Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Алигарх |
английское название: |
Aligarh |
год: | 2015 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Хансал Мехта |
сценаристы: | Апурва Асрани, Ишани Банерджи |
продюсеры: | Сунил Лула, Сандип Сингх, Шайлеш Р. Сингх, Aftab Qureshi, Алок Трипати |
видеооператор: | Satya Nagpaul |
композитор: | Каран Кулкарни |
художники: | Indranil Chowdhury, Пиа Бенегал, Паял Гхош |
монтаж: | Апурва Асрани |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 октября 2015 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 54 мин |
На этот фильм довольно трудно писать рецензию, потому что он затрагивает темы, которые наше общество до сих пор не готово обсуждать.
Выше уже написали, что фильм неторопливый, медленный, поэтому поклонникам танцев, боёв, спецэффектов смотреть его будет трудно.
Он может не понравиться и тем, кто хочет увидеть любовную драму. Не буду тут раскрывать все карты, но желающих увидеть эротические сцены или замысловатые треугольники или любовные истории ждет разочарование — после Голливуда нас там ничем не удивишь.
И третий «минус»: тут показана Индия такой, какая она есть. Нет тут дорогих цветастых сари, нет тут красавцев и красавиц на каждом шагу, ни дворцов, ни богачей. Правда, нищетой тут тоже никого не шокируют. Обычная жизнь обычных людей. Вот как у большинства посетителей этого сайта. Из-за этого этот фильм тоже может не понравиться.
А теперь эти три «минуса» превращаются в три огромных «плюса» и достоинства этого фильма.
Во-первых, это — реальная Индия. Жизнь обычного профессора, жизнь обычного журналиста. Жизнь по съемным углам. Вы снимаете жилье или снимали? Знаете, что это такое? А теперь посмотрите, какое оно в Индии! Это там еще туалеты-кухни не показывают. Зато несколько раз показывают отношения с владельцами жилья. Прочувствуйте!
А были ли вы в суде? В настоящем? А приходилось ли вам отстаивать свои права? Думаю, вам будет интересно посмотреть на сцены суда. Индия — за тысячи километров, но ощущения будут знакомы многим живущим на постсоветском пространстве.
Вам нравится Индия, но вы там еще не были? Этот фильм — хорошая возможность посмотреть на нее с безопасного расстояния и в то же время — изнутри.
Когда вы посмотрите еще только треть этого фильма, я думаю, вы начнете задаваться вопросами: а в каких обществах живем мы? К человеку ворвались в спальню, избили, сняли на камеру и запустили во все газеты. Борцы за нравственность? Нет! У них свои четкие цели, они нашли уязвимое место, на самом деле «нравственность» не интересовала никого. И фильм отлично это показывает. Я думаю, вы вспомните наших Милонова, Мизулину, Яровую, Энтео, всяких религиозных активистов, и Тесака еще — всех тех, кто так хотят контролировать нашу с вами жизнь: куда ходить, на что смотреть, с кем спать, что говорить.
Фильм затрагивает и другие темы: старения, одиночества, смерти, страха. То, что в фильме нет эротики, а главному герою уже за 60, — огромный плюс. Как-то давно уже во многих фильмах секс отделен от любви, а любовь — от секса. Да и поэзии давно уже нет. А тут — это есть. Спокойно и ненавязчиво. Если захотеть, то можно и не почувствовать.
И песни в этом фильме тоже есть — это же Индия! И песни — классические.
Фильм — не про гомосексуальность как таковую. Он про жизнь людей рядом с нами. Про то, как легко сломать чью-то жизнь, особенно прикрываясь «моралью». «Спать нельзя», а предавать, подставлять, унижать, убивать — можно. Прям как у нас — не находите? Только у нас еще теперь и подобный фильм невозможен. И не потому, что у нас проблем таких нет, а потому, что мы обсуждать не готовы ни нашу старость, ни нашу бедность, ни место религии в обществе, а иная сексуальность теперь вообще под запретом.
Лично для меня фильм был интересен по всем показателям: музыка — есть, симпатичные герои — есть, главный актер сыграл свою роль великолепно (а сыграть «героя», который «не герой» — ооочень трудно), улицы и дома — мне знакомы, Индия — современная и не туристическая. В основе — реальные события. И фильм — ненавязчивый! Ничего вам тут не навязывают, кроме как: «Вспомните о своем собственном достоинстве…»
На мой вкус —
10 из 10
12 июня 2017
Трудно быть геем в нелояльной стране.
Узнав о нетрадиционной ориентации профессора Алигархского университета, преподавателя языка маратхи Сираса, руководство университета принимает решение о его увольнении за аморальное и недостойное его статусу поведение, к тому же, противоречащее уставу ВУЗА со 175 -летней историей и третьему по значимости в Индии. Ибо в настоящее время, по мнению высокого ареопага, репутация уважаемого в Индии университета безнадёжно подпорчена и подмочена. Кроме того, скрытому гею — профессору выдано предписание покинуть занимаемую им жилплощадь в течение семи дней. Что характерно, почти сразу же в его квартире отключают электричество. Такова расплата за половое сношение профессора с каким — то там случайным рикшей -извозчиком.
Латентный 64- летний гей, застуканный и пойманный в своей постели с молодым парнем, после скандала погружается в депрессию. Он загнан в угол, вскоре должен сменить и место жительства и работу. На него открыли охоту. И поэтому запирается на все семь замков, проводя все вечера со стаканом виски, мечтая обрести безопасность и покой. Падкая до сенсаций пресса, начинает свое журналистское расследование этого громкого дела.
Сам по себе фильм настолько мучительно нетороплив в своем повествовании, что нетрудно заснуть или увязнуть в его липкой структуре из нудных рассуждений странного профессора о его книге, о поэзии, и о тупике из которого нет выхода, о людях в чужом городе. Пищей для его невеселых рассуждений является ещё и тот факт, что он чуть ли не единственный холостяк в Алигархе. С болью в сердце профессор принимает этот факт, всё его нутро как бы вопит и бунтует. Сирас в недоумении оттого, что ему, холостому, после его противоестественной связи отказывают сдать квартиру, потому что он не женат. А до этого выходит было можно ? Потому что по мнению толпы, это очень странно, тебе 65, а ты до сих пор не женат, как так ?!В обывательском сознании прочно укрепилась формулировка: чем меньше женщину ты любишь, тем больше шансов, тем больше шансов, что ты гей. Хотя, наверно, бывают и женатые, не знаю. Как бы то ни было, независимо от того хотим мы этого или нет, но в массовом сознании гомосексуальные наклонности и сами их представители прорисованы достаточно ясно и чётко. Да мало ли что придет в голову одинокому сумасбродному профессору, и не устроит ли он снова генитальную разрядку с очередным мужчиной в их квартире? Вот что беспокоит гетеросексуальное большинство. И конечно их тоже можно понять по своему, если общество не хочет ни видеть ни слышать о гей-меньшинствах, и уж тем более приобщаться к ним. Пусть даже таким способом, когда речь о сдаче гомосексуалистам в наём жилья. Тем временем суд и журналисты также неторопливо и мучительно препарируют поступок гея — интеллигента, пытаясь постичь его смысл. Одни, неудовлетворённые и одержимые узнать правду, пытаются разоблачить и пригвоздить профессора к доске позора, защитники же апеллируют на неприкосновенность частной собственности и тайны личной жизни обвиняемого. Они же аппелируют к статье 377 Уголовного кодекса Индии, где гомосексуализм с некоторых пор уже не является уголовно-наказуемым деянием. В общем, жить стало лучше, жить стало веселей. В фильм вставлен даже эпизод некоего гей-парада, уж не знаю, реального или нет. Но раньше я таких вольностей и отступлений в индийском кино явно не наблюдал. Боюсь, что любителям традиционного кино Индии, этот фильм всё же вряд ли придётся по душе. Никакой пользы от его просмотра лично я для себя не получил. И не только потому, что сама гомосексуальная тема мне абсолютно безразлична и не интересна. А скорее потому, что это настолько унылое, затянутое и вялотекущее зрелище, что все эти разоблачения, гомосексуальные проблемы, судебные слушания и разборки, юридические тонкости, доказательства и опровержения, сняты в такой монотонно- муторной манере и настолько сильно изматывают, что уже хочется, чтобы фильм закончился хоть чем -нибудь, неважно чем. Не говоря уж об утомительно-скучных и продолжительных по времени моментах глубоких страданий и мучений, оказавшегося в сложной жизненной ситуации пожилого гея. Её, эту ситуацию, в данном контексте, пожалуй, можно охарактеризовать как социально- сиротскую. Но вот какой-то фальши в игре актёров не было. И если рассматривать фильм с этой точки зрения, то у него определённо есть шанс и найти своего зрителя, и даже более того, кому — то понравиться.
27 апреля 2016