Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бараны |
английское название: |
Hrútar |
год: | 2015 |
страны: |
Дания,
Польша,
Норвегия,
Исландия
|
слоган: | «A Tragicomedy about brothers who haven't spoken in four decades» |
режиссер: | Гримур Хаконарсон |
сценарий: | Гримур Хаконарсон |
продюсеры: | Гримар Йонссон, Tom Kjeseth, Алан Р. Миллиган, Эва Сигурдардоттир, Клаудиа Смея, Джейкоб Ярек, Дитте Милстед, Атли Эрварссон, Eliza Oczkowska, Тор Сигюрйоунссон |
видеооператор: | Стурла Брандт Грёвлен |
композитор: | Атли Эрварссон |
художники: | Бьярни Масси, Оулёф Бенедиктсдоуттир, Стигур Стейнторссон, Маргрет Эйнарсдоуттир |
монтаж: | Кристьян Лодмфьёрд, Кристинн Лодмфьёрд |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1750000 |
Сборы в США: | $149 250 |
Мировые сборы: | $1 826 583 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 мая 2015 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Я не критик и рецензии обычно не пишу. Я просто зритель, который немного знаком с Исландией, ее историей, культурой, образом жизни. И, собственно, это не рецензия, а просто отзыв.
Этот фильм меня потряс. Казалось бы, что тут может быть интересного — кино о двух стариках и их овцах? Но это — однозначно один из лучших фильмов из тех, что я посмотрела за последние несколько лет. Здесь здорово все — сюжет, режиссура, операторская работа (ох уж эти суровые исландские пейзажи…), игра актеров, музыка, все эти детали.
Для тех, кто не в курсе, овцы — это то, что позволило выжить исландцам как нации, сформироваться в народ, насчитывающий сегодня всего-то 320 тысяч, но который порождает лучших в мире музыкантов в пересчете на душу населения, который в футбол сегодня обыгрывает англичан, не говоря уж о всяких там хорватах, и снимает такое потрясающее неголливудское кино. Посмотрев этот фильм, очередной раз озадачилась вопросом: как это вообще возможно? Исландцы — особый, эндемичный вид homo sapiens? Естественный отбор за 1000 лет сработал? Отсутствие войн и политических репрессий позволило сохранить генофонд нации? Но это вопросы совсем для другого обсуждения…
10 из 10
10 января 2018
Удивительная природа Исландии украсит собой любой фильм, когда надо, становясь единственной опорой его сюжетных линий, что и происходит с картиной Гримура Хаконарсона, где посеребрённые снегом скалы опускаются с небес барьером для гуляющих по долинам студёным ветров, символизируя стену молчания, более сорока лет разделяющую двух братьев, связанных только собачьей почтой, которую доставляет восторженный пёс, снующий между соседствующими фермами братьев — врагов.
Что бы не разъединяло людей, связать их может только беда — таков смысл этой истории об отшельнической жизни двух стариков, нестерпимо враждующих между собой вопреки своим кровным узам, набирая на овечьих конкурсах очки к своему авторитету, утверждаясь в первенстве между собой, когда-то поставленному их отцом под сомнение.
Одно дело, когда за трон борется молодёжь, совсем другое — соревнование упёртых в своей правоте седых бородачей, приходящих в бешенство от одной мысли, что можно проиграть противнику, считая единственным смыслом жизни доказательство родительской ошибки, но свалившееся на них несчастье расставит всех по нужным местам.
Застилая разум, ненависть, подточив доверие, того гляди, добьёт их обоих, но судьба поворачивает всё так, что друг без друга им уже никак не обойтись, и этот переворот вполне ожидаемый результат планомерно разворачивавшегося конфликта, чётко кристаллизованного в персонажах колоритных бородачей, воплощающих на экране сложную формулу характеров, управляемых немотивированной логикой гордости в непримиримом соперничестве кто — кого.
Мир живёт глобальными проблемами, которые достают по радио и TV, а личная жизнь предстаёт в человеческом измерении, недоступная взглядам и не подчиняющаяся общественным интересам. По тайникам души разложены печали и обиды, не выдавая которых старики изводят оставшиеся годы, но режиссёр проливает свет, открывая взгляду коварство нравов, упорствующих в своей бараньей неправоте.
Маленькую трагедию режиссёр стремится представить наглядным обобщением невероятного разнообразия путей, по которым, теряясь и путаясь, слоняются самоуверенность, надменность и презрение, являющиеся источником тех самых тридцати трёх несчастий, составляющих контекст этой невесёлой повести, где всё легко узнаваемо, доходчиво и легко, жаль, что ясность приходит не ко всем и не вовремя.
20 марта 2017
Животные(в данном случае бараны) испокон веков был для людей источником пищи, одежды, служили как транспорт итд. А так же животные были для человека верными спутниками, друзьями и помощниками. На протяжение всей истории они были незаменимы для человека и являлись нечто большим, чем просто животное.
Два брата совершенно разных по характеру(один спокойный и молчаливый, а другой харизматичный и вспыльчивый), живут на севере Исландии и разводят баранов. У них никого нет кроме друг друга, но они перестали общаться 40 лет назад по причине которая неизвестна ни зрителю, ни им самим. И лишь только изредка обмениваются письмами, делового характера, через собаку. Для братьев бараны это не просто источник дохода, а дело всей жизни. Они водят их на выставки и тратят на них всё свою время. Они превратились для них из простых животных в объекты для заботы. Но в их деревни случается беда, из Англии был завезён смертельный вирус для животных — почесуха (медленно развивающаяся болезнь овец и коз, проявляющаяся признаками поражения центральной нервной системы и истощения). В связи с этой эпидемией, администрация принимает решение уничтожить весь скот в этом районе. Братья по-разному реагируют на эту ситуацию, но они оба готовый пойти на многое чтоб сохранить своих баранов. И эта неприятная ситуация служит первым шагом в разрешению конфликта между братьями.
Разведение баранов и эпидемия служат общим смыслом жизни братьев и общей трагедией. Общие горе всегда служило толчком для объединения людей, но не всегда этот толчок был правильной силы и не всегда в подходящие время. Всегда и во все времена люди не могли понять друг друга, даже если они близкие родственники и вместе росли.
Само кино проходит в медленном ключе(чуть быстрее чему у Тео Ангелопулоса) и нарратив развивается неспешно. Гримур Хаконарсон использует средне-крупные планы для передачи изображения зрителю. В картине присутствуют снежные горные пейзажи северной Исладнии, от которых невозможно оторваться. Диалоги, в большинстве случаев, минималистичны, но содержательны. Оператор Стурла Брандт Грёвлен (обладатель «Серебряного медведя» за фильм «Виктория») проделал большую работу при съёмках Исландских горных ландшафтов и в заключительной сцене в горах. Саундтреки в исполнение исландского композитора Atli Orvarsson гармонично сливаются с картиной и подчёркивают её атмосферу.
Могу рекомендовать это кино всем любителям скандинавских пейзажей, находящихся в дали от городов. Эта картина придётся по душе тем людям, у которых в жизни была подобная ситуация, как у братьев.
7 из 10
1 февраля 2017
«Бараны» — это немногословная, изящная, медлительная, спокойная, красивая, экзистенциальная драма о братской любви и ненависти, о принятии общего горя и его разделении с сердцем, что казалось столь далеким, когда было ближе всех иных, о локальной трагедии, что кажется пуще любого иной дестабилизации в мировом масштабе: когда рушиться мир вокруг воспринимать это легче, ибо больно не только тебе, когда же рушится лишь твой «мир» — вот он, личностный Армагеддон.
Исландский кинематограф — вещь, как и сама Исландия, небольшая да не обширная. Однако то, что качество лент, производимых данной страной, на сегодняшний день куда выше, чем множества куда более богатых в плане кинематографической истории стран — это однозначно. В привычных сему обдуваемому всеми ветрами небольшому острову декорациях невысоких, плавных холмов, будто «струящихся» у горизонта, и зеленых прерий, режиссёр Гримур Хаконарсон рассказывает историю внутренней сентенциозной борьбы, где во главе угла стоит не атмосфера, а осознание безнадёги — всепоглощающей, пусть и в общем плане такой небольшой, малозначимой в условиях всего социума. Данный деталь является тем движителем, что и сближает людей родных, то бишь тех, кто должен быть вместе, казалось бы, всегда, но нет… Эта мораль, эта тематика ссоры в семейном кругу — показатель того, чего автор не желает никому, что автор просит обойти стороной, не доводить до подобного. Тема родственных взаимоотношений актуальна повсеместно и была таковой, кажется, всегда, посему и фильм сей можно будет считать, думаю, классикой однозначного артхауса через какой десяток лет.
Да, бесспорно следует заметить, что в общем-то для зрителя обыденного, не привычного к глубоким, требующим проникновения во внутренний мир героев фильмов, эта лента будет скучна и медлительна. Ввиду не окончательного постижения всей подноготной истории, разъяснение которой «разбросано» по хронометражу и раскрывается путем показа в кадре стараниями мастерской операторской работы Стурла Брандта Грёвлена, человек по ту сторону экрана способен заскучать и не уследить, не понять чувств, эмоций, воспоминаний, а потому и сути конфликта, всей важности его кульминации, всей трагедии и радости ее незавершенности… Тут вопрос спорный, ибо можно сказать, что кино таковым является и рассчитано на специального зрителя, однако каждый зритель — «специальный», ибо обладает субъективным, собственным мнением. Посему нельзя сей пункт считать как однозначный минус, но и воспринимать его как должное не следует.
В общем-то данный фильм — крайне хорошая, крепкая в плане повествования и проработки сценария картина о борьбе человека с самим собой. «Мы сами порождаем своих демонов» — это кино о том, как мы же способны их победить. Осознать то, что действительно важно, но, к сожалению, лишь в последний момент, когда изменить что-то почти до невозможности трудно, почему и начинаешь тешить эфемерной иллюзией того, что все, возможно, «будет хорошо»… Наполненное смыслом, неторопливое, запоминающееся непременно отличными актерскими работами Сигюрдюра Сигюрйоунссона (Гумми) и Теодора Юлиуссона (Кидди) кино, что вместе с тем хвастает пусть и монохромными, но столь обворожительными, завораживающими красотами острова-страны Исландия, антураж которой здесь играет не главную, но и не последнюю роль, ибо метафоричность разверзшейся в конце природной бури, что вторит эмоциональному урагану внутри главных героев, является прекраснейшим постановочным ходом для пущего понимая всего трагизма и возвышенности ситуации. Все это в сочетании преподносит зрителю хороший, безукоризненно небесполезный фильм, чья награда «Особый взгляд», полученная на Канском фестивале, была дана ему не просто так, что беспрекословно понимаешь после просмотра.
P.S. Советую смотреть с субтитрами, так как профессионального перевода на русский лента не имеет, а любительский ой как плох. Но это — ИМХО. Спасибо за внимание.
16 октября 2016
Общая информация. «Бараны» (изначально «Овны») — самый яркий представитель исландского кинематографа в 2015 году. Фильм выиграли главный приз на Каннском Кинофестивале 2015 в программе «Особый взгляд» и был очень высоко оценен критиками. Срежиссировал кинокартину Гримур Хаконарсон, а снялись в ней местные, широкому зрителю неизвестные, актеры.
Сюжет. Два брата, живущие по соседству где-то в исландской глуши, не разговаривают друг с другом вот уже 40 лет. Оба зарабатывают на жизнь животноводством, в частности разведением овец, холят и лелеют своих подопечных и даже участвуют в «конкурсах красоты» для барашков. Но вирус среди скота, заставляет братьев пересмотреть отношения к работе, жизни и друг другу.
Развитие отношений в фильме. Главным в фильме является описание взаимоотношений между братьями: это видно из синопсиса. Очень понравилось то, как они прописаны. С самого начала нам показывают, что, несмотря на давнюю ссору, братья поддерживают и помогают друг другу, хоть и не открыто. То есть авторы фильма не бросались из крайности в крайность, когда чужие люди вдруг ни с того ни с сего становятся лучшими друзьями. Они показали сложную психологию взаимоотношений, время, стирающее всё плохое, способность людей объединяться перед лицом беды.
Техническая реализация фильма. Фильм «Бараны» снят безупречно во всех отношениях. Тут придраться практически не к чему. Великолепные режиссура, сценарий, монтаж, игра актеров, операторская работа, декорации, музыка. Все перечисленное, плюс интересная история, и выделили фильм среди конкурентов, позволив завоевать столь престижный приз.
Мое отношение к фильму. Я люблю Исландию и всё, что с ней связано. Поэтому восторгам моим не было предела, когда я узнал о существовании этого качественного чисто исландского кино. Красивые, хоть и мрачные, пейзажи Исландии в сочетании с местным бытом, при потрясающей реализации — рай для меня. И оценивая фильм, мне сложно быть объективным. Хотя долгое ожидание и большие надежды, возможно, сыграли со мной злую шутку: фильм при всем своем великолепии показался несколько неживым, стерильным, потерявшем изюминку в попытках достичь идеала.
Итог. «Бараны» — это фильм, который, безусловно, стоит смотреть. Достойный представитель исландского кино и культуры, занявший почётное место, как хочется верить, не только на Каннском МКФ, но и в истории кино в целом.
14 сентября 2016
Фильм показался мне удивительно атмосферным, типично исландским, пронизанным Исландией. И это с первых кадров определило отношение к нему. Картину характеризуют неторопливость, детализация, сдержанное музыкальное сопровождение и фрагментарность, не лишающая произведение смыслового единства. Наоборот — каждый кадр работает на целое, нет провисающих сцен, все моменты кажутся одинаково важными, с правильно расставленными акцентами. Например, сцена, где Гудмундур после конкурса загоняет барана в ванную и моет. Совсем короткая, она наглядно показывает, насколько важен для Гудмундура каждый из его баранов. Он не осуждает их, не презирает за несовершенство, не отрекается от них из-за неудачи. А некоторая медлительность действия, привычная для артхауса и лично мне пока не набившая оскомину, смотрится здесь закономерно: она сочетается с представлениями о быте и нраве исландцев — не слишком разговорчивых, скупых на эмоции, но переживающих те же драмы, что и все, так же нуждающихся в добром слове и участии. Нетрудно понять, почему их характер таков: человеческие истории разворачиваются на фоне потрясающих суровых видов, и на общем плане герои как бы теряются в окружающем их пейзаже. Горы, леса, снега. Огромные пространства.
Но в центре внимания здесь всё же люди. Дилемма, которую приходится решать герою, действительно неприятна и крайне сложна. Однако его выбор даёт понять, что он не мученик и не заложник щекотливого положения — собственный интерес для Гудмундура оказывается важнее общей безопасности. Его недальновидность, фанатичное желание спасти овец любой ценой заставляют поступать безрассудно и даже непорядочно. В то время как соседи, честно исполнив свой долг, пытаются выкарабкаться из спровоцированной им же ситуации и начать жить иначе, а его собственный брат, потеряв единственный смысл жизни, начинает пить, он скрывается от всех и обманывает. Поражает также различное отношение братьев к необходимости уничтожить скот. Более слабый и не слишком приятный в общении брат-пьяница не способен сделать это, он устраивает скандал и не подпускает отряд к своим овцам. Но Гудмундур, такой понимающий и чувствительный, ради исполнения своего замысла способен на жестокость, сколько бы она ни терзала его после, и это прекрасно демонстрирует, как непостижима человеческая природа. В то время, как другие фермеры подавлены свалившимся на них горем, он мирно празднует Рождество, нисколько не заботясь о своих товарищах. Его не мучают угрызения совести. Он вовсе не считает, что поступает плохо.
Мы так и не узнаём, почему братья, живя по соседству, не разговаривали столько лет. Довольно ожидаемо было увидеть, что угроза извне сплотила их. Но наиболее пронзительной мне показалась сцена, в которой Кидди посреди ужасного бурана зовёт брата. Это как бы расплата за самонадеянность и эгоизм. И одновременно осознание, что человек всегда важнее. В свой крик Кидди словно вкладывает эмоции, сдерживаемые столько лет. И — открытый финал. Глубокое и интересное кино, которое действительно стоит увидеть.
13 августа 2016
Исландия. Вечно продуваемая холодными ветрами и одолеваемая бесконечными холодами. Здесь где то на ее просторах, в промерзшей долине живут два брата. Их домики находятся совсем рядом друг с другом. Давняя вражда рассорила братьев, прошло уже сорок лет, но за это время ничего не изменилось, братья так и не разговаривают друг с другом. Они занимаются разведением баранов. Этот скот дает им все что им необходимо для жизни. Это их единственный источник выживания в этих суровых местах. Еда, деньги, одежда, все жизненно важные атрибуты для жизни дают братьям их бараны. Но в один из дней приходит беда, смертельная болезнь одолевает баранов, от нее нет никакой вакцины, единственный выход это поголовное истребление всех животных.
Это кино настоящий и характерный представитель современного кинематографа Исландии. Режиссер Гримур Хаконарсон рассказывает своему зрителю драматическую историю, выдержанную в ярком национальном характере. В этой ленте есть все за что мы любим кино этой небольшой страны. Колоритная лента, очень точно передающая все то чем живет Исландия, точнее сказать ее «деревенская глубинка». Длинные, молчаливые кадры и панорамные съемки, медленное развитие действия, минимум диалогов, но эмоций от этого не становится меньше. Работа оператора говорит сама за себя, драматичные кадры цепляют и не отпускают. Да и суровая красота Исландии перед глазами.
Овцы это единственный источник выживания в непростых условиях. Поэтому когда начинается падеж скота это становится настоящей трагедией для всех занимающихся его разведением. Для братьев же это становится больше чем просто злым роком. Бараны для них это не только их заработок, их овцы для них еще и лучшие друзья. Они зовут каждого из них по имени, с людьми братья нелюдимы, другое дело их овцы. Нагрянувшая нежданно беда казалось бы должна еще больше отдалить братьев друг от друга, ведь это благодаря одному из них открылась страшная болезнь животных. На деле же эта трагедия делает первый шажок к сближению и последующей совместной попытки спасти единственных представителей клана.
Картина собрала большое количество национальных призов по праву. Да и жюри Каннского кинофестиваля оценила ленту по достоинству наградив ленту почетной наградой.
Лента наталкивает на размышления, особенно своим финалом, для меня же он мог быть лишь таким каким и был показан. Всем любителям и ценителям скандинавских картин данное фестивальное кино должно прийтись по вкусу. Прекрасный представитель кино Исландии.
10 июня 2016
Далеко-далеко на севере Исландии на маленькой ферме живет сумрачный и брутальный Гудмундур, который занимается разведением овец. Редко улыбка появляется на его обветренном лице. Лишь, когда он обходит свои владения, гладит и целует каждую овцу в своем стаде. А у каждой овцы есть имя и для каждого животного у хозяина найдется теплое слово. Первые пять минут экранного времени рассказывают о главном герое абсолютно все, что нужно знать зрителю: своих овец он любит гораздо больше, чем людей. Единственная проблема в жизни Гудмундура — родной брат, живущий по соседству. Когда-то давно браться поссорились. Никто не помнит из-за чего, но уже 40 лет они не разговаривают, лишь в крайнем случае шлют друг другу записки. А когда на соседней ферме начнется падеж скота, и власти, опасаясь эпидемии, прикажут забить всех животных в округе, Гудмундур не остановится ни перед чем, лишь бы спасти своих любимых овечек и баранов.
«Бараны» — главный хит исладского кино за 2015 год. Как игрушка из конструктора, он легко разбирается на несколько составляющих.
Техническая и стилистическая. Картина сделана в манере усредненного европейского артхауса со всеми присущими приемами, давно ставшими штампами. Длинные, панорамные кадры (к счастью, в фильме есть на что смотреть. Исландские пейзажи восхитительны), глубокомысленно молчащие по 10 минут персонажи, смотрящие куда-то за горизонт. Вот камера подробно фиксирует движения главного героя: встал, пошел в холодильнику, вынул бутылку с молоком. Дальше нам в деталях покажут, что он будет с этой бутылкой делать. С одной стороны, наблюдать за бытом исландского фермера, в принципе, любопытно (хотя он мало отличается от быта любого жителя богатой, западноевропейской страны). Счастливые обладатели «исландского фетиша», неровно дышащие ко всему, связанному с этой страной, будут в восторге. Но фильм вызывает устойчивое «дежа вю» и это факт.
Но и режиссер, и актеры, и оператор свою работу знают и делают ее на «отлично», и за это им большое спасибо.
Содержание. Многие критики жалуются, что им трудно воспринимать всерьез исландское кино. Какую бы интересную или драматическую историю они не придумали, ты не можешь отделаться от ощущения фальши, помня, что это фильм из страны с населением в 400 000 человек, из страны, занимающей одно из первых мест в мире по уровню жизни и отсутствию коррупцию и преступности.
Вот и в этом случае, драматические коллизии, происходящие на экране, смотрелись бы, пожалуй, более адекватно в антураже какой-нибудь страны третьего мира. А на фоне уютных, красочных домиков, идеальных дорог и хорошо одетых фермеров в дорогих машинах — как-то это все попахивает самодеятельностью, честное слово (кстати, еще о картинке. Весь фильм воспринимается как набор открыток по теме «Смотрите, как у нас в Исландии хорошо», особенно в сравнении с жизнью в российской глубинке).
Финал фильма очень спорный, я бы даже сказал, чересчур надуманный и потому неубедительный. Логика поведения героев не ясна. На что надеялись? Зачем все это было?
Однако, фильм понравился жюри Каннского кинофестиваля (спецприз в рамках программы «Особый взгляд») и еще радовал глаза критикам и зрителям на десятке киносмотров по всей Европе и Северной Америке. А на родине картина собрала все награды местной киноакадемии («лучший фильм», «лучший режиссер», «лучшие актерские работы», «лучший сценарий»).
Какие тайные струны исландской души затронула эта история, что вызвала такой прилив любви?
Над этим вопросом интересно поразмышлять.
На протяжении столетий, в условиях сурового климата, разведение овец было одним из столпов местной экономики и единственным средством выживания. «Овцы — лучшие друзья человека» — такая фраза звучит в фильме. Эта идея глубоко укоренилась в сознании исландцев, привыкших жить в постоянной борьбе с природными стихиями. Овца — источник еды, одежды. Видимо, обращение фильма к генетической памяти и обрекло его на успех.
Подобное есть и в российской ментальности, хотя давно утеряно жителями больших городов. Моя бабушка провела свою молодость в 1950-х годах в маленькой деревне где-то в районе Уральских гор и рассказывала: «Главный член семьи и кормилица — корова. Если начинался падеж скота, люди убивались больше, чем из-за смерти детей. Ребенок — это лишний рот, а корова денег больших стоит».
В связи с этим, конечно, любопытно, поспекулировать на тему, можно ли снять подобный фильм на российском материале.
Что мы имеем в итоге. Фильм будет интересен всем, кто не пропускает ни одной европейской, фестивальной новинки; всем, кто интересуется конкретно скандинавским кино; и всем, кто просто любит Исландию и исландцев во всех формах и видах.
6 из 10
20 марта 2016