Чайки
6.2
6.5
2015, драма
Россия, 1 ч 27 мин
В ролях: Евгений Сангаджиев, Любовь Убушиева, Евгения Манджиева, Сергей Адьянов, Дмитрий Мукеев
Жена рыбака Эльза живет в приморском городе в Калмыкии. Она хочет уйти от мужа, но не решается сделать этот шаг, боясь неизвестности. Обстоятельства складываются так, что ее муж погибает. Смерть мужа заставляет героиню задуматься и пересмотреть свои взгляды на жизнь, счастье, свободу...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Чайки

год: 2015
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , ,
видеооператор: Александр Кузнецов
композитор:
художники: Денис Бауэр, Екатерина Брындина
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 1200000
Дата выхода
Мировая премьера: 7 февраля 2015 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Чайки», 2015

Видео: Трейлер (Чайки, 2015) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Чайки», 2015

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Чайки», 2015

«Чайки» — дебют молодого режиссера Эллы Манжеевой и первый калмыкский фильм. Элла Манжеева — добрая, искренняя и приятная женщина, а её кино получилось очень личным. «Не бывает мужского и женского кино», — говорит мужчина-организатор фестиваля, в рамках которого я посмотрела этот фильм. «Это очень женское кино», — говорит Элла. И в течение просмотра становится понятно почему.

Эльза (Евгения Манджиева) давно не любит своего мужа, но ей не хватает смелости и сил уйти от него. Элла после премьеры говорит, что проблема фильма в том, что у каждого из нас наверняка есть несколько вещей, которые, выполни мы их или поменяй, сделали бы нас счастливыми. Но мы, по разным причинам, ничего для этого не делаем. За Эльзу решает судьба — муж погибает, но остается ребенок, которого долго не могли зачать и которого ещё надо родить. И надо ли? Элла, как женщина, смогла тонко передать всю гамму чувств, что должна испытывать женщина в такое время. «Чайки» — это фильм больше не о внешнем мире, в котором живёт Эльза, а о внутреннем. Тем более, что калмыцкий менталитет не позволяет публично проявлять, показывать свои чувства, а все переживания остаются внутри, не имея выхода наружу.

Евгения Манджиева невероятно красива и, как я потом узнала, является профессиональной моделью. Однако она очень ответственно подошла к своей первой роли. Так, на несколько месяцев девушка, чтобы обрести вот эту душевную напряженность, сосредоточенность на себе и замкнутость, разговаривала только на площадке и по делу. И она, несомненно, привносит огромную долю очарования в это кино — кино, по сути, одного героя.

В фильме вообще не так много профессиональных актеров — оно и понятно, ведь данная индустрия практически не развита в Калмыкии. Однако ни в одном из персонажей фильма я не уловила фальши. Более того, Элла добавила в фильм много любопытных народных особенностей, позволяющих зрителю ненадолго окунуться в чужую культуру. Так в одном эпизоде есть момент, когда древняя бабушка, воплощающая старые обычаи, читает молитвы по пропавшим рыбакам. Элле и её команде, у которых сначала была бабушка на эту роль, пришлось после неудовлетворительных первых дублей срочно искать другую. И благодаря череде случайностей, как обычно чуть ли не в последний момент, они нашли настоящую хранительницу обычаев, которую и показывают в кино. Интересно и сватовство, и обычай мыть руки молоком после кладбища: оказывается, в Калмыкии это место считается очень грязным, поэтому женщины и дети туда, как правило, не ходят.

Отдельно надо сказать о визуальной составляющей фильма. Она прекрасно передает всю ту бурю, что царит в душе у главной героини, которая внешне остается довольно спокойной. Зима с небольшим количеством снега, степь и пасмурная погода — вот окружающий Эльзу мир.

«Чайки» — это неторопливое кино, которое берёт внутренними переживаниями, а не оглушающим экшеном и интригующими поворотами сюжета. Оно дает прекрасное представление о жизни в калмыкской глубинке и раскрывает культуру, отличную от нашей. Но людей во всём мире в области отношений заботит одно и то же, поэтому история Эльзы, конечно, универсальна.

21 июня 2016

Птички, птицы

Чайка — образ поэтический. Да, смею сказать, вполне поэтический. Представим себе такую картину: высоко в небе над берегом парит одинокая чайка. Легко и плавно. Мы наблюдаем за ней и думаем о свободе, красоте момента, скоротечности бытия и невозвратности времени и о многом другом в этом духе. Можно даже сказать, что мы наслаждаемся данной картиной. Но, вот, на берегу появляется человек с ружьем, прицеливается и разносит в перья эту самую чайку. Хладнокровно и бессмысленно. А ты понуро идешь прочь, сожалея о том, что все так закончилось.

Примерно то же самое происходит при просмотре фильма «Чайки» режиссера Эллы Манжеевой. Появляются первые кадры, а вместе с ними и ожидание чего-то поэтического и символического. Однако проходит немного времени, появляется этот странный человек с ружьем и снова разносит в перья одинокую чайку. А ты снова понуро идешь прочь, сожалея о том, что все так закончилось. Естественно, я выражаюсь фигурально, в фильме никто в чаек не стреляет, и, вообще, ни одна чайка в данной картине не пострадала.

Зато страдает главная героиня — Эльза. И на то у не имеются причины. Ее муж-рыбак не отличается особой чуткостью и пониманием, родственники мужа ее недолюбливают, а на работе она словно «белая ворона». (Хотелось бы сказать «чайка», но фразеология русского языка мне этого не позволяет). Но, одним днем муж Эльзы пропадает, и это заставляет ее взглянуть на свою жизнь и решить, чего ей в этой жизни не хватает.

Для Эллы Манжеевой было важно снять именно «калмыцкий фильм», и она говорит об этом в своих интервью. Ей было сложно выбить финансирование на этот проект, далее были трудности с подбором актеров среди калмыцкого населения, да и снимать приходилось в неуютных погодных условиях. Однако у режиссера все-таки получилось снять «калмыцкий фильм». Он встречает зрителя замкнутостью калмыцких жителей, пронизывает насквозь суровым холодным ветром и ошарашивает видимой безжизненностью природы Калмыкии. Поверьте мне, такое не каждому придется по душе.

А вот чего у Эллы Манжеевой не получилось, так это избежать отрицательных моментов, присущих многим дебютным работам. Это и неуверенная операторская работа в некоторых моментах, и тусклая игра актеров (даже главная героиня не вызывает особых эмоций), пусть они и являются непрофессионалами. Но, главный недостаток фильма, на мой взгляд, в том, что он пытается быть более символичным и созерцательным. Исходный материал к этому не располагает, не хватает глубины сюжета и размаха режиссерской мысли. В результате, там, где у мастеровитых режиссеров символ, мысль, у Эллы Манжеевой — пустота. И эта пустота рассеивает внимание зрителя, он постепенно теряет интерес к происходящему в кадре. К концу фильма можно было бы сделать получасовую вставку о повседневной жизни чаек, и зритель не особо возмутился бы, так как ему уже все равно на что смотреть. Все это вкупе и становится тем человеком, разносящим чайку в перья. «Чайки — души мертвых рыбаков» — звучит фраза в фильме, «Чайка — это символ надежды» — говорит Элла Манжеева. На словах звучит красиво, а на деле — лишь перья кружатся на ветру.

И все же, Элле Манжеевой нужно отдать должное и отметить ее желание снять фильм именно в Калмыкии. Для меня, как зрителя, очень важно иметь возможность смотреть кино, снятое в разных регионах нашей страны, ведь жизнь скрывается даже в самых отдаленных уголках России, просто нужно мастерство для того, чтобы освободить ее и запечатлеть на пленку. К тому же, не хочу быть пессимистом, кричащем при первой возможности о непригодности российского кинематографа (и я слышал, это уже немодно). Я просто буду верить, что этот первый не совсем уверенный и удачный шаг Эллы Манжеевой в будущем превратится в крепкую и твердую поступь.

6 из 10

1 июня 2016

Твоя вера даёт мне силы…

«Чайки» — дебют первого за много лет калмыцкого режиссёра Эллы Манжеевой. Фильм-притча, история про красивую женщину по имени Эльза, жену браконьера, живущую в жестоком патриархальном мире глубинки, который, кажется, застыл во времени. Люди в этом мире холодные, будто замороженные, и живут предрассудками.

Эльза хочет свободы. Свободы от чего? Во многом от довлеющего над ней мнения окружающих о «правильности» её поведения, мышления. Она постоянно сталкивается с неоправданно возложенными на неё ожиданиями. Жить в такой атмосфере отчуждения и одиночества действительно тяжело, но уйти не получается — может, страх, а может просто привычка. Холодные, одинокие, пустынные пейзажи отражают душевное состояние героини. Ей хочется доброго общения, тёплых человеческих чувств, но случается сталкиваться лишь с обратным — постоянно звенящим в воздухе ощущением вины.

При всём том, что диалоги картины частично звучат на калмыцком языке, и актёры (в большинстве своём — непрофессиональные) тоже калмыки, фильм в итоге не отличить от других представителей современного российского артхауса. Снято всё это в несколько аскетичной манере, которая предполагает создание у зрителей ощущения причастности.

Присутствуют в картине и отголоски поэтичности: например, чистота души Эльзы показана через тонкую метафору изображением маленьких рыбок,- «В народном калмыцком эпосе Джангар о подвигах богатырей женские персонажи обладают удивительной чистотой помыслов. Именно поэтому они могут вылечивать от любых болезней. Одна из них, говорится в эпосе, настолько чиста, что в ее глазах отражаются рыбы». Да и само название говорит о душах погибших рыбаков. Финал фильма — очищение и надежда.

В итоге, дебют можно назвать неплохим началом карьеры. Режиссёру пока не хватает своего собственного художественного почерка, и это, на мой взгляд, можно объяснить тем, что Элла Манжеева явно не собиралась делать картину про национальный колорит, а сразу взяла ориентир на европейского зрителя. Будем надеяться, что этот почерк проявится в грядущих работах, общее настроение которых уже на данный момент уже можно предугадать.

5 из 10

1 июня 2016

Чайки — это души умерших рыбаков.

Я большой любитель атмосферных фильмов, поэтому я люблю фильмы таких режиссёров как Андрея Звягинцева, Гаспара Ноэ, Даррена Аронофски, если же фильмы этих режиссёров приходятся вам по вкусу, то и данное произведение Эллы Манжеевой вам понравится.

Элла Манжеева идёт по изведанному пути режиссёров дебютантов, она сняла простую, дышащею жизнью историю, конечно далеко не игровую картину, но отлично подходящею для фестивального зрителя.

Чайки — прекрасное утонченное произведение, операторские пейзажные постановки вызывают в душе необъяснимые чувства гипнотического погружения в мир о котором мечтают многие современные люди — в мир спокойствия, гармонии, доброты и полного уединения со своим эго. Вот и данная картина вроде реалистична, но не менее поэтична, многие кадры можно трактовать как угодно, в зависимости от своих мирозданческих убеждении.

Что же я могу сказать о самой историй. Сама идея конечно не нова, и не блещет остросюжетными ходами (хотя могли, если бы Элла Манжеева этого захотела — она же является сценаристом) но она сделала акцент на жизненную простоту, где все происходит от своего собственного выбора: если надо заработать денег для семьи, то пойдём на криминал; если надо прикрыть свою задницу, то сдадим полиции кого нужно; если не любим, то будем терпеть, что бы сохранить вид цивилизованной семьи — в итоге каждый данный выбор приводит к определённому результату. История до нельзя жизненная.

Кратко о сценарий. Он мог бы быть интересным, динамичным, но увы таким не является. В фильме много провисаний, много лишних кадров, так называемые — пусть будут для красоты, да и хронометраж протянет. Как я не хотел, но я не смог прочувствовать главную героиню, потому что она не внятно прописана, я не знал почему я должен ей сопереживать, в тех или иных ситуациях (пусть будет на совести Эллы Манжеевой).

Фильм на любителя, фильм не для всех, фильм для истинных ценителей данного жанра.

5 из 10

8 марта 2016

Элле Манжеевой удалось рассказать историю про жену рыбака, которая ждала мужа, но однажды перестала его ждать. Особые приметы фильма: аскетичность граничащая с крайними переживаниями, спокойные истерики и отчаянность с покорностью лани.

И эта картина Манжеевой — punctum — «это то, что как стрела вылетает со сцены и пронзает меня», воздействие «Чаек» может быть мгновенен, а может и тянуться после просмотра в виде шлейфа, и этот шлейф и приводит в возбуждение образов, «сокровенных знаний», которые составляют сущность эстетического переживания зрителя. Лев Лосев сказал по этому поводу: « Поэзия это не водка, — а воспоминание о водке1.

Эльза — главная героиня фильма, бесстрашная, суровая и холодная. Она из плеяды тех героинь Звягинцева, которые погибают в своем отчаянии, будто увядшие цветки со склоненными головами: Елена из одноименного фильма, Вера из «Изгнания», можно бесконечно наблюдать за движением света и тени по их шеям и скулам, а если это заснять, то получится целый фильм — настолько они одинаковы по текстуре.

Эльза развешивает одежду в кадре: встряхивает тщательно, с каждой стороны прищепки, берет железный таз, шарпая об сырую землю галоши, идет домой, попутно погладив собаку. И так день ото дня… как некий устойчивый ритуал на фоне бескрайней прохлады между мужем и ней, натянутых отношений с его матерью и невозможностью принять решение: уйти от мужа или нет. Вроде в ней все понятно, поступки мотивированы — нет никакой тайны, но тайна есть в методе, посредством которого режиссер препарирует ее поступками и побуждениями. В ней выявлен художественный образ всего фильма, одновременно воплотилась мое видение драмы.

Авторы фильма сумели с лёгкостью обойтись без акцента на этническую составляющую, без надрыва, без пафоса, скупо и емко на предельной напряжённости рассказать нам ее историю.

В фильме царит дух поэтизированной реальности: есть дома с дворами в которых живут семьи: там ждут детей со школы, с работ, с других городов, там же выдают замуж, провожают их — атмосфера столь зримая, столь осязаемая, что уже через несколько минут после начала зритель вовлекается в эту реальность. ¬

И самое главное достоинство фильма, возможно и фирменный стиль в будущих картинах режиссера — это надежда, которая нам дарит главная героиня и чайки (души умерших рыбаков) надежда на светлое перерождение по буддизму.

26 ноября 2015

Драма Чайки на широком экране впервые с 2015 года, его режиссером является Элла Манжеева. Кто снимался в кино, актерский состав: Евгений Сангаджиев, Любовь Убушиева, Евгения Манджиева, Сергей Адьянов, Дмитрий Мукеев.

Бюджет фильма составляет около 1200000. Страна производства - Россия. Чайки — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.