Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Улыбка |
английское название: |
Sonríe |
год: | 2012 |
страна: |
Аргентина
|
режиссер: | Marcelo Leguiza |
сценаристы: | Martin Bello, Дарио Эстерлих, Marcelo Leguiza |
продюсеры: | Oscar Pata, Дарио Эстерлих, Marcelo Leguiza |
композитор: | Oscar Pata |
монтаж: | Marcelo Leguiza |
жанр: | ужасы |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
По достаточно оживленной трассе панически бежит некий человек, упакованный до нижней части тела в чёрный мусорный мешок, аккуратно обмотанный белым скотчем (для эстетизма явно), спасаясь от невидимых до поры до времени преследователей, которые тем не менее его настигают и забирают снова к себе. Смена кадра, которой сопутствует слабая мультифокальная расфокусировка: молодая девушка нездорового вида приходит в себя у недостроенного жилого массива. Восстанавливая по памяти все с ней произошедшее и попутно испытывая преследования со стороны некоего ультражестокого убийцы, этой несостоявшейся актрисе малых форм и больших амбиций предстоит узнать о существовании подпольной снафф-индустрии, и, вероятнее всего, таки сыграть там свою лучшую и последнюю роль.
При просмотре второй по счёту полнометражной работы малоизвестного аргентинского хоррор-подпольщика Марсело Легуизы, фильма «Улыбка» 2012 года возникает неизбежное ощущение некоего дежавю, поскольку несомненно одно: Легуиза при создании «Улыбки» в качестве главного ориентира выбрал для себя ленту своего земляка Мариано Перальты «Снафф 102», снимая, впрочем, не не лишенный философской нагрузки псевдоснафф и не авторский комментарий на тему невероятной притягательности насилия на обсценном языке этого самого насилия с очевидной приставкой ultra, а именно что полноценный фильм об обратной стороне киноиндустрии. Эдакий «Хостел», разыгранный безо всякой иронии или эротики, синефильский хоррор о хорроре, решенный композиционно так, что фильму долгое время успешно удается притворяться почти что чистокровным слэшером, где все по определению просто, тупо и понятно, так как имеются значительные отличия от остального сонма этой разновидности жанра ужасов. В первую очередь в том, что жертва не склонна вести себя на всем протяжении картины исключительно как жертва, тогда как ее анонимный преследователь в резиновой маске сферического смайлика-девианта убивает направо и налево всех, кто ему попадается, а не только лишь априори стереотипизированно идиотизированную молодежь. Побочных убийств, однако, в картине при этом крайне мало, и довольно долго «Улыбка» представляет из себя броскую игру на выживание с совершенно непроясняемыми целями маскоголового, косплеющего своим внешним видом культового рестлера Санто.
Но чем ближе развязка, тем сильнее «Улыбка» перестает быть пресловутым слэшером, когда экран начинает перманентно менять свою цветную цифровую расцветку на монохром, а на арене нарратива появляются новоявленные дельцы подпольного кино. Со своей философией, со своими кинематографическими приемчиками и целой коллекцией пряного кровавого видео, где не суть важно кого пришьют, но предельно важно как и в каких количествах, качествах и декорациях, тем паче что даже такое антикино должно тем не менее оставаться кино, и радовать не только перверсивной красотой реального смертоубийства, но и эффектным построением кадра, правильным выбором жертвы и дарованным катарсисом (ну или оргазмом). Меняя в рамках одного фильма киноязыковые методы, Легуиза в сущности в «Улыбке» подчёркивает абсолютную вымышленность всей дальнейшей кровавой бани, так же как и Перальта показывал к финалу своего творения, что здешнее антикино, привязанное так или иначе к реальности, несет в себе лишь утилитарную функцию любого мало мальски претендующего на коммуникацию фильма ужасов, бьющего на актуальность экспрессивно и трансгрессивно. Антикино трансформируется в метакино, в котором режиссёр ищет самого себя, сперва идентифицируясь с жертвой, а потом и с киноманьяками-синефагами; если в своем дебюте, фильме «Радиоактивная межпланетная марихуана» 2010 года, Легуиза вдохновлялся трэш-фантастикой 50-х гг. и эстетикой Тромы, а третья его лента «Kv62» 2013 года предметно отталкивалась от авангарда, то «Улыбка» лишь демонстрирует поиски режиссёром своих тем, нарабатывания своих стилистических находок. Определённо верный курс, ведь андеграунд полностью свободен от любых ограничений. Твори что хочешь…
For your entertainment.
28 февраля 2016