Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Хроники Мелании |
английское название: |
Melanijas hronika |
год: | 2016 |
страны: |
Финляндия,
Чехия,
Латвия
|
режиссер: | Виестурс Кайриш |
продюсеры: | Инесе Бока, Гинтс Грубе, Джульетта Сичел, Клаус Хейдеманн |
видеооператор: | Гинтс Берзиньш |
композиторы: | Артур Маскатс, Александрс Вайцаховскис, Карлис Аузанс |
художник: | Иева Юрьяне |
монтаж: | Юсси Раутаниеми |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 705000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 ноября 2016 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч |
«Желательно не путешествовать с мертвецом». Анри Мишо
Мелания лежит в лесу на земле и смотрит в небо. В небе кружатся верхушки деревьев и облака. Мистическое путешествие навстречу вечности и бессмертия продолжается.
Фильм «Melanijas hronika» («Хроники Мелании») латвийского режиссёра Виестурса Кайриша продолжает тему популярнейшего в советское время латвийского многосерийного телефильма «Долгая дорога в дюнах» (1980—1981) режиссёра Алоиза Бренча. Главную героиню в том телефильме сыграла прекрасная актриса, латвийская звезда Лилита Озолиня.
Символично её появление в фильме «Хроники Мелании» в эпизодической роли пожилой женщины без слов. Её героиня исчезает, растворяется в вечных сибирских лесах, словно её и не было. Словно всё происходящее с женщинами и детьми, куда их привезли на трудовое поселение происходит не наяву, а в каком-то нереальном сне-видЕнии.
Авторы фильма выбирают удивительную форму для изображения содержания реальной жизненной истории Мелании Ванаги, описанной ей в своей автобиографии.
Чёрно-белое изображение, замедленный ритм течения жизни в фильме, композиционно выстроенные кадры, протяжная музыка — всё это рождает у насмотренного зрителя ассоциации с «культовым» фильмом Джима Джармуша «Dead Man» (1996) «Мертвец», в котором главный герой совершает своё предсмертное мистическое путешествие-видение.
Мелания бредёт по зимнему лесу. Жизнь в ней еле-еле теплится. Выживание в этом суровом мире продолжается.
Мелания выживет. (И здесь «Хроники Мелании» напоминают другой «культовый» фильм — «The Revenant» (2015) «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньяритту). Осознание этого бытийного чуда возникнет у каждого понимающего (и знающего о сценарной основе-автобиографии) зрителя. Главное в этом фильме не фабула, а сюжет, потому что жизнь человека не только и не столько быт, сколько движения его души и блуждания сознания.
И ещё в фильме потрясает, конечно же, сила человеческого духа. Именно проявление лучших человеческих качеств в тяжелейших условиях и является тем стержнем, на котором держатся подобные жизнеутверждающие истории в талантливых произведениях.
Мелания видит любимого мужа. Его при пересылке отправили вместе с другими мужчинами неизвестно куда. Долгое томительное ожидание воссоединения продолжается.
«Десять лет без права переписки». Для тех, кто хорошо знает советскую историю времён государственного террора и массовых репрессий эта формулировка говорит сама за себя. Мелании же эту горькую правду придётся осознать в финале своего путешествия по краю жизни и смерти.
Европейской актрисе Сабине Тимотео в скупых актёрских штрихах роли (как Джонни Деппу в «Мертвеце») и в наглядном физиологическом вживании в роль (как Леонардо Ди Каприо в «Выжившем») удалось создать на экране яркий образ женщины, преданной себе, мужу, сыну и простым этическим ценностям, которые не зависят от границ, государств, национальностей, вероисповеданий.
Жаль, что современная политическая ситуация помешает кому-то из зрителей увидеть в фильме историю человечную, трагедию жизни женщины на фоне краха мировой истории середины прошлого столетия.
Моё мнение — очень хорошо.
8 из 10
21 декабря 2019