Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дикая |
английское название: |
Wild |
год: | 2016 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Николетт Кребиц |
сценарий: | Николетт Кребиц |
продюсеры: | Беттина Брокемпер, Саша Ферхей |
видеооператор: | Райнхольд Форшнайдер |
художники: | Сильвестр Козелек, Табассом Шараф |
монтаж: | Беттина Бёхлер |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 января 2016 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Всё, что известно про главную героиню этого фильма по имени Ания, вполне укладывается в рамки жизнеописания среднестатистического жителя европейской страны. Работает в некой IT-фирме, где проводит время за рабочим столом, уставившись в экран бездушной машины, путешествует от рабочего места к кофемату и обратно, успевая обменяться парой-тройкой ничего не значащих фраз с коллегой по ремеслу. Ещё она одинока, молчалива и, кажется, не очень-то спешит менять себя, будто бы зная наперёд, что подходящий для этого момент отыщется сам. Так оно и происходит. В отсутствии друзей и близких помощь приходит в буквальном смысле из первозданности, которую воплощает внезапно появившийся бродячий волк. А дальше – почти по Фрейду.
У любителей динамичного кино последняя на текущий момент лента режиссёра и актрисы Николетт Кребиц вполне способна вызвать скуку и эстетическое негодование. При этом слишком долгих статичных кадров здесь не наблюдается, а вот натурализма сцен хватает с избытком. Объяснение этому, вероятно, следует искать в творческой концепции самой Кребиц, не отказывающей себе в искушении поработать с заведомо непростыми психологическими темами, воплощая их в подлинно драматические сюжеты. Не каждая женщина-режиссёр может найти оптимальный вариант выражения хрупкости и органичности души представительниц прекрасной половины человечества, но Кребиц это, видимо, удаётся. На этот раз, правда, она тщательно закамуфлировала остроту душевных порывов своей героини, погрузив её в, своего рода, эмоциональный ступор и оставив ей лишь возможность созерцания видимого пространства окружающего мира. В этих условиях зрителю остаётся лишь терпеливо ждать развёртывания сюжетной драматургии.
Определённые споры может вызвать и вопрос о патологической реалистичности данного фильма. Бесстрастная камера преследует столь же бесстрастную героиню, записывая в электронную память все её реакции и действия. Психоаналитики наверняка заявили бы в один голос, что одержимость новой идеей возникла не на пустом месте, а образ хищника дал выход некогда полученной психотравме. Так это или нет, сказать очень трудно, да и вряд ли бы точный диагноз изменил положение вещей. Гораздо важнее осознание того, что с определённого момента зритель сам становится, если можно так выразиться, одержимым одержимостью героини, претерпевающей явные психические метаморфозы.
Апогеем данного процесса, конечно, является взаимодействие человека с хищником, что само по себе экстремально. Только представьте, что было бы, появись в вашей квартире самый настоящий зверь из леса, от которого вас отделяет только хлипкая комнатная дверь? В отличие от Красной Шапочки, Ания не задаёт волку глупых вопросов, поэтому и остаётся в живых. А если серьёзно, то любая обратная связь между хищником и человеком по определению предполагает травматичную притирку. Неудивительно, что и на внешнем уровне Ания становится другой – на её теле появляется всё больше царапин и ран. В этой экстремальной обстановке даже возможные сомнения в правдоподобности происходящего тихо и незаметно отползают в тень, так же как и любая мораль. Это не то чтобы прекрасно, скорее даже наоборот, но это зрелищно и работает.
Принимать или нет предлагаемый Кребиц радикальный вариант возвращения человечества к своим истокам, решать вам самим. К этому стоит добавить, что фильм «Дикая» не настолько однозначен, каким может показаться со стороны. Если абстрагироваться от конкретики сюжета, останется не менее противоречивая проблема самих волков. В Германии, где был снят фильм, этих животных в своё время почти полностью истребили, тем самым нарушив баланс между человеком и дикой природой. На данный момент действующая Бернская конвенция и другие нормативные акты обеспечивают волчьим популяциям относительную безопасность. Однако для самих немцев, успевших привыкнуть к отсутствию грозных лесных обитателей, появление одиночных волков где-нибудь на границе сродни сенсации. А если копнуть ещё глубже, то покажется, что волки, устремляющиеся к Западной Европе с восточных территорий, не столь уж далеки от людей, и даже мудрее последних, поскольку не теряют себя в обществе себе подобных.
5 декабря 2021