«Заговорённый рис» или «Nasi KangKang» — первый и на данный момент единственный малайзийский фильм, который я видел, поэтому, боюсь, не могу судить, насколько какие-то из упомянутых мною особенностей характерны для самого фильма, а какие — для кино Малайзии в целом.
Фильм начинается с подготовки к свадьбе, и вскоре мы видим первую брачную ночь Хайри и Миры. К несчастью, Хайри проводит её не так, как это обычно делают, а в рассуждениях о том, какая красивая, умная и замечательная его коллега Фотин и как только такая потрясающая девушка ещё не вышла замуж, что, естественно, его новой жене не слишком-то приятно. И дальше ситуация не выправляется — Хайри проводит с Фотин все свободное время, дружески флиртует, а на Миру сердится, когда та пытается найти его коллеге парня, чтоб хоть как-то нормализовать ситуацию. Мать Мари даёт отчаявшейся дочери совет — скормить мужу приворотный рис, тогда он на других и смотреть не станет. Вот её собственный муж, бывало, бил её, изменял и проигрывал семейные деньги, а теперь и слова поперёк не скажет жене. Мари с сомнением, но соглашается попробовать… Тем временем Фотин преследуют с самой свадьбы Хайри видения каких-то жутких призраков…
Первый и, пожалуй, главный плюс «Заговорённого риса» — реалистичная, фольклорная магия. В западных ужастиках подобное практически не встречается; полагаю, тут имеет значение и то, что в Малайзии эти традиции действительно живы и гораздо более распространены. Приворотные зелья, как положено, основаны на всякого рода телесных выделениях (и фильм не стесняется продемонстрировать процесс их добывания весьма графично), добрый заклинатель, похоже, просто набожный и учёный человек, отчитывающий жертв колдовства молитвами на арабском и так далее. Это придаёт фильму совершенно особый колорит и очень интересно.
Кроме того, в общем, у «Заговорённого риса» крепкий сценарий и симпатичные, хоть и простые, персонажи. Ну или подчеркнуто несимпатичные — как мама Миры или Хайри (который, правда, к немалому моему удивлению в финале позиционируется скорее как человек, совершивший ошибку, чем как законченный козёл). Центральным персонажем выступает Мира, и наблюдать за её эволюцией достаточно интересно. То, как эта милая и трогательная, хотя несколько поверхностная девушка сходит с ума из-за несчастливого брака, в общем, задевает. Правда, актёры, все без исключения, несколько переигрывают в манере, знакомой мне по японскому жанровому кино и дорамам. Вероятно, это просто специфика дальневосточной массовой культуры.
Сцены с призраками поставлены в меру страшно или, как минимум, неуютно. С помощью почти исключительно простого монтажа с появлениями и исчезновениями, да стробоскопического мигания света создатели «Заговорённого риса» если и не пугают зрителя до дрожи, то отлично передают идею, работающую на мораль фильма: вокруг полно всякой стрёмной дряни, которую мы не видим, и если не побережёшься, эта дрянь превратится в твою подушку или начнет лизать тебе пятки.
К сожалению, вне сцен с призраками монтаж явно не на высоте. Очень часто невозможно понять, прошло ли между склейками одно мгновение или несколько недель. Это действительно серьёзный недостаток и главная моя претензия к фильму. Схожая проблема с персонажами, появляющимися порой безо всякой логической причины, просто потому, что они пригодятся в этой сцене (может, будь монтаж внятнее, это не казалось бы столь странным).
Ну и мораль в финале подана уж слишком прямолинейно и резко. Тем более, что потребности в этом нет: содержание фильма и так достаточно чётко выражает его идею.
«Заговорённый рис», безусловно, не представляет собой ничего особенного. Но если вам интересна тема колдовства в кино или вы хотите посмотреть нестандартный ужастик — это неплохой вариант. Только умоляю, не ешьте во время просмотра.
6 из 10
24 ноября 2015