен, но основная ответственность ложится на плечи сценария. Центральная детективная линия с похищенной женщиной способна заинтриговать и вовлечь. Правда все кино не построишь на постоянных поворотах в сюжете, поэтому, чтобы не уснуть в ожидании сюжетных импульсов, вводится линия с тем самым загадочным делом, за которое сейчас судят Асгера Хольма и его коллегу. К тому же, это (спойлер: неудачная) возможность привязать нас к персонажу.
Но, увы, этого оказывается недостаточно. Фильму все равно удается в середине просесть и рассеять внимание кинозрителя. Также помогает в этом далеко не самый разнообразный визуальный ряд, отчего глаз замыливается. А если брать во внимание опыт российского зрителя, то можно и вовсе уповать на вторичность сюжета. Во многом похожей историей обладает кинофильм «Коллектор». И здесь такое дело, что российский детектив привлекательнее для публики (не в художественном аспекте). В «Коллекторе» режиссеру и сценаристу Алексею Красовскому удается (отчасти это, конечно, заслуга Хабенского) пробудить чувства к персонажу, а вот у датского постановщика этого сделать не получается. От этого еще больше страдает сюжетная линия с его личными тяготами. Нас не так сильно привязали к нему, чтобы в конце удалось проникнуться финальным откровением из уст персонажа Якоба Седергрена. Поэтому подсюжет с главным героем не работает и ни к чему не приводит. Он лишний.
В защиту фильма стоит упомянуть о том, что многим кинозрителям за границей он понравился. Здесь вам и оценка на IMDb 7,7, и приз зрительских симпатий на кинофестивале «Санденс». В Америке «Виновный» настолько сильно приглянулся, что даже голливудские продюсеры заинтересовались: в скором времени стоит ожидать американский ремейк с Джейком Джилленхолом в главной роли. Значит, у кинофильма имеется кассовый потенциал, а это о чем-то, да говорит.
4 февраля 2019
В чем плюс фильмов, где в кадре почти всегда один главный герой, а локация строго ограничена пространственными рамками? В том, что не имея возможности наблюдать за сменяющимися событиями, ты начинаешь внимательно вглядываться в персонажа и актера, его играющего. Оцениваешь мимику, жесты, поведение, манеру вести диалог с разными людьми, смену его настроений в зависимости от услышанного или увиденного. Словом, вся палитра человеческих чувств и эмоций доступна для просмотра, а отсюда вытекает возможность оценивать игру актера или актрисы. Когда ты — единственный главный — ответственность за итоговый успех фильма возрастает во много раз, а значит нужно вжиться в роль, и выступить достойно в этой кинематографической постановке!
«Погребенный заживо», «Лок», «Водила» и ряд других тем и хороши, что минимум затрат на декорации и один главный герой обеспечивают интересную людскую драму, видя которую ты сопереживаешь, порицаешь или делаешь еще что.
«Виновный» — дасткий проект от датского режиссера Густава Мёллера рассказывает о диспетчере службы спасения Асгере Хольме, который однажды принимает вызов от похищенной женщины, находящейся в машине преступника. Асгер со своего места пытается ей помочь, связываясь с бывшими коллегами, диспетчерами в полиции, патрульными, разъезжающими в данный момент на дежурстве. По мере развития событий он начинает понимать, что похититель на самом деле не тот, кем его считает сам Асгер Хольм…
Фильм в красочной манере описывает нюансы работника диспетчерской службы, предлагая зрителю оценить сложность этой работы, в которой кажется, что нет никаких трудностей. На самом деле на примере Асгера Хольма можно видеть, что диспетчеры должны обладать устойчивой психикой и невероятной степенью сдержанности, чтобы не нагрубить тому, кто попал к ним на линию. Люди бывают разные и те, чья профессия связана с общением (сюда попадают и диспетчеры, и консультанты, и продавцы, и медсестры и многие-многие другие), должны подстраиваться под каждого своего собеседника. Хольм делает это неплохо, особенно если учитывать, что ему приходится отвечать на звонки от не совсем адекватных персон.
Густав Мёллер здорово играет на профессии Хольма, его обязанностях и желании бросить службу и самому сорваться в поисках похищенной. Но сам главный герой понимает, что сидя на телефоне и поддерживая связь с женщиной, он имеет больше шансов на то, что ее найдут целой и невредимой, чем если он поедет искать ее сам, вооружившись лишь телефоном.
Несмотря на ограниченность пространства, фильм не скучен (да Господи, на примере «Погребенного заживо» где, Райан Рейнолдс крутился в гробу ясно, что даже такое пространство достаточно для классного фильма!). Хорошая постановка, убедительная игра Якоба Седергрена и крепкий сюжет с интересной развязкой — «Виновный» как камерный фильм вполне удался.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра.
7 из 10
29 января 2019
Начало нового года — идеальное время для того, что бы оглянуться назад и проанализировать огромное количество событий произошедших за ушедший год. В том числе и в мире кинематографа, для которого ушедший год оказался очень насыщенным и интересным. В том числе и внушительным количеством действительно хороших и интересных картин, которые охотно радовали зрителей. Данный фильм режиссера Густава Мёллера один из таковых.
Сюжет картины развивается вокруг бывшего полицейского Асгера Хольма, который после некого инцидента в прошлом вынужден работать в диспетчером службы спасения. Однажды ночью, он принимает звонок от женщины, которую похитили. После того, как звонок неожиданно обрывается, Асгер сам начинает поиски женщины и быстро понимает, что это не простое похищение.
Подобного рода идея далеко не нова. Практически сразу вызывая в голове аналогии с «Тревожным вызовом» и несколькими другими лентами. Однако главной особенностью данной ленты оказывается то, что всё основное экранное действие сосредоточено в одном лишь служебном помещении службы спасения. Оставляя всё «самое интересное» с динамичными погонями и «работой в поле» за кадром. С одной стороны, это лишило картину определенной динамики, остроты и зрелищности. С другой же стороны, позволив куда больше сосредоточиться на драматургии данной ленты. Словно «Коллектор» с Константином Хабенским великолепно развивая её вокруг главного героя ленты, жизнь которого меняется после одного лишь телефонного звонка, а изменения человеческих и духовных качеств главного героя становятся основой всего повествования в целом. Великолепно обыгрывая это ближе к финалу повествования, когда сюжет картины провернул абсолютно неожиданный твист и практически вывернул наизнанку всё то, что показывали создатели ленты первый час экранного времени.
Режиссер данной ленты Густав Мёллер весьма достойно дебютировал в качестве режиссера. Создав на экране абсолютно минималистичную картину с элементами «театра одного актера», которая тем не менее удерживает в состоянии непрерывного напряжения на протяжении всего экранного времени. В то время, когда «самое интересное» оказывается за кадром и по другую сторону телефонной связи, позволяя самому зрителю включить свое воображение и оживлять картинки услышанного при просмотре данной ленты. Тем самым и добиваясь состояния захвата дыхания и замирания сердца.
На плечи исполнителя главной роли Якоб Седергрен легла огромная ответственность — практически единолично тащить весь фильм на своих плечах и эта задача ему безусловно удалась. Якоб Седергрен максимально естественно вжился в свой экранный образ и практически превратился в него. Словно он и есть его персонаж на самом деле.
8 из 10
Виновный — это более, чем достойный режиссерский дебют датчанина Густава Мёллера. Не смотря на то, что фильм ограничен одними лишь локациями и форматом «театр одного актера», создателям данной ленты удалось создать абсолютно захватывающий и сильный фильм, который производит еще более сильное впечатление очень мощной концовкой. Сомневаюсь, что картина переплюнет «Рому» и «Магазинных воришек» в номинации Лучшего фильма на иностранном языке грядущего Оскара. Однако это нисколько не делает данный фильм хуже.
13 января 2019
«Виновный» — это датский камерный триллер. Поставил картину режиссер-дебютант Густав Мёллер, которая получила на кинофестивале «Сандэрс» приз зрительских симпатий в жанре драма.
Сюжет рассказывает историю о полицейском Асгере Хольме, в исполнении Якоба Седергрена, который временно исполняет обязанности диспетчера экстренной службы. Без предыстории картина втягивает зрителя в действие, сразу на телефон поступают главному герою звонки с просьбами о помощи, с чем Асгер без труда справляется. Однако, 1 звонок от женщины Ибен, которая успевает сообщить, что ее похитили, заставит героя применить свое профессиональное мастерство, когда поймет, что это достаточно особенное дело. Несмотря на то, что все его коллеги указывают на окончание смены, и что дальше это не его дело, Асгер постарается довести расследование до конца, используя только свои коммуникабельные навыки.
Главный герой близок к зрителю, он стремится добросовестно выполнить работу, срываясь в определенные моменты на эмоции и допуская ошибки, которые присуще человеку. Параллельно раскрываются личные проблемы Асгера, которые преобразятся к финалу.
«Виновный» — фильм-эмоция, в нем не происходит никаких экшен-сцен, исключительно актерская игра Седергрена, которому удается превосходно удержать весь фильм на себе, и занимательные диалоги с персонажами по ту сторону экрана, которые обяжут внимательно следить и не пропустить никакую деталь.
Камерных лент, где все внимание уделяется единственному главному актеру крайне мало, поэтому смотрится фильм увлекательно и необычно. Операторская работа качественная, помогает уловить напряжение героя и расставить акценты.
Так как в фильме присутствует детективная составляющая, предсказывать твист лучше не стоит, иначе есть риск потерять тот самый эффект неожиданного поворота в сюжете, да и просто банально устать или заскучать во второй половине картины.
Кстати, в Голливуде уже собираются снять ремейк, который, станет в будущем популярнее оригинала, как это часто бывает с европейскими фильмами.
8 из 10
12 января 2019
Датский детективный триллер «Виновный», безусловно, далеко не первый фильм на тему единственного героя в центре кадра. Подобным промышлял ещё Хичкок, а персонажи из этого таинственного и притягательного жанра «радиоспектакля» застревали и в телефонной будке («Телефонная будка»), и в машине («Лок»), и в офисе («Коллектор»), и даже в могиле («Погребенный заживо»). Строго говоря, «Виновный» ничем не отличается на их фоне, однако проект сделан весьма компетентно и даже на необычную тему — помимо «Тревожного вызова» фильмов о буднях диспетчеров службы спасения, наверное, не было. Малобюджетный и умело нагнетающий напряжение «Виновный», целиком и полностью состоящий из телефонных разговоров, умело использует свое окружение, освещение, ракурсы и монтаж, чтобы создать нужное настроение и поспособствовать возникновению у зрителя клаустрофобии.
Итак, буквально через несколько минут после начала, история «Виновного» сразу же обволакивает зрителя. Асгер — бывший полицейский, который, судя по паре фраз его коллег, был замешан в чем-то нехорошем, так что сейчас на время отстранен и трудится диспетчером. Психологическое спокойствие копа, конечно, оставляет желать лучшего, хотя он держится молодцом и ведёт себя как истинный меланхоличный датчанин.
Создатели «Виновного» умело усиливают напряженность повествования, поскольку подноготная Асгера уходит на второй план. События, которые слышны, но не видны, усиливаются фоновыми звуками: дорожным движением на шоссе, полицейской сирены, дождём и т. п. Фильм заинтересован в генерировании глубокой вовлеченности в судьбы людей по ту сторону провода, так что создает для них атмосферу, чтобы они не воспринимались как безликие голоса.
Сам же Асгер подпитывает тайну и привлекает внимание зрителя. Монтаж «Виновного» выполнен со всем вниманием к деталям. Лицо Асгера подчеркивает нервозность ситуации: камера покажет то потеющий лоб, то страх в глазах, опавшие плечи и сутулость. В отличие от большинства фильмов, где можно увидеть и чувствовать события, зрители «Виновного» вынуждены их визуализировать. Проще представлять себя не одиноким в этом занятии: строго говоря, когда зритель знает о ситуации ровно столько, сколько и главный герой, то это хорошо работает на эмоциональную составляющую.
Несмотря на голубые глаза и нордическую внешность, герой Седергрена доверия не внушает. Причина, которая побудила его взять на особый контроль дело Ибен, может быть как искуплением, так и руководство своими интересами. В любом актер с ролью справился — Седергрен гипнотизирует и обладает своей особой, «тёмной» харизмой.
«Виновный» умно сконструирован и содержит в себе несколько поворотов сюжета. Кинолента часто нервирует зрителей и для датского кинематографа, известного за процедурное, немного скучное развитие сюжета, это, безусловно, неплохой трюк. Увы, временами сюжетная линия Асгера начинает проседать, однако, стоит отдать «Виновному» должное — фильм неоднократно бросает предвзятому зрителю вызов. Последние десять минут, включая сцену-эпилог с одиноко стоящей фигурой в дверном проёме, могут оставить в замешательстве. Даже будучи отключенным от линии, грустного датчанина Асгера стоит послушать.
7 из 10
10 января 2019
Судя по реакции международной прессы, «Виновный» должен стать чуть ли не событием года, однако датская лента мало кого удивит, особенно тех, кто уже имеет сбалансированный зрительский опыт как европейского, так и голливудского кино. Предположу, что данный проект пришелся по душе североамериканским кинокритикам своей ненавязчивостью и простотой истории.
В отличие того же «Тревожного вызова», или любого другого продукта Голливуда, в «Виновном» практически нет никаких сверхчеловеческих поступков, героизм проявляется не более чем добросовестным выполнением своей работы. Так что лента Густава Меллера даже и близко не пытается купить зрителя каким-то пафосом, более того, главный персонаж, как и до основных событий, так и во время своего кратковременного ночного расследования, делает множество недопустимых ошибок.
Возможно, американцам этот концепт показался привлекательным, как без какой-либо динамики и сцен за пределами экстренной службы, как без мотивации и героизма можно снимать триллеры на полтора часа экранного времени. Кстати, главный твист фильма отслеживается задолго до его раскрытия, поэтому в «Виновном», по сути, нет никаких таких невероятных поворотов событий, из-за которых данный фильм можно было бы выделять от остальных.
Если вы любите камерные триллеры и готовы пожертвовать зрелищем ради содержания — данная датская картина должна прийтись вам по вкусу, однако не берите внимание рейтинги фильма дабы не завышать ваши на него ожидания, а спокойно насладитесь разовым, но довольно бодрым психологическим триллером.
6 из 10
27 декабря 2018
Асгер временно переведен диспетчером в службу спасения. В течение дня он имеет дело с разными ситуациями и считает эту работу интересной. Очередной звонок поначалу кажется Асгеру розыгрышем, но вскоре он понимает, что звонившая стала жертвой похищения. Исход событий зависит от Асгера.
Психологический триллер, драма. На экране, если не считать пары коллег для фона, только Якоб Седергрен. В отличие от других камерных лент, например, «Лока» или «Коллектора», здесь есть детективная составляющая, не все так прямолинейно.
Снято хорошо, без лишних соплей и демагогии. Операторская работа на высоте, а в некоторых моментах камера помогает расставить нужные акценты.
Любите фильмы с сюрпризом, смотрите.
8 из 10
21 декабря 2018
Что-то 2018 год порадовал небольшим количеством интересных фильмов. Да не просто, люд, интересными фильмами, а чистыми киношными дозами прямиком в вену в стиле а безумного «Экстаз» Гаспара Ноэ. Даже о топ-10 речки не идёт, наскрести хотя бы пятёрку самых-самых. Чтобы уже совсем не впасть в брюзжание, напишем, что привлёкший внимание на фестивале Сандэнс датский «Виновный» Густава Мёллера не просто так оказался в центре обсуждений. Такие сюжеты с одним центральным героем априори не могут бесследно пройти мимо.
Без ненужных флэшбеков и с недолгим лёгким введением в курс дела основная история плавно начинает приобретать остросюжетный характер. Кажется, что наш диспетчер как всегда быстренько справится с очередным звоночком недели. Не тут-то было. Одно важное сказанное слово, и всё, впереди замаячило до жути серьёзная работа. Подключается больше посторонних голосов, главный герой до поры до времени сдерживает эмоции, времени всё меньше — грядёт страшное. И вот здесь понимаешь, что от напряжения никуда не деться. Ты в фильме.
С головой. Глубже некуда. Похищена женщина. Мужем, с которым она находится в разводе. Дома от без присмотра остались двое детей, один из которых младенец. Добавить кое-каких угрожающих деталей, и на выходе получаем картину маслом: очередной семейный скандал, который на этот раз, правда, вышел из-под контроля и приобрел жуткий виток развития. Дети здесь как бы не причём, но кто на них внимание обратит. А кино не было бы захватывающим, иди сюжет по указанному пути. Чуть позже зритель получает недурственный поворот.
И остается сидеть в полной фрустрации, как главный герой, который теперь увидел всё в настоящем правдивом свете. С этим придётся ещё и смириться, как смириться со своей виной, явно гложущей душу. Лишь телефонная связь была необходимым звеном для получения информации, но правда все равно окажется одновременно страшной и отрезвляющей. Конечно, некто искушенный тип сразу всё раскусит и, вероятно, будет скучать во второй половине фильма. Однако сие не говорит, что нужно бросить просмотр. Точечка должна быть поставлена.
Дело «Тревожный вызов», «Лок», «Най» и «Коллектор», знаете ли, живёт-дышит. Нужны только несколько камер с отличным разрешением, заметно остросюжетный сценарий и крепкий актёр, способный удержать, без преувеличения, весь фильм на себе. Якоб Седергрен с лицом Илона Маска когда-то давно засветился у Томаса Винтерберга в «Субмарино». То есть можно было быть уверенным, что обедни мужчина не испортит. Получилось. Погрузился в персонажа хорошенько. Осталось теперь дождаться недавно заявленного ремейка с м-р Джилленхол. Сравним.
P.s. Теперь точно знаем, где были лучшие фильмы за нынешний год. Сандэнс-2018 и Торонто-2018. Изучаем списки.
18 декабря 2018
«Виновный» — датская криминальная драма с претензией на экспериментальность и агрессивную артхаусность. Все действие полуторачасового фильма разворачивается в одной комнате. Камера ни разу не покинет эти четыре стены, а в ее фокусе будет всего один человек, постоянно говорящий по телефону.
Главный (и единственный, если не считать пару голосов за кадром) персонаж картины — Асгар. Он сотрудник службы спасения. Ему звонит женщина, утверждающая, что ее похитили и везут в неизвестном направлении. Пользуясь лишь телефоном, Асгар пытается спасти жертву, узнать ее местонахождение, выяснить мотивы похитителя, уговорить того сдаться…
Конечно, надо отдать должное авторам сценария. Рассказать внятную, цельную, да еще и детективную историю через серию телефонных разговоров, когда у вас на экране всего один человек — задача для людей с неординарным мышлением. И они с ней справились. Интрига, правда, не поражает оригинальностью или запутанностью. Все это мы уже много раз видели в многочисленных полицейских сериалах. Только там аналогичный сюжет раскручивали за 40 минут с погонями, перестрелками и шутками. А здесь почти 90 минут вы смотрите на человека за столом с телефонной гарнитурой и чтобы не упустить сюжетную нить, вслушиваетесь в каждую реплику, которую произносит он или его невидимый собеседник.
Следует признать: по началу это реально затягивает. Через несколько минут ты перестаешь обращать внимание на статичную картинку (иногда камера все таки перемещается и нам показывают крупным планом нос, ухо, глаза героя, его бритый затылок) и готов играть по правилам авторов фильма. Зритель начинает переживать за персонажей, ждет следующего поворота интриги, с интересом наблюдает за поведением Асгара и его действиями: а что он предпримет сейчас? А как ответит на это?
Но когда фильм перевалит за середину, придут усталость и апатия. История станет предсказуемой. Зритель уныло вздохнет: «А я так и думал». Бесконечный словесный водопад с экрана начнет раздражать. Ловить каждую фразу надоедает, ты отвлекаешься, начинаешь разглядывать изображение. Хотя разглядывать там, как уже я сказал, нечего. Если вы счастливый фетиш-фанат актера Якоба Седергрена, у вас редкий шанс разглядеть его голову со всех ракурсов да еще и крупным планом.
Если бы с таким сюжетом был снят детектив в традиционной форме, мы бы получили пусть и одноразовый, но весьма годный для вечернего просмотра фильм. Но поместив банальную историю в обертку артхаусной драмы, авторы смогли завоевать звание «самого оригинального европейского фильма года», билет в оскаровские номинанты и заинтересованность Голливуда в ремейке.
5 из 10
14 декабря 2018
Cool Connections — спонсор всех моих вероятных знакомств с самыми интересными и новыми произведениями мирового кинематографа. На сто лет назад прошедшем фестивале датского кино Danish Wave я выбрала всего два фильма. Один из них был показан в этом году на фестивале Сандэнс и выдвинут на 91-й «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а другой является крутым ремейком крутого байопика 1973 года. Но речь пока о первом.
«Виновный» — полнометражный дебют датчанина Густава Меллера. Это от и до — фильм одного актера. Роль главного героя, полицейского Асгара, исполняет Якоб Седергрен, и все самое важное происходит на его лице и в его наушнике во время дежурства.
Фильмов, где все происходящее передано через поведение и реакции одного человека, не так много. Но кажется, что все хорошие уже сняты. И все же, не зря эта лента удостоилась Приза зрительских симпатий в программе «Мировое кино» на фестивале Сандэнс в этом году. Здесь действие сосредоточено не только на одном человеке, но и в одном месте.
Асгар работает на горячей линии 911, куда поступают самые разные звонки: от просьбы спасти разбитую коленку до сообщения о похищении. Очередная смена началась именно с такого звонка. Дама всхлипывала в трубку, по шуму было понятно, что ее везут в автомобиле, и Асгар пытался выяснить как можно больше деталей, пока звонок не прервался… А когда такой звонок прерывается, остается только аккуратно действовать, опираясь на опыт. Асгар быстро реагирует, проявляя профессионализм, и сомнений, что все закончится благополучно, не остается. Он хладнокровен, вежлив, буквально непробиваем — он точно знает, что делает.
Однако с каждым его действием вводных становится все больше, ситуация меняется на ходу, повлиять на нее невозможно… Особенно когда ты сидишь за компьютером и принимаешь звонки. По ходу развития событий выясняется, что на следующий день Асгара ждет слушание в суде, что на звонках он временно — так как отстранен от основной работы до конца расследования. Выясняется также, что что у него все не так гладко в личной жизни и что его отчего-то мучает совесть.
Асгар, привыкший решать опасные для жизни вопросы действиями, на сменах в патрульной машине или с пистолетом в руках, сидит за компьютером и фиксирует обращения в службу спасения. Неотрывно от рабочего места, без возможности повлиять на происходящее. Какова может быть его реакция, когда поступает звонок от похищенной дамы? Асгар делает все, что возможно, но только в рамках работы диспетчера. Когда же он пытается задействовать привычный ему алгоритм работы, сотрудники других подразделений либо игнорируют его запрос, либо напоминают ему о разделении обязанностей.
Совершив ряд звонков, Асгар все-таки добивается определенного результата, но ситуация ухудшается. Поступает повторный звонок, выясняются новые подробности — и привычный алгоритм работы уже не помогает. Мужчина нервничает, уединяется в переговорной, продлевает смену, нарушает правила — и заходит довольно далеко в желании спасти похищенную.
Пока Асгар проводит операцию спасения удаленно, он делает звонки не только коллегам, и в каждом из его диалогов всплывает новая информация о том, кто он и что его беспокоит. Он не просто полицейский, который привык быстро реагировать и может проявлять сочувствие к невидимому собеседнику. Он — человек, у которого есть свои проблемы, прорывающиеся порой через поток звонков к нему прямо на работу. Он — мужчина, от которого зависит не одна жизнь, но, в первую очередь, на нем ответственность за свою собственную судьбу. Каждый новый голос, проходящий через линию Асгара — это новое вмешательство, еще один вызов и очередная партия «в бога». Сложновато не съехать с катушек, не правда ли?
И вот после очередного полученного от коллег звонка Асгар осознает, что зашел слишком далеко. Он положил все свои силы, чтобы спасти человека как можно скорее, но итог не оправдывает ожиданий, что буквально подводит героя к черте… И далее, по классике, нас ждет трансформация ситуации и персонажа, которую в данном случае, конечно, можно назвать кульминацией — но с оговоркой, что в этом фильме каждая секунда держит нас в напряжении, заставляя выдыхать на каждом новом повороте. То есть, кульминаций, я бы сказала, тут предостаточно. Поразительно, что в такой короткий промежуток времени можно вместить буквально полжизни, полмира — от точки, откуда поступил звонок до неизвестной геолокации.
Несмотря на то, что по общей атмосфере фильм не назовешь триллером — скорее, детективной драмой, — действительно тяжелых моментов здесь предостаточно. Вымученное ожидание, неожиданные повороты, довольно серьезные ситуации, которые главному герою необходимо решить удаленно — и отсутствие возможности лицезреть реальную картину происходящего. Вот это, пожалуй, и есть самое сложное: Асгар «на линии», мы — «на линии», все в напряжении, все ждут. Это очень сильно психологически бьет по человеку: объяснять отдельно и не нужно, каково это — держать несколько жизней в своих руках через телефонный провод.
Так вот, этот фильм, если выбраться из дебрей эмоционального фона — в первую очередь, о том, что порой простой человек может обладать возможностями господа и даже спасать жизни. О том, как тяжело вообще работать в службе спасения или любой другой службе быстрого реагирования. И о том, что благие намерения — одна из самых опасных вещей, которые может позволить себе человек, располагающий влиянием на жизни других людей.
Не могу сказать, что это фильм-действие — скорее, фильм-эмоция; пространство, где над всем властвует мгновенная реакция, реакция, от которой зависит жизнь других людей и даже твоя собственная, реакция, которую не предугадаешь и не откатишь.
Вот и вопрос: возможно ли стать тотально виновным за пару произнесенных слов?
20 ноября 2018