Искать глубокий смысл в этом фильме, бесполезное занятие. Абсолютно не понятно, что хотели сказать создатели сего. Показать жестокость самой охоты? Может быть. Но в фильме тема охоты не раскрыта вовсе. Несколько отдельных кадров, мало связанных с сюжетом. Зато охота выставлена в фильме неким сумасшествием, нечеловечностью. Это не имеет никакого отношения к реальности. Судя по фильму все охотники нелюди и антихристы. Извините, охота разрешена законом. Женщины носят шубы, люди едят мясо. Но в фильме все они отрицательные герои. Весь город, чиновники, полиция, духовная вершина, все стреляют невинных животных и бросают их в лесу. Что же этот за город такой?! С точки зрения охоты и всего, что вокруг неё, фильм нечестен и не интересен.
Тогда о чем фильм? Ни одна мысль не раскрыта. В течении фильма нет симпатии ни к одному герою. Сумасшедшая женщина, ведущая своих учеников ночью в лес, плачущая в обнимку с убитым кабаном, отрезающая части тел животных и хранящая их дома. Парень-эпилептик и девушка, чья роль вообще не ясна. Сосед главной героини… О каждом из них мы узнаем какие-то ненужные факты, которые не дают нам никаких эмоций, мы не знаем для чего эта информация нам.
В итоге ранее середины фильма становится абсолютно ясно, кто убил всех жертв.
11 марта 2018
«След зверя» получил «Премию Альфреда Бауэра» на Берлинале за «за открытие новых путей в киноискусстве». Бог его знает, что это за награда такая, но чем не повод обратить своё внимание на данную картину, тем более, что идея выглядит неплохо, артхаус я люблю, а Польша — это для меня Terra Nova. Конечно, польский кинематограф меня ранее не впечатлял, забегая вперёд, не изменил этого факта и данный фильм, но есть на что посмотреть, для расширения кругозора, так сказать.
Янина Душейко — пожилая женщина, из тех, что верит в гороскопы и имеет кучу кошек. В нашей действительности — это пара собак, Белка и Леа, которых Янина воспринимает буквально как своих дочерей. Являясь ярым заступником прав животных в купе с весьма специфическими взглядами на жизнь в целом, прослыла чокнутой старушенцией, которая предсказывает детали вашей будущей смерти по точной дате рождения, и, всякий раз пытаясь убедить окружающих в необходимости гуманного обращения с животными, закатывает истерики временами достойные психбольницы. Имиджмейкеры из Labia («38 обезьян») сказали бы, что ей не хватает хорошего пиар-менеджера для достижения своих целей. И смех, и грех. Пускай, Душейко и немного не в ладах с собственной головой, и нередко несёт какую-то чепуху, но в правоте ей не откажешь. Нет, разумеется не по поводу астрологии, а по поводу животных. И, действительно, она не просит ничего необычного — просто наказывать местных охотников за браконьерство и несоблюдение, между прочим установленных государством законов, временных рамок охоты на определённых видов зверей, и жестокое обращение с животными — например, с бедных лис снимают шкуру, когда те ещё полуживые, а в такое состояние их привёл голод и измывательства охотника.
Фильм снят в очень реалистичной манере, особенно что касается сцен насилия над животными, и всяких таких пикантных подробностей, по типу кишащих червями и жуками разлагающихся трупов. Я вас предупредил, если что.
Местная полиция бездействует: рядовые служащие считают, что Душейко свихнулась и мешает им заниматься действительно важной работой, какой они правда не уточнили, мы их видим, в основном, протирающими штаны в офисе; а те, кто званием повыше сами являются заинтересованными лицами и такие вот вещи спускают на тормоза. Главный браконьер, между прочим, ещё и держит местный бордель и подпольные азартные игры. А шеф полиции ему крупно задолжал. Ситуация набирает обороты, когда пропадают сначала любимые собаки Душейко, а позже, то там, то сям в лесу возникают трупы, уже бывших браконьеров. Наша активистка не преминула напомнить о себе — это всё месть природы, а дата рождение шефа заранее предсказывала, что он умрёт от дыры в башке, нанесённой лесными обитателями. Вот так-то.
Я думаю, все в современном мире в курсе о борьбе за права животных, сохранении экологии в целом, знают, кто такие Greenpeace, а по сему никаких откровений и неожиданностей тут для себя не увидят. Прочие герои также достаточно шаблонны
- есть сосед Святополк «Матога», имеющий целый склад различного оружия в подвале
- присутствует добрый ботаник-айтишник Дыжио, который ясное дело, что работает в полиции и недолюбливает всех этих тупоголовых маскулинных до мозга костей мужиков. И естественно, он может враз хакнуть, что угодно в городе.
- как же без «принцессы в темнице», молодой симпатичной девушки по прозвищу «Хорошие Новости», которая вынуждена заниматься, по-сути, проституцией и быть подружкой тому самому браконьеру-держателю борделя.
- и для полноты картины — энтомолог из ближайшего университета, который называет уничтожение лесных насекомых геноцидом, чем выводит борьбу за природу на новый уровень.
Не смотря на некую интригу, убийцу вычислить несложно, да и список изначально уж больно короткий — ну не олени же их убили, в конце-то концов. Конечно, всё это ни коим образом не отменяет того, что в реальной жизни оно где-то так всё и происходит, за исключением разве что айтишника, который калька типичного голливудского штампа (всё-таки 21 век на дворе). Поэтому я бы не стал обвинять в простоте и незатейливости режиссёра Агнешку Холланд, ко всему прочему, фильм во многом-то пропагандистский, и со своей работой справляется на ура. В художественном смысле тоже есть на что обратить внимание — операторская работа весьма интересна, пускай и ничего выдающегося, разумеется.
Финал картины мне показался уж слишком ожидаемым и надуманным, если хотите, или даже утопическим. Могли бы тут поднапрячься, хотя, опять же, главной идее это никак не вредит.
Почему люди не меняются? Наверное, это даже риторический вопрос, близко к аксиоме. Данный фильм отвечает следующей конкретикой: жестокость в сути человека, и коль жечь на кострах девушек и убивать почём зря уже нельзя, то нужно найти адекватную замену — охота, даже в рамках закона, не что иное как убийство. И мы видим, что наши охотники и в повседневной жизни весьма мерзкие и грубые, а священник Шелест уж точно скучает по старым церковным забавам, опускаясь, чуть ли не до ереси, когда на проповеди заявляет, что Бог прямо таки велел убивать животных дабы соблюдать равновесие в природе. О, как оно, оказывается. Между тем, не спешите ставить знак «плюс» супротив наших борцов за справедливость, они ходячий пример того, куда выстлана дорожка благими намерениями. Пускай компьютеризация уже добралась до отдалённых уголков нашей планеты, но человеческая психика едва ли поспевает за техническим прогрессом — внутри мы все ещё в Средневековье.
7 из 10
26 августа 2017
Мы говорим — Агнешка Холланд — мы подразумеваем тот самый запретный фильм 1995 года «Полное затмение» с Леонардо Ди Каприо, который после успеха «Титаника» пытались не пускать в США, дабы не шокировать поклонниц актера. Но не Ди Каприо единым — прошло 22 года, а пани Агнешка не растеряла хватку и сняла очень странный фильм — одновременно поэтичный и шокирующий, нежный и бьющий наотмашь, убаюкивающий и насылающий кошмары. Львиная доля успеха картины приходится на еще одну Агнешку — Агнешку Мандат. Несмотря на грозную фамилию, актриса играет совершенно не грозную героиню — эдакий божий одуванчик, которая всем птицам и зверям лесным друг — ни дать ни взять добрый доктор Айболит. А вот с людьми у пани Душейко складывается сложнее.
Собственно, все герои картины по своему несчастны — и сама Душейко, потерявшая любимых собак и не способная остановить страсть местных мужиков к охоте на милых зверюшек, и ее сосед Славосвят, ставший в детстве свидетелем самоубийства матери, и сооружающий в подвале взрывчатку, и девушка из секонд-хэнда по прозвищу Добрая Весть (девушка, а не магазин), которой запрещают видеться с родным братом, и очкарик-минималист-эпилептик из местного отделения полиции, не позволяющий себе иметь в доме более восьмидесяти вещей. По сравнению с ними хмурое охотничье население городка — сплошные стереотипы — усатые, грубые, безжалостные. Так кто же убивает охотников по одному, и почему вокруг трупов столько следов животных? Неужели сама мать-природа ополчилась на них?
В фильме столько натуралистичных сцен охоты и жестокого обращения с животными, что поневоле начинаешь задуматься, как это снималось. Очень хочется верить, что «ни одна лисица (кабан, косуля) не пострадала во время съемок». Так что симпатии зрителя предсказуемо на стороне слабой бабули, которая еще и вздумала разыгрывать из себя мисс Марпл…
А еще главным героем фильма является… лес. Дремучий, покрытый густым туманом. Копошащийся жуками и личинками. Вспыхивающий в темноте красными глазами. Верный друг для своих, жестокий враг для чужих. Агнешка Холланд снимает его так, что невозможно оторваться от экрана. Смело вальсируя между жанра комедии, триллера, хоррора и мелодрамы, «След зверя» ведет к непредсказуемой развязке, заставляющий зрителя если не пересмотреть свои взгляды на конфликт героев, то крепко задуматься…
9 из 10
24 июня 2017