Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Я, Ольга Гепнарова |
английское название: |
Ja, Olga Hepnarova |
год: | 2016 |
страны: |
Чехия,
Польша,
Франция,
Словакия
|
режиссеры: | Томаш Вайнреб, Петр Казда |
сценаристы: | Томаш Вайнреб, Roman Clek, Петр Казда |
продюсеры: | Vojtech Fric, Томаш Вайнреб, Сильвестр Банашкевич, Гийом де Сей, Марчин Курек, Петр Тичи, Мэриэн Урбан, Agata Walkosz, Karolna Baresov, Анджей Биалаш, Jan Kohout, Martin Palecek, Olga Raitoralov, Zuzana Ricottiov, Ондрей Сейноха, Ren Korenar, Петр Казда, Любош Конечны, Матоуш Хегер |
видеооператор: | Адам Сикора |
художники: | Alexandr Kozk, Aneta Grnkov |
монтаж: | Vojtech Fric |
жанры: | триллер, драма, криминал, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $226 645 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 февраля 2016 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
С ранних лет Ольга не находила общего языка с окружающими: подвергалась насмешкам в школе, неудачно самоубивалась таблетками, проводила год в психлечебнице. К совершеннолетию она окончательно для себя поняла, что кто-то за жестокость и несправедливость жизни должен ответить.
Ценность фильма Вайнреба и Казды совсем небольшая. Серая бытопись с посвящением Франтишеку Влачилу о последней казнённой в ЧССР заключённой Ольге Гепнаровой, не потянувшей тяжесть простой непримечательной житухи и намеренно задавившей грузовиком толпу народа на остановке. Никакой, в общем-то, оправдательной двоякости восприятия не задумано, вроде того, является ли Ольга жертвой или играет её. Это даже не беспонтовый флоу сериала «След», где люди-роботы ищут причину и следствие. Здесь их и не найти, потому что причины — не более чем фантазии на пустом месте. Кто кого угнетал? Кто был жесток? Опять, поди, система виновата. Не отправили вовремя барышню без царя в голове на лечение. А она взяла и дала прикурить фитиля, сделала шаг навстречу бюрократическому аппарату. Хотя отстранённая игра Михалины Ольшанской, ныне известной в народе как Матильда, порою гипнотизирует (эстетские частые позы с сигаретами, немного шизофреничное аутсайдерское поведение), всё же замечаешь, что от вялотекущей эпатажности в фильме охота куда-нибудь сбежать. Была такая, да самовыпилилась. Бывает. Таким образом, похоже, авторы погружают самого зрителя в мир блеклого времяпрепровождения, свойственного героине биопика. И вообще это работает. Парочку режиссёров тоже хочется переехать чем-нибудь.
3 из 10
20 декабря 2017
Есть 2 причины посмотреть фильм: 1) все-таки это самая крупная роль «доматильдовской» эпохи актрисы Михалины Ольшанской, которая, собственно и есть та самая Матильда из самого скандального российского фильма 2017 года, 2) её героиня — Ольга Гапнарова. Это имя слышал любой более-менее внимательный турист, посетивший хотя бы одну экскурсию в Праге. Все-таки, пожалуй, самая известная преступница страны, по крайней мере, второй половины 20 века.
Вроде бы все карты для любопытного фильма есть, но ставка на «арт-хаусность» сразу же перевела историю в разряд «на любителя».
Это классический 100%-ный арт-хаусный фильм со всеми вытекающими плюсами и минусами. Если совершенно не знать никакой исходной информации, то можно вполне решить, что снят он в 1960-е гг., то есть полнейшая стилизация.
Отсюда вытекает, что история развивается очень медленно, причем акцентируется внимание на частный мир героини.
Есть даже не намёк, а фактически прямой текст о том, что социум, в котором росла будущая преступница, во многом, сам подталкивал к плохому, мол, ну а чего вы хотели — вокруг нет перспектив, всё плохо. Ну а учитывая, что сама героиня была изначально 100%-ной пациенткой как минимум психолога, да еще и постоянно самобичевалась на фоне сексуальной неудовлетворенности при нескольких попытках самоубийства (хотя, скорее показушных), то итог логичен.
Человек, на которого практически никто не обращал внимание, постоянно его шпынял, решил к 22 годам так сильно обратить на себя внимание, чтобы вся страна о нем говорила. И это получилось…
Но проблема в том, что после просмотра ты не испытываешь к героине никаких эмоций — не сопереживаешь и не ненавидишь, тебе просто на нее наплевать. Здесь она как бы героиня, но совсем и не героиня. Это ли было целью у режиссеров — неизвестно, но более логично все это обернуть в обертку короткометражки. Даже 1 час 40 минут экранного времени здесь длятся настолько долго, что извините.
5 из 10
6 декабря 2017
Посмотрел этот фильм в первый день Берлинале-2016, через пару часов после открытия фестиваля.
Зал мест на 500 был полон, через 15 минут после начала фильма ушло примерно человек 15, по ходу фильма люди уходили еще. В конце люди долго думали: аплодировать или нет, но нежелание обидеть режиссера, продюсера и двух актрис, выходивших на сцену после показа, заставило людей проявить хоть какую-то реакцию, подвести итог. Поаплодировали. К этому моменту в зале находилось человек 350.
Это черно-белая картина, но даже если на была бы цветной, я назвал бы ее дарковой, по безысходности и общему чувству, создаваемому картиной. История лесбиянки, обиженной миром (хотя чего обижаться: дело-то имеет место в 70-х годах, и находить себе любовниц, и успешно находить — чего еще надо-то?) с трагическим для окружающих ее людей финалом. А для нее самой финал определен и осознан, даже продуман.
В начале — пара сцен ее детства и отрочества, а потом весь фильм рассказывает о ее работе, отношениях с девушками (2—3 довольно откровенных сцены), с семьей.
Фильм мне, как и большинству присутствующих в зале, не понравился. Мне кажется, современный молодой кинематограф почему-то тянет к этой самой дарковости, он стремится посеять в зрителях чувство отрицательное, чувство опасности, дискомфорта, он пытается подчеркнуть зло окружающего мира. Но зачем? Ведь любой новостной канал нам расскажет об этом. Молодые кинематографисты неправы: нужно снимать фильмы вопреки действительности, а не прогибаясь под нее. И, выйдя из зала, я почувствовал: мир на самом деле лучше, чем то, в чем нас пытаются убедить.
4 мая 2017
Ранее я не знала ничего об Ольге Гепнаровой и ее история поражает своей обыденностью и жестокостью. Как могла девушка в 20—21 год довести себя до такого состояния и как это допустили родители?
Дело в том, что Ольга Гепнарова — трудный подросток, ребенок с неустойчивой психикой.. В общем-то, такие дети не редкость, но далеко не все из них пытались когда-либо поджечь дом, в котором на тот момент находились родители или задавить автоцистерной около 20 человек (и то, и другое она успешно осуществила). Это была ее месть за одиночество, отсутствие понимания и жестокость. Так она и написала в своем прощальном письме-исповеди, что «причинит смерть нескольким людям, затем будет судима и наказана».
Фильм рассказывает ее историю беспристрастно, не ударяется в какие-либо подробности (правда, присутствует несколько сцен лесбийского секса). На мой взгляд, история этой девушки должна рассказываться именно в таком ключе. Потому что у каждого из зрителей должно сформироваться свое отношение к этой девушке и к тому, что она сотворила.
Ее попытка поджечь дом родителей оказалась неудачной, никто не пострадал, кроме того, ее в этом не заподозрили. В то время как убийство с помощью автоцистерны оказалось успешным: погибло 8 человек, около 12 пострадали, были ранены. Гепнарова подошла к этому расчетливо — не только написала письма в несколько редакций (где объясняла, зачем и когда это сделает), но и некоторое время ждала, пока на остановке окажется достаточное количество людей. Убивать, видимо, меньше пяти-шести ей не хотелось.
Таковы сухие факты, изложенные в фильме. Она действительно подвергалась жестокому обращению со стороны сверстников, ее не понимали родители и даже относились к ней враждебно.. И, увы, ей не повезло встретить ни одного человека, который просто бы ее любил. С этой точки зрения мне ее, безусловно, жалко.
Но есть и другой аспект, гораздо более весомый, подразумевающий жизненную справедливость. Дело в том, что, если бы каждый из нас мстил всем своим обидчикам, на Земле не осталось бы никого. Именно поэтому я ее осуждаю — Гепнарова совершила огромную ошибку, взяв на себя миссию кого-либо осуждать и уж тем более казнить. К тому же, пострадали невинные люди.
Она с детства была трудным ребенком, видимо, у нее были определенные психические проблемы. Это единственное объяснение тому, что она сделала и что хотела умереть, при этом не покончив жизнь самоубийством. Ведь любой нормальный человек, столкнувшись с насилием, непониманием, отчуждением пытается начать жизнь заново: переехать, влюбиться, найти новую работу. Весь ужас ситуации Ольги заключается именно в самоуничтожении и в том, что действительно, как ей и сказала ее мать, у нее никогда не хватит сил убить себя.. Ведь самоубийство — это мужественный поступок, в то время как убийство в данном случае — крик отчаяния.
У меня пока еще нет детей, я не сталкивалась со всеми трудностями их воспитания, но я уверена, что никогда не допущу, чтобы мой ребенок или дети были настолько одиноки. Ведь жизнь дается только раз и в ней важен каждый миг, потому она исключительно ценна, как и жизнь любого другого человека.
10 из 10
фильму за беспристрастность, отличную игру актеров и замечательное отображение Чехословакии того времени.
7 сентября 2016
«Я, Ольга Гепнарова»-биографический фильм режиссёров Томаша Вейнреба и Петра Казды, посвященный чехословацкой преступнице, являющейся последней женщиной в этой стране, приговорённой к смертной казни. Кино неплохое, но что бы о нём заговорили, начали писать и обсуждать нужна репутация создателей киноленты. Фильм-дебют снятый в чёрно-белых тонах проявил реалистичность происходящего, а обстановка и декорации того периода, как и манера съёмки натолкнула на мысль о документальном кино. Говорить о фильме как о шедевре нельзя, был выхвачен и показан небольшой кусочек жизни героини, на сколько всё достоверно и правдоподобно судить очевидцам тех событий, а я попробую изложить свою версию происходящего на экране. Осуждать, проклинать и судить ангела с чёрными волосами и хрупким тельцем, то же самое что идти против природы, генетики человека, так как сама семья Гепнаровых не совсем нормальна. Наследственные черты очень чётко и ясно проявились фразой матери после суицида дочери; Чтобы совершить самоубийство, надо иметь твёрдую волю! Что могла ответить на это Оля? Она была в себе, в своём я, в своих мыслях, в своих мечтах… Она была тем самым чистым листом на котором общество провело линию судьбы и закрасило красками одиночества. В психбольнице ей привили тягу к сигаретам и лесбиянству, на работе дали возможность излагать свои мысли на бумаге, нежели произносить их вслух. Эта некая ущербность что ли, она чувствовала что не такая как все, боязнь неполноценности захватило её мысли и убило в ней человека. Что интересовало её в этой жизни? То, что создал ей подобный-машины, девушки и вино! Нелепо и смешно видеть как этот, по сути ещё ребёнок, покупает бутылку белого вина, закуривает сигарету и начинается то, что называется таинством, блаженством к ближнему. Мечтая, фантазируя, погружаясь в мир своих иллюзий и грёз она хотела любить и быть любимой, но мысли и фразы брошенные ею за кружкой пива, напрочь перечёркивают в ней всё доброе и хорошее что есть в человеке-Всех родителей надо убивать, а детей отправлять в интернаты. Почему я пишу об этом фильме!? Может потому что так же одинок, как героиня картины. Люди, человеки они рядом, они окружают её,что-то говорят, о чём-то думают. Они опутали её,как опутывает паук свою жертву, попавшую в его сети. Без них человек никто и ничто в этом мире. Они были нужны ей и она взяла их. Но какой ценой!? Ничто несоизмеримо с жизнью человека. Тот кто переступил черту, этого не замечает, он не думает об этом, а может думает, но не так как все. Почему в людях живёт жажда убийства, зачем они умерщвляют друг друга!? Вот вопрос который будет волновать нас всегда! У Ольги Гепнаровой была возможность выбирать — убить себя, или других! Её вердикт был таков; Я жертва вашей жестокости приговариваю вас к смерти. Фильм абсолютно некомерческий и критикам для обсуждения неинтересный, чешские фильмы редко получают достойные награды, но этот был первым в номинации «Лучший дебют» на Берлинском фестивале 2016 года.
22 июля 2016