Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Борг/Макинрой |
английское название: |
Borg McEnroe |
год: | 2017 |
страны: |
Дания,
Швеция,
Финляндия,
Чехия
|
слоган: | «Некоторые звезды сияют вечно» |
режиссер: | Янус Мец |
сценарий: | Ронни Сандаль |
продюсеры: | Питер Бенгтссон, Томас Эскильссон, Кристина Хейдукова, Яркко Хентула, Тим Кинг, Лоне Корслунд, Йон Норстедт, Gustav Oldn, Агнета Перман, Биргитте Скоу, Ина Сольберг, Олоф Спаак, Анна Ло Вестлин, Фредерик Викстрем, Санне Глэссель, Олли Хайкка, Павел Мюллер, Брита Лундквист, Christina Palmegaard |
видеооператор: | Нильс Тастум |
композиторы: | Владислав Дилэй, Йон Экстранд, Карл-Йохан Севедаг, Йонас Штрук |
художники: | Лина Нордквист, Луиз Дрэйк, Индржих Кочи, Милена Кубкова, Карин Миренберг, Магдалена Земанова, Кикки Иландер, Karel Krejnik, Petr Marousek, Michal Turner, Петра Венцелидесова |
монтаж: | Пер Сандхолт, Пер К. Кьеркегор |
жанры: | драма, биография, спорт |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 65000000 |
Сборы в России: | $28 263 |
Сборы в США: | $231 346 |
Мировые сборы: | $3 430 165 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 сентября 2017 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 47 мин |
Вышедший в 2013-ом году драматический байопик «Гонка» о противостоянии двух выдающихся пилотов Формулы-1 послужил импульсом к созданию идентичных по жанру кинокартин. Конечно, выходят они не с завидной регулярностью, но в любом случае пользуются спросом, ведь зрителю, который не так далёк от спорта мизансцены, связанные с самыми эпохальными событиями в спортивном мире, весьма и весьма любопытны. Последующей заслуживающей внимания картиной стала «Битва полов», премьера которой произошла в 2017-ом году. Но в данном случае мнение публики разделилось: одни указывали на очевидные недочёты в концептуальном построении и сетовали на то, что спортивная драма превратилась в подобие комедийной мелодрамы, другие же напротив доказывали, что «Война полов» один из самых недооценённых фильмов года. И обе картины были сняты по большей части за счёт американских кинопроизводителей, но и в Европе решили не отставать от современных тенденций и Скандинавия, один из самых кинематографически динамично развивающихся регионов, выпустила ленту «Борг/Макинрой».
Надо сказать, что Бьорн Борг — это спортивный символ в Швеции, большая гордость нации, владелец многочисленных рекордов в теннисе, человек, ставший примером для будущих поколений (вероятно, что слава Бьорна Борга сравнима на сегодняшний день с кудесником футбола Златаном Ибрагимовичем). В 1980-ом году Бьорн Борг вышел на корты самого престижного Уимблдонского турнира, чтобы в пятый раз подряд защитить свой титул чемпиона. И все говорили в тот год, что единственным теннисистом, который может остановить победную поступь шведа — это молодой и дерзкий американец Джон МакИнрой, обладающий очень сложным характером и позволяющий себе хулиганские выходки на площадках, но талант у МакИнроя был безусловный. Спортсмены ощущали сильнейшее давление публики, сражались за результат, проходили сложнейших оппонентов, чтобы впервые встретиться в финале и на кон в том матче стояло очень и очень многое. Именно об этом периоде карьеры обоих теннисистов и рассказывает драматический байопик «Борг/Макинрой». Именно о том матче, который вошёл в летопись истории спорта.
Режиссёром картины стал датчанин Янус Метц, который до этого имел лишь опыт работы с документальным кино. Но, как известно, у биографических лент и документальных действительно есть что-то общее. Метц принял вызов и надо сказать, что не упал в грязь лицом. Он создал вполне сбалансированное полотно, где эпизоды со спортсменами, с демонстрацией их характеров, сопряжены с общей атмосферой вокруг самого турнира и что предшествовало тому, чтобы матч между Боргом и МакИнроем называли матчем года. Надо сказать, что сам матч — это только оболочка картины, надо вглядываться пристальнее, рассмотреть ту суть, когда теннисисты не ощущали никакой эйфории как зрители в предвкушении яркого матча, для них всё это — сложнейший этап, требующий огромных физических и моральных затрат. И Янус Метц смог это продемонстрировать и учитывая, что это дебют постановщика, то справился он на высокие показатели. И в фабуле ленты осталось место для того, чтобы показать некоторые интересные факты о Борге и МакИнрое, например, что Борг был весьма суеверным (кстати, многие спортсмены таковы). И апогеем всего стал сам финальный матч, который можно смело назвать теннисным боем. Может он не вызывает столько же эмоций как заключительные отрезки в «Рокки» и «Нокдауне», но зато берёт своим напряжением и натурализмом.
Обращает на себя внимание и довольно-таки сильный актёрский состав в «Борг/Макинрой». Роль шведа досталась Сверриру Гуднасону. На тот момент нашему зрителю это имя ничего не говорило, но в родной Швеции актёр был довольно востребованным и даже имел несколько наград и номинаций в том числе и за пределами страны. Это сейчас Сверрир Гуднасон сделал важный шаг в карьере, снявшись в роли Микаэля Блумквиста (хоть и сам фильм не особо понравился публике). И, пожалуй, Сверрир Гуднасон не только по внешних данным схож на знаменитый прототип, но и довольно убедительно сыграл роль зацикленного на победе в турнире спортсмена, у которого, как бы кое-кто выразился, не всё в порядке с головой. Экранного противника Гуднасона воплотил скандальный Шайа ЛаБёф. Да и сам МакИнрой, как говорилось выше, не был паинькой, так что ЛаБёф даже подсознательно был готов к данному образу и довольно правдиво воспринимался, а ещё и запомнился модной в 80-х годах прошлого столетия шевелюрой. И актёры второстепенных ролей (Стеллан Скарсгард и Тува Новотны) удачно и достоверно воплотили образы.
Итого получается, что скандинавы в очередной раз убедительно продемонстрировали, что они на правильном пути развития кинематографа. Они явно не зря вышли на рынок с драматическим байопиком «Борг/Макинрой» и оправдали возложенные надежды. Могу согласиться, что данный фильм не является эталоном жанра, но он точно подойдёт для просмотра зрителю, приветствующему жанр. А хорошо подобранный актёрский состав вкупе с хорошей его игрой даёт дополнительный повод, чтобы отвести свободное время для просмотра.
7 из 10
P.S.: по окончании спортивной карьеры Бьорн Борг и Джон МакИнрой стали лучшими друзьями.
26 июня 2019
Фильмов о противостоянии двух великих спортсменов в том или ином виде спорта выходило немало. Были полностью вымышленные истории, но большой популярностью пользуются ленты, снятые на основе реальных событий. Ибо спортивный мир предоставляет мировому кинематографу неисчерпаемый источник историй для экранизаций. Датский режиссер Янус Мец Педерсен выбрал для экранизации одно из самых известных противостояний в мировом теннисе. Многие сравнили ленту с великолепной спортивной драмой Рона Ховарда «Гонка» и действительно сходство очевидно, но всё же это самодостаточное произведение.
Перед нами экранизация о легендарном противостоянии в финале Уимблдона в 1980 году. В котором сошлись сильнейшие теннисисты того времени, шведа Бьорна Борга и американца Джона Макинроя. Важно понимать, что они не были непримиримыми противниками, не поливали друг друга грязью и всё их соперничество было сосредоточенно лишь на теннисном корте. Автор сценария Ронни Сандаль не стал зацикливаться только на спортивной части, но и не стал уходить в глубокий драматизм. Он выбрал средний вариант, в котором пытается раскрыть характеры героев, в том числе с использованием флэшбэков, но не впадая в занудство. Лишь в финале мы увидим классическую спортивную драму во всей красе.
Стоит отметить, что режиссер уделяет гораздо больше времени шведскому спортсмену. Его переживания, непростые отношения с тренером и девушкой. Очень интересно показано его становление от талантливого, но нервного и вспыльчивого подростка до суперзвезды большого тенниса с ледяным характером и абсолютным спокойствием на корте. Глубоко показан внутренний мир героя, его одержимость и стремление победить привело к тому, что спорт превратился для него в основу жизни. У него был даже набор обязательных ритуалов перед выходом на корт.
Куда меньше времени получает второй герой ленты Джон Макинрой. Однако и здесь мы получаем полное представление о характере спортсмена. Он полная противоположность шведу. Неспортивное поведение, постоянные скандалы, конфликты с судьями, болельщиками и журналистами сделали из него идеального плохого парня. Хотя нельзя не отметить его выдающийся талант.
Безусловно самое интересное нас ждёт в финальном противостоянии. Великолепная операторская работа и отличный монтаж позволяют насладиться матчем словно он идёт в прямом эфире. Особенно если не знать результат матча за ранее. Напряженное, динамичное повествование заставляет сидеть с замиранием сердца и это главный плюс фильма. Зритель полностью погружается в происходящее на экране. Да в картине есть минусы, но они не глобальные и ближе к финалу на них не обращаешь внимание.
Главные роли исполняют Сверрир Гуднасон и Шайа Лабаф. Первый великолепно показывает свой нордический характер и спокойствие, а также отстранение от окружающего мира. Ну а второму идеально подходит типаж неуравновешенного и скандального спортсмена. Ибо сам актер неоднократно отличался хулиганским поведением и выходками. Ну а ветеран Стеллан Скарсгорд исполнил типичную для себя роль и сделал это как всегда на высшую оценку. Высокий уровень драматургии.
Борг/Макинрой это отличная смесь увлекательной спортивной драмы и биографического фильма. Глубокое раскрытие характеров спортсменов, освещение их жизни за пределами теннисного корта и подготовки к главному противостоянию в их карьере. А также прекрасно поставленный финальный матч, искусно снятый и смонтированный в лучших традициях спортивного кинематографа.
7 из 10
16 мая 2018
Сравнение с фильмом Рона Ховарда «Гонка» и историей Ханта и Лауды не выходила у меня из головы весь фильм. Именно поэтому очень часто проводились аналогии. И это, на самом деле, понятно. Спорт — это соперничество, и в каждом есть свои легендарные «враги», которые потом стали настоящими друзьями.
Такие истории как «Борг/Макинрой» удивляют, вдохновляют и мотивируют. Чем бы ты ни занимался. Картина выверенная: по времени, планам, эмоциям… Она не из тех, которые можно советовать посмотреть, если заранее знаешь, что фильм понравится. Она, если можно сравнить, как аромат духов — каждый «почувствует» в ней что-то свое, и это может увлечь или же наоборот.
Главное в этом фильме то, как прослеживается путь двух великих теннисистов. Когда зритель видит не только конечный результат, борьбу двух спортсменов, но и борьбу человека с самим собой. Это не фильм о том значимом финале, это кино о двух людях и их истории, приправленное вкусом соперничества.
Приятно было увидеть на экране ЛаБафа. Роль, несомненно, его: эксцентричный, вспыльчивый, умеющий удивлять. Его Макинрой остался именно тем персонажем, за которого ты переживаешь больше, чем за всеобщего любимчика. Попадание 100-процентное. А если говорить в целом об актерском составе, то приятно было смотреть фильм, где герои все же не ассоциируется больше ни с какими ролями (если только «Уве») — они как чистый лист, и ты принимаешь все за действительно реальную историю, которая разворачивается здесь и сейчас, на твоих глазах, а не на экране монитора.
25 февраля 2018
Теннис, по приведенной в начале фильма цитате, действительно говорит языком жизни: удар навылет, невынужденная ошибка, обратный брейк. Но с точки зрения кинематографа, из него сложно вытащить зрелище, как, например, из бокса. В «Борге» режиссеру удалось избежать напыщенности, которая обычно сопутствует жанру «спортивная драма». Естественно, в фильме где все роли привязаны к реальным людям, а финал известен заранее, очень мало пространства для творчества. Но режиссеру Янусу Меца удалось перенести нерв фильма в нервы каждого зрителя. Когда не важно о ком фильм, а важно о чем. В общем, если вам понравился недавний «Жертвуя пешкой», то эти два часа не станут худшими в вашей жизни.
9 из 10
27 января 2018
Отгадайте загадку. Фильм основан на реальных событиях. В центре повествования двое спортсменов. Их соперничество, в свое время, было одним из самых напряженных в спорте. Один из них имел взрывной характер, а другой был настолько спокоен и уравновешен, что получил кличку «Айсберг»… Неправильно! Это не «Гонка»…
Картина Януса Меца «Борг/Макинрой», структурно близка к фильму Рона Ховарда «Rush». Но фильму нечего стыдиться, ибо такое сравнение, лестно любой ленте. Мец использует зарекомендовавший себя каркас, но не лениться добавить новых деталей. Фильм копает глубже реконструкции сетов, прямо в закулисье большого спорта, и прыгает между временных отрезков, чтобы создать объемный портрет обоих теннисистов.
Роль холодного и расчетливого Бьерна Борга, исполняет невиданный прежде Сверрриррр Гуднасон. Гримерам удалось добиться поразительного сходства… с Томом Хиддлстоном! Впрочем, он и на реального Борга очень похож. Швед хорошо сыграл невозмутимость своего персонажа, но звездил в основном Шайа ЛаБаф. Он начал проходить кастинг на эту роль задолго до того, как этот фильм вообще был задуман. Возможно ему даже не приходилось в нее вживаться. Ирония иронией, но стоит признать, что сколь безумными не были перфомансы ЛаБафа, плохим актером они его никак не делают! Шайа сыграл безукоризненно, и возможно, исполнил свою лучшую роль.
О сравнении с «Гонкой». Этот фильм еще и недешев! Может он и малобюджетный, но дешевым его не назвать. У него куда более чем отличная операторская работа, и хороший саундтрек. Не Циммер, но звучит весьма и весьма достойно.
Как итог: еще один фильм достойный соперничать за звание эталона спортивного кино. Он концентрируется на своем содержании, на своей идее, и не отходит от них ни на шаг. Он не делает неуместных выступов на территории политики, толерантности, и еще какой-нибудь… Он достигает главной цели своего жанра — он в полной мере, дает прочувствовать, что такое спортивный азарт. Он держит в напряжении, и даже человека далекого от спорта и тенниса в частности, на 30 минут сделает фанатом.
25 января 2018
Фильм вышел в отечественный прокат с разницей всего лишь в пару-тройку месяцев от самой громкой российской о спорте — баскетбольном «Движении вверх». Поэтому уйти от сравнения невозможно. Во многом, картины схожи, особенно по основной подаче — ретроспективный подход к историческому событию, а потом и его показ (если в «движении» это легендарный олимпийский финал 1972 г. между СССР и США, когда судьбу матча решили переигранные в концовке три секунды, то в «борге/макинрое» — теннисный финал Уимблдона 1980 г., когда судьбу титула решили изматывающие 5 сетов, а Борг по ходу игры упустил уйму возможностей выиграть раньше).
Кроме того, в обоих случаях показаны еще неокрепшие судьбы главных героев, их страхи, размышления и т. д. В скандинавском фильме нет откровенно выдуманных персонажей, в отличие от российского (например, тренер Гаранжин. В реальности был тренер Кондрашин, который как раз и заслуживал одно из центральных мест в картине, но нам приходится следить за во многом надуманной судьбой именно персонажа Гаранжина).
Но и «борг/маккинрой» немного смещает акценты: у не интересующегося теннисом зрителя может сложиться впечатление, что Макинрой здесь — какой-то малоизвестный юнец, хотя в реальности он к тому Уимблдону подошел, на секундочку, в качестве действующего победителя US Open.
Тем не менее, теннисный фильм чуть получше. В частности, сама квинтесенция (игра) смонтирована удачнее. Главные персонажи «прорисованы» глубже, соответственно, за ними наблюдать интереснее. Но здесь я бы не стал восхвалять актерские таланты и т. д. Просто в фильме о баскетболе и действующих лиц значительно больше. А уделить кому-то больше внимания в ущерб другому персонажу — дело в государственном кино рискованное.
Поэтому я надеюсь, что про легендарный баскетбольный финал еще появится как минимум один фильм (может даже с акцентом на ком-либо из героев). Да и теннисная история не ограничивается вышеупомянутым Уимблдоном-80 и противостоянием Борга и Макинроя. Так что поле не просто не паханое, а вечное!
6 из 10
16 января 2018
Невероятная, захватывающая и интригующая спортивная драма. В данном жанре, хороших картин очень мало, да что там мало, они вообще редкость.
История затягивает зрителя чуть ли не самых первых кадров, грамотно вводя и знакомя зрителя с персонажами. Их прошлым, становлением, переживаниям. Очень приятно введены флэшбеки для разбавления основной истории, дабы зритель смог лучше узнать действующих героев, проникнуться ими, определить для себя своеобразного фаворита.
Отменная операторская работа, каждый кадр во время теннисного матча — навес золота. В перерывах между играми, глаз приятно удивляют очень даже умиротворённые, зачастую, виды.
Самая, пожалуй, цепляющая и интригующая часть всей кино-ленты, так это финальное сражение между Боргом и Макинроем. Каждая подача, удар, партия — всё смотрелось на одном дыхании. Всё противостояние сидишь в напряжение с открытым ртом гадая «Кто же из них победит?». И мало того, это не выглядело как игра в теннис. Нет. Это было больше похоже на противостояние. Противостояние Пламени и Пламени. Двух совершенно разных, но таких похожих профессионалов своего дела.
Такого напряжение от финала, в спортивных байопиках, не испытывал со времён последнего заезда в фильме «Гонка» режиссёра Рона Ховарда.
P.S. Отдельного упоминания стоит Шайа ЛаБаф, который показал просто великолепный перформанс.
9 из 10
14 января 2018
Осенью 2017 года на экраны вышла спортивная драма основанная на реальных событиях.
Сюжет довольно прост: две звезды мирового тенниса Бьорн Борг и Джон Макинрой встречаются в финале самого престижного турнира Большого Шлема, чтобы доказать кто из них самый лучший.
Главные роли исполнили Сверрир Гуднасон (Борг) и Шайа ЛаБаф (Макинрой).
Картина сразу кидает нас в гущу событий, знакомя с главными персонажами и тем, что им предстоит сразиться.
Умеренно но верно, с чередой флешбеков прошлого главных героев, нас приводят к тому самому финалу, о котором уже было ясно с самого начала фильма.
Два героя, две противоположности характеров, но такие близкие духом игры и вкусом победы.
Недаром фильм называется не Борг против Макинроя, а Борг/Макинрой.
На ЛаБафа было приятно смотреть. Забавная ирония, Макинроя ненавидели за его вспыльчивость и скверный характер во время матчей, так и сам ЛаБаф в последние годы не является любимчиком публики за свои неоднозначные выходки.
Я не фанат тенниса и о таких людях как Борг и Макинрой я естественно не знал.
Но как итог, после просмотра картины осталось приятное послевкусие. Мне даже захотелось узнать подробнее о данном противостоянии.
Это не первое знакомство с миром тенниса, ведь на экраны этого же года выходила картина Битва полов. Но там я не прочувствовал дух игры и борьбы. Борьба была иного рода.
В общем картину рекомендую посмотреть, фанаты тенниса думаю по достоинству оценят.
11 января 2018
После первого опыта в сериале «Точка зрения» датский режиссер Янус Мец был высоко отмечен за работу в документальной драме «Броненосец», что дало повод голливудским продюсерам обратить внимание на перспективного новичка. Спустя некоторое время режиссеру предоставился шанс прикоснуться к легендарному сериалу «Настоящий детектив», в котором он достойно продемонстрировал всем, что он способен на многое и даже готов к большому плаванию. В прошлом году в мировой прокат вышла спортивная драма «Борг/Макинрой», которую, к сожалению, толком и не увидел массовый зритель по причине отсутствия достойного маркетинга в продвижении картины. В итоге получилось так, что многие даже не слышали об этом фильме, но после просмотра оставались в безумном восторге. Зрители не понимали, как простая игра в теннис может превратиться в настоящий драматический экшн, во время которого, вжимаясь в кресло от переживаний, всецело погружаешься в мир нескончаемого экстрима, где практически каждое нервное окончание зрительского ощущения напряжено до предела.
Сюжет фильма основан на реальном поединке двух величайших теннисистов Бьорна Борга и Джона Макинроя. Я не буду вдаваться в подробности впечатляющих биографий и карьерных высот талантливых героев, потому что фильм на самом деле немного о другом, но чтобы это понять, нужно, конечно, его посмотреть. С первых секунд зритель с головой погружается в самую гущу происходящих событий. Без каких-либо предисловий или сюжетных завязок история сразу начинает бить по нервам зрительского сопереживания, лишь периодически отвлекаясь на яркие моменты детских воспоминаний. На протяжении всего повествования зритель, как будто окунается то в горячую воду, то попадает под ледяной душ эмоционального состояния. Нет секунды на передышку. Нет времени на переосмысление. Только вперед и ни в коем случае не отступать, и не сдаваться. К финалу фильма раскаленные страсти достигают своего апогея, превращая главный поединок в настоящую битву двух величайших гладиаторов. С каждым ударом по мячу можно на себе почувствовать, как мышцы, напрягаясь, стремятся сделать все возможное, чтобы пересилить запредельное волнение. Концентрация внимания увеличивается, а чистота дыхания учащается в разы. Складывается ощущение, что на поле находятся вовсе не актеры, а сам зритель играет свой главный матч, в котором малейшая ошибка лишит его жизни, уничтожив единственный шанс на возможность дышать полной грудью. Это не просто какая-то игра и далеко не только спорт. В фильме все увидят жесточайшую битву, в которой награда вовсе не жестяной кубок. Здесь на кону нечто большее, которое способен понять только истинный спортсмен, знающий настоящую цену тяжелейшей победы.
За весь фильм в рамках двухчасовой истории зрителю будет предложен нескончаемый фейерверк эмоционального всплеска. Здесь и драма, экшн, комедия, и триллер. Лично я совершенно не заметил, как пролетело время, потому что было безумно интересно и по-настоящему захватывающе. Прекрасная история, замечательные диалоги и просто потрясающие актеры, которым хочется аплодировать стоя за каждую подаренную эмоцию и волнение. Особо хочется отметить качественный постпродакшн, благодаря которому картинка смотрится с незабываемым ощущением полного погружения в происходящие события. Но больше всего впечатляет умопомрачительная музыка, благодаря которой с точностью до мельчайших частиц зритель ощущает на себе всю гамму чувств переживаемых эмоций во время каждого эпизода. В некоторых моментах ощущалось присутствие всепоглощающей атмосферы легендарного «Интерстеллара» Ханса Циммера, хотя над этим фильмом трудились четверо композиторов. Что тут можно сказать, великолепная музыка — это уже полпобеды для любого фильма!
Конечно, можно еще много добавить лестных эпитетов в адрес данной картины, но все же, если без лишних слов, то можно сказать одно, что этот фильм является ярким примером настоящей спортивной драмы, которую можно и нужно смотреть всем без исключения. Приятного просмотра.
10 из 10
9 января 2018
Будем честными, режиссер из Дании отдал фильм Бьорну Боргу, у него здесь главная роль. Да, Борг был и остается великим теннисистом, но Макинрой не менее великий спортсмен, но у него второй план, и в ленте, и в той «истории». А еще были Лендл и Коннорс, Курье, Сампрас и Агасси, и множество других, и поверьте, их пути не менее интересны, как и в любом виде спорта.
Молодой Макинрой показан прекрасно с одной оговоркой — под большим сомнением что он шел к поставленной цели «любыми способами», хотя в 1980-м ему был 21 год, мог и учудить, кто знает. В целом же есть устоявшееся мнение что за нервозностью и психозами на корте и вне его был просто расчет, холодный, спортивный расчет. Иначе бы он не стал «первой ракеткой» на 170 недель, многие спецы считают его одним из лучших игроков мужского тенниса за всю его историю.
Удивительное сходство актеров с реальными Боргом и Макинроем, а какой матч на Уимблдоне… только вдумайтесь… отыграть 7 матчболов в финале самого престижного турнира Большого Шлема… хотя в 95 году Андрей Чесноков отыграл 9 (!) у Штиха на Кубке Дэвиса (хорошо его помню, легендарная битва), но это уже другая история.
Конечно, одна из множества хроник теннисного противостояния адаптирована под кино, но исключительно интересно наблюдать за борьбой героев именно с собственными демонами. Добавляем соперничество замкнутого, холодного шведа и амбициозного, неудержимого, не умеющего себя контролировать американца, и получаем крепкое европейское кино, в нем нет ничего лишнего.
Чтобы понять этот фильм совершенно не обязательно любить большой теннис и в нем разбираться, хотя, конечно, те кто более близок к спорту прочувствуют его совсем по другому, как некий эпизод своей жизни.
7,5 из 10
8 января 2018
«Борг/Макинрой» — история одного из величайших теннисных противостояний всех времен. Без шуток, ведь данное событие было настоящей сенсацией, в особенности для Швеции, т. е. страны, которую нельзя назвать фабрикой теннисных чемпионов. Бьорн Борг, холодный и отстраненный, именуемый фанатами не иначе как «Айсберг», завоевал четыре (!) раза первое место на Уимблдоне. Вызов ему бросил амбициозный новичок Джон Макинрой, провокатор, склонный к истерикам и взрывоопасному поведению на корте. В кинокартине о выдающихся теннисистах представлена совсем другая ситуация, я бы даже сказал, что далекая от типичных спортивных фильмов. «Борг/Макинрой» — своеобразный «спортивный триллер», погружающийся в психологию двух титульных персонажей, и, в конце концов, исследующий такие темы как важность победы и горечь поражения, а также способность людей справляться со стрессом.
Борг и Макинрой — две полные противоположности. Контраст между ними является отправной точкой, из которой выжимают основные положения для конфронтации. Затем характеры героев начинают усложняться. Раскрываются подробности их воспитания, с разных точек зрения рассматривается характер суперконкурентных детей, которые хотят быть лучшими во всем. И в какой-то момент соперники перестают быть противоположностями друг другу и трансформируются в вариации одного и того же типа личности. Просто каждый из них выбирает разный путь демонстрации своего таланта.
Изучая тактики друг друга, и шведский, и американский спортсмены задаются вопросами, что им делать в ситуации, когда давление становится слишком сильным. Борг выбирает путь дисциплины, фокусируется на предстоящей игре и тратит время на бесцельные «ритуалы», призванные принести ему удачу. Макинрой же пускается в кричащие махинации, скандалит и проявляет неспортивное поведение.
Нелегко превратить детали, относящиеся к персонажам, в что-то удобоваримое в формате фильма. Но «Боргу/Макинрою» это удалось. Драматические моменты, конечно, зачастую отвергаются в пользу чего-то необычного, однако даже такой странный подход рассказывает очень много о персонажах, о которых идет речь. Например, есть сцены интервью Макинроя или сцена с пьющим кофе Боргом. Эти моменты практически не влияют на сюжет, но открывают многое в характере героев.
Несмотря на то, что результат соперничества двух спортсменов известен, вероятно, что теннисный матч в «Борг/Макинрой» является вершиной поджанра. Снято все очень напряженно, а едкие заметки комментаторов заставляют болеть за полюбившегося героя ещё сильнее. Тем не менее, настоящая причина захватывающих моментов в кульминационном теннисном матче кроется вовсе не в напряженной музыке или неплохой операторской работе. Дело в том, что весь остальной фильм к этому готовит, раскрывая с каждой сценой главных личностей. И все же результат, пусть и выглядящий чем-то сравни анти-кульминации, не имеет большого значения. Эволюция героев и точка, куда они пришли в развитии своих характеров, куда более ценный сюжетный элемент.
ЛаБаф и Гуднасон показывают неплохую актерскую игру. Каждый из них добавляет что-то от себя в своего персонажа. Особенно заметно это с Шайей ЛаБафом. Судя по всему, во время съемок актер был предельно откровенен, глубоко сочувствовал своему герою и сам стремился к совершенству. Иронично, что общественность ненавидела выходки Макинроя, как и сейчас выходки ЛаБафа, но при этом талант обоих личностей не поддается сомнению. Отметился и Стеллан Скарсгард. Его здесь мало, но сцены с ним вышли ключевыми для сюжета.
Предыстория, закулисные интриги и, наконец, психологизм героев подкупают. Финальная плашка перед титрами намекает, что чемпионат в Уимблдоне, произошедший через год после описываемых в картине событий, сам по себе является точкой в этой любопытной истории. Но фильм всё же повествует не о нем и, я бы даже сказал, что сценарий не совсем о теннисе. Это кинолента непосредственно о двух людях, исследовании их схожих черт и различий. Иначе как объяснить, что фильм называется «Борг/Макинрой», а не «Борг против Макинроя»?
7 из 10
7 января 2018
Это всё очень странно. В год, когда на экраны, спустя десять лет производственного ада, сломя голову вылетает Лига Справедливости, когда выходят долгожданные восьмые эпизоды таких франшиз как Звёздные Войны и Пила, когда Дени Вильнёв решается рассказать тебе, что же произошло с Риком Декардом в 2049 году… Очень странно подводить итоги уходящего года в кинематографе, и придти к понимаю, что ни одна из этих кинолент не смогла зайти на вершину моего персонального топа года (хотя признаюсь честно, я возлагал большие надежды на 2049, т. к. являюсь фанатом оригинальной книги «мечтают ли андроиды об электроовцах?» и её киноадаптации «Бегущий по лезвию бритвы», и чуть меньшие на Последнего Джедая), а первое место, заслуженно получает картина, которую я тоже ждал, но не думал, что это будет настолько стильно, качественно и интересно.
Борг/Макинрой — это лучший фильм 2017 года. Без вариантов. Шайа ЛаБаф один из лучших актёров современности и он в очередной раз это доказал, а режиссёр фильма Янус Мец смог удивить и показать противостояние двух теннисистов (!!!) так, что напряжение в маленьком, но уютном кинозале Санкт-Петербурга витало в воздухе! Удивительно это еще и тем, что я максимально далёк от тенниса, но черт, возьми, это была битва льда и пламени и эта битва, основанная, кстати, на реальных событиях, не оставила меня равнодушным. Будет время, обязательно посмотрите противостояние Бьорна Борга против Джона Макинроя, это кино с большой буквы, пусть и не для широкого проката. Ду ит. Джаст ду ит.
9 из 10
30 декабря 2017
Бьорн Борг — теннисист, который выиграл все что только возможно. На каждом теннисном турнире у него задача — одержать победу. Ибо как говорит его тренер — для Борга цель только первое место. В 1980 году Борг принимает участие в очередном Уимблдоне. И пока он уверенно идет к финалу — на другой стороне турнирной сетке кипят страсти.
Дело в том, что в там выступает Джон Макинрой. Молодой, перспективный теннисист, готовый побеждать. Единственная проблема Макинроя — это то, что у него слишком «длинный язык». На корте он не стесняется в выражениях, оскорбляет судей и противников, да и вообще — готов на все, что бы встретиться в финале с Боргом и победить его.
Две противоположности. Борг, спокойный как вода. И Макинрой — взрывной и опасный, как огонь. Два абсолютно разных человека, у которых одна цель — победить. Кто бы мог подумать что у этих двух абсолютно разных героев окажется много общего. Ясно лишь одно — финальное противостояние Борга и Макинроя не оставит равнодушным никого.
Очень интересное кино получилось. Перед нами две противоположности, которые стремятся к решению поставленной задачи. Сверрир Гуднасон идеально сумел показать скрытного, спокойного Борга. У которого было множество ритуалов. Борг хотел что бы все было идеально — с чем Гуднасон справился. Очень порадовал Шайа Лабаф. После всех проблем в его жизни (в некоторых проблемах он виноват сам) он собрался и показал что он может показать хорошую актерскую игру (и даже помощь Оптимуса Прайма не нужна).
Музыка. Она есть, она выделяет напряжение. Но здесь и без музыки чувствуется напряжение. Актеры это хорошо показывают на теннисном корте. Удары по мячику — вот главная музыка этого фильма. А так же крики болельщиков. При этом нужно отметить тех, кто за музыку отвечал. Владислав Дилэй и Йонас Страк справились на отлично. Фильм не подкачал, заслужил хорошей оценки и заслуженно занимается место в списке лучших фильмов по спорту.
10 из 10
Стеллан Скарсгард — мастер актерской игры. И в фильме про Борга он вновь доказал что есть еще порох)
23 ноября 2017
Есть роли, «предназначенные» для актёра. Случай с Шайа Лабаф (который играет теннисиста Джона Макинроя) из этого разряда. Вокруг обоих сложился образ enfant terrible своего поколения.
Игра актёров безупречна. Духовная составляющая взаимоотношений главных персонажей здесь лейтмотив. Соперничество в высшем проявлении духа — огромное стремление победить, не потеряв человеческого лица. Понимание и безмерное уважение* к таланту друг друга проявляются косвенно, невербально — это отлично читается в игре актёров. Борг и Макинрой, как в зеркале, отражаются друг в друге. Несмотря на «внешне» диаметрально противоположные темпераменты — холодный, лишенный эмоций IceBorg и оголённый нерв Макинрой — в глубине родственные души, они оба пассионарии, фанатично преданные теннису, вулканы страстей. Просто у Джона не было такого тренера, который научил сублимировать эмоции на корте. Это становится понятно из сцен о детстве Бьорна Борга, когда он был таким же как Джон- вспыльчивым, несговорчивым, эмоциональным! Ключевая сцена для понимания: когда Борг смотрит игру Макинроя по телевизору с подругой: в момент очередной стычки американца с арбитром, та бросает реплику — Джон, мол, рассеян, разменивает себя на споры, на что Бьорн возражает, «сканируя» Макинроя — нет, наоборот.
Фильм отличный. Точно всё — до последней ноты саундтрека.
*При всей скандальности и горячности Макинроя в игре с другими, с Боргом в его поведении происходили метаморфозы. Он становился молчалив, был снисходителен даже к ошибкам судей
10 из 10
27 октября 2017
Янус Мец, один из создателей «Настоящего детектива», выпустил спортивную драму о закулисье противостояния двух легенд большого тенниса, а также о цене больших побед.
Датский режиссер снял фильм не о теннисе. Конкуренцию между главными героями легко представить, скажем, в бизнесе или даже геополитике. Внешняя сторона их соперничества на том легендарном Уимблдонском турнире 1980 г. и в конкретном финальном матче также хорошо изучена. Холодный автоматизм Бьорна Борга и несдержанная эмоциональность Джона Макинроя стали притчей во языцех.
Янус Мец копает глубже. Вынося на суд зрителя публичные образы спортсменов, через регулярные флешбэки в их детство он помогает найти им объяснение, максимально возможно их раскрыть.
«Борг против Макинроя» это наглядное пособие для будущих покорителей вершин. Аритмичная динамика сюжета распыляет в кинозале понимание того, как сильно придется себя ломать и чем необходимо будет пожертвовать ради больших достижений. Спортивный путь Бьорна Борга — доходчивый пример профессиональной деформации. Теннисист — это воплощение одиночества, что царит на вершине мира. Одиночества, пронизанного страхом неотвратимого низложения.
Режиссер практически поровну разделяет хронометраж между главными героями с небольшим перевесом Борга, как человека, проделавшего над собой более сложную работу, чем его противник. Пока Джон Макинрой во всех показанных возрастах выдерживает одинаковую линию поведения, Бьорну же под руководством наставника приходится едва ли не ломать себя, выжигая из своей натуры юношеский задор, превращаясь в расчетливую машину с запредельным количеством ритуалов.
Градус накала страстей того легендарного противостояния всю ленту возрастает неспешно, с тем, чтобы в финальном матче за каких-то пять минут накачать зрителя адреналином и не отпускать до последнего удара ракеткой по мячу. Не нужно быть любителем тенниса — умело накрученная интрига не дает оторваться от экрана, заставляя проживать со спортсменами каждый сет.
Взбалмошный по жизни Шайа ЛаБаф и молодой швед Сверрир Гуднансон, похожий на младшего брата Тома Хиддлстоуна, очень живо вливаются в свои образы, вплоть до внешнего сходства с реальными прототипами, воплощая противостояние льда и пламени.
«Борг против Макинроя» заслуживает зрительских симпатий или, как минимум,
внимания.
К просмотру рекомендуется.
7 из 10
23 октября 2017
В 1980 году в финале знаменитого теннисного турнира Уимблдон состоялось знаменитое противостояния двух легенд спорта: Борга и Макинроя. Сейчас мало кто из нас знает эти имена, однако если заглянуть в энциклопедию Большого тенниса, то можно увидеть далеко не единственное упоминание Борга и Макинроя, как не угасающих звезд, в свое время поставивших мир на уши.
Со стороны может показаться, что съемки фильма о теннисе — заведомо гиблое дело, как как этот спорт не является чем-то поразительным, способным закрутить какую-то особую интригу. И тем не менее «Борг/Макинрой» доказывает собой противоположение. Создатели смогли выдержать нешуточную интригу и показать, что теннис во многом дает фору боксу и прочим силовым видам спорта. Когда два человека выходят на корт друг против друга, между ними возникает невероятно мощное напряжение, способное вылиться в настоящую битву. Именно это мы видим в данной картине.
Один из исполнителей главных ролей, Шайа ЛаБаф, в последнее время отметился кучей скандалов, однако к съемкам у Януса Меца подошел явно отдохнувший и осознавший хотя бы часть своих грехов. ЛаБаф смотрится уверенно, играет так, как в лучшие времена и не скатывается в клоунаду. До просмотра можно было еще сомневаться в его талантах, однако сам фильм показал, что ЛаБаф еще способен радовать.
В общем же хочу отметить «Борг/Макинрой», как напряженную и мощную постановку, которая цепляет не хуже какого-то триллера Дэвида Финчера. Мы можем не знать историю двух спортивных соперников, но это не играет никакой роли, когда начинается просмотр. Зрители узнают все, что необходимо об этом знаменитом противостоянии и спортсменах в частности. Поэтому приготовьтесь к битве, которая получила достойное место в истории!
8 из 10
17 октября 2017
«Борг/Макинрой» Януса Мец — крепкая драма о людях, переживающих невыносимое внешнее внимание/давление, помноженное на внутренние страхи и сомнения.
Спортивная ли это драма? Безусловно. Её авторы умело создали (или воссоздали) атмосферу колоссального спортивного напряжения, неспешно проникающего под кожу, по мере приближения главного спортивного поединка, и выматывающую, вплоть до физиологического изнеможения — созвучно состоянию героев — в кульминационном эпизоде!
Однако, прилагательное «крепкая», предшествует, как правило, существительному «четвёрка». Поскольку сценарию, сфокусированному исключительно на двух личностях, и пропитанному их переживаниями, мне лично не хватило раскрытия самих личностей. И если путь Бьорна Борга — от взрывного подростка к хладнокровному профессионалу — проиллюстрирован (именно это слово, ни больше, ни меньше) внятно, то причины, по которым тихий мальчик с задатками математического гения — Джон Макинрой — превратился в скандалиста так и остаются где-то за кадром.
Прибавим к этому весьма не обоснованную и не менее ожидаемую «большую» ссору Борга с тренером (и «маленькую» — с невестой) накануне полуфинала. «Напряжение растёт, у героя сдают нервы, чувствуете?» — убеждает нас автор сценария. «Ну, да…», — с ухмылкой отвечаю я. А про себя думаю, что куда более сильные чувства у меня вызывают остановившиеся, постоянно всматривающиеся вглубь себя самого, глаза Сверрира Гуднасона (Бьорн Борг), замершего, отсчитывающего свой пульс; как и мечущийся, ни на мгновение не успокаивающийся, цепкий взгляд Шайя ЛаБафа (Джон Макинрой), рвущегося к заветной победе — не в поединке, но над противном, чья слава не даёт ему покоя (ибо плох тот последователь, который не превзошел своего кумира).
Подытоживая, хочется сказать, что автору «Борг/Макинрой» можно простить сценарные огрехи за искреннюю любовь и восхищение игрой, способные за неполные два часа экранного времени заразить зрителя, заставить замирать и сопереживать, а после окончания фильма идти к выходу в истощении, будто ты сам только что сыграл финальный матч Уимблдона.
12 октября 2017
Пока «Бегущий по лезвию 2049» притянул всё внимание зрителей на себя, в небольшом, блин, количестве кинотеатров выдано несколько сеансов скромному фильму «Борг/Макинрой». Чёрт, по крайней мере, в моем городе найдется лишь 10 с небольшим сеансов на весь день. Думаю, если как раз попасть на один, то разочарованным уйти не получится. Раз кого-то, чёрт возьми, фантастическое кино не способно впечатлить, то он может выбрать для себя историю, знаете, основанную на реальных событиях. Забудьте о самом теннисе. Посмотрите на героев.
«Борг/Макинрой» — это история о двух параллелях, которые рано или поздно должны сойтись в одной точке, после чего образуют движущуюся вперёд единую линию. Легко заметить, какими главные соперники на теннисном корте были в детстве и какими стали, а, в профессиональной карьере. Настоящее зеркало: пока подросток Бьёрн Борг закатывает истерики на тренировках, его сверстник Джон Макинрой ведёт себя скромнее некуда; а в 1980 году неузнаваемый швед соблюдает ритуалы и сохраняет спокойствие, покуда американец не сдерживает гнев.
Все эти флэшбеки были показаны не просто так и не зря. По сути, мы видим, блин, одного и того же человека. Цель в том, чтобы в конце увидеть этот цельный, собирательный образ. Навсегда. Финальное же противостояние ярко показало, насколько хороши оба спортсмена. Чаши весов поочередно оказывались то на стороне Борга, то на стороне Макинроя. Эти парни стоили друг друга. По фильму, словно сама судьба магнитом тянула обоих — две параллели к одной точке. Поэтому так хочется видеть их близкими друзьями. Давайте без гейских шуточек. Чёрт!
Кроме того, фильм неудобно показывает, насколько нелегка участь спортсменов, как медийных персон, за которыми постоянно следуют по пятам фанаты и которым журналисты задают, чёрт, неудобные вопросы. На них всегда оказывается нешуточное давление. От них требуют титулов, побед, интервью, улыбок. Правильно подчеркнул Бьёрн Борг: проиграй один раз, и сразу, гады, забудут о прошлых победах (даже если их было 4 подряд). Это кажется, что быть знаменитым на весь мир — штука классная. На самом деле, к такому нужно быть готовым. Чёрт!
Шайа ЛаБаф молодец. Что бы там о нем ни говорили, радует своей игрой и персонажами тоже. Не выпендривается, показывая, какой актер экстра-класса. Блестяще представил теннисиста, который при всей агрессивности довольно уязвимый малый. Сверрир Гуднасон — вылитый нордический красавец. Сходство с Боргом потрясает. Привнёс, что называется, скандинавский холод в героя. Весь фильм режиссер Янус Мец снял как раз в прохладных тонах. А финальный матч вызывает внутри такое напряжение, что валидола не помешало бы в кармане.
8 из 10
8 октября 2017