Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Неповиновение |
английское название: |
Disobedience |
год: | 2017 |
страны: |
США,
Великобритания,
Ирландия
|
слоган: | «Love is an act of defiance.» |
режиссер: | Себастьян Лелио |
сценаристы: | Ребекка Ленкевич, Наоми Олдермен, Себастьян Лелио |
продюсеры: | Наоми Олдермен, Глен Баснер, Рейчел Даргавел, Роуз Гарнетт, Николас Голдфарб, Эд Гвини, Эрик Лофер, Мартина Ниланд, Джованна Рэндолл, Фрида Торресбланко, Рэйчел Вайс, Дэниэл Баттсек, Бен Браунинг, Женевьева Лемаль, Эндрю Лоу, Miles Godwin |
видеооператор: | Дэнни Коэн |
композитор: | Мэтью Херберт |
художники: | Сара Финлэй, Джимена Азула, Бобби Казинс, Одиль Дикс-Мирье |
монтаж: | Нэйтан Ньюджент |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $3 498 782 |
Мировые сборы: | $8 003 180 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 сентября 2017 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 54 мин |
Фильм 'Неповиновение' является для меня крайне непривлекательным с точки зрения религии, однако привлекает кое-чем другим...
После просмотра у меня не было никаких эмоций. У меня не было чувства, что фильм как-то зацепил тонкие струнки восприятия или что-либо подобное. Однако были некоторые моменты, что мне понравились и за которые я могу посоветовать фильм к просмотру.
Самое главное из-за чего этот фильм стоит посмотреть — это актёрская игра. В эпоху, когда в фильмы добавляют геев, лесбиянок, небинарных личностей, негров и прочие расы лишь для следования повесточке и удовлетворения прав меньшинств, очень отрадно видеть, как актрисы полностью отдаются (хе-хе) своей роли, невзирая на различные факторы. В данной картине, как по мне, вся заслуга лишь за титульными актрисами. Если бы на главные роли наняли никому неизвестных актрис, которые ещё и не смогли бы так сыграть, то возможно этот фильм спасти не удалось бы, хотя всё подвергается сомнению.
Сюжет в данной картине лично для меня играл второстепенную роль. Хоть я и был бы рад хорошему сюжету, но как по мне, сценарий написали крайне непрезентабельно и неинтересно. В начале фильма очень скомкано и поверхностно погружают в главную сюжетную тему, отчего смотреть неинтересно с первых минут, однако когда появляется героиня Макадамс, то всё начинает меняться.
Я так много хвалю Макадамс потому что лишь она тянет этот фильм. Я не знаком с хорошими работами Вайс и не буду говорить, что она плохая актриса, но мне показалось, что она в этот фильме недожала. Только в конце картины она выдавила из себя эмоцию, тогда как Макадамс почти всё экранное время приковывает к себе вгляд.
Если вы решите смотреть этот фильм ради 'лесбийской драмы', то вы найдёте на что посмотреть, так как главная эротическая сцена здесь выполнена на удивление хорошо, однако кроме эротических сцен и игры Рэйчел Макадамс тут смотреть не на что. Хотя нет, вру. В данной картине можно похвалить ещё и операторскую работу. Присутствуют неплохие выстроенные кадры.
Больше сказать о фильме нечего: нет ни запоминающихся музыкальных композиций, ни каких-либо интересных сюжетных моментов, ни проникающего посыла или идеи.
Всё довольно банально и тривиально, однако ради титульных актрис и эротических сцен посмотреть фильм можно и даже рекомендовано, если вы любитель такого, но кроме этого в фильме, на мой взгляд, ничего нет.
3 июля 2023
Такое несколько анекдотичное начало фильма могло бы дать огромный простор и для иронии, и для глубокомысленных разговоров. Однако авторы выбирают иную тональность данного события, поэтому стоит сразу приготовиться к серьезному разговору и сложной проблематике: любые смешочки недопустимы.
В лондонской ортодоксальной еврейской общине умирает раввин Крушка – это становится огромным потрясением для преданных прихожан синагоги и его близких. Не становится исключением эта новость и для блудной дочери – Ронит, которая в свое время сбежала из отчего дома и теперь профессиональный фотограф в Нью-Йорке. Неожиданное известие застает женщину врасплох, и, не раздумывая долго, она возвращается в родные пенаты. Однако ей оказываются совсем не рады, да и сама Ронит чувствует себя неуютно, глядя на своих друзей детства: Довида пророчат на место нового раввина, а Эсти стала не только примерно соблюдать вековые традиции, но и превратилась в кошерную жену…
Сообразно с не очень приятным поводом для встречи главных героев вся гамма и тональность картинки на экране монохромная и скупая на цвет, поэтому на фоне серо-коричнево-черных одежд особенно сильно выделяются своей чуть ли не болезненной бледностью лица актеров. Причем это не переходит в имитацию масок, наоборот, зрительское внимание сосредотачивается на их взглядах и мимике. Кроме того, эта бледность вполне соответствует дискомфортному удушливому состоянию главных героев, которых буквально удушают расставленные рамки условностей настолько, что приходится рвать тугой ворот для притока крови или вовсе начинает тошнить. Расфокус камеры в такие моменты и у зрителей вызывает неприятные и подташнивающие ощущения, вовлекая в происходящее. Для большего погружения в историю используется средний и крупный план, который буквально вторгается в пространство героев, что тоже не добавляет комфорта при просмотре. Однако благодаря этим приемам Себастьяну Лелео удалось передать чувственность и сексуальность желания двух женщин по отношению друг с другом. И не меньшая заслуга в этом исполняющих главные роли актрис, но в первую очередь все же Рэйчел МакАдамс. Ей досталась героиня с наиболее интересной историей и полноценной трансформацией на протяжении всего фильма, что актриса превосходно отыгрывает. В этой роли раскрываются ее драматические способности, доказывая, что она уже давно готова к серьезным ролям и годится не только для романтических историй с привкусом мыла.
Однако в конечном итоге впечатления от фильма остаются крайне неоднозначные. Я долго не могла понять, что именно в нем меня смущает, ведь в конечном итоге все герои приходят в согласие с самими собой – лучшего и не пожелаешь! А дело оказалось вот в чем. Не смотря на заявленную завязкой и открыто проявленную постером тематику, связанную с гомосексуальностью, фильм похож на подобие реабилитации религии в современных условиях. Глобальные дискуссии о религии и традициях здесь отсутствуют, однако именно в религиозных декорациях находятся все ключевые сюжетные точки: смерть отца-раввина без получения от него прощения, преемственность его дела другом детства и одновременно мужем подруги и, конечно, слишком пафосная речь в синагоге под развязку событий. Речь безусловно хороша и звучит очень оптимистично: она приносит облегчение главным участникам событий, однако создатели фильма оставляют за кадром предстоящие трудности, с которыми им однозначно предстоит столкнуться. Лишним доказательством этакого заигрывания в большую глубину религии служит уважение и по возможности соблюдение Ронит традиций, кроме тех, которые идут вразрез с рационализмом, поэтому она вступает в соответствующую полемику во время разговора о многодетных семьях, Довид и Эсти вообще в сложных ситуациях обращаются к вере, читая молитвы. И вот зрителям говорят о наличии свободы выбора у людей, который сделает их счастливыми. Но остается молчаливое порицание чужого поведения со стороны окружающих, который собственно изначально и давил на каждого из героев, задыхавшихся в своей реальности. Обязательства, статус, чужие ожидания и чужое мнение стали превалировать в их жизни, вынудив забыть о своих истинных желаниях. Как тот самый заявленный разговор о гомосексуальности вязнет в религиозной почве вместе с вопросом конверсионной терапии или иных травмирующих попытках изменить чью-то сексуальную ориентацию или идентичность. И вот вместо острой проблематики, какого никакого любовного треугольника или квадрата, если добавить бога в качестве еще одного участника событий, получается обычная драма о людях, которые не счастливы, а таких вагон и маленькая тележка, поэтому на их фоне непросто выделиться и хоть немного запомниться.
Рекомендуется: для приобретения базовых знаний об иудаизме.
Опасно: националистам с незакрытым еврейским вопросом.
6 из 10
20 января 2022
Еврейская община, какая она из себя? По мне, так в плане свободы не лучше мусульманской. Смотрели фильм «Под маской жиголо»? Там очень чётко характеризуется образ еврейской вдовы — вечно преданная своей единственной любви и владыке, рабыня брачных уз.
А что, если муж жив, но жена любит другого? Или другой? Себастьян Лелио выбегает к наилучшему ответу, с точки зрения свободы и гуманизма, интерпретируя отношения двух давних подруг, одна из которых возвращается в общину из свободного Нью-Йорка. Другая же, жена сводного брата, запихнутая на первый взгляд в оболочку смиренной домохозяйки, чья книга жизни уже написана, хотя инициатор конфликта всё же она.
Две актрисы, две потомки библейской девы Рахиль, как нельзя лучше доказывают, что женщинам свойственно любить вне рамок религии и общества, любить отправляя на задний план плотские чувства, любить вне времени.
Не могу сравнивать ни с чем, что смотрел в идентичной тематике. Наверное из-за этого у меня приятный груз в голове после просмотра. Вопреки оценке «Малова Кино», кто скорее искал в этой ленте эроса чем любви, мнения наши разные как никогда.
9 из 10
17 марта 2019
Данный фильм «Неповиновение» мною был скачан достаточно давно и я всё никак не мог его посмотреть, также фильм привлек меня наличием двух известных актрис, двух Рейчел, Рейчел Вайс и Рейчел МакАдамс.
Фильм — экранизация одноимённого дебютного романа Наоми Олдермен. Также это первый фильм на английском языке чилийского режиссёра Себастьяна Лелио. Даже не знаю, с чего и начать, потому что такие фильмы для меня сложны прежде всего своей сутью и поисками истины самого сюжета. И, говоря про сюжет, девушка (Рейчел Вайс) возвращается в родной еврейский дом после смерти своего отца, и сразу же встречает интерес к себе со стороны давнего друга детства (Рейчел МакАдамс).
Для меня работа данного режиссера впервые встречена, поэтому, я считаю, что Себастьян Лелио делает акцент больше на чувства главных героинь и на то, как люди, живущие в общинах такого типа, хотят выбраться из таких общин, и как женщина (героиня Рейчел МакАдамс) дает понять, что она тоже хочет в какой-то мере жить жизнью героини Рейчел Вайс, не зря, многие родственники заметили в героини Рейчел Вайс изменения после жизни в Нью-Йорке.
Также тема сообщества ЛГБТ очень противоречива, признаюсь честно, я даже был немного в шоке, увидев эротическую сцену между двумя Рейчел, удивлен, что они согласились на такие сцены, но, с другой стороны, они не боятся признания чувств к друг другу, при этом религиозные взгляды семьи категорически против этого.
Игра двух Рейчел вытянула этот фильм, да и практически фильм на них и держался, даже сексуальные сцены с их участием выглядели вполне чувственно и правдоподобно (не каждый раз можно такое увидеть с участием актрис такого уровня).
«Неповиновение» — сложный фильм с религиозными взглядами, затрагивающий темы любви, чувств, эмоций.
7 из 10
7 марта 2019
Мне кажется, людям, которые настроены к фильмам на ЛГБТ-тематику как «ну вот опять оседлали модную тему», этот фильм смотреть просто не нужно.
Людям, которым важнее войти в религиозную общину, чем выйти из нее — тоже не стоит. Ну просто у каждого фильма, а у такого тем более, есть своя аудитория и этот фильм наверняка не для всех. Сэкономьте свое время.
Это фильм в первую очередь — о собственном выборе и о собственном пути.
Ронит, Эсти и Давид росли в очень ортодоксальном районе Лондона. На каждый вздох и на каждый чих там есть свои правила, которые нужно соблюдать. Как одеваться, как разговаривать, как вести себя, а уж тем более — с кем вступать в отношения. Это жизнь именно в таких тусклых темных цветах, в каких и снят этот фильм, особенно для тех, кто тяготится этой жизнью.
После определенных травматичных для всех действующих лиц событий (не буду спойлерить) Ронит решается порвать со всем, что ей было дорого: семья, друзья, окружение. Она поворачивается спиной ко всему и выбирает для себя свободу.
Это требует большого мужества, в таком юном возрасте оставить за собой все, что тебе знакомо и привычно, и уйти совершенно одной в чужой для тебя мир. Ронит мужества хватило. Эсти — не хватило, хотя ей это было бы еще нужнее.
Эсти не хватило мужества ни вырваться из общины, ни признать, что замужество — это не ее путь. Она обрекла себя на мучительное существование рядом с человеком, к которому она относится только по-дружески и на необходимость, сцепив зубы, терпеть еженедельный обязательный секс по пятницам.
Ронит возвращается в отчий дом на похороны отца. Отца, который был светочем для всей общины и для которого любимый ученик оказался ближе родной дочери. Потому что религия была сильнее отцовской любви.
И чувства, которые Ронит, как она думала, оставила в прошлом, но о которых Эсти не забывала никогда, вспыхивают с новой силой. Вот только сейчас Эсти наконец понимает, что выбрала для себя путь, который не даст ей ни счастья, ни свободы, ничего.
И поэтому она хоть и с большим опозданием, но все-таки хочет добиться возможности свободы выбора если не для себя, то хотя бы для… (спойлер)
Люди, живущие в ортодоксальных общинах и мечтающие их покинуть, нередко сравниваются с ЛГБТ. Потому что открыто признаться всему своему окружению, что ты совершенно не хочешь жить так, как окружающее тебя общество считает единственно правильным — это как «выйти из шкафа». И решаются на это далеко не все. Женщины из ортодоксальной общины, которые хотят жить светской жизнью и при этом жить не с мужчиной — они не просто выходят из шкафа, они буквально взрывают этот шкаф вокруг себя и рискуют, что их погребет под обломками. Это требует мужества, отчаяния, много чего…
Это прекрасный фильм. Рэйчел Вайс и Рэйчел МакАдамс — прекрасные актрисы, это огромное удовольствие — смотреть на их игру и на их взаимодействие.
Но это не блокбастер, чтобы быть фильмом для всех.
15 февраля 2019
Ещё бы пару десятков лет назад эта картина могла бы окраситься в скандальные цвета, но в эпоху парадоксальной поддержки любых проявлений однополой любви даже самые религиозно преданные евреи никак не отреагировали на премьеру драмы «Неповиновение». А ведь она рассказывает о том, как беглянка из отчего дома раввина, приехавшая на его похороны, хотя вроде бы никто ей и не сообщал о случившемся, вновь воспылала чувства к своей подруге детства, которая в свою очередь вышла замуж за духовного преемника раввина. Признаться, становится не по себе от того, что кинематографисты позволили себе выпустить на экран фильм, затрагивающий тему религиозных убеждений, идущих врознь с современными социальными тенденциями, которые зачастую так усердно навязываются. Интересно, как бы они себя повели во время рейдов инквизиции? Наверное, и думать бы о таком не могли. Но оставим этот дискуссионный донельзя момент и далее пройдёмся по самому фильму, а там каждый себе вправе решать смотреть его али пропустить.
Режиссёром «Неповиновения» стал чилиец Себастьян Лелио. Ровно в том же 2017-ом году, когда была презентована эта картина, он снял ещё одну провокационную ленту у себя на родине под названием «Фантастическая женщина». За неё Лелио был награждён статуэткой «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В ней рассказывалось о некоей Марине, которая вначале была рождена мальчиком и звали её Даниель, но женское существо взяло верх. Несмотря на то, что на той церемонии «Оскар» фаворитом был другой фильм, всё же статуэтку взяла «Фантастическая женщина». Как думаете, это совпадение или неспроста? И, видимо, опыт подобного рода кино сыграл на руку Себастьяну Лелио, который был приглашён снимать свой первый англоязычный фильм. Посмотрим как дальше у него будет получаться, а пока же поздравим с дебютом. К тому же Лелио повезло ещё и в том, что своё согласие на съёмки в «Неповиновении» дали Рэйчел Вайс и Рэйчел МакАдамс, как ни крути, а всё же звёзды мирового кинематографа. К ним в компанию попал ещё и Алессандро Нивола — довольно узнаваемый актёр.
Фильм снят в довольно тёмных тонах, видимо, именно таким себе представляет северный Лондон, где происходит основное действие, Себастьян Лелио. Всё какое-то серое, безликое, однотипное, честно говоря, приятного глазу мало. С другой стороны Лелио демонстрирует тем самым напряжённую атмосферу и терзания сердец и душ, которые творятся у главных героев фильма. Грузноватое настроение, словно вот-вот сейчас хлынет ливень, как бы косвенно намекает нам на то, что в этом фильме не стоит надеяться на какие-либо эпизоды в мажорном ладе. За таковой подход можно, конечно же, отдать должное постановщику, ведь он чётко тем самым выражает общий настрой «Неповиновения», но всё-таки несколько сгущает краски. И сильно, на мой взгляд, оператор картины Дэнни Коен увлекается продолжительными планами, а в диалогах персонажей чувствуются какие-то неловкие паузы. То есть в «Неповиновении» есть некоторая медлительность, которая не играет на руку картине.
Однако же все эти недостатки своей игрой старательно убирают Рэйчел Вайс и Рэйчел МакАдамс. Тёзки грамотно вначале фильма обходят эпизод из прошлого их героинь, который связывает их теснее, нежели привычные дружеские узы. В их отношениях ощущается некоторая напряжённость, недосказанность и скрытность, какую-то тему они весьма тщательно обходят. Отдаю должное актрисам, которые рискнули сняться в довольно сложном по тематике кино, а ведь могли бы быть резко раскритикованы религиозной концессией. Но правду же говорят, что искусство должно быть вне каких-либо рамок. К тому же в «Неповиновении» у актрис есть одна весьма пикантная сцена, однако любителям «клубнички» не стоит похотливо облизывать губы, так как интимная сцена поставлена в весьма агрессивном порядке, где особо впечатлительный и ортодоксальный зритель может рассмотреть нотки чуть ли не из фильмов категории «ХХХ». И, разумеется, в фильмах подобных «Неповиновению» есть философская концовка, где каждый должен сделать свой правильный выбор, не давая волю чувствам, а принимать решение с холодной головой.
В целом же, стоит признать, что «Неповиновение» — это неплохой дебют в англоязычном кино для обладателя «Оскара» чилийца Себастьян Лелио. Да, конечно, сюжетная тема может быть шокирующей, но в то же время хорошо характеризует современные взгляды так называемой прогрессивной части человечества. А поклонники Рэйчел Вайс и Рэйчел МакАдамс будут вознаграждены хорошей игрой любимых актрис. И всё же скажу, что у «Неповиновения» есть явные недостатки — излишняя медлительность и преобладание в цветовой гамме серых угрюмых оттенков, отчего становится как-то тоскливо.
6 из 10
10 января 2019
Как многие помнят из прошлогодней ленты «Зови меня своим именем», рассказы о первой любви, особенно гомосексуальной, не такие, простите за каламбур, радужные. Эффектный новичок в этой теме о неторопливом итальянском лете, однако, был удачным и выходил в том числе за свои же установленные границы ЛГБТ и пытался разобраться в любви в целом. «Неповиновение», кажется, является своего рода антиподом «Зови меня своим именем»: геи заменены на лесбиянок, пышное лето — на тусклую осень в Лондоне, а романтика уступила место драме, в которой поднимается место роли женщины в консервативном обществе. Холодный тон немного разочаровывает, а учитывая, что тема здесь явно сильнее реализации, становится очевидно: нет ничего плохого в подобном формате, но насладиться им получается не всегда.
Ронит — женщина современной эпохи. Девушка занимается художественной фотографией и живёт как тысячи её сверстниц. Однако после смерти своего отца-раввина, женщина вынуждена вернуться в родной город и сразу же сталкивается с неприятием её образа жизни членами еврейской общины. Курение и дурные манеры за столом — не самое огорчающее для иудейской коммуны. Куда порочнее в их глазах смотрятся внезапно вернувшиеся чувства первой любви Ронит и влюблена она была в свою подругу, которая в настоящий момент находится в консервативном браке.
Кинолента деликатно и аккуратно, словно чтобы никого не обидеть, обрисовывает тонкости возвращения Рониты в свою тесную религиозную общину. Естественно, что вышеупомянутое женское воссоединение быстро рождает страсть, а она, в свою очередь, близость. Подобное разрушает порядок этого мира, где традиции преобладают в клаустрофобных помещениях. И хотя «Неповиновение» посвящен борьбе женского желания с вездесущим патриархатом, тяжело сказать, что границы сюжета хоть как-то обрабатываются. Это приводит к, своего рода, эстетическим ошибкам, когда режиссер начинает вовсю заигрывать с ненужным символизмом и претенциозностью. Обычная, я бы сказал, житейская история по замыслу автора становится чуть ли не философской; сцены, о которых идёт речь, возможно, и визуально красивы, но вряд ли отдаются в сердцах зрителей.
В каком-то смысле это налагает тяжелое бремя на исполнительниц главных ролей. Рэйчел МакАдамс вынуждена погрязнуть в своих безысходных диалогах, но она всё же смогла передать характер своей героини и то, почему она в свое время осталась вместе со своим экранным мужем. Вихрь эмоций колеблется на её лице и экзистенциальная боль всей ситуации передана совершенно. Тем не менее, даже когда режиссер и сценаристы попытались сгустить текстуру, добавив реалистичные детали, призванные активизировать развитие сюжета, как мне показалось, «Неповиновение» слишком настойчиво выставил светские рамки. Метафизическая любовь уступила место обыденному сексу. Страстному, но всё же обычному.
Часть того, что делает МакАдамс и Вайс такими привлекательными, заключается в убедительной передаче внутренней жизни их героинь. Эмоции, чувства и детали позволяют легко встать на их сторону и принять так называемую «запретную любовь». Тем не менее, «Неповиновение» настолько решительно передаёт позицию Ронит как непосредственность перед лицом патриархата, что это даже немного лишает неожиданности в развитии сюжета.
«Неповиновение» следует похвалить за интуитивное понимание внутреннего мира женщин, борющихся с обществом на фоне своих отношений. Стремление к принятию себя в конце концов уступает место наслаждению одиночеством, болью и тоской, только вот уверенности в композиции и тоне не достает. Результат — интеллектуальный и при этом временами эмоционально незрелый фильм, вводящий в заблуждение своим холодным и пасмурным миром ритуалов. Возможно, что признание в любви и интимность момента захватывают дух и позволяют рассматривать «Неповиновение» с более глубокой точки зрения, чем кинокартина, должно быть, на самом деле заслуживает, однако мессадж прост и даже банален: любовь к своему полу — сущность такая, ну, не всеми одобряемая.
6 из 10
24 сентября 2018
Вера для обычного человека сопоставляется со словом доверие, честность, убеждённость, что тебя не придадут. Религиозная вера — стремление человека к чему-то чистому, правильному, уверенность в существовании высших сил и искоренение человеческих пороков. Поскольку сюжет «Неповеновения» фильма строится вокруг религиозной общины, то и однополая любовь между главными героинями Ронит и Эсти является пороком. Соответственно, и основным конфликтом как у героинь, так и у общины, к которой они принадлежат. Однако конфликта почти не видно.
Ронит возвращается в общину на похороны отца, члены которой ей не рады. Она вольнодумна, не почетает религиозные постулаты и не уважает традиции общины. Даже отец, обладающий высшим саном, не смог простить дочь перед своей смертью, хотя религия должна быть всепрощающей. Эсти, наоборот, находится в своеобразном панцире определённых традиций и мировоззрений, привитых общиной. Со встречи женщин видно, что их отношения были больше, чем дружеские. Однако, как мне кажется, влечение плотское, а не чувственное, потому что эмоции, которые они показывают при общении не естественны, им не веришь. Можно заметить, что отношения Ронит и Эсти являются их личными переживании, а общество, окружающее героинь, никак не влияет на происходящее и не становится опорой конфликта любви между двумя женщинами.
Ронит — свободна, Эсти — нет. Поэтому в фильме явно встаёт вопрос выбора: скинуть с себя оковы, привитые в общине, или остаться в эмоциональной закрытости. Однако и выбор — это личное переживание героини. Религиозная община — антураж, состоящий из чтения молитв, вокруг которого происходят духовные скитания героинь. Община — единый коллективный организм, осуждающий взаимоотношения Ронит и Эсти, но напрямую не влияющий на их решения. Поэтому можно сказать, что Эсти уже сделала свой выбор, а теперь пытается переубедить себя, что это было ошибкой.
В начале фильма звучит мысль, что человек может совершать выбор в отличие от животных, однако не все, как оказалось хотят выбирать и противостоять окружающему миру. Фильм изобилует большим количеством конфликтов, быстро сматывающихся в клубок, но так полностью не раскрытых. Поэтому фильм вышел достаточно стерильным и не раскрытым.
5 из 10
13 сентября 2018
В ортодоксальном иудаизме существует 613 мицвот — это заповеди, строгие предписания того, что следует делать евреям и что им делать запрещается. Как и любая древняя религия, иудаизм в основе своей держится на крепких традиция, которые существуют тысячи лет и давно за тебя определили, как именно тебе жить и за чем следовать.
Фильм «Неповиновение» начинается с вступительной речи пожилого раввина по фамилии Крушка, и странным образом его проповедь строится вокруг идеи выбора. «Человек, — утверждает раввин Крушка, — тоже следствие выбора, выбора Бога, который создал своё «дитя» в последний день творения. Что это? Главное решение Создателя или самая большая ошибка?» После этих слов раввин падает навзничь, как падают старые режимы, и умирает.
Потом из темноты кадра вырастает изумительная Рейчел Вайз, за свою долгую карьеру переигравшая целый калейдоскоп женских персонажей — вздорных красоток, покорных жен, философов и хозяек умов людских, одну русскую снайпершу и даже подругу повелителя тьмы. Но лучше всего Вайз, конечно, в роли глубоко несчастных женщин, которые не стараются привлечь к себе постороннее внимание, а просто живут тихой маленькой жизнью, и ненамеренно меняют жизни других.
Вайз играет дочь того самого раввина — Ронит, много лет назад она сбежал из ортодоксальной общины, чтобы увидеть дивный новый мир. Из-за этого ей пришлось разорвать любые отношения не только с почитаемым родителем, но и со всеми свидетелями своего побега, в числе которых были ее близкие друзья — Эсти и Довид. Теперь же Ронит покидает Новый Свет, чтобы почтить память отца и присутствовать на его похоронах. Для всех обитателей Старого Мира ее приезд очевидная угроза расшатывания устоев — вздорная и непокорная, она носит волосы распущенными (ортодоксальные еврейки вынуждены носить парики, как того требует традиция), пренебрегает скромной одеждой и так и норовит приобнять при встрече Довида, который отступает от нее назад -ортодоксальным евреем запрещено обнимать чужих женщин. Всем этим правилам нет места в жизни Ронит и вспоминать их ей придется по ходу развития событий. Как и доказывать свое право называться дочерью раввина. Ведь для многих, пусть не буквальным, но единственно «настоящим ребенком» раввина считается Довид — любимый ученик Крушки, идущий по стопам своего Учителя.
Известие о смерти отца сменяется другой новостью — оказывается друзья ее детства Эсти и Довид поженились. И до определенного момента зрителю не будет понятна реакция Ронит, которая конечно же поздравит новоиспеченных супругов, но тут же задаст вопрос «вы счастливы?». И, если Довид выучено ответит за двоих, что «они очень счастливы», его жена Эсти (Рейчел МакАдамс) скромно отмолчится. Надо сказать, что МакАдамс, которая тоже отыграла не один десяток роковых красавиц, смотрится в роли кроткой жены совершенно непривычно, но абсолютно убедительно. Настолько, что хочется назвать эту роль — одной из лучших в ее карьере.
После похорон отца у Ронит остаются кое-какие незаконченные дела, и ее отъезд задерживается на неопределенное время. Появление старой подруги вносит маленький, и на первый взгляд незаметный хаос в налаженный уклад жизни Эсти, которая преподает в еврейской школе для девочек и занимается сексом с мужем один раз в неделю — в пятницу (все та же традиция). Вообще Эсти непросто существовать в окружающем ее укромном мире строгого иудаизма, где половая жизнь воспринимается, как обязанность; где доминирует аскетизм; где существует непоколебимый порядок не только действий, но и мыслей; где нет того самого выбора.
Постепенно Эсти и Ронит сближаются. Режиссер фильма Себастьян Лелио (обладатель Оскара за свой предыдущий фильм «Фантастическая женщина») снимает этот переход абсолютно прекрасно — героини приходят в дом умершего раввина, в котором царит сплошной беспорядок, а повсюду свидетельства долгого увядания отца. Шторы в доме задернуты, в помещении сплошной мрак. Ронит первым делом впускает в дом свет — раздвигает шторы, а через пару мгновений включает маленькое радио, из колонок которого поют The Cure свою легендарную Love Song:
Whenever I`m alone with you
You make me feel like I am home again
Whenever I`m alone with you
You make me feel like I am whole again
Эсти и Ронит не сговариваясь, одновременно кивают в такт музыке и тихо напевают эти слова себе под нос. Обе улыбаются, и эта улыбка скрепляет их старый союз — им обоим нестерпимо тяжело жить в этих рамках. В следующей сцене девушки покидают дом, Ронит выходит на улицу первой, и подобно шторам, широко распахивает перед Эсти дверь, и на лицо последней падает яркий свет. Так Эсти нащупывает выход из своей внутренней темницы.
Себастьян Лелио никуда не гонится и рассказывает историю постепенно, старательно всматриваясь в глаза своих актрис. Что они ищут? От чего бегут? Если посмотреть фильмографию Лелио, становится очевидно, что тема тюрьмы (не буквальной, а внутренней) вероятно самая важная для режиссера — Марина из «Фантастической женщины» заключена в тело, которое ей чуждо; Глория из одноименного фильма старается убежать от своего возраста; Мануэль из «Года тигра» бежит из настоящей тюрьмы в свое прошлое, но оказывается его новым заложником.
Говорить на тему ЛГБТ сейчас модно (и можно, как никогда прежде), и Лелио пользуется этим правом по второй причине — ему по-настоящему важно запустить в обществе диалог, вне предрассудков и запретов. Вывести его на новый уровень — тот, на котором для всех и каждого предусмотрен выбор.
Уже к концу фильма героиня Эсти, пройдя внутреннее перерождение, обратится к Довиду со своей самой выстраданной просьбой — мне нужна моя свобода обратно. Не «я хочу быть свободной», а я хочу свою свободу назад. Подобно умению ездить на велосипеде, которое никогда не забудется, вольная птица никогда не утратит чувство свободы и полета, когда пространство вокруг нее было бескрайним.
«Неповиновение» показывает (или мечтает) о падении Старого Мира в надежде, что на его руинах возникнет что-то более свободное, отличающееся. Мир, в котором найдется место каждому. Где никому не будут важны причины твоего бунтарства и где для бунтарства не будет причин. Где предписания и правила уступят место выбору — личному решению каждого быть и проявлять себя так, как того требует лишь один Наставник — твое сердце.
11 сентября 2018
Наиболее правильное трактование закона жизни со стороны чувств, это не когда тебе навязывают, а когда ты сам берешь.
Природа, инстинкты, община, гласят одну определенность, к которой нужно следовать, дабы принимать естественную натуру в их глазах, и любой шаг направленный в сторону от них, неизбежно наречет тебя изгоем.
История от и до живет сплошными эмоциями и в большей степени внутренними, когда переживания, тревога и вынужденно угасающая страсть, обретает яркую форму в послании тем людям, чьи чувства сковывают правила, заставляющие мучительно выбирать без права голоса то, что тебе изначально кажется омерзительным. И две бесподобные в своем мастерстве актрисы Рэйчел Вайс и Рэйчел Макадамс преподносят свои чувства настолько тонко и пронзительно, что даже лесбийская линия под слоем еврейских уставов, направленная на свободу выбора, сможет разжечь настрой к понимаю человеческих эмоций, ведь сдержанность и скрытое недовольство это ключ к коварным проявлениям защемленного сердца, последствия которого могут отрицательно сказаться на обе стороны.
Плавно перетекающие кадры от одного обыденного момента к другому, между разбавляя страстью влюбленных девичьих сердец, несомненно притягивают своим стремлением доказать, что их отношения входят в зону нормы, и что по ним, стоит опираться и другим, ведь у любви никогда не было границ.
Иногда лучше отдаться своим чувствам, чем до конца их чувствовать и не проявлять.
9 августа 2018
Этот фильм настолько плох, что даже писать про него рецензию лень. Поэтому кратко:
Хорошо тут сработал только оператор — хотя и в этом плане «Неповиновение» не предложил ничего нового. В попытке вскочить на подножку отправляющегося поезда политкорректного актуального кино авторы попытались впихнуть туда все, что только можно — ЛГБТ, identity struggle. религию (ортодоксальный иудаизм) и т. д. Получилось что-то неудобоваримое, как салат, куда покрошили все, что осталось в холодильнике.
Нелепая секс-сцена, которая подается как катарсический апофеоз этого медленно развивающегося опуса, вызывает лишь чувство брезгливости и скуки. Наверное, этот фильм должен с легкостью получить прокатное удостоверение в России — потому что так глупо и некорретно рассказать о чувствах между двумя женщинами, вызвав при этом столько отторжения, надо еще постараться.
1 из 10
(честно говоря, не знаю за что и 1 балл давать)
5 августа 2018
Ронит (Рэйчел Вайз) возвращается домой на похороны отца, который был раввином в ортодоксальной еврейской общине. Изгнанная из семьи женщина, теперь живет в Нью-Йорке, работая фотографом для глянца. Вернувшись домой, ее приютил друг детства Довид (Александр Нивола), который женился на Эсти (Рейчел МакАдамс), с которой у главной героини были романтические отношения и что стало причиной ее изгнания.
Описание этой картины в каждом авторитетном издании звучит как «лесбийская драма». однако наряду с ЛГБТ, фильм освещает проблему отношения хасидов (ортодоксальных евреев) к мятежникам, аутсайдерам и жертвам несправедливости. Хасидские женщины после замужества носят парики и темную одежду, прилежно ухаживают за детьми и мужем, занимаются с ним сексом каждый четверг, ходят в синагогу и поют молитвы. Такая жизнь циклична и правильна, в такой жизни не имеет место быть чему-то из ряда вон выходящему.
Жизнь и трудности коммуны хасидов вдохновили документалистов Хайди Юинг и Рэйчел Грэйди на создание фильма «Один из нас» (2017), в котором вам откроются двери в мир хасидов, полного запретов: людям (женщинам в особенности) запрещается интегрировать в общество, читать мирскую литературу. Дети обучаются на идише и плохо говорят на английском языке. Религия находится в эпицентре жизни и диктует правила, которым неподвластно следуешь. Отступившись, в эту коммуну уже не вернешься, никогда не увидишь своих детей и родителей. Становишься изгоем и нежеланным гостем.
Зная ценности и особенности хасидского общества, фильм Лелио воспринимается гораздо прозаичнее, оттого реалистичней. В центре сюжета — истории двух женщин. Одна — бунтарка, сбежавшая прочь от закоренелых устоев, неспособных принять ее истинную сущность. Другая — смиренная женщина, решавшая не играть с огнем и принять правила игры, врать себе, выйдя замуж за человека, которого никогда не любила и более того жить вопреки своей природной ориентации.
Так вот, эта «лесбийская драма» не просто «Жизнь Адель» версия 2,0 (кому за 40), эта история, которая подталкивает людей проникнуться миром этого ортодоксального общества. История заставляющая переживать за героинь и не осуждать их выбор.
Обе Рэйчел продели блестящую работу, особенно МакАдамс, которую я прежде не видела в подобной ипостаси. Ранее задорная блондинка, здесь она выдает нюансную работу женщины в золотой клетке, но с жаром в душе. Вайз в ролях сильных женщин мы лицезрели не раз, но вот МакАдамс приятно удивила.
А Себастьян Лелио вслед за успешной «Фантастической женщиной» продолжает исследовать запретную любовь и проблемы ЛГБТ общества сквозь призму нетривиальных, но невозможных лав стори.
7 из 10
2 августа 2018
Свобода бывает разной. Каждый воспринимает её по мере своей испорченности, развитой фантазии и страха перед принятыми в обществе нормами. Однако свобода всегда остается свободой, какие бы страшные и отвратительные формы она не принимала. Из этого ясно одно, шутить с этим делом нельзя. Тем более, призывать.
Свобода часто вызывает противоречия. Будь иначе, она была бы лишена смысла. Наглядный пример конфликта между словом и делом, правдой и последствиями, означающим и означаемым. Едва ли раввин Крушка предполагал, что, призывая к свободе в последнем своем выступлении, он, тем самым, дает косвенное согласие на отношение дочери с женщиной. Что признает себя виноватым в разрушении семьи и многолетнем одиночестве. Дочь ведь имела полное право уехать из места, где её свободу выбора была пустым звуком.
К слову, дочь, молодой и успешный фотограф по имени Ронит, полностью ассимилировалась в зарубежном мегаполисе, словно принадлежала ему с самого начала. Во многом этом так, потому что сильной, независимой женщине едва ли найдется место в ортодоксальной еврейской общине. Она там родилась, но ни детские воспоминания, ни, тем более, люди из прошлого не связывают её с этим местом. Она другая. Слишком пропитана духом свободы, вселившегося с неё из неоткуда. Радикально и безжалостно девушка однажды, очень давно разорвала все связи с отцом. Смешны и бессмысленны её попытки ненадолго влиться в это консервативное общество после смерти родителя.
Загадкой остается, когда именно произошел раскол и отъезд, но совершенно точно, что с ним связана Эсти. В отличии от подруги, она осталась на родине, смиренная и пристыженная. Молчаливое сопротивление, в котором и перед собой признаться трудно, едва ли требует меньших душевных сил и работы, чем открытое неповиновение. Однако сатисфакцией и не пахнет. Некрасивый парик, нелюбимый муж, роль невидимки как эталон поведения женщины в обществе. Плотину обязательно прорвет. Осталось дождаться подходящего повода, и вот, фигурка старой подруги уже маячит на горизонте.
Тем не менее, единственный человек, который не побоялся пригласить беглянку в дом, был Довид. Тот самый, любимый ученик отца и нелюбимый муж подруги в одном лице. Молодой человек старых взглядов. Порядочный настолько, что для этих правильности и порядка готов наступить себе на горло. Признаться, представления о правильности девушки в нем несколько изменили, что, отчасти, и делает его самым драматическим героем истории.
Форм неповиновения в фильме три, как количество китов, на которых, по преданию древних, держится земля. Побег из дома можно назвать открытым протестом, смелостью, этапом взросления и неблагодарностью. Все будет правда. Все будет проявления свободы. Точно также, как и внутреннее сопротивление всему тому, что лишает возможности дышать и чувствовать себя собой. Странно видеть свободу в принятие выбора другого. Однако неповиновение общепринятым нормам лучше всего подходит под определение свободы. Она всегда разная, как время. Она всегда одна, как жизнь, которую предстоит прожить.
28 июля 2018
Я ждала от «Неповиновения» драму о противостоянии религии (а в фильме речь идет ни много, ни мало об ортодоксальных евреях) и любви, которую она не признает, а получила историю о личном выборе и ответственности перед самим собой.
На благородных тезок Вайс и МакАдамс смотреть было очень приятно: обе отлично вжились в роль, обе выглядели довольно утвердительно с их печальными растерянными глазами, которые говорили громче слов.
Еще понравилась операторская работа с длинными планами и медленными наездами, а также выбранный общий дождливо-серый тон картины, что в целом создали меланхоличное и неспешное повествование, идеально подходящее для вечернего ознакомления с ним в одиночку.
Так как «Неповиновение» довольно немногословное кино, о мотивах финального выбора героини остается только догадываться. Ну или читать роман, по которому оно снято.
В целом, неплохое и красивое кино без лихих сюжетных поворотов и лишней драматичности — все как в жизни.
Еще! Отдельное спасибо создателям за звучащую в одном из ключевых моментов и титрах Friday I`m in love, с которой у меня самой связано немало воспоминаний, так что даже удалось немного проникнуться.
21 июля 2018
Первый англоязычный проект Лелио «Неповиновение» в некотором роде — знак признания. Предыдущие фильмы режиссёра «Фантастическая женщина» и «Глория», обласканные всевозможными премиями, возвели Себастьяна в ряд самых амбициозных режиссёров современности и привлекли внимание к чилийскому кинематографу, а сам автор теперь пытается достичь высот и на западе: после «Неповиновения» в ближайшем будущем должен выйти авторемейк «Глории», первого фестивального хита режиссёра. В этом плане «Неповиновение» — визитная карточка с Рэйчел Вайс и Рэйчел МакАдамс на обложке.
Ронит (Рэйчел Вайс), успешный фотограф, возвращается на свою родину в общину ортодоксальных евреев с целью проститься с умершим отцом. Как только она попадает к Давиду, своему сводному брату, ощущается скованность и неуютность в каждом её движении, а острые взгляды соседей только напрягают обстановку. Всё это подкрепляется известием о замужестве её давней знакомой Эсти (Рэйчел МакАдамс) на Давиде. Роман, случившийся между девушками много лет назад, закончился под гнётом раввина-отца, что позже разъединило их судьбы раз и навсегда. Но чувства между Ронит и Эсти вспыхивают вновь, усиливая возмущение общества, и проходят через нелёгкую проверку опять.
Поначалу, главным злом выставляют беспрекословное подчинение догмам, но проблематика развивается умным шагом вперёд, очерчивая ограничения и стигмы как таковые:в обществе, в церкви, в семьи, в любви. Героям то и дело навязывают условия и правила, например, негодуют об отсутствии детей и мужа у Ронит во время семейного ужина, что заставляет героиню нагрубить «ненаглядным» родственникам. Самое удивительное, что и любовь не помогает освободиться. Такое окрыляющее обоих героинь чувство само служит средством навязывания и принуждения.
Месседж о важности свободы выбора, неповиновения всевозможным догмам — вещь далеко не новая, да и звучащая в каждом втором дебюте, но чёткая режиссура Лелио помогает выделиться картине из общего потока. В «Неповиновении» виден лаконичный и выразительный киноязык, хоть и лишённый особого шарма, он возбуждает разум и чувства, что достойно всяких похвал. Форма побеждает над самим высказыванием по причине его банальности и отсутствия новых ярких интонаций, но это не значит, что высказывание само по себе глупое. Наоборот, актуальное как никогда, а благодаря игре Вайс и МакАдамс, ещё и невероятно чувственное и эмоциональное. Хотя стоит отметить, что удаётся это не всегда: ожидаемая постельная сцена оказывается довольно наигранной, а предшествующее ей сексуальное напряжение едва заметно на экране (хотя может ему там и, правда, нет места).
Суммируя всё выше сказанное, хочется сказать, что «Неповиновение»- не новая веха в творчестве Себастьяна Лелио, а скорее ещё одно исследование на тему места женщины в обществе, слегка повторяющее прошлые картины, но великолепные актёрские работы вкупе с неплохой режиссурой и операторской работой создают цельное и стоящее просмотра произведение.
8 из 10
16 июля 2018
Дама-фотограф Ронит Крушка когда-то покинула родной дом и уехала в Нью-Йорк, сбежав от религиозной атмосферы консервативной еврейской общины. Но однажды она получает сообщение, что ее отец-раввин скончался. Ронит приходится вернуться туда, где ее почти никто не ждет, и на месте узнает, что ее лучший друг Довид Куперман женился на их общей подруге Эсти. Когда-то между ней и Ронит было нечто большее, чем проявление простых дружеских чувств, и теперь пламя подавленной за годы страсти вырвется наружу. Но окружение, в котором живет Эсти, вряд ли поспособствует их совместному счастью.
Чилийский режиссер Себастьян Лелио, чья «Фантастическая женщина» оказалась первой картиной от этой страны, завоевавшей «Оскар» в категории «лучший иноязычный фильм», перешел к новому проекту на тему нетрадиционных отношений. На сей раз это кино англоязычное, с голливудскими звездами в главных ролях, вот только трудно сказать, что «Неповиновение», снятое по дебютному роману Наоми Олдермен, стало его творческим шагом вперед. «Фантастическую женщину» сложно назвать шедевром, но она была вполне добротной, уверенно снятой картиной с приятной режиссурой «под Альмодовара». Здесь же, при переводе основного языка с испанского на английский, словно исчезли многие нюансы. Лелио хорошо демонстрирует удушающий религиозный прессинг и его бытовую среду, раскрашенную бледными красками, неспешную, выматывающе-нудную и вынуждающую молодых женщин носить парики и выходить замуж «потому что так положено», в общем, все как у людей. Но эта апатия, к сожалению, зачастую переходит и на демонстрацию взаимоотношений героинь — тут постановщик также очень сух и его режиссерская манера во всем кажется чрезмерно отстраненной, безжизненной, даже некоторые эмоциональные любовные сцены не выглядят красочным всплеском.
Проблематика построена по самым затертым клише ЛГБТ-мелодрам: «мы друг друга любим, но вместе нам быть не судьба», агрессивно настроенные религиозные родственники/соседи и, как следствие, проблемы на работе/дома, обилие внутренних конфликтом между подчинением общественному мнению, долгом и зовом сердца и многое другое. Особенно глубоко Лелио не погружается в эти вещи, которые рассматривает довольно банально и однообразно, из-за чего судьба героинь не шибко трогает, к середине вообще утомляет и заставляет откровенно скучать. Не становится ожидаемым душераздирающим катарсисом даже финал, поставленный мелодраматично и крайне пресно. Что и вытягивает фильм на уровень выше среднего, так это отличная игра обеих Рейчел — Вайс и Макадамс, но особенно хороша первая, исполнившая роль Ронит как женщины, которая давно перестала надеяться на счастье и с самого начала не верит в благополучный исход любых попыток устроить свою личную жизнь так, как хочется ей самой.
P. S. ну и согласитесь, не в каждом фильме вы увидите, как лауреатка «Оскара» Вайс сплевывает в рот номинантке Макадамс.
10 июля 2018
Себастьян Лелио, чилиец по происхождению, оскаровский лауреат (его Фантастическая Женщина стала лучшим фильмом на иностранном языке в этом году), на этот раз представляет нам двух барышень, неоднозначные отношения которых, подобно качелям, раскачиваются по направлению от прошлого к настоящему и обратно.
После долгого отсутствия героиня Рэйчел Вайс возвращается в отчий дом, где вновь сталкивается с переживаниями прошлого. Она в меру чувственна и в то же самое время забавна и мила. Именно она разряжает обстановку, якобы претендующую на скандал, своими поведением и брошенными невпопад шутками. В тени первой Рэйчел скрывается вторая. Эту позицию здесь занимает МакАдамс, как, впрочем, и её героиня, с которой и связаны переживания вернувшейся в лоно семьи женщины. Как бы ни пытался режиссёр сконцентрировать внимание на обеих, вторая всё же безжалостно проигрывает. Но, надо сказать, что определённые их совместные сцены вполне смогут заставить понервничать не только мужскую часть зрителей, но и женскую тоже.
Несмотря на то, что фильм изобилует подробностями из жизни ортодоксальных евреев, сюжет настолько грамотен и гармоничен, что любому, даже несведущему в представленных здесь обычаях и устоях зрителю будет легко понять суть происходящего. Картина не только логично обставлена и обыграна в плане цветовых решений и задействованных в ней лиц, но и превосходно снята, смонтирована и озвучена.
На самом деле весь этот антураж взаимозаменяем. Суть этой немного сказочной, но очень доброй истории в том, что вне зависимости от религиозных взглядов, расовых принадлежностей и разграничений по половому признаку, свобода и право выбора — это те привилегии, которыми наделён абсолютно каждый человек. И самые строгие канонические правила могут быть интерпретированы по-разному, в зависимости от того, как именно видит их тот, кто свято им следует.
24 апреля 2018