Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ведьма |
английское название: |
The VVitch: A New-England Folktale |
год: | 2015 |
страны: |
США,
Канада,
Великобритания
|
слоган: | «A New-England Folktale.» |
режиссер: | Роберт Эггерс |
сценарий: | Роберт Эггерс |
продюсеры: | Джоди Редмонд, Джей Ван Хой, Томас Бенски, Джонатан Бронфман, Джоэль Берч, Брайан Кэмпбелл, Крис Коламбус, Элинор Коламбус, Марк Жингра, Джулия Годзинская, Александра Джонс, Этан Лазар, Софи Мас, Лон Мольнар, Лукас Очоа, Майкл Сэклер, Лоренцо Сантанна, Дэниэл Бекерман, Ларс Кнудсен, Родриго Тейшейра, Розали Чилелли, Лорен Абер, Алекс Сагалчик |
видеооператор: | Джарин Блашке |
композитор: | Марк Корвен |
художники: | Линда Мьюир, Мэри Керклэнд, Крэйг Лэтроп, Андреа Кристоф, Дерек Коннелл |
монтаж: | Луиз Форд |
жанры: | ужасы, триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3500000 |
Сборы в США: | $25 138 705 |
Мировые сборы: | $40 423 945 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 января 2015 г. |
на DVD: | 25 июля 2016 г. |
на Blu-ray: | 25 июля 2016 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
- Что ты хочешь?
- Что ты можешь дать?
- Нравится ли тебе вкус масла? Красивая одежда? Хочешь ли жить в благополучии?
- Да
- Хочешь ли увидеть мир?
- Что ты хочешь взамен?
Роберт Эггерс создает визуально безупречный фильм. Несколько актеров, дети, животные, лес - тут все гармонирует, показывая скрытое напряжение. Многие кадры неимоверно выразительны. Ворон, клюющий сосок женщине. Покрытая мохом хижина в лесу. Обнаженная старая женщина с кривым носом. Обнаженная девушка в лесу. Милая игра в жмурки с младенцем. Сексуальная дама в красном плаще.
Угроза тут витает в воздухе, но ее сложно рассмотреть. Каждое событие в отдельности можно пояснить рационально, но в целом они складываются в паранормальную композицию. Нам показывают одиноко живущую пуританскую семью, которая сталкивается со странными явлениями. Исчезает ребенок. И это только начало. Потом дети потеряются в лесу. Погибнет собака и не только... Поселенцы пытаются преодолеть свой страх погружаясь в веру... и одновременно пытаются найти того, кто заключил сделку со злом. На протяжении всей картины молодая девушка Томасин подвергается обвинениям. Справедливы ли они? Может она действительно ведьма? Последние полчаса превращаются в форменный детектив.
Так при отсутствии бюджета, с несколькими тогда неизвестным актерами, без спецэффектов и выдающегося интерьера перед нами создается увлекательное мрачное действо. Эггерс сумел показать, как каждый из членов семьи столкнувшись со страхом поддался своему личному искушению.
Особо нужно выделить игру актеров. Для Ани Тейлор-Джой лента стала бенефисом. Юная актриса показала весь набор противоречий - кротость и тягу к познанию, страстность и скромность, заботу о ближних и отчужденность. Каждое ее появление в кадре завораживает.
Ральф Айнесон и Кейт Дики сыграли куда более понятные роли. Резкий сильный мужчина и его сварливая жена. Однако Эггерс сумел добиться от них динамичности. Их персонажи претерпевали невзгоды и актеры показали как реагируют на них люди. Можно сказать, что они прожили на экране перед нами значимую часть жизни Уильяма и Катерины.
- Видишь книгу перед собой?
- Поставь подпись
Ну а если абстрагироваться от деталей и поговорить о сути ленты, то она достаточно интересна. Эггерс размышляет о столкновении человека со злом. Он показывает как реагируют на зло разные люди. И это интересно. Пожалуй лишь достаточно поверхностно показана тема веры - она будто мешает героям фильма. Впрочем, быть может тут и есть основная авторская позиция - если человек заблудился в своей вере, то тем самым открывает портал к злу. Неспроста Уильям говорит своему сыну, что 'лишь Богу, а не человеку известно, кто сын Авраама, а кто - нет, что добро, а что зло'. Да и не стоит забывать, что речь идет о семье отступников, которую выгнали из общины поселенцев за тщеславие. Этот значимый момент в самом начале фильма конечно забывается в финале, когда затрагиваются уже совсем другие моменты.
7 из 10
8 октября 2024
Америка, времена суеверий и охоты на ведьм. Набожную семью английских колонистов изгоняют из общины, и теперь им предстоит уйти в лес, жить в изоляции, в условиях скудного урожая и риска умереть с голоду. Вскоре начинают происходить мистические и зловещие события.
Плюсы фильма:
– удалось создать гнетущую, невесёлую атмосферу отчаяния и скорби (во многом благодаря музыкальному сопровождению).
– не переборщили с визуальными эффектами, показывая паранормальные явления.
– актёрская игра и незаурядная внешность Ани Тейлор-Джой (дочь по имени Томаскин).
Минусы фильма:
– несмотря на то, что фильм позиционирует себя как ужасы, не было страшно ни чуточки.
– сюжет слишком простой, суть ведьмовства не раскрыта.
– актриса Кейт Дики в роли Кэтрин, набожной матери Томаскин, которая внешне совсем не похожа на Аню Тейлор-Джой.
– сексуальное влечение Калеба к своей сестре Томаскин, которое не было раскрыто (зачем вообще касались этой темы, непонятно).
Кино позиционируется как снятое по мотивам реальных записей и протоколов судов ведьм, и утверждается, что даже большинство диалогов взято из настоящих, запротоколированных речей людей далёкого прошлого. Исходя из этого, можно сделать вывод, что этот фильм ни что иное, как экранизация клеветнических записей, благодаря которым уничтожались реальные живые люди, американцы жившие в те страшные суеверные времена… ну, при условии, что зритель не воспримет всё увиденное буквально и не поверит, что ведьмы в том виде, в котором они показаны тут, реально существовали, а значит, гонения на некоторых женщин того времени были оправданы.
Сложно сказать, какие цели преследовали создатели этого хоррора, возможно просто решили без задней мысли снять кино про мерзких ведьм. Если так, то это у них получилось. Но не более того. «Ведьма» не отходит от клише и штампов про ведьм (в этом плане напомнило мне фильм «Время ведьм», где всё то же самое, только повеселее). На мой взгляд, это просто экранизация лжи и наговоров на людей.
5 из 10
6 июня 2024
«Ведьма» стала нашумевшим дебютом Роберта Эггерса, как режиссера. Оглядываясь на эту работу, необходимо понять, что волнует его как художника.
Магия ужаса, снятая исключительно при естественном освещении, может похвастаться поразительной визуальной привлекательностью.
В мрачной и бесплодной местности Новой Англии, семья, изгнанная из своей деревни, сталкивается с неизвестным и мерзким злом, которое скрывается в лесу прямо за пределами их идиллической фермерской жизни.
Эггерс тщательно балансирует жестокую и злую силу своего повествования с постепенным разложением образа любящей семьи.
Аня Тейлор-Джой является центром его экспозиции. Она — путеводный свет и ориентир для зрителя, помогающий пережить ужасы, происходящие на ферме. Испытания веры и человеческой души дают актрисе необходимое время, чтобы увлечь зрителя.
Эггерсу удается уловить гротескный дух времени. Его стиль съемки заставляет вас внимательно следить за происходящим, позволяя атмосфере создать то тревожное чувство страха, которое будет усиливаться на протяжении всего фильма.
6 декабря 2023
Меня заинтересовали именно семейные отношения, так как мистическая сюжетная линия довольно тривиальна. Ведьма, живущая в лесу ворует детей, вселяется в них и всячески портит жизнь простым крестьянам. метафорично подсвечивают проблемы бедной семьи пуританской Англии 17 века, вынужденных покинуть родную плантацию. Невозможность обеспечить пропитание своей семье, невозможность доказать свою правоту в отчуждении от общины, задевает самолюбие главы семейства. Гордость не дает Уильяму признать свое бессилие перед тяготами жизни, в чем он кается уже в конце своей жизни. Необходимость переезда из Старой Англии в дикую местность порождает внутреннее напряжение внутри семейной системы. Полагаясь на волю Господа, каждый член семьи старается всячески убедить себя, что темные времена скоро пройдут. Как это часто бывает, невыраженное напряжение копится, трансформируется и приобретает уже совсем причудливые формы. Здесь возникает и тема непростых отношений между стареющей матерью и дочерью, которая только становится женщиной. Зависть и ревность, невозможность вернуть прошлую жизнь и прошлые надежды, горе от потери младенца - всё это давит тяжелым грузом на женщину и сводит с ума в буквальном смысле. Не странно, что агрессия, упреки и обвинения обрушиваются на старшую дочь, ведь она - и символ и напоминание об уже утраченной красоте молодости. Если бы проблема семьи и правда была в том, что Томасин - ведьма, это дало бы супругам четкое понимание, почему же мир так несправедлив, что обрекает на голод, и почему Господь не может спасти от несчастья семью колонистов.
29 ноября 2023
Да, должен сказать, что такие фильмы как 'Ведьма' оставляют меня в не самом уютном месте, но по совсем иным причинам, нежели должен фильм в жанре 'Ужасы'. С одной стороны у Эггерса получилось создать очень атмосферную картину с интересными харизматичными персонажами и отличной технической составляющей, но с другой стороны, лично мне ужасно не нравится, когда в фильм с вполне себе определённой тематикой и временной привязкой накидывают какие-то более общие темы - это довольно сильно выбивают меня из той самой атмосферы, которую так старательно и качественно создавал сам автор. Сейчас это принято называть 'возвышенным хоррором', но лично у меня остаётся довольно горький вкус по итогу и я постараюсь объяснить почему. Но сначала давайте быстро пробежимся по технической составляющей.
Во-первых, чётко видно, что над фильмом очень старались все, и хоть какой-то прямо фантастической актёрской игры, или инновационных операторских решении в фильме нет, но тем не менее на экране всё выглядит великолепно. Во-вторых, понятно, что у Роберта Эггерса было своё чёткое видение всего и ему удалось перенести его на экран - одного этого уже достаточно для того, чтобы фильм был достоин вашего просмотра. Вы, так сказать, в любом случае не уйдёте совсем ни с чем) Честно, даже не вижу смысла что-то ещё писать по технической части - здесь всё на высшем уровне.
Но вот то, почему лично мне не очень понравилось кино. В конце после фильма идёт титр, говорящий о том, что фильм снят на основе реального фольклора и, вероятно, это действительно так, но в целом чувствуется, что режиссёр постарался объединить несколько страшилок в одну, добавив в это современный социальный подтекст, и в итоге оказывается, что фильм был вообще не про ужасы. Как мне кажется не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять те темы, которые 'исследуются' в этом фильме. И вот тут у меня возникают проблемы - с одной стороны, хоррор не обязан быть одномерной пугайкой со скримерами, но с другой стороны лично я почти сразу понял куда клонит автор, и то, к чему всё в конце всё пришло не было чем-то удивительным, или глубоким. Здесь не рассказывается какая-то история людей во вселенной с определёнными правилами, проблемами и драмой, а люди внутри этой истории ведут себя в соответствие с темами, которые хочет донести автор. Чаще всего таким грешат арт-хаусные режиссёры, и по тому, какой получился 'Маяк' у Эггерса, он очень хочет быть именно таким режиссёром. Но чем отличается 'Маяк' от 'Ведьмы', так это ещё более широким коктейлем из ингредиентов, которые как будто вообще никогда не должны быть вместе, а это в итоге и делает 'Маяк' интересным. Вообще, каким бы не был гениальным, или же наоборот плохим фильм - самое важное, чтобы он был интересным, и в целом я точно не могу сказать, что 'Ведьма' была скучной, но лично мне показалось, что она получалась недостаточно 'возвышенным' и недостаточно 'хоррором', как будто добавление первого в этом случае перечеркнуло по итогу для меня второе. Тем не менее, фильм ни в коем случае не плохой, просто мне показалось, что он мог быть намного лучше.
21 апреля 2023
До просмотра фильма я уже была знакома с творчеством Эггерса, так что примерно знала, чего ожидать от этого фильма. Я так поняла, что особенность работ Эггерса в том, что все его фильмы основаны на национальных мифах, сказках, исторических писаниях. Было интересно узнать, что за сказка меня ждет на этот раз.
Сначала я посмотрела черно-белый Маяк, который меня очень впечатлил (потрясающе неожиданное актерское комбо моего любимого Дефо и Паттинсона, который довольно успешно перерос свою роль в Сумерках). В этом году я посмотрела Варяга (The Northman всё-таки более удачный вариант, снова проблемы в русской адаптации названия фильма). Первый просмотр в кинотеатре не сказать, что впечатлил меня. Многие в недоумении выходили из зала. Позже, при повторном просмотре я как будто считала больше визуальных и смысловых кодов, кажется этот фильм не очень подходил для массового просмотра в кинотеатре.
Уже в первые 20 минут просмотра считываются общие стилистические черты Эггерса, которые я уже видела в The Northman: инструментальная музыка, естественный свет в кадре, аутентичная речь героев, приближенная к тому времени (смотреть в оригинале с английскими субтитрами), длинные кадры с природой, лесными зарисовками. И отдельно стоит отметить (возможно, это реверанс и в сторону оператора) любовь режиссёра к отсылкам из живописи. В этом фильме во время просмотра так и мелькали в голове образы Рембрандта, Дюрера (привет кролику), Рубенса. Крупные планы персонажей при тусклом свете одновременно успокаивали и настораживали. Но при этом Ведьму нельзя назвать фильмом, похожим на The Northman. Всё-таки здесь гораздо меньше насилия, крови, этот фильм как будто бы более камерный. Поэтому саспенс скрывается в деталях: как я уже выше упомянула это визуальные эффекты, животные в качестве полноценных персонажей, темные пейзажи. В общем, страх сидит там, где его не ждёшь.
Ведьмы - особенные персонажи в фильмах Эггерса. Видимо, они его интересуют природой своего поведения и влияния. При этом не сказать, что через ведьм режиссер представляет весь женский род в невыгодном свете, мол, все беды в мире из-за женщин. Думаю, наоборот, главные персонажи в любом фильме Эггерса - это женщины, которые двигают сюжет фильма.
Этот фильм сложно назвать хоррором или триллером. Вы не встретите экшена, клипового монтажа или лихо закрученного сюжета. Для меня это скорее получилась драма о сложных отношениях в семье. Как люди не могут выяснить отношения друг с другом и начинают винить во всем 'темные' силы. Я думаю, что этот фильм будет интересен тем, кто любит неочевидные авторские фильмы. И тем, кто неравнодушен к визуальным образам и метафорам, а тут их достаточно. Возможно, их не так много, как задумывал сам автор, но в любом случае интересно наблюдать за испуганным кроликом и угрюмым козлом, которые могут начудить в следующем кадре.
7 из 10
29 октября 2022
Перед началом просмотра фильму был выдан от меня кредит доверия на основании, просмотренных до этого, двух других ярких и запоминающихся работ режиссера Роберта Эггерса Маяк и Варяг. И, скажу сразу, ожидания полностью оправдались.
Эггерс, будто ученик Николаса Виндинга Рефна, датского режиссёра. Их объединяет простая вещь - любовь к кино и особый талантливый взгляд эстета. Они наслаждаются тем, что делают и это заметно.
По сюжету семья охотника покидает город и поселяется в уединении недалеко от леса. Но вскоре начинают происходить странные и загадочные события.
Казалось бы, простая история, но рассказана весьма интересно и с особым смаком.
Атмосфера в фильме пугающая и гнетущая, но она довольно уютна. Простите за противоречие.
Режиссёр с самого начала натаскивает на мрачный лад и незаметно для себя ты погружаешься и уже живешь внутри картины.
Нас ждёт медитативное нагнетание и вполне логичный финал.
Кадр, картинка - очень вкусно. Она гипнотизирует и не хочется моргать. В общем, визуал на высоте.
Я бы сказал, что это фильм для думающей аудитории. Тут есть над чем поразмыслить и что обсудить. Это своеобразный новый поджанр. Если в двух словах - умная мистика. В последнее время часто сталкиваюсь с таким кино, и это здорово. Есть ощущение, что именно такой жанр в хоррорах сейчас диктует условия. Однако далеко не все способны соответствовать. Сегодня мало просто напугать зрителя резкими моментами, нужен более основательный подход к всем аспектам, начиная со сценария и заканчивая работой оператора.
Аня Тейлор Джой, главная героиня, - великолепный дебют в большом кино. Запоминающаяся внешность, запоминающаяся игра, большое будущее.
Просто запомните имя режиссера, Роберт Эггерс. Он ещё пошумит.
19 октября 2022
Я наткнулся на этот фильм совершенно случайно лет так 5 назад: сидел себе в компе и искал какой-нибудь ужастик на вечер. И вот попался некий фильм, «Ведьма», от режиссера ноунейма. Особо многого от картины я конечно не ожидал, ведь все мы знаем насколько глупыми ужастики в большинстве случаев бывают.
Но стоило мне увидеть первые кадры и всё изменилось! Я смотрел не Б-ушный ужастик, я смотрел произведение искусства. Жуткая атмосфера бескомпромиссного ужаса охватила меня целиком и полностью. Эта лента не боялась быть бесцеремонной, жестокой, страшной и непонятной.
Я получал некое садистское наслаждение, ведь этот фильм не пытается понравиться, он пытается отпугнуть зрителя, окутать его страхом, оставить его в безвыходном ожидании катастрофы, убедить, что наш мир страшен и опасен. И в этом было нечто прекрасное.
В «Ведьме» вы не найдете скримеров, маньяков, гонящихся за тупыми подростками. Вы не найдете литры бутафорской крови, поднадоевших клише. Вы ничего из составляющих хоррора тут не найдете. «Ведьму» выделяет другое: стиль, брутальность, атмосфера, таинственность, недосказанность, феноменальная игра актеров, необычайно крепкая постановка и интересный, хоть и медленно развивающийся, сюжет.
После этого фильма вы будете бояться леса, вы будете бояться уединения. Да даже, господи прости, коз будете бояться. Уверяю, козы в кино никогда еще не были такими жуткими тварями.
Моему восхищению не было границ. И оно только возросло, когда я узнал, что это дебютный полнометражный фильм режиссера Роберта Эггерса. Этот талантливый парень, с неповторимым авторским подчерком, через 4 года выдал еще один шедевральный фильм, «Маяк», с неподражаемыми Уиллемом Дефо и Робертом Паттинсоном. На подходе новое творение Эггерса – «Варяг».
Что же касается актеров, выделяются все! Для странного, камерного и чертовски клаустрофобного кино режиссер подобрал великолепный актерский состав с Аней Тейлор-Джой во главе. Для любого киномана видеть на экране Ралфа Айнесона, Кейт Дики и Джулиана Ричингса – услада для глаз.
Этот фильм, наряду с такими картинами как «Оно» (It follows), «Бабадук», «Реинкарнация», «Солнцестояние», «Ритуал», возродили жанр ужасов. Новая волна умных, атмосферных, таинственных хорроров увела жанр со стороны всяких «Пятница 13-е: часть миллион с чем-то», самоповторов и клише в сторону искусства. И эффект стал настолько колоссальным, что отличительные черты хорроров новой волны вошли в структуру мейнстримных ужастиков («Оно», «Не дыши», «Прочь», «Хэллоуин» и тд.).
«Ведьма» – потрясающее кино.
10 из 10
22 апреля 2022
Первый полнометражный дебют в режиссерском кресле Роберта Эггерса оказался довольно интересен. По началу был художником-постановщиком мало известных картин, но после написал сценарий 'Ведьмы' и сам же снял его. Набрал довольно хороших актеров, у которых за плечами довольно много ролей, это Ралф Айнесон и Кейт Дики, а так же на тот момент 19-летнюю актрису Аню Тейлор-Джой, для которой это был дебют в полном метре, и которая в будущем будет радовать нас интересными ролями. Ну а радовать потому, что ее актерскую игру в этом фильме сильно похвалили, хотя сам фильм успеха не сыскал.
Тем не менее сюжет интересен. Семья живет уединенно на ферме. Отец Уилльям (Айнесон), мать Кэтрин (Дики), старшая дочь Томасин (Тейлор-Джой), брат Калеб (Харви Скримшо), младшие близнецы и младенец, который вскоре исчезает. Тут-то и начинается история религиозной семьи, в которой дети говорят про ведьму из леса, а черный козел, который живет у них, якобы само воплощение Дьявола. Нежелание слушать детей и непонимание друг друга чувствуешь при просмотре фильма. История интересная, и подана с паузами на тишину и красивыми кадрами, которые в сочетании с актерской игрой выливается в довольно вкусный, хотя и странный коктейль.
Вас тут ждут интересные твисты, которых даже не предвидишь в ситуации небольшой скомканности сюжета. Но повествование пытается разгладить все неровности фильма, из-за чего зритель очень внимательно всматривается в происходящее, дабы ничего не пропустить. Надеюсь и вы не упустите шанс посмотреть такую интересную картину.
7 декабря 2021
В рецензиях к данному фильму можно сразу отметить тех, кто смотрел его в оригинале, а кто - в дубляже. Каюсь - я вынужден был включить английские субтитры к оригинальной озвучке, потому что некоторые фразы мне были непонятны. Субтитры прояснили ситуацию - все персонажи общаются на устаревшем английском, и это однозначно добавляет фильму аутентики и шарма. И нет, он хорош не только этим.
'Ведьма' представляет собой сборник страшных сказок стародавних времен, перенесенный на одну конкретную семью изгнанников, которые, покинув деревню, вынуждены поселиться вдалеке от остальных, и пытаться выжить. Этому мешает местная нечистая сила всеми доступными ей методами.
В картине не будет дурацких 'пугалок' резкими звуками и выпрыгивающими монстрами. В ней даже особенно не будет сверхъестественного - до определенного уровня. Проще говоря, весь фильм персонажи надеятся - вместе со зрителем - что все обойдется и на самом деле все, что происходит, объяснимо с научной точки зрения. Но у зрителя есть козырь - ему кое-что все-таки показывают, чего не могут знать персонажи.
В целом - отличный, тягучий и атмосферный фильм. Если вам не нравятся подобные - то вряд ли стоит смотреть 'Ведьму'. Чтобы он вам понравился, придется втянуться. А если вы хорошо знаете английский, вы получите дополнительное удовольствие, пытаясь разобрать старинную речь.
3 октября 2021
«Ведьма» Роберта Эггерса — один из моих самых любимых ужастиков. Хотя ужастиком его как таковым и не назовешь. Скорее, это «фильм ужасов для взрослых». Здесь нет тебе ни монстров, ни привидений, зато атмосфера неподдельного ужаса держит в напряжении от самого начала и до конца фильма.
Творение Роберта Эггерса посмотреть определенно стоит хотя бы из-за операторской работы: картинка вышла действительно колоссальная, качество съемки и панорамы буквально завораживают. Сюжет разворачивается в 1630 году в Новой Англии, когда люди были очень набожными, и многие необъяснимые события трактовались как ведьмовство. В центре истории оказывается семья, которая переезжает в отдельный дом на окраине леса. Вскоре начинают происходить зловещие события, и супруги подозревают, что их дочь Томасина может быть причастна к происходящему.
В плане съемок, «Ведьма» Роберга Эггерса, наверное, самый качественный из фильмов ужасов. Во время просмотра невольно переносишься в атмосферу эпохи Новой Англии, когда дома еще освещались свечами, а люди крестились буквально через каждые 10 минут. И в этом мире бога нет, а над грешными душонкам безраздельно властвует дьявол. К просмотру рекомендуется.
9 из 10.
10 сентября 2021
Немало времени прошло с премьеры фильма. Успела сойти на нет лавина громогласной критики. И с недавних пор «Ведьма» нашла немногих, но преданных ценителей прекрасного фатализма. Да, именно фатализма, вам отнюдь не показалось. Фильм вопреки ожиданиям не связан с оккультным ужасом, для которого характерны ритуальность и обрядовая магия, он ближе к лавкрафтианской изолированности, беспомощности героя перед силами высшего порядка, а также эстетике неизбежности, что присуща нуарными кинолентам (уместно вспомнить «Печать зла», «Красный круг» и, наконец, «Убийцы» Роберта Сьодмака).
Роберт Эггерс с первых минут возводит перед зрителем карточный домик, который вот-вот должен рухнуть. В надеждах, идиллических мечтах семейства колонистов затаилось нечто зловещее и неотвратимое. Как мрачный таинственный лес неподалёку от ладного фермерского хозяйства, как тяжелые сомнения в божественной помощи и христианском рае, как подозрения и обиды в дружном и сплоченном на первый взгляд семействе.
И грянул гром. Одно несчастье следует за другим. Герои тщетно черпают последние душевные силы, пытаясь заговорить нависшую свинцовой тучей беду. Их хрупкий мирок трещит по швам, на смену детскому смеху приходят крики отчаяния, больше ночных эпизодов, все чаще лесная стихия напоминает о себе. И в этом есть своя темная красота, притягательность угасания, алхимического нигредо.
Отсутствие выбора и принятие фатализма. Каждый из персонажей по-своему реагирует на отсутствие вариативности. Надо отдать должное Роберту Эггерсу, он довел линию каждого персонажа до конца, раскрыл их внутренний надлом и кризис. Логическим завершением представляется финал фильма как экстатический восторг, становление частью хаоса, безграничного, лишающего почвы под ногами.
Не хватило, пожалуй, выразительности музыкального сопровождения, коего было совсем немного. Кроме того, сам собой напрашивался ход — стирание границ между сном и реальностью, жуткими околорелигиозными образами мальчика и искренними воззваниями к богу членов семьи. Все же, соглашусь, столь прекрасное полотно пестрит небрежно проработанными участками, а посему
7,5 из 10
Приятного просмотра!
4 сентября 2021
Великолепное кино, окунающее в атмосферу мрака, саспенса и игру со светом. Дебютная работа Роберта Эггерса, который по своему усмотрению использовал фольклор, окружая зрителя постоянной опасностью, но при этом не показывая источник страха. Картина выполнена с отличительным уклоном на 17 век: этикет, культура и поведение неразрывно связаны с религией, где нечисть приобретает более реальные способы олицетворения.
Сюжет закрывает главную локацию фильма, предоставляя весь спектр эмоций на семью. Перед нами образ типичной Новой Англии, когда набожные люди вынуждены сами влачить существование, обеспечивая себя благами. Отец — добытчик и кормилец, Мать — домашний очаг, учения и религия, Дети — помощь и опора. Мрачность поступает сразу же, рождая перед зрителем великолепные кадры тёмной опушки леса и чёрных стволов деревьев, окружающих, словно оградой, главных героев.
Саундтрек и операторская работа выставлены таким образом, что зритель вместе с героями смотрит на происходящее, узнаёт тайны леса, а также погружается в ужасы локации. По стилю «Ведьма» напоминает «Таинственный лес» Шьямалана, вот только накал напряжения тут выше, психологическое напряжение работает в обратную сторону. Страшные вещи происходят на открытой местности, при свете, а вовсе не в лесу. Такая постановка говорит сама за себя: нигде не безопасно.
Похищение и упреки нагнетают атмосферу в кругу семьи, рождая предположения. Аня Тейлор-Джой отлично вписывается в этот контраст своим образом, показывая и беспокойство, и ужас, и опасения за окружающих. Сюжет выполнен таким образом, что герои вынуждены идти на крайние меры, чтобы разобраться со всём, но с чем именно? Главная изюминка фильма — никто ничего не понимает, а между тем за пропажей члена семьи следуют странности в лесу, обставляя тайные желания мальчика, отца, а также матери.
Кажется, что нечто зловещее проникает в душу людей и выражает тайные желания в угоду себе. Весьма непредсказуемо поведение родителей, если отчаянные действия детей выражены как противостояние религиозному воспитанию матери, граничащему с правильным укладом христианской жизни и строгим поведением, то шоком встречают взрослые то, что не поддаётся объяснению.
В картине нет скримеров, нет привычных приёмов ужасов, он пугает своим настроем, непониманием происходящего родителей, а также выставляет мистику как предзнаменование. Сложно даже объяснить, но тёмные кадры, отчаянно принятые меры по спасению детей, а также ложные обвинения в колдовстве вызывают особый восторг от происходящего. Принимать ли детские шутки за правду или нет? Почему так себя ведут те или иные дети? Вопросы сопровождаются реакцией взрослых, даря постепенно шок на экране.
Режиссёр отдал должное народным сказкам, отсылая под современными взглядами к «Гензелю и Гретель», «Спящей красавице», меняя фольклор в сторону ужаса и смерти. Финал ленты вызывает вопросы, но в тоже время освобождает из неведения главную героиню. Вроде бы без масштаба, без квеста, но картина цепляет своей спецификой, своим переосмыслением, тайными знаками и предзнаменованием.
Красивое полотно, которое оставляет после себя приятные чувства, не смотря на жанр. Роберт Эггерс смог скромной историей добиться головокружительного эффекта, а также показал свою версию английских сказок. Всё не так весело, как в детских книгах. Тайные желания могут быть сладким предзнаменованием смерти. Во второй своей работе «Маяк» (2019) автор вообще оставил только двух людей на экране.
7 августа 2021
Данная картина была интересна для меня по двум причинам:
1. Ее снял режиссер «Маяка», который я дико люблю.
2. Сама тематика достаточно интересная.
Фильм является смешанной экранизацией старой новоанглийской легенды и различного фольклора. В жанрах указано, что это ужасы, возможно так и есть, но скримеры отсутствуют, что означает следующее — фильм уже отличается от остальных.
Вообще, часто кино я оцениваю по послевкусию. Если сразу же забыл, то все ясно, а могу прокручивать в голове моменты и смаковать их, наслаждаясь увиденным. Тут второй случай. А смаковать есть что. Начнем, пожалуй, с того, что фильм ну очень красивый. Все снято при естественном освещении, от чего картинка неустанно радует глаз. Атмосфера 17 века в Новой Англии тоже передана на «ура», весь быт, поведение людей — все передано отлично, за второе спасибо актерам. Касательно них, то стоит отметить главную героиню в исполнении Ани Тейлор — Джой — сыграла без нареканий и передала зрителям то, что от нее требовал режиссер, но и про остальных забывать не стоит. Через фильм на всем его протяжении идет нить религии, в принципе, вся тогдашняя жизнь и была основана на набожности, что и является подоплекой всех событий. И все эти события, безусловно, отражаются на героях, и это отражение также показано на уровне. Что касательно атмосферы, то тут могу пожать руку автору: полностью погружаешься в происходящее. Отсюда плавно переходим к истории — аналогично с предыдущим пунктом. Смотреть интересно, ни разу не было желания выключить. Сам фильм идет полтора часа и действо не дает заскучать. Добавлю, что мне интересно то, что связано со всякими обрядами, дьяволом, религией, мистикой и прочими производными, но если это умело показать. В противном случае будет тупой фильм, который еле досмотришь и сразу забудешь. Это очень тонкая грань. Тут режиссеру получилось сделать всё правильно.
Часто просто были дискомфорт и напряжение, что я считаю лучшим результатом, нежели просто напугать. Именно этот критерий надо брать на вооружение режиссёрам хорроров, чтобы не сделать очередной «Астрал». Это первый фильм режиссёра, в то время, как я смотрел его второй — «Маяк». Ожидал похожее: интересно, затягивает, но сложно и непонятно. Но нет. Тут все более менее. Да, есть моменты, где думаешь «а что это значит?», но значительно меньше, да и пищу для размышлений я всегда приветствую.
9 стремной херни из 10
24 июня 2021
Фильм довольно приятно смотреть — рассматривать предметы быта, актерская игра вполне хорошего уровня не смотря на то, что участвуют 3 ребенка и 3 взрослых (не считая ведьму и козла энцати тысяч лет). Послушать о чем тогда люди общались и сетовали, как же они прокляты с момента рождения и живут во грехе. Вот встают и думают «чем бы сегодня заняться? Улучшить свою жизнь? Да нууу брееед. Пойду лучше помолюсь да посетую какой я грешный».
Вот и у наших героев с этим все отлично и со всем позитивом они выселяются в лес всей семьей, т. к. батя не желает принимать устои сообщества. Но внезапно оказывается, что не вырастить урожай ни поймать зверье он не в состоянии и это добрый боженька просто так их троллит по-доброму, любя. Потом на протяжении всего фильма все друг друга обвиняют, кричат.
Итог:
Чего люди в нем страшного находят я так и не понял, наверно реализм происходящего их пугает. Всяческие отсылки на ведьм и прочая чертовщина есть? Есть! Актерская игра есть? Есть! Ведьма есть? Да даже несколько! Тем кто он не понравился — вероятно просто ожидали прям кирпичные заводы с доставкой на дом. Тем кого напугал — поздравляю, круто. Мне фильм в целом понравился, в нем подымаются религиозные темы, темы воспитания детей, лжи в семье и недомолвок и как следствие — вытекающие конфликты. Все перед смертью говорят в чем их грех, (кроме глупых детишек), но за них говорят другие. Они дружили с черным козлом, а он их плохому научил. Вывод — не дружите с козлами.
9 июня 2021
Оценка
Фильм достаточно сложно оценивать — отчасти из-за того, что мало фильмов подобного жанра, отчасти из-за того, что сложно воспринимать задумку. Если отталкиваться от слогана фильма, то, скорее, согласишься: это кошмарная сказка, даже можно воспринимать как кошмарный сон.
Сюжет и приёмы
Для любителей экшена здесь действительно ничего не происходит — на отстранённо живущую семью нападет нечно (ведьма или чёрт, или абстрактное зло — понять сложно), и семья неумело пытается этому противостоять. Действия раворачиваются скорее в голове смотрящего, а на экране показана только тусклая картинка (в прямом и абстрактном смыслах) неторопливо происходящих событий. Картинка очень похожа на Фауста (2011), правда, если там совсем нещадно покажут кишки, то здесь нежно срежут острые углы.
По пунктам
К актёрской игре нет претензий, мимика и эмоции персонажей показаны ровно так, как требует сюжет — нет ни показушно-акцентированных, ни бегло-отстранённых- актёрам веришь. Декорации и одежды подобраны безупречно, по крайней мере со взгляда обывателя. В плане музыки также найдена золотая середина — помогает войти в антураж, но не отвлекает.
10 марта 2021
Я всё искала связи, подтекст и скрытые смыслы то в зайце, то в детишках мелких, бесконечных отсылках к религии, но нет — нам показали просто бедную, побитую жизнью семью, которой нелегко приходится вдали от своей общины (выгнали на религиозной почве). Заниматься особо нечем, либо иди яйца у куриц карауль, либо за водой, либо козла усмиряй. С ума сойти от такой мрачной жизни 17-го века проще простого. Собственно, они и сошли.
Главная героиня вообще сама себе враг, потому что то оговаривает саму себя, то оправдывается, и так по кругу. Кто ее вечно за язык тянет, вообще неясно. Иными словами, в гнетущей обстановке, то и дело раскрашенной драматичными событиями, поведение половины персонажей совершенно неадекватное.
Даже в ограниченность людей 17-го века и веру в сверхъестественное и то с трудом верится, потому что логика кончается, когда Калеб говорит, что младенца унёс волк. А вроде бы такой умный мальчик! Рассуждает грамотно в начале фильма, с отцом спорит…
Искренне не понимаю, почему ЭТО считается «вау». Почитала положительные отзывы, критику — не понимаю. Что мне показали в фильме? Мне показали трудную жизнь ограниченных набожных людей. О жизни переселенцев 17-го века я могу почитать в Википедии, там поинтереснее будет. А ведьмы, спросите вы, причем они. Для меня здесь «ведьма» синоним «шизофрения», не более того.
14 января 2021
Фильм понравился. Продуманным сюжетом, актерской игрой, психологизмом. Это не фильм ужаса в полном его понимании, это скорее миф с определенной смысловой глубиной. Зло явлено в основном без спецэффектов и это придает происходящему натуралистичность, заставляет верить в правдоподобность происходящего. Ну и атмосферу общества пуритан 17 века, где массовый психоз вылился в итоге в охоту на ведьм, Роберту Эггерсу талантливо удалось передать. Я вообще считаю, что атмосфера фильма — одна из важных его составляющих. В такой атмосфере религиозной истерии сознание человека того общества вполне могло нарисовать зло в виде понятного для этого человека символа. В фильме показан штат Массачусетс, куда в первой половине 17 века пуритане из Англии и отправлялись. Их тогда отличала религиозная нетерпимость, ну и, как все знают, совсем они «начудили» в 1692 году, когда в городке Салем была открыта «охота на ведьм». Аналогии с Салемом в «Ведьме» просматриваются — тогда вся истерия началась со лжесвидетельства маленьких детишек и в фильме это тоже есть.
Итак, что мы имеем в «Ведьме»? Глава семейства пуритан Уильям похоже очень-очень упрям. Это — порок, который сыграет в дальнейшем роковую роль. Он упрям даже в мелочах, если дело касается каких-то религиозных аспектов. Уильям забирает свою семью в Новый Свет из Англии с насиженного места и любимого дома. Из-за своего упрямства он умудряется поссориться на новом месте с главами пуританской общины, куда перебралась семья. И семью вышвыривают из общины и обрекают на полуголодное существование. Да, вышвыривают из поселения пуритан, где по идее и должна быть братская любовь к ближнему своему! То есть к такому же пуританину. Вот такая вот завязка у этого фильма.
По поводу происходящего в фильме дальше я так скажу — я человек светский и мне очень сложно поверить в реальную материализацию абсолютного зла. С другой стороны, сознание человека (хоть 17-го века, хоть 21-го) штука очень интересная — для него реально то, что заставляет его изменяться. Это «то» совсем не обязательно может присутствовать в реальном мире, а существовать лишь в воображении человека и, тем не менее, менять этого человека. А уж если говорить про религиозное сознание истового пуританина 17-го века, который не подвергал сомнению существование ведьм… Уж он-то мог такое «материализовать»…
Да, происходящее в фильме после поселения семьи у леса я расцениваю, как миф, но «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И, поверьте, в «Ведьме» есть эти «намеки» для нас.
И вот еще что — да, общественная паранойя иногда вызывает «охоту на ведьм». Вот, например, в США 40-х годов прошлого века тоже случилась такая же паранойя. И это породило в киноискусстве стиль «нуар». И, кстати, нуар всегда возвращается, когда обществом овладевает страх и пессимизм. Ну так вот, нуар всегда пессимистичен, в нем невозможны счастливые отношения, в нем героя окружает неуютное пространство. Герой там частенько впадает в паранойю и в итоге гибнет. Героев нуара мотивируют к действию их слабости и пороки, вот только их планы не срабатывают, а цели не достигаются. И там есть femme fatale, а в «Ведьме» есть ведьма. Вот прям просматриваются параллели. Я и подумал, может этот фильм — этакий «нуарный» миф про 17-й век? :)
5 января 2021
Крайне эффектная по своей атмосфере, мрачная, пугающая и одновременно запоминающаяся картина.
На дворе 1630 год — начало 17-го века, место действия т. н. «Новая Англия» (Северо-Восточное побережье США).
Начинается с показательного осуждения и изгнания из общины семьи колонистов, которые обвинены в инакомыслии, и не популярной трактовке Священного писания (глава семьи защищал себя и свою семью, яро оспаривая упреки совета старейшин и вольное цитирование проповедей).
Немаленькое семейство (родители и пятеро детей) вынуждены далеко не по своей воле переехать жить в глухомань, организовать свое собственное, обособленное и поэтому столь непростое и очень трудоемкое хозяйство.
И вроде бы всё хорошо… жизнь входит в свое, казалось бы, привычное русло и заботы, и быт потихоньку налаживаются, НО в дом вынужденных «отшельников» приходит беда — пропадает младший ребенок… младенец Сэмюэль.
Во всем винят старшую… юную и хорошенькую Томасин, на попечение которой и был оставлен малыш, но девушка в заботах по хозяйству проглядела ребенка. Происшествие вызывает в семье кривотолки и пересуды: одни говорят, что малыша унёс волк, а другие, что это дело рук ведьмы, живущей в окрестных лесах.
За атмосферу отдельное спасибо, она на высоте и великолепна в своем угнетающем состоянии, чувстве чего-то необъяснимого… и от того пугающего и страшного, чувствуется и пробирает до мурашек: от неуютной, бедной на краски, серой, веющей угасанием (…смертью) цветовой палитры; мест съемок — осенние, пустые на какую бы то ни было живность локации; радикально богобоязненными, чуть ли не сектантскими по своей ультимативной форме, жесткому и безальтернативному содержанию фанатичными, скорыми на суд и расправу в отношении к себе подобным, людскими общинами «Новой Англии», еще неизведанной для европейцев территории, полной тайн, загадок, мистики, суеверий и необъяснимого (откровенно ужасного), где фанатично преданные религии люди вдали от цивилизации и «поводыря» вынуждены уповать только на себя и веру… порой часто и в угоду себе/ другим… своим темным потаенным желаниям и порокам, подменяя действительное на мнимое — вознося в ранг единоверного догмата, неподдающегося никакой критике и сторонним порицаниям.
Актёры подобраны довольно хорошо и обладают своей, запоминающейся внешностью, манерами поведения, характером: младшие дети звонко резвятся, дразнятся и треплют друг друга, старшая Томасин вся в делах по дому, хотя по современным меркам она еще ребёнок, лишенный сладкого и безмятежного детства, родители — жилистые, сухие, категорично набожные и трудолюбивые крестьяне. Под стать актерам правильные исторически достоверные костюмы и оригинальный быт того времени.
Особый шарм, страх придают картине диалоги героев с крайним пуританским отношением не только ко всему происходящему, но и к самим себе, зачитывающих снова и снова, словно «мантры» молитвы и выдержки из Библии, обличительные обвинения друг друга в ведовстве и служении дьяволу и нечистой силе в виде черного козла «Черного Филла», заканчивая специфическим эмбиентным муз. сопровождением.
Фильм основан и черпает свое вдохновение в сказаниях, преданиях, сказках, историях, легендах и суевериях Новой Англии.
Рекомендую! Это даже не столько хоррор, сколько качественная таинственная и крайне правильно, мастерски недосказанная мистика… людям, когда бы то ни было интересовавшимся подобным, будет крайне несложно понять и додумать многие «странности» картины.
12 августа 2020
«Ведьма», в первую очередь, поражает своей реалистичностью и выполняет главную задачу фильмов ужасов — она правда пугает и держит в напряжении.
Сюжет прост, но это никак не делает этот фильм хуже. Если вкратце, то семья колонистов была изгнана из города, они направились на поиски приключений неизвестно куда, нашли неплохое, уютное место около дремучего леса и построили там дом, а потом начало происходить что-то странное.
Первое, что стоит выделить в «Ведьме» — это атмосфера. Серые тона, отличные костюмы, локации, детальное воспроизведение быта Новой Англии 17 века, даже герои говорят с тем же акцентом, как и в то время, кстати советую посмотреть этот фильм именно в оригинале. Ничего не понятно, но это поможет еще больше погрузиться во всю атмосферу того времени. С первых минут создается какое-то неприятное ощущение. Из-за необычного разрешения возникает дискомфорт, к которому чуть позже добавиться громкий, неприятный саундтрек. В фильме нет заезженного до дыр бу-эффекта, когда неожиданно, под резкую музыку выскакивает какая-нибудь чупакабра. Все в этом фильме стоит на атмосфере. Именно благодаря ей фильм Эггерса правда пугает.
Актеры. Тут все отлично. Никаких «я не верю». Главная героиня (Аня Тейлор-Джой) сыграла просто прекрасно. К другим актером также нет никаких претензий. В избежание каких-либо спойлеров, скажу лишь, что игра Калеба (Харви Скримшо) в одной из сцен правда напугала меня. В общем, всему актерскому составу «Ведьмы» определенно ставлю большой, большой лайк.
Посмотрев, на данный момент, все работы Роберта Эггерса, к сожалению, пока их только две, я точно буду продолжать следить за этим режиссером. Мало кто сейчас снимает настолько детальное, качественное и необычное кино.
Итог: если вы любите ужасы, «Ведьму» однозначно стоит посмотреть.
P.S. Никогда не называйте свое домашнее животное Черным Филиппом и не заводите черного козла.
7 из 10
9 августа 2020
Фильм заявлен в категории ужасы и триллеры. Ничего (абсолютно НИЧЕГО) из категории ужасов я не увидела. Пару раз — намеки на ведьмачество (начало и конец фильма). Ну, полет на метле. Черный козел (все же понимают этот образ, верно?). Мистики как таковой весь фильм так и не было. НО! Ужасы в этом фильме в другом: во внутрисемейных взаимоотношениях, в жестокости родителей по отношению к детям, которая прикрывается сугубо религиозными возвышенными чувствами, в самой атмосфере ханжества в Америке в годы ее заселения колонизаторами из Старого Света. Очень гнетущая атмосфера фильма, поддерживаемая мрачными цветами картинки. Неплохой психологический триллер, но, увы, о непредсказуемости конца я не могу сказать. В названии заявлено слово «Ведьма», которая практически не появляется в сюжете как главный персонаж. Значит — Ведьмой станет кто-то из героев. Лишь одна есть претендентка на данное звание — всеми нелюбимая старшая дочь, с весьма странным поведением. Я ожидала этого, но под каким-то иным соусом… Впрочем, я ее понимаю — все достали дома, весь этот ужас отношения к ней родных.
Не могу сказать, что я буду советовать его кому-то или захочу его пересмотреть. Фильм тяжелый именно психологически и атмосферно. Но любителям ужастиков с драйвом и экшеном — здесь точно не место. Воздержусь от оценки. Весьма неоднозначное ощущение от фильма.
25 июля 2020
Без доли лести — я уважаю Роберта Эггерса за его подход к материалу. Его недавний «Маяк» со временем, но понравился мне, в свете происходящих событий я бы его даже назвал наглядным пособием по самоизоляции. Да и вообще, сейчас, когда жанр хорроров переживает не лучшие времена, выезжая на скримерах, ему нужно перерождение.
Из режиссеров, которые делают ужастики по заветам старой школы, с нагнетанием атмосферы и саспенса, лично я могу вспомнить Ари Астера и Роберта Эггерса. Причем нельзя точно утверждать о прямолинейности их работ. А то сейчас пошла мода делать не простое кино, а «умное» кино, претендующее на многогранность. Про символизм «Маяка» я уже говорил в рецензии на него, сейчас же речь пойдет о дебюте Эггерса — «Ведьма».
Титры в конце фильма говорят, что за основу сценария взяли рассказы из колониальной Новой Англии. Люди того времени верили, что это было взаправду. Времена, конечно, были не средневековые, но все равно практика слепой веры и охоты на ведьм присутствовала. Такими являются и персонажи фильма — семья, которую выгоняют из общины из-за конфликтов с местной церковью. Поселившись на отшибе, они стараются жить, но спокойная жизнь нарушает ряд мистических событий, начавшихся с пропажи младенца. Проще всего было бы обвинить во всей чертовщине Томасину (Аня Тейлор-Джой), старшую дочь семейства, но как сказал бы персонаж из не менее колдовского произведения «Мастер и Маргарита», Понтий Пилат, «не все так просто».
Фильм, где все события разворачиваются вокруг набожной семейки, напичкан религиозными символизмами и аллегориями. Самое первое, что бросается в глаза — черный козел. Бафомет? Бафомет. Ворон, как птица, которую часто представляешь в компании ведьмы. Надкушенное яблоко, рассуждения о первородном грехе. Семейка, несмотря на свою «святость», тем не менее, имеют за собой смертные грехи. Гнев матери, обрушившийся на Томасин за все события — исчезновение младенца, пропажа серебряного кубка. Младший брат Калеб, испытывающий явное влечение к сестре — похоть. Отец — гордыня, так как он отказывается признать, что не может охотиться, собрать урожай. У каждого из членов семьи своя история, но все нити ведут к Томасин. Этой чистой, непорочной девушке приходится принимать на себя все обвинения, делать грязную работу и неустанно молиться. Я считаю, что лучше позиционировать этот фильм как исследование психологии отчаяния из-за неспособности выжить.
Мне, кстати, вспомнилась сцена, где показывают испорченный урожай. И возникает такой вопрос: а была ли чертовщина вообще? Ведь если урожай был поражен грибком, то возможно, его споры могли попасть в здоровую кучу, их употребили в еду, и в результате все что мы видим — ничто иное, как галюны той же Томасин, например. А может Томасин и вправду была ведьмой, и своим воздействием разрушала верующую семью? Вопросы требуют ответов.
Религиозные подтексты и символизм играют свою роль, но я не буду заострять на этом особое внимание, так как я не особый знаток в этой теме. Из плюсов фильма могу отметить атмосферу того времени, актерскую игру Ани Тейлор-Джой и гнетущий саундтрек Марка Корвена, который также написал музыку к «Маяку». Из минусов — ну, история немного затянутая, что делает «Ведьму» фильмом далеко не для любителей резких пугалок. Культовым ужастиком ему явно не светит быть, скорее фольклорной страшилкой. Но для разнообразия вполне сойдет.
20 апреля 2020
Короче, я посмотрел «Ведьму» (2015).
Двигаясь по миру киноискусства в поисках фильма, который будет страшным, я пришел к работе Роберта Эггерса, который на начало двадцатых годов более известен своим «Маяком». Фолк-хоррор меня всегда привлекал сильнее, чем многие другие подвиды жанра ужасов, потому я решил, что «Ведьму» точно надо смотреть. Забегая вперед, скажу, что фильм нестрашный. Однако у него есть много всяких положительных качеств, как, например, отсутствие скримеров. Лично я считаю, что как минимум это делает фильм гораздо более приятным для просмотра, но помимо того этой полуторачасовой картине есть чем похвастать.
Самая лучшая часть «Ведьмы» — это, безусловно, ее фольклорность. Эггерс, исходя в том числе и из личных симпатий к тематике, очень заморочился над изучением и воплощением в картину разнообразных исторических источников из Новой Англии XVII века, что крайне положительно сказалось не только на атмосфере и облике фильма, но и на его сюжете и персонажах. Кинолента в безусловно хорошем плане отличается от своих более «стандартных» сородичей по жанру: она цепляет не жуткими образами, не громкими звуками, не пугающими идеями, а архетипичными историями, черствой, но не излишней натуралистичностью, и гнетущим настроением в кадре. Визуализация древних поверий о кознях ведьм и их колдовского ужаса, скрывающегося в глухих и темных лесах, дергает за ниточки как будто бы генетически привитого страха, который может и не вызывает испуг, но плотно сопровождает сцены фильма, создавая ощущение иррациональной и неестественной тревоги. Повторюсь, никаких скримеров, только давящая атмосфера безвыходности и неподвластности ситуации.
Сюжет повествует о печальной судьбе пуританского семейства, ставшего отщепенцами по воле своего сурового и непоколебимого главы в лице отца. Мне нравится, что никто из героев не выставлен ни ублюдком, ни идиотом, из-за чего каждому члену семьи можно сопереживать и не чувствовать неприязни. По сути своей все они жертвы крайне неудачного стечения обстоятельств, в которых проверяются на прочность их самообладание и вера, которая даже у пуритан не сможет скрыть банальных человеческих качеств. В конце концов главные герои предстают действительно крепкой и большой семьей, которая сталкивается с силой, намного более могущественной, чем их воля и крепость их семейных уз.
Меня порадовала актерская игра в частности тех, кто сыграл отца семейства (Ралф Айнесон) и старшего сына Калеба (Харви Скримшо). Особенно мне запомнился последний в кульминационной сцене на чердаке дома, в которой он показал недюжинную экспрессию и яркость образа, за которые его определенно стоит похвалить.
Фильм «Ведьма» получился отнюдь не пугающим, но это яркая и насыщенная картина, завязанная на фольклоре и мистике. Камерное повествование на полтора часа помещает зрителя в колоритные реалии религиозной семьи из Новой Англии, в которой все говорят характерными тому времени словами, занимаются соответствующими тому времени делами и противостоят тем ужасам, которые тревожили людей в XVII веке. Очень интересный опыт.
7 из 10
14 апреля 2020
Как это обычно бывает. Совершенно случайно наткнулся на фильм «Ведьма», по отзывам якобы достойный фильм в своём жанре.
Надо заценить.
Иногда хочется посмотреть и триллеры, и ужасы.
Режиссёр да и группа актеров мне были абсолютно незнакомы. Оно и к лучшему. Не будет завышенных ожиданий.
На поверку оказался очень достойный фильм.
Собственно поэтому и заслуживает рецензии.
Во-первых, мрачная атмосфера фильма. Режиссёр делает акцент на цветовой палитре (активно использовали естественное освещение). Декорации фильма максимально натуральны (лес и окружающее пространство, дом семьи).
Во-вторых, отличная операторская работа. Кому-то может показаться слишком плавным и затянутым, даже нудным движение камеры. Но для усиления эффекта, нагнетания чувства опасности и страха как приём вполне сгодится.
В-третьих, к работе оператора и добротной в целом игре актеров накладывается грамотно подобранное музыкальное сопровождение — нервная скрипка периодически включается в тревожные моменты.
В-четвёртых, сюжетная линия оказалось лично для меня неизбитой и интересной. Возможно потому что не так много фильмов данной тематики видел и сравнивать особо не с чем.
Фильм определенно заставил меня понервничать. Такие длинные медленные планы, паузы между действиями не давали скучать и периодически напрягали органы чувств.
Сама история похожа на сказание, некую страшную сказку. Но в каждой такой истории есть мораль, жизненный урок.
Семья (отец, мать и четверо детей) со всем скарбом отправляются на вольные хлеба. По тем временам (по-моему воссоздают 17-й век), это прям серьезное испытание. Уйти в глушь без какой-либо поддержки — очень смелое (и глупое) решение. Нравы людей были очень суровы, религия определяла мышление и оказывала мощное (иногда разрушительное) влияние на все аспекты жизни.
Люди по-настоящему видели зло в женщинах, жестоко наказывали, сжигая на кострах. Люди боялись Бога и Дьявола, постоянно молились и много трудились. Люди не верили в сверхъестественное, но все объясняли карой Всевышнего.
В фильме режиссёр использовал много символов, которые отсылают к Библии. Это и чёрный ворон, и яблоко, и чёрный козел (Бафомет), и кролик.
Так или иначе все эти предметы (животные) являются олицетворением злого духа на Земле.
Но зло не появляется на ровном месте. Зло накапливается от количества совершенных грехов.
Так и происходит со всеми героями фильма. С самого начала семья разделилась. Переезд на новое место не вызвал энтузиазма детей. Особенно дочери. В итоге она совершенно перестала слушаться советов родителей, активно противостоит их взглядам, чем вызывает их гнев.
Мать погрязла в унынии, особенно после того как у неё «забрали» ребёнка. Ее вера пошатнулась, она не смогла более сопротивляться своей темной стороне.
Отец, пытаясь укрепить дух семьи молитвами, совершенно не замечает, что происходит вокруг. Зло стоит на пороге его дома, но он упорно верит, что все наладится и не хочет увести семью обратно.
Каждый член семьи грешен. Но сама семья как оплот, крепость веры, надежды и спасения так легко пала от жизненных обстоятельств. Семья не выдержала испытание этим переездом.
И вот тогда злу стало совсем легко разрушить эту семью. Ведь очевидно, будь люди в то время немного разумнее, то не стали бы полагаться на волю Бога, его помощь и снисхождение. А уехали при первой возможности из этой Богом забытой глуши, не тревожа зло, которое скрывается в чаще леса.
Фильм оставил приятное впечатление, понравилась кульминация.
Также уже после просмотра к удивлению узнал, что фильм был одобрен Обществом сатанистов.
7 из 10
24 марта 2020
Фильм — по сути, экранизация истории про ведьм, во многом предсказуемая, но это ее не портит. Основное достоинство — правдоподобность; показанному веришь — что так оно, дьявол побери, и было. Да, странно звучит, учитывая тему, но именно такое ощущение и складывается.
Тут грехи, за которые цепляется дьявол — не какие-то ужасные скелеты в шкафах, а обычная гордыня, пубератные мыслишки, уныние. Религиозный фанатизм — не жупел, на котором держится фильм — он простой, обывательский. Религиозный глава семейства тут не безумец и не маньяк, он просто обманщик и трус, причем не паталогический — просто такой характер, просто бытовые такие слабости, они не становятся краеугльным губящим камнем — просто слабость, слабость, гордыня — вроде не фатальные, но со всем прочим дающие зацепку темным силам. Смотря на фильм, сочувствуешь героям.
Фильм очень хорошо снят, автор явно понимал, что именно и как он хочет показать. Средневековый сельский быт показан без акцента на грязь и треш, но и без лубочной картинки с соломенными крышами — он предельно реалистичен. Серая гамма осеннего леса — именно такая, какая должна быть, без перегибания палки. Актеры играют отлично, правдоподобно, опять же не скатываясь в патетику — и поэтому фильму веришь, всей этой истории. Она предельно логично и правдоподобно идет, и в финале ты киваешь головой — да, так бы оно и было.
Чтобы фильм пробирал получше, советую смотреть не отвлекаясь, одному в темноте, так как оно того стоит — вся история предельно цельная и настоящая.
Жду следующих фильмов этого режиссера. Они заслуживают просмотра хотя бы за передачу окружения и достоверность повествования, а это большая редкость при съемках на мистические темы.
8 из 10
22 марта 2020
История пуританской семьи 17в. из числа первых колонистов Америки.
Выходцы из старой Англии, американские поселенцы, покидают колонию своих земляков не найдя с ними общего языка. В некотором роде, это повторение истории Аврама и Сары, но в совершенно ином преломлении и с иною судьбой. Многочадные муж и жена, ищут себе пристанища в новом для них мире, среди необжитых лесов и полей, будущей Новой Англии, будущих США.
Насколько этот новый мир окажется враждебным к выходцам из Старого Света? Недаром религиозная организация «Храм Сатаны» в Америке поддержала данный проект режиссера Роберта Эггерса, который, одновременно, является и сценаристом картины. Почему? Потому что, христианство попавшей в условия первобытной обстановки, при оторванности от общины пуританской семьи, скоро разбивается вдребезги. А враждебно-хтоническое, инфернальное начало дикой округи, торжествует. И, к тому же, оно, даже привлекательно, хотя бы в следствие своей убедительности.
Тут можно задаться вопросом, — а что этим хочет сказать Роберт Эггерс: что христианство в принципе бессильно перед демоническим началом, но тогда как оно отвоевало себе у этого начала весь Старый Свет, так сказать, с нуля? Или что оно стало бессильным, выдохлось к моменту повествования данной новеллы?
В завязке сюжета, после разрыва упомянутой семьи с общиной, её ухода на новое место, во время обживания там, с семьей начинают происходить одно за другим несчастья, начиная с пропажи младенца, оставленного на попечение и присмотр старшей дочери-подростка, пока родители заняты делом. Вот тут и приходит согласие со вторым тезисом, в пользу бессильности христианства в силу его формальности и внутренней пустоты у всех членов семьи.
Первое, в чем это проявляется, в отсутствии доверия между отцом и матерью, между братьями и сестрами, родителями и детьми. Мы наблюдаем, что о любви, там и речи быть не может. Тем более, любви высокой и жертвенной. В семье царит обстановка подозрения, взаимных упреков и эгоизма. Стало быть, неудивительно, что зло побеждает там, где оно гнездилось уже давно и лишь искало повода проявиться во всей силе и мерзости.
Но есть еще вопрос. Имеет ли в виду Р. Эггерс общество нам современное или это лишь режиссерская фантазия локально привязанная к конкретным времени и месту действия? Тут каждый может ответить себе самостоятельно, поскольку, с одной стороны, в этом есть историческая правда: действительно, общество того времени, было сильно расколотым. Церковные расколы, реформация, охота на ведьм, внешние и внутренние войны, наряду с только нарождающейся наукой, тягой к путешествиям, колонизаторству с насаждением «огнем и мечом» культурных и нравственных моделей и принципов — имело место быть. А, с другой стороны, разве сегодня это до конца изжито в нашем обществе? Разве расцвет науки и культуры, прогресс и развитие, всегда несет лишь доброе и нравственно незамутненное начало? Что скрывается за маской современного общества: Бог или дьявол, добро или зло? Как и было сказано, каждый ответит сам.
За предоставленную пищу для размышлений:
7 из 10
3 марта 2020
Из-за мистики или из-за плохого интернета долго не мог удалить кадры из фильма из личных сообщений в контакте.
Но меня больше пугает атмосфера одиноких домиков, которые встречаются в местах, откуда давно ушли люди.
Что их побудило уйти отсюда?
Но, что ещё более странно, что их вынудило жить здесь, вдалеке от всех?
С первых же кадров данной картины мы понимаем, что фильм не о религии, а о том к чему она может привести. Невольно, во время просмотра, я вспоминал «Кэрри» Стивена Кинга, где религиозная мать изводила свою дочь верой.
В наше время с религией стало проще смириться и жить, наблюдая за различными кастами и диаспорами, верующих, в возмездие.
Что же, ранее, в те времена, которые мы наблюдаем в фильме, с этим вопросом дела обстояли несколько сложнее.
Именно это и цепляет с первых кадров, потому что чувствуешь некоторое отвращение и отталкивающее действие догматизма, высеченное на лбах героев.
Поместив действие картины в 17 веке режиссёр, смог в полной мере передать быт и атмосферу того времени. Съемки по большей части проходили при естественном отношении. А самого Кинга фильм поверг в ужас.
Данная картина стала одной из первых, в так называемой, «новой волне хорроров». Мы боимся не скримеров (привет Оно 2), а самого фильма, героев, да даже зайцев!
По-настоящему нагнетает обстановку свет, солома, лес все вокруг сдавливает тебя, постепенно приближаясь к развязке.
После просмотра получается спокойно вздохнуть и подумать, а неужели этого не могло быть на самом деле. Ведь действие происходит в 17 веке, тогда ведь точно творились потусторонние вещи.
Ага, вот тут и сработал тот механизм, если хотите лайфхак режиссера.
Прошлое пугает!
1 марта 2020
Я очень верил в Ведьму. Правда. У фильма прекрасная база, на которой можно было замутить великолепный околосредневековый хоррор про противостояние семьи английских изгнанников и Ведьмы. Но тут пришел призрак Дэвида Митчелла и опять все испортил. У меня вопрос: вы серьезно думаете, что на одной атмосфере, создаваемой операторами и чуваками, которые в фотошопе фильтр на картинку ставят, можно выехать?
По сюжету мужика и его семью изгоняют из пуританской общины. И, знаете, я нисколько не удивлен, потому что семья тут, конечно, полная жесть: сын — дурачок, катящий шары к родной сестре, глава семейства — ничтожный муж, отец и хозяйственник в одном лице, жена — скудоумная истеричка, близнецы — избалованные дегенараты, дочь — просто ходячая картонка. В общем, такой негатив не мог не привлечь темные силы в образе ведьмы, которая похищает у многодетной семьи младенца и превращает его (буквально) в кровавую кашу.
Если в Ведьме и есть что хорошее, то это атмосфера. Если бы я составлял топ самых атмосферных хорроров, Ведьма бы точно вошла в первую пятерку. Авторы фильма создали мрачную атмосферу, вызывающую тревогу и дискомфорт, но проблема в том, что создатели ничего с этой атмосферой ничего не делают. Смотрите, в любом нормальном хорроре есть три важных элемента, делающий его хорошим: атмосфера, персонажи и развязка. Сначала фильм ужасов задает настроение с помощью атмосферы, на ее базе дает экспозицию по героям и ситуации, знакомит зрителя с героями, зритель симпатизирует им, болеет за них. В итоге, когда зритель в полной мере понимает контекст, начинается открытое противостояние персонажей со злом.
В Ведьме из этих трех важных вещей есть только атмосфера. И все. Мне не нужно говорить, что, проникнувшись атмосферой Ведьмы, зритель минут через 20 на нее забьет и внутренне потребует развития сюжета и кульминации. Но ничего не происходит. Героям не сопереживаешь, потому что они моральные и умственные инвалиды. А того самого противостояния героев со злом не происходит, поскольку члены семьи заняты грызней друг с другом. Они не влияют на сюжет и не имеют внятной мотивации даже тупо существовать на этом свете. Я возлагал надежды на Томасин, но она там вообще в конце позорно сливается, оставляя зрителя в догадках, была ли вся эта история многоходовочкой темных сил или просто сценаристы не придумали достойного финала. Вообще, к сюжету у меня один большой вопрос: вот эти ведьмы до появления нашей семейки как раньше существовали? Святым духом питались? Какие у них мотивы? Просто плохо сделать всем в пределах их ведьминской досягаемости?
Да, в фильме есть всякие там хоррор моменты, но их очень мало. Они продемонстрированы с большими разрывами относительно друг друга, и из них не складывается развязка. У героев нет причин бороться за своих близких, потому что им плевать друг на друга. На самих себя им тоже по большему счету по барабану. Как можно в такой ситуации испытывать интерес к происходящему, если всем все равно?
В итоге, Ведьма меня разочаровала. Это не самый худший фильм ужасов, до планки качества «шедевров» Ари Астера не опускается (то есть до дна), но хорошим я тоже назвать его не могу.
15 января 2020
Бери свою метлу, полетели на шабаш,
Возьми с собой апокалипсис — символ наш:
Сегодня настает Вальпургиева ночь.
Сегодня каждой твари будет невмочь,
Сегодня слуги дьявола хоронят свою дочь.
Сегодня настает Вальпургиева ночь.
Сектор Газа
Необычная картина, такого формата еще не встречал фильмов. Не могу сказать, что это новый жанр, что это гениальное творение, но похожих картин почти не вспоминается. Из лент, описывающих ведьм в Новом свете в 17 столетии вспоминается сериал «Салем», но там снято по другим канонам.
Сюжет довольно простой и прямолинейный, на мой взгляд можно было бы сочинить что-то по интереснее и сложнее. Все события связаны с одной конкретной семьей поселенцев, решивших заняться фермерством уединенно в глуши Новой Англии. И это в 17 веке, когда вокруг на много миль ни одной души, сплошные дикие леса!!! Семья пуританская, благочестивая, а также отягощенная мыслями о несовершенстве и греховности человеческой природы. И эти бесконечные диалоги о грехе, об искуплении, ведьмах, чистилище, рае и аде проносятся через весь фильм. С одной стороны, они конечно отражают суть менталитета людей того времени, но с другой, местами сценаристы переборщили с этим. Все персонажи твердо верят в козни дьявола и происки ведьм и как следствие начинают подозревать и обвинять друг друга в связи с дьяволом. Часто диалоги и обвинения абсурдны и беспочвенны, наверно действительно также нелепо звучали обвинительные приговоры в процессах над ведьмами и еретиками в Средние века и Новое время. В послесловии говорится, что многие диалоги были построены по историческим документам того времени, что, весьма вероятно. Но еще раз повторюсь сюжет на мой взгляд не доработан, чего-то не хватает, мало действующих персонажей, сюжетных линий, слишком неспешное развитие сюжета. Что-то похожее в сюжете было в фильме «Рука дьявола», когда секта ждала пришествия могущественной ведьмы. Вообще в данном жанре малобюджетные картины обычно смотрятся блекло.
Что касается костюмов и декораций, то тут создателям картины не пришлось сильно трудиться, минимум декораций и костюмов, все соответствует эпохе. Но если сравнивать скажем сериал «Салем» и картину «Ведьма», то по оригинальности и развитию сюжету, по спецэффектам, по декорациям и многим другим показателям, то «Салем» намного превосходит данную работу. Саспенс хоть и есть, но его очень мало.
Необычный подход к использованию звукового сопровождения, медленное нарастание напряжения довольно удачно сопровождается саундтреком, особенно запомнилась композиция в конце, когда идут титры. Саундтрек соответствует атмосфере и историческому времени.
Вот на счет приемов жанра можно сказать есть недоработки, вообще по-настоящему страшного в фильме нет ничего. Режиссер как мне кажется сознательно пренебрег всеми традиционными методами и приемами, использовав лишь малую часть. Это большое упущение, как слабый сюжет. По сути авторы могли бы использовать некоторые идеи из «Салема», там все как полагается в жанре хоррора.
Игра актеров — не вызывает ни восторгов, ни бури критики, главная героиня Аня Тейлор-Джой — неплохо сыграла свою роль, остальные особо ничем не запомнились.
В заключении скажу, что Ведьма — необычная лента, есть в ней свои изюминки, не зря даже гитарист группы Metallica Кирк Хаммет отметил этот фильм как лучший в жанре хоррор, тут конечно я с ним поспорил бы. Но, недоработанный сюжет, малое количество персонажей и сюжетных линий, практически отсутствие спецэффектов, концовка фильма не совсем ясная. Назвать его хоррором нельзя, это мистическая драма, триллер.
6 из 10
25 ноября 2019
Если бы какой-нибудь фильм ужасов снимали не по сценарию, написанному профессиональным сценаристом, а по рассказам деревенских бабушек о местных мистических легендах, то это был бы фильм «Ведьма». Всё происходящее в картине — случайный набор мистических происшествий, которые в теории могли бы произойти в реальности. Если вы росли в деревне и слышали местные истории ужасов, наверняка вы узнаете некоторые события в фильме, такие как кровь вместо молока во время дойки, порча на детей, странное поведение животных и т. д. Хотя в фильме нет логически выстроенного сюжета, всё же он наиболее точно и реалистично показывает, как женщина становится ведьмой.
Создатели сумели избежать все штампы и создать методично нагнетающий жуть фильм. Здесь зло не действует по правилам: от него не отгородишься мелом, не спасёшься крестом и молитвами. Оно проявляется в любой момент и в любом воплощении. Здесь зло притягивает зло. Родители зло думают про дочь, дети зовут зло через козла, и настоящее зло приходит.
17 августа 2019