Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Время последних романтиков |
год: | 2016 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Светлана Суханова |
сценарий: | Евгений Бедарев |
продюсеры: | Александр Хачко, Максим Демин, Сергей Берлов |
видеооператор: | Юлия Галочкина |
композиторы: | Роман Архипов, Александр Афанасов |
художник: | Анастасия Образцова |
монтаж: | Александр Хачко |
жанры: | комедия, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 30 мин |
Авторы этого короткометражного фильма никогда не были причастны к съёмкам серьёзного кино. Сценарист Евгений Бедарев известен по развлекательным работам, вроде «Тарифа Новогодний» и «В ожидании чуда». Светлана Суханова, постановщик фильма «Время последних романтиков», и вовсе была актрисой, снимаясь в очевидной ерунде, как, например, «Полицейский с Рублёвки». Поэтому при рассмотрении их совместного фильма стоит абстрагироваться от шлейфа низкопробной массовой культуры, что тянется за обоими авторами. Хотя, пожалуй, даже предубеждённого зрителя их трагикомическая короткометражка способна покорить своим мягким юмором, оптимизмом и тихим гуманизмом.
Два старика, ветераны Афганской войны, живут в сельской местности. На первый взгляд, это обычные, ничем не примечательные люди. Но они мечтают, каждый о своём, сокровенном. Один, Андрей Семёнович, способный гончар и хочет создать музей в местной школе для ребятишек. А Фёдор Иванович мечтает повидать мир. И вот однажды его мечта вроде бы сбывается.
Авторы сделали интересный микс идей из фильмов «Красиво уйти» Мартина Бреста и «Аризонской мечты» Эмира Кустурицы. Их герои совсем невыдающиеся люди. Но интерес к простому человеку, который был свойственен советскому кино и который оказался во многом утерян в годы капиталистического строительства, не может не привлечь к этому скромному фильму. Персонажи — друзья, несмотря на разный характер и даже отношение к жизни. Их объединяет не только общее прошлое, но и чистота души. Старость для них — не конец жизни, а лишь последний её этап, который точно также может быть особенным, по-осеннему пёстрым, временем.
Особенно в этом плане выделяется Фёдор Иванович, поистине последний романтик, не забывший, что жизнь — это чудо. Он ни разу в жизни никуда не выезжал, и даже кругосветное путешествие оказалось фикцией, маленьким обманом с его стороны. Впрочем, это верно лишь на первый взгляд. Ведь для разума не существует преград, вроде болезни, а воображение способно превратить мнимое путешествие во вторую реальность. Пока герой находился в больнице, его сознание рисовало ему картины других стран, удивительных, почти волшебных, где не суждено побывать ему по-настоящему, но, возможно, его маленький обман поможет загореться идеей осуществить свои мечты его близким.
Самое главное, что его открытки и письма радовали его друга, Андрея Семёновича, пусть он и привык скрывать свои чувства под ворчливой натурой. Он тоже романтик в душе, пусть и кажется приземлённым человеком. А Фёдор Иванович сохранил детскую душу и сделал свой собственный трагический уход весёлым приключением, подобно как в фильме «Жизнь прекрасна», где отец представил войну для маленького сына как игру. Фёдор Иванович не хотел причинять никому неудобств и оберегал чувства своего друга от мыслей о близкой смерти его товарища. Причём авторы фильма вовсе не призывают зрителей отгородиться от неизбежного. Психологическому анализу взаимоотношений уходящих в иной мир со своими близкими посвящены другие, более выдающиеся фильмы, начиная от «Шёпотов и криков» Ингмара Бергмана и заканчивая хотя бы «Карциномой» Мэриена Дора. Но подобно тому, как три старика Мартина Бреста решают ограбить банк и тем раскрасить свою скучную жизнь, так и Фёдор Иванович вносит лучик света и даже надежды в привычное существование Андрея Семёновича. Ведь если получилось у его легкомысленного друга осуществить свою несерьёзную мечту, то и Андрей Семёнович способен создать музей для ребятишек, который будет памятником и ему самому.
Воображаемый диалог в третьем акте оставшегося в живых с только что ушедшим есть не только приобщение героя к вечности и не дань трогательному финалу «Папы» Владимира Машкова. Прежде всего, это диалог с самим собой. Герой понимает, что жизнь конечна и надо не только бесплотно мечтать, но и стремиться претворить мечты в жизнь. Это в спорте важен результат, а в жизни — правильное направление. Пусть даже не получится, но стоит попытаться.
Сравнивая снятые почти параллельно «Время последних романтиков» и «Аритмию», похожие в своём романтически-восторженном, может быть, наивном, но по-своему прекрасном восприятии жизни, нельзя не отдать преимущество именно короткометражке Светланы Сухановой. Образно выражаясь, её работа не страдает повествовательной аритмией, напоминая сон, несбыточный, но манящий. Мы верим, как верит и автор, что Андрей Семёнович найдёт в себе силы создать военный музей, уже не только для себя, но и для друга. Фёдор Иванович ушёл как последний романтик, растворился в сиянии света звёзд, на которые он так часто смотрел сидя на лавочке. Его жизнь не прошла бесследно, ибо нет на свете неинтересных людей, как справедливо писал Е. А. Евтушенко. Он зажёг пламя веры, если не в бога, то в людей, в тех, кому довелось с ним соприкоснуться. И хочется думать, что время романтиков ещё не прошло, и прекрасные порывы их светлых душ помогут и другим людям ощутить праздник жизни. Ведь она не всегда смертельная болезнь, если вспомнить название шедевра Кшиштофа Занусси, но часто удивительное путешествие между двумя точками инобытия.
7,5 из 10
10 июня 2018
Удивительный фильм! Он именно приятно удивляет тем, что далёк от подавляющего большинства представителей нынешнего кинематографа, ложно пытающегося убедить зрителей в альтернативной действительности, искусственно населённой лишь серыми людишками сериального пошиба с соответствующими низкопробными ценностями. Настоящих людей не хватает на экране из «дома, в котором я живу», какие привыкли «всё начинать с дороги». Последний романтик Светлана Суханова рассказывает увлекательную историю, по которым многие истосковались, берущую истоки из славного советского наследия, когда наше отечественное кино вызывало искренний отклик, побуждая любить жизнь, делая зрителей добрее и чище, позволяя видеть в самых простых вещах и трудах глубокий смысл, что-то большое, нужное и вечное.
С первых же кадров задаётся особый трогательно-оптимистичный тон картины, посвящённой нашим дедушкам, чьи дела по праву заслужили исполинские памятники отваге в годы войны, и их улыбчивому жизнелюбию созвучному с цитатой Оскара Уайльда, вынесенной в начало. Рассказ о двух товарищах поразительно сочен в красках и художественно красив в каждом кадре, словно в противовес печальным темам болезни и смерти, разлучивших друзей. Один остался дома, претворяя в жизнь грёзы о музее для ребят, а другой уехал, выиграв кругосветное путешествие, как гром среди ясного неба, оказавшегося тоже мечтой, но несбыточной. Он попросту был болен и решил обмануть смерть, попутно с остальными, не позволив ей причинять боль его близким. Изумительный неиссякаемый оптимизм показал нос мучительной болезни, чтобы, даже страдая на больничной койке, заставлять друга верить в получаемые письма о путешествиях по красивым местам в окружении не менее красивых людей. Это выдуманное счастье настолько заразительно, что его должно хватить на двоих, и даже после оно непременно обязано подсластить горечь, когда спадёт пелена!
Фильм концентрируется на том, что приходит ответами почти само собой без особых пояснений из уст печально-счастливого фантазёра, ведь нужно идти за мечтой тогда, пока ты ещё можешь хоть как-то следовать за ней и верить в лучшее, когда совсем нет надежды. Поэтому в чём-то струсив, сдерживая заветное желание повидать необъятный мир с чудесными местами, доступными лишь в книгах, наш герой всё-таки оказался верен себе, защитив товарища от тяжёлой ноши болеть вместе, навсегда оставшись в памяти счастливым. Все его поступки призывали к этому и остальных даже после окончания земного путешествия, чтобы разбавлять слёзы пробивающимися улыбками от последней воли, напоминающей чудачество, которое мог завещать только самый жизнерадостный человек. Картина до такой степени непередаваемо преисполнена этих ярких чувств и эмоций — любить жизнь с близкими тебе людьми назло всем невзгодам, что творит удивительные чудеса, превращая самый заезженный на радио куплет песни группы «Звери» в настоящий гимн людскому счастью оставаться бодрыми и весёлыми, чтобы не расставаться с мечтами, всегда храня оптимистичный блеск в глазах. Этот замечательный фильм в чём-то сам напоминает волшебную открытку-фотоснимок, адресованную к каждому зрителю с красочными пейзажами природных богатств России, поистине трогательной историей дружбы и жизнеутверждающим посылом, заставляющим верить не столько в чудо, а сколько в самих людей, создающих тепло и свет вокруг себя.
Выражаю огромную благодарность Ире за возможность посмотреть этот прекрасный фильм!
27 ноября 2017
Как же долго я ждала появления таких фильмов и как мне их не хватало! Светлых, добрых, теплых и живых от вложенного в сюжет позитива, от прекрасных российских пейзажей и персонажей, так похожих на героев любимых советских фильмов. Фильм «Время последних романтиков» был с успехом показан на Каннском фестивале в этом году, участвовал в нескольких кинофестивалях в России и за её пределами, на которых получил несколько призов. Это говорит о том, что такие фильмы — как глоток свежего воздуха для очень многих зрителей, истосковавшихся уже по таким героям нашего времени, простым и красивым людям, верным, преданным, добрым, умеющим мечтать и дружить. Да и по такому образу страны, наконец.
Здесь нет обшарпанных стен и испитых, озлобленных лиц, ставших столь модными в показе «российской действительности». Он показывает другую нашу действительность, светлую сторону, при этом не приукрашивая её. Очень красивый фильм, визуально роскошный, весь пронизанный любовью к людям, верой в них, в широту их души и отзывчивость их сердец, природную и искреннюю. Мир держится на энтузиастах и романтиках, как бы говорят авторы фильма. И им веришь безоговорочно. Актеры играют легко и естественно, и в то же время очень выразительно и точно, они просто живут в кадре. Даже трудно кого-то выделить, настолько профессионален каждый в своей роли и своих эмоциях.
Это фильм о настоящей дружбе, которую друзья Федор Иванович и Андрей Семенович пронесли через всю свою жизнь, еще с Великой Отечественной, где они не раз спасали друг друга. О мечте совершить кругосветное путешествие, такой огромной, что ею можно поделиться со всеми друзьями. О стремлении к своей мечте, которая дает силы жить даже тогда, когда уже нет никаких сил и никакой надежды. О том, что люди в большинстве своем добры, и они всегда готовы прийти на помощь тем, кому эта помощь нужна. А помочь воплотить мечту другого — это ступень к воплощению и своей мечты тоже.
Самое страшное в одинокой старости — это то, что болезнь вынудит тебя стать кому-то обузой. Семье, друзьям, знакомым. Угасать, испытывать боль и видеть жалость в их глазах. Каждый день. Зачем друзьям такая память о тебе? Федор Иванович хотел о себе другой памяти. В жизни и в людях он всегда старался видеть только светлые стороны, никогда не унывал, был весельчаком, стремился нести другим радость, да и мыслил нестандартно. Он умел видеть позитивное в жизни, в любых ситуациях, даже самых сложных, умел обратить их в игру, в шутку. Даже на собственных похоронах он заставил друзей улыбаться. Сквозь слезы, сквозь горечь утраты. Для этого надо было быть очень сильным и очень мудрым и жизнерадостным человеком, а Федор Иванович таким и был.
Сцена похорон под песню группы «Звери» снята столь пронзительно, что ком стоит в горле и слезы действительно наворачиваются на глаза, когда провожающие, не в силах сдержать улыбку сквозь слезы, идут к могиле, слыша гремящее из динамиков на все кладбище:
«Районы, кварталы, жилые массивы.
Я ухожу, ухожу красиво!»
Федор Иванович всегда мечтал увидеть весь мир. И эту мечту он исполнил для своего друга. Федор мечтал, чтобы в памяти друзей он остался счастливым и неунывающим оптимистом. Эту свою мечту он тоже исполнил, и для друзей, и для себя. Ведь то, что он делал, это был не обман, совсем нет. Это была жизнь, стремящаяся к мечте.
10 из 10
24 ноября 2017