Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Герберт |
английское название: |
Herbert |
год: | 2015 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Томас Штубер |
сценаристы: | Томас Штубер, Clemens Meyer, Paul Salisbury |
продюсеры: | Ундин Филтер, Анатоль Нитшке, Майке Готц, Йорг Химштедт, Барбара Хёбе, Томас Крал |
видеооператор: | Питер Матяско |
композитор: | Берт Вреде |
художники: | Фрэнсис Содер, Nadine Kremeier |
монтаж: | Филипп Томас |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1700000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 сентября 2015 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 49 мин |
Умирание. Мучительное умирание основная составляющая этого полотна. Тягосто-гнетущая, удручающая срезка человеческого виража. Тяжёлый фильм. Естественный в своей реалистичности. Трудно сказать почему именно, но повесть Льва Николаевича Толстого всплыла в сознании при просмотре. Наверное причина в ассоциативном ряде. «Не то. Все то, чем ты жил и живешь, — есть ложь, обман, скрывающий от тебя жизнь и смерть». Эти слова русского классика — эпиграф немцу «Герберту» в его блужданиях по лабиринту собственной судьбы.
Обычно такое кино весьма энергозатратно для режиссера. Душевные, эмоциональные да и физические силы расплёскиваются в бездну боли персонажа, заставляя вживаться, соприкасаясь с распадом и угасанием. Правдив и последователен — зритель твой. Допустил фальш, схалтурил — безразличие отзвуком. Горек и хлеб актёра — перевоплощение не всегда обратимо. Для Валерия Приёмыхова, утверждают, Иван Ильич — стал удавкой на шеи. Отпечатком «Смерти» явилась работа и для режиссера Александра Кайдановского. А ведь ещё много ранее «благоразумный мудрец» Сергей Соловьёв предупреждал — брось ты эту затею, Саша, зачем тебе ежедневное погружение в душевные дебри чиновника ХIХ века?
Стон и плачь. Отчаяние и боль. Из кадра в кадр. Из дубля в дубль. Изо дня в день. Зачем? Для чего? И что это такое? Игра в кости с «Костлявой»? Дуэль? Провокация? Или может быть в такие мгновения приоткрывается занавес-полог и становится ясно По ком звонит колокол? Вспышка. Мгновенное озарение. Ощутить. Но не до конца осознав. Интуитивно. За этим и идут? Хвала Томасу Штуберу. Налил нам по полной.
«Герберт» — ужасающая магия. Герберт — сгусток энергии превращенный в обмылок. Герберт — крах и бренность материи. Герберт — напоминание нам о текучести времени.
В минуты просмотра ТЫ ЗДЕСЬ и НЕ ЗДЕСЬ. Ты всё также отслеживаешь актёрскую поступь. Слушаешь. Удивляешься. Всматриваешься. Меняются интерьеры. Стелется время хронометража. Петляет поворотами сюжет. Но за всем этим, какая то иная реальность. Окутывающая своим саваном… Опыт ли в тебе говорит? Или может быть багаж прожитого, пройденного звучит в созвучии с видео рядом? Не знаю. Не знаю. Что то едва уловимое, не поддающееся описанию-объяснению шелестит-шепчет и уносится-растворяется едва ты осознаёшь это. Нечто подобное мы имеем при пробуждении — чёткая голограмма сна вдруг рассыпается мелкими осколками, тает как эфир и нет уже ничего, даже самого миража. Невыразимая непознаваемость нашего мира во всей красе. Здесь тот же обруч. В фильм ли ты погружаешься или в себя самого, кто знает? Но эффект таков. Именно таков.
А создатель живописует нам тоскливые будни. Человек разумный (Homo sapiens) — как огарок свечи — оплывший от долгого горения. С мешками под глазами и отложившимися излишествами на теле. Внешне он убог и жалок. Но силён как бык-трёхлеток. Бритый затылок-загривок и откровенная белиберда тату на теле. Человек-функция, утюг, робот — вот эпитеты моего красноречия для этой туши. Однако время его истекает, и вот уже:
Осень жизни — она всегда внезапна
Осень жизни — как много дел на завтра
Но вот приходит день такой
Когда пройдя свой путь земной
Уходим мы по млечному пути
Я видел сон, короткий сон длиною в жизнь
Земля в огнях, Земля в цветах, Земля в тиши
Спасибо жизнь за праздник твой
Короткое свидание с Землей…
А чем же расплачиваться теперь за взятый многие годы назад аванс под названием ЖИЗНЬ Герберту?
ДЕЛАМИ. Все мы будем расплачиваться делами. Когда с нас спросится. Поторопимся. И ученик — это возможность для Герберта. И примирение — это шанс Герберта. И обретение продолжения себя — его надежда. И Герберт торопится, ибо время неумолимо.
А закончить хотелось бы цитатой из Книги Пророка Даниила:
… Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.
В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.
Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое.
Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.
… И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин.
Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему;
Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким;
Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
… В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит…
7 из 10
7 июня 2018
Видела этот фильм на фестивале немецкого кино. Меня очень тронул.
Фильм снят в неторопливой, почти документальной манере и показывает постепенное превращение сильного, уверенного в себе человека в беспомощного инвалида. Но изменяется не только тело главного героя — меняется его отношение к близким людям.
Сильное кино о сильном человеке. Особенно хочу отметить исполнителя главной роли Петера Курта — он показал великолепную актёрскую работу. Его Херберт просто потрясает.
Насколько я знаю, фильм выходит в прокат 17 марта 2016 г. Будут ли его показывать в России — большой вопрос. Но если вы владеете немецким и у вас есть возможность посмотреть этот фильм — не пожалейте двух часов. На мой взгляд, его стоит посмотреть.
3 декабря 2015