Спутники
7.6
2015, драма, военный
Россия, 49 мин
12+

В ролях: Сергей Угрюмов, Александр Сирин, Яков Шамшин, Александр Марушев, Мария Антонова
и другие
1941 год. Начало войны. Комиссар Данилов набирает медицинский персонал в санитарный поезд. К нему попадает доктор Белов, интеллигентный врач, оставивший свою семью в Ленинграде. Юлия, строгая операционная медсестра, старая дева. Красавица Фаина, испытывающая свои чары на Данилове и монтере Недзвецком. Эти люди проведут вместе бок о бок все четыре года войны, пройдя испытания на смелость, порядочность, стойкость и доброту.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Спутники

год: 2015
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , ,
видеооператор: Рафик Галеев
композиторы: ,
художники: Анастасия Каримулина, Светлана Клеванская, Марат Нигматуллин
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 49 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постер сериала «Спутники», 2015

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Спутники», 2015

История расшитая чёрными нитками и грязными руками

Невзрачный литературный источник, конечно, хотелось подправить, оживить, свести в единую конструкцию. Для этого необходима было переосмыслить его, добавить деталей, связей, красок. Т.е. проявить фантазию, знание материала, расцветить всё приёмами кинематографии, сильно прибавившими в кол-ве от даты последней экранизации. 'Нафантазировали' в духе пресловутого 'Штрафбата' добавив черноты в повествование и усилив многократно уже имевшиеся в произведении конфликты на бытовой почве, 'бабские' дрязги, отрицательные черты персонажей. Так многократно повторен рефрен 'пшёнка' - серий две-три длиться этот скулёж. Введено множество разговоров с 'критикой' строя, столь же 'аргументированные', как и в сми. Страх гибели персонала также многократно увеличен и перекрёстно выведен от 'несовершенства строя'. Юлия Дмитриевна в этом многосерийном опусе опускается до обсуждение личных качеств медперсонала, за глаза и жалуется начальству на подчинённых. Горе персонажа Сирина (вечного доктора отечественного кино) показано раздутым - на протяжении трёх-четырёх экранных суток актёр кривляется ' в страдании'. В оригинале же переживания доктора длились пару часов, что в сравнении, говорит нам о качествах людей живших в то время (не забываем лит. источник мемуарный) и представления о человеке творцов ныне. Подробно и продолжительно расширены эпизоды с карьерным нарциссизмом доктора Супругова - так эта линия, видимо, порадовала авторов - не надо придумывать чернуху, достаточно направить туда больше ресурсов -вот, вот он ваш Советский человек, опора вашей системы - говорят авторы голосами гг! Видно влияние авторитетов на 'творцов' фильма - введен большой эпизод с репрессируемыми без всякой жалости, сан. гигиены и мед. обслуживания жителями освобождённой территории нашей страны - вероятно выжившими при штурме Цитадели - но 'пресступный режим' не отступает от своей цели изниччтожить окоянных! Для не знающих историю авторов поясню, что в СССР даже была отменена смертная казнь, коллаборатные этносы не уничтожались, а ссылались на новое пмж - настолько власть заботилась о сохранении людского потенциала - так что нашлись бы и фельдшера и врачи для них.

Теперь по персоналиям - ведь лит источник как раз разбит на разделы по персонажам. Данилов - наиболее официозно-формальный из всех экранизаций. Проигрывает как исполнению чрезмерно мягкого Эйбоженко, так и эталонно-разностороннему исполнению Зубкова, но для целей картины служит - показать советских руководителей поднявшихся с низов как формальных и не гибких. Фаина в исполнении Уваровой уж очень откровенно ведёт себя сексуально, даже для нашего времени, а для изображения повышенной женственности того времени не хватило вкуса. Супругов, Валентина Коваленко - наиболее удачен в своей мерзости - вполне имеет право на существование и такой трактовки, близкой к подлецам из Двух капитанов и др. книг эпохи до. Юлия Дмитриевна исполнена отвратительно безэмоционально и плоско - нет ни командирской строгости опытной операционной сестры, ни беззащитности одинокой женщины. Кравцов Вахи - чрезмерно громок и развязан, впрочем, как и все его роли в других фильмах, ну не умеет он в нюансы - только размашисто и сочно. Работа с механизмами при таком характере будет недолгой, ответственный труд формирует характер под себя - Ваха не знает как это, вот и привычно лицедействует.

В общем добавлено мерзостного видения культур элитки нонешней - времени великого подвига. Не разглядели они славы и чести в данном материале, а отсняли по себе - мелко, противно и грязно.

2 из 10

22 мая 2022

От страстей к подвигам.

Что хотели сказать авторы, назвав сериал «Спутники», так и осталось для меня тайной. Этим словом можно обозначить беззаботную компанию случайно встретившихся в дороге пассажиров. Уж никак не подходит данный термин для определения отряда военных врачей, подчиняющихся приказу. Правильнее будет — «Сослуживцы».

Странное название очень непростого сериала о войне. Хотя, наверное, простых фильмов о войне не может быть, если это только не история о мистере Питкине или о Швейке. Сюжет утилитарен и заключается в описании боевых будней личного состава санитарного поезда с небольшими штрихами к судьбам некоторых персонажей из мирного времени. Довольно классическая схема, которая позволяет хорошо продемонстрировать драматизм, перемежающийся с мелодраматизмом и романтизмом.

В общем-то, никаких проблем с восприятием событий и внутренних смыслов не должно возникнуть. Фильм наглядно раскрывает сложности обстановки, психологические тонкости взаимоотношений совершенно разных, собранных войной в единый коллектив, людей, душевные качества оных, патриотические спектры реакций, желаний, превращая их в страсти. Да, именно страсти незаметно выходят на первый план в картине! И эти страсти не только сердечные, это так же приверженность работе, долгу, приказу, к самоотречению, если хотите! Это страстная жажда победы над врагом и жертвенность во имя высокой цели. Это невероятное натяжение духовной нити личности, в результате которого, физические силы достигают небывалого уровня! И подвиг становится массовым явлением… И героизм становится частью натуры…

Палитра образов широкая и представляет собой, иной раз, диаметрально-противоположные линии поведения, воспитания. Интересно было увидеть в естественной природе конфликтов неуёмную человеческую натуру! Не плохую, не хорошую, а просто обусловленную множественными изгибами и влияниями внешних и внутренних факторов. И что поразительно: ни один персонаж не заслуживает абсолютного осуждения или полного одобрения! Авторам сериала удалось создать потрясающую амплитудную кривую, описывающую «человека военного времени». Сила духа, верность выбранному пути, профессиональная экзальтация, наряду с карьеризмом, нечистоплотностью, алчностью — нашли своё отражение в этом графике. Вряд ли тут нужно кого-то оценивать или осуждать, надо постараться понять и примириться. Но стоит всегда отличать человечность от беспочвенной жестокости, вызванной формализмом.

В философском плане сериал вызвал любопытные ассоциации. Санитарный поезд — это, в некотором роде, вся наша страна! Сложный механизм, функционирующий, во многом, вопреки реальному положению вещей! В этом железнодорожном составе едут в светлое будущее: руководители, исполнители, преступные элементы; тут свои праздники, грести и радости, обиды, любовные истории; герои и предатели, политики и идеологи, верующие и атеисты… И постоянно кто-то сходит и заходит в эшелон, а большинству нужна помощь. Да, как в зеркале вся наша жизнь! Потребуется немного фантазии, что бы увидеть аналогию.

Во всяком случае, я с большим интересом наблюдал за развитием драмы, примеривая её на всю ширь российского мира, порой вычленяя для себя что-то очень важное и образное.

К художественной части фильма есть небольшие претензии. Видимо, не стоило пытаться сжать 5 лет войны в 8 серий! Получилось суховато и как-то однообразно. К тому же финальные серии вышли неоправданно куцыми, скомканными, очевидно, снова по причине ограниченного хронометража проекта. В результате подобного секвестирования некоторые важные персоны потерялись, и их судьбы остались недосказанными. Сомневаюсь, что будет продолжение сериала. Формально тема завершена и второй сезон рискует потерять связь с предыдущим. Да и сложно выбрать дальнейшее направление сюжета. Хотя, всё может случиться! Ведь типажи крайне любопытные, проработанные и готовые для нового сценария. Их послевоенная жизнь могла бы стать предметом нового рассказа.

10 марта 2021

Паровозик тронулся и запыхтел: «Чух-чух-чух!..»

Загадочная история с этим сериалом. Снятый в 2015 году, предположительно, к 70-летию Победы, он в самом буквальном смысле этого слова пять лет пролежал на полке в ХХI веке! И долгое время о нём ничего не было слышно. Только трейлер гулял по сети, да какая-то невнятная информация.

Попадалась мне версия, будто потомки Веры Пановой сильно возражали против этого фильма. Официальных данных о причинах пятилетней задержки выхода «Спутников» на экраны в открытых источниках нет. И вряд ли когда-нибудь широкие массы узнают истинную причину произошедшего.

Как бы то ни было, в сентябре 2020 года на канале «Победа» фильм показали. И я честно весь целиком посмотрел его вместе с бабушкой, у которой «Спутники» Пановой — одна из любимых книг детства. (Бабушке ровно 80).

Дело-то было так: пару лет назад бабушка попросила меня найти и купить для неё эту книгу. Я нашёл, ну и сам тоже прочитал. Так же и с сериалом с этим: я показывал его бабушке, ну и сам тоже посмотрел. Вот попытаюсь в одной рецензии выразить одновременно и своё, и бабушкино мнение о сериале.

Ну для начала стоит оговориться, что бабушка, в отличие от меня, видела советскую четырёхсерийную экранизацию Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь». И, конечно, старый фильм ей нравится больше. Но, как ни странно, и к новым «Спутникам» она отнеслась довольно лояльно! Даже тепло. Она согласилась со всеми персонажами, хотя Нелли Уварова в роли Фаины всё-таки немного смущала. Мы оба с ней очень любим Сергея Угрюмова и оба решили, что он идеально подходит на роль Данилова. Александр Сирин, он же военврач Арсенин из «Ликвидации», здесь тоже играет военного главврача — никаких нареканий! Дарья Мельникова (Женя из «Папиных дочек») нам тоже понравилась в роли Лены.

Ключевое расхождение с повестью бабушку, конечно, возмутило сначала, но потом она смирилась и тоже согласилась. Мне же подумалось: возможно, именно этот поворот сюжета в восьмой серии как раз таки стал одной из причин, по которым сериал в течение пяти лет был недоступен широким массам.

Вообще у меня такое ощущение, что сериал этот в первую очередь адресован тем, кто книгу читал. Потому что не читавшим книгу он покажется очень однообразным и скучным. Я-то соскучился. Вот здесь, за этот абзац, попрошу меня строго не судить: я читал «Спутников» два года назад, и настолько успел их забыть, что даже не возьмусь разбирать, насколько сильно в деталях сюжет сериала отличается от первоисточника! За исключением, конечно, финальной серии. Я уже об этом писал. Бабушка тоже ничего толком сказать на этот счёт не могла, потому что тоже забыла. Но у неё-то уже память не та, а у меня было, видимо, не то впечатление.

Я предполагаю, о чём сейчас думаете вы, уважаемый пользователь Кинопоиска, удостоивший вниманием мою рецензию: «Теперь посмотри „На всю оставшуюся жизнь“ или перечитай!». Перечитывать повесть я вряд ли стану, а вот советский фильм с удовольствием посмотрю вместе с бабушкой. Искренне верю, что он стоящий.

Есть ещё какой-то фильм, который мы оба, кстати, не смотрели: «Поезд милосердия» — самая первая экранизация…

Ну а про новый сериал я не знаю, что можно ещё добавить. Я даже не знаю, какую ему поставить оценку. Высокой он не заслужил, ставить низкую у меня не поднимается рука, а средненькие «5» и «6» я ставлю фильмам, которые забываю уже во время финальных титров. Ладно уж, всё-таки тут Сергей Угрюмов и Александр Сирин…

7 из 10

P.S. Бабушка сказала, что фамилию писателя Булгакова во время войны никто знать не мог! По-моему, это любопытное наблюдение, хотя мне, честно говоря, трудновато судить, насколько оно соответствует истине.

2 октября 2020

Драма Спутники на широком экране впервые с 2015 года, его режиссером является Иван Шурховецкий. Кто снимался в кино, актерский состав: Сергей Угрюмов, Александр Сирин, Яков Шамшин, Александр Марушев, Мария Антонова, Нина Лощинина, Маргарита Волкова, Александр Карпухов, Александр Маслов, Дмитрий Гульнев, Александр Галеев, Ольга Белявская, Марина Ворожищева, Алексей Байдаков, Наталья Бурмистрова.

Страна производства - Россия. Спутники — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.