Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ноктюрама |
английское название: |
Nocturama |
год: | 2016 |
страны: |
Германия,
Франция,
Бельгия
|
режиссер: | Бертран Бонелло |
сценарий: | Бертран Бонелло |
продюсеры: | Алис Жирар, Эдуард Вейл, Кристоф Фридель, Оливье Пер, Клаудия Стеффен, Ален-Жиль Вьельвуа, Женевьева Лемаль, Бертран Бонелло |
видеооператор: | Лео Энстен |
композитор: | Бертран Бонелло |
художники: | Катя Вышкоп, Сониа Филуз |
монтаж: | Фабрис Руа |
жанры: | триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $30 157 |
Мировые сборы: | $321 768 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 июля 2016 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 10 мин |
Nocturama была снята в Париже в 2015 году — тогда, когда расстрел Charlie Hebdo уже состоялся, а ноябрьские атаки, унесшие жизни 130 человек, только готовились. Террор, который показывает Бонелло, лишён расовой и религиозной подоплёки. Герои представляют разные нации и вероисповедания, объединяет их разве что молодость и антикапиталистические взгляды. Но в детали идеологии Бонелло тоже не углубляется.
Первое название в российском прокате — 'Париж это праздник' — близко к режиссёрскому замыслу. Бонелло хотел дать фильму название Moveable Feast, связать его со светскими парижскими дневниками Хэмингуэя. Книга после ноября стала символом сопротивления религиозному экстремизму, и Бонелло выбрал новое название. Nocturama — часть зоопарка, где содержат ночных животных.
Интрига проявляется медленно: первый акт обходится почти без слов. Вторую часть, где участники действия запирают сами себя в торговом центре (съемки происходили в La Samaritaine, громадном пустующем здании в центре Парижа), критики оценили как неудачную: излишне прозрачный намёк на то, что буржуазное общество способно развратить каждого, кто к нему прикасается.
Кажется, ничего подобного Бонелло не имеет в виду: всё, что он демонстрирует — невероятное напряжение и страх, который даст фору любому фильму ужасов и триллеру, что я когда-либо видел. Обычные люди сделали неординарный выбор. Это не кино о трансформации клерков в террористов: это кино о том, что клерки могут просто хотеть быть террористами. Страх и свобода, сопряжённые с этим выбором, ни на что не похожи. Ставки предельно высоки.
Герои Nocturama — объекты наблюдения, чей день случайно попал в поле зрения камеры Лео Энстена. Отстранённые ракурсы, которые ставят нас на место охранника за видеомонитором (или случайного преследователя), делают происходящее настолько жизнеподобным, что к концу сам ищешь, куда прятаться. Даже глупые ошибки террористов кажутся предельно реалистичными. Насилие страшит их самих, вид крови опьяняет и наполняет восторгом.
Свобода, саспенс, красота и логика. Это неземное кино, такого ещё не было. Но в прокат оно почти нигде не попало: с временем не повезло.
10 из 10
11 июля 2024
Сходу пришла мысль, что Бертран Бонелло сварганил какие-то романтические помои про подростков-бунтарей а-ля «Виктория», хотя по итогу подметилось, что не так однозначно всё. Ладно уж.
Так вот, ноктюрамой зовётся павильон для ночных животных в зоопарке. Понадобится такой и здешней компании «тварей», которые в первой половине картины Бонелло устраивают эффектно-спланированную многоходовку по проведению терактов в ключевых местах Франции. Настолько любопытно поставленную, что просится ремейком в голливудский мейнстрим. Обширная компания почти не контачащих друг с другом тинейджеров жонглируют мобилами, отстреливают свои цели и минируют объекты, ладнее чем Шакал Ильич. Зачем им это надо и для чего, неведомо. Но и не загадка особенно. А почему бы и нет, во будет номер! Во второй же половине фильма такие уверенные в себе анархисты и выкормыши бойцовских клубов надеются переждать хаос из полицейских вертолётов и автопатрулей в закрытом на ночь торговом центре. Но загоняют себя тем самым в персональный «Рассвет мертвецов».
Вот даже немного любопытно, каким образом люди, так скоординировано ведущие свои объекты, на полпути все как один начинают дичайше расслабляться, страдать хренью (китчевый травести перформанс под «My Way») и палиться (давай-ка, врубай погромче Blondie, чтоб на все Елисейские поля было слышно и светись на прозрачной лестничной клетке). А потом искренне удивляются, как это их так ловко вычисляют.
Заметно, что Бонелло не очень-то доверяет своему недостаточно защищённому государству с множеством брешей (вообще, оказался прав — сценарий писался ещё до терактов в Париже). Но и симпатий к своим героям-аутсайдерам (террористами их всё же не назвать) тем более не питает. Автор по ходу то ли иронизирует, то ли ставит опыты: вспышки синхронизированного монтажа (некоторые места прокручиваются по нескольку раз в разных вариантах) или игры в ассоциации (выше указал особо заметные). Люди без цели, кичащиеся своим «Я готов для Рая», и вальяжно бродящие по молу с игрушечным калашом и заряженным пистолетом в обоих руках, а по итогу что: сопли пузырями, вой «Памагите!», да совершенно хладнокровный отстрел оперативниками «врагов государства», как в тире (действительно впечатляющее решение для финала).
Впрочем, что подростки хотели и хотели ли (они хотели, чтобы их любили, но проехали) может приоткрыть рассказанная между делом в фильме байка про то, как иранцы отправляли своих детей и стариков разминировать поля от иракских земельных бомб. Мол, ослы почему-то идти не хотели. Ну, а этих можно заманить красивой мулькой. Герои «Ноктюрамы» тоже очевидно не смертники, но не без влияния извне. Во всяком случае, остаётся тайной пропажа самого взрослого представителя из команды, Грега, который спокойно мог всех сдать и свалить. Дело сделано, придурки более не нужны. Вот и думай, то ли сатира, то ли реакция на нынешние реалии.
6 из 10
20 декабря 2017
Сценарий весьма незатейливый — группа из 9 подростков представляет собой автономную террористическую ячейку, планирующую совершить 5 атак в разных частях Парижа. В итоге им всё удаётся, пусть и не без накладок, после чего они решили отсидеться на ночь в пустом торговом центре, в чём им поможет охранник — 10-й участник группировки. Сделать гадость дело нехитрое, вот только придётся за всё ответить, по-взрослому. Но к этому никто не был готов.
Фильм вышел очень ровный, в стиле кинореализма — максимально правдоподобно, но при этом без трясущихся камер, и прочей белиберды мокьюментари. Как и полагается, актёры подобраны неизвестные — для большей убедительности.
Отмечу несколько интересных моментов в фильме:
1. По своей сути, все 5 атак различно характера — взрыв в посольстве, взрыв в офисе небоскрёба, подрыв припаркованных авто, поджог памятника (не знаю, что за монумент), и убийство гос. чиновника в его доме. Все они в различных частях города.
2. Национальный состав ячейки. Ясно, что без мусульман тут никак, но меня удивило, что среди террористов оказалось полно этнических французов и даже есть один чернокожий паренёк, по виду ему лет 13.
3. Никаких религиозных атрибутов — никто не молится, не носит хиджаб, паранджу или ещё что-то такое, ни слова о Боге, Аллахе.
4. Действия правоохранительных органов. Не буду вдаваться в подробности, дабы не спойлерить.
Как следствие всего этого, мне абсолютно не ясна сама идея теракта, т. к. никаких политических или религиозных лозунгов в фильме не присутствует. Не понятно, почему был совершён теракт, и как собралась вместе такая разношёрстная команда.
Есть какие-то полунамёки, но я их особо-то и не понял. Видимых совпадений с реальными терактами последних лет в Париже я тоже не нашёл. Не знаю, если честно, в чём смысл такой подачи материала.
По духу близок к недавнему шедевру немецкого артхауса «Виктории», но явно слабее по всем статьям.
Однако, ничего плохого об этой картине я не скажу — игра актёров достойная, сценарий простой, но добротный, и смотрится неожиданно легко и интересно.
Мораль для меня яснее ясного:
— Терроризм — это плохо!
— Всех поймают, всех накажут!
9 из 10
7 марта 2017