Все-таки, когда болеешь это плохо, к физическому нездоровью добавляется нравственное создание, когда от нечего делать начинаешь смотреть сериалы по ТВ. В моей «коллекции» таких сериалов уже поднакопилось — это и «След», и вершина глупости «Детективы» и вот совсем недавно как обухом по голове «Свидетели» с канала НТВ.
Я уже ничему не удивляюсь, но оказывается зря — я первый раз увидел, что можно взять идею с другого канала и просто переснять с другим названием. Вначале подумал, что вирус подействовал на мой мозг, когда стал смотреть сериал — это же «След», только руководителя заменили на мужчину, сделали косметический ремонт офиса, выдали новую форму и авто, да назвали красиво Следственно-аналитическое управление! При всем моем скепсисе относительно ФЭС, там было понятно, что это отдельная служба в составе МВД и зачем она создана. Здесь же обрядили в какую то ЧОПовскую форму по сути одно из подразделений полиции (ау создатели — когда название придумывали, хоть подумали бы, что управление находится в составе чего-то), наделили непонятным функционалом «от ракеты до газеты» и давай расследовать преступления. «Гениальность» расследования ФЭСовцев я уже критиковал, но САУвцы и их уделали, их «мозговые потуги» вообще не выдерживают критики, сценаристы нашли универсальное объяснение — «умные машины помогают и генерят решения», а сотрудникам главное вовремя их включать, да преступников вязать.
Про реальность происходящего на экране лучше не заикаться, все дела высосаны из пальца, что в затравке сюжета, что в расследовании, про раскрытие выше написал. Ах да, добавили сексуальности, вместо одной Амелиной их ФЭС в отдельных сериях, стали эксплуатировать образы разных героинь почти в каждой серии. Хоть какое новаторство.
Про актерскую игру лучше промолчу, какие-то говорящие куклы ходят на экране. Харизматичность героев стремится к нулю, чем-то даже образы сотрудников ФЭС стали нравится. А уж Рогозина (О. Копосова) как руководитель вообще даст сто очков Громову (Н. Сердцев), он совсем истуканом смотрится.
Неужели кризис идей настолько поразил телевиденье, что идеи стали тащить с других каналов, не пытаясь даже менять решения оригинала. Т. е. зритель и так съест? Обидно за такое отношение, надеюсь хоть реклама позволяет окупать затраты на производство.
21 августа 2018
В современном российском кино не так много детективно-криминальных сериалов, пытающихся достоверно показать работу милиции / полиции. Во-первых, это требует специфических знаний и присутствия на съёмочной площадке консультантов-профессионалов. Во-вторых на «салазках реальности» далеко не уедешь и много не заработаешь. Поэтому бизнесмены от кино предпочитают «околореальные» истории, распутывать которые должны гении из несуществующих спецслужб. Таких организаций на сериальных просторах накопилось немало: ФЭС (федерально-экспертная служба), БУР (бюро уголовных расследований), САУ (следственно-аналитическое управление) и т. д. и т. п. «Обозвав» новую контору красивыми словами, создатели сразу «берут быка за рога», вываливая на зрителя все новейшие достижения криминалистической науки.
Именно так поступили и создатели нового сериала «Свидетели». Логотип «САУ» здесь повсюду: на шевронах, на куртках, на удостоверениях, на компьютерах, на телефонах, на кружках и стаканах! Единственное, куда их забыли прилепить — на лоб актёрам, чтобы издалека было видно, кто пришёл выводить преступников на чистую воду. «Замутив» пилотный фильм из 4-х серий, и потратив на него, наверное, изрядную долю бюджета, создатели сериала к концу первого сезона выработали определённый сюжетный «каркас», который повторяется от серии к серии почти без изменений (разумеется, за исключением самой криминальной составляющей).
«Каркас» этот прост: в начале показывается само злодеяние, затем на место преступления приезжает пара оперативников (они постоянно меняются, потому что остальные, видимо, параллельно снимаются в других эпизодах). После чего за дело берётся дуэт компьютерных гениев, сидящих в комнате, увешанной мониторами разных размеров. Они без труда «хакают» любой сервер, показывая своему начальнику едва ли ни ежесекундное перемещение преступников. Пара оперативников колесит по городу на большом чёрном микроавтобусе с логотипом САУ метровой величины и с постоянно включённой мигалкой (чтобы злодеи их издалека видели). По звонку из комнаты с мониторами оперативники время от времени задерживают подозреваемых, доставляют в комнату для допросов. После чего следует ретровставка совершённых злодеяний, и… преступление раскрыто — все в шоколаде.
На первых парах всё это выглядит неплохо и даже свежо, но серии идут, а суть не меняется: картонные разговоры, глянцевая картинка, стеклянные глаза — ни чувств, ни эмоций. Впрочем, насчёт эмоций я поторопился. Почти в каждой серии обнаруживается сцена (или даже несколько сцен), содержащих «ахи-охи-трахи-вздохи». Наверное, «горяченьким» создатели решили разбавить подчёркнутую компьютерность детективных расследований, но не учли специфику эротического наполнения кадра. Явным перебором выглядит количество трупов в одной серии. Это именно тот случай, когда хочется процитировать Ленина: «Лучше меньше, — да лучше!» Некоторые «жертвы сценаристов» явно лишние. Они лишь усложняют сюжет и запутывают зрителя в восприятии целостности картины.
Особого упоминания стоят оперативники, выезжающие на задержание преступников. Одетые во всё чёрное, перетянутые ремнями, они выглядят наряженными куклами. Именно так их воспринимают «антисоциальные элементы», периодически отправляя их на пол или куда подальше. Дилетантство и рисовка вместо профессионализма. Способность дуэта из комнаты с мониторами находить следы преступников просто поражает. Создаётся впечатление, будто все жители страны добровольно в рамках компании «Найди меняя быстрее!» сдали свои фотографии, а для верности поставили у своих квартир и над подъездами видеокамеры. Понятно, что кругом — сплошь компьютерные технологии, однако не стоит забывать о главном в детективе — увлекательный сюжет, который строится на тонкой психологической игре с преступником, а вовсе не на отбивании пальцами по клавиатуре в поисках номера его машины…
27 января 2018