Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Здорово и вечно |
год: | 2014 |
страна: |
Россия
|
режиссеры: | Наталья Чумакова, Анна Цирлина |
продюсеры: | Иван Лебедев, Катерина Марсова, Тихон Пендюрин, Борис Хлебников |
видеооператоры: | Александр Симонов, Наталья Чумакова, Сид Яндовка, Ксения Елян |
художник: | Сид Яндовка |
монтаж: | Сид Яндовка |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $86 877 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 февраля 2016 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
Хорошо и атмосферно снятая документальное кино о легендах советского и российского панк-рока, моей любимой группе. В принципе по самому фильму и его задумке мало что можно сказать плохого. Снято как раз в стиле Летова, такой вот набор воспоминаний, картин из прошлого и кадров концертов и просто фотографий.
Однако всё же очень не хватает информации о дальнейшей биографии Летова и группы, ведь фильм оканчивается на 90х, а ведь и дальше столько всего было о группе. Именно там мы могли бы увидеть и НБП, общение с Лимоновым и отстаивание левых идей.
Но всё же фильм о становлении Летова и Гражданской обороны, о её первых годах. И с этим фильм справился замечательно.
Не хватает продолжения и всё же большего количества информации, возможно больше высказываний Егора (Игоря), которых далеко не мало. Как-то все люди говорили больше о себе, да о царившей вокруг группы атмосфере, но не о самой группе и конкретно Летове.
8\10
7 мая 2018
Ругать этот фильм можно за его дилетантскую операторскую работу и явное отсутствие бюджета, но делать это абсолютно не хочется, потому что, главный герой картины Егор Летов тоже исповедовал принцип DIY (дословно «Сделай сам»). Поэтому и предъявлять документальному фильму, сделанному по такому же принципу, претензии к технической стороне изображения, как минимум опрометчиво. Картина несомненно войдет в историю, как важный кинодокумент, так как авторы зафиксировали на пленку непосредственных участников событий.
Конечно фанаты «Обороны», наверняка посмотрят и высоко оценят этот фильм, но на мой взгляд, картину стоит увидеть людям, которые скептически относятся к творчеству Летова, поскольку лента удачно рассказывает историю о становлении Егора, обнажает не всеми видимый философский фундамент его творческой деятельности и объясняет, почему этот человек и его идеи остаются интересными по сей день.
Ранний период творчества Летова, о котором рассказывает фильм — это время духовных поисков, взросления и начала противоборства героя с системой. В этом фильме жизнь Егора плотно вписана в социальное-общественные исторические процессы.
Холодная советская Сибирь, суровая неприязнь ко всему новому внутри пьющего советского населения, испуганного советской властью. В этом, казалась бы, странном замороженном мире вдруг появляется человек, который всеми фибрами души пытается, вначале внутри себя, перебороть серость и страхи, рожденные в индустриальном Омске.
Наблюдать за трансформацией героя интересно еще и потому, что по мере его раскрытия режиссерами, мы наблюдаем эволюцию во взглядах человека параллельно изменениям в государстве. Именно этот немаловажный аспект картины Натальи Чумаковой и Анны Цирлиной, заставляет досмотреть «Здорово и вечно» до конца и рекомендовать друзьям.
12 августа 2017
Фильм-ностальгия, фильм-фотоальбом. Эта лента — не художественный вымысел, не новый взгляд на привычное. Это эпистолярный сборник воспоминаний, впечатлений и рефлексий, без набивших оскомину крестовых походов в поисках истины и обнаженных «изнанок». Это омут памяти, просто погрузившись в который, назад возвращаешься с большой неохотой. Ведь житейские истории коллег по цеху о полумифическом Летове покоряют своей простотой и непосредственностью, а оглушительный успех «Обороны» из легенды в декорациях сибирской тайги превращается во вполне человеческую историю, полную проб и ошибок, фатализма и закономерностей. И хотя создатели фильма не задавались целью приблизить зрителя к феномену популярности «ГО» и уж тем более — к личности главного героя, именно это мы и получаем в сухом остатке. И ставим твердый, как слово пионера, большущий лайк.
«В Москве Летова дают!» Так могло бы начаться мое знакомство с Г. О. в конце 80-х. Но не могло и не случилось. Волею судеб мне было отведено познакомиться с творчеством этого гениального люмпена лишь в начале нового века. Но опыт бытия, идеология деклассированных духом, вросли в меня корнями с первых нот. Как сейчас помню нарочито грязное звучание и хлесткие рифмы. То, что Игорь Федорович знал тогда, отзывается сейчас.
Человек вне времени, ветхозаветный и трижды неправедный, неизбывный в стремлении от себя к себе. Музыка «назло» и борьба с системой, не политической, но с системой в головах. И тот, кто сумел продраться сквозь дебри его тоталитарной скверны, тот прикоснулся к его личному Смыслу существования, не заразившись при этом прогнившей логикой мира. И это тоже ЗДОРОВО И ВЕЧНО.
9 из 10
29 января 2017
О существовании этого фильма я знал довольно давно, но посчитав что не достаточно знаком с творчеством Егора Летова решил отложить просмотр. Прослушав практически все песни ГО и отсмотрев определенное количество концертов и интервью я подготовил себя к знакомству с фильмом. Символично, что посмотрел его я 19 февраля — день смерти Егора Летова.
Режиссером данной картины выступила Наталья Чумакова, его вдова, что по моему мнению является большим плюсом. Интервью дают близкие Егору люди, рассказывают о его трудном жизненном пути и «борьбе» с системой. Главной заслугой фильма является простота подачи, это позволяет привлечь внимание тех людей, которые ни ГО, ни личностью Егора Летова не интересовались. Уверен что большинство после просмотра поступят так же как я и начнут изучать все, что с его творчеством связано.
Так же хочется отметить и элегантность картинки. Практически весь фильм черно-белый. Благодаря этому создается очень правильная, «советская» атмосфера, которая в совокупности с воспоминаниями участников группы погружает нас в годы зарождения культовой группы.
Конечно фильм не идеален, так как ничтожно мало времени было уделено интервью с самим Егором, музыки тоже маловато. Но видно, что фильм создавался с любовью, с целью напомнить молодому поколению о человеке который не боялся быть осуждаемым высоким обществом, быть «другим».
8 из 10
20 февраля 2015
Очень сложно рассказывать про этот фильм — не фильм даже, а череду воспоминаний о первых годах «Гражданской обороны», собранных человеком, который был для Егора Летова самым близким в его последние несколько лет. Сложно требовать от такого фильма объективности, и не имеет смысла обсуждать, была ли «Оборона» самой важной российской группой последних 30 лет, а Летов — их ключевой фигурой. Для авторов фильма и всех, кто в разное время «подсел» на мрачный сибирский панк, все это и так не подлежит сомнению. И остается вместе попробовать разобраться в природе омской аномалии, которая до сих пор обладает паранормальной силой притяжения и способна с первых песен затянуть в свою воронку (живое тому свидетельство — режиссер Хлебников, который, впервые услышав ГО в весьма зрелом возрасте, сразу записался в продюсеры этого кинопроекта).
Про истоки здесь, действительно, сказано и показано много — на жестком и, скорее всего, невольном контрасте между молодым, тогдашним Летовым и сильно постаревшими героями сибирского рок-подполья 80-х. Бойцы вспоминают минувшие дни, и постепенно понимаешь, как это было здорово — рвать на части ошалевшие дворцы пионеров, быть свободными и вообще творить революцию. Сплошь черно-белая картинка подкреплена соответствующей бинарной логикой: свет против тьмы, Летов против системы. И точка в фильме поставлена в момент распада группы вскоре после того, как издох душивший ее строй. Штука в том, что если бы феномен «Гражданской обороны» ограничивался только этим, она так бы и осталась далеко в прошлом, как это произошло с подавляющим большинством раннеперестроечных групп.
…А с ней в середине 1990-х — и в фильме этого, увы, уже нет — случилось воскрешение. Вернее, реинкарнация, когда «Оборона» играла на разогреве у Зюганова в гастрольном туре в поддержку коммунистов. Затем Летов появился среди отцов-основателей НБП вместе с Дугиным и Лимоновым. При этом почти весь музыкальный материал, который звучит в «Здорово и вечно», с легкостью поменял свою полярность, и стало понятно, что лучшие песни ГО написаны не «на злобу дня» — они и есть сама злоба; сколь праведный, столь и универсальный гнев. И когда Егор находил правильную точку его приложения, он был способен перевернуть мир (по меньшей мере — мир своих фанатов). Эти прыги-скоки, постоянные поиски свежего нарыва, желание быть «назло и поперёк» — естественное состояние Летова, а новая революция — питательная среда для его песен.
И вот «Все идет по плану» уже звучит на Болотной, а на фильм о ГО трудно купить билет. Летов жив — особенно сейчас, когда гражданам так нужна оборона против симптомов удушья, которые он умел выразить лучше других: тошнота, раздражение, ужас и моральный террор. Похоже, в России эта музыка, действительно, обречена быть вечной.
9 декабря 2014
Был сегодня на показе в кинотеатре.
Фильм по сути представляет собой документальную историю ГО и Егора Летова. Понравилось объяснение многих событий и выстраивание их в единую цепочку, показывающую всю суть, весь феномен ГО. Это стоит знать не только из-за ностальгии по творчеству Летова, но и для понимания что «есть ещё иная жизнь», на которую способны далеко не многие. Я не способен.
Не понравился довольно слабый видеоряд. Режиссёрам не удалось создать соответствующую атмосферу. Явно не хватало Летовской психоделики. Также немного напрягала гробовая тишина из колонок при переходах между сюжетами. Фоном можно было поставить больше творений Егора. Взять их можно было из того же Коммунизма.
В любом случае эмоции получены, несмотря на то, что ожидалось нечто большее. Скинем это на дебют Натальи Чумаковой. Положительные черты есть, но в мир конца восьмидесятых окунуться не удалось, как и не удалось почувствовать Летова изнутри, хотя режиссёры явно пытались донести нам именно это. Не докрутили.
Интервью с явно нетрезвым Кузьмой вызывали позитивный смех во всём зале. Реально чувак жжёт по полной!
Несмотря на критику фильм заслуживает уважение, как дань памяти такому великому Человеку, который повлиял на умы молодёжи целой эпохи и до сих пор продолжает влиять. Человек живёт пока его помнят. Я буду помнить.
6 декабря 2014
Этот фильм хорош, интересен и специфичен. Рассказывается о ранних годах жизни Егора Летова, его творчестве, его характере. Фильм интересен тем, кто хочет больше узнать о нём, понять его.
Фильм состоит из интервью с его знакомыми, друзьями, братом, записей с концертов, вставок из его дневников, записей. Он на половину черно-белый, но смотрится от этого только лучше. Можно сказать это придаёт определённый стиль картине. Не уникальный конечно, но запоминающийся.
Мне фильм понравился, он передаёт какую-то особую атмосферу перестройки, Сибири, Советского Союза. Это всё в целом создаёт настроение картине. Кому интересна фигура Летова, тот посмотрит, остальным может не понравиться, потому что он узкоспециален, для фанатов, но как мне кажется не лишён художественной ценности для более широкого круга людей. Но пор моему мнению начинать знакомство с творчеством Летова не стоит именно с этого фильма.
Сравнивая с документальными фильмами про музыкантов, то он построен по похожей схеме: интервью- концерты- дневники-факты биографии. Это не минус, мне такой подход нравится.
Единственный минус — мало музыки, песни есть, но лично мне маловато. Но это субъективно.
9 из 10
4 декабря 2014
Посмотрел недавно фильм Натальи Чумаковой и Анны Цирлиной «Здорово и Вечно. Как только нашлось время, поспешил в кинотеатр на просмотр данной документальной ленты.
Поначалу идея фильма о ГО меня не «зацепила», не смотря на то, что я сам являюсь многолетним поклонником творчества Егора Летова, песни которого вдохновляли меня на протяжении всего моего юношества и продолжают это делать меня по сию пору. Но за время ожидания, в том числе и за тот отрезок времени, пока выходил в свет т. н. «Проекта Фильма», я успел заинтересоваться этим проектом. Этому поспособствовало и просмотренное на YouTube интервью со вдовой музыканта — Натальей Чумаковой. На сеанс я шел с чувством, конечно, не колоссального, но какого-никакого предвкушения чего-то значимого.
К сожалению, ожидания мои не оправдались. Колоссального я не ждал, поэтому и разочарование оказалось не слишком большое.
В одном из интернет-изданий интервьюер, задавая вопрос Чумаковой, среди прочего заметил, что подобный фильм давно ждали, но никто почему-то не решился его снимать. Но вот, Чумакова решилась это сделать. Все дело в том, а действительно ли фильм так и напрашивался, так ли он был именно что нужен поклонникам группы Гражданская Оборона?
По факту мы получили вполне традиционный документальный фильм-интервью с бывшим участниками ГО и людьми их круга. Но все то, что они рассказывали, многолетние фаны ГО знали уже давным-давно. Мы знали хронологию и фактологию группы и по знаменитому дайджесту интервью Летова «Я Не Верю в Анархию», и по просмотрам фото ГО на официальном сайте, по многому другому. У каждого, я думаю, сложилась своя мозаика. Ничего нового в плане информации данный документальный фильм не добавил. Он будет интересен разве что моим родителям — т. е. людям, знающем о ГО только от меня, понаслышке. В общем повествовании радовали монологи Константина Рябинова, но я и раньше знал, что гитарист ГО Константин «Кузя УО» Рябинов был и остается весьма потешным товарищем.
Некий образ времени были призваны создать куски из советской агитпроповской документалистики. Но и эту сторону эпохи некоторые даже застали живьем, а иные сотни раз видели в различных фильмах. Взять, например, довольно известный кино-коллаж Сергея Лозницы «Представление».
Узнав из интервью вдовы Летова, что фильм не будет фильмом-интервью, я ждал, что это будет не просто повествование от лица участников группы и что это не будет экскурс в историю СССР. Я ожидал психологического (!) портрета самого Летова, мне нужен был эмоциональный, а не фактологический или исторический образ. Я хотел узнать не факты биографии, а понять, как в человеке, доведенном социумом до состояния крайней степени «опи___нения» (слово самого Летова), рождается колоссальная, чудовищная, но вместе с тем созидательная сила.
В эстетическом плане я хотел чего-то на стыке документалистики и игрового кино, что-то вроде работ Шрётера, Зиберберга или Джармена с его фильмом о Витгенштейне, например. Возможно, кто-то скажет, что я много хочу и что это с моей стороны вкусовщина. Но «Здорово И Вечно» получился именно в духе тв-документалок, рассчитанных на уж очень массового зрителя. В перспективе это, может быть, позволит вдове Летова заработать, что я только приветствую, но давним слушателям ГО ловить в фильме нечего.
В монологах участников фильма несколько раз проскакивает мысль о том, что Летов был перфекционистом, и всякий раз, создавая очередной альбом, прыгал выше головы, уходил «за горизонт», соприкасался с чем-то инобытийным. Вдова же Летова сказала, что фильм снят «так, как его бы мог снять сам Егор». Но получился некий «женский взгляд Натальи Чумаковой». Новая веха, на мой взгляд, не состоялась. Да и нужна ли она?
Из уважения к проделанной работе могу поставить лишь
5 из 10
28 ноября 2014
Пятница. Второй день показа. Я специально договариваюсь с другом чтобы пойти на сеанс который стоит на 30 рублей дешевле премьерного. Можно бравировать тем что это способ протеста, но смотря правде в глаза — денег в обрез. Увидеть данный фильм я счел для себя необходимостью. Хоть я никогда не был особым поклонником творчества Егора Летова и всей его компании, но тот момент, когда я осознанно познакомился с его песнями я не забуду никогда. Не беря в расчет всем известную «Все идет по плану», одной из самых ярких композиций засевших мне в душу была песня «Дурачок». Встретил я ее в саундтреке одного не самого известного российского фильма «Живой». Собственно она стала целостной составляющей данного кинофильма, и попутно поводом задуматься о своей ментальности еще тогда в далеком 2007, когда модная волна поисков «русскости» нахлынувшая сейчас была чем-то с трудом представляемым.
Именно тогда я понял, что есть что-то такое, темное, глубокое, сибирское внутри тебя, что заставляет тебя ощущать себя именно в теле той «русско-сибирско-рабской» ментальности. Эта «русско-сибирско-рабская» ментальность является и одной из основ творчества Егора Летова. Весь документальный фильм посвящен начальному этапу творческого становления Летова. Он включает в себя интервью участников групп в которых Летов принимла непосредственное участие, близких и друзей. Снятый в черно-белых цветах «Здорово и вечно», как нельзя точно передает весь колорит жизни в сибирских городах особенно в зимнее время. И весь жизненный путь Летова, проходящий через не самые лучшие времена в истории нашей страны, является самой настоящей борьбой с этой «русско-сибирско-рабской» ментальностью. Его путь — есть свобода, свобода протеста, свобода выбора, самая что ни на есть настоящая личная свобода, проходящая через этапы личностного осознания своего я. Собственно весь фильм будто бы пронизан этим лейтмотивом, но все-таки главным, наверное, является наличие очень важных и интересных отзывов и рассказов его близких людей.
Особый трепет вызывает интервью в самом начале фильма, которые дал брат Летова, Сергей. Многие говорят что идея создания данного фильма, и его некоторая коммерческая составляющая в какой-то мере оскорбляют имя и идеи самого Егора Летова. По этому поводу в заключении своего отзыва хотелось бы отметить, что сам фильм показывается далеко не во всех городах нашей страны, и в ближайшее время наверняка попадет в сеть, да и сборы от его показа вряд ли покроют затраты на его создание, поэтому если вы хотите узнать то, о чем всегда знали, но стеснялись спросить, то его нужно обязательно увидеть. Ведь для большой части знакомство с творчеством Летова это некоторый страх, стресс, на нем все построено, оно и завораживает тебя, а придя на фильм вы вроде бы попадаете в другой формат, формат повествования от третьего лица, пусть и в обличье всех тех кто когда-то приложил руку к созданию данного феномена русской культуры. В общем, здорово и вечно.
21 ноября 2014
Начну с самого главного ожидание просмотра фильма, было куда круче и лучше самого кино. Фильм испортил вечер, а вместе с ним и целый день! За что отдельное спасибо всем тем, кто писал, хвалебные отзывы на него и так советовал пойти! А теперь подробнее… Из плюсов данного фильма — предварительный показ, чтобы можно было посоветовать друзьям не ходить на него. Хорошая режиссура и подборка фото и видео. (Имхо, только из-за этого фильм стоит и смотреть!! А еще лучше поставить песни ГО в плеере на рандом и смотреть фильм в наушниках!) Кадры фильма, действительно передают атмосферу тех годов… 80е. Метель, деревья, поезд, Советский союз… Реально это круто!!! Ну и к плюсам можно отнести еще и уникальные кадры из жизни Игоря Федоровича, которыми обладает только его жена Наталья Чумакова, кстати, один из создателей данного фильма.
А теперь о том, что не понравилось… Исключительная отборка этапов жизни, то есть тех о которых хочется рассказать. Слишком много слов от людей когда-то работавших с Летовым, о том, как они это все видят. При этом каждый из них в большей степени рассказывает про себя, нежели про творчество Егора. Слишком мало слов самого Игоря Федоровича. Слишком много обсуждения звука ГО… Хотя в фильме не раз повторяется, что музыка не была главным в творчестве Егора. Ну и в конец настроение испортило то, что даже песню Прыг-Скок смогли сделать так ужасно, что просто слов нет!!!
Что не хватило лично мне: мне не хватило интервью и слов самого Летова. Поверьте, сказано им было немало и то, что он говорил, открывало некую завесу над его творчеством. А если уж быть совсем честным, то, наверное, в этом фильме мне не хватило самого Егора Летова!
Итог: фильм понравится тем, кто вообще не знаком с творчеством Егора Летова и Гражданской Обороны, про которую сказано, на мой взгляд, уж слишком мало!!! Или тем, кто знает данную группу всего лишь по нескольким песням и никогда не вдавался в историю развития коллектива. Фильм направлен на широкую публику, с целью сделать творчество и личность Егора, более популярной, следовательно, принести большие отчисления его жене Наталье Чумаковой… Которая собственно и стала известной за счет Игоря Федоровича, и сейчас живет за счет его известности. (Имхо:. эдакая Кортни Лав) В общем, если вы хотите внести имя Егора Летова в массы, то показывайте это кино знакомым. Если же хотите почтить память и разобраться в творчестве Игоря Федоровича, лучше пересмотрите его выступления и перечитайте его интервью…
Оценка: 3 из 5, и только за режиссуру!!! И да, не могу поставить 2 первому фильму про Егора Летова.
Совет: если уж хотели так популяризовать творчество Гражданской Обороны, то лучше бы пригласили Сергея Безрукова снятся в роли Егора и придумали какой-нибудь интересный сценарий, как в «Высоцкий».
З. Ы. Любая запись живого исполнения песни Прыг-Скок в сотни раз круче фильма!!!
З. З. Ы. И да, лучше смотрите фильм дома, нежели в кинотеатрах… Где куча людей не знакомых с его творчеством и творчеством людей, окружавших его! Который угарают над Кузей Уо или самим интервью Егора… А еще лучше слушайте Гражданскую Оборону… Там говорил сам Егор Летов!
9 ноября 2014