Во-первых, здесь не шесть работ, как сказано в описании, а шесть. Где-то одна потерялась.
Действительно, работы все однородные, уровень разный, и правда, что героев объединяет только то, что они живут в Этой стране. Важно, что главные задачи, которые ставятся перед авторами: создать мир, героев, заставить пережить «драму», были выполнены почти всеми. Особняком только новелла с мусорными баками — собственно, одной этой сценой и можно было ограничиться, нет там истории.
Но в остальных есть, в каждой свой мир. «Игрушечный», с допущениями, ведь кино — метафора реальности. Особенно удачно вышло у автора новеллы в маршрутке. «Ночные зимние люди», такие они и есть: угрюмые и каждый сам за себя, правда всё до мелочей.
Последняя короткометражка — за авторством Жоры Крыжовникова, известного теперь «Самым лучшим днём» показывает нам (и особенно точно — внешними признаками) русских Иванов-дураков (да-да), потерявших человеческий облик, и никак не верится, что Жора любит своих персонажей.
Даже история с расфокусином — скорее про убийцу. В общем, здесь я увидел только безысходность. Спасибо за внимание.
24 января 2016
Для меня в этом фильме все чересчур и как-то неряшливо, не оправданно: сама форма сборника коротких новелл (что их объединяет?), жанр новелл (гротеск, фэнтези, черная комедия,…), даже само название. Какие такие новые русские? Разве что речь идет о том, что новые русские не использовали небольшой исторический шанс последних двадцати лет отрефлексировать историю советского времени и просто вернулись туда, где им на самом деле хорошо и спокойно: в волшебную стихию сказки — страну пустых мечтателей, которые между делом изобретают средство стать невидимым или находят в деревнях антикварную мебель, в страну, где Раскольниковы стали еще надуманнее и убивают теперь просто тех, кто повернулся к ним спиной. В основном герои жалки, нелепы, абсурдны и почти в буквальном смысле живут не в реальном мире, а в сказочном, где возможны чудеса. Всяки-разны Емели на печи, Иванушки-дурачки и пр. Это содержание. Диагноз. Но вот форма фильма не обязана была повторять все эти качества и быть столь же неловкой и нелепой, а могла бы быть совсем иной — яркой, оригинальной. Форма могла быть чище по замыслу и интереснее по исполнению.
Вывод: к просмотру не обязателен.
14 января 2016
С таким актёрским составом и наличием грамотных режиссёров, сборник мог бы получится остроумнее, точнее и, может, интереснее. А на деле мы имеем растянутые предсказуемые басни, где вроде бы и смешно, а вроде бы и нет, где драма вроде есть, а вроде бы и полностью отсутствует, где герой нравится, а вроде и «хрен с ним»…
Впечатления двоякие:
Первая зарисовка «Чипэнддейл» вполне себе смешная, но катастрофически с очевидными ходами, изюминки никакой. Вторая лента про маршрутку растянута и нелепа — от поступков героев и их реакций до самого всего происходящего. Третья лента про учёного вполне себе удалась, особенно сама идея его изобретения, но всё слишком простенько и неглубоко. Четвёртая работа с Маковецким действительно не лишена смысла, но её финал так же был предсказуем с самого начала; особенно автор как мог пытался провести параллель между европейскими ценностями и обречённым русским человеком, который трепетнее отнесётся к помойке, чем к ценностям запада, но у автора этого не получилось. И пятая картина, пожалуй, для меня фаворит — это квинэссенция чёрного юмора, актёрского мастерства и сценарного достоинства: тут вам и шутки, и необычные ходы, и отличные актёры. И если бы не эта короткометражка, то сборник бы совсем не удался, а так — в финале — я действительно смеялся и аплодировал.
На этом и заканчивается сборник «новые русские», где вполне есть «русские», но они какие-то не «новые»: они всё так же катаются в маршрутке с пивом, не знают о сортировке мусора, ругаются дома будучи молодожёнами из-за финансовых трудностей, пытаются обманывать, кушают оливье каждый новый год под звуки «голубого огонька». Это русские в самом плохом смысле слова. К сожалению, авторы объединили короткие метры, пытаясь припорошить одним смыслом, а получился грустный посыл, слишком уж злободневный и реалистичный, двоякий и странный. Но таковы ли новые русские на самом деле и кто они вобще такие?
Могло быть лучше, гораздо лучше. Хочется неожиданности, глубины и хотя бы щепотку философии. Ну и главная черта современных российских режиссёров — это штампы и сексизм, от которых так тяжело уйти хотя бы на немного. А надо бы.
29 декабря 2015
Жаль, что претенциозное название «Новые русские» не несет никакого единого смысла. Речь идет просто о сегодняшних россиянах, которые не объединены никакой общей идеей, кроме жизни в одной стране. А выживает здесь каждый по-своему. И миниатюры получились тоже довольно разные: фантастическая комедия о незадачливом изобретателе невидимости, незатейливая юмореска о продавце антиквариата, чернушная тарантиновщина о праздновании Нового года в большой дружной семье, трагикомедия с пассажирами маршрутки, абсурдистская сценка о русском перед заграничным мусорным баком.
И с точки зрения свежести и таланта вещи вышли неровные. Примерно 50/50. Маковецкий сыграл блистательно, но в его героя не веришь — слишком он идиотичен, как только дожил до седин? Неудачливый террорист также оказался банальным неудачником, а последний пассажир — уж слишком бравым для нынешнего времени всеобщего страха перед терактами. Пожалуй, лучший фильм в этой обойме: «Нечаянно» — эдакий портрет не нового, а «вечного» русского, все делающего нечаянно, бессмысленно и на авось.
28 ноября 2015
«Новые русские» — сборник короткометражек молодых российских режиссёров. Раз молодые, значит, позволено хулиганить и прощать за хулиганство. Раз молодые, значит, есть надежда: кто-нибудь из них сможет снять большое кино. На орехи досталось всем. И тем, кто пьёт старбакс и носит бороду, и тем, кто смотрит телевизор и интересуется Димой Биланом. Остроумные трагикомедии, почти о нас с вами. Про самовлюбленного хипстера (вот и они стали героями времени), про то, как богатым тяжело жить среди бедных, про нового Раскольникова и его семейку, про актёра, который должен выйти на сцену — даже если случилось страшное. Единственная претензия — много мрачного. Не смогли найти сценаристы и режиссёры героев, почти все — антигерои да уроды. Только лишь новый Шурик колдует над колбами и у него получается сделать жену невидимкой. Но мало, а без фантастики? Про негодяев и уродов снимать легче, а вот нашли бы героя…
Маковецкий как всегда прекрасен: ему досталась чудесная роль нашего соотечественника, которого ставят в тупик европейские ценности, в данном случае — раздельный сбор мусора. Русский человек боится позора, тушуется, зависает. И слишком млеет — иногда это только мусор.
10 июня 2015