Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Моя бабушка Фанни Каплан |
год: | 2016 |
страна: |
Украина
|
режиссер: | Алена Демьяненко |
сценаристы: | Алена Демьяненко, Дмитрий Томашпольский, Мирослав Слабошпицкий |
продюсеры: | Алена Демьяненко, Дмитрий Томашпольский, Мирослав Слабошпицкий |
видеооператор: | Алексей Москаленко |
композитор: | Тимур Полянский |
художники: | Сергей Бржестовский, Александр Батенев |
жанры: | мелодрама, драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 22000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 декабря 2016 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Недавно на экраны вышла кинолента «Моя бабушка Фанни Каплан» режиссера Елены Демьяненко. К большому сожалению, хронометраж ленты не укладывался в стандартный расписание кинотеатров и поэтому на широкие экраны вышла немного сокращенная версия. Я рекомендую к просмотру полную версию фильма, ведь она более четко отражает замысел творческой группы. В сокращенной версии не хватает подробностей и само название ленты остается загадкой.
Полная версия ленты разделена на две сюжетные линии — главные события разворачиваются в начале XX в. и параллельно в Париже нашего времени. Между журналисткой, ведущей собственное расследование жизни Фанни Каплан и репортером начинается роман. У них есть своя драма с тайнами, которые связывают их с дневником Каплан. Из этих записей журналистка узнает подробности последних лет жизни их обладательницы.
Экранная версия фильма «Фанни Каплан» сразу переносит нас на сто лет назад.
Почти слепая Фанни Каплан в санатории знакомится с братом вождя пролетариата — Дмитрием Ульяновым. Он влюбляется в молодую и беззащитную девушку, — их отношения перерастают в роман. На тот момент Дмитрий Ильич уже женатый мужчина, но ради Фанни он бросает жену и начинает жить с молодой любовницей. Он много рассказывает ей о своем брате, помогает в реабилитации по восстановлению зрения. Через некоторое время Каплан едет в Харьков, на операцию. Вмешательство хирурга проходит успешно и к Фанни возвращается зрение.
Однажды среди толпы она видит свою первую любовь — Виктора Гарского. Именно его вину за неудачное террористическое нападение она взяла на себя и отсидеал за это десять лет. На каторге она представляла себе, как он со своей бандой спасет ее и как они поженятся. Она все еще любит его, она готова пойти ради него на все, даже преступить закон. Она почти сходит с ума от любви, ощущает себя счастливой женщиной, несмотря на то, что становится тайной любовницей Виктора. Он говорит о том, что с его анархическим прошлым покончено и теперь он большевик, у которого нет времени на личные отношения. Оказывается, что ночь, проведенная вместе с Каплан, была прощальной…
Однажды она уже получила известие о том, что ее Витя якобы погиб. Однако на этот раз Фанни не собирается его потерять. Она отчаянно ищет Гарского и, наконец, находит его в Москве. Ожидая под окнами избранника, девушка узнает о том, что он работает в ЧК и имеет семью. Однако ей все равно. У нее нет злобы, зависти или желания отомстить Виктору. Ее любовь к нему слепа, ее поступки нелогичны.
Он назначает ей свидание 30 августа 1918 у ворот завода Михельсона, чтобы снова предать её…
Екатерина Молчанова смогла блестяще воссоздать на экране самоотверженною, трепетную любовь. Ее героиня раскрывается, как обычная девушка, которая готова ошибаться, делать правильные и неправильные поступки. Она растворяется в Гарском, бросается в него, как в омут с головой. Она выбирает призрачную любовь, хотя совсем рядом находится преданный ей Дмитрий Ульянов.
Эмоциональный и сдержанный врач Ульянов, в исполнении одного из сценаристов и продюсеров ленты Мирослава Слабошпицкого, любит Фанни особой, странной любовью. Во время просмотра киноленты этому найдется много подтверждений. Как бы то ни было, их последняя встреча будет наполнена нежностью и заботой по отношению к Фанни. Именно за своего персонажа господин Слабошпицкий получил вторую награду в номинации «Лучший актер Национального конкурса» на Одесском международном кинофестивале.
К слову, за достаточно короткий промежуток времени, драма Елены Демьяненко успела стать победителем еще и в номинации «Лучший иностранный фильм» на Международном кинофестивале в Кристел Пэлэс (Лондон, Великобритания).
Кинолента наполнена блестящими метафорами, такими как олепшая от любви Фанни и зайцы, плывущие по реке в конце ленты.
С довольно небольшим бюджетом ленту смогли наполнить замечательными декорациями и музыкальным сопровождением. «Моя бабушка Фанни Каплан» — это кино для широкой аудитории, в котором каждый сможет найти что-то свое. Лента не пытается быть строго исторической, — это лирическая история жизни, безумной любви и борьбы молодой, немного наивной женщины, которая руководствуется, прежде всего, сердцем.
8 из 10
1 марта 2017
Я в восторге от этого фильма, одного из лучших за всю новейшую историю украинского кино и, соответственно, — одного из лучших, вышедших в этом году! Картина стала лишним доказательством того, что интересная свежая идея и талант могут успешно компенсировать скромный бюджет.
Алена Демьяненко сняла потрясающую трагикомедию с весомым вкраплением буффонады. Не могу ничего утверждать на 100%, но на 90% уверен, что так революцию 1917 года до Демьяненко не снимал никто, равно как и ее участников с современниками. Смена настроений у героев, их трактовки, отношения к ним создателей и, соответственно, зрителей в течение одного, даже короткого эпизода, бьет все рекорды по количеству. Одно и то же действующее лицо в иной сцене проходит у зрителя через весь спектр эмоций, действительно от любви к ненависти, только там между ними далеко не один шаг, а порой целый десяток, настолько с разных сторон успевают показать своих персонажей актеры. Большой респект им за это!
Тонкая ирония и стёб на грани (но ни разу за ней!), с которым авторы относятся к событиям, развязали им руки в подборе актеров. Будь это каноническая историческая драма или даже исторический блокбастер, думаю, возмущению многих зрителей не было бы предела, так как не у всех действующих лиц соблюдено максимальное внешнее сходство с историческими прототипами. Однако в кино, подобном тому, что сняла Демьяненко, схожесть — совсем не приоритет у создателей и играет лишь вспомогательную роль: помогает создавать исторический фон, полнее проникнуться эпохой, прочувствовать ее.
В фильме эпоха передана очень удачно. С одной стороны, вроде бы все серьезно: революция — одна, вторая, террор с бомбами, классовая борьба, Советская власть, революционные матросы, рабочие, лозунги, декреты… С другой стороны, по ходу действия не раз возникает мысль, что все для всех участников событий это просто игра, которой взрослые люди увлечены, как дети — игрой в солдатики, настолько порой легковесно и несерьезно ведут себя герои, а суровые непреклонные речи порой звучат как откровенная издевка и фарс, хотя чисто формально «внешние приличия» вроде бы соблюдены.
Такое противоречивое впечатление оставляют и все персонажи по отдельности. Квинтэссенцией этой противоречивости служит главная героиня в неподражаемом исполнении Екатерины Молчановой. Сложившееся за десятилетия СССР, да и в постсоветский период представления о Фанни Каплан после фильма Демьяненко разбиваются в пух и прах. Перед нами слабая, несчастная, одинокая меланхоличная женщина, по случайному стечению обстоятельств оказавшаяся в центре бурных событий, забредшая туда больше в поисках любви, чем в силу преданности какой-то политической идеи. Фанни у Молчановой иногда настолько безлика, апатична и вяла, что ее хочется схватить за шиворот и хорошенько встряхнуть, чтобы взболтать, всколыхнуть, оживить чувства, понять, есть ли они у нее вообще. Но что парадоксально, при всей своей вялости и слабости не покидает ощущение, что эта женщина способна перенести многое, ведомая сильным и преданным чувством, которому Каплан не изменяет так же, как и своим принципам. Пусть эта любовь порой выглядит смешной, назойливой и даже глупой, поскольку выбор Фанни, как по мне, сделала далеко не лучший, но в искренности ей никак не откажешь. И именно любовь помогает ей пройти через испытания, недостатка в которых у Фанни, увы, не будет. Неподдельное раздражение, гнев, смех и столь же искреннее сопереживание — лишь некоторые из богатейшего набора чувств, которые вызовет героиня Молчановой у зрителя.
Почти столь же противоречив и ее избранник Виктор Горский в столь же талантливом исполнении Ивана Бровина. Разобраться в том, кем является на самом деле его герой — законченным эгоистом, подлецом, карьеристом, умело манипулирующим и жертвующим людьми в своих целях, беззаботным авантюристом-романтиком революции с ветром в голове и легким отношением к жизни, или несчастной жертвой неудачно складывающихся обстоятельств, как и влюбленная в него Фанни, а может — всем вместе, разобраться крайне сложно, так как герой Горского тоже меняет маски с калейдоскопической быстротой.
Незабываем и Мирослав Слабошпицкий в образе Дмитрия Ульянова, который у Демьяненко столь же труднопонятен как и предыдущие персонажи. По ходу действия и он предстанет перед зрителем очень разным. Однозначно сказать каким же его на самом деле видит актер, не так просто, но я бы приблизительно охарактеризовал бы это отношение как ироничную снисходительную доброту. В целом же тонкая и стильная работа, от которой поучил настоящее удовольствие, настолько искренне и до конца выложился актер на съемочной площадке.
В отличие от трех вышеназванных персонажей, Ульянова-Ленина сильно подвинули к карикатурности и гротеску, что, впрочем, отнюдь не сделало вождя революции менее запоминающимся, скорее наоборот. Экранного времени у него не так много, но для того, чтобы оценить мастерство Алексея Девотченко, его вполне хватит. К сожалению, работа в фильме «Моя бабушка Фанни Каплан» стала для этого талантливого актера одной из последних в кино.
Под стать своему мужу в фильме и Надежда Константиновна Крупская в виртуозном исполнении Натальи Никуленко. И снова не поймешь, то ли простодушная женщина, выброшенная наверх тем же стечением обстоятельств, то ли хитроумная притвора, косящая под дурочку с переулочка, а то и впрямь дура.
Из эпизодических работ больше других запомнилась Виктория Трофименко в роли каторжанки. Кому как, а лично мне приятно, когда режиссер оказывается талантлив и как актер, оказавшись по другую сторону камеры.
Приятно порадовали у Демьяненко ряд по-настоящему вкусных сцен, к которым, в частности, отнесу, Каплан, грезящую об освобождении любимым с каторги. Давнишняя мечта девушек о рыцаре на белом коне, штурмующем замок с заточенной невестой, в головах романтичных революционерок прошла явную трансформацию.
Бесподобна по своему аллегорическому звучанию и история из отроческих годов Володи Ульянова, рассказанная его братом Дмитрием. Она исполнена большой глубины и смысла, несмотря на всю свою неказистость.
Удачный фон создает в картине и музыка Тимура Полянского, безошибочно попадающая в настроение каждого эпизода.
Местами ироничное, местами откровенно стёбное, местами смешное, местами сентиментальное и трогательное, местами грустное и трагичное, а в целом очень глубокое и мудрое кино сняла Алена Демьяненко, за что ей от души спасибо. После таких фильмов с новой силой начинаешь верить в перспективы украинского кино.
10 из 10
30 декабря 2016
Сюжет очень близок к историческим событиям. Про покушение на Ленина и революционное время. Фильм снят почти по биографии этой самой Каплан. Некоторые мелочи показаны детально (например, как она меняла свою шаль на мыло — это известный факт из ее биографии и он подробно показан) и таких мелочей в фильме не мало.
Режиссеры с первых минут дают понять, что главная героиня бахнутая на всю голову. И огромной жалости к ней не испытываешь. Как бы сразу с ней все ясно.
Во время просмотра не возникает ощущения, будто создатели ленты хотят обмануть зрителя. Нет также желания встать и закричать «да за кого они нас принимают! Не могло такого быть! Что за бред!?» За это отдельное спасибо, приятно. Во всяком случае, такие моменты если и есть, их можно списать на художественность.
Фильму не хватает экшена, интриги, накала страстей. Голливуд снимает фильмы сейчас более насыщенными. Этот же не заставляет влипать в экран от титров до титров. Хотя смотреть интересно.
Смотреть также приятно. Очень много красивых кадров, интересных съемок. Видно, что оператор любит снимать красиво, а не просто так. Он относится к кадру как к искусству. Поэтому обычные «информационные кадры» с движениями и событиями выглядят вполне обыкновенно. Но есть кадры с пейзажами, художественными вставками, которые сняты с особой любовью. Прям хочется просто как картинку их поставить на рабочий стол или выложить в соц. сеть. Старался оператор в некоторых сценах.
Добротно проработана передача духа того времени, начала ХХ века, костюмы, улицы. Да, наверное в голливудском блокбастере с бюджетом в 150 млн долларов это смогли бы показать лучше, но в этом фильме достойный уровень передачи эпохи.
В фильме нет юмора (суховато). Нет недосказанности (спасибо). Есть отчаяние и боль за победу «совка» на 70 лет и миллионы убитых людей.
Это не лучший фильм, который я видел, но и явно не худший. Если сравнить с другим украинским фильмом «Незламна» (в российской версии называется «Битва за Севастополь), то «Фани Каплан» немного уступает. Но и бюджет меньше в два раза, кстати.
Я так и не понял при чем тут «бабушка»… почему «Моя бабушка…»? На это ответа я так и не нашел.
Ставлю нейтральную оценку потому что эмоции не переполняли после просмотра не было потрясений. Но и плохих слов в адрес киноленты не нашлось. Не лучший фильм, но хороший.
18 декабря 2016